Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников посредством предметной недели 8
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес» в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Закономерности развития познавательного интереса к учебной
деятельности у младших школьников 15
1.3 Возможности предметной недели в развитии познавательного интереса
к учебной деятельности у младших школьников 22
Глава 2 Практическое исследование по развитию познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников посредством предметной недели 36
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 36
2.2 Содержание работы по развитию познавательного интереса к учебной
деятельности у младших школьников посредством предметной недели 44
2.3 Анализ результатов практического исследования 48
Заключение 56
Библиографический список 60
Приложение
Актуальность темы исследования. В настоящее время сфера образования подвергается модернизации. Одним из главнейших направлений развития образовательных учреждений является повышение качества образования. Повышение качества образования в нашем образовательном учреждении реализуется путём создания условий для развития личности каждого учащегося, через совершенствование системы преподавания. Основу современных технологий и способов обучения, разнообразных подходов и методик составляет такое важное понятие как становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию - одна из стратегических задач современной школы. Один из критериев эффективности педагогического процесса - это формирование устойчивого познавательного интереса у школьников, что является одной из центральных проблем современной школы. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании
Познавательный интерес самопроизвольно не возникает из потребностей, а специально формируется и развивается образовательным учреждением, следовательно, нужно решать задачу формирования познавательного интереса с начальной школы, так как именно в это период выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и потребности в определенных видах деятельности. Сформированность у младшего школьника познавательного интереса ведет к возникновению внутренней цели деятельности самого ученика, превращая его в активный субъект учебной деятельности. Кроме того, в начальной школе ученик еще не ориентирован на завершение образования, наоборот, его целью является дальнейшее обучение, поэтому в процессе образовательной деятельности младших школьников педагогам важно не только сформировать интерес, но и сохранить его на всех этапах школьного обучения.
По мнению, А.К. Марковой [23], М.В Матюхиной [24], Г.И. Щукиной [52] активизация внимания учащихся и развитие устойчивого познавательного интереса к изучаемому предмету позволяют достигнуть высоких показателей в выбранной области знаний. Одной из форм активизации познавательной деятельности учащихся являются предметные недели. Участие в предметной неделе и даёт возможность младшему школьнику проявить свои интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов. Кроме того, мероприятия предметной недели позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию.
В настоящее время методическая наука располагает богатым теоретическим и экспериментальным материалом в области развития познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников. Данная проблема представлена в исследованиях Л.И. Божович [5], О.В. Булатовой [8], А.Ю. Дейкиной [12], А.К. Марковой [23], М.В. Матюхиной [24], Н.Г. Морозовой [27], Н.К. Постниковой [33], Н.Ф. Талызиной [43] и др.
Однако существует противоречие между недостаточной теоретической разработанностью способов развития познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников средствами предметной недели и востребованностью методических рекомендаций по организации предметной недели в начальной школе.
Проблему исследования можно сформулировать в виде вопроса: каковы возможности предметной недели в развитии познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников? Недостаточная разработанность данного вопроса определяет выбор темы нашего исследования: «Предметная неделя как средство развития познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников».
Цель исследования: выявить, теоретически экспериментально проверить возможности предметной недели для развития познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: возможности предметной недели для развития познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников посредством предметной недели будет проходить эффективно, если:
- централизировать позицию младшего школьника с окружающим миром в процессе образовательного взаимодействия;
- максимально использовать возможные для младшего школьного возраста источники познавательной информации.
Для доказательства данной гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
1) проанализировать постановку проблемы развития познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников в психолого¬педагогических исследованиях;
2) определить сущность и потенциал предметной недели для развития познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников;
3) обосновать способы развития познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников;
4) экспериментально проверить эффективность способов развития познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников посредством предметной недели;
5) разработать педагогические рекомендации по развитию познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников посредством предметной недели.
Методы исследования:
1) теоретического исследования: анализ, синтез, обобщение,
конкретизация;
2) эмпирического исследования: педагогическое тестирование,
количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, математические методы;
3) метод педагогического эксперимента.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- дано обоснование способов развития познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников посредством предметной недели;
- определены и описаны структура познавательного интереса к учебной деятельности, уровни развития компонентов познавательного интереса к учебной деятельности младших школьников (низкий, средний, высокий), дана их качественная характеристика.
Практическая значимость исследования: материалы данного
исследования могут быть использованы педагогами начальных классов при определении содержания, форм и методов работы по развитию познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников посредством предметной недели.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Село Софийск» Ульчского муниципального района Хабаровского края.
Проблема развития познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников посредством предметной недели в современных исследованиях отражено недостаточно полно. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по данному вопросу и прийти к следующим выводам.
Познавательный интерес в самом общем определении выступает в качестве избирательной деятельности человека, которая направлена на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирует психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. В качестве особенностью познавательного интереса к учебной деятельности выступает его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес рассматривается как внешний стимул процессов обучения и воспитания, как источник активизации познавательной деятельности учащихся, как эффективный инструмент учителей, позволяющий им осуществлять учебный процесс более привлекательно, интересно, а также выделить те аспекты обучения, которые смогли бы привлечь к себе непроизвольное внимание.
Формирование познавательных интересов к учебной деятельности начинается у школьников с самого начала обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда у детей формируется интерес к содержанию учебной деятельности и появляется потребность приобретать как можно больше знаний. На основе этого у младшего школьника могут сформироваться социально-желательные мотивы к учению, связанные с ответственным отношением к учебным занятиям и к учебе в целом. В связи с этим, познавательный интерес к учебной деятельности в процессе развития детей младшего школьного возраста выполняет различные функции: он выступает как средство активного и увлекающего ребенка обучения, как весомый мотив к интеллектуальному и длительному по времени протекания познавательной деятельности, как предпосылка успешного формирования готовности личности к дальнейшему обучению.
Одной из форм развития познавательного интереса деятельности учащихся младшего школьного возраста являются предметные недели, которые органически включается в учебно-воспитательный процесс, продолжая начатую педагогом деятельность на уроках. Специфика предметной недели заключает в обеспечении перехода познавательной деятельности в творческую. Данная форма работы позволяет эффективно формировать познавательный интерес к учебной деятельности у учащихся, дает большой эмоциональный заряд, надолго запоминается детям, улучшает успеваемость по предмету. Кроме того богатый дополнительный материал способствует расширению кругозора учащихся, способствует изменению у учащихся отношения к учёбе, появлению заинтересованности в познании нового, усиливает интерес к процессу обучения.
Практическое исследование было проведено на базе МБОУ СОШ с.Софийск Ульчского района Хабаровского края. В исследовании принимали участие 20 детей младшего школьного возраста (8-9лет). Практическое исследование проводилась в три этапа:
Анализ уровня познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников на констатирующем этапе исследования, позволил сделать вывод о том, что у большинства их них был обнаружен низкий и средний уровень познавательной активности, познавательной мотивации, познавательной самостоятельности. Это говорит о том, что познавательные возможности у таких детей различны. Поэтому, полученные результаты во время констатирующего этапа исследования свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по развитию познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников. В параграфе 2.2. рассмотрим наш вариант организации деятельности педагогов начальных классов по повышению качества развития познавательного интереса к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.
На этапе формирующего этапе был разработан и апробирован комплекс педагогических мероприятий, объединенный едиными задачами по развитию познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников посредством предметной недели. Вся работа, проводимая с младшими школьниками, была выстроена в соответствии со следующими направлениями развития познавательного интереса к учебной деятельности: 1) развитие познавательной активности; 2) развитие познавательной мотивации к учебной деятельности; 3) развитие познавательной самостоятельности учащихся. За период формирующего этапа было проведено 4 предметных недели по всем основным дисциплинам учебного плана: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. Организованная нами работа была призвана повысить эффективность познавательного развития младших школьников за счет использования следующих форм: тематических линеек, конкурсов, игр, олимпиад, лотерей, устного журнала, классных часов, уроков- путешествий, КВН, бесед, экскурсий, просмотра видеороликов, акций, фотоконкурсов.
По результатам диагностических методик на контрольном этапе у младших школьников получились более высокие показатели, чем на констатирующем этапе. У детей преобладает высокий и средний уровни познавательной активности, познавательной мотивации, познавательной самостоятельности. В среднем данные показатели увеличились практически вдвое. Полученные результаты по итогам практического исследования по развитию познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников посредством предметной недели доказали свою эффективность. В связи с этим, использование предметной недели, позволяет эффективно развивать познавательный интерес к учебной деятельности уже в начальной школе, что так необходимо современному школьнику.
Проанализировав все вышеперечисленное, можно говорить о том, что поставленные нами задачи были успешно выполнены, а апробированные педагогические мероприятия доказали свою эффективность. Это подтверждает поставленную в начале исследования гипотезу, которая базировалась на предположении о том, что развитие познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников посредством предметной недели будет проходить эффективно, если:
- централизировать позицию младшего школьника с окружающим миром в процессе образовательного взаимодействия,
- максимально использовать возможные для младшего школьного возраста источники познавательной информации,
- включить учащихся в активную познавательную деятельность;
- разработать комплекс педагогических мероприятий по развитию познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников посредством предметной недели.
Следовательно, практическое исследование было проведено успешно, цель нашего исследования в целом достигнута.
1. Абаева, Н.Н. Развитие творческой познавательной активности
воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность / Наталья Николаевна Абаева // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). - Краснодар:
Новация, 2017. - С. 16-18.
2. Аверьянова, И.В. Предметные недели и праздники / И.В. Аверьянова, Н.Н. Лапшина. - М.: Учитель, 2008. - 199 с.
3. Бабанский, Ю.А. Рациональная организация учебной деятельности / Юрий Константинович Бабанский. - М.: Знание, 2011. - 128 с.
4. Байбородова, Л.В. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности младших школьников / Л.В. Байбородова, Е.В. Широкова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №3. - С. 36-42.
5. Божович, Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения / Лидия Ильинична Божович. - М.:Учпедгиз,1955. - 256с.
6. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям / Владимир Борисович Бондаревский. - Горький.: Приокское книжное издательство, 1968. - 456 с.
7. Бучнева, Г.А. Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе / Галина Анатольевна Бучнева // Молодой ученый. - 2017. - №14. - С. 702-705.
8. Булатова, О.В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте Ольга Владимировна Булатова // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 11. - С. 78-81.
9. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе / Алексей Борисович Воронцов. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
10. Грецов, А.Г. Динамика развития учебной мотивации младших школьников / А.Г. Грецов, Е.В. Жукова // Журнал практического психолога. - 2001. - № 3. - С. 169-175.
11. Гуссоева, А.И. Особенности развития познавательного интереса младших школьников / А.И. Гуссоева, И.Л. Качмазова, Н.В. Тимошкина [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 6. - Режим доступа: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=19337
12. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения /Анна Юрьевна Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 64 с.
13. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Борис Игнатьевич Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
14. Дядинчук, Т.Г. Познавательный интерес как средство обучения младших школьников / Татьяна Григорьевна Дядинчук // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 954-956.
15. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе / Александр Владимирович Запорожец. - М. : Знание, 2007. - 257 с.
16. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Евгений Павлович Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.
17. Казакова, А.А. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС / Анна Александровна Казакова. - М.: Просвещение, 2019. - 53 с.
18. Казачкова, С.П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2015. - 256 с.
19. Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки: теория образования / Петр Федорович Каптерев. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1985. - 434 с.
20. Капустина, Н.Г. Познавательные интересы младших школьников / Наталья Геннадьевна Капустина // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 2. - С. 3-7.
21. Куник P.M. Внеаудиторные занятия как метод активизации познавательного интереса к обучению / Р.М. Куник, И.А. Дюжая // Вологдинские чтения. - 2009. № 75. - С. 94-96.
22. Литранович, Ж.Т. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий / Ж.Т. Литранович, В.Д. Землянова // Педагогический альманах. - 2012. - №1. - С. 94-99.
23. Маркова, А.К. Формирование интереса к учению у школьников / Аэлита Капитоновна Маркова. - М.: Педагогика, 1986. - 191 с.
24. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / Маргарита Викторовна Матюхина. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
25. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогическая сущность
познавательного интереса / Елена Александровна Меньшикова // Вестник ТГПУ. - 2008. - №3. - С.16-20.
26. Метельский, И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу / Игорь Владимирович Метельский. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 57 с.
27. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Наталья Григорьевна Морозова. - М.: Знание, 2009. - 246 с.
28. Панкратов, Т.К. Общие педагогические условия развития интересов студенчества / Т.К. Панкратов. - Казань: Изд-во Казан ун -та, 1971. - 58 с.
29. Пастушкова, М.А. Формирование познавательных интересов учащихся начальной школы как необходимое условие повышения качества образования / Марина Анатольевна Пастушкова // Инновационные технологии в образовании: международная научно-практическая конференция. - Пенза: ПГУ, изд-во «Приволжский дом знаний», 2018. - С. 125-127.
30. Петровская, Л.А. Компетентность в общении / Лариса Андреевна Петровская. - М.: Изд-во МГУ,1989. - 216 с.
31. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: учеб. пособие / Владимир Юрьевич Питюков. - М. : Изд-во «Гном и Д», 2007. - 219 с.
32. Пологрудова, И.С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе /Ирина Сергеевна Пологрудова // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 366-367.
33. Постникова, Н.К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников / Наталья Константиновна Постникова: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л.: Наука, 1987. - 23 с.
34. Прохоренко, А.В. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности / Александр Владимирович Прохоренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 46-2. - С. 233-239.
35. Рассказов, Ф.Д. Работа педагогов по соблюдению условий эффективной внеурочной деятельности младших школьников / Ф.Д. Рассказов, Е.О. Соловьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - №12. - С. 106-115.
36. Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск: Пеленг, 1993. - 61 с.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сергей Леонидович Рубинштейн. - М.: Питер, 2002. - 720 с.
38. Самошкина, Т.Г. Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности / Татьяна Геннадьевна Самошкина // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 133-136.
39. Семаго, Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст / Наталья Яковлевна Семаго. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 56 с.
40. Семенова, Т.С. Мотивы учения и их влияние на успешность обучения первоклассников / Семенова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 791-794
41. Сергеева, В.П. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования (курс лекций) / Валентина Павловна Сергеева. - М. : Граф-Пресс, 2002. - 281 с.