РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 8
1.1. Сущность и составляющие регионального рынка общественного
питания 8
1.2. Показатели и факторы развития регионального рынка общественного
питания 18
1.3. Экономические условия формирования и специфика рынка
общественного питания в России 28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 37
2.1. Оценка социально-экономического состояния Белгородской области. 37
2.2. Характеристика рынка общественного питания Белгородской
области 41
2.3. Анализ направлений и проблем развития рынка общественного питания
Белгородской области 51
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 61
3.1. Направления развития регионального рынка общественного питания.61
3.2. Формирование механизмов развития предприятий регионального рынка
общественного питания 67
3.3. Развитие регионального рынка общественного питания на основе внедрения модели расширения конкуренции 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 8
1.1. Сущность и составляющие регионального рынка общественного
питания 8
1.2. Показатели и факторы развития регионального рынка общественного
питания 18
1.3. Экономические условия формирования и специфика рынка
общественного питания в России 28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 37
2.1. Оценка социально-экономического состояния Белгородской области. 37
2.2. Характеристика рынка общественного питания Белгородской
области 41
2.3. Анализ направлений и проблем развития рынка общественного питания
Белгородской области 51
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 61
3.1. Направления развития регионального рынка общественного питания.61
3.2. Формирование механизмов развития предприятий регионального рынка
общественного питания 67
3.3. Развитие регионального рынка общественного питания на основе внедрения модели расширения конкуренции 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования заключается в том, что проблемы развития отрасли общественного питания в современной экономической ситуации в РФ представляют собой особый теоретический и практический интерес, так как рынок общественного питания является важным элементом региональной экономики.
Общественное питание считается одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей в регионах. Индустрия услуг общественного питания обладает динамично растущим оборотом и в целом положительной динамикой. Увеличение спроса и предложения на региональных рынках общественного питания сформировали новые рыночные условия и конкурентную среду в отрасли, которая получила стимул к дальнейшему развитию.
Развитие потребительского рынка в целом и рынка общественного питания можно уверенно отнести к социально значимым задачам.
Отрасль общественного питания взаимосвязана с другими отраслями в зависимости от специализации региона. В промышленных регионах приоритет отдается производству и торговле, в рекреационных - санитарно¬оздоровительным и туристско-рекреационным услугам. Общественное питание является важным элементом социальной инфраструктуры региона. Роль общественного питания является достаточно значимой, она направлена на выполнение основной функции - создание комплекса условий для развития экономики региона и обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.
Степень разработанности проблемы. Проблемы формирования рынка услуг общественного питания нашли отражение в трудах Е.М. Баканковой, В.А. Барановского, Е.В. Башмачниковой, А.П. Гарнова, Т.Н. Кутаевой, Т.И. Николаевой, С.Н. Пугачевой, З.О. Фадеевой и др.
Вопросы развития рынка услуг общественного питания рассматривались в трудах С. И. Балаева, А. Д. Ефимова, Ф. Х. Карданова, М. А. Максимовой, А. М. Мукожева, Д. А. Смагина, И. Н. Смагиной, И. Р. Смирновой и др.
Однако, несмотря на многочисленность научных публикаций отечественных и зарубежных ученых, многие проблемы формирования и развития рынка услуг общественного питания еще не нашли своего теоретического и практического решения.
Цель исследования - исследование особенностей развития рынка общественного питания в Белгородской области и усовершенствовать механизмы развития регионального рынка общественного питания. Исходя из этого, в работе сформулированы и решаются задачи:
- изучить сущность и составляющие регионального рынка общественного питания;
- рассмотреть и факторы развития регионального рынка общественного питания;
- изучить состояние, тенденции развития и особенности формирования системы общественного питания в России;
- проанализировать развитие рынка общественного питания Белгородской области;
- определить стратегии развития регионального рынка общественного питания Белгородской области;
- обобщить результаты проведенного исследования и разработать комплекс мероприятий, способствующих усовершенствованию сферы общественного питания в регионе.
Объектом исследования является рынок общественного питания Белгородской области.
Предметом исследования являются организационные и экономические отношения, возникающие при формировании и развитии регионального рынка услуг общественного питания.
Методы исследования: анализ экономических, правовых,
статистических источников литературы; эмпирический.
Методологической основой исследования явились литература отечественных авторов, нормативно-правовые акты, учебные пособия и учебники, научные статьи в периодических изданиях.
Теоретической и информационной базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных специалистов, изучающих системы общественного питания, материалы специализированной периодической печати. Теоретической основой данной работы послужили труды, посвященные вопросам развития рынка услуг общественного питания, С.И. Балаева, А.Д. Ефимова, Ф.Х. Карданова, М.А. Максимовой, А.М. Мукожева, Д.А. Смагина, И.Н. Смагиной, И.Р. Смирновой и др.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в изучении предложении авторской формулировки термина «региональный рынок общественного питания», качественных показателей рынка общественного питания, а также в разработке механизмов развития регионального рынка общественного питания на основе модели расширения конкуренции.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы и полученные автором результаты заключаются в обобщении сущности, составляющих, показателей и факторов развития регионального рынка общественного питания.
Практическая значимость заключается в возможности применения основных положений работы при формировании механизмов развития рынка услуг общественного питания в регионе органами власти.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на международных научно-практических конференциях. По результатам проведенного исследования опубликованы научные труды.
Общественное питание считается одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей в регионах. Индустрия услуг общественного питания обладает динамично растущим оборотом и в целом положительной динамикой. Увеличение спроса и предложения на региональных рынках общественного питания сформировали новые рыночные условия и конкурентную среду в отрасли, которая получила стимул к дальнейшему развитию.
Развитие потребительского рынка в целом и рынка общественного питания можно уверенно отнести к социально значимым задачам.
Отрасль общественного питания взаимосвязана с другими отраслями в зависимости от специализации региона. В промышленных регионах приоритет отдается производству и торговле, в рекреационных - санитарно¬оздоровительным и туристско-рекреационным услугам. Общественное питание является важным элементом социальной инфраструктуры региона. Роль общественного питания является достаточно значимой, она направлена на выполнение основной функции - создание комплекса условий для развития экономики региона и обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.
Степень разработанности проблемы. Проблемы формирования рынка услуг общественного питания нашли отражение в трудах Е.М. Баканковой, В.А. Барановского, Е.В. Башмачниковой, А.П. Гарнова, Т.Н. Кутаевой, Т.И. Николаевой, С.Н. Пугачевой, З.О. Фадеевой и др.
Вопросы развития рынка услуг общественного питания рассматривались в трудах С. И. Балаева, А. Д. Ефимова, Ф. Х. Карданова, М. А. Максимовой, А. М. Мукожева, Д. А. Смагина, И. Н. Смагиной, И. Р. Смирновой и др.
Однако, несмотря на многочисленность научных публикаций отечественных и зарубежных ученых, многие проблемы формирования и развития рынка услуг общественного питания еще не нашли своего теоретического и практического решения.
Цель исследования - исследование особенностей развития рынка общественного питания в Белгородской области и усовершенствовать механизмы развития регионального рынка общественного питания. Исходя из этого, в работе сформулированы и решаются задачи:
- изучить сущность и составляющие регионального рынка общественного питания;
- рассмотреть и факторы развития регионального рынка общественного питания;
- изучить состояние, тенденции развития и особенности формирования системы общественного питания в России;
- проанализировать развитие рынка общественного питания Белгородской области;
- определить стратегии развития регионального рынка общественного питания Белгородской области;
- обобщить результаты проведенного исследования и разработать комплекс мероприятий, способствующих усовершенствованию сферы общественного питания в регионе.
Объектом исследования является рынок общественного питания Белгородской области.
Предметом исследования являются организационные и экономические отношения, возникающие при формировании и развитии регионального рынка услуг общественного питания.
Методы исследования: анализ экономических, правовых,
статистических источников литературы; эмпирический.
Методологической основой исследования явились литература отечественных авторов, нормативно-правовые акты, учебные пособия и учебники, научные статьи в периодических изданиях.
Теоретической и информационной базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных специалистов, изучающих системы общественного питания, материалы специализированной периодической печати. Теоретической основой данной работы послужили труды, посвященные вопросам развития рынка услуг общественного питания, С.И. Балаева, А.Д. Ефимова, Ф.Х. Карданова, М.А. Максимовой, А.М. Мукожева, Д.А. Смагина, И.Н. Смагиной, И.Р. Смирновой и др.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в изучении предложении авторской формулировки термина «региональный рынок общественного питания», качественных показателей рынка общественного питания, а также в разработке механизмов развития регионального рынка общественного питания на основе модели расширения конкуренции.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы и полученные автором результаты заключаются в обобщении сущности, составляющих, показателей и факторов развития регионального рынка общественного питания.
Практическая значимость заключается в возможности применения основных положений работы при формировании механизмов развития рынка услуг общественного питания в регионе органами власти.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на международных научно-практических конференциях. По результатам проведенного исследования опубликованы научные труды.
Общественное питание является одной из главных социально-экономических составляющих уровня развития общества. Оно является крупной организационно-хозяйственной системой, главной задачей которой является удовлетворение жизненных потребностей населения.
В настоящее время развитие ресторанного бизнеса достигает высоких темпов. В частности, кафе всегда будут востребованы в обществе, т.к. это не только предприятие общественного питания, но и место для отдыха и приятного время препровождения. Анализ динамики развития структуры общественного питания Белгородской области показал, что в данном регионе растет количество ресторанов, кафе и баров. Наряду с положительными тенденциями в данной отрасли отмечаются и негативные процессы, такие как: ухудшение системы горячего питания в государственных и социальных учреждениях, сокращение системы лечебно-профилактического питания на предприятиях в сфере вредных условий труда и др.
Одной из главных целей большинства предприятий является проникновение на рынок и обеспечение увеличения доли рынка. Главной стратегией предприятия должна стать комплексная стратегия по предоставлению продукции более высокого качества и по более низким ценам, а также разнообразие предоставляемых услуг.
Общественное питание является важным элементом в интегральной оценке социально-экономического развития общества в регионе.
Региональный рынок общественного питания характеризуется высокой степенью дифференциации предлагаемого продукта и цен, чистой конкуренцией, высокой степенью локализации предприятий в силу неотделимости услуги от ее поставщика, что дает возможность предприятиям общественного питания формировать конкурентные преимущества,
позволяющие ограничить влияние конкурентов. В этих условиях
деятельность предприятий общественного питания требует постоянного совершенствования и обновления.
Влияние внутренних и внешних факторов на деятельность предприятий общественного питания региона оценивается с помощью основных показателей рынка общественного питания. Основную массу материальных благ, которые используются для личных нужд, население получает через торговлю. Количественная и качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления, соответственно закону товарного оборота, находит свое отображение в показателях оборота общественного питания.
Проведен анализ товарного оборота на предприятиях общественного питания Белгородской области, который показал, что на территории области созданы благоприятные условия для дальнейшего развития системы общественного питания, что способствовало увеличению оборота общественного питания, повышению качества обслуживания, условий труда, росту производительности.
Оборот с каждым годом возрастает - рынок общественного питания развивается достаточно динамично. Основными факторами роста являются увеличение материальных доходов горожан и как следствие увеличение покупательской способности; изменение культуры питания, стиля жизни; появление продуктовых инноваций - новые виды напитков, блюд, изменение биохимического состава продуктов; технологические и технические инновации - автоматизация производства, отдельных операций в технологическом процессе позволяет экономить на затратах на живой труд, ускорить производственный процесс; снижение неопределенности и риска в бизнесе - постоянная и неотложная потребность человека в питании, а также в общении, соответствии требованиям моды и общества снижает уровень риска неликвидности товара.
Белгородскую область отличает высокие темпы роста экономики ВРП в 2012-2016 гг., область имеет развитое промышленное производство и сельское хозяйство со специализацией на производстве пищевых продуктов, добыче полезных ископаемых и металлургическом производстве. В 2012¬2016 гг. в регионе обеспечивалось увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства, объемов жилищного строительства, оборота розничной торговли и объема платных услуг населению, сохранялась стабильной ситуация на рынке труда, создавалась основа для повышения уровня и качества жизни населения области. Правительство области проводило активную политику по развитию экономики области, направленную на создание долговременных факторов экономического роста, диверсификацию и модернизацию производства, импортозамещение, наращивание конкурентных преимуществ области, стимулирование инновационной активности предприятий и организаций
Рынок общественного питания Белгородской области является важным структурным элементом социальной инфраструктуры региона, роль общественного питания достаточно значима и направлена на выполнение главной функции - создание комплекса условий для развития экономики региона и обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Кроме того, рынок общественного питания Белгородской области выполняет важные экономические и социальные функции, поддерживая высокий уровень жизни населения, обеспечивая занятость, развитие малого бизнеса и экономическое развитие области. Что обуславливает необходимость дальнейшего исследования анализа направлений и проблем развития рынка общественного питания Белгородской области.
Низкий уровень использования современных технологий обуславливает существенное отставание рынка общественного питания Белгородской области от сектора общественного питания развитых стран по уровню эффективности в 5 и более раз.
В целях решения этих проблем в Белгородской области необходимо: формирование новой нормативно правовой базы в сфере регулирования потребительского рынка, разработка стратегии и программы развития общественного питания, отработка правоприменительных механизмов
В настоящее время развитие ресторанного бизнеса достигает высоких темпов. В частности, кафе всегда будут востребованы в обществе, т.к. это не только предприятие общественного питания, но и место для отдыха и приятного время препровождения. Анализ динамики развития структуры общественного питания Белгородской области показал, что в данном регионе растет количество ресторанов, кафе и баров. Наряду с положительными тенденциями в данной отрасли отмечаются и негативные процессы, такие как: ухудшение системы горячего питания в государственных и социальных учреждениях, сокращение системы лечебно-профилактического питания на предприятиях в сфере вредных условий труда и др.
Одной из главных целей большинства предприятий является проникновение на рынок и обеспечение увеличения доли рынка. Главной стратегией предприятия должна стать комплексная стратегия по предоставлению продукции более высокого качества и по более низким ценам, а также разнообразие предоставляемых услуг.
Общественное питание является важным элементом в интегральной оценке социально-экономического развития общества в регионе.
Региональный рынок общественного питания характеризуется высокой степенью дифференциации предлагаемого продукта и цен, чистой конкуренцией, высокой степенью локализации предприятий в силу неотделимости услуги от ее поставщика, что дает возможность предприятиям общественного питания формировать конкурентные преимущества,
позволяющие ограничить влияние конкурентов. В этих условиях
деятельность предприятий общественного питания требует постоянного совершенствования и обновления.
Влияние внутренних и внешних факторов на деятельность предприятий общественного питания региона оценивается с помощью основных показателей рынка общественного питания. Основную массу материальных благ, которые используются для личных нужд, население получает через торговлю. Количественная и качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления, соответственно закону товарного оборота, находит свое отображение в показателях оборота общественного питания.
Проведен анализ товарного оборота на предприятиях общественного питания Белгородской области, который показал, что на территории области созданы благоприятные условия для дальнейшего развития системы общественного питания, что способствовало увеличению оборота общественного питания, повышению качества обслуживания, условий труда, росту производительности.
Оборот с каждым годом возрастает - рынок общественного питания развивается достаточно динамично. Основными факторами роста являются увеличение материальных доходов горожан и как следствие увеличение покупательской способности; изменение культуры питания, стиля жизни; появление продуктовых инноваций - новые виды напитков, блюд, изменение биохимического состава продуктов; технологические и технические инновации - автоматизация производства, отдельных операций в технологическом процессе позволяет экономить на затратах на живой труд, ускорить производственный процесс; снижение неопределенности и риска в бизнесе - постоянная и неотложная потребность человека в питании, а также в общении, соответствии требованиям моды и общества снижает уровень риска неликвидности товара.
Белгородскую область отличает высокие темпы роста экономики ВРП в 2012-2016 гг., область имеет развитое промышленное производство и сельское хозяйство со специализацией на производстве пищевых продуктов, добыче полезных ископаемых и металлургическом производстве. В 2012¬2016 гг. в регионе обеспечивалось увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства, объемов жилищного строительства, оборота розничной торговли и объема платных услуг населению, сохранялась стабильной ситуация на рынке труда, создавалась основа для повышения уровня и качества жизни населения области. Правительство области проводило активную политику по развитию экономики области, направленную на создание долговременных факторов экономического роста, диверсификацию и модернизацию производства, импортозамещение, наращивание конкурентных преимуществ области, стимулирование инновационной активности предприятий и организаций
Рынок общественного питания Белгородской области является важным структурным элементом социальной инфраструктуры региона, роль общественного питания достаточно значима и направлена на выполнение главной функции - создание комплекса условий для развития экономики региона и обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Кроме того, рынок общественного питания Белгородской области выполняет важные экономические и социальные функции, поддерживая высокий уровень жизни населения, обеспечивая занятость, развитие малого бизнеса и экономическое развитие области. Что обуславливает необходимость дальнейшего исследования анализа направлений и проблем развития рынка общественного питания Белгородской области.
Низкий уровень использования современных технологий обуславливает существенное отставание рынка общественного питания Белгородской области от сектора общественного питания развитых стран по уровню эффективности в 5 и более раз.
В целях решения этих проблем в Белгородской области необходимо: формирование новой нормативно правовой базы в сфере регулирования потребительского рынка, разработка стратегии и программы развития общественного питания, отработка правоприменительных механизмов
Подобные работы
- МАРКЕТИНГ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ РЕКЛАМЫ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ БРЕНДИНГА НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Г.БЕЛГОРОД
Дипломные работы, ВКР, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Управление параметрами позиционирования предприятия общественного питания в условиях кризиса
Магистерская диссертация, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка предложений по повышению эффективности процесса оказания услуг на рынке общественного питания (на примере ООО «Прогресс»)
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БАРНАУЛА)
Магистерская диссертация, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Социальный портрет занятых в сфере общественного питания (рестораторы, повара, официанты) на примере города Санкт-Петербурга
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование организации работы предприятия общественного питания на примере ООО «КОРН» (Кафе-бар «Сабра»)»
Дипломные работы, ВКР, технология питания. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2014



