ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 8
1.1. Сущность и составляющие регионального рынка общественного
питания 8
1.2. Показатели и факторы развития регионального рынка общественного
питания 18
1.3. Экономические условия формирования и специфика рынка
общественного питания в России 28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 37
2.1. Оценка социально-экономического состояния Белгородской области. 37
2.2. Характеристика рынка общественного питания Белгородской
области 41
2.3. Анализ направлений и проблем развития рынка общественного питания
Белгородской области 51
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 61
3.1. Направления развития регионального рынка общественного питания.61
3.2. Формирование механизмов развития предприятий регионального рынка
общественного питания 67
3.3. Развитие регионального рынка общественного питания на основе внедрения модели расширения конкуренции 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования заключается в том, что проблемы развития отрасли общественного питания в современной экономической ситуации в РФ представляют собой особый теоретический и практический интерес, так как рынок общественного питания является важным элементом региональной экономики.
Общественное питание считается одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей в регионах. Индустрия услуг общественного питания обладает динамично растущим оборотом и в целом положительной динамикой. Увеличение спроса и предложения на региональных рынках общественного питания сформировали новые рыночные условия и конкурентную среду в отрасли, которая получила стимул к дальнейшему развитию.
Развитие потребительского рынка в целом и рынка общественного питания можно уверенно отнести к социально значимым задачам.
Отрасль общественного питания взаимосвязана с другими отраслями в зависимости от специализации региона. В промышленных регионах приоритет отдается производству и торговле, в рекреационных - санитарно¬оздоровительным и туристско-рекреационным услугам. Общественное питание является важным элементом социальной инфраструктуры региона. Роль общественного питания является достаточно значимой, она направлена на выполнение основной функции - создание комплекса условий для развития экономики региона и обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.
Степень разработанности проблемы. Проблемы формирования рынка услуг общественного питания нашли отражение в трудах Е.М. Баканковой, В.А. Барановского, Е.В. Башмачниковой, А.П. Гарнова, Т.Н. Кутаевой, Т.И. Николаевой, С.Н. Пугачевой, З.О. Фадеевой и др.
Вопросы развития рынка услуг общественного питания рассматривались в трудах С. И. Балаева, А. Д. Ефимова, Ф. Х. Карданова, М. А. Максимовой, А. М. Мукожева, Д. А. Смагина, И. Н. Смагиной, И. Р. Смирновой и др.
Однако, несмотря на многочисленность научных публикаций отечественных и зарубежных ученых, многие проблемы формирования и развития рынка услуг общественного питания еще не нашли своего теоретического и практического решения.
Цель исследования - исследование особенностей развития рынка общественного питания в Белгородской области и усовершенствовать механизмы развития регионального рынка общественного питания. Исходя из этого, в работе сформулированы и решаются задачи:
- изучить сущность и составляющие регионального рынка общественного питания;
- рассмотреть и факторы развития регионального рынка общественного питания;
- изучить состояние, тенденции развития и особенности формирования системы общественного питания в России;
- проанализировать развитие рынка общественного питания Белгородской области;
- определить стратегии развития регионального рынка общественного питания Белгородской области;
- обобщить результаты проведенного исследования и разработать комплекс мероприятий, способствующих усовершенствованию сферы общественного питания в регионе.
Объектом исследования является рынок общественного питания Белгородской области.
Предметом исследования являются организационные и экономические отношения, возникающие при формировании и развитии регионального рынка услуг общественного питания.
Методы исследования: анализ экономических, правовых,
статистических источников литературы; эмпирический.
Методологической основой исследования явились литература отечественных авторов, нормативно-правовые акты, учебные пособия и учебники, научные статьи в периодических изданиях.
Теоретической и информационной базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных специалистов, изучающих системы общественного питания, материалы специализированной периодической печати. Теоретической основой данной работы послужили труды, посвященные вопросам развития рынка услуг общественного питания, С.И. Балаева, А.Д. Ефимова, Ф.Х. Карданова, М.А. Максимовой, А.М. Мукожева, Д.А. Смагина, И.Н. Смагиной, И.Р. Смирновой и др.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в изучении предложении авторской формулировки термина «региональный рынок общественного питания», качественных показателей рынка общественного питания, а также в разработке механизмов развития регионального рынка общественного питания на основе модели расширения конкуренции.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы и полученные автором результаты заключаются в обобщении сущности, составляющих, показателей и факторов развития регионального рынка общественного питания.
Практическая значимость заключается в возможности применения основных положений работы при формировании механизмов развития рынка услуг общественного питания в регионе органами власти.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на международных научно-практических конференциях. По результатам проведенного исследования опубликованы научные труды.
Общественное питание является одной из главных социально-экономических составляющих уровня развития общества. Оно является крупной организационно-хозяйственной системой, главной задачей которой является удовлетворение жизненных потребностей населения.
В настоящее время развитие ресторанного бизнеса достигает высоких темпов. В частности, кафе всегда будут востребованы в обществе, т.к. это не только предприятие общественного питания, но и место для отдыха и приятного время препровождения. Анализ динамики развития структуры общественного питания Белгородской области показал, что в данном регионе растет количество ресторанов, кафе и баров. Наряду с положительными тенденциями в данной отрасли отмечаются и негативные процессы, такие как: ухудшение системы горячего питания в государственных и социальных учреждениях, сокращение системы лечебно-профилактического питания на предприятиях в сфере вредных условий труда и др.
Одной из главных целей большинства предприятий является проникновение на рынок и обеспечение увеличения доли рынка. Главной стратегией предприятия должна стать комплексная стратегия по предоставлению продукции более высокого качества и по более низким ценам, а также разнообразие предоставляемых услуг.
Общественное питание является важным элементом в интегральной оценке социально-экономического развития общества в регионе.
Региональный рынок общественного питания характеризуется высокой степенью дифференциации предлагаемого продукта и цен, чистой конкуренцией, высокой степенью локализации предприятий в силу неотделимости услуги от ее поставщика, что дает возможность предприятиям общественного питания формировать конкурентные преимущества,
позволяющие ограничить влияние конкурентов. В этих условиях
деятельность предприятий общественного питания требует постоянного совершенствования и обновления.
Влияние внутренних и внешних факторов на деятельность предприятий общественного питания региона оценивается с помощью основных показателей рынка общественного питания. Основную массу материальных благ, которые используются для личных нужд, население получает через торговлю. Количественная и качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления, соответственно закону товарного оборота, находит свое отображение в показателях оборота общественного питания.
Проведен анализ товарного оборота на предприятиях общественного питания Белгородской области, который показал, что на территории области созданы благоприятные условия для дальнейшего развития системы общественного питания, что способствовало увеличению оборота общественного питания, повышению качества обслуживания, условий труда, росту производительности.
Оборот с каждым годом возрастает - рынок общественного питания развивается достаточно динамично. Основными факторами роста являются увеличение материальных доходов горожан и как следствие увеличение покупательской способности; изменение культуры питания, стиля жизни; появление продуктовых инноваций - новые виды напитков, блюд, изменение биохимического состава продуктов; технологические и технические инновации - автоматизация производства, отдельных операций в технологическом процессе позволяет экономить на затратах на живой труд, ускорить производственный процесс; снижение неопределенности и риска в бизнесе - постоянная и неотложная потребность человека в питании, а также в общении, соответствии требованиям моды и общества снижает уровень риска неликвидности товара.
Белгородскую область отличает высокие темпы роста экономики ВРП в 2012-2016 гг., область имеет развитое промышленное производство и сельское хозяйство со специализацией на производстве пищевых продуктов, добыче полезных ископаемых и металлургическом производстве. В 2012¬2016 гг. в регионе обеспечивалось увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства, объемов жилищного строительства, оборота розничной торговли и объема платных услуг населению, сохранялась стабильной ситуация на рынке труда, создавалась основа для повышения уровня и качества жизни населения области. Правительство области проводило активную политику по развитию экономики области, направленную на создание долговременных факторов экономического роста, диверсификацию и модернизацию производства, импортозамещение, наращивание конкурентных преимуществ области, стимулирование инновационной активности предприятий и организаций
Рынок общественного питания Белгородской области является важным структурным элементом социальной инфраструктуры региона, роль общественного питания достаточно значима и направлена на выполнение главной функции - создание комплекса условий для развития экономики региона и обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Кроме того, рынок общественного питания Белгородской области выполняет важные экономические и социальные функции, поддерживая высокий уровень жизни населения, обеспечивая занятость, развитие малого бизнеса и экономическое развитие области. Что обуславливает необходимость дальнейшего исследования анализа направлений и проблем развития рынка общественного питания Белгородской области.
Низкий уровень использования современных технологий обуславливает существенное отставание рынка общественного питания Белгородской области от сектора общественного питания развитых стран по уровню эффективности в 5 и более раз.
В целях решения этих проблем в Белгородской области необходимо: формирование новой нормативно правовой базы в сфере регулирования потребительского рынка, разработка стратегии и программы развития общественного питания, отработка правоприменительных механизмов
1. Ахмадеева О.А. Тенденции развития рынка общественного питания в России// Молодой ученый [Текст] / О.А. Ахмадеева, А.И. Идрисова - 2016. - № 8. - С. 95-99.
2. Абтюрина, М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: учебн. пособие [Текст]/ М. С. Абтюрина - М.: Издательство «Дело и сервис», 2013. -464 с.
3. Аврамова, Е. К. О проблеме формирования среднего класса в России [Текст] / Аврамова Е.К. // Вопросы экономики. 2014. - № 7. - С. 78-87.
4. Аграновский, Е. Д., Дмитриев Б. В. Основы проектирования и интерьер предприятий общественного питания [Текст]/ Е. Д. Аграновский // Учебник. - М.: Экономика, 2013. - 144 с.
5. Ануфриев, О. В. Отраслевые особенности предприятий общественного питания [Текст]/ О. В. Ануфриев // Вестник СамГУПС. - 2015. - № 4(10).
6. Алиев, В.Г. Основы эффективной экономики. Модели, закономерности перехода, механизмы реализации, рыночные особенности, практические результаты. [Текст] / Алиев В.Г. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2063. - 320 с.
7. Афанасьев, C. T. Будущее общество [Текст] - М.: изд-во МГТУ им. Н.Э Баумана. 2015.- С. 51-67.
8. Бакштановский, В. И., Согомонов Ю. В. Профессиональная этика [Текст]/ Под ред. В. И. Бакштановского, Н. Н. Карнаухова //- Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса - Тюмень: НИИПЭ, - 2013. - 154 с.
9. Балабанов, И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. [Текст]: учебник 2-е изд. / И. Т. Балабанов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 249 с.
10. Балдин, К. В. Управление рисками: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. [Текст] : учеб. пособие / К. В. Балдин, С. Н. Воробьев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 - 142 с.
11. Барановский В.А. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания: учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Барановский. - Ростов н/Д: Феникс, 2014 - 350 с.
12. Бартенев, С.А. История экономических учений. [Текст]: учебное пособие / Бартенев С.А. - М.: Юристъ, 2014. - 453 с.
13. Богушева, В. И. Бары и рестораны: учебник [Текст]/ В. И. Богушева - Ростов н/Д: Феникс, 2016. -352 с.
14. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь. [Текст]: словарь / А. Б. Борисов - М. : Книжный мир, 2016. - 143 с.
15. Борисенко В.В. Наука и рыночные отношения в информационном обществе: социально-философский анализ [Текст]/ Борисенко В.В.; отв. ред.:
А.М. Кулькин ; рец.: А.К. Субботин, А.И. Селиванов ; РАН ; Ин-т научной информации по общественным наукам. - М.: Наука, 2014. - 248 с.
16. Браймер, Р. А. Основы управления и индустрии гостеприимства [Текст]/ Р.А Браймер // Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 326 с.
17. Бродская, Т. Г. Макроэкономика [Текст] / Бродская Т.Г., Карпухин Н.В., А.В. Луссе А.В., М.: МЭСИ, - 2015. - 143 с.
18. Восколович, Н.А. Экономика платных услуг / Н.А. Восколович - М.: ЮНИТИ-Дана, 2014. - 399с.
19. Волкова, И. В. Ресторанный бизнес в России: с чего начать и как преуспеть [Текст] / И. В. Волкова. - М.: Флинта-Наука, 2013. -250 с.
20. Воронов, Е. В., Орлова А. И. Инновации в сфере услуг общественного питания [Текст]/ Е. В. Воронов, А. И. Орлова // Казанская наука. - Казань: Изд-во Казан-ский Издательский Дом - 2013. - № 4. - С. 75-77.
21. Гарнов А.П. Социально-экономические аспекты формирования общественного питания России/ А.П. Гарнов, С.И. Пугачева// М.: Наука, 2014. - 191 с.
22. Гатина, Л.А. Тенденции развития рынка общественного питания [Текст]/Л.А. Гатина, О.А. Ахмадеева//Молодой ученый. - 2016.-№7(111).- С.816-819.
23. Гаязов, З.Ф., Ельшин Л.А. О направлениях стратегического развития регионального рынка общественного питания РФ [Текст] /З.Ф. Гаязов. Л.А. Ельшин// Проблемы и перспективы современной науки. - 2016. -№12. - С.163-165.
24. Гудыма, А.В. Развитие рынка общественного питания в России [Текст]/ Воротилова О.А// Управление. Бизнес. Власть. - 2016. -№3. - С.68-73.
25. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики: учебник для ВУЗов [Текст]/ А. Г. Гранберг - М.: ГУ ВШЭ, 2017. - 495 с.
26. Греховодова, М. Н. Экономика торгового предприятия: учебное пособие [Текст]/ М. Н. Греховодов. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - С. 9.
27. Васильчук, Е.С. Анализ тенденций и прогнозирование развития рынка общественного питания Ивановской области [Текст] / Е.С. Васильчук// Наука и практика. - 2016.-№3.-С.25-31.
28. Дадалко, В.А. Мировая экономика [Текст]: учебник / Дадалко В.А. - Мн.:Ураджай., 2015. - 592 с.
29. Демченков, B.C., Милета, В.И. Системный анализ деятельности предприятий [Текст]/ B.C Демченков, В.И Милета. - М.: Финансы и статистика. - 2016. - 365с.
30. Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]/ Дресвянников
В.А.; Рец. В.Д. Дорофеев. - М.: Кнорус, 2014. - 344 с.
31. Емельянова Т.В. Экономика общественного питания: учебн. пособие [Текст]/ Т.В. Емельнова - М.: Бухгалтерский учет, 2013. - 208 с.
32. Ефимова О.П. Экономика общественного питания [Текст] / под ред. Н.И. Кабушкина. - Минск: Новое знание, 2014 -368 с.
33. Журавлева, Н. А. Финансово-экономическая безопасность транспортной инфраструктуры [Текст]/ Н. А. Журавлева// Российское предпринимательство. -2016. - № 6. - Вып. 2 (161). - С. 138- 141.
34. Зайцев, Н. Л. Краткий словарь экономиста [Текст] : словарь - 3-е изд. / Н. Л. Зайцев - М.: ИНФРА-М, 2014. - 176 с.
35. Зайцев, Л. Г., Соколова, М. И. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник / Л. Г. Зайцев - М. : Юрист, 2015. - 89 с.
36. Кауричева, И. С. Экономический анализ [Текст]: учебник / И. С. Кауричева. - М. : Владос, 2014. - 248 с.
37. Кларк Джон. Неустойчивые государства: трансформация систем социального обеспечения [Текст]//Журнал исследований социальной политики. Том 1, вып. 1 - 2016.
38. Кондратьев, К. П. Организация производства на предприятиях общественного питания: учеб. пособие [Текст]/ К. П. Кондратьев // - Улан- Удэ: ВСГТУ. -2017.
39. Коротков Э.М. Менеджмент: учебник по направлению и спец. «Менеджмент» [Текст]/ Коротков Э.М. - М.: Юрайт, 2015. - 640 с.
40. Колосова В.А. Социальная безопасность как фактор стабильности современной России [Текст]//Реформирование государственной службы как стабилизирующий фактор становления гражданского общества в России. Саратов, 2015. - № 4. - С. 27-32.
41. Кругман, В.Н. Международная экономика. Теория и политика [Текст]: учебник / Колесов В. П. - пер. с англ - СПб.: Питер, 2017. - 801 с.
42. Кубина, Н.Е. Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания [Текст]/Н.Е. Кубина, Е.И. Наркун// Вопросы экономики и управления. - 2016. -№3(5). - С.107-109.
43. Кутаева Т.Н. Повышение эффективности услуг, предоставляемых организациями потребительской кооперации [Текст]/Т.Н. Кутаева - Автореф. дисс. канд. экон. наук - г. Княгино - 2014. - 22 с.
44. Кутаева Т.Н. Общественное питание в сфере потребительских услуг [Текст]/ Т.Н. Кутаева, Е.А. Кутаева// Вестник НГИЭИ - 2013. - № 3 (22) - С. 114-125.
45. Кузьмин, Б.В. Социальное прогнозирование развития России в XXI веке [Текст]: Учебное пособие по антикризисному управлению экономикой и обществом / Б.В. Кузьмин. М.: ПРИОР, 2013.- 144 с.
46. Кузнецова, Н. Р. Бедность в России: приоритетные направления решения проблемы [Текст] / Н. Кузнецова // Человек и труд. - 2014.- № 7. - С. 19-24.
47. Курьеров, В.Г. Прогноз развития экономики России [Текст] / В.Г. Курьеров // ЭКО. - 2014. - № 8. - С. 65-72.
48. Кучер Л.С. Организация обслуживания общественного питания [Текст]/ Л.С. Кучер, Л.М. Шкуратова - М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2013. - 544с.
49. Лавриненко, В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. М.: ВЗФЭИ, 2014. - 182 с.
50. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. [Текст] М„ 2014 - 123 с.
51. Лившиц А.Я., Новиков А.В., Смирнягин Л.В. Региональная стратегия России [Текст] //Регион: экономика и социология. - 2014. - №3. - С. 55-58.
52. Максимова, М. А., Зыбин О. С. Развитие рынка предприятий общественного питания в Санкт-Петербурге в условиях повышенной конкуренции [Текст]/М. А. Максимова, О. С. Зыбин // Технико-технологические проблемы сервиса - 2013. - № 1 (15).
53. Малахова, Ю. В., Крылова Р. В. Повышение эффективности предприятий сферы услуг общественного питания [Текст]/ Ю. В. Малахова, Р. В. Крылова // Вестник КрасГАУ - 2014. - № 2.
54. Мордовченков, Н. В., Панина М. В. Повышение качества труда на предприятиях машиностроения (теория, опыт, практика): монография [Текст]/ Н. В. Мордовчен-ков, М. В. Панина //. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2015. -177 с.
55. Мордовченков, Н. В., Рыбаков Р. А. Методологические основы формирования инновационной инфраструктуры в экономике региона: монография [Текст]/ Н. В. Мордовченков, Р. А. Рыбаков //. - Н. Новгород, 2016. - 141 с.
56. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. [Текст] ВЦИОМ.- 2011, №4.
57. Мукожев А.М. Формирование эффективной модели управления сферой общественного питания региона [Текст]/ А.М. Мукожев// Техника и технология пищевых производств - 2014, № 3.
58. Мукожев А.М. Специфика организации и формирования показателей маркетинговой деятельности в сфере общественного питания [Текст]/ А.М. Мукожев, Ф.Х. Карданова, С.И. Балаева// Известия ВУЗов. Пищевая технология - 2015 - №5-6.
59. Мурашова, С. Ю. Роль и место общественного питания в современной системе хозяйствования [Текст]/ С. Ю. Мурашова //Успехи современного естествознания. - 2014. - № 7. - С. 103 -104.
60. Миронова, Н.В. Маркетинг различных типов услуг [Текст]/ Н.В
Миронова// - СПб: Изд-во «Росмедиа», 2016.
61. Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг [Текст]/М.А. Николаева// учебник - М.: Деловая литература, 2017 - с. 147-151.
62. Николаева Т.И. Организация общественного питания: резервы и оценка эффективности: учеб. пособие [Текст]/ Т.И. Николаева, З.О. Фадеева// Уральский экон. университет. - Екатеринбург, 2017-183 с.
63. Никуленкова, Т. Т., Маргелов В. Н. Проектирование предприятия общественного питания [Текст]/ Т. Т. Никуленкова, В. Н. Маргелов // - М.: Экономика, 1987.
64. Орлова, А. И. Развитие конкуренции среди предприятий общественного питания на территории Нижегородской области [Текст]/ А. И. Орлова // Актуальные проблемы экономики и права. - Казань, 2013. - № 4.
65. Орлова, А.И. Модель развития отдельного сегмента рынка общественного питания [Текст]/А.И. Орлова, В.А. Сидякова//Экономика и предпринимательство. - 2016. -№2-2(67-2). - С.956-962.
66. Протасова Л.Г. Анализ рынка и классификация предприятий общественного питания [Текст]/ Л.Г. Протасова // Управленец. - 2013. - №5. -
С. 55-57
67. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания [Текст]/ Л.А. Радченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 352 с.
68. Райзберг, Б. А., Лозовский Л. Ш. Современный экономический словарь [Текст]/ Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский // - М.: ИНФРА-М., Издание 2-е, 1999. - 479 с.
69. Родионова, Н. С. Ресторанное дело - современное состояние и тенденции развития: монография [Текст]/ Н. С. Родионова, Е. В. Субботина //. - Воронеж, 2015. - 226 с.
70. Савицкая, Г. В. Экономический анализ [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Савицкая. - 8-е изд., перераб. - М.: Новое знание, 2015. - 201 с.
71. Салин, В. Н., Шпаковская Е. П. Социально-экономическая статистика: учебник [Текст]/ В. Н. Салин, Е. П. Шпаковская //.- М.: Юристъ, 2014. - 461 с.
72. Сарайкина С.В. К оценке категории «качество жизни» как критерия уровня социально-экономического развития региона [Текст]//География и региональная политика. Матер.межд.науч.конф,- Смоленск, 2013.
73. Саксельцева Л.Я. Регион как социальная система и система жизнеобеспечения населения. [Текст]// Регион: социально-экономический, этнографический, культурный феномен России. Саратов, 2013.
74. Сероштан, М. В. Исследование конкурентоспособности потребительской кооперации России: монография [Текст]/ М. В. Сероштан. - Белгород: кооперативное образование, 1999. - 309 с.
75. Смагина И.Н. Организация коммерческой деятельности в общественном питании [Текст]/ И.Н. Смагина, Д.А. Смагин// М.: Эксмо, 2015 - 336 с.
76. Смирнова И. Р. Организация производства на предприятиях общественного питания [Текст]/ И.Р. Смирнова, А.Д. Ефимов, Л.А. Толстова, Л.В. Козловская - СПб.: Троицкий мост, 2013. - 232 с.
77. Сурин, А. В., Молчанова О. П. Инновационный менеджмент: учебник [Текст]/ А. В. Сурин, О. П. Молчанова //- М.: ИНФРА-М, 2009. - 368 с.
78. Синяева, И.М. Коммерческая деятельность в сфере обращения [Текст]/ И. П Синяева //- Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 623 с.
79. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации [Текст] / Р. А Фатхутдинов //Учебное пособие: - М.: Изд-во Эксмо, 2014. - 544 с.
80. Фридман А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества [Текст]/ А. М. Фридман //.- М.: Дашков и Ко, 2016. - 626 с.
81. Хаксевер, К., Редер Б., Рассел Р.С., Мердик Р. Г. Управление и организация в сфере услуг, 2-е изд. [Текст]/Пер. с англ. Под ред. В. В. Кулибановой // - СПб.: Питер, 2013.
82. Чернов, Г. Е. Управление системой общественного питания [Текст]/ Г. Е. Чернов //. - СПб.: СПбГУЭФ, 2013.
83. Экономика отрасли: торговля и общественное питание: учебн. пособие [Текст]/Е.А. Карпенко и др. - М.: Альфа; ИНФРА-М, 2015. - 224 с.
84. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учебн. пособие [Текст]/под ред. Т.И. Николаевой и Н.Р. Егоровой - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016 - 400 с.
85. Белгородская область. Департамент экономического развития. Доклад «О состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров и услуг Белгородской области по итогам 2015 года» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http: www.belgorod.fas.gov.ru
86. Белгородская область в цифрах 2016. Краткий статистический сборник - Территориальный орган Белгородстат [Электронный ресурс]- Режим доступа: http: www.belg.gks.ru.
87. ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация
предприятий» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://standartgost.ru/g/ГОСТ_Р_50762-95
88. ГОСТ Р 50762-2007 Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/53/53394/index.p hp
89. ГОСТ Р 50647-2010 Общественное питание. Термины и определения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/ar- praktika/k2v.htm
90. Иванов А.А. Общественное питание в России. Современное
состояние. Информационный сборник статистических и аналитических материалов/ под ред. д.м.н., проф. Беляева Е.Н. - М. - ФЦГСЭН,2004 - 24 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xreferat.com/46/904-1-
klassifikaciya-predpriyatiiy-obshestvennogo...
91. Классификация предприятий общественного питания [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://uchil.net/?cm=35779
92. Ланина Е. А. Оценка развития сферы общественного питания
Белгородской области // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(25). [Электронный ресурс]-Режим доступа:
http: //sibac.info/archive/economy/10(25)
93. Предприятие общественного питания как экономическая единица
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.pitportal. ru/director/10895. html
94. Проект постановления правительства Белгородской области «Об утверждении долгосрочной целевой программы «развитие торговли и общественного питания на территории Белгородской области на 2012-2016 годы»» [Электронный ресурс]-Режим доступа: http: www.old.belregion.ru
95. Федорова А.С, Пашкова В.А. Анализ структуры рынка
общественного питания// Научное сообщество студентов ХХI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. ХХХVШ междунар. студ. нау.-практ. конф. № 1(38) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //sibac.info/archive/economy/1 (3 8).pdf
96. Федеральная служба государственной статистики.
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/