Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития сенсорной культуры в младшем дошкольном возрасте в экспериментировании 8
1.1. Понятие «сенсорная культура» 9
1.2. Особенности развития сенсорной культуры в младшем
дошкольном возрасте 12
1.3. Возможности экспериментирования, как средства развития
сенсорной культуры младших дошкольников 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста в экспериментировании 30
2.1. Диагностика уровня развития сенсорной культуры детей
младшего дошкольного возраста 30
2.2. Реализация программы развития сенсорной культуры детей
младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
2.3. Методические рекомендации по развитию сенсорной
культуры детей младшего дошкольного возраста 62
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложения 75
Дошкольный возраст - это время активного познания окружающего мира. Дошкольник знакомится с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, познает их свойства качества. Важным компонентом обучения и воспитания детей младшего возраста является развитие сенсорных и интеллектуальных способностей. В своей работе педагоги руководствуются системой сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяковым, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт.
На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Познание окружающего мира ребенком идет через ощущения и восприятие, составляющие основу сенсорной культуры дошкольника, что и указывает на необходимость проведения планомерной работы с детьми младшего дошкольного возраста по данному направлению и говорит об ее актуальности.
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Педагоги и психологи указывают, что для познавательного развития дошкольников, нужно использовать детское экспериментирование.
Особенности деятельности экспериментирования были представ-лены в целом ряде исследований Н.Н.Поддьякова, Н.А. Коротковойи др.. Н.Н.Поддьяков указывает, что детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний (Поддьяков,47).
Теоретический анализ источников по проблеме свидетельствует о том, что необходимо пополнить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, так как в настоящее время, учитывая ФГОС дошкольного образования, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Таким методом и является экспериментирование.
На современном этапе развития дoшкoльнoгooбразoвания перед педагогами и рoдителямиoсoбoстoитпрoблема развития сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста, как показателя их успешной социализации в старшем дошкольном возрасте, и в период обучения в школе. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию воспитания детей младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных методов и внедрения их в современную практику дошкольного образования.
Все вышесказанное определило проблему нашего исследования: каковы психолого-педагогические условия развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста в экспериментировании. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном детстве трудно переоценить, для его будущей жизни. Современные условия выдвигают перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Проблема исследования - при каких условиях исследовательская деятельность будет являться эффективным средством развития сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании.
Цель исследования - выявить и обосновать условия развития сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста в экспериментировании.
Объект исследования - процесс развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста в экспериментировании.
Задачи:
1. раскрыть теоретические основы развития сенсорной культуры в младшем дошкольном возрасте и проанализировать понятие «сенсорная культура», «сенсорный опыт»; «воспитание сенсорной культуры»;
2. охарактеризовать особенности воспитания сенсорной культуры в младшем дошкольном возрасте;
3. разработать программу развития сенсорной культуры детей младшего
дошкольного возраста в процессе экспериментирования; 4. подготовить
методические рекомендации по воспитанию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста в экспериментировании;
5.провести экспериментальную работу по развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста в практической деятельности и проанализировать её результаты.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой развитие сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста будет эффективным средством при следующих условиях:
- учёт принципов планирования игровой деятельности(использование соответствующих дидактических игр, при этом - точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения: цвет, форму, величину т.д.); - профессиональная компетентность педагогов ДОО, их осознанное стремление к развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста;
- комплексный интегративный подход к реализации задач;
- опора на личностно ориентированный и деятельностный подход в работе по сенсорному развитию.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: - теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- социометрические методы исследования: интервьюирование, беседа, наблюдение;
-экспериментальный: наблюдение; констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты; - метод качественного и количественного анализа экспериментальных данных.
База исследования: МДОУ Детский сад комбинированного вида № 12г.Алексеевка Белгородской области.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Анализ исследований показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
В заключении подведем итоги проведенного исследования и наметим пути дальнейшей работы по развитию сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании. В одной бакалаврской работе трудно с должной полнотой раскрыть весь комплекс теоретических и методических вопросов, относящихся к развитию сенсорной культуры младших дошкольников. Вместе с тем, накопленный опыт позволяет отчетливо видеть те задачи, которые необходимо решать в свете поставленной проблемы.
Изучение теоретических основ проблемы воспитания и развития сенсорной культуры младших дошкольников, позволяет утверждать, что становление личности, её общественное развитие обусловлены взаимодействием систем индивидуальных и социальных ценностей. Развитие сенсорной культуры происходит при освоении общественно выработанного опыта в различных видах деятельности и осуществляется в единстве и взаимосвязи знаний о цвете, форме, величине и др., опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к окружающему. Надо следить за инновационными технологиями, новыми исследованиями, которые открывают новые пути повышения качества знаний, развитию сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании.
Исследование подтвердило, что работа по развитию сенсорной культуры младших дошкольников может осуществляться как совместная проектная деятельность детей и взрослых. При этом проектная деятельность позволяет ребёнку чувствовать себя активным деятелем, субъектом деятельности. Дошкольник при такой организации образовательного процесса учится самостоятельно ставить цель и искать способы её достижения, в итоге реализации проекта ребёнок видит результат своей деятельности. Радуется он не только результату, но и тому, что близкие, для которых он старался, всегда эмоционально воспринимают результаты усилий ребёнка.
Таким образом, мир дошкольника становится гораздо красочнее, разнообразнее и богаче. Мы убеждены в необходимости целенаправленно продолжать проектную деятельность в области развития сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании. Использованная в дипломной работе технология экспериментально подтвердила свою эффективность, что доказывает правильность нашей гипотезы.
Изучив и применив на практике основные педагогические условия развития сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании, можно сделать вывод, что эффективным оно будет в том случае, если будут учтены принципы планирования организации проектной деятельности, её этапы, своеобразие работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Исследование подтвердило, точность понимания педагогических условий как обстоятельств, от которых зависит образовательный процесс в целом и развитие сенсорной культуры в частности; как правил, установленных в области сенсорного развития; как обстановки, в которой что-нибудь происходит. Мы убеждены в целесообразности разделения этих условий на три группы: организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические условия.
Важнейшим педагогическим условием успешного решения задач развития сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании - является личность самого педагога, его личностные качества, грамотность в выборе адекватных форм и методов работы, умение установить с детьми и родителями личностно ориентированные взаимоотношения. В работе достаточно подробно раскрыты сущностные характеристики перечисленных условий.
Сравнительный анализ результатов, полученных на заключительном этапе работы, и данных констатирующего эксперимента свидетельствует о заметном усилении направленности личности младших дошкольников по таким показателям, как полнота знаний в области развития сенсорной культуры. Экспериментальная работа помогла нам убедиться в том, что педагогический смысл работы по развитию сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании состоит в том, чтобы помогать им продвигаться от элементарных навыков к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и правильный выбор. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы. Особое внимание рекомендуется уделить обучению: обследовать предмет, анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи. Эта работа обязательно должна быть продолжена в старшем дошкольном возрасте.
Итак, выпускная квалификационная работа, естественно, не смогла исчерпать всех сторон изучаемой проблемы. Однако, мы полагаем, что в ходе решения задач исследования нам удалось достичь цели, подтвердить выдвинутую рабочую гипотезу и доказать в теоретическом и практическом плане, что проектная деятельность будет эффективным средством развития сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании, при соблюдении определённых педагогических условий, важнейшим из которых является учёт принципов планирования организации проектной деятельности и учёт возрастных возможностей детей.
1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста [Текст] Библиографическое описание: // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания — СПб.: Питер, 2011. - 288 с. — (Серия «Мастера психологии») 3.Бабаева Т.И. «Детство»:
Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
4. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов. / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 240с.
5. Бейлина, А Ф.Фребель: игры и игровые средства [Текст]: / А. Бейлина // Дошкольное воспитание. - 2005. -№3. - С. 56 - 59.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей дет.сада. - 2-е изд., дораб. / А.К Бондаренко. - М.: Просвещение, 2011. - 169с.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб:
Питер,2000. -- 304 с. - (Серия «Учебник нового века»)
8. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение. 2008 - 144с.9.Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева; под ред. Л.А.
Венгера. - М.: Просвещение, 2011. - 110с
10. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. - М.: Просвщение, 1996. - 158 с.
11. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада / В.В.Гербова, Р.А.Иванкова, Р.Г.Казакова / Составитель Г.М. Лямишев, - М., « Просвещение», 1981, С. 11,23.
12. Выготский, Л.С. Психология [Текст]: /Л. С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2010. - С.756 - 769; 852 -859.
13. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста : учеб.пос. для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Л.Н.
Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М. :Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
- 301 с. - (Педагогика и воспитание). 14.Горбунова, И. Сенсорная
комната в «Ладушках» [Текст]: / И. Горбунова, А. Лапаева // Журнал Дошкольное воспитание. - 2006. - №12 - С. 30 - 32. 15.Гребенщикова, Е.А. История советской дошкольной педагогики [Текст]: Хрестоматия. Учеб.пос. для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». / Е.А. 16.Гребенщикова, А.А. Лебеденко, И.Б. Мчедлидзе, Л.К. Савинова, О.А. Фролова; под ред. М.Ф. Шабаевой. - М.: Просвещение, 1980г. - С. 231 - 397 17. Дошкольная педагогика (конспект).- М.: «Приор-издат»2002г.-С 192.
18. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста [ТЕКСТ]:/ Н.В. Дубровская// Журнал Дошкольная педагогика. - 2003. - №6 (15) - С. 21 - 26.
19.Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985.С. 134
20. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 224 с
21. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада: Справочник старшего воспитателя / Е. А. Каралашвили, О. В. Антоненкова.- М.: Мысль, 2014.-68 с. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: — М.: Просвещение, 2012. — С. 136 -149.
22. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.
23. Конструирование. Пособие для воспитателя детского сада/ З.В. Лиштван, - М., Просвещение, 1981, - С. 5 - 6, 37.
24. Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 464с.
25. Лаврова Н.В.. - М.: Просвещение, 1965.-295с. 26.Леонтьев,
А.Н. Лекции по общей психологии [Текст]: качестве учеб.пособ. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / А.Н. Леонтьев; Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. 27.Соколовой.
- М.: Издательство «Смысл», 2010. - С. 103 - 228.
28. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [ТЕКСТ]: - М.: , 2002г - С.136 -149.
29. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.
30. Конструирование. Пособие для воспитателя детского сада/ З.В. Лиштван, -
М., Просвещение, 1981, - С. 5 - 6, 37.
31. Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 464с.
32. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. произв.: В 2 т. — М., 1983. — Т. 1.
33. Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори - группе// Дошкольное воспитание. - 1998.- 7. - С. 7 -12.
34. Литвин, И. Н. История дошкольной педагогики [Текст]: /Под ред. И. Н. Литвина. - М.: Просвещение, 2013. - С.58 - 92, 216 - 224.
35. Малкова М. С. Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 169-171.
36. Морозова О., Тихеева Е.И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание / О. Морозова, Е. И. Тихеева // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 31 - 34.
37. Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника Детская психология: Учеб.пособие для студ. пед. ин-тов/под ред. Л.А. Венгер. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. с. 213-238
38. Немов Р. С. Психология: В 3 - х т. Т. 1. Общая психология / Р. С. Немов. - М.: Академия, 2001. - 462 с.
39. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [Текст]: пособие для воспитателя детского сада/ Пилюгина Э.Г. - М.: Просвещение, 2013. -. 96 с.
40. Плеханов, Теория и практика Марии Монтессори [Текст]: / А. Плеханов// Дошкольное воспитание. - 1989. -№10. - С. 66 - 70.
41. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей/ под ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. 2-е. изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2011. - 192с.
42. ПетровскийА.В. , Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений - 2-е изд., стереотип . - М .; издат. центр Академия ; Высшая школа , 2001.
43. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», М, Просвещение, М, 1986 - 143 с.
44. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [ТЕКСТ]: пособие для воспитателя детского сада/ Пилюгина Э.Г. - М.: Просвещение, 1983.с. 96.
45. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [ТЕКСТ]:Пособие для воспитателей/ под ред. Н.Н.Поддъякова, В.И.Аванесовой. 2-е. изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 192с.
46. Поддъяков, Н. Н., Аванесова, В. А. Сенсорное воспитание в детском саду.
- М.: Просвещение, 1981. С.198.47.Поддьяков, А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию / Поддъяков А. Н. // Вопросы
психологии. - 2001. - №4. - С. 29-34.48.Подласый, И.П. Педагогика [ТЕКСТ]: Новый курс: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М., Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. С.439 - 463.
49. Программа воспитания и развития детей в детском саду «Детство» / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М., 2006.
50. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/ Л. Н. Прохорова. - М.: Аркти. - 2008. - 64 с51.Психическое развитие дошкольников/ Под ред. Дьяченко О.М., Лаврентьева Г. В. - М.: Педагогика, 1984. - 128с.
52. Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - С.167
53. Ранний возраст (от года до трёх) // Смирнова Е.О. Психология ребёнка от рождения до семи лет. - М.: Школа-пресс, 1997 - с. 145-237.
54. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [ТЕКСТ]: учеб.пособ. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению т специальностям психологии./ С.Л Рубинштейн. - Москва, Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2005. - С. 177 - 255.
55. Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2 - 4-ого года жизни [Текст]: Методические рекомендации. / О.П. Рожков, И.В. Дворова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство ИПО «МОРЭК», 2014. - С. 127 - 190.
56. Рубинштейн, С.Л. основы общей психологии [Текст]: учеб.пособ. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению т специальностям психологии. / С.Л Рубинштейн. - Москва, Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2012. - С. 177 - 255.
57. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. - 228 с. (Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве.)
58. Сорокина М.Г. Система М.Монтессори. Теория и практика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - М., Издательский центр «Академия», - 2003. - С.32.
59. Словарь практического психолога [ТЕКСТ]: /Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 2007. - 800с.
60. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для сткд. Средн.пед.учеб. заведений. -5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336с.
61. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М., 1994.- С.56
62. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 63.Эльконин Д. Б. Психология игры / Д.Б Эльконин. - М.: Просвещение, 1978. - 253 с.
64.Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от
рождения до 7
лет. - М: Учпедгиз2006. - 456 с
65.Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста / Е. А. Янушко.
- М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 156 с.