РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития сенсорной культуры в младшем дошкольном возрасте в экспериментировании 8
1.1. Понятие «сенсорная культура» 9
1.2. Особенности развития сенсорной культуры в младшем
дошкольном возрасте 12
1.3. Возможности экспериментирования, как средства развития
сенсорной культуры младших дошкольников 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста в экспериментировании 30
2.1. Диагностика уровня развития сенсорной культуры детей
младшего дошкольного возраста 30
2.2. Реализация программы развития сенсорной культуры детей
младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
2.3. Методические рекомендации по развитию сенсорной
культуры детей младшего дошкольного возраста 62
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложения 75
Глава 1. Теоретические основы развития сенсорной культуры в младшем дошкольном возрасте в экспериментировании 8
1.1. Понятие «сенсорная культура» 9
1.2. Особенности развития сенсорной культуры в младшем
дошкольном возрасте 12
1.3. Возможности экспериментирования, как средства развития
сенсорной культуры младших дошкольников 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста в экспериментировании 30
2.1. Диагностика уровня развития сенсорной культуры детей
младшего дошкольного возраста 30
2.2. Реализация программы развития сенсорной культуры детей
младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
2.3. Методические рекомендации по развитию сенсорной
культуры детей младшего дошкольного возраста 62
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложения 75
Дошкольный возраст - это время активного познания окружающего мира. Дошкольник знакомится с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, познает их свойства качества. Важным компонентом обучения и воспитания детей младшего возраста является развитие сенсорных и интеллектуальных способностей. В своей работе педагоги руководствуются системой сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяковым, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт.
На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Познание окружающего мира ребенком идет через ощущения и восприятие, составляющие основу сенсорной культуры дошкольника, что и указывает на необходимость проведения планомерной работы с детьми младшего дошкольного возраста по данному направлению и говорит об ее актуальности.
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Педагоги и психологи указывают, что для познавательного развития дошкольников, нужно использовать детское экспериментирование.
Особенности деятельности экспериментирования были представ-лены в целом ряде исследований Н.Н.Поддьякова, Н.А. Коротковойи др.. Н.Н.Поддьяков указывает, что детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний (Поддьяков,47).
Теоретический анализ источников по проблеме свидетельствует о том, что необходимо пополнить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, так как в настоящее время, учитывая ФГОС дошкольного образования, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Таким методом и является экспериментирование.
На современном этапе развития дoшкoльнoгooбразoвания перед педагогами и рoдителямиoсoбoстoитпрoблема развития сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста, как показателя их успешной социализации в старшем дошкольном возрасте, и в период обучения в школе. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию воспитания детей младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных методов и внедрения их в современную практику дошкольного образования.
Все вышесказанное определило проблему нашего исследования: каковы психолого-педагогические условия развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста в экспериментировании. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном детстве трудно переоценить, для его будущей жизни. Современные условия выдвигают перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Проблема исследования - при каких условиях исследовательская деятельность будет являться эффективным средством развития сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании.
Цель исследования - выявить и обосновать условия развития сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста в экспериментировании.
Объект исследования - процесс развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста в экспериментировании.
Задачи:
1. раскрыть теоретические основы развития сенсорной культуры в младшем дошкольном возрасте и проанализировать понятие «сенсорная культура», «сенсорный опыт»; «воспитание сенсорной культуры»;
2. охарактеризовать особенности воспитания сенсорной культуры в младшем дошкольном возрасте;
3. разработать программу развития сенсорной культуры детей младшего
дошкольного возраста в процессе экспериментирования; 4. подготовить
методические рекомендации по воспитанию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста в экспериментировании;
5.провести экспериментальную работу по развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста в практической деятельности и проанализировать её результаты.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой развитие сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста будет эффективным средством при следующих условиях:
- учёт принципов планирования игровой деятельности(использование соответствующих дидактических игр, при этом - точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения: цвет, форму, величину т.д.); - профессиональная компетентность педагогов ДОО, их осознанное стремление к развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста;
- комплексный интегративный подход к реализации задач;
- опора на личностно ориентированный и деятельностный подход в работе по сенсорному развитию.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: - теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- социометрические методы исследования: интервьюирование, беседа, наблюдение;
-экспериментальный: наблюдение; констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты; - метод качественного и количественного анализа экспериментальных данных.
База исследования: МДОУ Детский сад комбинированного вида № 12г.Алексеевка Белгородской области.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт.
На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Познание окружающего мира ребенком идет через ощущения и восприятие, составляющие основу сенсорной культуры дошкольника, что и указывает на необходимость проведения планомерной работы с детьми младшего дошкольного возраста по данному направлению и говорит об ее актуальности.
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Педагоги и психологи указывают, что для познавательного развития дошкольников, нужно использовать детское экспериментирование.
Особенности деятельности экспериментирования были представ-лены в целом ряде исследований Н.Н.Поддьякова, Н.А. Коротковойи др.. Н.Н.Поддьяков указывает, что детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний (Поддьяков,47).
Теоретический анализ источников по проблеме свидетельствует о том, что необходимо пополнить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, так как в настоящее время, учитывая ФГОС дошкольного образования, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Таким методом и является экспериментирование.
На современном этапе развития дoшкoльнoгooбразoвания перед педагогами и рoдителямиoсoбoстoитпрoблема развития сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста, как показателя их успешной социализации в старшем дошкольном возрасте, и в период обучения в школе. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию воспитания детей младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных методов и внедрения их в современную практику дошкольного образования.
Все вышесказанное определило проблему нашего исследования: каковы психолого-педагогические условия развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста в экспериментировании. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном детстве трудно переоценить, для его будущей жизни. Современные условия выдвигают перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Проблема исследования - при каких условиях исследовательская деятельность будет являться эффективным средством развития сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании.
Цель исследования - выявить и обосновать условия развития сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста в экспериментировании.
Объект исследования - процесс развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста в экспериментировании.
Задачи:
1. раскрыть теоретические основы развития сенсорной культуры в младшем дошкольном возрасте и проанализировать понятие «сенсорная культура», «сенсорный опыт»; «воспитание сенсорной культуры»;
2. охарактеризовать особенности воспитания сенсорной культуры в младшем дошкольном возрасте;
3. разработать программу развития сенсорной культуры детей младшего
дошкольного возраста в процессе экспериментирования; 4. подготовить
методические рекомендации по воспитанию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста в экспериментировании;
5.провести экспериментальную работу по развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста в практической деятельности и проанализировать её результаты.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой развитие сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста будет эффективным средством при следующих условиях:
- учёт принципов планирования игровой деятельности(использование соответствующих дидактических игр, при этом - точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения: цвет, форму, величину т.д.); - профессиональная компетентность педагогов ДОО, их осознанное стремление к развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста;
- комплексный интегративный подход к реализации задач;
- опора на личностно ориентированный и деятельностный подход в работе по сенсорному развитию.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: - теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- социометрические методы исследования: интервьюирование, беседа, наблюдение;
-экспериментальный: наблюдение; констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты; - метод качественного и количественного анализа экспериментальных данных.
База исследования: МДОУ Детский сад комбинированного вида № 12г.Алексеевка Белгородской области.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Анализ исследований показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
В заключении подведем итоги проведенного исследования и наметим пути дальнейшей работы по развитию сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании. В одной бакалаврской работе трудно с должной полнотой раскрыть весь комплекс теоретических и методических вопросов, относящихся к развитию сенсорной культуры младших дошкольников. Вместе с тем, накопленный опыт позволяет отчетливо видеть те задачи, которые необходимо решать в свете поставленной проблемы.
Изучение теоретических основ проблемы воспитания и развития сенсорной культуры младших дошкольников, позволяет утверждать, что становление личности, её общественное развитие обусловлены взаимодействием систем индивидуальных и социальных ценностей. Развитие сенсорной культуры происходит при освоении общественно выработанного опыта в различных видах деятельности и осуществляется в единстве и взаимосвязи знаний о цвете, форме, величине и др., опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к окружающему. Надо следить за инновационными технологиями, новыми исследованиями, которые открывают новые пути повышения качества знаний, развитию сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании.
Исследование подтвердило, что работа по развитию сенсорной культуры младших дошкольников может осуществляться как совместная проектная деятельность детей и взрослых. При этом проектная деятельность позволяет ребёнку чувствовать себя активным деятелем, субъектом деятельности. Дошкольник при такой организации образовательного процесса учится самостоятельно ставить цель и искать способы её достижения, в итоге реализации проекта ребёнок видит результат своей деятельности. Радуется он не только результату, но и тому, что близкие, для которых он старался, всегда эмоционально воспринимают результаты усилий ребёнка.
Таким образом, мир дошкольника становится гораздо красочнее, разнообразнее и богаче. Мы убеждены в необходимости целенаправленно продолжать проектную деятельность в области развития сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании. Использованная в дипломной работе технология экспериментально подтвердила свою эффективность, что доказывает правильность нашей гипотезы.
Изучив и применив на практике основные педагогические условия развития сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании, можно сделать вывод, что эффективным оно будет в том случае, если будут учтены принципы планирования организации проектной деятельности, её этапы, своеобразие работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Исследование подтвердило, точность понимания педагогических условий как обстоятельств, от которых зависит образовательный процесс в целом и развитие сенсорной культуры в частности; как правил, установленных в области сенсорного развития; как обстановки, в которой что-нибудь происходит. Мы убеждены в целесообразности разделения этих условий на три группы: организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические условия.
Важнейшим педагогическим условием успешного решения задач развития сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании - является личность самого педагога, его личностные качества, грамотность в выборе адекватных форм и методов работы, умение установить с детьми и родителями личностно ориентированные взаимоотношения. В работе достаточно подробно раскрыты сущностные характеристики перечисленных условий.
Сравнительный анализ результатов, полученных на заключительном этапе работы, и данных констатирующего эксперимента свидетельствует о заметном усилении направленности личности младших дошкольников по таким показателям, как полнота знаний в области развития сенсорной культуры. Экспериментальная работа помогла нам убедиться в том, что педагогический смысл работы по развитию сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании состоит в том, чтобы помогать им продвигаться от элементарных навыков к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и правильный выбор. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы. Особое внимание рекомендуется уделить обучению: обследовать предмет, анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи. Эта работа обязательно должна быть продолжена в старшем дошкольном возрасте.
Итак, выпускная квалификационная работа, естественно, не смогла исчерпать всех сторон изучаемой проблемы. Однако, мы полагаем, что в ходе решения задач исследования нам удалось достичь цели, подтвердить выдвинутую рабочую гипотезу и доказать в теоретическом и практическом плане, что проектная деятельность будет эффективным средством развития сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании, при соблюдении определённых педагогических условий, важнейшим из которых является учёт принципов планирования организации проектной деятельности и учёт возрастных возможностей детей.
Анализ исследований показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
В заключении подведем итоги проведенного исследования и наметим пути дальнейшей работы по развитию сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании. В одной бакалаврской работе трудно с должной полнотой раскрыть весь комплекс теоретических и методических вопросов, относящихся к развитию сенсорной культуры младших дошкольников. Вместе с тем, накопленный опыт позволяет отчетливо видеть те задачи, которые необходимо решать в свете поставленной проблемы.
Изучение теоретических основ проблемы воспитания и развития сенсорной культуры младших дошкольников, позволяет утверждать, что становление личности, её общественное развитие обусловлены взаимодействием систем индивидуальных и социальных ценностей. Развитие сенсорной культуры происходит при освоении общественно выработанного опыта в различных видах деятельности и осуществляется в единстве и взаимосвязи знаний о цвете, форме, величине и др., опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к окружающему. Надо следить за инновационными технологиями, новыми исследованиями, которые открывают новые пути повышения качества знаний, развитию сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании.
Исследование подтвердило, что работа по развитию сенсорной культуры младших дошкольников может осуществляться как совместная проектная деятельность детей и взрослых. При этом проектная деятельность позволяет ребёнку чувствовать себя активным деятелем, субъектом деятельности. Дошкольник при такой организации образовательного процесса учится самостоятельно ставить цель и искать способы её достижения, в итоге реализации проекта ребёнок видит результат своей деятельности. Радуется он не только результату, но и тому, что близкие, для которых он старался, всегда эмоционально воспринимают результаты усилий ребёнка.
Таким образом, мир дошкольника становится гораздо красочнее, разнообразнее и богаче. Мы убеждены в необходимости целенаправленно продолжать проектную деятельность в области развития сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании. Использованная в дипломной работе технология экспериментально подтвердила свою эффективность, что доказывает правильность нашей гипотезы.
Изучив и применив на практике основные педагогические условия развития сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании, можно сделать вывод, что эффективным оно будет в том случае, если будут учтены принципы планирования организации проектной деятельности, её этапы, своеобразие работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Исследование подтвердило, точность понимания педагогических условий как обстоятельств, от которых зависит образовательный процесс в целом и развитие сенсорной культуры в частности; как правил, установленных в области сенсорного развития; как обстановки, в которой что-нибудь происходит. Мы убеждены в целесообразности разделения этих условий на три группы: организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические условия.
Важнейшим педагогическим условием успешного решения задач развития сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании - является личность самого педагога, его личностные качества, грамотность в выборе адекватных форм и методов работы, умение установить с детьми и родителями личностно ориентированные взаимоотношения. В работе достаточно подробно раскрыты сущностные характеристики перечисленных условий.
Сравнительный анализ результатов, полученных на заключительном этапе работы, и данных констатирующего эксперимента свидетельствует о заметном усилении направленности личности младших дошкольников по таким показателям, как полнота знаний в области развития сенсорной культуры. Экспериментальная работа помогла нам убедиться в том, что педагогический смысл работы по развитию сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании состоит в том, чтобы помогать им продвигаться от элементарных навыков к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и правильный выбор. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы. Особое внимание рекомендуется уделить обучению: обследовать предмет, анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи. Эта работа обязательно должна быть продолжена в старшем дошкольном возрасте.
Итак, выпускная квалификационная работа, естественно, не смогла исчерпать всех сторон изучаемой проблемы. Однако, мы полагаем, что в ходе решения задач исследования нам удалось достичь цели, подтвердить выдвинутую рабочую гипотезу и доказать в теоретическом и практическом плане, что проектная деятельность будет эффективным средством развития сенсорной культуры младших дошкольников в экспериментировании, при соблюдении определённых педагогических условий, важнейшим из которых является учёт принципов планирования организации проектной деятельности и учёт возрастных возможностей детей.
Подобные работы
- Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Развитие вокальных навыков детей среднего школьного возраста на занятиях «Вокальное исполнительство» в ДМШ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



