Разработка и экономическое обоснование программы паломнического туризма (на примере ООО «Космополит+»)
|
Введение 3
1. Понятие и тенденции развития паломнического туризма 6
1.1. Определение и классификация общего понятия туризма 6
1.2. Понятие паломнического туризма и его развитие в России 12
1.3. Развитие международного паломнического туризма 23
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
ООО «Космополит+» 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика турфирмы 29
2.2. Анализ показателей финансового состояния турфирмы 34
2.3. Анализ продуктового портфеля турфирмы 39
3. Разработка программы паломнического туризма и
оценка его эффективности 53
3.1. Обоснование программы паломнического туризма 53
3.2. Разработка программы паломнических туров 59
3.3. Оценка экономической эффективности программ
паломнического туризма 67
Заключение 75
Список использованных источников 78
Приложения
1. Понятие и тенденции развития паломнического туризма 6
1.1. Определение и классификация общего понятия туризма 6
1.2. Понятие паломнического туризма и его развитие в России 12
1.3. Развитие международного паломнического туризма 23
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
ООО «Космополит+» 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика турфирмы 29
2.2. Анализ показателей финансового состояния турфирмы 34
2.3. Анализ продуктового портфеля турфирмы 39
3. Разработка программы паломнического туризма и
оценка его эффективности 53
3.1. Обоснование программы паломнического туризма 53
3.2. Разработка программы паломнических туров 59
3.3. Оценка экономической эффективности программ
паломнического туризма 67
Заключение 75
Список использованных источников 78
Приложения
Туризм является высокодоходной отраслью экономики, оказывает влияние на социальную и культурную среду. Важность развития туризма в РФ определяется его функцией создания благоприятных условий для функционирования среднего и малого бизнеса. Развитие данной отрасли экономики является катализатором других областей хозяйства: торговли, строительства, гостиничный бизнес. В современных условиях изменения геополитических приоритетов и возникшей необходимости переориентации туристических потоков с выездных (внешних) туров на освоение внутренних историко-культурных ценностей, перед органами государственной, муниципальной власти, бизнеса встала проблема развития и поддержание перспективных направлений внутреннего туризма. Одним из видов туристической деятельности, способным обеспечить рост экономической эффективности туристических фирм в сложившихся экономико-политических условиях является паломнический туризм.
В последнее десятилетие паломнический туризм начал быстро развиваться и принимать организованную и разностороннюю форму, это обусловлено возрастающим спросом на путешествия к паломническим местам. Данный вид туризма является мощным экономическим фактором развития территории. По данным UNWTO ежегодно 300-330 млн. человек принимают участие в религиозных турах. Паломнический туризм превращается в индустрию с оборотом в $18 млрд. [62]
Туристические фирмы, музеи активно используют паломнические объекты в своей деятельности, их многообразие позволяет предлагать разнообразные маршруты для туристов. Научные центры проводят оценку эффективности религиозных туров, определяют перспективы развития и формируют программы реализации данного вида туризма.
Так же происходит изменение характера потребностей туристов: от средств восстановления работоспособности до способа удовлетворения индивидуальных потребностей. Вышеперечисленные тезисы определяют актуальность дипломного исследования.
Вопросы социально-экономической значимости туризма поднимаются в работах таких ученых как А.Н. Войтехович, К.А. Ионицкой, Т.В. Соколенко. Особенности регионального туризма рассматривают О.Н. Артеменко, Н.А. Бусыгина, Е.О. Валеева, А. В. Глоова, Е.Е. Кабанова, С.Н. Морева, А.В. Тхагапсов. Основные аспекты паломнического туризма освящены в трудах Ф.В. Лукиной, А.А.Насонова, Н. С. Мартышенко, Е.В. Печерицы, Т. А. Прокопенко, А.Р. Ситдиковой, А.С. Скобельцыной, В.Н. Якунина. Методология оценки эффективности работы предприятий туристического бизнеса представлена в исследованиях О. Л. Арутюнян, Ю. И. Ильенко, В.Г. Конюхова,
Н. В. Максимюка, Э.Н. Рябининой. Обзор литературы по данной проблематике дает опору для написания дипломного исследования.
Объектом исследования является туристическая фирма ООО «Космополит+», расположенная по адресу г.Белгород, проспект Богдана Хмельницкого, 50.
Предметом исследования выступает паломнический туризм в туристической системе.
Цель исследования - разработка программы паломнического туризма для ООО «Космополит+», как инструмента повышения экономической эффективности туристического предприятия.
Обозначенная цель конкретизируется решением следующих задач:
- раскрыть определение и классификацию общего понятия туризма;
- охарактеризовать понятие паломнического туризма и его развитие в России;
- рассмотреть развитие международного паломнического туризма;
- дать организационно-экономическая характеристику ООО «Космополит+»;
- проанализировать показатели финансового состояния турфирмы;
- проанализировать продуктовый портфель турфирмы;
- обосновать программу паломнического туризма;
- разработать программу паломнических туров;
- оценить экономическую эффективность программы паломнического туризма.
Данная работа выполнена на основании структурно-системного метода, также были применены другие методы: системный, статистический и сравнительный анализ.
Содержащиеся в дипломном проекте материалы и факты могут представлять ценность для туристических предприятий в разработке паломнических туров и других направлений туризма.
Дипломное исследование представляет теоретический и практический материал и включает введение, три основных раздела, заключение и список использованных источников, приложения.
В последнее десятилетие паломнический туризм начал быстро развиваться и принимать организованную и разностороннюю форму, это обусловлено возрастающим спросом на путешествия к паломническим местам. Данный вид туризма является мощным экономическим фактором развития территории. По данным UNWTO ежегодно 300-330 млн. человек принимают участие в религиозных турах. Паломнический туризм превращается в индустрию с оборотом в $18 млрд. [62]
Туристические фирмы, музеи активно используют паломнические объекты в своей деятельности, их многообразие позволяет предлагать разнообразные маршруты для туристов. Научные центры проводят оценку эффективности религиозных туров, определяют перспективы развития и формируют программы реализации данного вида туризма.
Так же происходит изменение характера потребностей туристов: от средств восстановления работоспособности до способа удовлетворения индивидуальных потребностей. Вышеперечисленные тезисы определяют актуальность дипломного исследования.
Вопросы социально-экономической значимости туризма поднимаются в работах таких ученых как А.Н. Войтехович, К.А. Ионицкой, Т.В. Соколенко. Особенности регионального туризма рассматривают О.Н. Артеменко, Н.А. Бусыгина, Е.О. Валеева, А. В. Глоова, Е.Е. Кабанова, С.Н. Морева, А.В. Тхагапсов. Основные аспекты паломнического туризма освящены в трудах Ф.В. Лукиной, А.А.Насонова, Н. С. Мартышенко, Е.В. Печерицы, Т. А. Прокопенко, А.Р. Ситдиковой, А.С. Скобельцыной, В.Н. Якунина. Методология оценки эффективности работы предприятий туристического бизнеса представлена в исследованиях О. Л. Арутюнян, Ю. И. Ильенко, В.Г. Конюхова,
Н. В. Максимюка, Э.Н. Рябининой. Обзор литературы по данной проблематике дает опору для написания дипломного исследования.
Объектом исследования является туристическая фирма ООО «Космополит+», расположенная по адресу г.Белгород, проспект Богдана Хмельницкого, 50.
Предметом исследования выступает паломнический туризм в туристической системе.
Цель исследования - разработка программы паломнического туризма для ООО «Космополит+», как инструмента повышения экономической эффективности туристического предприятия.
Обозначенная цель конкретизируется решением следующих задач:
- раскрыть определение и классификацию общего понятия туризма;
- охарактеризовать понятие паломнического туризма и его развитие в России;
- рассмотреть развитие международного паломнического туризма;
- дать организационно-экономическая характеристику ООО «Космополит+»;
- проанализировать показатели финансового состояния турфирмы;
- проанализировать продуктовый портфель турфирмы;
- обосновать программу паломнического туризма;
- разработать программу паломнических туров;
- оценить экономическую эффективность программы паломнического туризма.
Данная работа выполнена на основании структурно-системного метода, также были применены другие методы: системный, статистический и сравнительный анализ.
Содержащиеся в дипломном проекте материалы и факты могут представлять ценность для туристических предприятий в разработке паломнических туров и других направлений туризма.
Дипломное исследование представляет теоретический и практический материал и включает введение, три основных раздела, заключение и список использованных источников, приложения.
Туризм является основной сферой экономики сервиса и проявляет большое стимулирующее действие на формирование следующих отраслей - связь, транспорт, пищевая и легкая промышленность, ресторанный и гостиничный бизнес, индустрия развлечений, торговля. Также туризм выступает катализатором в экономике, содействует усовершенствованию социальной и экономической инфраструктуры, межрегиональному сотрудничеству и со-зданию рабочих мест. Рассматриваемая сфера относится к высокодоходным и наиболее динамичным отраслям экономики. Важность и уникальность этого понятия как услуги определяется его многогранностью в проведенном анализе разнообразных научных источников.
Так, анализ состояния туризма в России в настоящее время, который проводится Ростуризмом и независимыми иностранными и российскими экспертами, доказывает, что в последние годы эта область динамично развивается. Современное путешествие, в том числе и паломническое, на прямую связано с предоставления туристам многообразных услуг, которые жизненно необходимы - питание, оформление документов, транспорт. Характеристиками организации религиозных туров, так же, как и других, выступает наличие соответственного обеспечения туристов всеми необходимыми услугами.
Также результаты данных количественного состава основных потребителей паломнического туризма показывают, что международный паломнический туристический продукт пользуется большим спросом и имеет значительные перспективы.
Организационно-экономическая характеристика рассматриваемого предприятия ООО «Космополит+» составляется по следующим критериям: общая характеристика предприятия и социально-культурного сервиса; организационная структура и система управления на предприятии; среда функционирования организации. Оценка финансового состояния ООО «Космополит +» за период 2013-2015 гг. позволяет заключить, что основные показатели платежеспособности, ликвидности, рентабельности имеют отрицательную динамику. Отметим, что резкое снижение экономической эффективности приходится на 2015 г. По нашему мнению, данную негативную ситуацию можно объяснить политической ситуацией в мире, введением санкционных мер в отношении РФ, ростом курса доллара и евро. Туристический бизнес страны в целом оказался негибким к возникшему кризису, о чем свидетельствуют результаты полученного анализа.
Таким образом, ООО «Космополит+» организовывает международные туры по следующим направлениям: Испания, Болгария, Греция - вылет из Белгорода, Кипр - вылет из Воронежа, Таиланд, Китай, Индия, Италия, Испания, Греция, Тунис, Черногория - вылет из Москвы. Наиболее удельный вес занимает тур Италия - вылет из Москвы (15%), так как это наиболее популярное у туристов круглогодичное направление. По изобилию культурных и исторических памятников, их географической близости, и хорошо развитой инфраструктурой туризма этот регион не имеет аналогов, основное количество памятников архитектуры, галерей, музеев расположены в крупных городах.
Также рассматриваемая туристическая фирма организует внутренние туры по следующим направлениям: Крым, Сочи, Домбай - вылет из Белгорода, Золотое Кольцо, Казань, Санкт-Петербург - вылет из Москвы. В структуре внутренних туров наиболее удельный вес занимает тур Сочи - вылет из Белгорода (31%), так как это наиболее популярное у туристов круглогодичное направление, так как на сегодняшний день Сочи является самым перспективным курортным центром - это санатории, оснащенные современной лечебной и диагностической базой, базы отдыха и пансионаты, также разработано много маршрутов для активного отдыха в любое время года.
При формировании тура и его составляющих ООО «Космополит+» выделяет направления: организация индивидуальных туров, организация пэкидж-туров, организация инсентивтуров.
Предложенная программа паломнического туризма для ООО «Космополит+» объясняется тем, что в конце XX века начинает развиваться индустрия туризма, совершенствуются средства связи и транспорта. И это дело необходимо продолжать, с одной стороны учитывая тысячелетнюю религиозную традицию, а с другой стороны - сформировавшуюся нынешнюю практику организации туризма. Исходя из выше сказанного можно утверждать, что разработка туров - внутренний паломнический тур «Белгород - Валаам, Санкт-Петербург», «Белгород — Москва» и внешний паломнический тур «Белгород - Греция» для ООО «Космополит+» является на сегодняшний день актуальной и будет пользоваться большим спросом.
Анализ рентабельности реализации программы паломнического туризма в ООО «Космополит+» в 2017-2018 гг. продемонстрировал, что с увеличением размера группы туристов снижается рентабельность турфирмы. Следовательно, целесообразнее организовывать поездки для маленьких групп, численностью в 10 человек. Однако, более высокая цена путевки может снизить спрос, тем самым фирма не получит запланированную прибыль.
Таким образом, с учетом полученных расчетов, рекомендуется ООО «Космополит+» организовывать программы паломнического туризма для средних групп (20 чел.). Учитывая, что программа «Белгород-Москва» наиболее рентабельна (100-63%), рационально организовывать туры по заявленному маршруту ежемесячно, что позволит в целом увеличить эффективность ООО «Космополит +».
Для эффективной реализации программа паломнического туризма ООО «Космополит +», необходимо купить автобус. Учитывая результаты расчетов, целесообразен микроавтобус на 20 мест.
Так, анализ состояния туризма в России в настоящее время, который проводится Ростуризмом и независимыми иностранными и российскими экспертами, доказывает, что в последние годы эта область динамично развивается. Современное путешествие, в том числе и паломническое, на прямую связано с предоставления туристам многообразных услуг, которые жизненно необходимы - питание, оформление документов, транспорт. Характеристиками организации религиозных туров, так же, как и других, выступает наличие соответственного обеспечения туристов всеми необходимыми услугами.
Также результаты данных количественного состава основных потребителей паломнического туризма показывают, что международный паломнический туристический продукт пользуется большим спросом и имеет значительные перспективы.
Организационно-экономическая характеристика рассматриваемого предприятия ООО «Космополит+» составляется по следующим критериям: общая характеристика предприятия и социально-культурного сервиса; организационная структура и система управления на предприятии; среда функционирования организации. Оценка финансового состояния ООО «Космополит +» за период 2013-2015 гг. позволяет заключить, что основные показатели платежеспособности, ликвидности, рентабельности имеют отрицательную динамику. Отметим, что резкое снижение экономической эффективности приходится на 2015 г. По нашему мнению, данную негативную ситуацию можно объяснить политической ситуацией в мире, введением санкционных мер в отношении РФ, ростом курса доллара и евро. Туристический бизнес страны в целом оказался негибким к возникшему кризису, о чем свидетельствуют результаты полученного анализа.
Таким образом, ООО «Космополит+» организовывает международные туры по следующим направлениям: Испания, Болгария, Греция - вылет из Белгорода, Кипр - вылет из Воронежа, Таиланд, Китай, Индия, Италия, Испания, Греция, Тунис, Черногория - вылет из Москвы. Наиболее удельный вес занимает тур Италия - вылет из Москвы (15%), так как это наиболее популярное у туристов круглогодичное направление. По изобилию культурных и исторических памятников, их географической близости, и хорошо развитой инфраструктурой туризма этот регион не имеет аналогов, основное количество памятников архитектуры, галерей, музеев расположены в крупных городах.
Также рассматриваемая туристическая фирма организует внутренние туры по следующим направлениям: Крым, Сочи, Домбай - вылет из Белгорода, Золотое Кольцо, Казань, Санкт-Петербург - вылет из Москвы. В структуре внутренних туров наиболее удельный вес занимает тур Сочи - вылет из Белгорода (31%), так как это наиболее популярное у туристов круглогодичное направление, так как на сегодняшний день Сочи является самым перспективным курортным центром - это санатории, оснащенные современной лечебной и диагностической базой, базы отдыха и пансионаты, также разработано много маршрутов для активного отдыха в любое время года.
При формировании тура и его составляющих ООО «Космополит+» выделяет направления: организация индивидуальных туров, организация пэкидж-туров, организация инсентивтуров.
Предложенная программа паломнического туризма для ООО «Космополит+» объясняется тем, что в конце XX века начинает развиваться индустрия туризма, совершенствуются средства связи и транспорта. И это дело необходимо продолжать, с одной стороны учитывая тысячелетнюю религиозную традицию, а с другой стороны - сформировавшуюся нынешнюю практику организации туризма. Исходя из выше сказанного можно утверждать, что разработка туров - внутренний паломнический тур «Белгород - Валаам, Санкт-Петербург», «Белгород — Москва» и внешний паломнический тур «Белгород - Греция» для ООО «Космополит+» является на сегодняшний день актуальной и будет пользоваться большим спросом.
Анализ рентабельности реализации программы паломнического туризма в ООО «Космополит+» в 2017-2018 гг. продемонстрировал, что с увеличением размера группы туристов снижается рентабельность турфирмы. Следовательно, целесообразнее организовывать поездки для маленьких групп, численностью в 10 человек. Однако, более высокая цена путевки может снизить спрос, тем самым фирма не получит запланированную прибыль.
Таким образом, с учетом полученных расчетов, рекомендуется ООО «Космополит+» организовывать программы паломнического туризма для средних групп (20 чел.). Учитывая, что программа «Белгород-Москва» наиболее рентабельна (100-63%), рационально организовывать туры по заявленному маршруту ежемесячно, что позволит в целом увеличить эффективность ООО «Космополит +».
Для эффективной реализации программа паломнического туризма ООО «Космополит +», необходимо купить автобус. Учитывая результаты расчетов, целесообразен микроавтобус на 20 мест.



