Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №68464

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
329
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Нейрофизиологические, психологические и
лингвистические основы овладения грамотой 6
1.2. Особенности готовности к овладению грамотой старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 12
1.3. Анализ методических приемов формирования готовности к
овладению грамотой старших дошкольников с общим недоразвитием речи 17
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПОДГОТОВКИ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 25
2.1. Методика исследования готовности к овладению грамотой
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 25
2.2. Анализ результатов исследования готовности к овладению
грамотой старших дошкольников с общим недоразвитием речи 41
2.3. Методические рекомендации по формированию готовности
к овладению грамотой старших дошкольников с общим недоразвитием речи 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ


Старший дошкольный возраст является возрастом для серьезной подготовки детей к овладению грамотой. Проблема готовности ребенка к овладению грамотой - одно из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
У достаточно большого количества воспитанников дошкольных образовательных учреждений во время поступления в школу трудности проявляются уже в период обучения грамотой. Поэтому еще до поступления в школу надо уделять достаточно большое внимание формированию готовности детей к успешному освоению грамоты, освоению первоначальным навыкам чтения и письма.
Эффективность в обучении грамоте, по мнению Л.С. Выготского, можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка: состояния его готовности к овладению грамотой, который включает состояние развития графических навыков, фонематического слуха, чувства ритма, пространственных представлений и координации движений. У детей с общим недоразвитием речи эти функциональные звенья в значительной степени нарушены.
Проблема овладения грамотой детьми, подготовка к ней изучалась Д.Н. Исаевым, Е.А. Логиновой, Е.Н. Российской, И.Н. Садовниковой, Р.И.
Шуйфер и др.
Проблема подготовки и обучения грамоте дошкольников нашла отражение в трудах отечественных психологов и педагогов (Л.И. Божович, А.И. Воскресенская, Л.С. Выготский, Т.Г. Егоров, Л.А. Пеньевская, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Ю.И. Фаусек Д.Б. Эльконин, и др.).
Исследованием проблемы готовности к овладению грамотой детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались Л.Е. Журова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.В. Нижегородцева, Л.Ф. Спирова, Т.А. Ткаченко, Т.Б.
Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.
Несмотря на наличие определенного количества исследований, проблема формирования готовности к овладению грамотой у детей старшего дошкольного возраста с ОНР представлена недостаточно. Прежде всего, отмечается недостаточная изученность этой проблемы в практическом аспекте. Необходимость формирования готовности к овладению грамотой у детей с общим недоразвитием речи и недостаток практических разработок по этой теме обусловливает актуальность работы по теме «Формирование готовности к овладению грамотой старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования - совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по формированию готовности к овладению грамотой старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по формированию готовности к овладению грамотой старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - формирование готовности к овладению грамотой старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию готовности к овладению грамотой старших дошкольников с общим
недоразвитием речи.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования и обосновать проблему.
2. Подобрать диагностический материал для исследования готовности к овладению грамотой старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Провести исследовательскую работу по выявлению готовности к овладению грамотой старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Разработать методические рекомендации по формированию
готовности к овладению грамотой старших дошкольников с общим
недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: формирование готовности к овладению грамотой старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- системное решение задач по формированию готовности к овладению грамотой;
- использование различных упражнений и игр;
- взаимодействие логопеда со специалистами ДОУ и семьей.
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологической основой исследования основой явились работы по изучению овладения грамотой детьми, подготовка к ней Д.Н. Исаева, Р.Е. Левиной, Е.А. Логиновой, Р.И. Шуйфер и др.; исследования в области готовности к овладению грамотой детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались Л.Е. Журовой, Г.А. Каше, Н.В. Нижегородцевой, Е.Н. Российской, И.Н. Садовниковой, Л.Ф. Спировой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида «Радуга» с. Замостье, Грайворонского района, Белгородской области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования можно сделать следующие выводы.
Успешное обучение ребенка грамотой может осуществляться на основе определенного уровня готовности, которая предполагает не только общую психологическую и специальную подготовку, но и предполагает формирование у детей умственных, физических качеств. Поэтому для формирования готовности к овладению грамотой необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие мотива учения, адекватность и регуляция поведения, сформированность учебных и речевых навыков.
У детей с общим недоразвитием речи страдают все компоненты устной речи, что вызывает сложности в обучении грамоте. Кроме того, у дошкольников с ОНР обнаруживаются множество расстройств пространственных представлений, чувство ритма, координации мышц плечевого пояса, нарушение графических навыков, мелкой моторики рук. Все нарушения сказываются на общем состоянии готовности к овладению грамотой детей с ОНР.
Анализ методических приемов по формированию готовности к овладению грамотой старших дошкольников с общим недоразвитием речи показал, что ученые, занимавшиеся данной проблемой, предлагают различные приемы, методы, упражнения для формирования готовности к овладению грамотой, т.е. формирования входящих сюда компонентов: зрительно-моторная координация, чувство ритма, фонематическое восприятие и др.
На констатирующем этапе мы исследовали вербальный и невербальный компонент готовности к овладению грамотой старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Обследование вербального компонента готовности к овладению грамотой детей включало: обследование фонематического восприятия; обследование звуковой культуры речи; обследование словаря; обследование грамматической стороны речи; обследование связной речи.
Обследование невербального компонента готовности к овладению грамотой детей включало: обследование двигательной сферы, обследование процесса зрительного восприятия, обследование особенностей сформированности акустического гнозиса, обследование слухоречевой памяти, обследование зрительно-предметной памяти
Проведенное исследование вербального компонента показало, что низкий уровень состояния готовности к овладению грамотой у дошкольников с ОНР составил 80%, средний - 20%.
Исследование по выявлению уровня сформированности вербального компонента готовности к овладению грамотой старших дошкольников с ОНР показало, что у детей данной категории нарушены все исследуемые стороны речи: малый объем словарного запаса, неправильное грамматического оформление фраз, фонетико-фонематические нарушения, низкий уровень развития связной речи. Дети с ОНР затруднялись при выполнении всех предложенных заданий, особые затруднения вызывали два последних задания, направленных на обследование грамматической структуры речи и связной речи.
Исследование невербального компонента показало, что у детей с ОНР характерен низкий уровень сформированности психических процессов (60%), средний уровень составил 40%. В результаты данного исследования было выявлено, что дети с ОНР имеют специфические особенности в формировании психических процессов. У них отмечаются низкие показатели развития зрительного восприятия, слухоречевой и зрительно-предметной памяти, внимания, акустического гнозиса.
Обобщая результаты исследования, сделали вывод, что для дошкольников с ОНР характерным является низкий уровень готовности к овладению грамотой, он составил 70%, средний уровень наблюдался у 30% детей.
В методических рекомендациях мы предложили принципы работы по формированию готовности к овладению грамотой старших дошкольников с общим недоразвитием речи, описание этапов и направлений работы, конкретные задания для каждого направления. Отметили роль взаимодействия специалистов и семьи в данном направлении.
Таким образом, делаем вывод, что цель нашего исследования достигнута, все задачи решены, гипотеза доказана.



1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. Пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы [Электронный
ресурс]. URL: http://www.lifeinhockey.ru/metodiki/metodicheskie-knigi/352-p-
anokhin-uzlovye-voprosy-teorii-funktsionalnykh-sistem
3. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво [Электронный ресурс]. URL: http: //www.twirpx.com/file/892239/
4. Ванюхина Г.А. Природосообразные подходы к овладению грамотой детей дошкольного возраста как профилактика дислексий // Логопед. - 2007. - №3. - С. 26-35.
5. Волкова Г.Л. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0091/6_0091-1.shtml
6. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму [Электронный ресурс]. URL: http: //www.detskiysad.ru/ped/hrestomatia3 5 .html
7. Дуванова С.П. Взаимосвязь уровня развития мелкой дифференцированной моторики пальцев рук и речи у детей старшего дошкольного возраста // Школьный логопед. - 2006. - № 6 (15). - С. 7-15.
8. Дьяченко М.М. Профилактика нарушений чтения и письма на логопедических занятиях по подготовке к школе (из опыта работы) // Школьный логопед. - 2006. -№ 5 (14). - С. 25-37.
9. Елецкая О.В. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи // Логопед. - 2005. -№ 2. - С. 8-15.
10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Электронный ресурс]. URL: http: //www.twirpx. com/file/180191/
11. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить [Электронный ресурс]. URL:
http://pedlib.ru/Books/5/0362/5_0362-64.shtml
12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического
слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного
возраста. Пособие для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 154 с.
13. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб., 2004. - 243 с.
14. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: метод, пособие / А. Н. Корнев. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 128 с.
15. Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков [Электронный ресурс]. URL: http:ZZpedlib.ru/Books/7Z0420/
16. Лагутина А.В. Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи: дисс. канд. пед. наук. - М., 2007. - 192 с.
17. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/5Z0322/5_0322-67.shtml
18. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2013. - 234 с.
19. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. [Текст]/Под ред. Леонтьева А.Н и Запорожца А.В [Электронный ресурс]. URL: http: //pedlib .ru/Books/6/0112/6_0112-112. shtml
20. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений [Электронный ресурс]. URL: http: //www.twirpx. com/file/1905899/
21. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 384 с.
22. Львов М.Р. Основы теории речи. Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 154 с.
23. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.rU/Books/1/0309/1_0309-1.shtml
24. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков // Логопед. - 2004. - № 2. - С. 36-41.
25.Огаркина А.В. Выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 229 с.
26.Османова Г.А. От игры к письму // Логопед в детском саду. - 2007. - № 1 (16). - С.16-23
27. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - СПб., 2002. - 256 с.
28. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. - М.: АРКТИ, 2005. - 400 с.
29. Сиротюк А.Л. В инструментальную копилку практикующего логопеда // Логопед. - 2006. - № 2. - С. 23-31.
30. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб, 1997. - 164 с.
31. Триггер Р.Д. Подготовка к овладению грамотой. - Смоленск, 2000. - 80 с.
32. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М., 2000. - 128 с.
33. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада. -2 М., 1993. - 378 с.
34. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ