ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения имени прилагательного 9
1.1. Сущность компетентностного подхода в обучении русскому
языку 9
1.2. Понятие о лингвистической компетенции 17
1.3. Имя прилагательное как часть речи и особенности его
употребления 23
Глава 2. Методические основы формирования лингвистической
компетенции младших школьников в процессе изучения имени прилагательного 36
2 .1. Анализ программ и учебников по проблеме исследования 36
2 .2. Аспектный анализ опыта методистов и учителей 50
2 .3. Экспериментальная работа по формированию лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения имени прилагательного 58
Заключение 76
Библиографический список 78
Приложения 84
Глава 1. Теоретические основы формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения имени прилагательного 9
1.1. Сущность компетентностного подхода в обучении русскому
языку 9
1.2. Понятие о лингвистической компетенции 17
1.3. Имя прилагательное как часть речи и особенности его
употребления 23
Глава 2. Методические основы формирования лингвистической
компетенции младших школьников в процессе изучения имени прилагательного 36
2 .1. Анализ программ и учебников по проблеме исследования 36
2 .2. Аспектный анализ опыта методистов и учителей 50
2 .3. Экспериментальная работа по формированию лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения имени прилагательного 58
Заключение 76
Библиографический список 78
Приложения 84
Социально-экономические преобразования, происходящие в России, определяют потребность общества в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Современному школьнику предстоит
стать активным участником социального и духовного развития страны. Это потребует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений как при обучении в школе, так и на протяжении всей жизни. Поэтому сегодня
важнейшей целью становится развитие личности школьника, способного жить и
трудиться, творчески реализовывать себя в окружающем мире. Это обуславливает
наличие у него таких качеств, как самостоятельность, готовность к дальнейшему
развитию, способность к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, толерантность, умение вести диалог. При этом языковая личность понимается как совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и
восприятие им речевых произведений. В процессе осуществления указанной взаимосвязи определяющим является компетентностный подход, специфика которого состоит в том, что учащиеся усваивают не готовое знание, а сами формулируют
понятия, необходимые для решения конкретной задачи.
Термин «компетентностный подход» в отечественную систему образования
пришѐл из западноевропейских систем профессионального образования. Интерес
к такому подходу к обучению вызван Болонской декларацией «Зона европейского
высшего образования», принятой представителями тридцати стран, к которым в
сентябре 2003 г. присоединилась и Россия. На основе Болонской декларации были
разработаны основные стратегические документы федерального значения, рекомендующие использование компетентностного подхода в системе общего образования, первым звеном которого является начальная ступень обучения.
Внедрение в российское образование компетентностного подхода опирается
на достижения в области психологии (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн, и др.), а также лингвистики (М.Т. Баранов, Н.С. Валгина,4
Д.Э. Розенталь, Н.М. Шанский и др.) и методики преподавания русского языка в
начальной школе (Е.Д. Божович, А.П. Василевич, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов,
Т.Г. Рамзаева и др.).
В процессе развития языковой личности начальное обучение заслуживает
особого внимания, так как именно оно закладывает основы разностороннего развития детей, здесь начинается работа по формированию сознательного отношения
к языку, развитию культуры речи и языкового чутья. Рассматривая начальное
языковое образование как явление, включающее лингвистический, речевой, личностно-развивающий аспекты, необходимо подчеркнуть наличие взаимосвязи
лингвистического образования школьника и развития его как языковой личности.
Лингвистическая компетенция всегда являлась целью обучения русскому
языку. Однако на современном этапе она определяет эффективность формирования личности, обладающей набором способностей, качеств, которые помогут ей
адаптироваться в новых социально-экономических условиях и реализовать потребности в саморазвитии и самообучении.
Такое понимание роли лингвистической компетенции связано с обогащением еѐ структуры и содержания компонентами позволяющими интегрировать эту
предметную компетенцию с общепредметными (ключевыми).
Имя прилагательное при формировании лингвистической компетенции, которое отличается богатством грамматических форм, является одним из средств
языковой выразительности при изображении окружающей действительности.
Употребление прилагательных в речи может вызывать затруднения у младших
школьников, обусловленные большим семантическим потенциалом некоторых
единиц, неумением образовывать краткие формы прилагательных, формы степеней сравнения и т.д.
Обозначенные в ФГОС НОО по русскому языку предметные знания, умения
и навыки в познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной
сферах деятельности актуализируют проблему их формирования во взаимосвязи с
межпредметными умениями лингвистической компетенции.
стать активным участником социального и духовного развития страны. Это потребует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений как при обучении в школе, так и на протяжении всей жизни. Поэтому сегодня
важнейшей целью становится развитие личности школьника, способного жить и
трудиться, творчески реализовывать себя в окружающем мире. Это обуславливает
наличие у него таких качеств, как самостоятельность, готовность к дальнейшему
развитию, способность к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, толерантность, умение вести диалог. При этом языковая личность понимается как совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и
восприятие им речевых произведений. В процессе осуществления указанной взаимосвязи определяющим является компетентностный подход, специфика которого состоит в том, что учащиеся усваивают не готовое знание, а сами формулируют
понятия, необходимые для решения конкретной задачи.
Термин «компетентностный подход» в отечественную систему образования
пришѐл из западноевропейских систем профессионального образования. Интерес
к такому подходу к обучению вызван Болонской декларацией «Зона европейского
высшего образования», принятой представителями тридцати стран, к которым в
сентябре 2003 г. присоединилась и Россия. На основе Болонской декларации были
разработаны основные стратегические документы федерального значения, рекомендующие использование компетентностного подхода в системе общего образования, первым звеном которого является начальная ступень обучения.
Внедрение в российское образование компетентностного подхода опирается
на достижения в области психологии (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн, и др.), а также лингвистики (М.Т. Баранов, Н.С. Валгина,4
Д.Э. Розенталь, Н.М. Шанский и др.) и методики преподавания русского языка в
начальной школе (Е.Д. Божович, А.П. Василевич, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов,
Т.Г. Рамзаева и др.).
В процессе развития языковой личности начальное обучение заслуживает
особого внимания, так как именно оно закладывает основы разностороннего развития детей, здесь начинается работа по формированию сознательного отношения
к языку, развитию культуры речи и языкового чутья. Рассматривая начальное
языковое образование как явление, включающее лингвистический, речевой, личностно-развивающий аспекты, необходимо подчеркнуть наличие взаимосвязи
лингвистического образования школьника и развития его как языковой личности.
Лингвистическая компетенция всегда являлась целью обучения русскому
языку. Однако на современном этапе она определяет эффективность формирования личности, обладающей набором способностей, качеств, которые помогут ей
адаптироваться в новых социально-экономических условиях и реализовать потребности в саморазвитии и самообучении.
Такое понимание роли лингвистической компетенции связано с обогащением еѐ структуры и содержания компонентами позволяющими интегрировать эту
предметную компетенцию с общепредметными (ключевыми).
Имя прилагательное при формировании лингвистической компетенции, которое отличается богатством грамматических форм, является одним из средств
языковой выразительности при изображении окружающей действительности.
Употребление прилагательных в речи может вызывать затруднения у младших
школьников, обусловленные большим семантическим потенциалом некоторых
единиц, неумением образовывать краткие формы прилагательных, формы степеней сравнения и т.д.
Обозначенные в ФГОС НОО по русскому языку предметные знания, умения
и навыки в познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной
сферах деятельности актуализируют проблему их формирования во взаимосвязи с
межпредметными умениями лингвистической компетенции.
Изучив и проанализировав педагогическую литературу, мы выяснили, что
компетенция понимается как формально описанное требование к личностным,
профессиональным и другим качествам школьника. Лингвистическая компетенция является способностью обучающегося, направленной на конструирование
синтаксических и грамматических построений и форм, а также понимание смысловых отрезков речи, организованных в соответствии с существующими нормами
русского языка.
В своей основе формирование лингвистических компетенций способствует
совершенствованию и развитию всех видов речевой деятельности; формированию
учебно-языковых умений и навыков на основе интерпретации научных теоретических сведений о языке; овладению богатством языка как условие успешной речевой деятельности человека; формированию познавательной культуры личности
ученика.
Имя прилагательное в рамках лексического аспекта обладает богатым набором самых различных значений. Для морфологии имени прилагательного наиболее существенным является понимание его особенностей, своеобразие лексикограмматических разрядов данных слов и функционирующие в основе этой части
речи. Так, опорным звеном в морфологической структуре имени прилагательного
служит содержание у него зависимых форм числа, рода и падежа, которые дублируют соответствующие значения имен существительных. Наша речь без имен
прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Данная
часть речи позволяет передать яркость, красоту, разнообразие окружающих нас
предметов, делает нашу речь точнее.
На основе проведенного сравнительного анализа программ по русскому
языку, авторы В.П. Канакина и В.Г. Горецкий («Школа России») и «Русский
язык», автор С.В. Иванов («Начальная школа XXI века»), обучение русскому языку в современной начальной школе предполагает развитие универсальных учебных действий, которые позволяют младшим школьникам самостоятельно реали77
зовывать свою учебную деятельность, искать и применять необходимую информацию и соответственно способы решения проблем поискового и творческого характера, а также содействовать развитию лингвистической компетентности.
Также анализ программ по русскому языку показал, что представленная работа при изучении имени прилагательного в начальной школе характеризует целенаправленный процесс, который предполагает определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения
слов рассматриваемой части речи.
На констатирующем этапе эксперимента был выявлен недостаточный уровень сформированности у младших школьников лингвистической компетенции в
процессе изучения имени прилагательного. На втором этапе эксперимента была
проведена работа по развитию лингвистической компетенции младших школьников посредством различных приѐмов работы при изучении имени прилагательного: применялись задания исследовательского и проблемно-творческого характера,
дидактические игры, занимательный материал. Повторная диагностика уровня
сформированности лингвистической компетенции в процессе изучения имени
прилагательного показала более высокие результаты, чем на констатирующем
этапе, что говорит об эффективности проделанной нами работы.
По результатам экспериментальной работы был сделан вывод об эффективности использования выдвинутых нами педагогических условий способствующих
эффективному формированию лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения имени прилагательного:
1) применять разнообразные приемы работы проблемного и творческого характера;
2) учащиеся будут выступать в роли активных субъектов учебной деятельности.
компетенция понимается как формально описанное требование к личностным,
профессиональным и другим качествам школьника. Лингвистическая компетенция является способностью обучающегося, направленной на конструирование
синтаксических и грамматических построений и форм, а также понимание смысловых отрезков речи, организованных в соответствии с существующими нормами
русского языка.
В своей основе формирование лингвистических компетенций способствует
совершенствованию и развитию всех видов речевой деятельности; формированию
учебно-языковых умений и навыков на основе интерпретации научных теоретических сведений о языке; овладению богатством языка как условие успешной речевой деятельности человека; формированию познавательной культуры личности
ученика.
Имя прилагательное в рамках лексического аспекта обладает богатым набором самых различных значений. Для морфологии имени прилагательного наиболее существенным является понимание его особенностей, своеобразие лексикограмматических разрядов данных слов и функционирующие в основе этой части
речи. Так, опорным звеном в морфологической структуре имени прилагательного
служит содержание у него зависимых форм числа, рода и падежа, которые дублируют соответствующие значения имен существительных. Наша речь без имен
прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Данная
часть речи позволяет передать яркость, красоту, разнообразие окружающих нас
предметов, делает нашу речь точнее.
На основе проведенного сравнительного анализа программ по русскому
языку, авторы В.П. Канакина и В.Г. Горецкий («Школа России») и «Русский
язык», автор С.В. Иванов («Начальная школа XXI века»), обучение русскому языку в современной начальной школе предполагает развитие универсальных учебных действий, которые позволяют младшим школьникам самостоятельно реали77
зовывать свою учебную деятельность, искать и применять необходимую информацию и соответственно способы решения проблем поискового и творческого характера, а также содействовать развитию лингвистической компетентности.
Также анализ программ по русскому языку показал, что представленная работа при изучении имени прилагательного в начальной школе характеризует целенаправленный процесс, который предполагает определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения
слов рассматриваемой части речи.
На констатирующем этапе эксперимента был выявлен недостаточный уровень сформированности у младших школьников лингвистической компетенции в
процессе изучения имени прилагательного. На втором этапе эксперимента была
проведена работа по развитию лингвистической компетенции младших школьников посредством различных приѐмов работы при изучении имени прилагательного: применялись задания исследовательского и проблемно-творческого характера,
дидактические игры, занимательный материал. Повторная диагностика уровня
сформированности лингвистической компетенции в процессе изучения имени
прилагательного показала более высокие результаты, чем на констатирующем
этапе, что говорит об эффективности проделанной нами работы.
По результатам экспериментальной работы был сделан вывод об эффективности использования выдвинутых нами педагогических условий способствующих
эффективному формированию лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения имени прилагательного:
1) применять разнообразные приемы работы проблемного и творческого характера;
2) учащиеся будут выступать в роли активных субъектов учебной деятельности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Речевое развитие младших школьников в процессе изучения имен прилагательных (Рязанский государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО (НА МАТЕРИАЛЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - Комплекс упражнений как средство предупреждения лексических ошибок младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ
ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Процесс формирования словарного запаса младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018



