Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессивности детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности 6
1.1. Агрессивность детей младшего школьного возраста как
психологический феномен 6
1.2. Особенности тревожности у детей младшего школьного возраста 18
Глава 2. Эмпирическое изучение агрессивности детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности 28
2.1. Организация и методы исследования агрессивности у детей младшего
школьного возраста с разным уровнем тревожности 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования агрессивности
детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности 29
2.3. Психолого-педагогические рекомендации и программа по коррекции
уровня тревожности детей младшего школьного возраста 39
Заключение 44
Список используемой литературы 50
Приложение
Актуальность. На сегодняшний день учащение агрессивных проявлений является одной из острейших социальных проблем нашего общества. Ведь она ведет за собой причинение вреда или ущерба другому живому существу, в какой бы форме не проявлялась. Как и с давних времен, существует большой интерес к данному феномену, так и в наше время, она является предметом многих научно-практических исследований. Тревожит тот факт, что агрессивные проявления наблюдаются уже в начальной школе. Таким образом, изучение агрессивности и тревожности особенно важно именно в данном возрасте, когда эта черта находится в стадии становления, и еще можно предпринять своевременные и корректирующие меры.
Проблематика агрессивного поведения является предметом изучения таких отечественных исследователей как С.Л. Колосова, Т.Г. Румянцева, Т.В. Драгунова, Л.М. Семенюк, Н.Ф. Талызина, Е.О. Смирнова, С.Ю. Чижова, И.А.Фурманов. Среди зарубежных исследователей изучение агрессивности осуществлялось такими авторами как А. Адлер, А. Бандура, А. Басс, И. Беркович, К. Лоренц, Г. Салливан, Б. Скиннер, К. Хорни, К. Юнг, Р. Бэрон, 3. Фрейд, Э. Фромм.
Так же, осуществлялись исследования агрессивности в младшем школьном возрасте и представлены в работах Е.И. Бережковой, А.С. Копового, Н.П. Коротченковой. Среди западных исследователей изучение этой возрастной группы осуществлялось Л. Берковичем, К. Бютнером, А.Миллером, П. Поппером, И. Раншбургом.
Стоит отметить, что в концепции психоаналитического направления младший школьный возраст представлен как «латентный». Он характеризуется низкой активностью, невыраженной агрессивностью. А наличие работ вышеуказанных авторов свидетельствует о том, что различные формы агрессивности имеют место в данном возрасте.
Так, причиной агрессивности детей младшего школьного возраста может быть высокий уровень тревожности. Пребывая в постоянном состоянии нервного напряжения, ребенку необходима разрядка, которую возможно получить, используя различные виды агрессии. Тем самым, избавляя себя от излишней тревоги.
В отечественной психологии проблематикой тревожности занимались такие авторы как Н.В. Имедадзе, А.Е. Личко, Н.В. Мясищев, И.А. Мусина, А.М. Прихожан, Ю.А. Ханин. А среди зарубежных авторов исследование тревожности представлены в работах 3. Фрейда, А. Маслоу, К. Хорни, Э. Фромма.
Но особенности агрессивного поведения младших школьников с разным уровнем тревожности недостаточно разработаны в психологической литературе. Это делает перспективным рассмотрение агрессивности у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности.
Проблема нашего исследования: каковы особенности агрессивности детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности?
Цель нашего исследования: изучение агрессивности у младших школьников с разным уровнем тревожности.
Объект исследования: эмоциональная сфера личности младших школьников.
Предмет: агрессивность детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности.
Гипотеза исследования: существует связь между особенностями агрессивного поведения и уровнем тревожности младших школьников: чем выше уровень тревожности, тем выше такие показатели агрессивного поведения как прямая и косвенная, вербальная и физическая агрессия, несдержанность.
Задачи исследования:
Е Изучить разработанность понятий: «агрессивность», «тревожность».
2. Изучить особенности агрессивности и уровень тревожности, выявить взаимосвязь между особенностями агрессивного поведения и уровнем
тревожности младших школьников.
3. Разработать программу по снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
Для реализации цели исследования мы использовали комплекс методов, применение которых определялось спецификой решения проблемы на каждом этапе исследовательских задач:
1. Организационные - сравнительный метод.
2. Эмпирические -психодиагностические методы (тестирование).
3. Методы обработки данных - количественный (критерий Пирсона) и качественный анализ.
4. Интерпретационные методы - генетический и структурный.
В качестве основных диагностических инструментов были использованы следующие методики: проективная методика «Кактус» М.А. Панфиловой для исследования эмоционально-личностной сферы детей; опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева (детский вариант); «опросник школьной тревожности Филлипса» для исследования уровня тревожности и своеобразия переживаний тревожности; «шкала личностной тревожности А.М. Прихожан» для исследования разных видов тревожности.
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ с. Ездочное» Белгородской области на протяжении периода с 29.10.16. по 31.03.17. Выборку составили учащиеся 4х классов в возрасте 10-11 лет в количестве 75 человек.
В структуру работы входит две главы, состоящие из двух параграфов, а также, введение, заключение, практические рекомендации и программа по коррекции уровня тревожности, список используемой литературы, состоящий из 58 источников, приложение, общий объем работы составляет 86 страниц.
Наше исследование было посвящено изучению агрессивности младших школьников с разным уровнем тревожности. Его целью было решение проблемы противоречия между недостаточно высоким уровнем теоретической разработанности понятия агрессивность детей младшего школьного возраста и его структуры, и наличием достаточно высокого уровня агрессивности младших школьников в действительности.
В первой главе нашего исследования мы уточнили понятия «агрессивность», «тревожность» и изучили разработанность проблемы агрессивного поведения младших школьников с разным уровнем тревожности. Существуют разные подходы к пониманию природы тревожности, так у зарубежных авторов можно проследить два подхода - понимание тревожности как изначально присущее человеку свойство и понимание тревожности как реакции на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни. В отечественной психологии большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать ее дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики. Что касается агрессивности, здесь так же отсутствует единый подход к его определению. По мнению западных авторов, агрессивность представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой.
Нами был осуществлен анализ теоретических основ изучения агрессивности детей младшего школьного возраста, и ссылаясь на мнение таких авторов как Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, установлено, что именно в этот период младшего школьного возраста формируется навыки учебной деятельности, развивается исполнительность и контроль, а так же наблюдается умственное развитие. Как отмечала В.С. Мухина, дети не только погружается в новую социальную ситуацию, но и психологически переходят в новую систему отношений с окружающими людьми. Новая деятельность ребенка, а именно учебная деятельность, предъявляет очень большие требования. В частности, она способствует развитию воли и произвольности поведения. По мнению Обуховой Л.Ф., этот возраст наиболее сенситивен и к большим изменениям в познавательной сфере. Память ребенка начинает приобретать выраженный познавательный характер, становиться целенаправленной. В сфере восприятия происходит переход от непроизвольного и нецеленаправленного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Наиболее существенные изменения наблюдаются в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный. Этот же процесс наблюдается и при формировании морального поведения младших школьников. Характер младших школьников также отличается некоторыми возрастными особенностями. Такое поведение является причиной слабой волевой регуляции и потребности младших школьников во внешней активной разрядке.
Далее, ссылая на мнение различных авторов, а именно, Э. Фромма, в своей работе, понятие агрессия мы определили как индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда, а агрессивность как устойчивую черту личности - расположенность к действиям, которые причиняют (или намерены причинить) вред другому. Выделили различные виды агрессивности, а, именно: доброкачественную, злокачественную, оборонительную и инструментальную агрессивность, псевдоагрессию; недеструктивную агрессивность и враждебную деструктивность; социализированную и несоциализированную агрессию. Так, адаптивную агрессивность принято понимать как реакцию на угрозу витальным интересам индивида, а неадаптивную агрессию как жестокость; оборонительную агрессию как способ защиты, следствие реакции человека на угрозу; псевдоагрессию, как нанесение ущерба без злых намерений (непреднамеренная псевдоагрессия - игровая и псевдоагрессия как самоутверждение). Не деструктивную агрессивность мы рассматривает как механизм достижения целей и удовлетворения желаний, а враждебную деструктивность, как желание причинить боль и получить удовольствие от этого. Установили, что социализированная агрессия отражается в низком волевой и моральный уровне саморегуляции, нравственной нестабильности; а несоциализированная форма агрессии, как правило, проявляется у детей с негативными эмоциональными состояниями (страхе, тревоге) и психическими расстройствами (эпилепсии, шизофрении, органическом поражении головного мозга).
Основываясь на исследования таких авторов как А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Е.А. Аркин, мы выявили, что причинами агрессивного поведения являются: эмоциональные нарушения, проблемы со здоровьем, неустойчивость поведения, неблагополучность семей, подверженность ребенка стрессам, перемены или какие-либо изменения, произошедшие в жизни, излишне строгое воспитание, постоянные запреты или отказы, либо наоборот, излишняя опека, потакание прихотям, а так же повторение стиля поведения одного из родителей. Отметили, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора: образец отношений и поведения родителей, и характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих. Так же, определили, что к факторам, по мнению Т.Б. Горшечниковой и Л.Н. Дороднициной, способствующим подкреплению различных форм проявления агрессивного поведения, относят: семейные отношения и методы семейного воспитания физические наказания (угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, изоляция детей от общения со сверстниками); нарушения социальной адаптации (материальное благополучие семьи); нарушения школьной адаптации; стратегии поведения в конфликте и коммуникативная некомпетентность детей (соперничество); влияние СМИ и компьютерных игр; личностные особенности (высокий уровень тревожности, вспыльчивость, раздражительность, возбудимость, неадекватная самооценка); половые различия.
Основываясь на мнение Н.А. Дубинко, отметили, что агрессивное поведение младшего школьника чаще всего выражается в формах враждебности, жестокости и демонстрации. Так, враждебность всегда имеет определенный объект. Под жестокостью понимает стремление к причинению страданий и мучений людям, выражающееся в действиях, а также, фантазировании соответствующего содержания (фантазирование). Демонстрация - это показ возможности нападения.
Таким образом, осуществив анализ теоретических основ изучения уровня и различных форм проявления тревожности детей младшего школьного возраста, и основываясь на мнение Н.Д. Левитова, своей работе тревожность мы определяем как индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Её мы рассматривает как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Определили, как отмечали в своих исследованиях А.М. Прихожан и Ч. Спилбергер, что тревожность принято делить на личностную и ситуативную тревожность. Ситуативная тревожность порождается конкретной ситуацией, которая воздействует на человека, данный вид тревожности возникает при возможных неприятностях и при жизненных осложнениях. Тревожность личностная является устойчивой чертой личности, и проявляется в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.
Установили, основываясь на работы Н.Д. Левитова, что предпосылками возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) ребенка, неудовлетворенность общением со взрослыми или сверстниками, воспитание по типу гиперопека, завышенные требования со стороны родителей и учителей, сдержанность родителей в выражении чувств или излишняя строгость. Кроме того, предрасположенность к тревожности имеется у малообщительных детей, ограниченных в контактах. Так же, страхи и тревоги возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов.
Установили, что на уровень тревожности младших школьников влияет эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими. Так, поведение делится на два типа: неуравновешенные дети (с легковозбудимыми и безудержными эмоциями); дети, с устойчивым негативным отношением к общению и избеганию лиц, от которых исходит «угроза».
Так же, опираясь на исследования таких авторов как Р. Берон и Д. Ричардсон, нами была выявлена взаимосвязь агрессивности и тревожности в тех случаях, когда: агрессивность сопряжена с тревогой, вызванной ожиданием агрессии в свой адрес, что, в сущности, является проекцией собственных враждебных чувств; агрессивность является следствием страха ребенка быть отвергнутым, одиноким; агрессивность может выступать способом защиты в ситуации тревоги.
Далее, мы охарактеризовали методы и методики, которые использовали в данном исследовании. Проанализировали и проинтерпретировали результаты исследования особенностей агрессивного поведения младших школьников с разным уровнем тревожности. Так, мы установили, что около половины младших школьников склонны проявлять импульсивность в своем поведении и своей деятельности. Почти каждый второй учащийся младшего школьного возраста имеет средний уровень выраженности как физической, так и вербальной агрессивности. Другая половина испытуемых имеет высокий уровень склонности к выражению прямой вербальной и физической агрессивности. Почти половина детей, участвующих в исследование, обладают высоким уровнем несдержанности. Больше половины младших школьников имеют высокий уровень школьной тревожности.
Далее, нами была установлена статистически значимая связь между характеристиками агрессивного поведения и уровнем тревожности младших школьников и выявлено преобладание таких характеристик агрессивного поведения, как склонность к прямой вербальной агрессии, косвенной вербальной агрессии, косвенной физической агрессии, склонности к прямой физической агрессии, несдержанности.
Таким образом, результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что существует связь между особенностями агрессивного поведения, такими, как уровень несдержанности, прямая и косвенная вербальная агрессия и физическая агрессия, и уровнем тревожности младших школьников.
Далее, по результатам исследования агрессивности детей младшего школьного возраста, была разработана коррекционно-развивающая программа с целью снижения уровня тревожности путём снятия психологического и мышечного напряжения детей, преодоления психологических барьеров, мешающих самовыражению ребёнка, повышение самооценки, формирование навыков управления собственным состоянием и поведением.
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова,-М.: Академия, 1996. -224 с.
2. Андрюшина, Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников/ Л.О. Андрюшина. - Спб.: Тверь, 2003. - 202 с.
3. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Н. Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко // Психологический журнал. - 1997. - №2. - С. 34.
4. Аракелов, Н.Е. Тревожность: методы её диагностики и коррекции / Н.Е. Аракелов, Н.О. Шмикова // Вестник МГУ, сер. Психология. - 1998.-№1.-С. 18.
5. Бережкова, Е.И. Влияние экспозиции социальной агрессии на агрессивность младшего школьника / Е.И. Бережкова. - СПб.: 2003. - Академия, 146. с.
6. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Беркович. -М.: Флинта, 2001. -512 с.
7. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - М., Просвещение. 1990. -210 с.
8. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер. - 2001. -. 352 с.
9. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. - М.: Педагогика, 1991. - 228 с.
10. Вельдер, Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности / Р. Вельдер./ - СПб.: Питер. - 2001. -352 с.
11. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6-ти томах. Т.4. - М.:Педагогика. - 1983. -462 с.
12. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо. - М.: Просвещение. - 1984. -232 с.
13. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Минск: Харвест. - 1998. - 358 с.
14. Горшечникова, Т.Б., Дородницына, Л.Н. Причины агрессивного поведения у младших школьников и подростков/ Т.Б. Горшечникова, Л.Н. Дородницына - СПб.: Питер. - 2001. -358 с.
15. Давыдов, В.В. Психологический словарь / В.В. Давыдов // - 2006. -586 с.
16. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция / А.Г. Долгова,- М.: Генезис. - 2009. -216 с.
17. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин,- С Пб.: Изд-во Питер. - 2000. -320 с.
18. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С. 53-57.
19. Дубровина, И.В. Психологическое просвещение / И.В. Дубровина // Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. — М.: Педагогика. - 1991. -138 с.
20. Зинченко, А.Н. Психологический словарь / А.Н. Зинченко. М. Флинта. - 2002. -325 с.
21. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин,- СПб. Питер. - 2001. -. 360 с.
22. Карелин, А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. // - М.: Эксмо, - 2007. - 410 с.
23. Копова, А.С. Педагогическое взаимодействие как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников / А.С. Копова // Дис. канд. пед. наук. - Саратов, - 2001. - С. 131.
24. Красноперова, Ю.А. Педагогические условия предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей / Ю.А. Красноперова // Дис. канд. пед. наук. -Уфа.-2005.-С. 215.
25. Крысько, В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько. - М.: Академия, 2001. -208 с.
26. Ленденева, И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции / И.Л. Лендеева //Дис. канд. психол. наук. - Иркутск. - 2002. - С. 170.
27. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 1969. - №1. - С. 22-28
28. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Л.В. Макшенцева // Психологическая наука и образование - 1988. - №2 -С. 15.
29. Маликова, Н.Э. Особенности профилактики агрессивных проявлений детей и подростков средствами психоаналитической педагогики / Н.Э. Маликова//Дис. канд. пед. наук. - Владимир. -2005. -. 184. с.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. / В.С. Мухина.-М.: Академия. - 1999. -431 с.
31. Немов, Р.С. Общая психология / Р.С. Немов.- Спб.: Питер. - 2005. -. 304 с.
32. Немов, Р.С. Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. Кн. 3 / Р.С. Немов // Психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: изд-во Владос. - 2001. -640 с.
33. Осипов, М.П. Педагогика и психология семейного воспитания / М.Н. Осипов. - Минск: ИВЦ Минфина, - 2008. -360 с.
34. Осницкая, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А.К. Осницкая // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С. 61.
35. Павлов, Н.Н. Педагогические условия коррекции агрессивного поведения детей / Н.Н. Павлов //Дис. канд. пед. наук. - Якутск. - 2001. -С. 164.
36. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. -М. Просвещение, - 1990. - 494 С.
37. Прихожан, А. М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт, - 2000. -304 с.
38. Прихожан, А.М. Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10-12 лет / А.М. Прихожан // Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. - М.: Академия. - 1995. - 266 с.
39. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков / А.М. Прихожан.- М. // Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО «Модек». - 2000. -304 с.
40. Рахматшаева, В. Агрессивны - потому что несчастны / В. Рахматшаева //-1991. -№10.-С. 20-22.
41. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. -М. Наука, 1996.-240с.
42. Сельченок, К.В. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок // Хрестоматия. - М: Харвест, - 2001. - 340 с.
43. Сидоренко, Е.Т. Методы математической обработки в психологии / Е.Т. Сидоренко // - СПб.: ООО «Речь», - 2002. -350 с.
44. Смирнова, Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 17-25.
45. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги, 1983 // Тревога и тревожность/ Под ред. В.М. Астапова. СПб.: - Питер, - 2001. - 288 с.
46. Травина, С.А. Взаимодействие психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников / С.А. Травина // Дис. канд. психол. наук. - М., - 2006. - С. 212.
47. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева // Дошкольная психология: Учеб.пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: Академия. - 1996. -336 с.
48. Фрейд, 3. Запрещение, симптом и страх. Тревога и тревожность / 3. Фрейд // Под ред. В.М. Астапова - СПб.: Питер, - 2001. -180 с.
49. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм // - М. Наука, - 1990. - 330 с.
50. Фурманов, И.А. Детская агрессивность / И.А. Фурманов. М. Академия, - 2002. -292 с.
51. Хлыстова, Н.М. Социально-психологическая причинность агрессивности личности / Н.М. Хлыстова//Дис. канд. психол. наук. - Новосибирск, -2003. -171 с.
52. Щербинина, Ю.В. Вербальная агрессия в школьной речевой среде / Ю.В. Щербинина //Дис. канд. пед. наук. - 2001. - 300 с.
53. Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер. - М.: Академия, - 1990. - 400 с.
54. Эльконин, Б.Д. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии - 1971. - №4. -С. 39-51.
55. Ковалев, В.Н. Личностные социально-психологические тренинги
[Электронный ресурс] / В.Н. Ковалев // URL: http://www.studfiles.ru/preview/1664951/(дата обращения: 2.10.2016).
56. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Электронный ресурс] / А.В. Мудрик // URL:http://referatwork.ru (дата обращения: 2.10.2016).
57. Торопыгина, Е.С. Психологические аспекты педагогической
деятельности [Электронный ресурс] / Е.С. Торопыгина//
URL: http ://www. vashpsixolog.ru (дата обращения: 13.10.2016).
58. Кон, И.С. Ребенок и общество [Электронный ресурс] /И.С. Кон // URL: http://geum.ru (дата обращения: 13.10.2016).