Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №68438

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
327
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения образовательной среды как фактора развития эмоционально-волевой сферы младшего школьника 8
1.1. Формирование эмоционально-волевой сферы личности в
младшем школьном возрасте 8
1.2. Образовательная среда и ее структурные компоненты 14
1.3. Моделирование образовательной среды в отечественной
психолого-педагогической литературе 18
1.4. Модель образовательной среды как фактор формирования у
младших школьников эмоционально-волевой сферы 24
Выводы к главе 28
Глава 2. Эмпирическое изучение образовательной среды как фактора формирования эмоционально-волевой сферы личности 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики
эмоционально-волевой сферы младших школьников 34
2.3. Анализ реализации модели образовательной среды как фактора
формирования эмоционально-волевой сферы личности младших школьников в гимназическом и общеобразовательном классах 42
2.4. Содержание опорных компонентов в образовательной среде,
способствующей формированию эмоционально-волевой сферы 46
Выводы к главе 49
Заключение 51
Список использованных источников 54
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Значение исследований эмоционального отношения ребёнка к образовательной среде в условиях вариативного образования становится все более актуальным. Отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка. Это обязывает к глубокому внутреннему анализу переживаний ребенка, т.е. к изучению среды, которое переносится в значительной степени внутрь самого ребенка, а не сводится к изучению внешней обстановки его жизни. Субъективное отношение к школе в работах В.А. Левина и В.А. Карпова понимается как «отношение к школе, как эмоционально окрашенное отражение людьми взаимосвязей своих различных потребностей с возможностями, которые им предоставляются образовательной средой школы» [Цит. по 5, с. 167].
Понятие «образовательная среда» с каждым годом все чаще звучит в научной литературе. В педагогике предпринимались различные попытки моделирования успешной качественной образовательной среды, способной дать ученикам все необходимые компетенции, знания, умения и навыки, которыми должен обладать каждый ученик, с точки зрения требований, предъявляемых обществом к выпускнику общеобразовательного учреждения. Основные модели образовательной среды разработаны в подходах В.И. Панова, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, В.А. Ясвина. Диагностический материал для оценки качества образовательной среды разрабатывает И.М. Улановская.
Для психологии это понятие является достаточно новым, малоизученным. Среди современных исследователей, занимающихся этой проблемой, можно сказать о работах И.А. Баевой, которая занимается изучением вопроса психологической безопасности образовательной среды. Вопросами изучения влияния условий образовательной среды, ее качества и направленности деятельности педагогов в ней на психологию личности учащихся занимались такие современные исследователи, как Т.А. Арефьева, Н.В. Казанская, Л.А. Леснянская, А.Б. Мишин, В.Г. Никифорова, О.В. Пушкина, Е.О. Смирнова, Е.В. Токарева, Ульрих Траутвайн.
Эмоциональная сфера младших школьников - вопрос не менее актуальный в психологии. Младший школьный возраст считается особенно «эмоционально насыщенным». Эмоциональный фон мальчиков и девочек 10-11 лет изучал Д.И. Фельдштейн, восприятие младшими школьниками отрицательных и положительных эмоций - Т.Б. Пискарева. Р. Селман занималась изучением социализации эмоций. Важность изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста обоснована в работах А.И. Захарова, который занимался изучением возникновения невротических расстройств у детей.
Проблема исследования: как влияет образовательная среда на формирование эмоционально-волевой сферы младших школьников?
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера младших школьников.
Предмет исследования: образовательная среда как фактор формирования эмоционально-волевой сферы младших школьников.
Цель исследования: изучить компоненты образовательной среды, оказывающие влияние на формирование эмоционально-волевой сферы личности младших школьников и составить модель благоприятной образовательной среды, способствующей ее гармоничному развитию.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать рассмотрение образовательной среды как фактора формирования эмоционально-волевой сферы младших школьников, выделить ее основные компоненты.
2. Изучить особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников.
3. Выявить влияние компонентов образовательной среды на показатели эмоционально-волевой сферы личности младших школьников.
4. Описать модель образовательной среды как фактора формирования у младших школьников эмоционально-волевой сферы.
Гипотеза исследования: существуют различия в формировании эмоционально-волевой сферы младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах, выделенных по предметно-пространственному, социальному и психодидактическому показателям на примере гимназического и общеобразовательного классов: в гимназическом классе по сравнению с общеобразовательным у младших школьников ниже уровень дифференциации эмоций, выше уровень неадекватных (завышенной и заниженной) самооценок, в эмоциональной сфере наиболее сформированы блоки базового комфорта и познания; в общеобразовательном классе у младших школьников выше общий положительный эмоциональный фон, больше положительных оценок учебным и не учебным ситуациям, более выражен оптимальный уровень работоспособности, в эмоциональной сфере наиболее сформирован блок потенциальной агрессии.
Теоретико-методологическая основа. В основу исследования легли теоретические положения В.И. Слободчикова, У.М. Улановской, В.А. Ясвина, субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), концепция комплексного человекознания (Б.Г. Ананьев).
Методы исследования. В процессе изучения и решения проблемы исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Среди теоретических методов использовались: сравнение, обобщение, синтез, систематизация. В качестве эмпирических способов сбора данных использовались анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение,
проективные методы, методы опроса и тестирования, метод экспертных оценок.
Методики. В основе изучения эмоционально-волевой сферы личности младших школьников лежит проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А. Ореховой, для диагностики педагогов использовалась методика диагностики стиля взаимодействия В.Л. Симонова и методика «Инновационная активность педагога» Т.Н. Разуваевой.
Научная новизна состоит в том, в работе, на основе анализа литературы и наблюдения описана модель образовательной среды, способствующей формированию эмоционально-волевой сферы младших школьников.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования и разработанной модели для организации продуктивной комплексной образовательной среды, способствующей развитию эмоционально-волевой сферы личности младших школьников. Кроме того, разработанная модель ориентирована не на образовательное учреждение в целом, а на класс. Соответственно, реализацию предлагаемой модели образовательной среды может осуществлять и контролировать не администрация школы, а сам учитель.
База исследования: МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области».
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 24 младших школьника, обучающихся в общеобразовательном классе, 24 младших школьника, обучающихся в гимназическом классе, 2 учителя. Была сформирована экспертная группа, состоящая из 43 человек: 20 человек - родители учащихся от каждой образовательной среды, 7 человек - педагоги дополнительного образования, взаимодействующие с учащимися одной и другой образовательной среды, 16 человек - семиклассники - выпускники начальной школы одной образовательной среды и другой. Мы предложили им список компонентов и их составляющих и попросили оценить по пятибалльной шкале степень влияния каждого из них на формирование эмоционально-волевой сферы.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части и двух глав (теоретической, эмпирической), заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как показывает практика, школа мало внимания уделяет развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников. Существующее положение можно объяснить лишь недооценкой роли взаимодействия позитивных и негативных эмоций в развитии личности, которым традиционно придается лишь значение регуляции деятельности. В настоящее время большинство психологов, занимающихся изучением интеллектуальной деятельности, признает роль эмоций в мышлении. Больше того, высказывается мнение, что эмоции не просто влияют на мышление, но являются обязательным его компонентом, или что большинство человеческих эмоций интеллектуально обусловлено. Выделяют даже интеллектуальные эмоции. Эмоциональная окрашенность является одним из условий, определяющих непроизвольное внимание и запоминание, этот же фактор способен существенно облегчить или затруднить произвольную регуляцию данных процессов.
Для решения вопроса развития эмоционально-волевой сферы личности младших школьников образовательная среда может стать мощным инструментом, способствующим, если не развитию при помощи конкретно направленных методов, то, хотя бы поддержанию благоприятных условий для естественного бережного развития этой части личности.
Целью нашего исследования было изучить компоненты образовательной среды, оказывающие влияние на формирование эмоционально-волевой сферы личности младших школьников и составить модель благоприятной образовательной среды, способствующей ее гармоничному развитию.
В соответствии с целью, в процессе исследования, нам удалось решить следующие задачи:
1. Теоретически обосновать рассмотрение образовательной среды как фактора формирования эмоционально-волевой сферы младших школьников, выделить ее основные компоненты.
2. Изучить особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников.
3. Выявить влияние компонентов образовательной среды на показатели эмоционально-волевой сферы личности.
4. Описать модель образовательной среды как фактора формирования у младших школьников эмоционально-волевой сферы.
В ходе исследования была подтверждена гипотеза исследования о существовании различий в формировании эмоционально-волевой сферы младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах, выделенных по предметно-пространственному, социальному и психодидактическому показателям на примере гимназического и общеобразовательного классов, а именно: в гимназическом классе по сравнению с общеобразовательным у младших школьников ниже уровень дифференциации эмоций, выше уровень неадекватных (завышенной и заниженной) самооценок, в эмоциональной сфере наиболее сформированы блоки базового комфорта и познания; в общеобразовательном классе у младших школьников выше общий положительный эмоциональный фон, больше положительных оценок учебным и не учебным ситуациям, более выражен оптимальный уровень работоспособности, в эмоциональной сфере наиболее сформирован блок потенциальной агрессии.
Научная новизна работы состоит в том, что на основе анализа литературы и личного наблюдения, предпринимается попытка описания модели образовательной среды, способствующей развитию эмоционально-волевой сферы личности младших школьников.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования и разработанной модели для организации продуктивной комплексной образовательной среды, способствующей развитию эмоционально-волевой сферы личности младших школьников. Кроме того, разработанная модель ориентирована не на образовательное учреждение в целом, а на класс. Соответственно, реализацию предлагаемой модели образовательной среды может осуществлять и контролировать не администрация школы, а сам учитель.
Актуальность темы оставляет для исследователей - педагогов и психологов возможность дальнейшего поиска решения проблемы благоприятности образовательной среды для формирования эмоционально-волевой сферы младших школьников. Степень разработанности модели позволяет внедрить теорию в практическую сферу и проверить ее эффективность экспериментальным путем.



1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Ростов н/Д.: Перо. - 2003. 257 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили - М.: Просвещение. - 2007.-296 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Как живете, дети? / Ш.А. Амонашвили - М.: Дрофа. - 1986. - 567 с.
4. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г. Ананьев.
-М.: Академия. 1980. - 314 с.
5. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева - М.: Риор. 2006. - 217 с.
6. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия К16 в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / М.: Просвещение. 2008. - 286 с.
7. Басов, М.Я. Общие основы педологии / М.Я. Басов. - М.: Алетейя. 2007. - 776с.
8. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова - М.: Просвещение. - 2002. - 314 с.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович - М.: Академия. - 2003. - 415 с.
10. Божович, Л.И. Психолгический анализ условий формирования и строения гармоничной личности / Л.И. Божович - М.: Просвещение. - 1991. - 248 с.
11. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав - М.: Смысл; центр «Академия». - 2004. - 544 с.
12. Васин, Е.К. Закономерности технологического образования в условиях информатизации / Е.К. Васин // Современные проблемы науки и образования - 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. - URL: www/ sciens -education.ru/ 110-9912 (дата обращения: 15.01. 2017)
13. Веккер, Л.М. Психика и реальность - единая теория психических процессов / Л.М. Веккер - М.: Смысл. - 2004. - 867 с.
14. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер - М.: Смысл. - 2002. - 373 с.
15. Витушкина, Э.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования / Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина // Вестник Челябинского педагогического государственного университета - 2016. - № 3. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-formirovaniya- samootsenki-mladshih-shkolnikov-kak-osnovy-dostizheniya-lichnostnogo- rezultata-obrazovaniya(дата обращения: 24. 02. 2016)
16. Водяненко, Г.Р., Образовательное пространство человека / Г.Р. Водяненко // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 2 - С. 32-38.
17. Гельгорн, Э. Эмоции и эмоциональные расстройства / Э. Гельгорн, Дж. Луфборроу - М.: Ресурс. - 1996. - 314 с.
18. Головлева, С.М. Компоненты образовательной среды субъектно-ориентированного типа педагогического процесса / С.М. Головлева // Ярославский педагогический вестник. - 2015. № 4 [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2015_4/07.pdf (дата обращения: 14.04. 2016)
19. Демина, Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова - М.: Просвещение. - 2000. - 108 с.
20. Дендебер, И.А. Развивающая образовательная среда школы, и адаптация к ней учащихся подросткового возраста. «Компетентностный подход в образовании как основа реализации стандартов второго поколения: от теории к практике: материалы второй межрегиональной научно-практической конференции / И.А. Дендебер. - Воронеж: ВГПУ. - 2010. - 96 с.
21. Дерябо, С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды / С.Д. Дерябо - М.: Просвещение. - 2005. - 287 с.
22. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин - Ростов н/Д.: РаКурс. - 1996. - 364 с.
23. Дидактика технологического образования: книга для учителя / под ред. П.Р. Атутова. - М.: ИОСО РАО. - 2017. - 245 с.
24. Додонов, Б.И. Эмоции как ценность / Б.И. Додонов - М.: Просвещение. - 1998. - 298 с.
25. Жесткова, Н.А. Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников в процессе обучения / Н.А. Жесткова // Символ науки - 2016. - № 6 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-motivatsionno-volevoy-sfery-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 09.04. 2017) (дата обращения: 15.02. 2017)
26. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В.И. Загвязинский. - М.: Кнорус. - 2015. - 186 с.
27. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева - М.: Ресурс. - 2003. - 189 с.
28. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова - М.: Академия. - 2004. - 203 с.
29. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Академия. - 2004. - 256 с.
30. Зинченко, В.П. Аффект и интеллект в образовании / В.П. Зинченко - М.: Просвещение. - 2000. - 119 с.
31. Зинченко, В.П. Аффект и интеллект в образовании / В.П. Зинченко - М.: Академия. - 2003. - 167 с.
32. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина / В.П. Зинченко - М. Дрофа. - 2002. - 275 с.
33. Иванова, Л.В. Психолого-педагогическое формирование саморегуляции детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования / Л.В. Иванова, М.Г. Слав // Научно-методический электронный журнал «Концепт» - 2016. - Т. 7. - С. 36-40. [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56085.htm (дата обращения: 08.10.2016).
34. Ивошина, Т.Г. Психологические основания построения развивающей образовательной среды младших школьников / Т.Г. Ивошина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24 - С. 23-28.
35. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин - СПб.: Питер. - 2001. - 325 с.
36. Казанская, В.Г. / Психологические основы проектирования и создания образовательной среды школы // В.Г. Казанская / Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2013. - № 9 - С. 23-27.
37. Калинина, К.Ю., Значение традиции для диагностики образовательной среды школы / К.Ю. Калинина // Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2006. - №5 - С 58-63.
38. Кривых, С.В. / Соотноение понятий «среда» и «пространство» в
социокультурном и образовательном аспектах // С.В. Кривых / Журнал Известия Алтайского государственного университета. - 2010 . - № 1-2 - С.
19-25.
39. Лазарев, В.С. Психологическая готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности / В.С. Лазарев, Т.Н. Разуваева - Сургут: РИО СурГПУ. - 2009. - 195 с.
40. Лебедева, В.П. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию / В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов - М.: Академия. - 1996. - 367 с.
41. Лебедева, В.П. Психодидактические аспекты развивающего образования / В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов - М.: Академия. - 1996. - 470 с.
42. Леонова, О.А., Образовательное пространство и образовательная среда: опыт сопоставления / О.А. Леонова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 1 - С. 58-62.
43. Леснянская, Л.А., Образовательная среда школы как фактор социализации учащихся / Т.Г. Ивошина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2012. - №5 - С. 34-41
44. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова - М.: Перо. - 1989. - 459 с.
45. Менделеевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство / В.Д. Менделеевич - М.: Медпресс. - 2005. - 106 с.
46. Михеева, И.Н. Амбивалентность личности / И.Н. Михеева - М.: Наука. - 2000. - 213 с.
47. Мишин, А.Б. /Современная модель организации образовательной среды школы // Б.И. Мишин / Сервис в России и за рубежом. - 2008. - №5 - С. 19-26.
48. Мозолевская, Н.М. Формирование познавательной активности
младших школьников средствами информационной образовательной среды / Н.М. Мозолевская // Концепт - научно-методический электронный журнал - 2014. - № 4. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih- shkolnikov-sredstvami-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy(дата обращения: 15. 02. 2017)
49. Морозова, И.С. Личность и саморегуляция деятельности / И.С. Морозова. - Кемерово: Кузбассвузиздат. 2000. - 110 с.
50. Мостова, О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. — СПб., 2005.
51. Никитина, Н.Б. Влияние эмоционального опыта на становление личности младшего школьника / Н.Б. Никитина // Гуманитарный вектор - 2009. - № 3 [Электронный ресурс]. - URL: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ag-students.narod.ru/konf.pdf (дата обращения: 13.04. 2017) (дата обращения: 15.02. 2017)
52. Никифорова, Н.В. / Модель педагогического сопровождения успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы // Н.В. Никифорова / Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова . - 2011. - № 4 - С. 43 - 45.
53. Орехова, О.А. Методика «Домики». Диагностика
дифференциации эмоциональной сферы ребенка. Методическое руководство / О.А. Орехова - СПб.: ИМАТОН. - 2010. - 104 с.
54. Орехова, О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография / О.А. Орехова - СПб.: Речь. - 2008. - 172 с.
55. Орлов, А.Б. Экспериментальные и прикладные исследования мотивационных образований в зарубежной когнитивной психологии // Психологический ж-л, 1990, т.11, №6. — С.16—27.
56. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. — СПб.: Питер. - 2007. — 352.
57. Пушкина, О.В. / Моделирование образовательной среды школы для педагогической фасилитации профессионального самоопределения учащихся // О.В. Пушкина / Мир науки, культуры, образования . - 2011. - №3 - С. 36-40.
58. Романова, О.М. Формирование эмоциональной культуры младших школьников / О.М. Романова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта - 2017. - № 2. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-emotsionalnoy-kultury-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 23. 05. 2016)
59. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. - М.: Сфера. - 2003. - 456 c.
60. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн // Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер. - 2003. - 426 с.
61. Рубцов В.В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний (к определению предмета экологической психологии). Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии. 2000 [Электронный ресурс]. - URL (http://www.ag-students.narod.ru/konf.pdf)
62. Савенков А. Образовательная среда / А.Савенков // Школьный психолог: электронный научный журнал - 2008. - № 19-20. [Электронный ресурс]. - URL: http://psy.1september.ru/articles/2008/20/01 (дата обращения: 23.03.2017)
63. Серов, Н.В. Светоцветовая терапия / Н.В. Серов - СПб.: Речь. - 2001. - 329 с.
64. Степанов, Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения / Е.Н. Степанов - М.: Смысл. - 2005. - 440 с.
65. Степанова, Н.А. Особенности интеграции эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младшего школьника на протяжении обучения в начальной школе / Н.А. Степанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта - 2011 - №7 - С. 34-41
66. Токарева, Е.В, Арефьева, Т.А. Создание модели гимназической образовательной среды творческого типа / Е.В. Токарева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 5 - С. 42-48.
67. Траутвайн, У. / Оценка влияния среды обучения: использование рейтингов студентов в классе или в школе характеристики в многоуровневом моделировании //У. Траутвайн/ Современная психология. - 2009. - том 34 - С. 120-131.
68. Улановская, И.М. Что такое образовательная среда? / И.М.
Улановская // Начальная школа - электронный журнал . - 2015. № 9
[Электронный ресурс]. - URL: http://obrazovanie-
al.narod.ru/olderfiles/1/Obrazovatelnaya_sreda.pdf (дата обращения: 17.09. 2016)
69. Фортунатов, Г.А. О чувствах и их развитии / Г.А. Фортунатов // Дошкольное воспитание - электронный журнал - 2016. № 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ag-students.narod.ru/konf.pdf (дата обращения: 13.04. 2017)
70. Эльконин, Д.Б., Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, — М.: Дрофа. - 2004. - 285 с.
71. Юркевич, В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы / В.С. Юркевич // Психологическая наука и образование. - 2011. - №4. - С. 99-108.
72. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин — М.: Академия. - 2003. - 317 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ