ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения образовательной среды как фактора развития эмоционально-волевой сферы младшего школьника 8
1.1. Формирование эмоционально-волевой сферы личности в
младшем школьном возрасте 8
1.2. Образовательная среда и ее структурные компоненты 14
1.3. Моделирование образовательной среды в отечественной
психолого-педагогической литературе 18
1.4. Модель образовательной среды как фактор формирования у
младших школьников эмоционально-волевой сферы 24
Выводы к главе 28
Глава 2. Эмпирическое изучение образовательной среды как фактора формирования эмоционально-волевой сферы личности 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики
эмоционально-волевой сферы младших школьников 34
2.3. Анализ реализации модели образовательной среды как фактора
формирования эмоционально-волевой сферы личности младших школьников в гимназическом и общеобразовательном классах 42
2.4. Содержание опорных компонентов в образовательной среде,
способствующей формированию эмоционально-волевой сферы 46
Выводы к главе 49
Заключение 51
Список использованных источников 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1.Теоретические аспекты изучения образовательной среды как фактора развития эмоционально-волевой сферы младшего школьника 8
1.1. Формирование эмоционально-волевой сферы личности в
младшем школьном возрасте 8
1.2. Образовательная среда и ее структурные компоненты 14
1.3. Моделирование образовательной среды в отечественной
психолого-педагогической литературе 18
1.4. Модель образовательной среды как фактор формирования у
младших школьников эмоционально-волевой сферы 24
Выводы к главе 28
Глава 2. Эмпирическое изучение образовательной среды как фактора формирования эмоционально-волевой сферы личности 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики
эмоционально-волевой сферы младших школьников 34
2.3. Анализ реализации модели образовательной среды как фактора
формирования эмоционально-волевой сферы личности младших школьников в гимназическом и общеобразовательном классах 42
2.4. Содержание опорных компонентов в образовательной среде,
способствующей формированию эмоционально-волевой сферы 46
Выводы к главе 49
Заключение 51
Список использованных источников 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Значение исследований эмоционального отношения ребёнка к образовательной среде в условиях вариативного образования становится все более актуальным. Отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка. Это обязывает к глубокому внутреннему анализу переживаний ребенка, т.е. к изучению среды, которое переносится в значительной степени внутрь самого ребенка, а не сводится к изучению внешней обстановки его жизни. Субъективное отношение к школе в работах В.А. Левина и В.А. Карпова понимается как «отношение к школе, как эмоционально окрашенное отражение людьми взаимосвязей своих различных потребностей с возможностями, которые им предоставляются образовательной средой школы» [Цит. по 5, с. 167].
Понятие «образовательная среда» с каждым годом все чаще звучит в научной литературе. В педагогике предпринимались различные попытки моделирования успешной качественной образовательной среды, способной дать ученикам все необходимые компетенции, знания, умения и навыки, которыми должен обладать каждый ученик, с точки зрения требований, предъявляемых обществом к выпускнику общеобразовательного учреждения. Основные модели образовательной среды разработаны в подходах В.И. Панова, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, В.А. Ясвина. Диагностический материал для оценки качества образовательной среды разрабатывает И.М. Улановская.
Для психологии это понятие является достаточно новым, малоизученным. Среди современных исследователей, занимающихся этой проблемой, можно сказать о работах И.А. Баевой, которая занимается изучением вопроса психологической безопасности образовательной среды. Вопросами изучения влияния условий образовательной среды, ее качества и направленности деятельности педагогов в ней на психологию личности учащихся занимались такие современные исследователи, как Т.А. Арефьева, Н.В. Казанская, Л.А. Леснянская, А.Б. Мишин, В.Г. Никифорова, О.В. Пушкина, Е.О. Смирнова, Е.В. Токарева, Ульрих Траутвайн.
Эмоциональная сфера младших школьников - вопрос не менее актуальный в психологии. Младший школьный возраст считается особенно «эмоционально насыщенным». Эмоциональный фон мальчиков и девочек 10-11 лет изучал Д.И. Фельдштейн, восприятие младшими школьниками отрицательных и положительных эмоций - Т.Б. Пискарева. Р. Селман занималась изучением социализации эмоций. Важность изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста обоснована в работах А.И. Захарова, который занимался изучением возникновения невротических расстройств у детей.
Проблема исследования: как влияет образовательная среда на формирование эмоционально-волевой сферы младших школьников?
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера младших школьников.
Предмет исследования: образовательная среда как фактор формирования эмоционально-волевой сферы младших школьников.
Цель исследования: изучить компоненты образовательной среды, оказывающие влияние на формирование эмоционально-волевой сферы личности младших школьников и составить модель благоприятной образовательной среды, способствующей ее гармоничному развитию.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать рассмотрение образовательной среды как фактора формирования эмоционально-волевой сферы младших школьников, выделить ее основные компоненты.
2. Изучить особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников.
3. Выявить влияние компонентов образовательной среды на показатели эмоционально-волевой сферы личности младших школьников.
4. Описать модель образовательной среды как фактора формирования у младших школьников эмоционально-волевой сферы.
Гипотеза исследования: существуют различия в формировании эмоционально-волевой сферы младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах, выделенных по предметно-пространственному, социальному и психодидактическому показателям на примере гимназического и общеобразовательного классов: в гимназическом классе по сравнению с общеобразовательным у младших школьников ниже уровень дифференциации эмоций, выше уровень неадекватных (завышенной и заниженной) самооценок, в эмоциональной сфере наиболее сформированы блоки базового комфорта и познания; в общеобразовательном классе у младших школьников выше общий положительный эмоциональный фон, больше положительных оценок учебным и не учебным ситуациям, более выражен оптимальный уровень работоспособности, в эмоциональной сфере наиболее сформирован блок потенциальной агрессии.
Теоретико-методологическая основа. В основу исследования легли теоретические положения В.И. Слободчикова, У.М. Улановской, В.А. Ясвина, субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), концепция комплексного человекознания (Б.Г. Ананьев).
Методы исследования. В процессе изучения и решения проблемы исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Среди теоретических методов использовались: сравнение, обобщение, синтез, систематизация. В качестве эмпирических способов сбора данных использовались анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение,
проективные методы, методы опроса и тестирования, метод экспертных оценок.
Методики. В основе изучения эмоционально-волевой сферы личности младших школьников лежит проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А. Ореховой, для диагностики педагогов использовалась методика диагностики стиля взаимодействия В.Л. Симонова и методика «Инновационная активность педагога» Т.Н. Разуваевой.
Научная новизна состоит в том, в работе, на основе анализа литературы и наблюдения описана модель образовательной среды, способствующей формированию эмоционально-волевой сферы младших школьников.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования и разработанной модели для организации продуктивной комплексной образовательной среды, способствующей развитию эмоционально-волевой сферы личности младших школьников. Кроме того, разработанная модель ориентирована не на образовательное учреждение в целом, а на класс. Соответственно, реализацию предлагаемой модели образовательной среды может осуществлять и контролировать не администрация школы, а сам учитель.
База исследования: МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области».
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 24 младших школьника, обучающихся в общеобразовательном классе, 24 младших школьника, обучающихся в гимназическом классе, 2 учителя. Была сформирована экспертная группа, состоящая из 43 человек: 20 человек - родители учащихся от каждой образовательной среды, 7 человек - педагоги дополнительного образования, взаимодействующие с учащимися одной и другой образовательной среды, 16 человек - семиклассники - выпускники начальной школы одной образовательной среды и другой. Мы предложили им список компонентов и их составляющих и попросили оценить по пятибалльной шкале степень влияния каждого из них на формирование эмоционально-волевой сферы.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части и двух глав (теоретической, эмпирической), заключения, библиографического списка и приложений.
Понятие «образовательная среда» с каждым годом все чаще звучит в научной литературе. В педагогике предпринимались различные попытки моделирования успешной качественной образовательной среды, способной дать ученикам все необходимые компетенции, знания, умения и навыки, которыми должен обладать каждый ученик, с точки зрения требований, предъявляемых обществом к выпускнику общеобразовательного учреждения. Основные модели образовательной среды разработаны в подходах В.И. Панова, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, В.А. Ясвина. Диагностический материал для оценки качества образовательной среды разрабатывает И.М. Улановская.
Для психологии это понятие является достаточно новым, малоизученным. Среди современных исследователей, занимающихся этой проблемой, можно сказать о работах И.А. Баевой, которая занимается изучением вопроса психологической безопасности образовательной среды. Вопросами изучения влияния условий образовательной среды, ее качества и направленности деятельности педагогов в ней на психологию личности учащихся занимались такие современные исследователи, как Т.А. Арефьева, Н.В. Казанская, Л.А. Леснянская, А.Б. Мишин, В.Г. Никифорова, О.В. Пушкина, Е.О. Смирнова, Е.В. Токарева, Ульрих Траутвайн.
Эмоциональная сфера младших школьников - вопрос не менее актуальный в психологии. Младший школьный возраст считается особенно «эмоционально насыщенным». Эмоциональный фон мальчиков и девочек 10-11 лет изучал Д.И. Фельдштейн, восприятие младшими школьниками отрицательных и положительных эмоций - Т.Б. Пискарева. Р. Селман занималась изучением социализации эмоций. Важность изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста обоснована в работах А.И. Захарова, который занимался изучением возникновения невротических расстройств у детей.
Проблема исследования: как влияет образовательная среда на формирование эмоционально-волевой сферы младших школьников?
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера младших школьников.
Предмет исследования: образовательная среда как фактор формирования эмоционально-волевой сферы младших школьников.
Цель исследования: изучить компоненты образовательной среды, оказывающие влияние на формирование эмоционально-волевой сферы личности младших школьников и составить модель благоприятной образовательной среды, способствующей ее гармоничному развитию.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать рассмотрение образовательной среды как фактора формирования эмоционально-волевой сферы младших школьников, выделить ее основные компоненты.
2. Изучить особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников.
3. Выявить влияние компонентов образовательной среды на показатели эмоционально-волевой сферы личности младших школьников.
4. Описать модель образовательной среды как фактора формирования у младших школьников эмоционально-волевой сферы.
Гипотеза исследования: существуют различия в формировании эмоционально-волевой сферы младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах, выделенных по предметно-пространственному, социальному и психодидактическому показателям на примере гимназического и общеобразовательного классов: в гимназическом классе по сравнению с общеобразовательным у младших школьников ниже уровень дифференциации эмоций, выше уровень неадекватных (завышенной и заниженной) самооценок, в эмоциональной сфере наиболее сформированы блоки базового комфорта и познания; в общеобразовательном классе у младших школьников выше общий положительный эмоциональный фон, больше положительных оценок учебным и не учебным ситуациям, более выражен оптимальный уровень работоспособности, в эмоциональной сфере наиболее сформирован блок потенциальной агрессии.
Теоретико-методологическая основа. В основу исследования легли теоретические положения В.И. Слободчикова, У.М. Улановской, В.А. Ясвина, субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), концепция комплексного человекознания (Б.Г. Ананьев).
Методы исследования. В процессе изучения и решения проблемы исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Среди теоретических методов использовались: сравнение, обобщение, синтез, систематизация. В качестве эмпирических способов сбора данных использовались анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение,
проективные методы, методы опроса и тестирования, метод экспертных оценок.
Методики. В основе изучения эмоционально-волевой сферы личности младших школьников лежит проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А. Ореховой, для диагностики педагогов использовалась методика диагностики стиля взаимодействия В.Л. Симонова и методика «Инновационная активность педагога» Т.Н. Разуваевой.
Научная новизна состоит в том, в работе, на основе анализа литературы и наблюдения описана модель образовательной среды, способствующей формированию эмоционально-волевой сферы младших школьников.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования и разработанной модели для организации продуктивной комплексной образовательной среды, способствующей развитию эмоционально-волевой сферы личности младших школьников. Кроме того, разработанная модель ориентирована не на образовательное учреждение в целом, а на класс. Соответственно, реализацию предлагаемой модели образовательной среды может осуществлять и контролировать не администрация школы, а сам учитель.
База исследования: МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области».
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 24 младших школьника, обучающихся в общеобразовательном классе, 24 младших школьника, обучающихся в гимназическом классе, 2 учителя. Была сформирована экспертная группа, состоящая из 43 человек: 20 человек - родители учащихся от каждой образовательной среды, 7 человек - педагоги дополнительного образования, взаимодействующие с учащимися одной и другой образовательной среды, 16 человек - семиклассники - выпускники начальной школы одной образовательной среды и другой. Мы предложили им список компонентов и их составляющих и попросили оценить по пятибалльной шкале степень влияния каждого из них на формирование эмоционально-волевой сферы.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части и двух глав (теоретической, эмпирической), заключения, библиографического списка и приложений.
Как показывает практика, школа мало внимания уделяет развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников. Существующее положение можно объяснить лишь недооценкой роли взаимодействия позитивных и негативных эмоций в развитии личности, которым традиционно придается лишь значение регуляции деятельности. В настоящее время большинство психологов, занимающихся изучением интеллектуальной деятельности, признает роль эмоций в мышлении. Больше того, высказывается мнение, что эмоции не просто влияют на мышление, но являются обязательным его компонентом, или что большинство человеческих эмоций интеллектуально обусловлено. Выделяют даже интеллектуальные эмоции. Эмоциональная окрашенность является одним из условий, определяющих непроизвольное внимание и запоминание, этот же фактор способен существенно облегчить или затруднить произвольную регуляцию данных процессов.
Для решения вопроса развития эмоционально-волевой сферы личности младших школьников образовательная среда может стать мощным инструментом, способствующим, если не развитию при помощи конкретно направленных методов, то, хотя бы поддержанию благоприятных условий для естественного бережного развития этой части личности.
Целью нашего исследования было изучить компоненты образовательной среды, оказывающие влияние на формирование эмоционально-волевой сферы личности младших школьников и составить модель благоприятной образовательной среды, способствующей ее гармоничному развитию.
В соответствии с целью, в процессе исследования, нам удалось решить следующие задачи:
1. Теоретически обосновать рассмотрение образовательной среды как фактора формирования эмоционально-волевой сферы младших школьников, выделить ее основные компоненты.
2. Изучить особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников.
3. Выявить влияние компонентов образовательной среды на показатели эмоционально-волевой сферы личности.
4. Описать модель образовательной среды как фактора формирования у младших школьников эмоционально-волевой сферы.
В ходе исследования была подтверждена гипотеза исследования о существовании различий в формировании эмоционально-волевой сферы младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах, выделенных по предметно-пространственному, социальному и психодидактическому показателям на примере гимназического и общеобразовательного классов, а именно: в гимназическом классе по сравнению с общеобразовательным у младших школьников ниже уровень дифференциации эмоций, выше уровень неадекватных (завышенной и заниженной) самооценок, в эмоциональной сфере наиболее сформированы блоки базового комфорта и познания; в общеобразовательном классе у младших школьников выше общий положительный эмоциональный фон, больше положительных оценок учебным и не учебным ситуациям, более выражен оптимальный уровень работоспособности, в эмоциональной сфере наиболее сформирован блок потенциальной агрессии.
Научная новизна работы состоит в том, что на основе анализа литературы и личного наблюдения, предпринимается попытка описания модели образовательной среды, способствующей развитию эмоционально-волевой сферы личности младших школьников.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования и разработанной модели для организации продуктивной комплексной образовательной среды, способствующей развитию эмоционально-волевой сферы личности младших школьников. Кроме того, разработанная модель ориентирована не на образовательное учреждение в целом, а на класс. Соответственно, реализацию предлагаемой модели образовательной среды может осуществлять и контролировать не администрация школы, а сам учитель.
Актуальность темы оставляет для исследователей - педагогов и психологов возможность дальнейшего поиска решения проблемы благоприятности образовательной среды для формирования эмоционально-волевой сферы младших школьников. Степень разработанности модели позволяет внедрить теорию в практическую сферу и проверить ее эффективность экспериментальным путем.
Для решения вопроса развития эмоционально-волевой сферы личности младших школьников образовательная среда может стать мощным инструментом, способствующим, если не развитию при помощи конкретно направленных методов, то, хотя бы поддержанию благоприятных условий для естественного бережного развития этой части личности.
Целью нашего исследования было изучить компоненты образовательной среды, оказывающие влияние на формирование эмоционально-волевой сферы личности младших школьников и составить модель благоприятной образовательной среды, способствующей ее гармоничному развитию.
В соответствии с целью, в процессе исследования, нам удалось решить следующие задачи:
1. Теоретически обосновать рассмотрение образовательной среды как фактора формирования эмоционально-волевой сферы младших школьников, выделить ее основные компоненты.
2. Изучить особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников.
3. Выявить влияние компонентов образовательной среды на показатели эмоционально-волевой сферы личности.
4. Описать модель образовательной среды как фактора формирования у младших школьников эмоционально-волевой сферы.
В ходе исследования была подтверждена гипотеза исследования о существовании различий в формировании эмоционально-волевой сферы младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах, выделенных по предметно-пространственному, социальному и психодидактическому показателям на примере гимназического и общеобразовательного классов, а именно: в гимназическом классе по сравнению с общеобразовательным у младших школьников ниже уровень дифференциации эмоций, выше уровень неадекватных (завышенной и заниженной) самооценок, в эмоциональной сфере наиболее сформированы блоки базового комфорта и познания; в общеобразовательном классе у младших школьников выше общий положительный эмоциональный фон, больше положительных оценок учебным и не учебным ситуациям, более выражен оптимальный уровень работоспособности, в эмоциональной сфере наиболее сформирован блок потенциальной агрессии.
Научная новизна работы состоит в том, что на основе анализа литературы и личного наблюдения, предпринимается попытка описания модели образовательной среды, способствующей развитию эмоционально-волевой сферы личности младших школьников.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования и разработанной модели для организации продуктивной комплексной образовательной среды, способствующей развитию эмоционально-волевой сферы личности младших школьников. Кроме того, разработанная модель ориентирована не на образовательное учреждение в целом, а на класс. Соответственно, реализацию предлагаемой модели образовательной среды может осуществлять и контролировать не администрация школы, а сам учитель.
Актуальность темы оставляет для исследователей - педагогов и психологов возможность дальнейшего поиска решения проблемы благоприятности образовательной среды для формирования эмоционально-волевой сферы младших школьников. Степень разработанности модели позволяет внедрить теорию в практическую сферу и проверить ее эффективность экспериментальным путем.
Подобные работы
- Развитие регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития (Орловский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Исследование эмоциональных реакций детей младшего школьного возраста (Ленинградский Государственный Университет им. А.С. Пушкина)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности эмоционально-волевой
сферы детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Проектирование и реализация здоровьесберегающей среды в начальной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Эмоционально-волевая сфера дошкольников с разным уровнем культурной
конгруэнтности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



