Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования 7
1.1. Краткий исторический экскурс о возникновении айкидо 7
1.2. Основные идеи айкидо как вида единоборства 12
1.3. Обоснование проблемы исследования 17
ГЛАВА 2. Методика и организация исследования 23
2.1. Методы исследования 23
2.2. Организация исследования 25
ГЛАВА 3. Исследование особенностей разных направлений айкидо 27
3.1. Специфика традиционного айкидо 27
3.2. Особенности соревновательного айкидо 34
3.3. Особенности прикладного айкидо 50
ВЫВОДЫ 59
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 61
ЛИТЕРАТУРА 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. В Японии борьба «айкидо» появилась довольно давно, но в России, особенно в провинции, стала развиваться в последние годы. Популярность айкидо растет достаточно быстро. По всей стране организуются федерации айкидо, открываются секции для лиц разного возраста и пола, проводятся соревнования и показательные выступления. Вряд ли можно сказать, что айкидо в ближайшей перспективе станет одним из видов летних Олимпийских игр, но это никак не повредит росту популярности и дальнейшему развитию айкидо по всей России. Возможно, растущий интерес к этому виду единоборства объясняется идеологией, философией, которая заложена в основу айкидо. Этим она очень отличается от других видов единоборства.
Трудно точно определить, с чем связана такая растущая популярность айкидо в России, но с этим фактом следует считаться. Российские специалисты с энтузиазмом восприняли старую японскую традицию в виде практики айкидо и можно уже констатировать, что они добиваются в овладении этим видом единоборства определенных результатов, в том числе, участвуя в разного рода спортивных соревнованиях по этому виду спорта и начинают теснить спортсменов из других стран, включая и самих представителей Японии.
Свидетельством того, что айкидо проникает в сферу теории и методики физической культуры в России, являются не только действующие секции, федерации, команды, спортивные соревнования и тренинги, но и опубликованные популярные статьи, статьи в научных журналах, методические пособия, книги и даже диссертационные работы. Так в ряде диссертаций, научных статей и книг рассматриваются вопросы влияния айкидо на формирование нравственности подростков [56, 57, 58], педагогические аспекты управления мотивационно-ценностными направлениями деятельности детей, занимающихся айкидо [19], анализа психофизиологических и медико-биологических основ соревновательной деятельности квалифицированных айкидоистов [14].
В процессе развития айкидо, в том числе в России, стало происходить деление данного единоборства на три основных направления или течения: традиционное, спортивное, прикладное. Каждое из них имеет свою специфику и это деление все больше различает виды айкидо в методологии, в установках, в практической сфере. В результате складывается противоречие, суть которого состоит в том, что виды айкидо все больше отличаются друг от друга, но, с другой стороны, даже специалисты не всегда могут выделить четко границы этих отличий и учесть их в функционировании этих направлений.
Исходя из сказанного можно констатировать, что в настоящее время образовалась проблема, которая заключается в том, что в теории и на практике необходимо учитывать три течения айкидо, их особенности, выявленные на основе теоретико-методического анализа данного вида единоборства. Этим и объясняется актуальность настоящего диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе теоретико-методического анализа выявить основные особенности и различия традиционного, спортивного, прикладного айкидо.
Задачи научного исследования:
1. Выявить теоретические особенности развития айкидо и его направлений.
2. Определить методические особенности традиционного, спортивного и прикладного айкидо и различия между ними.
3. Разработать практические рекомендации по результатам исследования.
Объект настоящего исследования - айкидо, как вид спорта.
Предмет научного исследования - теоретические и методические особенности и различия традиционного, спортивного и прикладного айкидо.
Гипотеза исследования: предполагалось, что в развитии современного айкидо наметилось три основных направления (течения) - традиционное, спортивное и прикладное. Их изучение позволит выявить основные различия, знания о которых будут полезны для дальнейшего развития теории и практики айкидо.
Методы исследования: в качестве методов исследования применялись анализ и обобщение данных специальной литературы, сравнение, индукция и дедукция полученных литературных источников, опрос, педагогическое наблюдение.
Теоретико-методологические основы исследования -
культурологический подход в сфере физической культуры (В.М. Выдрин, Ю.М. Николаев, Ф.И. Собянин), теория методика физической культуры (В.М. Выдрин, Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин), труды и идеи, высказанные в работах зарубежных (М. Уэсиба и другие) и отечественных специалистов по айкидо (А.Д. Чехонин, А.В. Камальдинова, Е.В. Елисеев и другие).
Научная новизна исследования заключается в получении новых данных об особенностях развития и функционирования традиционного, спортивного и прикладного направления айкидо на примере России и Белгородской области, выделении теоретических и методических различий между ними в теории и методике каждого из направлений современного айкидо.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные будут способствовать расширению теории развития айкидо на современном этапе во всем мире, а также истории развития айкидо в России и в Белгородской области, в частности. Новые положения, касающиеся различий между тремя видами (течениями) айкидо могут получить дальнейшее развитие в изучении как уже сложившихся течений данного единоборства, так и при выявлении новых возникающих направлений айкидо.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные новые данные будут иметь определенную ценность для работы тренеров по айкидо, а также желающих заниматься айкидо при выборе подходящего направления этого единоборства. Полученные данные также могут использоваться в содержании учебных занятий на факультете физической культуры в Белгородском государственном университете, на факультетах физической культуры в других вузах, в Институтах развития образования, на курсах повышения квалификации тренеров, специалистов по восточным единоборствам.
Апробация магистерской диссертации проводилась на заседании кафедры теории и методики физической культуры ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», а также на региональной научно-практической конференции в Белгородском институте развития образования в ноябре 2017 года. В сборнике конференции опубликована статья автора.
1. По данным проведенного исследования установлено, что
теоретические основы айкидо были заложены основателем айкидо мастером Морихеем Уэсиба в 30-40-е годы прошлого столетия. Они представлены идеями и положениями, исходящими из традиционной философии Индии, Китая, Японии, теории и философии восточных единоборств. Оригинальная идея и положения философии айкидо сформулированы мастером в принципах, положениях, ориентированных на гуманизм,
самосовершенствование, самопознание личности в окружающем мире. Теоретические основы соревновательного айкидо в меньшей степени включают в себя традиционную философию айкидо, но тесно связаны с теорией и методикой спортивной подготовки. Теоретические основы реального айкидо сведены к минимуму до уровня идеи сохранения энергии воздействующего противника и использования ее против того же противника.
2. Методические особенности традиционного, соревновательного и
реального айкидо имеют значительные различия между собой. Так, в традиционном айкидо тренировочный процесс построен на последовательном детальном освоении теории и практики айкидо с максимальным (до 100%) использованием в содержании тренировки
традиционных упражнений айкидо и традиционных видов оружия. В спортивном айкидо диапазон оружия несколько ограничен, а объем упражнений традиционного айкидо используется до 50-60% от общего объема. В реальном айкидо объем упражнений традиционного айкидо становится еще меньше, включаются эффективные приемы из других видов единоборства, приемы с оружием ограничиваются исключительно современным оружием.
3. В процессе исследования на основе полученных данных были разработаны практические рекомендации, которые могут использоваться как в познании и развитии теории айкидо, так и в его практическом применении в системе образования, спорта, специальной физической подготовке.
1. Аверин В.И. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб.-СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.- 379 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекопознания. М: МОДЭК, 2008. - 432 с.
3. Аплетаев М.Н. Смыслообразующий феномен воспитания нравственности. Том 1. ОмГПУ, 2005. - 400 с.
4. Архангельский Jl. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1987. - 64 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. - 464 с.
6. Брайент Дж.Кретти. Психология в современном спорте. М.: Физкультура и спорт. 1978. - 224 с.
7. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М. 1994. - 96
с.
8. Бердяев Н.А. Самопознание. Русская Идея. М.:Эксмо. 2009. - 704 с.
9. Воронов И.А. Психотехника восточных единоборств (Восточно-азиатская классическая концепция психологической подготовки единоборцев). М.: Харвест. 2005. - 432 с.
10. Главева Д.Г. Традиционная японская культура. М.: Вост. лит. 2003. 264 с.
11. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. М.: Издательский центр «Академия». 2002. - 288 с.
12. Джеймс М. Вардаман, Митико С. Вардаман. Япония от А до Я. Раскрытые тайны повседневной жизни. М.: ACT, Астрель, 2007. - 128 с.
13. Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление
агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии, 2000. № 1. С.53¬
57.
14. Елисеев Е.В. Психофизиологические основы повышения функциональной устойчивости движений квалифицированных айкидоистов к действию возмущений, связанных с экстремальностью реализации техник айкидо: Дис. ... канд. биол. наук. Челябинск, 1999. - 199 с.
15. Из истории общественной мысли Японии XVII— XIX вв. М.:Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990.— 213с.
16. Ильин Е. П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» — М.: Просвещение, 1987.—287 с.
17. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. - М.: Айрис-Пресс, 2007. - 576 с.
18. Кадзуми Табата. Секреты тактики. Уроки великих мастеров. Москва-Санкт-Петербург: ДИЛЯ. 2006 - 128 с.
19. Камальдинова А. В. Педагогическое управление мотивационно-ценностными ориентациями занимающихся айкидо: автореф. дис. .канд. пед. наук., Малаховка, 2005. - 24 с.
20. Клири Томас. Кодекс самурая. Р н/Д: Феникс 2001. - 224 с.
21. Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве. М.:Эксмо, 2005. - 432 с.
22. Лебедева Н.Н. Гармонизация педагогической системы ценностного самоопределения старших школьников. М.: Изд-во «Наука», Изд-во «Флинта», 2005. - 352 с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Академия,
2005. - 352 с.
24. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. — М.: МОДЭК, 2005. 416 с.
25. Липкина А.И. О нравственной жизни школьника. М., 1978. - 64 с.
26. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). Москва: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. - 272 с.
27. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. М.: Academia, 2004. - 237 с.
28. Маслов А. А. Бусидо. Кодекс чести самурая. Р н/Д: Феникс, 2006. - 288 с.
29. Маслов А. А. Тайные коды боевых искусств Японии. Р н/Д: Феникс,
2006. - 400 с.
30. Митчелл Д. Боевые искусства. М.: ACT, Астрель, 2003. - 64 с.
31. Морихеи Уешиба. БУДО. Учение основателя айкидо. Р н/Д: Феникс, 1999. - 224 с.
32. Нагата X. История философской мысли Японии. М.: Прогресс, 1991. - 416 с.
33. Нестеркин С.П. Проблема индивидуального «Я» в средневековом Чань-буддизме // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск,1991. - С. 51.
34. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века. СПб., 1998. - 217 с.
35. Пермяков А. А. Внешкольное физическое воспитание подростков. К.: Рад. шк. 1989. - 152 с.
36. Попов А. Л. Спортивная психология: Учебное пособие для
спортивных вузов. 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный
институт: Флинта, 1999. - 152 с.
37. Попов Л. А. Нравственное воспитание и религия//Педагогика. 1999. № 6., С.109-114.
38. Психология личности в трудах зарубежных психологов. СПб.: Питер, 2000. - 320 с.
39. Пупышев В.Н. «Не-Я» в буддийской теории и практике // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991. - С. 34.
40. Ратти О., Уэстбрук. А. Тайны древних цивилизаций. Самураи. М.: Эксмо. 2004. - 640 с.
41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб., 2002. - 720 с.
42. Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии, 1992. - №5. -С. 35-40.
43. Синто путь японских богов. Тексты синто. М.: Гиперион, 2002. - 496 с.
44. Столяров В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры // Вопросы философии, 1988, № 4. - С. 78-92.
45. Стрелков A.M. Буддийская педагогика современному светскому образованию. М.: Перемены, 2003, №2, с. 55-59.
46. Сулейманов И.И. Введение в теорию физической культуры: учеб. пособие.-Омск: Изд-во ОГИФК, 1991.- 45 с.
47. Сулейманов И.И. Система основных понятий теории физической культуры. Учеб. пособие. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 1999.- 16 с.
48. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1981. - 528 с.
49. Тедеев Д.Ю. Айкидо и оружие. М.: Харвест, 2004. - 752 с.
50. Уэстбрук. А., Рати О. Айкидо и динамическая сфера. М.: Астрель. 2006. - 383 с.
51. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе.-М., 1989. - 208 с.
52. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. 1999.-672 с.
53. Формирование образа «Я» и проблемы физвоспитания:
Сб.науч.тр./Под ред. П.А.Жорова. М.: Изд. АПН СССР, 1990. - 96 с.
54. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980. д-208 с.
55. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. - 142 с.
56. Чехонин А.Д. Проблемы интеграции духовно-нравственного и физического развития ребенка в современной теории физического воспитания. Педагогический потенциал боевых искусств / А.Д. Чехонин // Альманах современной науки и образования. 2007. № 1. - С. 267-268.
57. Чехонин А.Д. Занятия айкидо как фактор нравственного развития подростка / А.Д. Чехонин // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии образования. 2009. № 9(66). - С. 113-123.
58. Чехонин А.Д. Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо: автореф. дис. .канд. пед. наук, Тюмень, 2010. - 25 с.
59. Чудновский В. И. Нравственная устойчивость личности. М., 1981.¬208 с.
60. Шаграева О. Л. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб, пособие для студ, высш. учеб. заведений — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 368 с.
61. Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. М.: ФиС, 1987. - 112 с.
62. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М. Педагогика 1982.- 104 с.
63. Штернер Е.С. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность? Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М.: Наука, 1990, с. 164-191.
64. Коити Тохэй. "Книга КИ" http://ki-moscow.narod.m/litra/bi.htm
65. Морихей Уесиба . "Высказывания"://к1 -moscow.narod.ru/litra/bi.htm.
66. Морихей Уесиба. "Мемуары": http: //ki-moscow.narod.ru/litra/bi.htm.
67. СаотомэМицуги ."Значение обучения": moscow.narod.ru/litra/bi.htm.
68. Сиодо Годзо. "Динамическое айкидо": //moscow.narod.ru/litra/bi.htm.
69. Японская мифология: энциклопедия. М.:Эксмо. 2006. - 464 с.
70. Японские самурайские сказания. М.:Северо-Запад Пресс, 2002. - 688 с.
71. http: //fitness-magazine.ru/news/157.
72. http://jveter.ru/wp-content/uploads/2017/04/ajkido-2016.pdf.
73. http://misogi.su/page.php%3F88.
74. http://www.senkai.ru/307-osn teck 1 .html.
75. http://www.sportring.org/aikido/style/real-aikido/features-real- aikido.html].
76. https://www.syl.ru/article/311609/aykido—eto-yaponskoe-boevoe- iskusstvo-aykido-opisanie-tehnika-i-otzyivyi.
77. https: //ru.wikipedia.org/wiki.