ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 6
1.1. Гражданская позиция: сущность и значение 6
1.2. Воспитание гражданина России в условиях реализации стандартов
второго поколения 10
1.3. Анализ педагогических условий гражданского воспитания младших
школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 28
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности гражданской
позиции у младших школьников 28
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию
гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» зз
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию
гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 37
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложение 45
Глава 1. Теоретические основы формирования гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 6
1.1. Гражданская позиция: сущность и значение 6
1.2. Воспитание гражданина России в условиях реализации стандартов
второго поколения 10
1.3. Анализ педагогических условий гражданского воспитания младших
школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 28
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности гражданской
позиции у младших школьников 28
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию
гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» зз
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию
гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 37
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложение 45
Формирование гражданской позиции личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
В современном обществе значительно изменилось отношение к таким ценностям, как Отечество, долг, честь, верность героическим традициям своего народа, знание истории страны и её символики. В связи с этим крайне актуальным становится формирование гражданской позиции у младших школьников.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте определяются требования к формированию у учащихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций(ФГОС НОО).
В новом ФЗ «Об образовании в РФ» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье. (ФЗ «Об образовании в РФ»)
Одна из вечных проблем педагогики, которую нельзя решить раз и навсегда - это гражданское воспитание. Любая эпоха, любая историческая ситуация по-своему отражается на гражданском мировоззрении.
Предпосылки для решения обозначенной выше проблемы созданы в трудах классиков отечественной педагогики. Вопросы формирования гражданственности и патриотизма, гражданского становления личности школьника рассматриваются в работах А.С. Макаренко(1977), В.А. Сухомлинского(1982), и других видных ученых-педагогов и психологов.
Анализ методической литературы и практики гражданского воспитания школьников свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме воспитания гражданина. На современном этапе данное направление разрабатывается в исследованиях Н.Ю. Синягиной(2011), Л.В. Кузнецовой(2014), Е.Е. Вяземского, Т.М. Толкачевой, С.В. Колотий и др.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования гражданской позиции у младших школьников в ходе изучения предмета «Окружающий мир»?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс гражданского воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс гражданского воспитания младшего школьника в ходе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
• использовать технологию проблемного обучения;
• в проведение уроков включать проектные задачи, направленные на формирование гражданского самосознания младших школьников.
Цель данного исследования определила необходимость решения следующих задач:
• рассмотреть сущность и значение понятия «гражданская
позиция»;
• выделить особенности формирования гражданственности у младших школьников;
• рассмотреть педагогические условия формирования гражданской позиции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»;
• разработать и апробировать педагогические условия формирования гражданской позиции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» и оценить их эффективность.
Для проверки и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение литературы по изучаемой проблеме; эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование; диагностические методики: «диагностика уровня гражданской позиции» М.И. Рожкова.
База исследования - МБОУ «Проходенская ООШ» Корочанского района Белгородской области, 4 «А» класс в количестве 15 человек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность и значение гражданской позиции; особенности гражданского воспитания младших школьников; педагогические условия гражданского воспитания младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по формированию гражданственности младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
В современном обществе значительно изменилось отношение к таким ценностям, как Отечество, долг, честь, верность героическим традициям своего народа, знание истории страны и её символики. В связи с этим крайне актуальным становится формирование гражданской позиции у младших школьников.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте определяются требования к формированию у учащихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций(ФГОС НОО).
В новом ФЗ «Об образовании в РФ» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье. (ФЗ «Об образовании в РФ»)
Одна из вечных проблем педагогики, которую нельзя решить раз и навсегда - это гражданское воспитание. Любая эпоха, любая историческая ситуация по-своему отражается на гражданском мировоззрении.
Предпосылки для решения обозначенной выше проблемы созданы в трудах классиков отечественной педагогики. Вопросы формирования гражданственности и патриотизма, гражданского становления личности школьника рассматриваются в работах А.С. Макаренко(1977), В.А. Сухомлинского(1982), и других видных ученых-педагогов и психологов.
Анализ методической литературы и практики гражданского воспитания школьников свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме воспитания гражданина. На современном этапе данное направление разрабатывается в исследованиях Н.Ю. Синягиной(2011), Л.В. Кузнецовой(2014), Е.Е. Вяземского, Т.М. Толкачевой, С.В. Колотий и др.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования гражданской позиции у младших школьников в ходе изучения предмета «Окружающий мир»?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс гражданского воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс гражданского воспитания младшего школьника в ходе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
• использовать технологию проблемного обучения;
• в проведение уроков включать проектные задачи, направленные на формирование гражданского самосознания младших школьников.
Цель данного исследования определила необходимость решения следующих задач:
• рассмотреть сущность и значение понятия «гражданская
позиция»;
• выделить особенности формирования гражданственности у младших школьников;
• рассмотреть педагогические условия формирования гражданской позиции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»;
• разработать и апробировать педагогические условия формирования гражданской позиции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» и оценить их эффективность.
Для проверки и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение литературы по изучаемой проблеме; эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование; диагностические методики: «диагностика уровня гражданской позиции» М.И. Рожкова.
База исследования - МБОУ «Проходенская ООШ» Корочанского района Белгородской области, 4 «А» класс в количестве 15 человек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность и значение гражданской позиции; особенности гражданского воспитания младших школьников; педагогические условия гражданского воспитания младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по формированию гражданственности младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
Реализация гражданской грамотности личности очень актуальна. Особое внимание важно уделить несовершеннолетнему слою населения, так как в последующем они становятся опорой, будущим России. С младшими школьниками должна проводиться воспитательная работа.
Предполагается, что младшие школьники могут знать теорию, какие у них есть права, обязанность и ответственность, но в нашем современном обществе, нужно уметь их реализовать на практике. Перенести умения в жизнь. Защищать свое собственное мнение, отстаивать позиции. Умение правильно себя вести в конфликтных ситуациях, а именно стараться избегать их, делать правильный выбор, иметь ориентиры в правовых нормах и гражданских аспектах. А с этим не каждый может справиться. Для этого, детей нужно обучать, закладывать эти знания в школе, чтобы выпускники вышли в жизнь и сумели реализовать свое гражданско-правовое образование.
Встает вопрос в подготовки грамотного населения. Политика государства направлена на обучение учеников, как добропорядочных граждан, уважающих закон, высокий уровень правовой культуры. Потребность государства в решении проблемы повышения уровня гражданской грамотности и культуры отражена в требованиях к содержанию образования, обозначенных в статье 14 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Детство и отрочество - одни из важнейших периодов жизни. Все те знания, что были достигнуты в этом периоде, воспринимаются остро и оставляют след в личности человека.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В современном отечественном образовании накоплен значительный опыт в области исследования результатов гражданского образования. В развитии гражданского образования одним из глав задач является мониторинг и диагностика.
Предполагается, что младшие школьники могут знать теорию, какие у них есть права, обязанность и ответственность, но в нашем современном обществе, нужно уметь их реализовать на практике. Перенести умения в жизнь. Защищать свое собственное мнение, отстаивать позиции. Умение правильно себя вести в конфликтных ситуациях, а именно стараться избегать их, делать правильный выбор, иметь ориентиры в правовых нормах и гражданских аспектах. А с этим не каждый может справиться. Для этого, детей нужно обучать, закладывать эти знания в школе, чтобы выпускники вышли в жизнь и сумели реализовать свое гражданско-правовое образование.
Встает вопрос в подготовки грамотного населения. Политика государства направлена на обучение учеников, как добропорядочных граждан, уважающих закон, высокий уровень правовой культуры. Потребность государства в решении проблемы повышения уровня гражданской грамотности и культуры отражена в требованиях к содержанию образования, обозначенных в статье 14 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Детство и отрочество - одни из важнейших периодов жизни. Все те знания, что были достигнуты в этом периоде, воспринимаются остро и оставляют след в личности человека.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В современном отечественном образовании накоплен значительный опыт в области исследования результатов гражданского образования. В развитии гражданского образования одним из глав задач является мониторинг и диагностика.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование исторических представлений и понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Становление гражданской идентичности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Дидактическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов по предмету «Окружающий мир» в сельской школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Дидактическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов по предмету «Окружающий мир» в сельской школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



