Введение
Глава 1. Литературная репутация Ф. А. Эмина.
Глава 2. «Нравоучительные басни» Ф. А. Эмина
Глава 3. Роман, басни и сатирический журнал Ф. А. Эмина
Заключение
Библиография
История литературы знает множество примеров того, как прижизненная популярность автора сменялась его полным забвением буквально в первые десятилетия после смерти. Подобная судьба настигла, в частности, Ф. А. Эмина, чьё творчество имело большой успех у широкой публики в 60-е гг. XVIII в. Будучи автором первых оригинальных русских романов, Эмин, со свойственной ему плодовитостью, обращался также и к другим жанрам литературы. Его творческое наследие поистине велико: всего за 7 лет интенсивной работы (с 1763 по 1770 г.) Ф. А. Эмин успел написать 7 романов (3 из них - это переводы с итальянского, португальского и испанского языков), издать сборник «Нравоучительных басен», сделать перевод «Истории польской» П.-Ж. Солиньяка, выпустить три тома «Российской истории» и «Краткое описание <...> Оттоманской Порты». Также Эмин в течение 1769 года издавал ежемесячный сатирический журнал «Адская почта». Уже после смерти автора, 1780-м г. вышло его духовно-нравственное сочинение «Путь ко спасению», которое было впоследствии многократно переиздано.
Творчество столь плодовитого и популярного в своё время писателя, внёсшего значительный вклад в развитие русской литературы, безусловно, заслуживает пристального исследовательского внимания. Этим и обусловлен выбор темы для данной работы - «Литературная позиция Ф. А. Эмина».
Актуальность работы заключается в малоизученности данной темы. Ранее внимание исследователей привлекала, главным образом, загадочная биография Ф. А. Эмина , его издательская деятельность, участие в журнальной полемике и вклад в развитие романного жанра на русской почве . Между тем, Ф. А. Эмин был значительной фигурой в литературном процессе 60-х годов XVIII века: его произведения имели большой читательский успех, некоторые из них неоднократно переиздавались. Именно этот автор считается первым русским романистом и одним из первых в России профессиональных писателей, который зарабатывал на жизнь литературным творчеством (должности сначала учителя в Сухопутном шляхетском корпусе, а затем переводчика в Коллегии иностранных дел, по словам самого Эмина, не приносили ему достаточный доход). Кроме того, Ф. А. Эмин, имея определённые писательские установки, принимал активное участие в литературных спорах своего времени и работал в разных жанрах, внося немалый вклад в их развитие на русской почве. Помимо этого, в общих работах, историях литературы и справочных изданиях обычно можно найти краткую характеристику «Российской истории» Эмина как текста, полного неточностей и ссылок на несуществующие источники . Таким образом, литературное наследие Эмина всегда рассматривалось по жанровому принципу. При этом подходе контекстом для отдельных произведений Эмина становились сочинения его современников, предшественников или писателей более позднего времени, написанные в том же жанре. Романы Эмина сравнивались с повестями петровского времени, романами П. Орлова , М. Д. Чулкова , Ж.-Ж. Руссо . «Адская почта» рассматривалась в сравнении с другими сатирическими журналами, издававшимися в то же время, а «Российская история» сопоставлялась с историческими сочинениями В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова и Н. М. Карамзина .
Среди работ последних лет наибольший интерес представляют исследования Т. Е. Автухович, которая много писала и пишет об Эмине как об авторе массовой литературы. По мысли Автухович, Эмин уже в XVIII в. стал успешно использовать стратегии и приёмы, характерные для современной беллетристики. Занимаясь широким кругом проблем и выходя за рамки изучения беллетристики, исследовательница всё же акцентирует своё внимание именно на романах Эмина . Это, безусловно, обогащает науку об Эмине, но не меняет общей традиции изучения этого автора. Между тем, сам факт того, что литературная деятельность Эмина укладывалась в короткий срок (7 лет с 1763 по 1769 г.), но была крайне разнообразна в жанровом отношении, вызывает потребность в изучении возможных смысловых, мотивных и композиционных перекличек между произведениями этого автора. Потребность эта пока не нашла своего удовлетворения.
Нельзя сказать, что произведения Эмина никогда не сравнивались между собой. Неоднократно сопоставлялись романы «Непостоянная фортуна» (1763) и «Письма Эрнеста и Доравры» (1766) как первое и последнее произведение Эмина в этом жанре (и как наиболее популярные среди читателей). Однако внимание уделялось, в основном, стилю. Исследователи приходили к выводу, что в «Письмах», по сравнению с первым романом, гораздо больше психологизма и признаков сентиментализма . Здесь мы вновь сталкиваемся с изучением текстов одного жанра, а не с анализом их сходств и различий, например, с точки зрения представлений автора о морали. Чаще всего романы Эмина («Непостоянная фортуна», «Приключения Фемистокла» и «Письма Эрнеста и Доравры») описывались по отдельности как образцы поджанров романа (авантюрный, философско-политический, роман в письмах). Более того, первые два романа интересовали исследователей в силу того, что в них есть значительный автобиографический элемент, а последний - как не вполне умелое, но всё же первое в России подражание «Юлии, или Новой Элоизе» Руссо.
Очевидно, что представление об Эмине как писателе в научной литературе не отличается целостностью. Он всегда либо романист, либо сатирик, либо историк, но не автор всех своих произведений одновременно. Мы же предлагаем рассматривать творчество Эмина как единое целое, учитывая пересечения между его произведениями разных жанров. Этим определяется новизна данной работы. Под литературной позицией в данном случае мы будем понимать комплекс авторских установок писателя, выраженных не только в виде его саморефлексии, но и в использовании им определённых форм и приёмов непосредственно в художественных произведениях.
Таким образом, цель работы заключается в изучении особенностей литературной позиции Ф. А. Эмина, его авторского сознания. Из этой цели вытекают следующие задачи: 1) рассмотреть вопрос о литературной репутации Ф. А. Эмина; 2) проанализировать взаимосвязи между произведениями Эмина разных жанров.
В соответствии с обозначенными целями и задачами работа имеет следующую структуру: введение, три главы и заключение. Первая глава посвящена изучению литературной репутации Эмина в том виде, в котором она сформировалась у современников писателя и исследователей его творчества. Этот обзор необходим, так как сложившаяся репутация писателя свидетельствует о том, каким образом была воспринята (или не воспринята) его литературная позиция. Кроме того, в этой части работы учитываются примеры рефлексии Эмина о задачах его литературной деятельности, что позволяет сделать предварительные выводы о его авторских установках. Во второй главе подробно анализируется сборник «Нравоучительные басни Ф. Эмина», как наименее изученное произведение автора, а также как текст, в котором явственно выражена обозначенная в предыдущей главе авторская стратегия Эмина. Третья глава посвящена сопоставительному анализу сборника басен, дебютного романа Эмина «Непостоянная фортуна» и сатирического журнала «Адская почта». Этот анализ позволяет сделать выводы о том, как реализуется литературная позиция Эмина в произведениях столь различных жанров.
Таким образом, основной материал исследования - это произведения Ф. А. Эмина: «Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонда» (1763) , «Нравоучительные басни» (1764) , а также журнал «Адская почта» (1769) .
Метод исследования включает в себя элементы культурно-исторического, сравнительно-сопоставительного и социологического методов.
Вывод, который необходимо сделать, подводя итоги данной работы, заключается прежде всего в том, что, несмотря на внешнее разнообразие, творчество Ф. А. Эмина обладает некоторым внутренним единством. В нём отчётливо прослеживаются две тенденции: дидактическая и развлекательная, которые, вне зависимости от жанра конкретного произведения, соединяются внутри него. Одним из частных проявлений этого свойства творчества Эмина оказывается то, что, будучи в первую очередь романистом, он приспосабливал данный опыт для своей дальнейшей литературной деятельности. Благодаря этому развлекательность произведений Эмина оказывается развлекательностью романного типа. Это мы наблюдаем и на примере «Нравоучительных басен», и в сатирическом журнале «Адская почта». Одновременно с этим, писатель неизменно стремился к нравоучению, видя в любой словесной деятельности прежде всего способ исправления нравов, что, в частности, сказалось в его романах. Роман, вопреки расхожему мнению современников, оказывается для Эмина не развращающим жанром, а жанром, способным вместить в себя и прямые назидания, и в равной мере положительные и отрицательные примеры поведения. Благодаря дидактике, проникающей в роман, у читателя остаётся возможность само стоятельно анализировать поступки героев и, исходя из здравого смысла, решать, что хорошо, а что плохо, т. е. воспитывать себя. Такие же примеры положительного и отрицательного поведения (хотя, безусловно, чаще отрицательного) Эмин даёт читателям басен и журнала, однако способ подачи в данном случае оказывается иной. Короткий занимательный нравоучительный рассказ становится продуктивной жанровой формой в творчестве Эмина, хорошо отвечая его авторским замыслам и реализуя в себе одновременно, в пределах одного текста, и дидактиче скую, и развлекательную функцию. Подобная позиция достаточно типична для XVIII столетия, но в России именно Эмин выразил её, вероятно, первым. Кроме того, нельзя не отметить и чёткую установку Ф. А. Эмина на злободневность. Он всегда оказывался в авангарде литературной жизни своей эпохи, участвуя в процессе разработки актуальных на тот момент жанровых форм и типов литературы: романа, басни, сатирического журнала, что неизменно делало его произведения популярными среди читающей публики. Вероятно, по той же причине уже к концу XVIII века творчество Эмина стало казаться читателям неактуальным и недостойным серьёзного внимания.
1. Бартелеми Ж .-Ж. Любовь Кариты и Полидора / Перевел с франц. Денис Фонвизин. СПб., 1763. 147 с.
2. Басни, в стихах и прозе, выбранные из лучших писателей. М., 1788. 86 с.
3. Бидпай. Политические и нравоучительные басни Пильпая, философа индийского / Пер. Б. А. Волков. СПб., 1762. 280 с.
4. Ванька Каин / Сост, автор вступ. ст. и примеч. С. Ю. Баранов. М., 2008. 640 с.
5. Геллерт Х. Ф. Басни и сказки. СПб., 1788. 146 с.
6. Гольберг Л. Басни нравоучительные с изъяснениями господина барона Голберга / Пер. Д. И. Фонвизин. М., 1765. 225 с.
7. Гольберг Л. Басни нравоучительные с изъяснениями господина барона Голберга / Пер. Д. И. Фонвизин. М., 1787. 227 с.
8. Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие. СПб., 1764. Сентябрь. С. 276.
9. Золотницкий В. Т. Новые нравоучительные басни, с прибавлением особливых к ним изъяснений. СПб., 1763. 143 с.
10. Карамзин Н. М. Рыцарь нашего времени // Карамзин Н. М. Избранные сочинения: В 2. т. Т. 1. М., 1964. С. 755-782.
11. Курганов Н. Г. Письмовник, содержащий в себе науку российского языка со многим присовокуплением разного учебного и полезнозабавного вещесловия. СПб., 1788. 312 с.
12. Курганов Н. Г. Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие, предлагающее легчайший способ основательного учения русскому языку с седмью присовокуплениями разных учебных и полезно-забавных вещей. СПб., 1769. 424 с.
13. Левшин В. А. Нравоучительныя басни и притчи М., 1787. 97 с.
14. Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 7. М.; Л., 1952. С. 222-223.
15. Майков В. И. Нравоучительные басни. Ч. 1. М., 1766; Ч. 2. М., 1767.
16. Майков В. И. Нравоучительные басни. Ч. 1-2. М., 1788.
17. Мартиано Г. Безщастный Флоридор: История о принце ракалмуцком / Пер. с италианскаго на российской язык е. и. в. кабинет переводчик Федор Эмин. СПб., 1763. 325 с.
18. Мейснер А. Г. Собрание разных нравоучительных повествований и басен. М., 1788. 167 с.
19. Повести разумные и замысловатые / Сост, автор вступ. ст. и примеч. С. Ю. Баранов. М., 1989. 687 с.
20. Русская басня XVIII и XIX века / Отв. ред. Б. А. Градова. СПб., 2007. 1152 с.
21. Санкт-Петербургские ведомости. 1763 г. С. 534. 6 июня.
22. Санкт-Петербургские ведомости. 1788 г. С. 1271. 31 октября.
23. Сумароков А. П. О чтении романов // Трудолюбивая пчела. СПб., 1759. Июнь. С. 374.
24. Сумароков А. П. Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе: В 10 т. / Собраны и изданы Н. Новиковым. Ч. 5. М., 1781. С. 187.
25. Сумароков А. П. Притчи Александра Сумарокова. Кн. 1-2. СПб., 1762.
26. Сумароков А. П. Притчи Александра Сумарокова. Кн. 3. СПб., 1769.
27. Филдинг С. Сирота аглинская, или история о Шарлотте Суммерс / Перевел с франц. Е . Харламов. Т. I-IV . СПб., 1763.
28. Фонвизин Д. И. Басни нравоучительные Голберга // Фонвизин Д. И. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. М.; Л., 1959. С. 263-411.
29. Херасков М. М. О чтении книг // Полезное увеселение. М., 1760. Январь. № 1. С. 3-8.
30. Херасков М. М. Нравоучительные басни. Ч. 1-2. М., 1764.
31. Шансьерж. Похождение Неоптолема сына Ахиллесова / Перевел с франц. Александр Храповицкой. СПб., 1762. 345 с.
32. Эзоп. Эзоповы басни с нравоучениями и примечаниями Рожена Летранжа / Пер. С. С. Волчков. СПб., 1747. 517 с.
33. Эмин Ф. А. Адская почта, или Переписки хромоногого беса с кривым. Июль-декабрь. СПб., 1769. 306 с.
34. Эмин Ф. А. Адская почта, или Переписки хромоногого беса с кривым. СПб., 2013. 480 с.
35. Эмин Ф. А. Горестная любовь маркиза де Толедо. СПб., 1764. 376 с.
36. Эмин Ф. А. Курьер из ада с письмами. СПб., 1788. 243 с.
37. Эмин Ф. А. Любовный вертоград, или Непреоборимое постоянство Камбера и Арисены СПб., 1763. 295 с.
38. Эмин. Ф. А. Награждённая постоянность, или приключения Лизарка и Сарманды СПб., 1764. 327 с.
39. Эмин Ф. А. Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонда. Ч. 1-3. СПб., 1763.
40. Эмин Ф. А. Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонда. Ч. 1¬3 / Изд. 2-е. М., 1781.
41. Эмин Ф. А. Нравоучительные басни Фёдора Эмина. СПб., 1764. 316 с.
42. Эмин Ф. А. Нравоучительные басни Фёдора Эмина / Изд. 2-е. СПб., 1789. 196 с.
43. Эмин Ф. А. Нравоучительные басни Фёдора Эмина / Изд. 3-е. СПб., 1793. 196 с.
44. Эмин Ф. А. Письма Ернеста и Доравры. Ч. 1-4. СПб., 1766.
45. Эмин Ф. А. Приключения Фемистокла и разные политические,
гражданские, философические, физические и военные его с сыном своим разговоры; постоянная жизнь и жестокость фортуны, его
гонящей. СПб., 1763. 360 с.
46. Эмин Ф. А. Приключение Фемистокла... / Изд. 2-е. М., 1781. 268 с.
47. Эмин Ф. А. Российская история жизни всех древних от самого начала России государей. Т. 1-3. СПб., 1767-1769.
11. Научная литература
48. Автухович Т Е. Риторика. Жизнь. Литература: Исследования по истории русской литературы XVIII века. Минск, 2015. С 257. 411 с.
49. Автухович Т. Е. Риторика и русский роман XVIII в. Взаимодействие в начальный период формирования жанра. Гродно, 1995. 185 с.
50. Автухович Т. Е. Функции экфрасиса в романе Ф.А. Эмина «Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонда» // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Вып. 15. СПб.; Самара, 2011. С.232-239.
51. Алпатова Т. А. Проблема трансформации индивидуальной биографии в художественное повествование (Роман Ф. А. Эмина «Непостоянная фортуна, или Похождение Мирмонда») // Вестник Московского областного университета. М., 2012. С. 83-90.
52. Арзуманова М. А. Новое о Ф. А. Эмине // Русская литература. 1961. № 1. С.113-126.
53. Аскоченский В. Эмин Фёдор Александрович // Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академиею. Ч. 2. Киев, 1856. С. 212-216.
54. Афанасьев А. Н. Русские сатирические журналы 1769-1774 годов: Эпизод из истории русской литературы прошлого века. М., 1859. С. 17¬19.
55. Афанасьева И. И. Тенденции к социальному обобщению действительности в «Адской почте» Ф. А. Эмина // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Вып. 4. Л., 1980. С. 152-155.
56. Берков П. Н. История русской журналистики XVIII века. М.; Л., 1952. С. 258-265.
57. Баранов С. Ю. Популярная проза XVIIIвека // Повести разумные и замысловатые. М., 1989. С. 3-28.
58. Бешенковский Е. Б. Жизнь Фёдора Эмина // «XVIII век». Вып. 11. Л., 1976. С. 186-203.
59. Бешенковский Е. Б. «История» Фёдора Эмина // История и историки: Историографический ежегодник 1972. М., 1973. С. 272-289.
60. Билинкис М. Я. Русская проза XVIII века: Документальные жанры. Повесть. Роман. СПб., 1995.
61. Булич Н. Н. Сумароков и современная ему критика. СПб., 1854.
62. Бухаркин П. Е. Литературная позиция М. В. Ломоносова // Русская литература. М., 2011. № 1. С. 24-38.
63. Бухаркин П. Е. Литературное движение середины 1730-х - второй половины 1760-х гг. // Бухаркин П. Е. История русской литературы XVIII века (1700-1750-е годы). СПб., 2013. С. 213-292.
64. Бухаркин П. Е. М. В. Ломоносов: позиция в культуре и поэтическое слово // Ломоносов. Сборник статей и материалов. - СПб., 2011. С. 106-119.
65. Галахов А. Д. История русской словесности, древней и новой. Т. 1. Отдел 2. СПб., 1894. С. 161, 245-247.
66. Гаспаров М. Л. Античная литературная басня. М., 1971. 283 с.
67. Греч Н. И. Опыт краткой истории русской литературы. СПб., 1822. С. 219-220.
68. Гуковский Г. А. Эмин и Сумароков // «XVIII век». Вып. 2. М.; Л., 1940. С. 77-94.
69. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 1999. С. 153-158; 194-195.
70. Западов А. В. Эмин // История русской литературы: В 10 т. Т. 4. Ч. 2. / под ред. Г. А. Гуковского и В. А. Десницкого. М.; Л., 1947. С. 256-265.
71. Кнабе Г. С. Русская античность. М., 2000. 238 с.
72. Курганов Е. Я. Анекдот как жанр русской словесности. М., 2014. 264 с.
73. Лебедева О. Б. Жанровые модели романа-путешествия и романа- воспитания чувств в творчестве Ф. А. Эмина // Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII в. М., 2000. С. 216-220.
74. Лонгинов М. Н. Ф. А. Эмин // Русская старина. 1873. № 5. С. 616-619.
75. Лотман Ю. М. Пути развития русской просветительской прозы XVIII в. // Лотман Ю. М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958- 1993): История русской прозы. Теория литературы. СПб., 1997. С. 176— 197.
76. Лященко А. И. К истории русского романа. Публицистический элемент в романах Ф. А. Эмина. СПб., 1898. 47 с.
77. Максимов Д. Е. Брюсов: Поэзия и позиция. Л., 1969. 240 с.
78. Малек Э. «Неполезное чтение» в России XVII-XVIII веков. Варшава; Лодзь, 1999 г. 124 с.
79. Майков Л. Н. «Сон» Ф. А. Эмина // Майков Л. Н. Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII столетий. СПб., 1889. С. 323-341.
80. Мечникова Е. На заре русского романа // Голос минувшего. 1914. С. 8-25.
81. Мордовцов Д. Л. Обличительная литература в первых русских журналах и стеснение гласности // Русское слово. 1860. №2. С. 355-362.
82. Налётова Т Б. Литературная позиция как литературоведческий термин // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Т. 21. Кострома, 2015. № 4. С. 111-115.
83. Ольшевская Л. А., Травников С. Н. «Ох! Басни - смерть моя! Насмешки вечные над львами! Над орлами!» (История и теория русской басни XVII-XVIII веков) // Русская басня. История и теория жанра. Сборник научных статей. М., 2007. С. 3-107.
84. Петровский Н. М. «Адская почта» // Петровский Н. М. Библиографические заметки о русских журналах XVIII века. СПб., 1907. С. 8-11.
85. Пигарев К. В. Глава третья // История русской литературы: в 3 т. Т. 1 / гл. ред. Д. Д. Благой. М.; Л., 1958. С. 482-509.
86. Пыпин А. Н. История русской литературы. Т. 4. СПб., 1899. С. 212.
87. Рак В. Д. «Адская почта» и её французский источник» // «XVIII век». Вып. 15. Л., 1986. С. 169-197.
88. Рак В. Д. Ф. А. Эмин и Вольтер // «XVIII век». Вып. 21. СПб., 1999. С. 151-161.
89. Рак В. Д. Ф. А. Эмин и его журнал «Адская почта» // Эмин Ф. А. Адская почта. СПб., 2013. С. 17-18.
90. Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М, 1982. С. 185-208.
91. Семенников В. П. Русские сатирические журналы 1769-1774 гг.: разыскания об издателях и их сотрудниках // Приложение к журналу «Русский библиофил». СПб., 1914.
92. Семенников В. П. Ф. А. Эмин // Семенников В. П. Материалы для словаря писателей эпохи Екатерины II. СПб., 1914. С. 138-140.
93. Серман И. З. Из литературной борьбы 60-х гг. XVIII века (Неизданная комедия Фёдора Эмина «Учёная шайка») // «XVIII век». Вып. 3. М.; Л., 1958. С.207-225
94. Серман И. З. Литературная позиция Державина // «XVIII век: Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начала XIX века». Вып. 8. Л., 1969. С. 41-53;
95. Серман И. З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. С. 188-226.
96. Серман И. З. Становление и развитие романа в русской литературе середины XVIII века // Из истории русских литературных отношений XVIII-XIX веков. М.; Л., 1959. С. 84-95.
97. Сиповский В. В. Ф. Эмин, «Непостоянная Фортуна» // Сиповский В. В. Очерки из истории русского романа. Т. 1. Вып. 1 (XVIII век). СПб., 1909. С. 649-670.
98. Сиповский В. В. Псевдоклассический роман типа «Телемак» (Ф. Эмин «Приключения Фемистокла») // Сиповский В. В. Очерки из истории русского романа. Т. 1. Вып. 1. СПб., 1909. С. 393-406.
99. Скабичевский А. М. Очерки истории русской цензуры. СПб., 1892. 498 с.
100. Стенник Ю. В., Степанов В. П. Литературно-общественное движение конца 1760-х - 1780-х годов // История русской литературы: в 4 т. Т. 1 / гл. ред. Н. И. Пруцков. Л., 1980. С. 575-597.
101. Степанов Н. Л. Просветительский реализм // Развитие реализма в русской литературе. Т. 1. М., 1972. С. 61-100.
102. Строев А . Ф . Авантюристы Просвещения : «Те, кто поправляет фортуну». М., 1998. 400 с.
103. Эйхенбаум Б. М. Литературная позиция Лермонтова // «Литературное наследство». Т. 43/44. М., 1941. С. 3-82.
104. Шамрай Д. Д. К истории цензурного режима Екатерины II
XVIII век, Вып. 3, М.; Л., 1958. С. 17-206.
105. Шамрай Д. Д. Ф. Эмин и судьба рукописного наследия М. В. Ломоносова // XVIII век. Вып. 3. М.; Л., 1958. С. 471-473.
106. Шамрай Д. Д. Цензурный надзор над типографией Сухопутного шляхетного кадетского корпуса // «XVIII век». Вып. 2. М.: Л., 1940. С. 293-329.
107. Феррацци М. «Письма Эрнеста и Доравры» Ф. Эмина и «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо: Подражание или самостоятельное произведение // «XVIII век». Вып. 21. СПб., 1999. С. 162-172.
108. Фраанье М. Г. Об одном источнике романа Ф. А. Эмина «Письма Эрнеста и Доравры» // «XVIII век». Вып. 21. СПб., 1999. С. 173-176.
109. Budgen D.E. Fedor Emin and the beginning of the Russian Novel // Russian Literature in the age of Catherine the Great : a collection of essays by A.G. Cross; W.A. Meeuws. P 67-95.
110. Gasperetti D. The Rise of the Russian Novel: Carnival, Stylization, and Mockery of the West. DeKalb, 1998. P 11-71.
111. Imendorffer H. Die Geschichte der russischen Fabel im 18. Jahrhundert. Teil 1. Wiesbaden, 1998. S. 389.
111. Словари и справочники
112. Болховитинов Е. Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужеземцев, писавших в России. Ч. 1. М., 1845. С. 217-220.
113. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 4. СПб.; М., 1882.
114. Гаспаров М. Л. Басня // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. А. Н. Николюкин. М., 2001. С. 73-74.
115. Карамзин Н. М. Пантеон российских авторов // Карамзин Н. М. Избранные сочинения: В 2 т. Т 2. М., 1964. С. 171, 218.
116. Кочеткова Н. Д. Богданович Пётр Иванович // Словарь русских писателей XVIII века. СПб., 1988. С. 110-112.
117. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962-1978.
118. Краткий словарь античности. М., 2001. 448 с.
119. Лященко А. И. Эмин (Фёдор Александрович) // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: в 86 т. Т. 40. СПб., 1904. С. 763¬764.
120. Новиков Н. И. Опыт исторического словаря о российских писателях. М.; Л., 1951. С. 367-368.
121. Русско-европейские литературные связи. XVIII век. Энциклопедический словарь. СПб., 2008. 432 с.
122. Словарь Академии российской. Ч. I-VI. СПб., 1789-1794.
123. Словарь русского языка XVIII века. Вып. 8. СПб., 1995.
124. Степанов В. П. Эмин Фёдор Александрович // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 3. СПб., 2010. С. 444-451.
125. Циммерман А. Эмин Фёдор Александрович // Русский биографический словарь : в 25 т. Т. 24 / Изд . под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцова. СПб., 1912. С. 228-230.
126. Подскарбий // Энциклопедический словарь Ф . А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. 47. СПб., 1898. С. 111.