ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (НА МАТЕРИАЛЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ) 9
1.1. Теория современной морфемики и словообразования
как лингвистическая база исследования 9
1.2. Место и роль словообразования в формировании
языковой личности младшего школьника 14
1.3. Усвоение младшими школьниками морфемной
и словообразовательной структуры слова 23
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ 31
2.1. Виды и формы внеурочной работы по русскому языку
в рамках реализации ФГОС НОО 31
2.2. Проблема формирования языковой личности младшего школьника в
процессе обучения словообразованию (обзор методической литературы) 36
2.3. Экспериментальная работа по формированию языковой личности
школьников в процессе кружковых занятий 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
В лингвистической науке последних лет произошли изменения принципа исследования, который заключается в том, что научные объекты изучаются прежде всего «по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и её усовершенствования» (Кубрякова, 2009, 54). Так возникла и успешно развивается антропоцентрическая лингвистика, которая изучает специфику общающегося человека, языковую личность, т.е. человека, способного создавать и понимать тексты, речевые произведения, значимые для его жизнедеятельности и характеризующие уровень его развития.
Теоретическое осмысление понятия «языковая личность» направлено на то, чтобы определить, как формируется человек общающийся, какова модель языковой личности, какие уровни развития она проходит в процессе становления, какие единицы языка, элементы языка и речи осваиваются на каждом уровне.
В методике преподавания русского языка вопрос о необходимости формирования языковой личности в процессе обучения ставился ещё в трудах Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, Л.И. Поливанова, Н.Ф. Бунакова, В.Я. Стоюнина, Ф.Ф. Фортунатова, В.И. Чернышёва и др. В их работах обосновывается положение о том, что язык в учебных заведениях должен изучаться как средство выражения мыслей, чувств и переживаний человека; это предполагает формирование коммуникативно-речевых умений. При этом в изучении языка необходимо идти от наблюдений за живой речью к познанию законов языка и речи.
Для успешного формирования и становления языковой личности имеет значение речевая среда, повседневное общение, коммуникативная среда обитания - всё то, что позволяет человеку освоить определённые нормы и правила речевого общения, «общие идеологические черты и стилистический климат эпохи в целом», жанровые и стилевые черты воспринимаемых сообщений, тех ситуаций, в которые они включаются (Гаспаров, 1996, 10).
Ю.Н. Караулов указывал, что языковая личность - это «сквозная идея, которая пронизывает все аспекты изучения языка» (Караулов, 2007, 38) и при этом разрушает границы между дисциплинами, между формами проведения и организации занятий. То есть для формирования языковой личности необходимо использование метапредметных форм.
Это вполне соотносится с ФГОС НОО, который закрепляет реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники (ФГОС НОО, 2010, 21).
Главное при этом - осуществлять «взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования» как механизма обеспечения полноты и цельности образования (Горский, 2010, 3).
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Одним из аспектов, требующих особенно тщательного изучения и систематизации, а также влияющим на формирование языковой личности, является изучение и усвоение школьниками основных понятий морфемики и словообразования, морфемный и словообразовательный анализ слов. У школь-
5 ников не происходит формирование умений выполнять с языком те особые действия, благодаря которым в нем можно открыть и зафиксировать подлинный предмет грамматики - отношение между формой и значением слова. В свою очередь, выражением указанного отношения является морфемный анализ, поскольку значение производной основы (а производных слов большинство в русском языке) выявляется из значений составляющих ее морфем. Значение это находит выражение в конкретной форме слова. В связи с этим вычленение морфем в большинстве слов русского языка невозможно без соотнесения со словами, от которых они образованы. Однако состав слова в начальной школе рассматривается без учета тесной взаимосвязи со словообразованием. Следовательно, получаемые знания не становятся собственностью сознания, они формальны.
Вместе с тем, исследования ученых показывают, что с четырех-пяти лет дети свободно создают слова по усвоенным ими словообразовательным моделям (А.Н. Гвоздев, Т.И. Ерофеева А.В. Захарова, Н.Ю. Семиченко, К.И. Чуковский, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнэрович и др.), к 6-7 годам способны усваивать многие, далеко не самые простые, модели словопроизводства (Е.Г. Озерова, В.К. Харченко). Кроме того, проведенные исследования и наблюдения позволяют утверждать, что в дошкольном возрасте у детей отмечается потребность в создании новых слов, и этот процесс представляется особенно ценным, поскольку имеет творческий характер. Но, как это ни парадоксально звучит, именно обучение в школе затормаживает словообразовательную активность ребенка. Так, к восьмому классу средней школы ученик, как правило, перестает производить слова, он их только воспроизводит. Между тем, не производя слов, а, только воспроизводя их, дети теряют представление о функции морфем в слове и в речи, перестают ощущать морфемный состав слова как динамическую систему, не происходит формирования словообразовательной компетенции учащихся. При этом целью обучения должно стать формирование и развитие языковой личности.
К сожалению, недостаток учебного времени вынуждает педагогов сокращать объем изучаемых учебных разделов, количество тренировочных упражнений, творческих работ, что влечет за собой формализацию обучения. Частично помогает избежать этих проблем внеклассные занятия. Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Именно поэтому мы считаем, что тема нашего исследования достаточно актуальна.
Проблема исследования: каковы методические условия, способствующие формированию языковой личности младшего школьника в процессе внеурочной деятельности.
Решение проблемы и составляет цель дипломного исследования.
Объектом нашего исследования: является формирование языковой личности младшего школьника в процессе внеурочных занятий.
Предмет исследования - методические условия, способствующие формированию языковой личности младшего школьника в процессе внеурочной работы по словообразованию.
Приступая к исследованию, мы выдвинули гипотезу, согласно которой формирование языковой личности младшего школьника при обучении словообразованию будет эффективным, если:
1) в качестве основной формы организации внеурочной познавательной деятельности по русскому языку выступает кружковая работа;
2) на занятиях используются специально подобранные упражнения (на определение состава слова, на построение слов по словообразовательным моделям, работа с подстановочными таблицами и др.).
Цель исследования предполагает решение целого ряда задач:
1) проанализировать материал об организации внеклассной работы по русскому языку в начальной школе;
2) разработать на этой основе задания для кружковых занятий;
3) организовать опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность методов: 1) теоретические - изучение и теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической, учебно-методической литературы; 2) экспериментальные и практические - педагогическое наблюдение; беседы с учащимися и учителями начальных классов; анализ собственной деятельности в качестве учителя начальных классов; педагогическое моделирование; педагогический эксперимент, 3) социолого-педагогические - анализ учебников русского языка, анализ продуктов деятельности учащихся; тестирование.
База исследования: 3 «Б» класс МБОУ «Гимназия № 2» г. Белгорода.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования отражены в статьях и выступлениях на научно-практических конференциях «Ребёнок в языковом и образовательном пространстве» (Елец, 26-27 апреля 2018 г.); «Работа образовательных учреждений в условиях стандартизации» (Белгород, НИУ «БелГУ», 2017 г.)
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методы исследования, показана его практическая значимость.
В первой главе представлен анализ целей и задач внеклассной работы по предмету, проанализированы методы и формы организации внеклассной работы по предмету, реализуемые в начальной школе, описана экспериментальная база исследования.
Во второй главе представлен обзор методической литературы по проблеме воспитания интереса к русскому языку у младших школьников, представлен анализ материала по морфемике и словообразованию в действующих программах и учебниках для начальной школы, описана экспериментальная работа.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
В современных условиях реформирования системы образования целью обучения должно стать формирование и развитие языковой личности, обладающей лингвистической, языковой и коммуникативной компетенцией, на что нацеливает нас Государственный образовательный стандарт.
Использование понятия языковая личность предполагает такое исследовательское представление языка в учебных целях, которое включает: а) рассмотрение системно-структурных и функционально-семантических характеристик языка; б) определение закономерностей овладения учащимися языковым материалом в процессе учебно-познавательной деятельности; в) отражение в языке человеческого мировосприятия, а в специфике его применения - человеческих интересов, установок и целей.
Одним из аспектов, включённых в формирование всех перечисленных типов компетенции, требующих особенно тщательного изучения и систематизации, является изучение и усвоение школьниками основных понятий морфемики и словообразования, морфемный и словообразовательный анализ слов. К сожалению, как показывают исследования, у учащихся не только начальной школы, но и среднего звена, не происходит формирование умений выполнять с языком те особые действия, благодаря которым в нем можно открыть и зафиксировать подлинный предмет грамматики - отношение между формой и значением слова. При этом состав слова в начальной школе рассматривается без учета тесной взаимосвязи со словообразованием. Следовательно, получаемые знания не становятся собственностью сознания, они формальны. Такое положение дел отчасти связано с тем, что традиционно в школьной программе в системе обучения русском; языку словообразованию уделяется недостаточно внимания. Усвоение словообразовательной системы предполагается только в репродуктивном, а не в продуктивном плане. Отчасти это связано с нехваткой урочного времени, отводимого на изучение морфемики, поэтому для решения данной проблемы следует обратиться к внеклассной работе, которая организуется и проводится в разных формах, как
57 эпизодических, так и систематических. Одной из эффективных форм такой
работы мы считаем кружок по русскому языку.
Среди разнообразных форм внеклассной работы по русскому языку кружок по праву занимает ведущее положение, поскольку это основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Именно эта форма внеклассных занятий дает возможность приоткрыть перед школьниками богатый мир русского слова, показать на конкретных примерах отличие работы на уроке во внеурочное время, дать понятие о том, какими будут кружковые занятия. На кружковых занятиях проводятся наблюдения над фактами языка, решаются задачи, выполняются различные упражнения, ученики выполняют небольшую самостоятельную работу по какой-то индивидуально выбранной теме. О своих наблюдениях они сообщают на занятиях. При этом в организации работы кружка обязательна опора на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка: вся работа строится с учетом имеющихся у школьников знаний, которые в процессе решения задач и выполнения упражнений обогащаются. При всем разнообразии структуры тематического кружка сохраняются единые требования: систематичность и системность работы, занимательность формы при строго научном содержании, положительный эмоциональный фон, тематическое единство материалов, способствующих познавательной активности и самостоятельности учащихся. Проведение и наполнение занятий отличается от урока подачей материала и формой его представления - это игры-упражнения, шарады, интересные вопросы, которые помогают учащимся глубже осознать текущий материал и убедиться в практической пользе изучения русского языка. Такой кружок не только расширяет и углубляет знания, но и прививает любовь к внеклассной работе, воспитывает языковое чутье, развивает смекалку и сообразительность. Именно поэтому в качестве формы внеклассной работы мы выбрали кружок «Родное слово».
В ходе работы над проблемой исследования мы пришли к следующим выводам:
1) изучение морфемной и словообразовательной структуры слова имеет большое практическое значение для приобретения учащимися навыков не только структуры слова, но и грамотного письма, способствует формированию логического мышления, расширению словарного запаса учащихся;
2) разработанные нами кружковые занятия (8) для 3-го класса способствуют эффективному усвоению основ словообразования;
3) в результате проделанной работы мы смогли определить этапы формирования языковой личности младшего школьника, выявить первичный уровень словообразовательной компетенции учащихся и проследить его динамику.
Как показал эксперимент, учащиеся усваивают словообразовательные типы, модели, гнезда, ряды, а, ознакомившись с ними, могут производить простейший морфемный и словообразовательный анализ, устанавливать логические связи между производным и производящим словом, что подтверждено данными контрольного эксперимента.
Думаем, что разработанные занятия и задания могут быть использованы в практике школьного обучения.
Отметим, что результаты нашего исследования не бесспорны, они не являются исчерпывающими. Мы рассмотрели лишь один аспект обучения морфемике и словообразованию в процессе кружковой работы, в дальнейшей педагогической деятельности работу над этой проблемой мы предполагаем продолжить.
1. Абдрахманова С.Г. Детское творчество при изучении состава слова / С.Г. Абдрахманова // Начальная школа. - 2011. - № 6. - 62 с.
2. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 412с.
3. Белкина Ю.А. Лингводидактические упражнения игрового характера при изучении раздела «словообразование» (типология и методика работы) / Ю.А. Белкина // Языковое образование в современном обществе-2012 / Сб. научных статей по итогам международной научно-практической конференции - Санкт-Петербург. 14-15ноября 2012 г. - СПб.,: САГА, 2012. - С. 143-147.
4. Буслаев Ф.И. Избранные труды по русскому языкознанию / Ф.И. Буслаев - М.: Просвещение, 1991. - 387с.
5. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2001. - 231с.
6. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию / Г.О. Винокур // История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка. - М.: Высшая школа, 1981. - С. 293-301.
7. Выготский Л.С. Проблема сознания / Л.С. Выготский // Собрание сочинений - М., 1982 - С. 156-167.
8. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования / Б.М. Гаспаров. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 197с.
9. Голева Н.Д. Лингвопресонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение: монография / Н.Д. Голева, Н.В. Сайковой, Э.П. Хомич. - Барнаул: «БГПУ», 2006. - 435с.
10. Горский В.А. Интеграция формального и неформального образования: методические рекомендации / В.А. Горский // - М.: УРАО ИСМО, 2010. - 3с.
11. Дёмичева В.В. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию / В.В. Демичева, И.А. Устименко // Начальная школа. - 1991. - № 12. - С. 16-20.
12. Ерофеева Т.И. Экспрессия в детской речи: на материале речи
детей 2-5 лет / Т.И. Ерофеева, Н.Ю. Семенченко // Детская речь и пути её совершенствования. - Свердловск, 1989. - С. 4-10.
13.Земская Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А. Земская. - М.: АКАДЕМИЯ, 1992. - 328с.
14. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. /
Е.А. Земская. - М.: Наука, 2003. - 370 с.
15. Игнатова И.Б. Обучение иностранному языку студентов-русистов в русле концепта «языковая личность» / И.Б. Игнатова, Л.Г. Петрова, Т.В. Самосенкова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - 304 с.
16. Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения / Д.И. Изаренков . - М.: Наука, 1990. - № 4. - С. 54-60.
17. Ипполитова Н.А. Что нужно знать учителю о феномене языковой личности / Н.А. Ипполитова // Начальная школа. - 2010. - № 3. - С. 27- 31.
18. Караулов Ю.Н. Русский язык и русская языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: Издательство «ЛКИ», 2007. - 251 с.
19. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: «Едиториал УРСС», 2003. - 262 с.
20. Карпов А.К. Современный русский язык: Словообразование, Морфология: уч. пособие для студентов высш. пед. учебных заведений: учебное пособие / А.К. Карпов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. - 192 с.
21. Ковтунова И.И. Краткая русская грамматика: грамматика / И.И. Ковтунова, В.Н. Белоусов, И.Н. Кручинина и др. / под ред. Н.Ю. Шведовой и В.В. Лопатина. - М.: «Рус.яз.», 1989. - 639 с.
22. Колесов В.В. Ментальность в языке и тексте / В.В. Колесов. -
СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. - 199 с.
23. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира / Е.С. Кубрякова // Роль человеческого фактора в языке. - М., 1988. - 234 с.
24. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) / Е.С. Кубрякова // Актуальные проблемы современной лингвистики - М.: Флинта: Наука, 2009. - С. 46 -59.
25. Лекант П.А. Современный русский литературный язык : учебник / П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П.Жуков / под.ред. П.А.Леканта. - М.: Высшая школа, 2002. - 683 с.
26. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1965. - 245 с.
27. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика / В.В. Лопатин. - М.: Наука, 1989. - 315 с.
28. Лопатин В.В. Словообразовательный тип и способы словообразования / В.В. Лопатин, И.С.Улуханов // Русский язык в национальной школе. - 1969. - № 6. - 12 с.
29. Лукьянова Н.Н. К проблеме развития языковой личности младшего школьника / Н.Н. Лукьянова, И.В. Фёдорова // Языковое образование в современном обществе - 2010 / Сб. научных статей по итогам международной научно-практической конференции - Санкт-Петербург. 12-13 ноября 2010 г. - СПб.: «САГА», 2010. - С. 101-105.
30. Львов М.Р. В поисках новых решений к спорам об изучении приставок и суффиксов / М. Р. Львов // Начальная школа. - 2001. - № 1. - С. 13-17.
31. Львов М.Р. Речь: метод.указания и материалы для студента фак. педагогики и методики нач. обучения / М.Р. Львов. - М: МГПИ им. В.И Ленина. 1984. - 50 с.
32. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учебн. пособие для студентов / М.Р. Львов. - М.: Флинта, 2008. - 240с.
33. Львова С.И. Развитие языковой догадки на основе анализа словообразовательных моделей слов / С.И. Львова // Русский язык в школе. - 1994, - № 3. - С. 42-47.
34. Львова С.И. Формирование представления о морфеме как о значимой части слова / С.И. Львова // Лингвистические знания - основа умений и навыков: пособие для учителя / сост. Т. А. Злобина. - М., 1985. - С 39-58.
35. Львова С.И. Использование региональной лексики при обучении морфемике и словообразованию / С.И. Львова, Л.Н. Ляпина // Русская словесность. - 1999. - № 2. С. 54-57.
36. Львова С.И. Работа над составом слова на уроках русского языка: пособие для учителя / С.И. Львова - М.: Дрофа, 2001. - 106с.
37. Львова С.И. Функционально-семантический подход к обучению морфемике и словообразованию в школьном курсе русского языка: дис. д-ра пед. наук / С. И. Львова. - М., 1993. - 355с.
38. Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку /
М.М. Морозова.- М.: Просвещение, 1968 - 273с.
39. Негневицкая Е.И. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович - М.: Наука, 1981. - 111 с.
40. Панова М.В.Словообразование современного русского литературного языка / М.В. Панова. - М.: Изд-во Наука, 1968. - 300 с.
41. Пастухова Л.С. Вводные занятия кружка по русскому языку / Л.С. Пастухова // Сб. материалов по внеклассной работе. - М., 1979, С. 36 - 42.
42. Плотникова Л.И. Национальная картина мира и новое слово / Л.И. Плотникова // Материалы Всероссийской научно-методической конференции - Липецк, 2002. С. 123 - 128.
43. Потиха 3.А. Современное русское словообразование: пособие для учителя / 3.А. Потиха. - М.: Просвещение, 1970. - 383 с.
44. Прохоров Ю.Е. В поисках концепта / Ю.Е. Прохоров - М.: Наука, 2008. - 197 с.
45. Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс:учеб.пособие /
Ю.Е. Прохоров. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 221 с.
46. Рукавицына О.Н. Личностно ориентированный речевой урок в системе обучения продуктивному словообразованию: методическое пособие / О.Н. Рукавицына, И.А. Устименко. - Губкин: ИП Уваров, 2008. - 1999с.
47. Сабитова З.К. Лингвокультурология: учебник, 2-е издание /
З.К. Сабитова - М.: ФЛИНТА, 2015. - 528 с.
48. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте / И.И. Срезневский // Русское слово. Избранные труды. - М.: Просвещение, 1986. - 85 с.
49. Таратова М.Г. Условия возникновения мотивационной деятельности учащихся на уроках русского языка / М.Г. Таратова // Начальная школа. - 2008. - № 2. - С. 12-14.
50. Тихонов А.Н. Современный русский язык. Морфемика.
Словообразование / А.Н. Тихонов - М.: Цитадель-Трейд, 2002. - 464с.
51. Трубникова Ю.В. Методические идеи И.И. Срезневского и морфемика в школе / Ю.В. Трубникова // Сборник научных трудов - Рязань: Изд-во Рязанского гос. пед. университета, 2002. - С. 240-241.
52. Устименко И.А. Внеклассная работа по русскому языку и чтению в начальных классах. Пособие для учителей начальных классов /
И.А. Устименко - Белгород, Изд-во БГУ, 1997. - 92 с.
53. Устименко И.А. Как обучать словообразованию в начальной школе / И.А. Устименко, В.В. Дёмичева // Слово на педсовете. - Белгород: изд-во Белгородского ун-та, 1989. - С. 20-29.
54. Ушаков Д.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах: учебное пособие / Д.Н. Ушаков - М.: Просвещение, 1978. - 67с.
55. Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку / Н.Н. Ушаков,
Г.Н. Суворов - М.: Просвещение, 1985. - 241 с.
56. Ушаков Н.Н. Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей / Н.Н. Ушаков. - М.: Просвещение, 1979. - 349 с.
57. Ушинский К.Д. Избранные работы / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений. Т.2. - М.: Просвещение, 1974. - С. 167-190.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / МО и Н РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. (Стандарты второго поколения).
59. Харченко В.К. Сложные слова в детской речи / В.К. Харченко, Е.Г. Озерова. - Белгород: Изд-во Белгородского ун-та, 1999. - 158 с.
60. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С.Н. Цейтлин. - М.: Наука, 2009. - 144 с.
61. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учеб.пособие для студентов высш. учебн. Завед / С.Н. Цейтлин. - Гуманист.изд. центр: «ВАЛДОС», 2000. - 240 с.
62. Цейтлин С.Н. Языковые правила и отклонения от них в речевой деятельности человека / С.Н. Цейтлин // Языковое и литературное образование в современном обществе - 2012 // Сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции - СПб.: САГА, 2012. - С.6-10.
63. Шанский Н.М. В мире слов: пособие для учителей / Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 1971. - 245 с.
64. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию / Н.М. Шанский. - М.: Изд-во МГУ, 1968. - 309 с.
65. Шанский Н.М. Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку в нерусской школе / Н.М. Шанский // Русский язык за рубежом. - 2002.- № 2- C. 66-68.
66. Шанский Н.М. Снова в мире слова: пособие дм учителя-словесника /
Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - М.: Московское отделение Педагогического общества России, 2001. - 224 с.
67. Шахнарович А.М. Место семантического компонента в языковой способности / А.М. Шахнарович // Семантика языковых единиц и текста - М., 1979. - С.З-18.
68. Шахнарович А.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи) / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева - М.: Наука, 1990. - 168 с.
69. Шведова Н.Ю. Грамматика современного русского литературного языка / Н.Ю. Шведова. - М.: Наука, 1970. - 767 с.
70. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь / Ин-т языкознания АН СССР / гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Сов.энцикл., 1990. - 682 с.