ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Сущность содержания и понятия «образная речь» 7
1.2. Театрализованная игра: понятия, принципы, организация игр 18
1.3. Особенности формирования образной речи у детей старшей группы
средствами театрализованных игр 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
2.1. Диагностика уровня сформированности образной речи у детей старшей
группы 35
2.2. Содержание работы по формированию образной речи у детей старшей
группы средствами театрализованных игр 43
2.3. Анализ результата экспериментальной работы по формированию
образной речи у детей старшей группы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Одна из актуальных проблем гармоничного развития детей - формирование их образной речи, речевого развития, художественных средств языка. Важным моментом в решении данной проблемы является обогащение речи детей словарным составом, среди которого увеличение количества синонимов, антонимов, обобщающих слов, рост придаточных в сложноподчиненных предложениях. Достижения в речевом развитии детей будут ценными при умении владеть нормами языка: фонетики, лексики, грамматики, а также синтаксисом, владеть связной речью, семантическими языковыми понятиями, образностью и выразительностью.
К.Д. Ушинский - основоположник дошкольного воспитания в книге «Родное слово» особое внимание уделял развитию речи детей раннего возраста, он вводил сюда большое количество сказок, рассказов, былей и небылиц, несомненно, которые способствовали развитию мышления, воображения, памяти детей, помогали развивать их речь. Образы, которые использовал К. Д. Ушинский в «Родном слове», доступны и понятны детям, способствовали становлению их связной и образной речи.
С.Л. Рубинштейн в работе «Основы общей психологии», отмечал, что речь ребенка обладает яркой выразительностью в ситуации непосредственного общения, когда «она непроизвольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности».
Исследования психологов C.JI. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, А.А. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца и др. показали, что к старшему дошкольному возрасту у детей появляется осмысленное восприятие действительности, которое проявляется в понимании содержания происходящего, а при чтении художественной литературы и нравственного смысла того или иного произведения.
Т.В. Ахутина, В.В. Давыдова, Н.И. Жинкин, А.М. Леушина, Н.Н. Подьякова, А.И. Полозова, Ф.А. Сохина, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин, и др. обращали внимание на разнообразие форм и методов речевого развития у детей, способствующих непроизвольному влиянию образности речи.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е.Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности. Формирование и развитие речи происходит постепенно это длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с ребенком, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то и речь ребенка развивается своевременно и правильно. К сожалению, у современных детей недостаток игрового и эмоционально-личностного общения заполняется виртуальным, расширение сферы экрана в жизни детей значительно выросло, а способы речевого общения вытесняются.
В наше время из-за сложных социальных условий или в силу занятости родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи своего ребенка на самотек.
Одним из эффективных методов развития речи у детей является театрализованная игра. Театрализованная игра выступает эффективным средством формирования образной речи, поскольку она способствует активизации детской деятельности, коллективного общения, обогащая тем самым речь, делая ее образной и яркой.
Театрализованная игра имеет нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Ребенок в игре отождествляет себя с полюбившимся образом и незаметно для себя как бы присваивает положительные качества персонажа (Л.И. Артемова). Способность игры оказывать разностороннее влияние на детей позволяет формировать опыт нравственного поведения.
В специальных педагогических исследованиях выявлены возможности театрализованной игры в развитии образности речи на основе литературного текста и игровых - ситуаций (Л.И. Артемова, Н.Ф. Губанова, О.С. Ушакова).
К концу пребывания в детском саду у детей, как правило, сформированы все компоненты речи, но ни для кого не секрет, что часто речь детей бедна в плане экспрессивной лексики. Дети правильно строят фразы, согласуют слова в предложении, чисто произносят звуки речи, но их речь не выразительна, изобилует речевыми штампами, они с трудом подбирают эпитеты, сравнения, часто не понимают значение образных выражений. Особенно в современном мире, когда СМИ заменяют живое общение, исходя из этого, образная речь - одна из самых неразвитых сторон речи дошкольников.
Значимость проблемы и недостаточная разработанность данного вопроса послужила основанием для определения темы выпускной работы: «Формирование образной речи у детей старшей группы средствами театрализованных игр».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования образной речи у детей старшей группы средствами театрализованных игр.
Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия формирования образной речи у детей старшей группы средствами театрализованных игр в дошкольном образовательном учреждении.
Объектом исследования: является формирование образной речи у детей старшей группы средствами театрализованных игр.
Предмет исследования - педагогические условия формирования образной речи у детей старшей группы средствами театрализованных игр.
Гипотеза нашего исследования: формирование образной речи у детей старшей группы средствами театрализованных игр будет иметь результат, если:
- будут созданы условия, способствующие развитию образной речи средствами театрализованных игр детей старшей группы;
- будет осуществляться формирование образной речи средствами театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, в режимный моментах;
- будет осуществляться поэтапная реализация содержания педагогической работы по развитию образной речи с использованием театрализованных игр в индивидуальной и групповой работе с привлечением родителей.
В соответствии с заявленной целью, объектом и предметом исследования выделяются следующие задачи:
- раскрыть сущность содержания понятия «образная речь»;
- определить понятия и принципы организации театрализованных игр;
- выявить, особенности формирования образной речи у детей старшей группы средствами театрализованных игр;
- провести экспериментальную работу по формированию образной речи у детей старшей группы средствами театрализованных игр.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы); эмпирические (педагогический эксперимент, констатирующий этап); экспериментальные (качественный и количественный анализ).
База исследования: МБДОУ «Детский сад №6 с. Ломово Корочанского района, Белгородской области».
В ходе нашей работы нами было доказано, что театрализованные игры и инсценировки сказок имеют огромное значение для воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения образной речи детей. Работа, проведённая нами, была направлена на формирование образности речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.
Цель и задачи поставленные нами в начале эксперимента нашли свою реализацию в ходе работы.
В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности образности речи старших дошкольников, раскрыто понятие образности. Нами было доказано, что театрализованные игры способны решить практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей старшего дошкольного возраста можно и даже необходимо использовать этот обширный материал данного вида творчества, для совершенствования речи детей.
Во второй главе нами были рассмотрены известные методики работы по формированию образной речи, а также рассмотрены приемы и формы работы по развитию образной речи. В своём исследовании проследили динамику изменения уровня развития образной речи в процессе экспериментальной работы.
Проанализировав результаты дошкольников до и после формирующего эксперимента, данные доказывают нам эффективность разработанного нами комплекса методов и приемов. В процессе формирующего эксперимента дети старшей группы улучшили свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития в данной группе уменьшился на 40%. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнями развития на 40% увеличилось. В процессе проводимой работы нами были замечены такие изменения как: повышение у детей интереса к инсценированию сказок и театрализованной деятельности, теперь они могут свободно использовать в своей речи эпитеты, синонимы, фразеологизмы, обобщения, сравнения; в театрализованных играх - дети самостоятельно обыгрывают сказки;
Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
- во-первых, на тщательном отборе материала, обусловленном
возрастными возможностями детей;
- во-вторых, интеграция работы с различными направлениями
воспитательной работы и видами деятельности детей;
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвертых, использование развивающего потенциала инсценировки сказки в создании речевой среды максимально.
Исходя из анализа исследовательской работы, можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что система занятий с использованием театрализованных игр будет способствовать развитию образной речи у детей старшей группы при соблюдении ряда условий, в ходе работы нашла своё подтверждение. Таким образом, можно смело говорить о том, что использование театрализованных игр в процессе формирования образной речи детей старшего дошкольного возраста вполне оправдывает себя.
• Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155// Дошкольное воспитание.-2014.-№2.-С.4-17.
• Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. 2-е изд. Доп. И сспр. - М.: ТЦ Сфера, 20013. - 160 с.
• Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е.А. Антипина. - М.: Педагогика, 2003. -256 с.
• Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека. [Текст] /Н.Д. Арутюнова/ - М.: Язык русской культуры, 2000. - 320с.
• Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] /Л.В. Артемова /- М.: Просвещение, 2000. - 122с.
• Бабинова Н.В. Тематические фольклорные вечера дошкольников. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 144 с.
• Боша, Р.П. Использование латышской народной песни в формировании образной речи старших дошкольников: Дис. канд. пед.наук. [Текст] /Р.П. Боша/ - М.: Просвещение, 2008. - 143 с.
• Бугреева М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову - одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2. - 26с.
• Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] /Л.С. Выготский/ - М.: ЭКСМО, 2004. - 310
• Виноградов, В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. [Текст] /В.В. Виноградов/- М.: Просвещение, 2007. - 189с.
• Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 404с.
• Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 д=лет / сост. О.П. Власенко. - Изд. 2-е. - Влогоград: Учитель, 2006. - 290 с.
• Ворошнина, Л.В. Условия совершенствования процесса обучения старших творческому
монография Ворошнина/ Пермь, - 166с.
• Гавриш, Н.В. Формирование образности речи у дошкольников [Текст] /Н.В. Гавриш, О.В. Осика/ Вопросы речевого развития - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 224с.
• Гербова В. В. Рассказывание по восприятию. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. -173с.
• Гризик, Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений Т.И. Гризик, Л.Е.Тимощук. - М.: Просвешение, 2006. - 134с.
• Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и метод. Рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. -121 с.
• Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. - 2011. - №2. - С. 11-14.
• Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 528с.
• Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников [Текст] /О.М. Дьяченко/ - М.: Просвещение, 2006. - 128с.
• Жукова, Р.А. Трудовое воспитание. Подготовительная группа: Разработки занятий [Текст] /Г.В. Жукова/ - М.: Просвещение, 2009. - 117с.
• Зацепина, М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: обзор программ дошкольного образования / М.Б. Зацепина. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. - 127 с.
• Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. - М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. - 112 с.
• Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). [Текст] - М.: Педагогика, 2002. -143с.
• Квятковский, А.П. Школьный поэтический словарь. [Текст] - М.: Просвещение, 2008. - 333с.
• Колунова, Л.А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд.пед.наук. [Текст] /Л.А. Колунова/ -М.: Просвещение, 2003. - 173 с.
• Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. [Текст] /М.М. Кольцова/ - М.: Просвещение, 2003. - 167с.
• Короткова, Э.П.. Вызывать интерес к творческому рассказыванию // Дошкольное - 2003. №7. - С.8-11.
• Культура русской речи: Энциклопедический словарь - справочник. [Текст] / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сквородникова. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 227с.
• Леонтьев, А.А. Исследование детской речи [Текст] /А.А. Леонтьев/ Основы теории речевой деятельности. - М.: Просвещение, 2004. - 318с.
• Луциев, И. Дети сочиняют и ставят сказки / И. Луциев // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 10 - С. 98-101.
• Люблинская, А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. [Текст] /А.А. Люблинская/- М.: Просвещение, 2001. - 222с.
• Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /. Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 144с.
• Макарова, В.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. Часть 1. [Текст] /В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина/ - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 96 с.
• Максаков, А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011. - 144с.
• Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошк. Учреждений / М.Д. Маханева. М.: ТЦ «Сфера», 2011. -198 с.
• Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.
• Неменова, Т. С. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр. [Текст] /Т.С. Неменова// Дошкольное воспитание. - 2009. - №1. - С.12-16.
• Осокина, Т.И. Игры и развлечения на воздухе. [Текст] /Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина/ - М.: Просвещение, 2001. - 146с.
• Ольховиков, Д.Б. Образность как категория филологического
описания текста /Д.Б. Ольховиков/. - М.: Просвещение, 2009. - 178с.
• Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. [Текст] /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова/- М.: Просвещение, 2006. - 928 с.
• Петрова, Е. Театрализованные игры в детском саду /Е. Петрова // Дошкольное воспитание. - 20011. - № 4. - С. 32-37.
• Петрова, Т.И. [Текст]/ Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева/ Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2003 - 136 с.
• Потребня, Н.Д. Мысль и язык [Текст] /Н.Д Потребня/ - М.:
Просвещение, 2001. - 267с.
• Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 223 с.
• Реутская, Н.А. Театрализованные игры дошкольников / Н.А. Реутская // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.. 2009. - 258 с.
• Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2002.- 712 с.
• Савушкина, Е.В. Роль общения с изобразительным искусством в развитии речи дошкольников [Текст] /Е.В. Савушкина/ Развитие речи и речевого общения дошкольников. - М.: Просвещение, 2005. - 223с.
• Стаценко Р. А. Методика ознакомления детей с художественным словом. Дошкольное воспитание. - 2010.- №7.- 97с.
• Струнина, Е.М. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников. [Текст] /Е.М. Струнина, О.С. Ушакова// Развитие речи и речевого общения дошкольников - 2005 - №2 - С. 57
• Сомкова, О.Н. Формирование творческих умений у детей 5-6 лет в процессе освоеия художественных речевых образов (загадок): Автореф. дис. канд.пед.наук. [Текст] /О.Н. Сомкова/ - СПб.: Питер, 2007. - 118 с.
• Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] /Е.И. Тихеева/- М.: Просвещение, 2001. - 254с.
• Игры - драматизации в детском саду: Методические рекомендации [Текст] / Сост. Е.Л. Трусова. - М.: Просвещение, 2001. - 36 с.
• Уфимцева, А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. [Текст] /А.А. Уфимцева/ - М.: Наука, 2008. - 272с.
• Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина/ - М.: ВЛАДОС, 2010. - 287с.
• Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. - 4-е изд., перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2015. -96 с.
• Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей / Под ред. О.С.Ушаковой. 3-е изд., испр. -М.: ТЦ Сфера, 2016. -208 с.
• Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия [Текст] /К.Д.Ушинский/ - М.: Просвещение, 2006 - 350с.
• Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников [Текст] /Е.А. Флерина/ - М.: Академия, 2001. - 333с.
• Хамидулина, Р.М. Развитие речим. Подготовка к школе. Сценарии
занятий. /ьР.М. Хамидулина. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. -
318 с.
• Харченко, В.К. Переносное значение слова. [Текст] /В.К. Харченко/ - Воронеж : Воронеж. ун-т, 2009. - 176с.
• Чуковский, К.И. Собрание сочинений в 15т. Т.2 От двух до пяти [Текст] / К.И. Чуковский/. - М.: Терра, 2001. - 305с.
• Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. - М.: Владос, 2011. - 234 с.
• Шорыгина Т.А. Эстетические сказки. Беседы с детьми об искусстве и красоте. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
• Шорыгина Т.А. Литературные сказки. Беседы с детьми о прозе, поэзии и фольклоре. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
• Шмелёв, Д.Н. Слово и образ. [Текст] /Д.Н. Шмелев/- М.: Просвещение, 2004. - 237с.
• Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду.
Для занятий с детьми 5-6 лет. [Текст] /А.В. Щеткин/ - М.:
Просвещение, 2011. - 80 с.
• Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст]/ Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд. - М.: Академия, 2007. - 194 с.
• Юзбекова, Е.А. Ступеньки творчества: место игры в интеллектуальном развитии дошкольника / Е.А. Юзбекова. -М.: Линка-Пресс, 2006. - 122 с.
• Ионова, В.Г. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс], - 1http://festival. 1 september.ru/articles/525744/ - статья в интернете
• Муллаянова, Л.А. Развитие образной речи средствами
художественной литературы [Электронный ресурс], -
http: //do shkolnik.ru/logopedia/7435- samoobrazovanie-vospitatelia.html -
статья в интернете