Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №68392

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
441
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 11
1.1. Сущность и структура понятия «познавательная мотивация» в научной
литературе 11
1.2. Игровые технологии как средство формирования познавательной мотивации
младших школьников на уроках музыки в контексте реализации ФГОС 20
1.3. Педагогические условия формирования познавательной мотивации
младших школьников на уроках музыки средствами игровых технологий 35
Вывод по 1 главе 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 44
2.1. Критерии, показатели и уровни сформированности познавательной
мотивации младших школьников на уроках музыки средствами игровых технологий 44
2.2. Реализация комплекса педагогических условий формирования познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки средствами
игровых технологий 54
2.3. Динамика результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки средствами игровых технологий 62
Вывод по 2 главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 83


Актуальность исследования.
Мотивация современных школьников - одна из самых сложных педагогических проблем, она играет важную роль в организации современного учебного процесса. При большом потоке информации, предоставляемой СМИ, сети интернет, очень сложно мотивировать ребенка к учению, систематической работе, мотивации искать новую информацию и эффективно использовать её в процессе обучения и жизни. Одно из наиболее часто встречаемых препятствий в обучении - утрата школьниками познавательной мотивации. Почему же это происходит? Причины этого явления неоднозначны:
• перегрузка учебным материалом;
• несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
• ограниченные возможности для творческого развития детей, их
самоуправления;
• неготовность педагога использовать на уроках активные методы обучения, способствующие повышению интереса детей к изучению предмета.
Без мотивации обучение теряет всякий смысл, становится малоэффективной деятельностью, выполняемой по принуждению. Успех любой познавательной деятельности в значительной степени также зависит от ее мотивации. Поэтому вопросы, связанные с развитием познавательной мотивации деятельности учащихся, всегда были и будут одними из самых актуальных в образовании.
Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив развития у каждого ученика и класса в целом. Формирование мотивов учения - это создание в школе педагогических условий для появления у учащихся внутренних побуждений к учению, осознание их и последующее развитие. Учитель при этом не должен занимать позицию наблюдателя за тем, как складывается и развивается мотивационная сфера учащихся, он наоборот, должен стимулировать процесс формирования позитивной мотивации и направлять ее развитие системой педагогических приемов.
Отечественные педагоги и ученые считают, что для успешного осуществления познавательной деятельности необходима как внутренняя, так и внешняя мотивация. Внутренняя мотивация ученика направлена на его собственное самосовершенствование, овладение новыми знаниями,
ориентирована на усвоение способов добывания знаний, т. е. связана с психикой самого человека с его потребностями, интересами. А внешняя мотивация, напротив, обусловлена воздействиями извне, т. е. направлена на взаимодействие школьника с другими людьми. Между тем, современные исследователи обеспокоены тем, что познавательная мотивация современных школьников все больше приобретает внешне ориентированный характер, т. е. ребенок учится «не потому, что интересно и ему это нужно, а потому, что надо учиться». Поэтому общий смысл развития учебной и познавательной видов мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному, осознанному, ответственному. Следовательно, важной задачей современной школы становится формирование внутренней потребности учащихся к получению систематических знаний, а психологическое изучение мотивации познавательной деятельности школьников в виде целостного процесса необходимо в интересах внедрения научных результатов в массовую педагогическую практику. Так как, для повышения эффективности учебно - педагогической деятельности большое значение приобретает исследование проблем, связанных с изучением особенностей мотивации учащихся, проявляющихся в учебно-познавательной деятельности, то, актуальность исследования определяется потребностями системы образования, возрастающими требованиями к процессу обучения и оптимизацией всех его сторон.
Степень разработанности проблемы исследования.
Теоретическими источниками изучения проблемы развития познавательной мотивации учащихся явились исследования ученых: В.В.
Давыдова, Н.Ф. Талызиной, Л.И. Божович, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинской, А.К. Марковой, Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лукьяновой, С.В. Сарычева и др. Наиболее полное освещение проблемы формирования познавательной активности получили в трудах Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой.
Т.И. Шамова пишет так: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно¬познавательных целей» [113, с.101].
Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания [116, с. 135]. По мнению ученого, качеством личности «познавательная активность» может стать при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это такая структура личностного качества, где воля представляет форму, а потребности и интересы обозначают содержательную характеристику. Необходимое условие для создания у учащихся интереса к учебной деятельности - это возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся [117, с. 89].
Методы обучения и педагогические условия формирования положительной мотивации у младших школьников, изложенные в трудах Г.И. Щукиной, считаем наиболее приемлемыми в современном образовании. Стоит согласиться с мнением ученого о том, что формирование интереса учащихся к изучению предмета невозможно без соблюдения определенных условий:
1) правильное соотношение нового и уже известного является важным условием возникновения познавательного интереса у детей;
2) возможность использовать свою инициативу, активность для творческого преобразования предмета (введение в этапы урока активных форм работы) повышает интерес ребенка к учебе;
3) интерес возникает и поддерживается достигаемым успехом деятельности (если ученик смог выполнить качественно и быстро задание, да еще проявил креативное мышление, интерес к изучению предмета возрастает);
4) большое значение для повышения и закрепления интереса детей к учению имеет возможность практического использования изучаемого материала, его применения в жизни;
5) интерес школьников к изучению предмета возрастает, если они встречают в учителе человека, обладающего мастерством передачи знаний детям, увлеченного своей работой и умеющего интересно, полно, красочно излагать материал урока;
6) формированию учебных и познавательных интересов в огромной мере способствует не только учебная, но и внеурочная деятельность.
Творческая лаборатория каждого учителя по - своему, уникальна. В деятельности педагога - музыканта возможны свои открытия, интересные находки, методики, разработки. Использование на уроках музыки игровых приемов, сочетание традиционных педагогических технологий и активных форм обучения, позволяет создать в классе особую атмосферу доверия, увлеченности процессом сотворчества и как факт, повышает мотивацию школьников к учению.
Интерес, возникший к использованию игровых методик в образовании не случаен. В опыте зарубежной и отечественной педагогики вопрос о важности игры в образовании рассматривался в ряде диссертаций, научных книг и статей М. Г. Яновской, Ф. Н. Блехер, Н. П. Аникеевой, В. Я. Воронова, С. А. Смирнова, Ю. П. Азарова, О. С. Газмана, Р. И. Жуковской, М. В. Кларина, Н. Я. Михайленко, Г.И. Щукиной, С. А. Шмакова, Г. П. Щедровицкого, Д. Б. Эльконина и других ученых, которые определили структуру различных игр, их классификацию, изложили сущность данного понятия [119, с. 148].
Известный ученый Г. И. Щукина (исследования которой легли в основу нашей работы) высказывает мнение о том, что актуализации эмоций у школьников младших и средних классов способствуют дидактические игры, которые развивают их познавательную деятельность. Она также конкретизирует активизацию как проблему формирования мотивации учения школьников средствами художественной деятельности, имеющую ярко выраженную эмоциональную окраску [117].
В современной школе существует потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. Взаимосвязь игровых технологий и мотивации к обучению недостаточно освещена в методике преподавания музыки. Мы считаем, что игровая деятельность используется в учебном процессе не целенаправленно, часто не в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления), а как средство эмоционально-образной разрядки. А между тем, игра- это самым сильным мотивирующий фактор, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений, дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Игровые формы обучения и воспитания позволяют использовать все уровни знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения. Анализ музыкально-педагогической литературы и практики музыкального образования позволил выявить противоречия между:
- потенциальными возможностями игровых технологий в формировании познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки и неразработанностью педагогических условий, способствующих эффективному протеканию данного процесса.
- между возросшими требованиями к уровню развития мотивации к обучению и недостаточным использованием педагогами - практиками игровых технологий, способствующих формированию познавательной активности школьников на уроках музыки.
Данное противоречие позволило сформулировать тему исследования: «Формирование познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки средствами игровых технологий» и проблему исследования: каковы педагогические условия формирования познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки средствами игровых технологий?
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и практически реализовать педагогические условия познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки средствами игровых технологий.
Объект исследования: формирование познавательной мотивации
младших школьников на уроках музыки.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
познавательной мотивации младших школьников на уроках музыкисредствами игровых технологий.
Гипотеза исследования: формирование познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки средствами игровых технологий будет эффективнее, если:
- уточнено и конкретизировано понятие «познавательная мотивация»;
- теоретические обоснованы и практически реализованы педагогические условия формирования познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки средствами игровых технологий.
Задачи исследования:
- дать сущностную характеристику понятия «познавательная мотивация»;
- раскрыть специфику использования игровых технологий в формировании познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки;
- уточнить содержание и структуру процесса формирования познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки средствами игровых технологий;
- внедрить в образовательной процесс школы авторскую методику преподавания музыки в начальных классах «Музыкальный калейдоскоп», способствующую более эффективному формированию познавательной мотивации у младших школьников.
Для решения данных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической и
специальной литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта в области музыкального образования;
- эмпирические: наблюдение, эксперимент в его констатирующем,
формирующем и контрольной стадиях;
Научная новизна:
- определена совокупность педагогических условий, влияющих на формирование познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки средствами игровых технологий;
- выявлены специфические особенности игровых технологий в формировании познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты вносят реальный вклад в теорию музыкально - педагогического образования:
- уточнено и конкретизировано содержание понятия «познавательная мотивация»;
- обогащают и дополняют теорию музыкально - педагогического образования знания о специфических особенностях игровых технологий в формировании познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки;
- определены и научно обоснованы педагогические условия, способствующие более эффективному формированию познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки средствами игровых технологий.
Практическая значимость исследования состоит во внедрении в образовательный процесс школы: педагогических условий формирования познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки средствами игровых технологий; авторской методики «Музыкальный калейдоскоп», применяемой в начальных классах общеобразовательной школы; в возможности использования игровых технологий, в частности разных видов импровизации (в том числе и авторских) педагогами - музыкантами с целью повышения познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки.
База исследования: МБОУ СОШ п. Ключ жизни Елецкого района Липецкой области.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) Познавательная мотивации - это система мотивов, побуждающих обучающегося к эффективной учебной деятельности.
2) Эффективность формирования познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки средствами игровых технологий обеспечивается реализацией педагогических условий:
- достижение успеха в учебной и творческой деятельности учащихся;
- функционирование системы музыкально - игровых и музыкально - творческих задач, формирование активности в процессе образовательной деятельности;
- комфортность отношений в образовательной среде.
3) Комплекс игровых технологий, в том числе и авторских, обеспечивает эффективное формирование познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки:
- быстрое включение в творческий процесс с использованием музыкальных и сюжетно-ролевых игр, импровизации;
- развитие индивидуально-творческих особенностей и творческой самостоятельности; формирование художественно-образного ассоциативного восприятия музыки через активные формы игровой деятельности;
- создание ситуации успеха, необходимого для активизации учебной деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ситуация в современной системе образования такова, что существует потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. Взаимосвязь игровых технологий и мотивации к обучению недостаточно освещена в методике преподавания музыки. Существует противоречие между потенциальными возможностями игровых технологий в формировании познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки и неразработанностью педагогических условий, способствующих эффективному протеканию данного процесса, а также между возросшими требованиями к уровню развития мотивации к обучению и недостаточным использованием учителями музыки игровых технологий, способствующих формированию познавательной активности школьников на уроках музыки.
Из этого следует, что важной задачей современной школы становится формирование внутренней потребности учащихся к получению систематических знаний, а психологическое изучение мотивации познавательной деятельности школьников в виде целостного процесса необходимо в интересах внедрения научных результатов в массовую педагогическую практику.
Мы считаем, что значение игры в образовательном процессе разработано явно недостаточно, игровая деятельность используется на уроках не целенаправленно, а оценивается педагогами-музыкантами преимущественно, как средство эмоционально-образной разрядки. А между тем, в форме игры можно провести весь урок (игра - путешествие, урок-викторина) или часть урока (подведение к теме урока, закрепление новой темы, повторение материала) и даже составление и выполнение домашнего задания. Игра позволяет усвоить материал урока легко и быстро, положительно окрашивает монотонную деятельность учащегося по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению новой информации, что несомненно повышает мотивацию к обучению на уроках музыки в общеобразовательной школе. Через реализацию педагогических условий, таких, как: достижение успеха в учебной и творческой деятельности, функционирование системы музыкально - игровых и музыкально - творческих задач, формирование активности в процессе образовательной деятельности, комфортность отношений в образовательной среде, с помощью современных игровых технологий можно обеспечить формирование и развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках музыки.
Рассмотрев теоретические аспекты формирования познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки средствами игровых технологий, мы пришли к выводам, что для формирования у младших школьников устойчивой познавательной мотивации к учению еще также важно, чтобы анализ в оценке их работы был направлен на формирование адекватной самооценки. Проведенным нами экспериментом доказано, что включение в уроки музыки игровых технологий (в частности импровизации) увеличивает запоминание новой информации быстрее во много раз по сравнению с чистой логикой. Специфика формирования познавательной мотивации заключается в развитии познавательного, личностно - смыслового, творческого, ценностного отношения к музыкальной деятельности, осуществляемого в процессе художественного общения. И это доказал наш эксперимент.
В рамках исследования было уточнено и расширено содержание понятий «познавательная мотивация», «эффективность формирования познавательной мотивации», «игровые технологии», были определены педагогические условия формирования познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки.
Мы определили, что познавательной мотивацией называют систему мотивов, побуждающих обучающегося к эффективной учебной деятельности. И главный смысл формирования познавательной мотивации учения заключается в стремлении учителя перевести ученика от безразличного или отрицательного отношения к учению к положительному,
высокомотивированному, осознанному, действенному и ответственному.
Анализ научной литературы и практики позволил обозначить педагогические условия, необходимые для формирования познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки средствами игровых технологий:
• достижение успеха в учебной и творческой деятельности учащихся;
• функционирование системы музыкально - игровых и музыкально - творческих задач, формирование активности в процессе образовательной деятельности;
• комфортность отношений в образовательной среде.
Теория и практика доказала, что применение на уроках музыки игровых технологий способствуют повышению интереса учащихся младших классов к изучению предмета «Музыка», развивают творческие способности детей, способствуют выработке уверенности в учебной и творческой деятельности, стремлению к достижению поставленной цели, и как факт, достижению успеха.
А успех в обучении очень важен:
- в состоянии подъема формируются новые познавательные мотивы к деятельности, повышается уровень самооценки, самоуважения;
- ученик, помня о своих положительных эмоциях, и в следующий раз будет с настроением выполнять задания учителя
- переживания радости от достигнутого успеха - явления, вызывающие чувство эмоциональной стабильности, психологической комфортности самодостаточности.
Основным видом деятельности для младших школьников является учение, поэтому педагогам следует искать возможности повышения их активности в этом процессе. В педагогической практике используются различные пути активизации школьников, основной среди них -игровые технологии. Игровые технологии способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, непринужденно, но очень действенно; расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют и улучшают память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности. Игровые формы работы способствуют созданию благоприятного психологического климата и активизируют деятельность обучающихся, способствуют комфортности отношений между учителем и учащимися. В игре наиболее полно и порой неожиданно проявляются такие способности человека, которые в других видах деятельности раскрыть невозможно. Игра помогает ребятам преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Она посильна всем, даже слабо подготовленным ребятам. Более того, любой слабо подготовленный ребёнок в игре может проявить находчивость и сообразительность. Чувство «равноправия», атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий, предлагаемых условиями игры, - всё это создаёт ребятам благоприятную психологическую атмосферу. Именно разностороннее значение и применение игровых технологий в процессе обучения позволило использовать их в проведении нашего исследования.
В ходе нашей опытно-экспериментальной работы, направленной на выявление познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки, а также на выявление музыкальных и творческих способностей учащихся, и эффективность использования современных игровых технологий, был проведен эксперимент, включающий 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исследование показало, насколько сильно влияет включение игровых технологий на формирование познавательной мотивации младших школьников: использование учителем на уроках музыки игровых моментов, разных видов импровизации, музыкально - дидактических игр, активных форм работы, сменяющихся видов деятельности, комфортности в отношениях учитель - ученик, использования индивидуальных и коллективных форм деятельности обеспечивает эффективное формирование и повышение познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки.
Таким образом, в ходе работы гипотеза нашего исследования подтвердилась: формирование познавательноймотивации младших школьников на уроках музыки средствами игровых технологий будет эффективнее, если:
- уточнено и конкретизировано понятие «познавательная мотивация»;
- теоретические обоснованы и практически реализованы педагогические условия формирования познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки средствами игровых технологий. И цель нашего исследования, соответственно, достигнута. Вместе с тем, мы считаем, что формирование познавательной мотивации должно найти свое продолжение в следующей ступени образовательной школы - среднем звене учащихся, и в старших классах, поскольку без мотивации к обучению и весь процесс обучения теряет всякий смысл.



1. Адамский, А. Дидактический театрдля чего он нужен? / Народное образование. - 1986. - № 10. - С. 55- 57.
2. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности
индивидуальности школьников / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Академия,
2002. - 160с.
3. Алексеева, А.Г. Развитие и диагностика способностей / А.Г. Алексеева. М.: Просвещение, 1991. - 177 с.
4. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: Академия, 2000. - 226с.
5. Ананьев, Б.Г. Формирование одарённости: Склонность и
одарённость / Б.Г. Ананьев. М.: Просвещение, 1962. - 275с.
6. Ананьев, Б.Г. Роль игровой деятельности ребенка в воспитании характера и воли //Избранные психологич. труды: В 2 т. /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, И. В. Кузьмина. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. - С. 82-90.
7. Аникеева, Н.П. Специфика игровой ситуации //Педагогика и психология игры: межвуз. сб. науч. тр. /Отв. ред. Н. П. Аникеева. Новосибирск: НГПИ, 1985. - С. 28 - 49.
8. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. / Аникеева, Н.П. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
9. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
10. Антюхина, А.В. Игра как социально-исторический феномен: понятие, предпосылки, функции: автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д.,
1984. -16 с.
11. Арчажникова, Л.Г. Структура профессиональной деятельности учителя музыки /Арчажникова, Л. Г. Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе: Межвуз. сб. науч. статей. Ярославль,
1985. - С. 3-25.
12. Арчажникова, Л.Г. Сущность профессионально -педагогического мастерства учителя музыки /Арчажникова, Л. Г. Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете: Сб. науч. тр. Свердловск, 1991. - С. 3-10.
13. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
14. Басина, Н.Э., Суслова, О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке / Н.Э. Басина О.А. Суслова. М.: Просвещение, 1997. - 86с.
15. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для вузов (Гриф УМО) / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Лань, 2014. - 512 с.
16. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как её создать. М.: Просвещение,
1991. - 176 с.
17. Белкин, А.С. Педагогика детства. (Основы возрастной психологии) / А.С. Белкин. Екатеринбург: Сократ, 1995. - 15с.
18. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. — М.: Академия, 2000.- 192с.
19. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М., 1989.-166 с.
20. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1964. - 184 с.
21. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. - М., Воронеж, 1997. - 574 с.
22. Богданова, Т.К. Развитие чувства ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидактических игр: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1984.- 16 с.
23. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович-М: 1988. - 114 с.
24. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца, -М: 1995. - 178с.
25. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / ЛИ. Божович — М., 1972. - 201с.
26. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно - ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1995, №5. - С. 12-15.
27. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно - ориентированного образования. Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ,
2000. - 352 с.
28. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 2001, №1. - С.17-24.
29. Борзенков, В.Л. Теоретико-методологические основания педагогической игротехники: автореф. дис. . д -ра пед. наук. Великий Новгород,
2001. -38 с.
30. Боровик, Т.А., Манина, Т.М. От слова к музыке. Речевые упражнения Текст. / Т.А. Боровик, Т.М. Манина. Минск: Книжный дом, 1995. - 69с.
31. Боровик, Т.А. Звуки, ритмы и слова / Т.А. Боровик. Минск: Книжный дом, 1999. - 112с.
32. Бородай, Ю. М. Воображение и теория познания. /Ю.М. Бородай. М.: Высш. школа, 1966. - 186 с.
33. Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальнойдеятельности / Л.Л. Бочкарёв, Рос. акад. Наук, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. - 350с.
34. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990. - 140с.
35. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. психол. труды. М.: Изд - во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК,
2003. - 407 с.
36. Буева, Л. П. Социальная среда и формирование гармоничной личности. / Л.П. Буева-М., 1971.- 48 с.
37. Букатов, В. М. Театральные технологии в гуманизации обучения школьников: автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2001. - 33 с.
38. Булатова, О. С. Использование возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя: автореф. дис. . канд. пед. наук. Тюмень, 1999. - 24 с.
39. Бурая. Л. В. Моделирование уроков музыки и мировой художественной культуры / Л. В. Бурая.Искусство в школе. 1995. - № 4. - С. 124.
40. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. / А.И. Буренина. СПб. 2000. - 200 с.
41. Буске, М. М. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться? /М.М. Буске. Перспективы: Вопросы образования. 1987. - № 4. - С. 85¬95.
42. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. / В.В. Валон. - М.: Просвещение, 1967.196 с.
43. Ванслов, В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. В.В. Ванслов. -М.: Сов. художник, 1963.- 118 с.
44. Веникова, В. А. Принципы моделирования и высшее образование /В.А. Веникова. Вестник высшей школы. 1972. - № 11. - С. 29-34.
45. Вербицкий, А. А. Игровые формы контекстного обучения. А.А. Вербицкий. -М.: Знание, 1983. - С. 3-34.
46. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. /А.А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
47. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка. Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1968. - 415 с.
48. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников /Под ред. Б. П. Юсова. Луганск, 1990. - 220 с.
49. Винникова, Г. В. Функции игры в разрешении детских конфликтов /Г.В. Венникова. Педагогика и психология игры: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Н. П. Аникеева. Новосибирск: НГПИ, 1985. - С. 79 - 87.
50. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие / Б.С. Волков. - 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128с.
51. Ворожцова, О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. О.А. Ворожцова. - М. 2004.- 111 с.
52. Воспитание детей в игре /Под ред. Д. В. Менджерицкой. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
53. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. Вопросы психологии. 1966. - № 6. - 196 с.
54. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
55. Выготский, Л. С. Психология искусства. /Л.С. Выготский. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. - 480 с.
56. Газман, О. С. О понятии детской игры / О.С. Газман. Игра в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. тр. /Отв. ред. Н.П. Аникеева. Новосибирск: НГПИ, 1989. -С. 3-10.
57. Гальперин, И. М. Развитие художественно-образного («театрального») мышления учащихся в процессе музыкальных занятий: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. - 16 с.
58. Гинзбург, М.Р. К проблеме мотивационных компонентов интеллектуальной инициативы /М.Р. Гинзбург. Вопросы психологии. - М.,
1992. - 231 с.
59. Гладких, 3. И. Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования: автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1997. 27 с.
60. Глинский, Б. А. Моделирование как метод научного исследования. - М.: Высш. школа, 1965. 234 с.
61. Говорун, Д. И. Воображение и художественное творчество: автореф. дис. . канд. филос. наук. Киев, 1976. - 24 с.
62. Гончарук, А. Ю. Педагогические условия развития эстетического отношения школьника к действительности средствами зрелищных искусств: Дис. . д-ра пед. наук. М., 2000. - 379 с.
63. Горлинский, В. И. Модернизация системы музыкального образования и воспитания в современной России: актуальные проблемы переходного периода: автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1999. - 59 с.
64. Горюнова, Л. В. На пути к педагогике искусства / Л. В. Горюнова. Музыка в школе. -1988. -№ 2.-С. 7-17.
65. Горюнова, Л. В. Теория и практика формирования музыкальной культуры младшего школьника: автораф. дис. . д -ра пед. наук. М., 1991. - 38 с.
66. Горянина, В. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
67. Грозденская, Н.Л. Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе / Н.Л. Грозденская. - М.: Академия, 1971. - 375с.
68. Гроос, К. Игра как средство естественного самовоспитания детей /Гроос К. Душевная жизнь детей. Избр. лекции. Вып. 4 /Пер. А. П. Нечаева и А. Н. Соколова. Спб: Изд-е М. И. Пейкер, 1906. - С. 67-96.
69. Губанова, О. В. Эстетическая сущность детской игры / О.В. Губанова. Современные подходы к теории эстетического воспитания: Материалы и тезисы Буровских чтений. М.: ИХО РАО, 1999. - С. 79-83.
70. Губанова, Н. Ф. Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2004 - 18 с.
71. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментально-психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с. . Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. - 440 с.
72. Демянко, Н. Н. Элементы театрального искусства в общепедагогической подготовке учителя /20-е годы //Проблемы освоения театральной педагогики в профессиональной подготовке будущего учителя. Полтава, 1991. - С. 41-43.
73. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: учебник для студ. сред. -пед. учеб. завед. / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - 3-е изд. - М.: Академия, 2000. - 240с.
74. Доман, Г. Гармоничное развитие ребёнка: Как развить умственные и физические способности ребёнка / Г. Доман. М.: Аквариум, 1996. - 441с.
75. Дорфман, Л.Я. Эмоции в искусстве / Л.Я. Дорфман. М.: Смысл» 1997. - 424с.
76. Дуранов, М.Е., Орлов, В.Б. Личность обучающегося и её развитие: учеб. пособие / М.Е. Дуранов, В.Б. Орлов. Челябинск, 1997. - 154с.
77. Дъячкова, О. А. Игры школьников. О. А. Дьячкова. -М.: Учпедгиз, 1955. 176 с.
78. Ершова, А. П., Букато, В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. - 228 с.
79. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре. Р. И. Жуковская. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 319 с.
80. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение. Р.И. Жуковская. - М.: Педагогика, 1975. - 112 с.
81. Зеленкова, Т. В. Творческое воображение в развитии музыкально-исполнительского мастерства: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999. - 27 с.
82. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста/ А. Н. Зимина. - М., ВЛАДОС, 2000. - 304с.
83. Игра в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. трудов. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1989. - 130 с.
84. Игровая педагогика Олега Семеновича Газмана //Мастер-класс. - 1997. -№ 2-3.-С. 109-110.
85. Игры для интенсивного обучения /Под ред. В. В. Петрусинского. - М.: Прометей, 1991. - 228 с.
86. Игры обучение, тренинг, досуг /Под ред. В. В. Петрусинского. В 4 -х книгах. - М.: Новая школа, 1994. - 368 с.
87. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / сост. Е.О. Яременко. - М., 2001. 134с.
88. Каптерев, П. Ф. Об эстетическом развитии и воспитании. О детских играх и развлечениях: Избранные педагогические сочинения /Под ред. A. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. - С. 109-147.
89. Киселев, Ю. В. Дидактические игры /Ю.В. Киселев. Современные тенденции в дидактике высшей школы. Л., 1975. - С. 24-27.
90. Кларин,М. В. Игра в учебном процессе /М.В. Кларин. Советская педагогика. -1985,-№6.-С. 57-61.
91. Коваль, Л. Г. Взаимодействие учителя и учащихся в процессе формирования эстетических отношений средствами музыкального искусства: автореф. дис. . д-ра пед. наук. Киев, 1991. - 36 с.
92. Колчев, Ю. В., Колчева, Н. М. Игровая театральная педагогика / Ю.В. Колчев, Н.М. Колчева. Воспитание школьников. 1998. - № 4. - С. 25-26.
93. Колчев, Ю. В., Колчева, Н. М. Театрализованные игры в школе. /Ю.В. Колчев, Н.М. Колчева. М.: Школьная пресса, 2000. - 96 с.
94. Короткова, H. А. Современные исследования детской игры / Н.А. Короткова. Вопросы психологии, 1985. -№2. -С. 163-168.
95. Кравцов, Г. Г. Игра как основа детского творчества / Г.Г. Кравцов. Искусство в школе. 1994. - № 2. - С. 3-9.
96. Кузнецов, Н. В. Драматизация, инсценировка и импровизация в современной школе на уроках родного языка. /Н.В. Кузнецова. Рига, 1926. - 48 с.
97. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. / А.Н. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1971. 40с.
98. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1996, №1.- С. 18-26.
99. Мальцев, С.М. О психологии музыкальной импровизации / С.М. Мальцев. -М.: Музыка, 1991. 85с.
100. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
101. Матюшкин, A.M. Концепция творческой одарённости. / A.M. Матюшкин//Вопросы психологии. 1989, №6.- С.29-33.
102. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет / Авт. сост. С.И. Бекина и др. - М.: Просвещение, 1984. 146 с.
103. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. нач. фак. Педвузов. / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
104. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. С.Л. Рубинштейн. — М., 1946.- 106 с.
105. Руднева, С.Д., Фиш, Э.М. Ритмика. Музыкальное движение / С.Д. Руднева, Э.М. Фиш. М.: Просвещение, 1972. - 334с.
106. Смирнов, С. А. Игровое общение как форма развития деятельности //Игра в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. трудов /Отв. ред. Н. П. Аникеева. Новосибирск: НГПИ, 1989. - С. 53-62.
107. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. / В.А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1979. - 347с.
108. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности
учащихся / Н. Ф. Талызина.- М.: Знание, 1983. - 96 с.
109. Теплов, Б.М. Способности и одарённость. / Б.М. Теплов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1981. - 304с.
110. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов, Рос. акад. наук. Ин-т психологии. -М.: Наука, 2003. 377с.
111. Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа / Т.Э. Тютюнникова. М.: ACT, 2000. - 94с.
112. Тютюнникова, Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. / Т.Э. Тютюнникова. СПб, 2003. - 99 с.
113. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. Т.И. Шамова. -М. : Педагогика, 1982. - 209 с.
114. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха / Г.И. Шатковский. - М.: Музыка, 1996.- 181с.
115. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с.
116. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М. : Просвещение, 1979. - 160 с.
117. Эльконин, Д.Б, Психологические условия развивающего обучения / Д.Б. Эльконин // Обучение и развитие младших школьников. -М.: Просвещение, 1970.- 302с.
118. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. -304с.
119. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: избр. психол. тр. / Д.Б. Эльконин; под ред. Д.И. Фельдштейна. М,:Ин -т практ. психологии - М., 1995. - 414с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ