Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №68390

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы113
Год сдачи2017
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
452
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Лексический состав русского языка 8
1.2. Формирование лексического состава языка в онтогенезе 14
1.3. Психоречевые особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи 21
1.4. Методические аспекты формирования эмотивной лексики 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1. Организация экспериментального изучения особенностей эмотивной
лексики детей старшего дошкольного возраста 41
2.2. Анализ результатов исследования 49
2.3. Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию эмотивной лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ

Важное место в процессе развития речи детей дошкольного возраста
занимает словарная работа. Слово обеспечивает содержание общения. В
старшем дошкольном возрасте формируется внеситуативно - личностный тип
общения. Такому типу общения свойственно особое содержание, задачи и
мотивы, которые решаются различными средствами. Важное место среди них
занимает эмоциональная лексика, которая обозначает чувства и эмоции, переживания человека, нравственные качества. Вся жизнь человека наполнена
эмоциями. Они сопровождают любую его деятельность. Эмоции - важнейшая
сторона человеческого существования. Без эмоций немыслим ни сам человек,
ни его деятельность. Очевидно, что богатство мира эмоций отражено, прежде
всего, в языке и речи. Эмоции находят свое отображение многообразием и
богатством языковых средств их выражающих, которые включают соответствующую лексику, фразеологизированные синтаксические конструкции,
особый порядок слов и соответствующую интонацию. Основная роль здесь
принадлежит, конечно, лексике. Причем в лексическом множестве, участвующем в обозначении эмоций, обнаруживаются слова различной частеречной
принадлежности (существительные, глаголы, прилагательные, наречия, слова
категории состояния, междометия).
Развитие эмотивной лексики является важным условием эмоционального
развития и нравственного воспитания.
Впервые проблема обогащения речи детей эмоциональной лексикой
была затронута в исследованиях кафедры методики дошкольного воспитания
и обучения МГУ в начале 80-х годов XX века в работах М.М. Алексеевой и
В.И. Яшиной. В работах авторов овладение эмоционально-оценочной лексикой рассматривается как основное условие формирования социально активной личности детей старшего дошкольного возраста. Авторами подчеркивается важность усвоения эмоционально - оценочной лексики параллельно с
нравственным развитием ребенка, интенсивным накоплением опыта нрав4
ственного поведения детей, совершенствованием их социальных контактов с
окружающими.
В ходе многочисленных наблюдений за процессом развития старших
дошкольников с общим недоразвитием речи были выявлены существенные
отклонения от нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса,
как в количественном, так и в качественном плане. Замечено, что особенности речевого развития детей с ОНР оказывают непосредственное влияние и
на коммуникативную сферу – такие дети обычно малообщительны, не сопровождают игровые ситуации развёрнутыми речевыми высказываниями, редко
являются инициаторами общения. Всё это свидетельствует об определенных
проблемах социализации детей с ОНР, возникновение которых связано с неумением выражать свои эмоции, заявить о своих желаниях, сделать выбор и
т.п. Без своевременного компетентного воздействия со стороны взрослого у
таких детей могут закрепиться формы поведения, характерные для социально
неуверенных детей: замкнутости, зависимости от поведения и выбора других
детей в установлении контакта и т.п. Все вышеприведенное указывает на
значимость эмотивной функции речи, отражающей потребность человека в
передаче эмоционального отношения к тому или иному событию, предмету,
явлению окружающего мира, для формирования коммуникативного поведения и установления межличностных отношений, успешной адаптации в социальной среде детей.
Таким образом, Актуальность настоящей темы в том, что, с одной
стороны, овладение средствами образной выразительности, для развития
эмотивной функции речи и становления коммуникативной компетенции старших дошкольников с ОНР является очень значимым, и, с другой
стороны, до настоящего времени проблема развития эмоциональной лексики
у таких детей не решена. Решение этих задач возможно только в условиях
специальной организации работы логопеда.
Проблема исследования связана с недостаточным уровнем разработанности методик по формированию эмотивной лексики в дошкольном учрежде5
нии. Несмотря на наличие отдельных методических рекомендаций, вопросы
организации работы по формированию эмотивной лексики у дошкольников с
общим недоразвитием речи являются не достаточно разработанными: нечетко
обозначена последовательность работы, ее место в общем коррекционнологопедическом процессе, не прописаны варианты взаимодействия специалистов. Все это делает проблему организации работы по формированию эмотивной лексики у дошкольников с ОНР особенно актуальной.
Цель исследования: теоретическое обоснование и систематизация
методических рекомендаций по формированию семантического поля эмотивной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: сформированность лексического состава языка
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию эмотивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав современную литературу по проблеме исследования
можно сделать вывод о том, что формирование речевой способности ребенка
является одним из важнейших критериев в процессе становления личности.
Особую опасность представляет несформированность лексических навыков
либо их отсутствие в дошкольном возрасте, так как это может вызывать отставание в развитии речи, мышления, снижение познавательных потребностей, может приводить к торможению темпа развития и обучаемости.
Общее недоразвитие речи - это сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и звуковой стороне. В активном словаре преобладают
имена существительные и глаголы. Дети испытывают значительные трудности при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в осмыслении и
употреблении слов с переносным значением, при выражении собственных
эмоций и пр.
Формирование эмотивной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания ребенка.
Дети с ОНР, как правило, используют в активной речи общеизвестные,
часто употребляемые в обиходе слова и фразы. Эмоциональная лексика употребляется детьми с речевыми нарушениями фрагментарно и только в устойчивых стереотипных сочетаниях. При определении и назывании эмоциональных состояний дети испытывают значительные трудности.
Овладение словами эмоциональной оценки выступает как средство осознания и развития собственных эмоций и чувств, формирования
представлений о нравственных качествах, налаживания социальных контактов с другими людьми. Данная лексика необходима для осуществления различных видов деятельности (игровой, трудовой, учебной), развития общения
со взрослыми и сверстниками; приобщения к миру человеческих ценностей.
Особенности речевого развития детей с ОНР оказывают влияние и на коммуникативную сферу ребенка – эти дети почти никогда не являются инициато75
рами общения, обычно малообщительны, не сопровождают игровые действия
развёрнутыми речевыми высказываниями. Всё это свидетельствует об определенных проблемах социализации детей с ОНР, возникновение которых
связано с неумением выражать свои эмоции, заявить о собственных желаниях, сделать выбор и т.п. Без своевременного компетентного воздействия со
стороны специалиста у таких детей могут закрепиться формы поведения, характерные для социально неуверенных детей: замкнутости, зависимости от
поведения и выбора других детей в установлении контакта.
Некоторый процент детей с ОНР старшего дошкольного без специального
обучения понимает значения слов с эмоциональной окраской, однако, при их
толковании эти дети опираются, прежде всего, на описание конкретных жизненных ситуаций, свидетелями или участниками которых были сами. Кроме
того, наблюдается неточность понимания, неверное употребление слов эмоциональной оценки, бедность эмотивного словаря, которую дети компенсируют использованием нейтральной лексики, придавая ей эмоциональную
значимость с помощью интонации, мимики, объяснением ситуаций возникновения эмоций, чувств и др.
Старший дошкольный возраст - это то время, когда развитие словарного запаса происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте. По мере
развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля либо образования слов, объединенных по смыслу.
Коррекционно-логопедическое воздействие, направленное на обучение и
воспитание детей с ОНР, коррекцию и компенсацию имеющихся у них нарушений речи, адаптацию и реабилитацию воспитанников логопедических
групп, осуществлялось различными методами: практическими, наглядными и
словесными. Практические методы могут быть представлены упражнениями,
играми и моделированием; наглядные – наблюдением, рассматриванием, просмотром, прослушиванием; словесные - беседами, пояснениями и объяснениями.76
Методика развития речи дошкольником предлагает такой тип занятий,
который построен в форме игры. Это упрощает усвоение материала, развивает у детей слуховое внимание, способствует правильному восприятию речи.
Подача материала, направленного на обогащение словаря, в том числе и эмотивной лексики, должна проводиться в форме игры. Цель при проведении
подобных занятий: пополнение лексического запаса детей, формирование
устойчивых эмоциональных связей. Логопед и воспитатель широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной
игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.


1. Алексеева, М. М. Овладение оценочной лексикой как условие форми-рования социальной активности старших дошкольников [Текст]: Хрестома¬тия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- 252с.
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2006. - 331 с.
3. Бабенко, Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке [Текст] / Л.Г. Бабанко. - Свердловск: Урал. ун-т., 2007. -187 с.
4. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учрежде¬ния [Текст] / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. - СПб.: Детство-пресс, 2001. - 573 с.
5. Белошапкова, В. А. Современный русский язык [Текст] / В.А. Бело-
шапкова. - М.: Азбуковник, 2002.
6. Вайнер, М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников [Текст] / М.Э. Вайнер. - М.: Педаго-гическое общество России, 2006. - 96 с.
7. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования де¬тей с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-Пресс, 2005
- 144 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]: Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М., 2006. - 208 с.
9. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выгот¬ский. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
10. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / П.Я. Гальперин - М: Книжный дом «Университет». - Выс¬шая школа, 2002 - 400с.
11. Г аркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. -
М., 2006. - 100 с.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, О.С. Ушакова. - М., 2007. - 471с.
13. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона [Текст] / О.Е. Громова. - М., 2003. - 176 с.
14. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Электронный ре¬сурс] / Н.Ф. Губанова // Электронная библиотека profilib [сайт]. Режим до¬ступа: https: //profilib. com/chtenie/123565/natalya-gubanova-igrovaya- deyatelnost-v-detskom-sadu-programma-i-metodicheskie.php.
15. Детская психология [Текст]: учебник для среднего профессионального образования - 6-е изд., перераб. и доп / Под общ. ред. Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2006. - 368 с.
16. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И. Додонов. - М., По-литиздат, 2012. - 272 с.
17. Еременко, В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира [Электронный ресурс]/ В.Д. Еременко, Т.П. Хризман: [сайт] vodb35.ru. - Режим доступа: http: //vodb3 5 .ru/files/malchiki_devochki .pdf
18. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М., 2005. - 144с.
19. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбур: АРТ ЛТД, 2011.-320с.
20. Запорожец, А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка [Текст] / А.В. За-порожец. - Москва, 2008 - С. 187-209.
21. Запорожец, А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоцио-нальных процессов у ребенка [Электронный ресурс] // А.В. Запорожец, Я.З. Неверович - Режим доступа: http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/vozr_psix/ch8_2.html
22. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка [Текст]: Теория и практи¬ка / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
23. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка [Текст]: Теория и практи¬ка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Ни¬кифорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
24. Кондратенко, И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст]: Дефектология / И.Ю. Кондратенко. - 2002. - с. 51-59.
25. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
26. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций 5-7 лет [Текст] / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 160 с.
27. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у до-школьников с ОНР [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - С. - Пб., 2001. - 160 с.
28. Левина, Р.Е. Общее недоразвитие речи [Текст]: Основы теории и прак¬тики логопедии / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М., 2008. -320с.
29. Леханова, О.Л. Организация работы по формированию эмотивной лек¬
сики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / О.Л. Леханова: [сайт] / CYBERLENINKA - Режим доступа: file:///C:/Users/805518/Downloads / organizatsiya-raboty-po-
formirovaniyu-emotivnoy-leksiki-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s- obschim-nedorazvitiem-rechi%20(11).pdf
30. Лурия, А. Р. Развития значения слов [Текст]: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / А.Р. Лурия. - М., 2000. - с.195-199.
31. Максимова, Л.М. Психолого-педагогическая диагностика особенностей
эмоционального развития детей раннего возраста [Электронный ресурс] / Л.М. Максимова // Научная статья в журнале Педагогическое образование в России. Выпуск № 2 / 2012. Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/nZpsihologo-pedagogicheskaya-diagnostika- osobennostey-emotsionalnogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta
32. Миняжева, Д.Р. Развитие социальных эмоций у дошкольников с общим недоразвитием речи: Воспитание и обучение детей с нарушениями развития [Электронный ресурс] / Д.Р. Миняжева. - Москва, 2008. - Режим доступа: http: //nauka-pedagogika. com
33. Морина, И.А. Методические рекомендации учителям-логопедам: Со¬здание условий для формирования эмоциональной лексики у детей с тяже¬лыми нарушениями речи [Электронный ресурс] /И.А. Морина: [сайт] / logoped.ru - Режим доступа: http://www.logoped.ru/uslovija_formirovanija_emotsionalnoj_leksiki.htm
34. Нечаева, Н.Е. Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.Е. Ничаева // Логопед. - 2008. - №4. - С. 42¬53.
35. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в лого-педической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи
(с 4 до 7 лет) [Электронный ресурс]/ Н.В. Нищева. - Советский, 2016 - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2378434/
36. Пальмина, Л. Формирование эмоциональной лексики у детей с нару-шениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств обще¬ния [Электронный ресурс] / Л. Пальмина: [сайт] / MAAM.RU - Режим досту¬па: http://www.maam.ru/detskijsad/-formirovanie-yemocionalnoi-leksiki-u-detei-s- narushenijami-rechi-na-osnove-razvitija-neverbalnyh-i-verbalnyh-sredstv- obschenija.html
37. Смирнова, Е.О. Детская психология [Электронный ресурс]/ Е.О. Смир-нова // Электронная библиотека МГППУ - Режим доступа:
http: //psychlib .ru/mgppu/sdp/sdp-001 -. htm
38. Соловьева, Н.В. Особенности вербализации эмоциональных представ¬
лений дошкольниками [Электронный ресурс]/ Н.В. Соловьева - Режим до¬ступа: http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/osobennosti-verbalizacii-
jemocionalnyh-predstavlenij-doshkolnikami.html
39. Ставцева, Е. А. Особенности формирования эмоционально - оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Стратегия до-школьного образования в XXI веке. Проблемы и перспективы / Е.А. Ставцева - М., 2001. - с. 142-143.
40. Ставцева, Е.А. Овладение эмоционально-оценочной лексикой старши¬ми дошкольниками [Электронный ресурс]/ Е.А. Ставцева - Режим доступа: http://bookz.ru/authors/elena-stavceva/ovladeni_063/page-4-ovladeni_063.html
41. Туманова, Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР [Текст]: Воспитание и обучение детей с нарушениями развития/ Т.В. Туманова // Дефектология. - 2003. - №6. - С. 54-58.
42. Филичева, Т.Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция наруше¬ний речи [Электронный ресурс]/ Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др. Режим доступа: http://www.dou59.bel31 .ru/file/gtftdrgr.pdf
43. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольников [Текст] / Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева. - М., 2005. - 202 с.
44. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей до-школьного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис- Пресс, 2007. - 224 с.
45. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. - М., 2000. - 240 с.
46. Шаховский, В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической си¬стеме языка [Текст] / В.И. Шаховский, Изд.2, испр. и доп. — Москва: URSS, 2008. — 208 с.
47. Шаховский, В.И. Лингвистическая теория эмоций [Текст]: Монография / В.И. Шаховский. — М.: Гнозис, 2008. — 416 с.
48. Эльконин, Д.Б. Возрастная периодизация мира [Электронный ресурс]/ Д.Б. Эльконин. Режим доступа: поййр://ро18к-ги.ги/83828612.й1ш1


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ