ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ PYTHON КАК СРЕДСТВО
ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРОГРАММИРОВАНИЮ 5
1.1 Обучение детей на основе игровых технологий 5
1.2 Основы языка программирования Python и сравнение с другими
языками программирования 11
1.3 Сравнение и основные возможности модулей Python 22
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА ОСНОВЕ
МОДУЛЯ PYGAME ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ PYTHON 28
2.1 Анализ модуля Pygame и создание планов занятий 28
2.2 Разработка практических занятий 33
2.3 Апробация результатов исследования 55
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Приложения
Актуальность разработки игр становится все более популярной, игры увеличиваются каждый день. Самые удачные проекты продаются миллионными тиражами. Зарождение игровой индустрии началось в 1970 -х годах одновременно с продажей первых компьютеров, рассчитанных на массового потребителя. За 40 с небольшим лет индустрия компьютерных игр развилась до таких масштабов, что уже во многом опережает своих ближайших конкурентов: киноиндустрию, музыкальную индустрию, шоу- бизнес [26].
Для решения данного направления мы предлагаем использовать язык программирования Python так как он в данное время является:
- имеет предельно простой синтаксис, на нем легко писать, его легко читать.
- нескончаемое количество справочной литературы: книг, сайтов, платных и бесплатных курсов, готовых шаблонов и исходников.
- множество доступных сред разработки, сервисов и фреймворков [3].
Python актуален для программистов, которые хотели бы связать свою профессиональную деятельность с Data Science (Наука о данных) или Machine Learning (Машинное обучение) — наиболее перспективных направлениях IT [27].
По данным Tiobe.com в апреле 2019 Python занимал 4 место с рейтингом 8%. До сегодняшнего времени Python обогнал язык программирования C++ и занимает 3 место с рейтингом 9.31% [29].
Согласно информации с hh.ru на начало 2019 года, в России ~4500 вакансий для Python-разработчиков, из них ~2000 в Москве и ~700 в Санкт- Петербурге. Это меньше, чем по запросу «Java» (~5500), но больше, чем по запросу «PHP» (~3600), — можно заметить тенденцию, что Python медленно забирает позиции PHP с рынка веб-разработки. Хотя на PHP все еще написано около 80% всех сайтов в интернете [14].
Многие разработчики рассматривают индустрию компьютерных игр лишь как сектор экономики, в котором можно неплохо заработать. Но, на самом деле, создание игр — это ещё и инструмент культуры [1].
Python представляет популярный высокоуровневый язык программирования, который предназначен для создания приложений различных типов. Это и веб-приложения, и игры, и настольные программы, и работа с базами данных. Довольно большое распространение Python получил в области машинного обучения и исследований искусственного интеллекта [2].
Объектом выступает образовательный процесс в системе дополнительного образования детей .
Предметом исследованиям - обучение детей модулю Pygame языка программирования Python.
Цель: разработать практические занятия для детей по языку
программирования Python на основе модуля Pygame.
Задачи:
1. Проанализировать основы игровых технологий
2. Изучить основные понятия по Python
3. Сделать обзор инструментов Pygame
4. Разработать практические занятия
Гипотеза: создание практических занятий по разработке игр с помощью модуля Pygame в языке программирования Python будет способствовать быстрому обучению программированию.
Игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Она строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса, объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия
Представленные учебно-методические материалы, подготовленными c использованием модуля Pygame на языке программирования Python, доказали эффективность при обучении школьников созданию игр.
Python представляет популярный высокоуровневый язык программирования, который предназначен для создания приложений различных типов. Это и веб-приложения, и игры, и настольные программы, и работа с базами данных.
Представленная система уроков и созданные условия способствуют развитию творческих способностей детей школьного возраста. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что программирование игр положительно влияют на развитие творческих способностей.
1. Mertens, Nick Top 4 Reasons Python is So Popular in 2020 / Nick Mertens.
— Текст : электронный // go skills : [сайт]. — URL:
https://www.goskills.com/Development/Articles/Why-is-Python-so-popular (дата обращения: 15.03.2020).
2. Top 10 Reasons Why Python is So Popular With Developers in 2020. —
Текст : электронный // upGrad blog : [сайт]. — URL:
https://www.upgrad.com/blog/reasons-why-python-popular-with-developers/ (дата обращения: 03.05.2020).
3. Бейдер, Дэн Чистый Python. Тонкости программирования для профи /
Дэн Бейдер. — Санкт Петербург : Питер, 2018. — 320 c. — Текст :
непосредственный.
4. Белолюбский, М. М. Изучение модуля для создания игр «Pygame» языка программирования Python/ М. М. Белолюбский, М. А. Сорочинский // Современное образование: традиции и инновации. — 2020. — № 2. — С. 220.
5. Бизли, Дэвид Python. Подробный справочник. 4-е издание / Дэвид Бизли. — Москва : Символ-Плюс, 2018. — 140 c. — Текст : непосредственный.
6. Бриггс, Джейсон Python для детей. Самоучитель по программированию: [перевод с англ. Станислава Ломакина] / Джейсон Бриггс.
— Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 320 c. — Текст :
непосредственный.
7. Бубнов, Илья 5 причин, почему Python всё еще крут / Илья Бубнов. —
Текст : электронный // Geek brains : [сайт]. — URL:
https://geekbrains.ru/posts/why_love_python (дата обращения: 15.03.2020).
8. Васильев, А. Н. Python на примерах / А. Н. Васильев. — Москва : Наука и техника, 2016. — 432 c. — Текст : непосредственный.
9. Гайнуллова, Ф. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников / Ф. С. Гайнуллова, И. С. Сергеева. — Москва : КноРус, 2018. — 48 c. — Текст : непосредственный.
10. Герасимова, О. Е. Игровые технологии как средство развития ориентировки в пространстве у детей 4-6 лет / О. Е. Герасимова. — Москва : Учитель, 2016. — 63 с. — Текст : непосредственный.
11. Грамаков Д.А. Обучение программированию бакалавров педагогического образования в эпоху цифровых трансформаций // Педагогическое образование и наука. №6. 2019. С. 30-32.
12. Гуреев, Александр Python становится самым популярным языком программирования в мире / Александр Гуреев. — Текст : электронный // Хабр : [сайт]. — URL: https://habr.com/ru/post/436626/ (дата обращения: 15.03.2020).
13. Златопольский, Д. М. Основы программирования на языке Python / Д. М. Златопольский. — Москва : ДМК Пресс, 2017. — 284 c. — Текст : непосредственный.
14. ИТ: обзор рынка вакансий и топ-15 специальностей. - URL: https://hh.ru/article/24562 (дата обращения: 12.02.2020).
15. Кудлай, Андрей Python — популярный язык программирования / Андрей Кудлай. — Текст : электронный // Web for Myself : [сайт]. — URL: https://webformyself.com/python-populyarnyj-yazyk-programmirovaniya/ (дата обращения: 15.03.2020).
16. Лутц М. Изучаем Python: четвертое издание // М. Лутц. - СПб.: Питер, 2011. - 1280с.
17. Лутц, Марк Python. Карманный справочник / Марк Лутц. — 5-е изд.; [перевод с англ. И.В. Берштейна] — Москва : И.Д.Вильямс, 2016. — 320 c. — Текст : непосредственный.
18. МакГрат, Майк Программирование на Python для начинающих: [перевод с англ. М.А. Райтмана] / Майк МакГрат. — Москва : Эксмо, 2016. — 192 c. — Текст : непосредственный.
19. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
— URL: https://moluch.ru/conf7ped/archive/19/1084/ (дата обращения:
27.05.2020).
20. Модули деления. — Текст : электронный // foobarcom : [сайт]. —
URL: https://fooobar.com/questions/80306/find-the-division-remainder-of-a-
number (20.02.2020).
21. Шлюссер, Таня Автостопом по Python / Таня Шлюссер, Кеннет
Рейтц. — Санкт-Петербург : Питер, 2017. — 336 c. — Текст :
непосредственный.
22. Прохоренок, Н. А. Python 3 и PyQt 5. Разработка приложений / Н. А. Прохоренок, В. А. Дронов. — Санкт - Петербург : БХВ - Петербург, 2016. — 832 c. — Текст : непосредственный.
23. Пэйн, Брайсон Python для детей и родителей. Играй и программируй / Брайсон Пэйн. — 1-е изд. — Москва : Э, 2017. — 352 c. — Текст : непосредственный.
24. Рашка, С. Python и машинное обучение / С. Рашка. — Москва : ДМК Пресс, 2017. — 418 c. — Текст : непосредственный.
25. Роберт, Седжвик Программирование на Python: базовый курс / Седжвик Роберт, Уэйн Кевин, Дондеро Роберт. — Москва : Вильямс, 2020. — 736 c. — Текст : непосредственный.
26. Сайт «Abitu.net». - URL: https://abitu.net/conference/1781 (Дата обращения: 20.04.2020)
27. Сайт «Kgeu.ru». - URL: https://kgeu.ru/News/Item/17/8851 (Дата
обращения 17.04.2020)
28. Сайт «Python.org». - URL: https://www.python.org (дата обращения: 30.02.2020).
29. Сайт «Tiobe.com». - URL: https://www.tiobe.com/tiobe-index/ (дата обращения: 02.05.2020).
30. Сайт «Skillbox.ru». - URL: https//skillbox.ru/media/code/dlya_chego_n uzhen_python/
31. Сайт «spravochnick.ru». - URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/teo riya_obucheniya/igrovye_tehnologii_obucheniya/
32. Сайт «Zaochnik.com». - URL: https://zaochnik.com/spravochnik/pedag ogika/teorija-obuchenija/igrovye-tehnologii-obuchenija/
33. Сергеева, М. Е. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности. 5-9класс / М. Е. Сергеева. — Москва : Учитель, 2017. — 94 c. — Текст : непосредственный.
34. Силен, Дэви Основы Data Science и Big Data. Python и наука о данных / Дэви Силен, Арно Мейсман, Мохамед Али. — Санкт Петербург : Вильямс, 2018. — 336 c. — Текст : непосредственный.
35. Скуратова, Е.А. Игровые технологии / Скуратова Екатерина. — Москва : Издательские решения, 2020. — 164 c. — Текст : непосредственный.
36. Сысоева, М. В. Программирование для нормальных с нуля на языке Python / М. В. Сысоева, И. В. Сысоев. — 1-е изд. — Москва : Базальт СПО, 2018. — 180 c. — Текст : непосредственный.
37. Хеллман, Даг Стандартная библиотека Python 3. Справочник с примерами / Даг Хеллман. — Москва : Вильямс, 2018. — 1376 c. — Текст : непосредственный.
38. Холден, Стив Python. Справочник. Полное описание языка / Стив Холден, Анна Рейвенскрофт, Алекс Мартелли. — Москва : Диалектика, 2018.
— 896 c. — Текст : непосредственный.
39. Хуторской, А. В. Педагогика. Учебник / А. В. Хуторской. — Санкт- Петербург : Питер, 2019. — 608 c. — Текст : непосредственный.
40. Что такое Python: чем он хорош, где пригодится и как его выучить.
— Текст : электронный // Медиа нетологии : [сайт]. — URL:
https://netology.ru/blog/python (дата обращения: 24.04.2020)
41. Шелудько В. М. Язык программирования высокого уровня Python. Функции, структуры данных, дополнительные модули: учебное пособие // Южный федеральный университет. - Ростов-на Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета. 2017. 107с.