Введение
3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы социально-педагогической деятельности с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья 7
1.1. Общая характеристика семей, воспитывающих ребенка с
ограниченными возможностями
здоровья 7
1.2. Содержание работы социального педагога с семьями,
воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья 12
Выводы по первой
главе 23
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по организации социально-педагогической деятельности с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья 24
2.1. Диагностика семей, воспитывающих ребенка с
ограниченными возможностями здоровья.
24
2.2. Программа социально-педагогической работы с семьями,
воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья 32
Выводы по второй
главе 41
Заключение
... 44
Список литературы
48
Приложения
Одной из наиболее актуальных проблем социально-педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. При интенсивном росте детей-инвалидов актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого¬педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
В последние годы всё больше инвалидов в раннем возрасте встречается на улицах. Это связано с тем, что раньше в России большинство родителей отдавали детей в интернаты. Сейчас мамы и папы всё чаще сами ухаживают за своим ребёнком. Детская инвалидность растёт довольно большими темпами. Чаще всего в этом возрасте встречается ментальная инвалидность. К ней относятся дети с нарушениями в психическом развитии (аутисты, шизофреники, эпилептики и другие). В начале 2017 года количество таких инвалидов в России составляло около 625 тыс., а уже в 2019 году эта цифра возросла на 26 тыс. человек.
По словам министра труда и соцзащиты РФ Максима Топилина численность детей-инвалидов увеличивается в связи с более высокой рождаемостью по сравнению с предыдущими годами. То есть инвалидизация не растёт, а сохраняется на том же уровне, процент рождающихся малышей с какими-либо отклонениями не растёт. Следует также учитывать, что современная медицина способна сейчас спасать и сильно недоношенных новорождённых https://invalidu.com/raznoe/kolichestvo-invalidov-rossii [1].
Наиболее эффективным местом реабилитации детей- инвалидов является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку-инвалиду члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности и т.д.), но добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат, разумеется, заслуживает одобрения. Но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики, так как учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало.
Более того, вполне вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития в совокупности с другими факторами может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. Дети-инвалиды испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, что их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи. В отношении детей с ограниченными возможностями семья является одним из существенных, а в некоторых случаях практически единственным ресурсом развития личности ребенка, стимулирующим процесс его социализации и самореализации.
В данном исследовании были использованы работы - Антонова А.И, Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Холостова Е.И, Остапова В.М., Лебединской О.И., Шапиро Б.Ю., Грачева Л.К. и др., в которых рассматриваются проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, основные направления семей с детьми-инвалидами, система социальной помощи семье, имеющей ребенка с
ограниченными возможностями и теоретико¬
методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми - инвалидами.
В целом актуальность проблемы исследования определяется недостаточной теоретической и практической разработанностью оказания социально-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов. Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Социально¬педагогическая деятельность с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
Объект исследования: проблема воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье.
Предмет исследования: процесс социально¬
педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: определить теоретические и практические основы процесса социально-педагогической деятельности с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи исследования:
1. Дать общую характеристику семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
2. Выявить содержание работы социального педагога с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
3. Выявить особенности семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
4. Разработать и апробировать программу социально-педагогической деятельности с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реабилитационного центра для инвалидов.
Гипотеза исследования: социально-педагогическая деятельность с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, будет успешной, если такая работа в условиях реабилитационного центра направлена на своевременного выявления и решения проблемы эмоционального выгорания, физического истощения семьи, воспитывающей этого ребенка.
Методы исследования:
- теоретические (анализ и синтез учебно-методической и научной литературы, нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме);
- практические (анкетирование, беседа, проективные методики, методы качественного и количественного анализа эмпирических данных).
База исследования: Волгоградский областной общественный благотворительный фонд «Дети в беде». В исследовании принимали участие дети от 16 до 18 лет - клиенты Реабилитационного центра для инвалидов «Дети в беде», их родители, а также психолог и социальный педагог центра.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе экспериментального исследования данные, а также разработанные на их основе программа работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, могут быть использованы в практике их социально-психологического сопровождения в условиях социально-реабилитационных центров.
Апробация материалов исследования
осуществлялась через публикацию научной статьи в электронном центре научного сотрудничества «Наука и просвещение» на тему «Социально-педагогической деятельности с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
Детская инвалидность существенно отличается от инвалидности взрослой, а инвалид с детства - от человека, ставшего инвалидом уже во взрослом возрасте.
Решая первую задачу исследования, мы пришли к выводу, что все семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют определенные признаки:
- родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обо¬
значить как нарушение временной перспективы);
- личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и как следствие вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;
- семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
- социальный статус семьи снижается - возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг вне семейного функционирования сужается;
- «особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.
Решая вторую задачу исследования, мы выявили главную цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями. Цель заключается в оказании помощи семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задача социального педагога - помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот.
Решая третью задачу исследования, нами был организован констатирующий этап эксперимента с целью выявления особенностей семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Мы использовали следующие методы исследования:
1. Беседа совместно со специалистами, родителями и детьми.
2. Анкета «Социальный паспорт семьи»,
составленный нами на основе изученных ранее методик по проблеме: ОРО «Опросник
родительских отношений» А.Я. Варга и В.В. Столин; «Определение воспитательских умений у родителей детей с ОВЗ» В. В. Ткачева (Приложение 1).
3. Семейное коллективное художественное творчество («Автопортрет» Е. С. Романова и С. Ф. Потёмкина).
Таким образом, в результате исследования с помощью метода беседа, было выявлено, что семьи воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, предрасположены к эмоциональному выгоранию.
По результатам проведённой диагностики «Социальный паспорт семьи», максимальное количество благополучных ответов могло составить 100% (250 ответов). Таким образом, мы сделали вывод, что неблагополучных ответов составило 56% (84 ответа), а благополучные 44% (66 ответов), и говорит о том, что семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, сталкиваются с постоянными трудностями, как моральными, так и физическими.
Результаты следующей методики «Автопортрет»: рисунки родителей, изобразивших себя в серых тонах, предпочтение цветовой гаммы карандашей был серый и тусклый, родители были изображены поникшими и уставшими. Отсюда можно сделать вывод, что родителям с детьми с ОВЗ не хватает помощи, особенно матерям- одиночкам.
Мы пришли к выводу: семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, сталкиваются с постоянными трудностями, как моральными, так и физическими. Это говорит об эмоциональном истощении семей, о перенагрузке связанной с уходом за детьми с ОВЗ, о хронической усталости, как моральной психологической, так и физической.
На основе этого мы пришли к заключению, что данная группа семей нуждается в оказании социально¬педагогической помощи на базе ВОО Благотворительного фонда «Дети в беде».
Решая четвертую задачу нашего исследования, мы организовали формирующий этап эксперимента и рекомендовали семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, пройти одну из программ фонда: «Страна оранжевого солнца». В рамках данной программы организуется летний оздоровительный отдых детей инвалидов и сопровождающих их родителей.
Цель данной программы: предоставление детям и подросткам со сложной структурой заболевания возможности полноценного оздоровительного отдыха, развитие их коммуникативных качеств, необходимых для адаптации в обществе. Создание условий безбарьерного вхождения инвалидов в современное общество путём толерантного воспитания через совместную работу с подростками и молодёжью без физических ограничений.
С целью выявления эффективности данной программы, мы организовали контрольный этап эксперимента. По возвращению семьи и детей с ОВЗ, была повторно проведена диагностика по выявлению проблем в семье, воспитывающих детей с ОВЗ. Для этого мы снова воспользовались методикой анкетирования «Социальный портрет семьи», что и на этапе констатирующего эксперимента.
По итогам повторно проведенной диагностики, полученный результат глобально отличается от первоначального. Мы видим, что благополучных ответов стало больше, а именно 60% (90 ответов) в сравнении с результатами конструирующего эксперимента 44% (66 ответов), изменились и данные неблагополучных ответов, они уменьшились с 56% (84 ответа) на 40%(60 ответов).
По итогам нашей повторной диагностики, мы можем сделать вывод, что реализация данного проекта благотворительно сказался эмоциональной разгрузки, на сплоченности семьи, на повышения благоприятной семейной обстановки. Совместное времяпровождение, праздники, творческие мероприятия укрепляют семью, и даже при появлении проблемы или конфликта в семье, то решаются они примирением, обсуждением ситуаций, принятием обоюдного решения. Отдых психологический, моральный, физический - один из самых важных моментов в жизни семьи, воспитывающих ребенка-инвалида, что скажется благоприятно на всех отраслях семейного бытия.
Таким образом, наша программа эффективна, цель исследования достигнута, а гипотеза доказана.
1. https://invalidu.com/raznoe/kolichestvo-invalidov-rossii
2. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 Принят Государственной Думой 20 июля 1995 г.
2. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей. Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г.
3. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида./ М.М.Айшервуд -М.: Педагогика, 1991 г.
4. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Акатов Л.И.// учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии / Л.И. Аксенова //Дефектология.- 1997. № 1.
6. Антонов А. И. Семья — какая она и куда движется /Антонов А.И.// Семья в России. — 1999.
7. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика / Василькова Ю.В. // М., 2000.
8. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Власова Т.А., Певзнер М.С.// М.: Просвещение, 1973.
9. Информационный бюллетень по реализации Федеральной Целевой программы «Дети России», подпрограммы «Дети- инвалиды». - М.: 1995.
10. Кевля Ф. И. Семья и развитие личности ребенка / Кевля Ф. И // Семья в России. — 1997.
11. Ковалев С.В. Психология современной семьи / Ковалев С.В. // - М.: Просвещение, 1988.
12. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников// - М.: ПЭРСЭ, 2002.
13. О положении семей в Российской Федерации, 1994-1996 гг./ Волжина О.И. (рук.), Алексеева Л.С., Архангельский В.Н. и др.; Под общ. ред. Дармодехина С.В.; НИИ семьи. - М., 1998.
14. Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Олиференко Л.Я. // — М., 2002.
15. Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. №3.
16. Павленок П.Д. Основы социальной работы / Павленок П.Д. // — М., 1998.
17. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями/ под ред. С.А.Беличевой. - М.: Педагогика, 1998.
18. Российская энциклопедия социальной работы. — М., 1997. — Т. 2.
19. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И.Холостовой. - М., 1997.
20. Теория и методика социальной работы. — М., 1994. — Ч.
1,2.
21. Холостова Е.И. Социальная реабилитация / Холостова Е.И. // учеб. пособие.
22. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами / Е.Р.Ярская- Смирнова, Э.К. Наберушкина // - СПб.: Питер, 2004.