ПРОКЛ ДИАДОХ (412-485 гг.) И АФИНСКАЯ ШКОЛА
|
Введение 3
Глава I. Жизнь и сочинения Прокла 10
1.1. Основные вехи биографии философа и схоларха 10
1.2. Письменное наследие Прокла 18
Глава II. Философия Прокла - афинский неоплатонизм 39
2.1. Картина мира. Учение о Едином 39
2.2. Мифология и теургия 54
Глава III. Афинская школа при Прокле 57
3.1. Афинская школа как образовательная институция в V в. 57
3.2. «Дом Прокла» - здание Афинской школы 82
Заключение 88
Список источников и литературы 90
Приложения
Глава I. Жизнь и сочинения Прокла 10
1.1. Основные вехи биографии философа и схоларха 10
1.2. Письменное наследие Прокла 18
Глава II. Философия Прокла - афинский неоплатонизм 39
2.1. Картина мира. Учение о Едином 39
2.2. Мифология и теургия 54
Глава III. Афинская школа при Прокле 57
3.1. Афинская школа как образовательная институция в V в. 57
3.2. «Дом Прокла» - здание Афинской школы 82
Заключение 88
Список источников и литературы 90
Приложения
Актуальность данной темы определяется непреходящим вниманием к
периоду Поздней античности как ко времени глубоких трансформаций классического мира и перестройке его в ранневизантийский. Личность Прокла
Диадоха здесь чрезвычайно важна как одной из ключевых фигур данного
процесса. Это крупнейший из позднеантичных философов и, вместе с тем,
лидер важнейшей для этого времени Афинской философской школы - Академии, авторитет которой был создан еще Платоном.
Важно отметить как собственно интеллектуальную традицию античности, которая нашла в Прокле определенное завершение, так и его значение
как руководителя школы – схоларха, так как именно школа стала важнейшим
звеном культурного континуитета (преемственности) между античностью и
средневековьем.
Наследие Прокла, корпус сохранившихся от него текстов1, колоссален
по объему и далеко не полностью введен в актуальный научный оборот в
отечественной науке, особенно исторической.
Рассмотрение жизни, сочинений, идей и деятельности Прокла в контексте истории Афинской школы как образовательного учреждения составляет основную цель данного исследования.
Из цели проистекает ряд задач:
- проанализировать биографию Прокла Диадоха;
- классифицировать сочинения позднеантичного неоплатоника;
- рассмотреть основные проблемы философии Прокла – картину мира,
учение о Едином, мифологию и теургию;
- рассмотреть особенности деятельности Афинской школы при Прокле;
- дать анализ структуры и назначения «Дома Прокла» - школьного здания позднеантичных Афин.
1 См.: Болгов Н.Н. Античные письменные источники. Греция. Ч. 1. – Белгород, 1999.4
Хронологические рамки работы опираются на концепцию Поздней
античности (П. Браун, А. Камерон и др.), целиком включающей принятые в
отечественной науке рамки истории Ранней Византии: IV-VI вв. Эта эпоха
представляется многим специалистам ныне отдельной субцивилизацией, Постклассическим миром2. Однако, учитывая более узкий контекст темы –
жизнь Прокла – следует в рамках всей Поздней античности сделать акцент на
V столетии – времени жизни Прокла Диадоха (412-485 гг.).
Территориально-географические рамки исследования охватывают
преимущественно Афины, где проходила основная жизнедеятельность Прокла, но, также, отчасти, и Малая Азия, куда путешествовал, Константинополь, где он родился, Александрия, где учился будущий схоларх.
Предмет исследования – письменное наследие Прокла Диадоха – философа и схоларха.
Объект исследования – идеи и деятельность Прокла в Афинской школе.
Методология. Теория локальных цивилизаций предоставляет историку
возможность изучения сложных систем, в качестве которых рассматриваются
локальные цивилизации, в совокупности ее элементов, причем именно культура здесь считается основным критерием смены циклов. Методологические
принципы теории локальных цивилизаций позволяют выдвинуть предположение о том, что христианизирующееся общество Поздней империи являлось
особой культурной системой, важнейшим звеном которой была школа как
носитель культурного континуитета.
2LateAntiquity. AGuidetothePostclassicalWorld / Ed. byG.W. Bowersock, P, Brown, O. Grabar. - CambridgeMass.,
1999; Ляпустина Е.В. Поздняя античность - общество в изменении // Переходные эпохи в социальном измерении. История и современность. – М., 2002. – С. 31-46; Ващева И.Ю. Концепция Поздней античности в современной исторической науке // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 6
(1). - С. 220–231; Селунская Н.А. Late Antiquity: историческая концепция, историографическая традиция и
семинар «Empires Unlimited» // ВДИ. 2005. № 1. - С. 249–253; Болгов Н.Н., Литовченко Е.В., Смирницких
Т.В. Поздняя античность: специфика эпохи и новые подходы к изучению // Гуманитарная наука в современной России: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы IX регион. науч.-практ. конф.: в 2 тт. –
Белгород, 2007. – Т.1. – С. 47.5
В работе также использован историко-культурологический подход, для
которого характерно сосредоточение внимания на различных аспектах историко-культурного наследия Поздней античности.
Методы: историко-биографический, историко-генетический, сравнительно-исторический, метод контент-анализа.
Прежде всего, использовался историко-биографический метод в силу
того, что работа целиком посвящена жизни и деятельности одной персоналии
позднеантичной истории и культуры.
Историко-генетический метод использовался в процессе исследования
рассматриваемых явлений позднеантичной культуры.
Сравнительно-исторический метод был необходим при сравнении и
сопоставлении изучаемых явлений – Афинской школы и ее аналогов, философии Прокла и философских представлений его современников, и т.д.
Метод контент-анализа был важен при анализе содержания рассматриваемых в работе письменных источников.
Источники. Философские школы Поздней античности изучаются,
прежде всего, по сочинениям их деятелей. Наиболее авторитетная при этом –
Афинская школа – оставила огромное наследие ее схолархов – Плутарха
Афинского, Сириана, Прокла, Марина, Дамаския, Симпликия, чьи сочинения
дошли до нас с различной степенью сохранности.
Среди всех указанных сочинения Прокла занимают доминирующее место как по количеству, так и по важности высказанных идей. Поскольку сочинения Прокла рассматриваются в разделах основной части работы, то в источниковедческом разделе Введения их подробный анализ представляется
излишним.
Кроме сочинений самого Прокла для реконструкции жизни и деятельности великого философа и схоларха следует отметить его биографию, написанную его учеником и преемником по школе – Марином.3 Несмотря на не-
3 Марин. Прокл, или О счастье // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.
– М., 1979. – С. 477-493.6
которую тенденциозность этого сочинения, выражающуюся в апологетическом отношении автора к своему герою, Марин в целом не переходит грань
историзма и может быть в полной мере использован как основной источник.
Определенную параллель по жанру и замыслу к сочинению Марина составляет второй важнейший источник по рассматриваемой теме – «Философская история» («Жизнь Исидора») Дамаския4, ученика Прокла и одного из
его преемников на посту главы Афинской школы. Это сочинение сохранилось во фрагментах и не имеет русского перевода, что затрудняет возможности его использования, однако, оно крайне важно и необходимо для нашей
работы, особенно для реконструкции последних лет жизни Прокла. Единственное ограничение, о котором нужно помнить при анализе достоверности
этого произведения, заключается в том, что Дамаский преувеличивает роль
чудесных знамений и проявлений в ущерб рациональным объяснениям причин происходивших событий.
периоду Поздней античности как ко времени глубоких трансформаций классического мира и перестройке его в ранневизантийский. Личность Прокла
Диадоха здесь чрезвычайно важна как одной из ключевых фигур данного
процесса. Это крупнейший из позднеантичных философов и, вместе с тем,
лидер важнейшей для этого времени Афинской философской школы - Академии, авторитет которой был создан еще Платоном.
Важно отметить как собственно интеллектуальную традицию античности, которая нашла в Прокле определенное завершение, так и его значение
как руководителя школы – схоларха, так как именно школа стала важнейшим
звеном культурного континуитета (преемственности) между античностью и
средневековьем.
Наследие Прокла, корпус сохранившихся от него текстов1, колоссален
по объему и далеко не полностью введен в актуальный научный оборот в
отечественной науке, особенно исторической.
Рассмотрение жизни, сочинений, идей и деятельности Прокла в контексте истории Афинской школы как образовательного учреждения составляет основную цель данного исследования.
Из цели проистекает ряд задач:
- проанализировать биографию Прокла Диадоха;
- классифицировать сочинения позднеантичного неоплатоника;
- рассмотреть основные проблемы философии Прокла – картину мира,
учение о Едином, мифологию и теургию;
- рассмотреть особенности деятельности Афинской школы при Прокле;
- дать анализ структуры и назначения «Дома Прокла» - школьного здания позднеантичных Афин.
1 См.: Болгов Н.Н. Античные письменные источники. Греция. Ч. 1. – Белгород, 1999.4
Хронологические рамки работы опираются на концепцию Поздней
античности (П. Браун, А. Камерон и др.), целиком включающей принятые в
отечественной науке рамки истории Ранней Византии: IV-VI вв. Эта эпоха
представляется многим специалистам ныне отдельной субцивилизацией, Постклассическим миром2. Однако, учитывая более узкий контекст темы –
жизнь Прокла – следует в рамках всей Поздней античности сделать акцент на
V столетии – времени жизни Прокла Диадоха (412-485 гг.).
Территориально-географические рамки исследования охватывают
преимущественно Афины, где проходила основная жизнедеятельность Прокла, но, также, отчасти, и Малая Азия, куда путешествовал, Константинополь, где он родился, Александрия, где учился будущий схоларх.
Предмет исследования – письменное наследие Прокла Диадоха – философа и схоларха.
Объект исследования – идеи и деятельность Прокла в Афинской школе.
Методология. Теория локальных цивилизаций предоставляет историку
возможность изучения сложных систем, в качестве которых рассматриваются
локальные цивилизации, в совокупности ее элементов, причем именно культура здесь считается основным критерием смены циклов. Методологические
принципы теории локальных цивилизаций позволяют выдвинуть предположение о том, что христианизирующееся общество Поздней империи являлось
особой культурной системой, важнейшим звеном которой была школа как
носитель культурного континуитета.
2LateAntiquity. AGuidetothePostclassicalWorld / Ed. byG.W. Bowersock, P, Brown, O. Grabar. - CambridgeMass.,
1999; Ляпустина Е.В. Поздняя античность - общество в изменении // Переходные эпохи в социальном измерении. История и современность. – М., 2002. – С. 31-46; Ващева И.Ю. Концепция Поздней античности в современной исторической науке // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 6
(1). - С. 220–231; Селунская Н.А. Late Antiquity: историческая концепция, историографическая традиция и
семинар «Empires Unlimited» // ВДИ. 2005. № 1. - С. 249–253; Болгов Н.Н., Литовченко Е.В., Смирницких
Т.В. Поздняя античность: специфика эпохи и новые подходы к изучению // Гуманитарная наука в современной России: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы IX регион. науч.-практ. конф.: в 2 тт. –
Белгород, 2007. – Т.1. – С. 47.5
В работе также использован историко-культурологический подход, для
которого характерно сосредоточение внимания на различных аспектах историко-культурного наследия Поздней античности.
Методы: историко-биографический, историко-генетический, сравнительно-исторический, метод контент-анализа.
Прежде всего, использовался историко-биографический метод в силу
того, что работа целиком посвящена жизни и деятельности одной персоналии
позднеантичной истории и культуры.
Историко-генетический метод использовался в процессе исследования
рассматриваемых явлений позднеантичной культуры.
Сравнительно-исторический метод был необходим при сравнении и
сопоставлении изучаемых явлений – Афинской школы и ее аналогов, философии Прокла и философских представлений его современников, и т.д.
Метод контент-анализа был важен при анализе содержания рассматриваемых в работе письменных источников.
Источники. Философские школы Поздней античности изучаются,
прежде всего, по сочинениям их деятелей. Наиболее авторитетная при этом –
Афинская школа – оставила огромное наследие ее схолархов – Плутарха
Афинского, Сириана, Прокла, Марина, Дамаския, Симпликия, чьи сочинения
дошли до нас с различной степенью сохранности.
Среди всех указанных сочинения Прокла занимают доминирующее место как по количеству, так и по важности высказанных идей. Поскольку сочинения Прокла рассматриваются в разделах основной части работы, то в источниковедческом разделе Введения их подробный анализ представляется
излишним.
Кроме сочинений самого Прокла для реконструкции жизни и деятельности великого философа и схоларха следует отметить его биографию, написанную его учеником и преемником по школе – Марином.3 Несмотря на не-
3 Марин. Прокл, или О счастье // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.
– М., 1979. – С. 477-493.6
которую тенденциозность этого сочинения, выражающуюся в апологетическом отношении автора к своему герою, Марин в целом не переходит грань
историзма и может быть в полной мере использован как основной источник.
Определенную параллель по жанру и замыслу к сочинению Марина составляет второй важнейший источник по рассматриваемой теме – «Философская история» («Жизнь Исидора») Дамаския4, ученика Прокла и одного из
его преемников на посту главы Афинской школы. Это сочинение сохранилось во фрагментах и не имеет русского перевода, что затрудняет возможности его использования, однако, оно крайне важно и необходимо для нашей
работы, особенно для реконструкции последних лет жизни Прокла. Единственное ограничение, о котором нужно помнить при анализе достоверности
этого произведения, заключается в том, что Дамаский преувеличивает роль
чудесных знамений и проявлений в ущерб рациональным объяснениям причин происходивших событий.
Итак, у Прокла представлена качественно разработанная диалектика
бытия и мифа, теология и теософия, теургия, а также своеобразная эстетика и
этика.
Этическое воззрение Прокла является в то же время и космологическим; человека, по утверждению Прокла, нужно рассматривать точно так же,
«как весь космос, потому что и человек представляет собою маленький космос. А именно, он обладает умом,логосом, божественным и смертным телом,
подобно Вселенной».
Прокла отличает не столько оригинальность, сколько систематичность
и детальная аналитичность. Философия Прокла оценивается как «завершение» античного неоплатонизма, доведение его до последней «логической
зрелости».
А.Ф. Лосев называл Прокла «гением рассудка»; с рассудочностью, доведенной «до музыки, до пафоса, до экстаза».
Лосев ставил Прокла даже выше основателя школы Плотина, «в отношении огромной аналитической силы его ума, большого разнообразия его
интересов в отношении мастерства микроскопических исследований отвлеченнейшего логического предмета, а также в отношении тончайшего философско-филологического вникания в текст Платона».
В этом отношении интересно сравнение Плотина и Прокла, проводимое Ю.А. Шичалиным: «То, что Плотин прозревал в экстатическом порыве,
Прокл открывает на кончике пера. Прокл никогда не видел генад, но с точностью описал их, указав их местоположение между уровнем единого и умом, а
также описал множество промежуточных ступеней между остальными ступенями иерархической структуры».
Пожалуй, самая замечательная оценка Прокла заключается в том, что
этот последний великий мыслитель античного мира, живший в эпоху его за89
ката и гибели, видится самым счастливым из людей; при этом речь идет «о
некотором совершеннейшем и всецелом счастье».
«Прокл – это огромная величина мирового значения, несравнимая ни с
каким другим схолархом Платоновской Академии за несколько столетий ее
существования. И вождем Академии он был в течение достаточно долгого
времени, то есть в течение нескольких десятилетий» (А.Ф. Лосев).
В отличие от основателя неоплатонизма Плотина, который давно уже
стал признанным классиком философской мысли, Прокл по-прежнему остается известен только горстке специалистов. Причины этого – объективная
сложность его метафизической системы, а также ориентированность произведений на подготовленного читателя, хорошо разбирающегося в хитросплетениях неоплатонической метафизики. Барьер понимания, отделяющий от
нас сочинения Прокла, способны преодолеть только самые терпеливые читатели. Вот почему круг знатоков Прокла так тесен, и вот почему знакомство с
его творчеством хорошо было бы начинать с простого и доступного введения
в его философию.
Афинская школа неоплатонизма при Прокле не только стала великим и
последним центром позднеантичной учености, но и последним местом совершения теургических практик, уже в христианизированном обществе
Афин.
Именно в школе, благодаря четкой организации и отлаженному механизму функционирования, Прокл смог спокойно работать и создал огромное
количество трудов.
бытия и мифа, теология и теософия, теургия, а также своеобразная эстетика и
этика.
Этическое воззрение Прокла является в то же время и космологическим; человека, по утверждению Прокла, нужно рассматривать точно так же,
«как весь космос, потому что и человек представляет собою маленький космос. А именно, он обладает умом,логосом, божественным и смертным телом,
подобно Вселенной».
Прокла отличает не столько оригинальность, сколько систематичность
и детальная аналитичность. Философия Прокла оценивается как «завершение» античного неоплатонизма, доведение его до последней «логической
зрелости».
А.Ф. Лосев называл Прокла «гением рассудка»; с рассудочностью, доведенной «до музыки, до пафоса, до экстаза».
Лосев ставил Прокла даже выше основателя школы Плотина, «в отношении огромной аналитической силы его ума, большого разнообразия его
интересов в отношении мастерства микроскопических исследований отвлеченнейшего логического предмета, а также в отношении тончайшего философско-филологического вникания в текст Платона».
В этом отношении интересно сравнение Плотина и Прокла, проводимое Ю.А. Шичалиным: «То, что Плотин прозревал в экстатическом порыве,
Прокл открывает на кончике пера. Прокл никогда не видел генад, но с точностью описал их, указав их местоположение между уровнем единого и умом, а
также описал множество промежуточных ступеней между остальными ступенями иерархической структуры».
Пожалуй, самая замечательная оценка Прокла заключается в том, что
этот последний великий мыслитель античного мира, живший в эпоху его за89
ката и гибели, видится самым счастливым из людей; при этом речь идет «о
некотором совершеннейшем и всецелом счастье».
«Прокл – это огромная величина мирового значения, несравнимая ни с
каким другим схолархом Платоновской Академии за несколько столетий ее
существования. И вождем Академии он был в течение достаточно долгого
времени, то есть в течение нескольких десятилетий» (А.Ф. Лосев).
В отличие от основателя неоплатонизма Плотина, который давно уже
стал признанным классиком философской мысли, Прокл по-прежнему остается известен только горстке специалистов. Причины этого – объективная
сложность его метафизической системы, а также ориентированность произведений на подготовленного читателя, хорошо разбирающегося в хитросплетениях неоплатонической метафизики. Барьер понимания, отделяющий от
нас сочинения Прокла, способны преодолеть только самые терпеливые читатели. Вот почему круг знатоков Прокла так тесен, и вот почему знакомство с
его творчеством хорошо было бы начинать с простого и доступного введения
в его философию.
Афинская школа неоплатонизма при Прокле не только стала великим и
последним центром позднеантичной учености, но и последним местом совершения теургических практик, уже в христианизированном обществе
Афин.
Именно в школе, благодаря четкой организации и отлаженному механизму функционирования, Прокл смог спокойно работать и создал огромное
количество трудов.



