Введение 3
Глава I. Жизнь и сочинения Прокла 10
1.1. Основные вехи биографии философа и схоларха 10
1.2. Письменное наследие Прокла 18
Глава II. Философия Прокла - афинский неоплатонизм 39
2.1. Картина мира. Учение о Едином 39
2.2. Мифология и теургия 54
Глава III. Афинская школа при Прокле 57
3.1. Афинская школа как образовательная институция в V в. 57
3.2. «Дом Прокла» - здание Афинской школы 82
Заключение 88
Список источников и литературы 90
Приложения
Актуальность данной темы определяется непреходящим вниманием к
периоду Поздней античности как ко времени глубоких трансформаций классического мира и перестройке его в ранневизантийский. Личность Прокла
Диадоха здесь чрезвычайно важна как одной из ключевых фигур данного
процесса. Это крупнейший из позднеантичных философов и, вместе с тем,
лидер важнейшей для этого времени Афинской философской школы - Академии, авторитет которой был создан еще Платоном.
Важно отметить как собственно интеллектуальную традицию античности, которая нашла в Прокле определенное завершение, так и его значение
как руководителя школы – схоларха, так как именно школа стала важнейшим
звеном культурного континуитета (преемственности) между античностью и
средневековьем.
Наследие Прокла, корпус сохранившихся от него текстов1, колоссален
по объему и далеко не полностью введен в актуальный научный оборот в
отечественной науке, особенно исторической.
Рассмотрение жизни, сочинений, идей и деятельности Прокла в контексте истории Афинской школы как образовательного учреждения составляет основную цель данного исследования.
Из цели проистекает ряд задач:
- проанализировать биографию Прокла Диадоха;
- классифицировать сочинения позднеантичного неоплатоника;
- рассмотреть основные проблемы философии Прокла – картину мира,
учение о Едином, мифологию и теургию;
- рассмотреть особенности деятельности Афинской школы при Прокле;
- дать анализ структуры и назначения «Дома Прокла» - школьного здания позднеантичных Афин.
1 См.: Болгов Н.Н. Античные письменные источники. Греция. Ч. 1. – Белгород, 1999.4
Хронологические рамки работы опираются на концепцию Поздней
античности (П. Браун, А. Камерон и др.), целиком включающей принятые в
отечественной науке рамки истории Ранней Византии: IV-VI вв. Эта эпоха
представляется многим специалистам ныне отдельной субцивилизацией, Постклассическим миром2. Однако, учитывая более узкий контекст темы –
жизнь Прокла – следует в рамках всей Поздней античности сделать акцент на
V столетии – времени жизни Прокла Диадоха (412-485 гг.).
Территориально-географические рамки исследования охватывают
преимущественно Афины, где проходила основная жизнедеятельность Прокла, но, также, отчасти, и Малая Азия, куда путешествовал, Константинополь, где он родился, Александрия, где учился будущий схоларх.
Предмет исследования – письменное наследие Прокла Диадоха – философа и схоларха.
Объект исследования – идеи и деятельность Прокла в Афинской школе.
Методология. Теория локальных цивилизаций предоставляет историку
возможность изучения сложных систем, в качестве которых рассматриваются
локальные цивилизации, в совокупности ее элементов, причем именно культура здесь считается основным критерием смены циклов. Методологические
принципы теории локальных цивилизаций позволяют выдвинуть предположение о том, что христианизирующееся общество Поздней империи являлось
особой культурной системой, важнейшим звеном которой была школа как
носитель культурного континуитета.
2LateAntiquity. AGuidetothePostclassicalWorld / Ed. byG.W. Bowersock, P, Brown, O. Grabar. - CambridgeMass.,
1999; Ляпустина Е.В. Поздняя античность - общество в изменении // Переходные эпохи в социальном измерении. История и современность. – М., 2002. – С. 31-46; Ващева И.Ю. Концепция Поздней античности в современной исторической науке // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 6
(1). - С. 220–231; Селунская Н.А. Late Antiquity: историческая концепция, историографическая традиция и
семинар «Empires Unlimited» // ВДИ. 2005. № 1. - С. 249–253; Болгов Н.Н., Литовченко Е.В., Смирницких
Т.В. Поздняя античность: специфика эпохи и новые подходы к изучению // Гуманитарная наука в современной России: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы IX регион. науч.-практ. конф.: в 2 тт. –
Белгород, 2007. – Т.1. – С. 47.5
В работе также использован историко-культурологический подход, для
которого характерно сосредоточение внимания на различных аспектах историко-культурного наследия Поздней античности.
Методы: историко-биографический, историко-генетический, сравнительно-исторический, метод контент-анализа.
Прежде всего, использовался историко-биографический метод в силу
того, что работа целиком посвящена жизни и деятельности одной персоналии
позднеантичной истории и культуры.
Историко-генетический метод использовался в процессе исследования
рассматриваемых явлений позднеантичной культуры.
Сравнительно-исторический метод был необходим при сравнении и
сопоставлении изучаемых явлений – Афинской школы и ее аналогов, философии Прокла и философских представлений его современников, и т.д.
Метод контент-анализа был важен при анализе содержания рассматриваемых в работе письменных источников.
Источники. Философские школы Поздней античности изучаются,
прежде всего, по сочинениям их деятелей. Наиболее авторитетная при этом –
Афинская школа – оставила огромное наследие ее схолархов – Плутарха
Афинского, Сириана, Прокла, Марина, Дамаския, Симпликия, чьи сочинения
дошли до нас с различной степенью сохранности.
Среди всех указанных сочинения Прокла занимают доминирующее место как по количеству, так и по важности высказанных идей. Поскольку сочинения Прокла рассматриваются в разделах основной части работы, то в источниковедческом разделе Введения их подробный анализ представляется
излишним.
Кроме сочинений самого Прокла для реконструкции жизни и деятельности великого философа и схоларха следует отметить его биографию, написанную его учеником и преемником по школе – Марином.3 Несмотря на не-
3 Марин. Прокл, или О счастье // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.
– М., 1979. – С. 477-493.6
которую тенденциозность этого сочинения, выражающуюся в апологетическом отношении автора к своему герою, Марин в целом не переходит грань
историзма и может быть в полной мере использован как основной источник.
Определенную параллель по жанру и замыслу к сочинению Марина составляет второй важнейший источник по рассматриваемой теме – «Философская история» («Жизнь Исидора») Дамаския4, ученика Прокла и одного из
его преемников на посту главы Афинской школы. Это сочинение сохранилось во фрагментах и не имеет русского перевода, что затрудняет возможности его использования, однако, оно крайне важно и необходимо для нашей
работы, особенно для реконструкции последних лет жизни Прокла. Единственное ограничение, о котором нужно помнить при анализе достоверности
этого произведения, заключается в том, что Дамаский преувеличивает роль
чудесных знамений и проявлений в ущерб рациональным объяснениям причин происходивших событий.
Итак, у Прокла представлена качественно разработанная диалектика
бытия и мифа, теология и теософия, теургия, а также своеобразная эстетика и
этика.
Этическое воззрение Прокла является в то же время и космологическим; человека, по утверждению Прокла, нужно рассматривать точно так же,
«как весь космос, потому что и человек представляет собою маленький космос. А именно, он обладает умом,логосом, божественным и смертным телом,
подобно Вселенной».
Прокла отличает не столько оригинальность, сколько систематичность
и детальная аналитичность. Философия Прокла оценивается как «завершение» античного неоплатонизма, доведение его до последней «логической
зрелости».
А.Ф. Лосев называл Прокла «гением рассудка»; с рассудочностью, доведенной «до музыки, до пафоса, до экстаза».
Лосев ставил Прокла даже выше основателя школы Плотина, «в отношении огромной аналитической силы его ума, большого разнообразия его
интересов в отношении мастерства микроскопических исследований отвлеченнейшего логического предмета, а также в отношении тончайшего философско-филологического вникания в текст Платона».
В этом отношении интересно сравнение Плотина и Прокла, проводимое Ю.А. Шичалиным: «То, что Плотин прозревал в экстатическом порыве,
Прокл открывает на кончике пера. Прокл никогда не видел генад, но с точностью описал их, указав их местоположение между уровнем единого и умом, а
также описал множество промежуточных ступеней между остальными ступенями иерархической структуры».
Пожалуй, самая замечательная оценка Прокла заключается в том, что
этот последний великий мыслитель античного мира, живший в эпоху его за89
ката и гибели, видится самым счастливым из людей; при этом речь идет «о
некотором совершеннейшем и всецелом счастье».
«Прокл – это огромная величина мирового значения, несравнимая ни с
каким другим схолархом Платоновской Академии за несколько столетий ее
существования. И вождем Академии он был в течение достаточно долгого
времени, то есть в течение нескольких десятилетий» (А.Ф. Лосев).
В отличие от основателя неоплатонизма Плотина, который давно уже
стал признанным классиком философской мысли, Прокл по-прежнему остается известен только горстке специалистов. Причины этого – объективная
сложность его метафизической системы, а также ориентированность произведений на подготовленного читателя, хорошо разбирающегося в хитросплетениях неоплатонической метафизики. Барьер понимания, отделяющий от
нас сочинения Прокла, способны преодолеть только самые терпеливые читатели. Вот почему круг знатоков Прокла так тесен, и вот почему знакомство с
его творчеством хорошо было бы начинать с простого и доступного введения
в его философию.
Афинская школа неоплатонизма при Прокле не только стала великим и
последним центром позднеантичной учености, но и последним местом совершения теургических практик, уже в христианизированном обществе
Афин.
Именно в школе, благодаря четкой организации и отлаженному механизму функционирования, Прокл смог спокойно работать и создал огромное
количество трудов.
1. Евагрий Схоластик. Церковная история в 6 кн. / Пер. В.И. Криву- шина. - СПб.: Алетейя, 1999-2003. - 3 т.
2. Из комментариев Прокла к платоновским диалогам «Тимей», «Го-сударство», «Кратил» // Петров А.В. Феномен теургии. - СПб.: РХГИ, 2003. - С. 215-359.
3. Иоанн Малала. Хронография / Мир поздней античности. Докумен¬ты и материалы. Вып. 2, 6, 7. - Белгород, 2014-2016.
4. Марин. Прокл, или О счастье // Диоген Лаэртский. О жизни, учени¬ях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979. - С. 477-493.
5. Марцеллин Комит. Хроника. - Белгород: БелГУ, 2010. - 210 с.
6. Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона / Пер. Л.Ю. Луком- ского. - СПб.: Миръ, 2006. - 896 с.
7. Прокл. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида / Пер. А.И. Щетникова. - М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2013.
8. Прокл.Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение. - М., 1994. - 222 с.
9. Прокл. Комментарии на «Кратила» Платона (избранные фрагмен-ты) / Пер. А.В. Петрова // Академия. Вып. 2. - СПб., 2000. - С. 274-305.
10. Прокл. Начала физики / Пер. С. Месяц. - М.: Греко-латинский каби¬нет Ю.А. Шичалина, 2001. - 120 с.
11. Прокл. О самостоятельном существовании зла / Пер. Т.Ю. Бородай // Бородай Т.Ю.Рождение философского понятия. - М., 2008. - С. 200-280.
12. Прокл. Первоосновы теологии. Гимны. - М.: Прогресс, 1993. - 322 с.
13. Прокл. Платоновская теология / Пер. Л.Ю. Лукомского. - СПб.: РХГИ, Летний Сад, 2001. - 620 с.
14. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тай¬ная история / Пер. и коммент. А.А. Чекаловой. - М.: Наука, 1993. - 571 с.
15. Созомена Эрмия Церковная история. - СПб.: СПбДА, 1861. - 636 с.
16. Сократ Схоластик. Церковная история / Пер. СПбДА под ред. И.В. Кривушина. - М.: РОССПЭН, 1996. - 368 с.
17. Chronicon Paschale 284-628 A.D. / Ed. Michael and Mary Whittby / Translated Texts for Historians. Vol. 7. - Liverpool: University Press, 1989. - 282 P.
18. Proclus. Commentaire sur le Parmenide de Platon. - Paris, 2007-2010.
19. Proclus. Commentaire sur le Republique. Trad. et notes par A. G. Festu- giere. Vol. 1-3. - Paris, 1970.
20. Proclus. Commentaire sur le Timee / Trad. et notes par A. G. Festugiere. - Paris, 1966-1968.
21. Proclus. On the eternity of the World / Greek text with introd., tr. and comm. by H.S. Lang, A.D. Marco. - Berkeley, 2001.
22. Proclus. Sur le premier Alcibiade de Platon. - Paris, 2003.
23. Proclus. Theologie platonicienne. 6 vol. Texte etabli et traduit par L. G. Westerink et H. D. Saffrey. - P., 1968-1997.
Исследования
1. Афонасин Е.В., Афонасина А.С. Неоплатонический Асклепий // EXQAH. Vol. 10. 1. 2016. - С. 180-189.
2. Болгов Н.Н., Литовченко Е.В., Смирницких Т.В. Поздняя античность: специфика эпохи и новые подходы к изучению // Гуманитарная наука в со¬временной России: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы IX регион. науч.-практ. конф.: в 2 тт. - Белгород, 2007. - Т.1. - С. 47-55.
3. Болгова А.М., Болгов Н.Н. Школа Прокла Диадоха и Афины V в. // Власть и общество: проблемы взаимоотношений. - Воронеж: ВГУ, 2016. - С. 269-274.
4. Болгова А.М.К проблеме закрытия Афинской школы 529 г. // Извес¬тия УрФУ. 2. 2016. - Екатеринбург, 2016. - С. 26-34.
5. Болгова А.М. Плутарх Афинский и Афинская школа (ок. 390-432 гг.) // Иресиона. Вып. V. К 30-летию кафедры всеобщей истории НИУ «БелГУ». - Белгород, 2016. - С. 26-39.
6. Ващева И.Ю. Концепция Поздней античности в современной исто-рической науке // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачев-ского. 2009. № 6 (1). - С. 220-231.
7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Книга II. - М.: АСТ - Харьков: Фолио, 2000. - 544 с.
8. Лукомский Л.Ю. Афинская школа неоплатонизма и комментарий Прокла к «Пармениду» Платона // Прокл. Комментарий к «Пармениду» Пла¬тона. - СПб.: Миръ, 2006. - С. 693-721.
9. Лукомский Л.Ю. Прокл Диадох и главный труд его жизни - «Пла-тоновская теология» // Прокл. Платоновская теология. - СПб.: РХГИ, Летний Сад, 2001. - С. 509-527.
10. Ляпустина Е.В. Поздняя античность - общество в изменении // Пе-реходные эпохи в социальном измерении. История и современность. - М., 2002. - С. 31-46.
11. Месяц С.В. Прокл // Античная философия: Энциклопедический сло¬варь. - М., 2008. - С. 628-643.
12. Месяц С.В. Метафизика Прокла: между мировоззрением и языковой игрой. Размышления над книгой Радека Члупа // Философский журнал. Т. 8. № 1. 2015. - С. 7-22.
13. Петров А.В. К истории религиозно-философской мысли поздней античности (учение Прокла о магических именах) // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 1995. Вып. 4. - С. 15-21.
14. Петров А.В. Прокловская теория мифа // Академия. Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 1. - М., 1997. - С. 252-278.
15. Петров А.В. Феномен теургии. - СПб.: РХГИ, 2003. - 416 с.
16. Реале Дж., Антисери Д. Прокл: последний самобытный голос языче¬ской античности // они же. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1: Античность. - СПб., 1994. - С. 253-255.
17. Самодурова, З.Г. Школы и образование // Культура Византии. IV - первая половина VII вв. - М.: Наука, 1984. - С. 478-503.
18. Селунская Н.А. Late Antiquity: историческая концепция, историогра¬фическая традиция и семинар «Empires Unlimited» // ВДИ. 2005. № 1. - С. 249-253.
19. Тахо-Годи А.А. Гимнография Прокла и ее художественная специфи¬ка // Вопросы классической филологии. Вып. 9. - М., 1987. - С. 177-212.
20. Шичалин Ю.А. Прокл и его преемники // он же. История античного платонизма в институциональном аспекте. - М.: ГЛК, 2000. - С. 266-300.
21. Afonasin E., Afonasina A. The Houses of Philosophical Schools in Athens // EXQAH. Vol. 8. 1. 2014. - Р. 9-23.
22. Athanassiadi P. Persecution and Response in Late Paganism // Journal of Hellenic Studied. 113. 1993. - P. 11-12.
23. Athanassiadi P. Philosophy and Power: The Creation of Orthodoxy in Neoplatonism // Philosophy and Power in the Graeco-Roman World / Ed. G. Clark, T. Rajak. Oxford, 2002. - P. 271-291.
24. Berger A. Proclus. Exposition de la doctrine. - Paris, 1940. - 488 р.
25. Biervaltes W. Proklos. Grundzuge seiner Metaphysik. - Frankfurt am Main, 1965. - 544 S.
26. Blumenthal H.J. Marinus’ Life of Proclus: Neoplatonists Biography // Byzantion. 54. 1984. - P. 471-493.
27. Caruso A. Akademia. Archeologia di una scuola filosofica ad Atene da Platone a Proclo (387a.C. - 485 d.C.). - Athens: Scuola archeologica italiana di Atene, 2013. - 224 р.
28. Castren P. Paganism and Christianity in Athens and Vicinity during the Fourth to Sixth Centuries A.D. // G.P. Brogiolo, B. Ward-Perkins, eds. The Idea and Ideal of the Town between Late Antiquity and the Early Middle Ages. - Lei¬den, 1999. - P. 211-225.
29. Castren P., ed. Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, AD 267-529. - Helsinki, 1994. - 410 p.
30. Chlup R. Proclus. An Introduction. - Cambridge: UP, 2012. - 328 p.
31. DeForest, Dallas. Between Mysteries and Factions: Initiation Rituals, Student Groups, and Violence in the Schools of Late Antique Athens // Journal of Late Antiquity. Volume 4, Number 2. 2011. - P. 315-342.
32. Edwards M.J.Neoplatonic Saints. The Lives of Plotinus and Proclus by their Students. - Liverpool, 2000. - 412 p.
33. Frantz A. From Paganism to Christianity in the Temples of Athens // DOP. 19. 1965. - P. 187-205.
34. Frantz A. Pagan Philosophers in Christian Athens // PAPhS. 119. 1975. - P. 29-38.
35. Frantz A.The Athenian Agora: Late Antiquity, AD 267-700. - Princeton, 1988. - 633 p.
36. Kaldellis A.The Christian Parthenon: Classicism and Pilgrimage in By¬zantine Athens. - Cambridge, 2009. - 272 p.
37. Karivieri A. The ‘House of Proclus’ on the Southern Slope of the Acro¬polis. A Contribution // Post-Herulian Athens. Aspects of Live and Culture in Athens, A. D. 267-529. - Helsinki, 1994. - P. 115-140.
38. Late Antiquity. A Guide to the Postclassical World / Ed. by G.W. Bo¬wersock, P, Brown, O. Grabar. - Cambridge Mass., 1999.
39. Luz M.Marinus: An Eretz Israel Neoplatonlst at Athens // Greece and Rome in Eretz Israel. - Jerusalem, 1992. - P. 92-104.
40. Martano G. Proclo di Atene. L’ultima voce speculative del genio elleni- co. - Napoli, 1974. - 234 p.
41. Rosan L.J. The Philosophy of Proclus. The Final Phase of Ancient Thought. - New York, 1949. - 455 p.
42. Trouillard J. L’Un et l’ame selon Proclus. - Paris, 1972. - 349 p.
43. Watts E. City and School in Late Antique Athens and Alexandria. - Berkeley-Los Angeles-London, 2006. - 302 p.
44. Watts E. Student Travel to Intellectual Centers: What was the Attraction? // L. Ellis, F.L. Kidner, eds. Travel, Communication and Geography in Late Antiq¬uity: Sacred and Profane. - Aldershot, 2004. - P. 13-24.
45. Watts E. The Late Antique Student’s Perspective on Educational Life // New England Classical Journal. 27.2. 2000. - P. 73-78.
46. Watts E. The Student Self in Late Antiquity // D. Brakke, M.L. Satlow, S. Weitzman, eds. Religion and the Self in Antiquity. - Bloomington, 2005. - P. 234¬251.