КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ 7
1.1. Проблема исследования копинг-стратегий на современном этапе
развития психологической науки 7
1.2. Прокрастинация: характеристика, виды, классификация 14
1.3. Психологическая характеристика студенческого возраста 20
1.4. Копинг-стратегии поведения студентов с разным уровнем
академической прокрастинации 30
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и результаты исследования копинг-стратегий поведения
студентов 38
2.3. Анализ и результаты исследования прокрастинации в студенческом
возрасте 41
2.4. Исследование связи копинг-статегий поведения и характеристик
прокрастинации студентов 48
2.5. Рекомендации участникам образовательного процесса по снижению
показателя уровня академической прокрастинации 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ 7
1.1. Проблема исследования копинг-стратегий на современном этапе
развития психологической науки 7
1.2. Прокрастинация: характеристика, виды, классификация 14
1.3. Психологическая характеристика студенческого возраста 20
1.4. Копинг-стратегии поведения студентов с разным уровнем
академической прокрастинации 30
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и результаты исследования копинг-стратегий поведения
студентов 38
2.3. Анализ и результаты исследования прокрастинации в студенческом
возрасте 41
2.4. Исследование связи копинг-статегий поведения и характеристик
прокрастинации студентов 48
2.5. Рекомендации участникам образовательного процесса по снижению
показателя уровня академической прокрастинации 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Актуальность исследования: в настоящее время существует
тенденция к увеличению уровня прокрастинации в студенческой среде, когда участники образовательного процесса прибегают к откладыванию заданий "на потом". Как правило, в такие моменты активизируются копинг- стратегии, то есть когнитивные и поведенческие особенности преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные, а порой и превосходящие его возможности. Прокрастинация имеет место быть, и, до определённого уровня, является нормативным явлением, однако когда речь идёт о её использовании в качестве основного принципа деятельности, в том числе и учебной, данная характеристика поведения становится не эффективной. Результатом такого поведения могут быть некачественные продукты деятельности либо их полное отсутствие. Усилия, направленные на поиск продуктивных копинг- стратегий для снижения уровня прокрастинации, будут способствовать повышению академической успеваемости.
Степень изученности определяется тем, что проблема исследования связи копинг-стратегий и академической прокрастинации в современной психолого-педагогической и иной литературе представлена недостаточно. Некоторые вопросы, в большей или меньшей степени связанные с данной проблемой упоминались в ряде исследований, реализованных в разных научных областях. Среди разработчиков данной научной проблематики необходимо отметить:
- феномен и понятие копинг-стратегий (Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, О.А.
Сычёв, В.Ю. Шевяхова, С.А. Кузнецова, Е.В. Битюцкая);
- феномен и понятие прокрастинации (Р.А. Баранова, Н.Н. Карловская, М.В. Зверева, Я.И. Варваричева);
- возрастная психология (В.С. Мухина, И.Ю. Кулагина, С.Н. Юрчик, Ф. Райз, Е.Л. Солдатова, Е.А. Климова, В.И. Степанский, В.И. Слободчиков);
- проблема преодоления сложных жизненных ситуаций (Л.И. Анцыферова, Н.О. Белорукова, Е.В. Битюцкая, Е.И. Рассказова);
Проблема работы звучит следующим образом - каковы копинг- стратегии поведения студентов с разным уровнем академической прокрастинации?
Цель работы - изучить копинг-стратегии студентов с разным уровнем академической прокрастинации.
Объект исследования - копинг-стратегии поведения студентов.
Предмет исследования - копинг-стратегии поведения студентов с разным уровнем академической прокрастинации.
Гипотеза заключается в том, что существуют различия между копинг- стратегиями поведения студентов и уровнем академической прокрастинации. А именно, студенты с низким уровнем академической прокрастинации используют проблемно-ориентированные копинги, а студенты с высоким уровнем академической прокрастинации пользуются эмоционально-ориентированные .
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы работы, нам необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать степень разработанности копинг-стратегий в современной психологической науке;
2) изучить копинг-стратегии студентов;
3) выявить уровни академической прокрастинации студентов;
4) проанализировать и описать связь копинг-стратегий поведения студентов с уровнем академической прокрастинации;
5) установить наличие различий между копинг-стратегиями поведения студентов и уровнем академической прокрастинации;
6) разработать рекомендации участникам образовательного процесса по снижению уровня академической прокрастинации.
Методы исследования: 1. Теоретические: теоретический анализ,
обобщение и сопоставление зарубежной и отечественной психолого-
педагогической литературы. 2. Организационные: сравнительный и
комплексный анализы индивидуальных случаев. 3. Эмпирические: опросники, качественные методы (анализ записей в бланках). 4. Методы обработки данных: количественный (ранжирование, сравнительный и корреляционный анализы), статистическая обработка данных проводилась с использованием U-критерия Манна-Уитни и коэффициента корреляции Пирсона на основе пакета статистической программы «SPSS».
Методики исследования: 1) методика "Копинг-поведение в
стрессовых ситуациях" (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера "Coping Inventory for Stressful Situations"); 2) опросник "Степень выраженности прокрастинации" (СВП) М. А. Киселевой; 3) "Шкала прокрастинации для студентов" С. Лэй ("Procrastination Scale for Student Population" C. Lay, 1986).
Эмпирическое исследование проводилось на базе факультета психологии педагогического института НИУ "БелГУ". Общее количество составило 60 человек, из них 30 студентов 1 курса и 30 студентов 4 курса.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы составил 62 страницы.
тенденция к увеличению уровня прокрастинации в студенческой среде, когда участники образовательного процесса прибегают к откладыванию заданий "на потом". Как правило, в такие моменты активизируются копинг- стратегии, то есть когнитивные и поведенческие особенности преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные, а порой и превосходящие его возможности. Прокрастинация имеет место быть, и, до определённого уровня, является нормативным явлением, однако когда речь идёт о её использовании в качестве основного принципа деятельности, в том числе и учебной, данная характеристика поведения становится не эффективной. Результатом такого поведения могут быть некачественные продукты деятельности либо их полное отсутствие. Усилия, направленные на поиск продуктивных копинг- стратегий для снижения уровня прокрастинации, будут способствовать повышению академической успеваемости.
Степень изученности определяется тем, что проблема исследования связи копинг-стратегий и академической прокрастинации в современной психолого-педагогической и иной литературе представлена недостаточно. Некоторые вопросы, в большей или меньшей степени связанные с данной проблемой упоминались в ряде исследований, реализованных в разных научных областях. Среди разработчиков данной научной проблематики необходимо отметить:
- феномен и понятие копинг-стратегий (Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, О.А.
Сычёв, В.Ю. Шевяхова, С.А. Кузнецова, Е.В. Битюцкая);
- феномен и понятие прокрастинации (Р.А. Баранова, Н.Н. Карловская, М.В. Зверева, Я.И. Варваричева);
- возрастная психология (В.С. Мухина, И.Ю. Кулагина, С.Н. Юрчик, Ф. Райз, Е.Л. Солдатова, Е.А. Климова, В.И. Степанский, В.И. Слободчиков);
- проблема преодоления сложных жизненных ситуаций (Л.И. Анцыферова, Н.О. Белорукова, Е.В. Битюцкая, Е.И. Рассказова);
Проблема работы звучит следующим образом - каковы копинг- стратегии поведения студентов с разным уровнем академической прокрастинации?
Цель работы - изучить копинг-стратегии студентов с разным уровнем академической прокрастинации.
Объект исследования - копинг-стратегии поведения студентов.
Предмет исследования - копинг-стратегии поведения студентов с разным уровнем академической прокрастинации.
Гипотеза заключается в том, что существуют различия между копинг- стратегиями поведения студентов и уровнем академической прокрастинации. А именно, студенты с низким уровнем академической прокрастинации используют проблемно-ориентированные копинги, а студенты с высоким уровнем академической прокрастинации пользуются эмоционально-ориентированные .
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы работы, нам необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать степень разработанности копинг-стратегий в современной психологической науке;
2) изучить копинг-стратегии студентов;
3) выявить уровни академической прокрастинации студентов;
4) проанализировать и описать связь копинг-стратегий поведения студентов с уровнем академической прокрастинации;
5) установить наличие различий между копинг-стратегиями поведения студентов и уровнем академической прокрастинации;
6) разработать рекомендации участникам образовательного процесса по снижению уровня академической прокрастинации.
Методы исследования: 1. Теоретические: теоретический анализ,
обобщение и сопоставление зарубежной и отечественной психолого-
педагогической литературы. 2. Организационные: сравнительный и
комплексный анализы индивидуальных случаев. 3. Эмпирические: опросники, качественные методы (анализ записей в бланках). 4. Методы обработки данных: количественный (ранжирование, сравнительный и корреляционный анализы), статистическая обработка данных проводилась с использованием U-критерия Манна-Уитни и коэффициента корреляции Пирсона на основе пакета статистической программы «SPSS».
Методики исследования: 1) методика "Копинг-поведение в
стрессовых ситуациях" (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера "Coping Inventory for Stressful Situations"); 2) опросник "Степень выраженности прокрастинации" (СВП) М. А. Киселевой; 3) "Шкала прокрастинации для студентов" С. Лэй ("Procrastination Scale for Student Population" C. Lay, 1986).
Эмпирическое исследование проводилось на базе факультета психологии педагогического института НИУ "БелГУ". Общее количество составило 60 человек, из них 30 студентов 1 курса и 30 студентов 4 курса.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы составил 62 страницы.
Целью нашей работы являлось решение проблемы исследования: каковы копинг-стратегии поведения студентов с разным уровнем академической прокрастинации?
В ходе выполнения работы нам удалось достичь поставленной цели. Теоретический анализ степени разработанности проблемы копинг-стратегий в современной психологической науке показал, что копинг-стратегии это обширное понятие с длинной и сложной историей. Под копингом понимаются "постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности". Выделяют два вида копингов: проблемно-ориентированные (направленные на преодоление самого источника стресса) и эмоционально- ориентированные (направленные на преодоление эмоционального возбуждения, вызванного стрессором). В целом проблемно-ориентированные копинги неразрывно связаны с большей эффективностью деятельности и субъективно оцениваются как более эффективные, чем эмоционально¬ориентированные копинги.
Изучение копинг-стратегий студентов позволило уточнить факторы, влияющие на частоту и интенсивность их проявлений. В ходе эмпирического исследования было выявлено, что большинству студентов свойственно эмоционально-ориентированное поведение.
Так же в ходе исследования было установлено, что уровень академической прокрастинации в студенческой выборке имеет тенденцию увеличения с течением обучения в ВУЗе.
Далее в ходе работы были выделены спорные области представлений о понятиях копинг-стратегий поведения студентов и их академической прокрастинации, такие вопросы, как влияние уровня академической прокрастинации на избираемые студентами копинг-стратегии поведения, а так же вопрос наличия различий между копинг-стратегиями поведения студентов и уровнем их академической прокрастинации.
Эмпирическим путём, с помощью математической статистики было доказано, что существует устойчивая связь между низким уровнем академической прокрастинации и проблемно-ориентированным копингом, а так же между высоким уровнем академической прокрастинации и эмоционально-ориентированным копингом. Тем самым мы подтвердили нашу гипотезу.
После анализа и интерпретации полученных результатов мы составили рекомендации участникам образовательного процесса, направленные на преодоление академической прокрастинации, в содержании которых нами было выведено "уравнение прокрастинации": мотивация равняется
ожиданию умноженному на ценность, делённому на импульсивность и задержки. Таким образом, чтобы преодолеть прокрастинацию, студентам необходимо:
1. Повысить ожидание успеха.
2. Повысить ценность задачи (сделать её более приятной и
привлекательной).
3. Понизить импульсивность.
Для помощи студентам по снижению уровня академической прокрастинации преподавателям необходимо придерживаться следующему типу взаимодействия с ними:
1. Необходимо обеспечить реальный успех в какой-либо деятельности. Меньше критиковать и больше подбадривать, причем не сравнивать с другими, а только с самим собой, оценивая улучшение результатов.
2. Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи студента не велики. Не фиксировать постоянно внимание на неудачах, а отмечать малейший успех.
3. Доверительный контакт и теплые эмоциональные отношения тоже могут снизить уровень академической прокрастинации.
4. Необходимо изучать систему личных отношений студентов в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, для создания благоприятного эмоционального климата.
5. Не оставлять без внимания отстающих студентов. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в том числе и в системе межличностных взаимоотношений.
6. Мотивировать таких студентов на успех, включая не только в образовательную деятельность, но и в общественную жизнь.
Так, снижение уровня академической прокрастинации может существенно упростить и сделать более эффективной деятельность всех участников образовательного процесса.
Поэтому изучение проблемы копинг-стратегий поведения студентов с разным уровнем академической прокрастинации представляет не только научный интерес, но и имеет большую практическую значимость. При использовании полученных данных и разработанных рекомендаций в системе психопрофилактических мероприятий студенты, находящиеся в образовательном процессе, обеспечат высокий уровень эффективности взаимодействия с педагогическим составом, и в последствии - повысят академическую успеваемость.
В ходе выполнения работы нам удалось достичь поставленной цели. Теоретический анализ степени разработанности проблемы копинг-стратегий в современной психологической науке показал, что копинг-стратегии это обширное понятие с длинной и сложной историей. Под копингом понимаются "постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности". Выделяют два вида копингов: проблемно-ориентированные (направленные на преодоление самого источника стресса) и эмоционально- ориентированные (направленные на преодоление эмоционального возбуждения, вызванного стрессором). В целом проблемно-ориентированные копинги неразрывно связаны с большей эффективностью деятельности и субъективно оцениваются как более эффективные, чем эмоционально¬ориентированные копинги.
Изучение копинг-стратегий студентов позволило уточнить факторы, влияющие на частоту и интенсивность их проявлений. В ходе эмпирического исследования было выявлено, что большинству студентов свойственно эмоционально-ориентированное поведение.
Так же в ходе исследования было установлено, что уровень академической прокрастинации в студенческой выборке имеет тенденцию увеличения с течением обучения в ВУЗе.
Далее в ходе работы были выделены спорные области представлений о понятиях копинг-стратегий поведения студентов и их академической прокрастинации, такие вопросы, как влияние уровня академической прокрастинации на избираемые студентами копинг-стратегии поведения, а так же вопрос наличия различий между копинг-стратегиями поведения студентов и уровнем их академической прокрастинации.
Эмпирическим путём, с помощью математической статистики было доказано, что существует устойчивая связь между низким уровнем академической прокрастинации и проблемно-ориентированным копингом, а так же между высоким уровнем академической прокрастинации и эмоционально-ориентированным копингом. Тем самым мы подтвердили нашу гипотезу.
После анализа и интерпретации полученных результатов мы составили рекомендации участникам образовательного процесса, направленные на преодоление академической прокрастинации, в содержании которых нами было выведено "уравнение прокрастинации": мотивация равняется
ожиданию умноженному на ценность, делённому на импульсивность и задержки. Таким образом, чтобы преодолеть прокрастинацию, студентам необходимо:
1. Повысить ожидание успеха.
2. Повысить ценность задачи (сделать её более приятной и
привлекательной).
3. Понизить импульсивность.
Для помощи студентам по снижению уровня академической прокрастинации преподавателям необходимо придерживаться следующему типу взаимодействия с ними:
1. Необходимо обеспечить реальный успех в какой-либо деятельности. Меньше критиковать и больше подбадривать, причем не сравнивать с другими, а только с самим собой, оценивая улучшение результатов.
2. Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи студента не велики. Не фиксировать постоянно внимание на неудачах, а отмечать малейший успех.
3. Доверительный контакт и теплые эмоциональные отношения тоже могут снизить уровень академической прокрастинации.
4. Необходимо изучать систему личных отношений студентов в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, для создания благоприятного эмоционального климата.
5. Не оставлять без внимания отстающих студентов. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в том числе и в системе межличностных взаимоотношений.
6. Мотивировать таких студентов на успех, включая не только в образовательную деятельность, но и в общественную жизнь.
Так, снижение уровня академической прокрастинации может существенно упростить и сделать более эффективной деятельность всех участников образовательного процесса.
Поэтому изучение проблемы копинг-стратегий поведения студентов с разным уровнем академической прокрастинации представляет не только научный интерес, но и имеет большую практическую значимость. При использовании полученных данных и разработанных рекомендаций в системе психопрофилактических мероприятий студенты, находящиеся в образовательном процессе, обеспечат высокий уровень эффективности взаимодействия с педагогическим составом, и в последствии - повысят академическую успеваемость.
Подобные работы
- Особенности стилевой саморегуляции поведения студентов с
различным уровнем перфекционизма
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1566 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ С МЕТАКОГНИТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Психологические факторы академической прокрастинации в юности (Московская Международная Академия)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Взаимосвязь феномена прокрастинации с личностными особенностями
учеников выпускных классов (10-11 классы)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМОВ СТРЕССА И ПРОКРАСТИНАЦИИ У УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ В ПЕРИОД, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ СДАЧЕ ЕГЭ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности резистентности к стрессу в юношеском возрасте (Российский Университет Дружбы Народов)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И
ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021



