ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение проблемы влияния разных стилей
семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников 8
1.1. Понятие семьи и детско-родительских отношений 8
1.2. Характеристика стилей семейного воспитания в научной
психологии 15
1.3. Личностные характеристики младших школьников 22
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния разных стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 41
2.3. Психологический тренинг для родителей «Гармонизация детско-
родительских отношений» 60
2.4 Рекомендации родителям по налаживанию взаимодействия с
младшими школьниками 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение проблемы влияния разных стилей
семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников 8
1.1. Понятие семьи и детско-родительских отношений 8
1.2. Характеристика стилей семейного воспитания в научной
психологии 15
1.3. Личностные характеристики младших школьников 22
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния разных стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 41
2.3. Психологический тренинг для родителей «Гармонизация детско-
родительских отношений» 60
2.4 Рекомендации родителям по налаживанию взаимодействия с
младшими школьниками 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном обществе семья рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание детей. То, что в детские годы ребенком приобретается в его семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Известно, что семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой. Однако некоторые факторы, связанные с составом семьи, состоянием ее внутренних взаимоотношений или неверными воспитательными позициями родителей, могут вызывать снижение воспитательной способности семьи. Эти факторы могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к отрицательным явлениям в формировании их личности.
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Именно от этих способов воздействия родителя на ребенка будет зависеть формирование его личностных характеристик.
Младший школьный возраст является одним из важных возрастных периодов в формировании личности. Задача родителей - способствовать развитию положительных качеств ребенка. Каждая семья несет ответственность за воспитание своих детей и за то, какие качества характера она им прививает. Любое воспитательное воздействие, оказываемое родителями на детей, приводит к проявлению и закреплению определенных личностных особенностей и представляется наиболее интересным с точки зрения практической значимости. Это основание побудило к выбору темы нашего исследования: «Влияние разных стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников».
Проблема влияния семьи на личность и поведение детей находилась в сфере интересов многих исследователей и теоретиков (А.Я. Варга,
A. И. Гарбузов, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, С.В. Ковалев,
B. М. Минияров, А.В. Петровский, Н.В. Самоукина, А.С. Спиваковская,
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий; Д. Баумринд, А. Болдуин, С. Броди, Г. Навайтис, Р. Скиннер, Г.Х. Хоментаускас, Ю. Хямяляйнен и др.). Изучением влияния стиля семейного воспитания на личностные и поведенческие особенности детей занимались представители гуманистического подхода Т. Гордон, К. Роджерс, А. Фромм, педагоги Х.С. Гленн, Л. Лотт и Д. Нельсен; бихевиористского подхода - А. Бандура, Б. Скиннер, Дж. Уотсон; психоаналитического - А. Адлер, Д.В. Винникот, З. Фрейд, Э. Фромм. Наиболее известные классификации стилей семейного воспитания предложены А. Болдуином, Д. Баумринд, В.И. Гарбузовым, А.И. Захаровым и Д.Н. Исаевым, Г. Крайг, Э.Г. Эйдемиллером. Значимость эмоциональных отношений в детско-родительских отношениях подчеркивается в работах Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.И. Захаровой, А.С. Спиваковской, К. Роджерса, Э. Фромма, К. Хорни. Противоречие между актуальностью данной темы и недостаточным уровнем ее исследования, нехваткой знаний обусловило проблему нашего исследования.
Проблема исследования - влияют ли и как показатели разных стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников?
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования - детско-родительские отношения.
Предмет исследования - влияние разных стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников.
Гипотеза исследования: показатели разных стилей семейного воспитания могут оказывать влияние на формирование личностных характеристик младших школьников, а именно: эмоциональное принятие, наличие контроля, требований и их последовательность, а так же удовлетворенность отношениями с ребенком оказывают положительное влияние на такие личностные характеристики младших школьников как: открытость, общительность, уверенность в себе, социальная смелость, самоконтроль.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое изучение проблемы влияния разных стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников.
2. Исследовать стиль семейного воспитания отцов и матерей по отношению к младшим школьникам.
3. Изучить различие в стилях семейного воспитания отцов и матерей.
4. Изучить личностные характеристики младших школьников и гендерный аспект различий.
5. Выявить связь между стилем семейного воспитания и личностными характеристиками младших школьников.
6. Определить степень влияния показателей разных стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников.
7. Разработать психологический тренинг по гармонизации детско- родительских отношений «Гармонизация детско-родительских отношений».
8. Разработать рекомендации родителям по налаживанию взаимодействия с младшими школьниками.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретико-методологические положения представителей психодинамического подхода к развитию личности (К. Хорни, А. Адлер, В. Шутц), согласно которым опыт отношений, полученных в раннем возрасте определяет развитие личности и зависит от характера взаимоотношений между ребенком и родителями. В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и др. А также теоретико-методологические положения представителей отечественной науки изучения классификации стилей семейного воспитания (В.И. Гарбузов, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер и др.).
Методы исследования:
В исследовании использовались следующие методы:
- организационные (сравнительный);
- эмпирические (опрос);
- методы математико-статистического анализа данных и качественного описания: критерии М. Уитни, корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Спирмена, множественный регрессионный анализ (MPA), с использованием пакета математической статистической обработки данных SPSS- 21,0.
Методики, используемые в исследовании: опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская), многофакторный личностный опросник (Р.Б. Кеттелл и Р.В. Коан, адаптация Э.М. Александровской).
Эмпирическая база исследования: МБОУ «Терновская ООШ Яковлевского района Белгородской области». В исследовании приняли участие 35 полных семей, из них учащиеся 4 классов в количестве 35 человек, а также родители этих учащихся в количестве 70 человек (35 отцов, 35 матерей). Общее число опрошенных составило 105 человек.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в психологической практике при индивидуальном консультировании родителей, в работе со слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов-психологов.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования представлены на XXI Международной заочной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий» (г. Белгород, 2016 г.).
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Известно, что семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой. Однако некоторые факторы, связанные с составом семьи, состоянием ее внутренних взаимоотношений или неверными воспитательными позициями родителей, могут вызывать снижение воспитательной способности семьи. Эти факторы могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к отрицательным явлениям в формировании их личности.
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Именно от этих способов воздействия родителя на ребенка будет зависеть формирование его личностных характеристик.
Младший школьный возраст является одним из важных возрастных периодов в формировании личности. Задача родителей - способствовать развитию положительных качеств ребенка. Каждая семья несет ответственность за воспитание своих детей и за то, какие качества характера она им прививает. Любое воспитательное воздействие, оказываемое родителями на детей, приводит к проявлению и закреплению определенных личностных особенностей и представляется наиболее интересным с точки зрения практической значимости. Это основание побудило к выбору темы нашего исследования: «Влияние разных стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников».
Проблема влияния семьи на личность и поведение детей находилась в сфере интересов многих исследователей и теоретиков (А.Я. Варга,
A. И. Гарбузов, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, С.В. Ковалев,
B. М. Минияров, А.В. Петровский, Н.В. Самоукина, А.С. Спиваковская,
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий; Д. Баумринд, А. Болдуин, С. Броди, Г. Навайтис, Р. Скиннер, Г.Х. Хоментаускас, Ю. Хямяляйнен и др.). Изучением влияния стиля семейного воспитания на личностные и поведенческие особенности детей занимались представители гуманистического подхода Т. Гордон, К. Роджерс, А. Фромм, педагоги Х.С. Гленн, Л. Лотт и Д. Нельсен; бихевиористского подхода - А. Бандура, Б. Скиннер, Дж. Уотсон; психоаналитического - А. Адлер, Д.В. Винникот, З. Фрейд, Э. Фромм. Наиболее известные классификации стилей семейного воспитания предложены А. Болдуином, Д. Баумринд, В.И. Гарбузовым, А.И. Захаровым и Д.Н. Исаевым, Г. Крайг, Э.Г. Эйдемиллером. Значимость эмоциональных отношений в детско-родительских отношениях подчеркивается в работах Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.И. Захаровой, А.С. Спиваковской, К. Роджерса, Э. Фромма, К. Хорни. Противоречие между актуальностью данной темы и недостаточным уровнем ее исследования, нехваткой знаний обусловило проблему нашего исследования.
Проблема исследования - влияют ли и как показатели разных стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников?
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования - детско-родительские отношения.
Предмет исследования - влияние разных стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников.
Гипотеза исследования: показатели разных стилей семейного воспитания могут оказывать влияние на формирование личностных характеристик младших школьников, а именно: эмоциональное принятие, наличие контроля, требований и их последовательность, а так же удовлетворенность отношениями с ребенком оказывают положительное влияние на такие личностные характеристики младших школьников как: открытость, общительность, уверенность в себе, социальная смелость, самоконтроль.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое изучение проблемы влияния разных стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников.
2. Исследовать стиль семейного воспитания отцов и матерей по отношению к младшим школьникам.
3. Изучить различие в стилях семейного воспитания отцов и матерей.
4. Изучить личностные характеристики младших школьников и гендерный аспект различий.
5. Выявить связь между стилем семейного воспитания и личностными характеристиками младших школьников.
6. Определить степень влияния показателей разных стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников.
7. Разработать психологический тренинг по гармонизации детско- родительских отношений «Гармонизация детско-родительских отношений».
8. Разработать рекомендации родителям по налаживанию взаимодействия с младшими школьниками.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретико-методологические положения представителей психодинамического подхода к развитию личности (К. Хорни, А. Адлер, В. Шутц), согласно которым опыт отношений, полученных в раннем возрасте определяет развитие личности и зависит от характера взаимоотношений между ребенком и родителями. В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и др. А также теоретико-методологические положения представителей отечественной науки изучения классификации стилей семейного воспитания (В.И. Гарбузов, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер и др.).
Методы исследования:
В исследовании использовались следующие методы:
- организационные (сравнительный);
- эмпирические (опрос);
- методы математико-статистического анализа данных и качественного описания: критерии М. Уитни, корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Спирмена, множественный регрессионный анализ (MPA), с использованием пакета математической статистической обработки данных SPSS- 21,0.
Методики, используемые в исследовании: опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская), многофакторный личностный опросник (Р.Б. Кеттелл и Р.В. Коан, адаптация Э.М. Александровской).
Эмпирическая база исследования: МБОУ «Терновская ООШ Яковлевского района Белгородской области». В исследовании приняли участие 35 полных семей, из них учащиеся 4 классов в количестве 35 человек, а также родители этих учащихся в количестве 70 человек (35 отцов, 35 матерей). Общее число опрошенных составило 105 человек.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в психологической практике при индивидуальном консультировании родителей, в работе со слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов-психологов.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования представлены на XXI Международной заочной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий» (г. Белгород, 2016 г.).
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Именно от этих способов воздействия родителя на ребенка будет зависеть формирование его личностных характеристик. Под стилем воспитания понимается стиль взаимоотношений c ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых, количеством запретов. Мы основывались на позиции И.М. Марковской, которая выделила следующие показатели стилей семейного воспитания: нетребовательность-требовательность; мягкость - строгость; автономность- контроль; эмоциональная дистанция-близость; отвержение-принятие; отсутствие сотрудничества-сотрудничество; несогласие-согласие; непоследовательность-последовательность; авторитетность родителя; удовлетворительность отношениями с ребенком (родителем).
При исследовании стиля родительского воспитания было выявлено, имеются статистически значимые различия в показателях стиля родительского воспитания отцов и матерей. Матери в большей степени требовательны, идут на сотрудничество c ребенком и применяют воспитательную конфронтацию в семье, чем отцы. Такой показатель, как принятие ребенка родителем в наибольшей степени выражен у отцов.
Существуют значимые гендерные различия в выраженности личностных характеристик младших школьников. В группе девочек выше показатели по следующим шкалам: степень сформированности интеллектуальных функций, стремлением к лидерству и доминированию, социальная смелость. А в группе мальчиков - уверенность в себе, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм.
Были выявлены корреляционные связи между показателями стилей семейного воспитания и личностными характеристиками младших школьников. По всем показателям используемых методик было обнаружено 45 значимых корреляционных связей, из них 27 положительных (прямых) и 18 отрицательных (обратных) корреляционных связей. Результаты корреляционного анализа позволили нам утверждать что, чем больше родители будут проявлять строгость, эмоциональное непринятие, воспитательную не последовательность, не уважение к личности ребенка и воспитательную конфронтацию к младшим школьникам, тем больше в своих личностных характеристиках младшие школьники будут проявлять напряженность, раздражительность, тревожность, зависимость, пассивность, робость. Если между родителями и детьми существует эмоциональная близость, то это благоприятно воздействует на развитие ребенка, дает ему возможность в личностном росте, вырабатывает в нем уверенность в себе. Чем выше тревожность матери за ребенка, тем дети менее энергичны и активны. Последовательность и постоянство родителей в своих требованиях способствует повышению уверенности в себе ребенка. Удовлетворенность родителей отношениями c детьми положительно связано с гармоничным развитием личности ребенка, в общем.
Множественный регрессионный анализ показал 12 регрессионных моделей по личностным характеристикам младших школьников: замкнутый - открытый; низкая степень сформированности интеллектуальных функций - высокая степень сформированности интеллектуальных функций; неуверенный в себе-уверенный в себе; флегматичный - легко возбудимый; послушный- доминирующий; благоразумный - склонный к риску; недобросовестный - добросовестный; робкий - социально смелый; полагающийся на себя - зависимый от других; безмятежный - тревожный; низкий самоконтроль - высокий самоконтроль; расслабленный - напряженный.
Такой результат говорит нам о том, что наличие эмоциональной близости, определенная степень требований и последовательность родителей в предъявлении этих требований к ребенку, а так же удовлетворенность отношениями с ребенком оказывают положительное влияние на формирование личностных характеристик младших школьников как: открытость, уверенность в себе, формирование лидерских качеств, благоразумие, социальную смелость, ответственность и самоконтроль. Такие показатели стиля семейного воспитания как: повышенная тревожность за ребенка, воспитательная конфронтация в семье, крайние степени мягкости и строгости, эмоциональное отвержение ребенка, отсутствие сотрудничества оказывают негативное влияние на формирование личностных характеристик младших школьников как: низкая степень сформированности интеллектуальных функций, замкнутость, не уверенность в себе, повышенная возбудимость, пассивность, склонность к риску, не добросовестность, робость, зависимость от других, тревожность и низкий самоконтроль.
Результаты нашего исследования и статистическая обработка данных позволили нам подтвердить гипотезу о том, что показатели разных стилей семейного воспитания могут оказывать влияние на формирование личностных характеристик младших школьников, а именно: эмоциональное принятие, наличие контроля, требований и их последовательность, а так же удовлетворенность отношениями с ребенком оказывают положительное влияние на такие личностные характеристики младших школьников как: открытость, общительность, уверенность в себе, социальная смелость, самоконтроль. Наше исследование требует дополнительной проверки на большей по объему выборке испытуемых c подключением дополнительных показателей таких, как стаж супружеской жизни, количество детей в семье, тип семьи, возраст родителей, их ценности, личностные особенности, удовлетворенность браком, социально-психологический климат семьи и др.
На основе проведенного исследования были разработаны рекомендации родителям по налаживанию отношений c детьми. А также разработанный психологический тренинг «Гармонизация детско- родительских отношений» позволить родителям скорректировать свой стиль семейного воспитания. Следовательно, в ходе исследования были выполнены все намеченные задачи, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
При исследовании стиля родительского воспитания было выявлено, имеются статистически значимые различия в показателях стиля родительского воспитания отцов и матерей. Матери в большей степени требовательны, идут на сотрудничество c ребенком и применяют воспитательную конфронтацию в семье, чем отцы. Такой показатель, как принятие ребенка родителем в наибольшей степени выражен у отцов.
Существуют значимые гендерные различия в выраженности личностных характеристик младших школьников. В группе девочек выше показатели по следующим шкалам: степень сформированности интеллектуальных функций, стремлением к лидерству и доминированию, социальная смелость. А в группе мальчиков - уверенность в себе, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм.
Были выявлены корреляционные связи между показателями стилей семейного воспитания и личностными характеристиками младших школьников. По всем показателям используемых методик было обнаружено 45 значимых корреляционных связей, из них 27 положительных (прямых) и 18 отрицательных (обратных) корреляционных связей. Результаты корреляционного анализа позволили нам утверждать что, чем больше родители будут проявлять строгость, эмоциональное непринятие, воспитательную не последовательность, не уважение к личности ребенка и воспитательную конфронтацию к младшим школьникам, тем больше в своих личностных характеристиках младшие школьники будут проявлять напряженность, раздражительность, тревожность, зависимость, пассивность, робость. Если между родителями и детьми существует эмоциональная близость, то это благоприятно воздействует на развитие ребенка, дает ему возможность в личностном росте, вырабатывает в нем уверенность в себе. Чем выше тревожность матери за ребенка, тем дети менее энергичны и активны. Последовательность и постоянство родителей в своих требованиях способствует повышению уверенности в себе ребенка. Удовлетворенность родителей отношениями c детьми положительно связано с гармоничным развитием личности ребенка, в общем.
Множественный регрессионный анализ показал 12 регрессионных моделей по личностным характеристикам младших школьников: замкнутый - открытый; низкая степень сформированности интеллектуальных функций - высокая степень сформированности интеллектуальных функций; неуверенный в себе-уверенный в себе; флегматичный - легко возбудимый; послушный- доминирующий; благоразумный - склонный к риску; недобросовестный - добросовестный; робкий - социально смелый; полагающийся на себя - зависимый от других; безмятежный - тревожный; низкий самоконтроль - высокий самоконтроль; расслабленный - напряженный.
Такой результат говорит нам о том, что наличие эмоциональной близости, определенная степень требований и последовательность родителей в предъявлении этих требований к ребенку, а так же удовлетворенность отношениями с ребенком оказывают положительное влияние на формирование личностных характеристик младших школьников как: открытость, уверенность в себе, формирование лидерских качеств, благоразумие, социальную смелость, ответственность и самоконтроль. Такие показатели стиля семейного воспитания как: повышенная тревожность за ребенка, воспитательная конфронтация в семье, крайние степени мягкости и строгости, эмоциональное отвержение ребенка, отсутствие сотрудничества оказывают негативное влияние на формирование личностных характеристик младших школьников как: низкая степень сформированности интеллектуальных функций, замкнутость, не уверенность в себе, повышенная возбудимость, пассивность, склонность к риску, не добросовестность, робость, зависимость от других, тревожность и низкий самоконтроль.
Результаты нашего исследования и статистическая обработка данных позволили нам подтвердить гипотезу о том, что показатели разных стилей семейного воспитания могут оказывать влияние на формирование личностных характеристик младших школьников, а именно: эмоциональное принятие, наличие контроля, требований и их последовательность, а так же удовлетворенность отношениями с ребенком оказывают положительное влияние на такие личностные характеристики младших школьников как: открытость, общительность, уверенность в себе, социальная смелость, самоконтроль. Наше исследование требует дополнительной проверки на большей по объему выборке испытуемых c подключением дополнительных показателей таких, как стаж супружеской жизни, количество детей в семье, тип семьи, возраст родителей, их ценности, личностные особенности, удовлетворенность браком, социально-психологический климат семьи и др.
На основе проведенного исследования были разработаны рекомендации родителям по налаживанию отношений c детьми. А также разработанный психологический тренинг «Гармонизация детско- родительских отношений» позволить родителям скорректировать свой стиль семейного воспитания. Следовательно, в ходе исследования были выполнены все намеченные задачи, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2023 - Влияние стиля семейного воспитания на принятие подростком своего тела (Общая психология, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Представление о семье у подростков из семей с разными стилями родительского воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Особенности детско-родительских отношений в семьях школьников (на примере МАОУ СОШ№38 г. Калининграда)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2020



