ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность познавательного интереса к природе 7
1.2. Особенности организации нетрадиционных уроков
по предмету «Окружающий мир» 14
1.3. Педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» 24
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у младших школьников познавательного интереса к
природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир»
2.1. Диагностика уровня сформированности у младших
школьников познавательного интереса к природе
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию
у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир»
Заключение 49
Библиографический список 52
Приложение 58
Глава 1 Теоретические основы формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность познавательного интереса к природе 7
1.2. Особенности организации нетрадиционных уроков
по предмету «Окружающий мир» 14
1.3. Педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» 24
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у младших школьников познавательного интереса к
природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир»
2.1. Диагностика уровня сформированности у младших
школьников познавательного интереса к природе
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию
у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир»
Заключение 49
Библиографический список 52
Приложение 58
В современных городах не всегда есть возможность пообщаться с живой природой: выйти в лес, в парк, понаблюдать за растениями и животными. В результате дети мало общаются с природой, не замечают её красоты, не интересуются тем, что нас окружает вокруг. Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное формирование познавательного интереса к природе младших школьников на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир». Нестандартная форма таких уроков - это не просто новая разновидность: она несёт в себе определённое содержание. Это общение и взаимодействие; младший школьник становится соучастником коллективной работы. На таких уроках создаются благоприятные условия для коллективного творчества, индивидуализации обучения, самореализации личности, формирования познавательного интереса к изучаемому материалу.
Проблема формирования познавательного интереса младших школьников в процессе обучения возникла давно и является одной из самых глобальных психолого-педагогических проблем. Не случайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов.
Актуальность развития познавательного интереса на сегодняшний день связана с предъявляемым обществом заказом на личность, способную к самообучению, саморазвитию и самовоспитанию. Кроме того, познавательный интерес - важный фактор успешного обучения и развития личности.
Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо владеть.
Проблеме формирования познавательного интереса уделяли внимание многие психологи и педагоги: Л.И. Божович, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и др. Они указывали, что интересом называют различные состояния человека: и увлечение делом, и любовь к деятельности, и склонность к различным профессиям, то есть любое положительное отношение к деятельности, к предмету, к любому объекту.
Методы и приёмы формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на уроках «Окружающего мира» разрабатывали Г.Н. Аквилева, Н.Ф. Виноградова, З.А. Клепинина, А.В. Миронов, А.А. Плешаков и др.
Несмотря на интерес ученых к исследуемой нами проблеме, она требует дальнейшей разработки, поэтому нами выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Формирование у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников познавательного интереса к природе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- организовывать исследовательскую деятельность учащихся по изучению объектов природы (проводить уроки-исследования);
- использовать игру как метод или форму организации урока (проводить уроки-игры);
- проводить урок в природных условиях или живом уголке (проводить уроки-экскурсии).
Задачи исследования:
1. Выявить сущность познавательного интереса к природе.
2. Раскрыть особенности организации нетрадиционных уроков по предмету «Окружающий мир».
3. Охарактеризовать педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
4. Проанализировать диагностику по формированию познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
5. Раскрыть содержание экспериментальной работы по формированию у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, метод создания педагогической ситуации.
База исследования: 2 класс МОУ «Готовская ООШ им. А.Н. Маснева» Красненского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
В первой главе раскрыта сущность познавательного интереса к природе, определены критерии его сформированности у детей младшего школьного возраста, выявлены особенности организации нетрадиционных уроков по предмету «Окружающий мир», охарактеризованы педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе представлены ход и результаты диагностики уровня сформированности познавательного интереса младших школьников к природе, содержание экспериментальной работы по формированию у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
В заключении содержатся выводы по результатам выпускной квалификационной работы.
Библиографический список включает 60 источников.
В приложении помещены разработки нетрадиционных уроков по предмету «Окружающий мир» для 2 класса по программе «Школа России».
Проблема формирования познавательного интереса младших школьников в процессе обучения возникла давно и является одной из самых глобальных психолого-педагогических проблем. Не случайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов.
Актуальность развития познавательного интереса на сегодняшний день связана с предъявляемым обществом заказом на личность, способную к самообучению, саморазвитию и самовоспитанию. Кроме того, познавательный интерес - важный фактор успешного обучения и развития личности.
Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо владеть.
Проблеме формирования познавательного интереса уделяли внимание многие психологи и педагоги: Л.И. Божович, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и др. Они указывали, что интересом называют различные состояния человека: и увлечение делом, и любовь к деятельности, и склонность к различным профессиям, то есть любое положительное отношение к деятельности, к предмету, к любому объекту.
Методы и приёмы формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на уроках «Окружающего мира» разрабатывали Г.Н. Аквилева, Н.Ф. Виноградова, З.А. Клепинина, А.В. Миронов, А.А. Плешаков и др.
Несмотря на интерес ученых к исследуемой нами проблеме, она требует дальнейшей разработки, поэтому нами выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Формирование у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников познавательного интереса к природе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- организовывать исследовательскую деятельность учащихся по изучению объектов природы (проводить уроки-исследования);
- использовать игру как метод или форму организации урока (проводить уроки-игры);
- проводить урок в природных условиях или живом уголке (проводить уроки-экскурсии).
Задачи исследования:
1. Выявить сущность познавательного интереса к природе.
2. Раскрыть особенности организации нетрадиционных уроков по предмету «Окружающий мир».
3. Охарактеризовать педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
4. Проанализировать диагностику по формированию познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
5. Раскрыть содержание экспериментальной работы по формированию у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, метод создания педагогической ситуации.
База исследования: 2 класс МОУ «Готовская ООШ им. А.Н. Маснева» Красненского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
В первой главе раскрыта сущность познавательного интереса к природе, определены критерии его сформированности у детей младшего школьного возраста, выявлены особенности организации нетрадиционных уроков по предмету «Окружающий мир», охарактеризованы педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе представлены ход и результаты диагностики уровня сформированности познавательного интереса младших школьников к природе, содержание экспериментальной работы по формированию у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
В заключении содержатся выводы по результатам выпускной квалификационной работы.
Библиографический список включает 60 источников.
В приложении помещены разработки нетрадиционных уроков по предмету «Окружающий мир» для 2 класса по программе «Школа России».
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы убедились в её актуальности. Познавательный интерес к природе - один из главных путей создания радостной и гуманной обстановки учения. Он положительно влияет на протекание психических процессов и результаты учебной деятельности младших школьников.
В ходе исследования установлено, что познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным, и глубоким знаниям. Этому, на наш взгляд, способствует использование нетрадиционных уроков в обучении младших школьников.
Теоретический анализ литературы показал, что мнения педагогов на нетрадиционные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Изучив теорию по проблеме исследования и апробировав на практике педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе, мы пришли к выводу, что нетрадиционные уроки по предмету «Окружающий мир» могут быть эффективны для ознакомления младших школьников с природным окружением. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся на таких уроках - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности в учебном процессе. Нетрадиционные уроки строятся на активном взаимодействии педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке различных приёмов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Смена привычной обстановки на нетрадиционных уроках целесообразна, поскольку она создает атмосферу погружения в природу, праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, порой возникающий в условиях традиционного урока из-за боязни ученика совершить ошибку. Преимущество этих уроков и в том, что они осуществляются при обязательном участии всех учащихся класса, реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, характерные для нетрадиционных уроков, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять напряжение на уроке.
Экспериментальное исследование во 2 классе МОУ «Готовская ООШ им. А.Н. Маснева» Красненского района Белгородской области определило, что для большинства младших школьников (50%) характерен средний уровень познавательного интереса к природе, у 33% - высокий и у17% - низкий. Уровень познавательного интереса к природе у младших школьников выше по эмоционально-ценностному критерию, ниже по когнитивному, ещё ниже по практическому критерию. Мы сделали вывод, что младшие школьники эмоционально направлены на изучение природы, но у них недостаточно знаний и практических умений для того, чтобы проявился более глубокий познавательный интерес к ней.
В ходе исследования были теоретически обоснованы и практически апробированы педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Мы убедились, что эффективно организовать процесс формирования познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» можно, если: организовывать на этих уроках исследовательскую деятельность учащихся по изучению объектов природы (проводить уроки-исследования); использовать игру как метод или форму организации урока (проводить уроки-игры); организовывать уроки в природных условиях или живом уголке (проводить уроки-экскурсии).
В ходе исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи.
Разработанные и апробированные на практике уроки позволяют сделать вывод, что методически эффективными для формирования познавательного интереса младших школьников к природе являются урок- праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок- исследование. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только повысить интерес учащихся к природе, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками информации.
Следует отметить, что нетрадиционные формы уроков обогащают младших школьников новыми впечатлениями, придают уроку привлекательность, создавая положительный психологический климат в классе, способствуют лучшему запоминанию тематического материала, развивают речевую активность и самостоятельность учащихся, и, что очень важно, позволяют реализовать воспитательные цели обучения, повышают мотивацию учащихся к учению, активизируют память и развивают личность ребенка.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов интересующей нас проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в детальном рассмотрении методики организации отдельных форм нетрадиционных уроков по изучению природы.
В ходе исследования установлено, что познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным, и глубоким знаниям. Этому, на наш взгляд, способствует использование нетрадиционных уроков в обучении младших школьников.
Теоретический анализ литературы показал, что мнения педагогов на нетрадиционные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Изучив теорию по проблеме исследования и апробировав на практике педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе, мы пришли к выводу, что нетрадиционные уроки по предмету «Окружающий мир» могут быть эффективны для ознакомления младших школьников с природным окружением. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся на таких уроках - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности в учебном процессе. Нетрадиционные уроки строятся на активном взаимодействии педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке различных приёмов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Смена привычной обстановки на нетрадиционных уроках целесообразна, поскольку она создает атмосферу погружения в природу, праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, порой возникающий в условиях традиционного урока из-за боязни ученика совершить ошибку. Преимущество этих уроков и в том, что они осуществляются при обязательном участии всех учащихся класса, реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, характерные для нетрадиционных уроков, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять напряжение на уроке.
Экспериментальное исследование во 2 классе МОУ «Готовская ООШ им. А.Н. Маснева» Красненского района Белгородской области определило, что для большинства младших школьников (50%) характерен средний уровень познавательного интереса к природе, у 33% - высокий и у17% - низкий. Уровень познавательного интереса к природе у младших школьников выше по эмоционально-ценностному критерию, ниже по когнитивному, ещё ниже по практическому критерию. Мы сделали вывод, что младшие школьники эмоционально направлены на изучение природы, но у них недостаточно знаний и практических умений для того, чтобы проявился более глубокий познавательный интерес к ней.
В ходе исследования были теоретически обоснованы и практически апробированы педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Мы убедились, что эффективно организовать процесс формирования познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» можно, если: организовывать на этих уроках исследовательскую деятельность учащихся по изучению объектов природы (проводить уроки-исследования); использовать игру как метод или форму организации урока (проводить уроки-игры); организовывать уроки в природных условиях или живом уголке (проводить уроки-экскурсии).
В ходе исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи.
Разработанные и апробированные на практике уроки позволяют сделать вывод, что методически эффективными для формирования познавательного интереса младших школьников к природе являются урок- праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок- исследование. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только повысить интерес учащихся к природе, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками информации.
Следует отметить, что нетрадиционные формы уроков обогащают младших школьников новыми впечатлениями, придают уроку привлекательность, создавая положительный психологический климат в классе, способствуют лучшему запоминанию тематического материала, развивают речевую активность и самостоятельность учащихся, и, что очень важно, позволяют реализовать воспитательные цели обучения, повышают мотивацию учащихся к учению, активизируют память и развивают личность ребенка.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов интересующей нас проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в детальном рассмотрении методики организации отдельных форм нетрадиционных уроков по изучению природы.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПО
ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ
ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



