Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №68336

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 7
1.1. Формирование связной речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности связной речи у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи 15
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕС¬КИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Изучение состояния связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 34
2.2. Методические рекомендации по формированию связной речи у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе
театрализованной деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 58


Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Поиск наиболее оптимальных путей коррекции нарушений связного речевого высказывания детей с общим недоразвитием речи представляет собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Патология речи оказывает отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, на формирование личности ребенка (И.Т. Власенко, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская и др.).
Одним из общепризнанных в теории и практике логопедии направлений работы по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи является развитие навыков пересказа (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко).
Пересказ — это воспроизведение прочитанного или услышанного текста. Пересказ литературного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец связного высказывания. Формирование навыков пересказа у дошкольников подразумевает обучение детей выделять основные части, выстраивать причинно-следственные связи.
Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в создании условий, соответствующих специфике овладения компонентами пересказа в онтогенезе. Использование комплексной и систематической работы по овладению пересказом в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи результативно способствует коррекции речевого недоразвития, обеспечивая взаимосвязь речи и мышления.
Приемы театрализации художественных произведений — сказок, рассказов, стихотворений — это разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал педагог (Е.В. Мигунова, О.А. Шорохова). Следование роли по мотивам пересказываемого сюжета становится средством развития навыков планирования самостоятельного высказывания и выбора средств для его языкового оформления. Кроме того, проигрывание роли побуждает дошкольников к речевой активности, обогащает эмоциональность и интонационную выразительность речевой
Ряд исследователей (О.А. Акулова, Л.В. Артмевова, Т.А. Волкова) отметили высокую эффективность данной деятельности в коррекционной работе по формированию связной речи. Театрализация позволяет реализовать подробный пересказ текста в игровой ситуации. Подробный пересказ весьма эффективен в работе по обогащению словаря детей, формированию строя предложений и развитию связной речи (Т.А. Волкова).
Тем ни менее, несмотря на высокую эффективность театрализованной деятельности в процессе формирования связной речи, данное направление все еще недостаточно изучено и нуждается в дополнительном исследовании.
Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что проблема исследования заключается в том, чтобы сформулировать методические рекомендации по формированию связной речи в процессе театрализованной деятельности.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по применению театрализованной деятельность в процессе формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методические рекомендации по использованию театрализованной деятельности в процессе формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: применение театрализованной деятельности в процессе формирования связной речи способно значительно повысить уровень эффективности коррекционной работы
Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему исследования.
2. Подобрать диагностический материал для выявления особенностей связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Разработать методические рекомендации по формированию связной речи в процессе театрализованной деятельности.
Теоретико-методологическая база исследования: в своей работе мы опирались на концепцию о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной монологической речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); современные научные подходы в развитии нормального и аномального ребёнка (Л.С. Выгодский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Е.А. Стребелева), развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.Е. Левина, А.В. Никитенко, С.Н. Сазонова, В.П. Глухлов); применение театрализованной деятельности как метода формирования связной речи у дошкольников (А.П. Николаичева, Л.С. Фурмина, О.А. Акулова, В.В, Бурцева, Л.В. Артемова).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий).
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение (МБДОУ) «Детский сад комбинированного вида №65» г. Белгорода. В исследовании принимали участие 20 детей, имеющие общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведя констатирующий эксперимент на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №65» г. Белгорода, нами были исследованы особенности связной речи у 20 старших дошкольников имеющих логопедическое заключение общее недоразвитие речи.
Количественный анализ проведенной серии заданий, показал, что высокий уровень сформированности связной речи продемонстрировали 4 человека (20% всей группы). Средний уровень показали 8 человек (40%), оставшиеся 8 (40%) продемонстрировали низкий уровень сформирванности связной речи
Изучение особенностей связной речи выявило, что все дети в эксперементальной группе, в той или иной степени способны к составлению рассказов по сюжетным картинкам, пересказу, к рассказыванию из личного опыта. Дети с ОНР недостаточно отражают в рассказе причинно-следственные связи между событиями, у них узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств. Рассказы детей недостаточно полны, последовательны, они в основном состоят из простых предложений. При построении рассказа, основанного на собственном опыте дети нуждаются в наводящих вопросах и подсказках.
На основе полученных данных нами была разработана система работы по формированию связной речи в процессе театрализованной деятельности. Для этого была разработана серия сценариев для спектаклей, на основании которых, мы смогли разработать методические рекомендации по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую
гипотезу и позволило сформировать методические рекомендации.



1. Акулова, О.А. Театрализованные игры [Текст]/ О.А. Акулова - Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - 24 с.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3 - 7лет [Текст]: методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика- Синтез, 2004. - 272 с.
4. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. [Текст]/ Л.В. Артметова - М.: Просвещение, 1991. - 127 с; ил
5. Баканова О.И. Особенности развития детей с задержкой речи и общим недоразвитием речи в инклюзивном пространстве [Электронный ресурс] / О.И. Баканова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 37. - С. 11-15. - URL: http://ekoncept.ru/2015/95625.- htm.
6. Баскакова, И.Л. Практикум по психолингвистике [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов / И.Л. Баскатова, В.П. Глухов. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 170 с.
7. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность
дошкольников[Текст]: методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию/ Л.П. Бочкарева. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - С.З.
8. Бурцева, В.В. Театрализованная деятельность детей как средство
преодоление речевых нарушений. Отечественный и международный опыт в решении современных педагогических проблем [Текст]: материалы
междунар. заоч. электрон. науч. конф./В.В. Бурцева - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - 248 с
9. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. [Текст ]/ И.В. Вечканова- СПб.: КАРО, 2006. - 78 с.
10. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.В. Волосовец. - М.: В. Секачев, 2007. - 224 с.
11. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие адресовано практикующим логопедам/ В.К. Воробьева. - М.: Астрель, 2006. - 161 с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте[Текст]/ Л.С. Выготский.- М., 1991. - 194 с.
13. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]: собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М.: Национальное образование, 2016. - 368 с.
14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]: сборник работ, посвященных различным вопросам изучения речи дошкольника / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-ПРЕСС, 2007. - 194 с.
15. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного
возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]: пособие для
практикующего логопеда / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2002. - 312 с.
16. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Волгоград: КнигоМир, 2011. - 320 с.
17. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст]: избранные психологические труды / И.А. Зимняя. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
18. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для
детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / К.В. Комаров. - М.:
Просвещение, 1992. - 268 с.
19. Кобзарева, Л.Г. Коррекционная работа с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения [Текст]: практическое пособие / Л.Г. Кобзарева, М.Н. Резунова, Г.Н. Юшина. - СПб, 2001. - 207 с.
20. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика[Текст]:учебник для вузов /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.,2005.-652с.
21. Ладыженская, Т.А. Связная речь [Текст]: методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. - М. : Просвещение, 1980. - С. 187-233.
22. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине [Текст]: учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Л.Б. Баряевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. - 175 с.
23. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст]: учебное пособие / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 287 с.
24. Леушина, А.М. Умственное воспитание детей дошкольного
возраста [Электронный ресурст] / А.М. Леушина. Сайт: Педагогическая библиотека. Дата посещения: 02.12.2016. Режим доступа:
http://pedlib.rU/Books/5/0311/5-0311-1.shtml
25. Лопухина, И.С. Логопедия. Ритм, речь, движение [Текст]: практическое пособие / И.С. Лопухина. - СПб.: КОРОНА-ВЕК, 2008. - 144 с.
26. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст]: учебное пособие для студентов / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2008. - 384 с.
27. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в
развитии [Текст]: книга предназначена дефектологам, психологам,
воспитателям аномальных детей / Е.М. Мастюкова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 408 с.
28. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры [Текст]/Медведева И.Я., Шишова Т.Л.; художники Б.Л. Аким. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2002. - 240 с.
29. Никанорова И. В. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников[Текст]: Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф - Казань: Бук, 2014. - 128 с
30. Никитенко, А.В. Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр [Текст] / А.В. Никитенко // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - С. 70-75.
31. Николаичева, А.П. Инсценирование литературных произведений [Текст]/ А.П. Николаичева - Дошкольное воспитание, 1980. - №10.
32. Нищева, Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада [Текст]: коррекционная педагогика / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2004. - 120 с.
33. Основы теории и практики логопедии [Текст]: учебник для студентов ВУЗов / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: АльянС «Академия», 2014. - 368 с.
34. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР [Текст] / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. М.: Экономика, 2007 - 304 с.
35. Пережовская, А.Н. Вклад Я.А. Коменского в развитие педагогической науки [Текст] / А.Н. Пережовская // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. - 2015. - С. 27 - 30.
36. Пименова И.Б. Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / И.Б. Пименова, М.В. Анисимова // Образование: традиции и инновации. Материалы X международной научно-практической конференции. 2016. - С. 185 - 187 с.
37. Пеньевская, Л.А. Рассказывание как средство обучения связной речи [Текст]/ Л.А. Пеньевская - Известия АПН РСФСР. - 1948. - №16
38. Развитие речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. Сайт доступа: педагогическая библиотека. Дата посещения: 02.12.2016. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-1.shtml
39. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических училищ / С.Н. Сазонова. - М.: Академия, 2007. - 144 с.
40. Словарь-справочник лингвистических терминов [Электронный
ресурс]: словарь /Под ред. Д.Э. Розенталя, М.А. Теленковой. Сайт доступа: Грамота.ру. Дата посешения: 02.12.2016. Режим доступа:
http://www.gramota.ru/slovari/types/17_15
41. Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 2007. - № 4. - С. 33 - 36.
42. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст]: учебное пособие для логопедов / О.И. Соловьева. - М.: Просвещение, 2000. - 175 с.
43. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]: методическое пособие / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2001. - 111 с.
44. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет [Текст]: пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 112 с.
45. Трошин, О.В. Логопсихология [Текст]: учебное пособие / О.В. Трошина, Е.В. Жулина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 256 с.
46. Туманова, Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР [Текст] / Т.В. Туманова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - №6. - С. 54-58.
47. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст]/ О.С. Ушакова - Дошкольное воспитание, 2004. - № 11. - с. 8-12.
48. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст]: программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида / Т.Б. Филичева,Г.В. Чиркина. - М.: Школьная пресса, 2002. - 680 с.
49. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев,
A. П. Николаевича - М. - 1984. - 240с.
50. Фурмина, Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок [Текст]/ под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. - С.87¬99.
51. Чекалина, Н.Г. Состояние монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.Г. Чекалина,
B. В. Морозова // Материалы IX Международной научной конференции. - 2013. - С. 213 - 216.
52. Човгун, С.В. Учет психолого-педагогических особенностей детей с онр в логопедической работе по подготовке к овладению письмом [Текст] /
C. В. Човгун // Специальное образование. - 2016. - № 10. - С. 146 - 150
53. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст]: избранные труды / Д.Б. Эльконин. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 417 с.
54. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте
Текст]: Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин - М.:
Педагогика, 1989. - 560 с.: ил.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ