РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность понятия «выразительность» и особенности ее развития у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении 7
1.2. Влияние театрализованной деятельности на развитие
выразительности речи старших дошкольников 18
1.3. Педагогические условия для развития выразительности речи у
старших дошкольников в театрализованной деятельности 34
1.4. Возможности профессиональной подготовки будущих педагогов к развитию выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности в педагогическом колледже 38
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45
2.1. Диагностика уровня развития выразительности речи у старших
дошкольников 45
2.2. Содержание работы по развитию выразительности речи у старших
дошкольников в театрализованной деятельности 52
2.3. Анализ результатов работы по развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность понятия «выразительность» и особенности ее развития у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении 7
1.2. Влияние театрализованной деятельности на развитие
выразительности речи старших дошкольников 18
1.3. Педагогические условия для развития выразительности речи у
старших дошкольников в театрализованной деятельности 34
1.4. Возможности профессиональной подготовки будущих педагогов к развитию выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности в педагогическом колледже 38
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45
2.1. Диагностика уровня развития выразительности речи у старших
дошкольников 45
2.2. Содержание работы по развитию выразительности речи у старших
дошкольников в театрализованной деятельности 52
2.3. Анализ результатов работы по развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие речи является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как одна из главных проблем. Результатом обучения языку является показатель владения речью.
Процесс овладения дошкольниками выразительной речью до настоящего времени представляет несомненный интерес. Модернизация системы образования, введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) и появление новых примерных общеобразовательных программ дошкольного образования «От рождения до школы», «Детство» и др. требует пересмотра сложившихся подходов к определению содержания, форм, методов и средств развития навыков выразительной речи дошкольников в направлении поиска благоприятных условий данного процесса.
Внимание к выразительной стороне речи формирует способность выражать в интонации, в тоне, в жесте, в мимике, темпе речи переживания человека, отношение к событию, побуждение к действию; способствует более точному, внушительному выражению своих мыслей и чувств. Овладев теми или иными средствами выразительности, ребенок учится слышать различные оттенки их и в речи других людей, он начинает лучше понимать собеседника, а также приобретает способность понимать формы выразительности в процессе восприятия поведения людей. Обучение выразительности речи готовит детей дошкольного возраста к восприятию стиля художественных произведений, учит оценивать произведения, созданные мастерами слова.
Однако, в настоящее время в средствах массовой информации, интернете, в речи взрослых отмечается увеличение объема лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, употреблении слов, находящихся за пределами литературного языка, в невыразительности интонации и др. Ребенок не сможет овладеть красивой и правильной речью без специальной планомерной работы со взрослыми.
В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. Проблема формирования и развития детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, педагогов - Ф.А. Сохиной, О.С. Ушаковой, А.И. Полозовой и др. В настоящее время, по мнению многих авторов, необходимо искать разнообразные средства ее развития в различных видах детской деятельности.
По мнению исследователей Л.В. Артемовой, И.Г. Вечкановой, Т.Н. Дороновой, М.Д. Маханевой, Н.Ф. Сорокиной, Э.Г. Чуриловой и др., театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, художественного и нравственного воспитания, развития творчества и коммуникативных качеств личности. В театрализованных играх создаются благоприятные условия для совершенствования диалогической и монологической речи, ее вербальной и невербальной выразительности, а так же для речевого самовыражения ребенка.
До настоящего времени не решен ряд важных вопросов содержательного и методического характера: какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками; каким образом можно обеспечить широкое практикование детей в применении разных средств речевой выразительности; на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи?
Это позволяет утверждать необходимость дальнейшего исследования данной проблемы.
Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками театрализованной деятельности открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности: выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи; традиционность и импровизационность; возможность творческого отношения к их исполнению, которое делает совместное действие более ярким и выразительным.
В силу названных особенностей, театрализованная деятельность выступает эффективным средством развития выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и богатство русского языка, обогащает тем самым детскую речь.
Можно рассматривать театрализованные игры оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью овладения навыками выразительной речи дошкольниками и недостаточным методическим обеспечением этого процесса. Данное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия, способствующие развитию выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс развития выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной педагогические условия развития
выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «выразительность речи» и особенности ее развития.
2. Рассмотреть влияние театрализованной деятельности на развитие выразительности речи у старших дошкольников.
3. Определить и апробировать педагогические условия развития выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
4. Рассмотреть возможности профессиональной подготовки будущих педагогов по развитию выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности в педагогическом колледже.
Гипотеза исследования: развитие выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности будет эффективно, если воспитатель будет:
- владеть педагогическими умениями организовывать данный вид деятельности, подбирать разнообразные средства речевой выразительности;
- обогащать театральную зону различными театрализованными играми и атрибутикой к ним;
- осуществлять взаимодействие с родителями дошкольников.
Методы исследования:
• теоретические: анализ научной литературы;
• эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование;
• количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22, п. Северный, Белгородского района, Белгородской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Процесс овладения дошкольниками выразительной речью до настоящего времени представляет несомненный интерес. Модернизация системы образования, введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) и появление новых примерных общеобразовательных программ дошкольного образования «От рождения до школы», «Детство» и др. требует пересмотра сложившихся подходов к определению содержания, форм, методов и средств развития навыков выразительной речи дошкольников в направлении поиска благоприятных условий данного процесса.
Внимание к выразительной стороне речи формирует способность выражать в интонации, в тоне, в жесте, в мимике, темпе речи переживания человека, отношение к событию, побуждение к действию; способствует более точному, внушительному выражению своих мыслей и чувств. Овладев теми или иными средствами выразительности, ребенок учится слышать различные оттенки их и в речи других людей, он начинает лучше понимать собеседника, а также приобретает способность понимать формы выразительности в процессе восприятия поведения людей. Обучение выразительности речи готовит детей дошкольного возраста к восприятию стиля художественных произведений, учит оценивать произведения, созданные мастерами слова.
Однако, в настоящее время в средствах массовой информации, интернете, в речи взрослых отмечается увеличение объема лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, употреблении слов, находящихся за пределами литературного языка, в невыразительности интонации и др. Ребенок не сможет овладеть красивой и правильной речью без специальной планомерной работы со взрослыми.
В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. Проблема формирования и развития детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, педагогов - Ф.А. Сохиной, О.С. Ушаковой, А.И. Полозовой и др. В настоящее время, по мнению многих авторов, необходимо искать разнообразные средства ее развития в различных видах детской деятельности.
По мнению исследователей Л.В. Артемовой, И.Г. Вечкановой, Т.Н. Дороновой, М.Д. Маханевой, Н.Ф. Сорокиной, Э.Г. Чуриловой и др., театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, художественного и нравственного воспитания, развития творчества и коммуникативных качеств личности. В театрализованных играх создаются благоприятные условия для совершенствования диалогической и монологической речи, ее вербальной и невербальной выразительности, а так же для речевого самовыражения ребенка.
До настоящего времени не решен ряд важных вопросов содержательного и методического характера: какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками; каким образом можно обеспечить широкое практикование детей в применении разных средств речевой выразительности; на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи?
Это позволяет утверждать необходимость дальнейшего исследования данной проблемы.
Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками театрализованной деятельности открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности: выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи; традиционность и импровизационность; возможность творческого отношения к их исполнению, которое делает совместное действие более ярким и выразительным.
В силу названных особенностей, театрализованная деятельность выступает эффективным средством развития выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и богатство русского языка, обогащает тем самым детскую речь.
Можно рассматривать театрализованные игры оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью овладения навыками выразительной речи дошкольниками и недостаточным методическим обеспечением этого процесса. Данное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия, способствующие развитию выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс развития выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной педагогические условия развития
выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «выразительность речи» и особенности ее развития.
2. Рассмотреть влияние театрализованной деятельности на развитие выразительности речи у старших дошкольников.
3. Определить и апробировать педагогические условия развития выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
4. Рассмотреть возможности профессиональной подготовки будущих педагогов по развитию выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности в педагогическом колледже.
Гипотеза исследования: развитие выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности будет эффективно, если воспитатель будет:
- владеть педагогическими умениями организовывать данный вид деятельности, подбирать разнообразные средства речевой выразительности;
- обогащать театральную зону различными театрализованными играми и атрибутикой к ним;
- осуществлять взаимодействие с родителями дошкольников.
Методы исследования:
• теоретические: анализ научной литературы;
• эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование;
• количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22, п. Северный, Белгородского района, Белгородской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В данной работе был проведен теоретический анализ литературы и экспериментальное исследование по развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности и сделаны соответствующие выводы.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы показал, что старший дошкольный возраст это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности. Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом образования. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. В этом огромную помощь могут оказать театрализованная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Театрализованная деятельность позволяет детям старшего школьного возраста решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь. Театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка, и не случайно в примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел, связанный с организацией театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность - важнейшее средство формирования выразительной речи, а так же развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения, способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Существует множество способов и методов формирования выразительности речи. Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступных и понятных методом для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.
На сегодняшний день обеспечение процесса речевого развития дошкольника, в том числе и выразительности его речи, возможно при условии профессиональной подготовки будущих воспитателей к этому виду деятельности в педагогическом колледже. Составным компонентом этой подготовки является практика, где реализуется практико-ориентированный подход к будущей профессии. Воспитание творческого педагога, владеющего различными формами работы, среди которых важное и значительное место будут занимать драматические представления, театрализованные и сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие речи дошкольника, в том числе и на развитие выразительности как качественной ее характеристики.
Проанализировав подготовку будущих воспитателей в педагогическом колледже к профессиональной деятельности, можно сказать, что руководство театрализованной деятельностью со стороны педагога должно быть направлено на увеличение инициативы, активности детей, развитие их творческой фантазии, сохраняя при этом самодеятельность, а также на развитие речи в целом и выразительности в частности.
Экспериментальная работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Экспериментальное исследование подтвердило эффективность апробированных педагогических условий. В частности, остановимся на результатах динамики развития выразительности у детей старшего дошкольного возраста: до эксперимента высокий уровень был у 1 ребенка (7,69%), после эксперимента - у 10 детей (76,8%); до эксперимента средний уровень - у 8 детей (61,54%), после эксперимента - у 3 детей (23,08%); до эксперимента низкий уровень - у 4 детей (30,77%), после эксперимента низкий уровень отсутствовал.
Таким образом, задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы показал, что старший дошкольный возраст это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности. Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом образования. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. В этом огромную помощь могут оказать театрализованная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Театрализованная деятельность позволяет детям старшего школьного возраста решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь. Театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка, и не случайно в примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел, связанный с организацией театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность - важнейшее средство формирования выразительной речи, а так же развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения, способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Существует множество способов и методов формирования выразительности речи. Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступных и понятных методом для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.
На сегодняшний день обеспечение процесса речевого развития дошкольника, в том числе и выразительности его речи, возможно при условии профессиональной подготовки будущих воспитателей к этому виду деятельности в педагогическом колледже. Составным компонентом этой подготовки является практика, где реализуется практико-ориентированный подход к будущей профессии. Воспитание творческого педагога, владеющего различными формами работы, среди которых важное и значительное место будут занимать драматические представления, театрализованные и сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие речи дошкольника, в том числе и на развитие выразительности как качественной ее характеристики.
Проанализировав подготовку будущих воспитателей в педагогическом колледже к профессиональной деятельности, можно сказать, что руководство театрализованной деятельностью со стороны педагога должно быть направлено на увеличение инициативы, активности детей, развитие их творческой фантазии, сохраняя при этом самодеятельность, а также на развитие речи в целом и выразительности в частности.
Экспериментальная работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Экспериментальное исследование подтвердило эффективность апробированных педагогических условий. В частности, остановимся на результатах динамики развития выразительности у детей старшего дошкольного возраста: до эксперимента высокий уровень был у 1 ребенка (7,69%), после эксперимента - у 10 детей (76,8%); до эксперимента средний уровень - у 8 детей (61,54%), после эксперимента - у 3 детей (23,08%); до эксперимента низкий уровень - у 4 детей (30,77%), после эксперимента низкий уровень отсутствовал.
Таким образом, задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение.
Подобные работы
- Психолого – педагогические основы проблемы развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской книгой
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - Психолого - педагогические основы проблемы развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской книгой (Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание доброжелательного отношения к окружающим у старших
дошкольников в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Игра-драматизация как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Театрализованная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Игра-драматизация как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИСРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019



