ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность понятия «выразительность» и особенности ее развития у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении 7
1.2. Влияние театрализованной деятельности на развитие
выразительности речи старших дошкольников 18
1.3. Педагогические условия для развития выразительности речи у
старших дошкольников в театрализованной деятельности 34
1.4. Возможности профессиональной подготовки будущих педагогов к развитию выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности в педагогическом колледже 38
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45
2.1. Диагностика уровня развития выразительности речи у старших
дошкольников 45
2.2. Содержание работы по развитию выразительности речи у старших
дошкольников в театрализованной деятельности 52
2.3. Анализ результатов работы по развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие речи является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как одна из главных проблем. Результатом обучения языку является показатель владения речью.
Процесс овладения дошкольниками выразительной речью до настоящего времени представляет несомненный интерес. Модернизация системы образования, введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) и появление новых примерных общеобразовательных программ дошкольного образования «От рождения до школы», «Детство» и др. требует пересмотра сложившихся подходов к определению содержания, форм, методов и средств развития навыков выразительной речи дошкольников в направлении поиска благоприятных условий данного процесса.
Внимание к выразительной стороне речи формирует способность выражать в интонации, в тоне, в жесте, в мимике, темпе речи переживания человека, отношение к событию, побуждение к действию; способствует более точному, внушительному выражению своих мыслей и чувств. Овладев теми или иными средствами выразительности, ребенок учится слышать различные оттенки их и в речи других людей, он начинает лучше понимать собеседника, а также приобретает способность понимать формы выразительности в процессе восприятия поведения людей. Обучение выразительности речи готовит детей дошкольного возраста к восприятию стиля художественных произведений, учит оценивать произведения, созданные мастерами слова.
Однако, в настоящее время в средствах массовой информации, интернете, в речи взрослых отмечается увеличение объема лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, употреблении слов, находящихся за пределами литературного языка, в невыразительности интонации и др. Ребенок не сможет овладеть красивой и правильной речью без специальной планомерной работы со взрослыми.
В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. Проблема формирования и развития детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, педагогов - Ф.А. Сохиной, О.С. Ушаковой, А.И. Полозовой и др. В настоящее время, по мнению многих авторов, необходимо искать разнообразные средства ее развития в различных видах детской деятельности.
По мнению исследователей Л.В. Артемовой, И.Г. Вечкановой, Т.Н. Дороновой, М.Д. Маханевой, Н.Ф. Сорокиной, Э.Г. Чуриловой и др., театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, художественного и нравственного воспитания, развития творчества и коммуникативных качеств личности. В театрализованных играх создаются благоприятные условия для совершенствования диалогической и монологической речи, ее вербальной и невербальной выразительности, а так же для речевого самовыражения ребенка.
До настоящего времени не решен ряд важных вопросов содержательного и методического характера: какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками; каким образом можно обеспечить широкое практикование детей в применении разных средств речевой выразительности; на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи?
Это позволяет утверждать необходимость дальнейшего исследования данной проблемы.
Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками театрализованной деятельности открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности: выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи; традиционность и импровизационность; возможность творческого отношения к их исполнению, которое делает совместное действие более ярким и выразительным.
В силу названных особенностей, театрализованная деятельность выступает эффективным средством развития выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и богатство русского языка, обогащает тем самым детскую речь.
Можно рассматривать театрализованные игры оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью овладения навыками выразительной речи дошкольниками и недостаточным методическим обеспечением этого процесса. Данное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия, способствующие развитию выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс развития выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной педагогические условия развития
выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «выразительность речи» и особенности ее развития.
2. Рассмотреть влияние театрализованной деятельности на развитие выразительности речи у старших дошкольников.
3. Определить и апробировать педагогические условия развития выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
4. Рассмотреть возможности профессиональной подготовки будущих педагогов по развитию выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности в педагогическом колледже.
Гипотеза исследования: развитие выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности будет эффективно, если воспитатель будет:
- владеть педагогическими умениями организовывать данный вид деятельности, подбирать разнообразные средства речевой выразительности;
- обогащать театральную зону различными театрализованными играми и атрибутикой к ним;
- осуществлять взаимодействие с родителями дошкольников.
Методы исследования:
• теоретические: анализ научной литературы;
• эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование;
• количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22, п. Северный, Белгородского района, Белгородской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В данной работе был проведен теоретический анализ литературы и экспериментальное исследование по развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности и сделаны соответствующие выводы.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы показал, что старший дошкольный возраст это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности. Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом образования. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. В этом огромную помощь могут оказать театрализованная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Театрализованная деятельность позволяет детям старшего школьного возраста решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь. Театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка, и не случайно в примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел, связанный с организацией театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность - важнейшее средство формирования выразительной речи, а так же развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения, способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Существует множество способов и методов формирования выразительности речи. Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступных и понятных методом для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.
На сегодняшний день обеспечение процесса речевого развития дошкольника, в том числе и выразительности его речи, возможно при условии профессиональной подготовки будущих воспитателей к этому виду деятельности в педагогическом колледже. Составным компонентом этой подготовки является практика, где реализуется практико-ориентированный подход к будущей профессии. Воспитание творческого педагога, владеющего различными формами работы, среди которых важное и значительное место будут занимать драматические представления, театрализованные и сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие речи дошкольника, в том числе и на развитие выразительности как качественной ее характеристики.
Проанализировав подготовку будущих воспитателей в педагогическом колледже к профессиональной деятельности, можно сказать, что руководство театрализованной деятельностью со стороны педагога должно быть направлено на увеличение инициативы, активности детей, развитие их творческой фантазии, сохраняя при этом самодеятельность, а также на развитие речи в целом и выразительности в частности.
Экспериментальная работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Экспериментальное исследование подтвердило эффективность апробированных педагогических условий. В частности, остановимся на результатах динамики развития выразительности у детей старшего дошкольного возраста: до эксперимента высокий уровень был у 1 ребенка (7,69%), после эксперимента - у 10 детей (76,8%); до эксперимента средний уровень - у 8 детей (61,54%), после эксперимента - у 3 детей (23,08%); до эксперимента низкий уровень - у 4 детей (30,77%), после эксперимента низкий уровень отсутствовал.
Таким образом, задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе / Т. Авдулова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С. 29-33.
2. Акулова О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24 - 32.
3. Александрова О. Мороз Иванович / О. Александрова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 81-84.
4. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
5. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. - 160 с.
6. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания / Отв. ред. А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова; Рос. акад. наук, ин-т психологии. — М.: Наука, 2001. — 277с.
7. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е.А. Антипина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
8. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 2009. - 128 с.
9. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями.// Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2005
10. Арушанова А. Истоки диалога / А. Арушанова, Н. Дурова, Е. Рычагова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - С. 33-39.
11. Баряева Л.Б. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, Ф.И. Алибаева. - М.: Каро, 2009. - 256 с.
12. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности / Е. Белоус // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 66-70.
13. Белошистая А. Развиваем связную речь / А. Белошистая, А. Смага // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 20-25.
14. Березина Н.О. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.О. Березина и др. // Электронный ресурс:
http: //www.pro sv .ru/umk/do shkolka/info .aspx?ob_no=26734
15. Бизикова О. Игра как фактор развития диалога / О. Бизикова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 9-18.
16. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. : Питер, 2008. — 398 с.
17. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
18. Брушлинский В. А. Кольцова; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. — М. : Наука, 2001. — 277 с.
19. Букреева Л. У Лукоморья: Музыкально-театрализованное представление / Л. Букреева, Н. Поповицкая // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 103-116.
20. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова. - СПб.: КАРО, 2006. - 143 с.
21. Ворошнина Л.В. Формирование творческой самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх / Л.В. Ворошнина // Игровая деятельность в дошкольном учреждении. - Ульяновск, 1999. - С. 18-25.
22. Воспитание детей в игре / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
23. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 94 с.
24. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1984. - С. 5-361.
25. Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности / Т.А. Гайворонская, В.А. Деркунская. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 144 с.
26. Гераскина Л. Занятия по театрализованной деятельности / Л. Гераскина // Дошкольное воспитание. - 2000 - № 8. - С. 106-110.
27. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 1983. - 143 с.
28. Губанова Н. Педагогические возможности игры-драматизации / Н. Губанова // Детский сад от А до Я. - 2008. - №4. - С. 28-35.
29. Двинянинова, Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте / Ю.А. Двинянинова // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.
30. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.
Логинова и др. - М.: Просвещение, 2014. - Режим доступа:
http: //www.babylessons .ru/prgramma-detstvo/
31. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004. - 127с.
32. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. - 2001. - № 2.
33. Дмитриев Д. В. Толковый словарь русского языка . - М., 2003
34. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников /Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1981. - 130 с.
35. Ефремова Т. Ф., Толковый словарь. - М.: Русский язык, 2000.ю
36. Жукова. Ю.М. Формирование речи у дошкольников / Ю.М. Жукова. - М.: Просвещение, 1985. - 238 с.
37. Жуковская. Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. - М.: АПН РСФСР, 2004. - 319 с.
38. Запорожец А.В. Леонтьев А.Н.., Вопросы психологии ребенка дошкольного
возраста: Сб. ст. /Под ред. А.Н Леонтьева.и А.В. Запорожца. -.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
39. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники / Н.В. Зарецкая. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 144 с.
40. Захарова Т. Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития / Т. Захарова, Р. Сатарова // Дошкольное воспитание. - 2012. -№ 3. - С. 31-34.
41. Зильберман П. Похищение Снегурочки / П. Зильберман // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 10. - С. 113-116.
42. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду / И. Зимина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
43. Зурабова К. Законы волшебства / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 93-98.
44. Зырянова Л.Н. Занятия по развитию речи в ДОУ / Л.Н. Зырянова, Т.В. Лужбина. - М.: Феникс, 2012. - 271 с.
45. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
46. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/511630/
47. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. - М.: Флинта, Наука, 1999. - 496 с.
48. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2003. - 144 с.
49. Камаева Т. Нужен ли детям театр / Т. Камаева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 6. - С. 5-7.
50. Карпинская Н.С. Игра-драматизация детей дошкольного возраста / Н.С. Карпинская // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 12. - С. 17-22.
51. Климченко Т. Играем в театр кукол «Живая рука» / Т. Климченко // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. - С. 18-20.
52. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
53. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет / Л.М. Козырева. - М.: Академия развития, 1997. - 158 с.
54. Коренева Т. Белоснежка и семь гномов / Т. Коренева // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 8. - С. 113-119.
55. Кофман Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой
деятельности / Н.С. Кофман // Художественное творчество в детском саду / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974. - С. 69-72.
56. Красильникова Л. Осознанная речевая деятельность детей /Л. Красильникова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 79-84.
57. Курганская Л.М. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.М. Курганская, Л.В. Серых. - Белгород: Константа, 2006. - 263 с.
58. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника / А.М. Леушина. - Л.: Просвещение, 1971. - 223 с.
59. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.:
Педагогика, 1986. - 144 с.
60. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности / Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 49-55.
61. Макаренко Л. Здравствуй, театр! К проблеме приобщения старших дошкольников к театральному искусству / Л. Макаренко // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 4. - С. 32-33; 1995. - № 1. - С. 39-44.
62. Маханева М.Д Театрализованная деятельность дошкольников /М.Д. Маханева // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 11. - С. 6-14.
63. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
64. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е.В. Мигунова. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.
65. Миронова Н. Как учить дошкольников связной монологической речи // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С. 111-116.
66. Михайлова А. Сказки дедушки Иринея «Городок в табакерке» / А. Михайлова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 2. - С. 85-88.
67. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр / Т. Неменова // Дошкольное воспитание. - 1989. - №1. - С. 19-23.
68. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1986. - 797 с.
69. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.
70. Павалаки И.Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006
- 156 с.
71. Петрова Е. Театрализованные игры / Е. Петрова // Дошкольное воспитание.
- 2001. - № 4. - С. 32-38.
72. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. - М.: Школьная Пресса, 2001. - 128 с.
73. Рожественский Н. С. (1892—1981), педагог, методист рус. яз., доктор пед. наук (1961). Работал в московском вузах и в АПН. Учебники по рус. яз. для начальной школы, труды по методике преподавания рус. яз. для общеобразоват. школ и пед. вузов
74. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.¬720с.
75. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М.: Просвещение, 2003.
76. Томчикова С. Н. Солнечные лучики (из опыта работы): методическое пособие / под ред. С. Н. Томчиковой. - Магнитогорск: МаГУ, 2013. - 59 с.
77. Э. Г. Чурилова Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.: Владос, 2003. - 160 с.
78. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок. - М., 1972.
79. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой
деятельности. Социальная природа ролевой игры //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для
студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.