Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Работа №68326

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
262
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения связи самоотношения и социальной компетентности подростков 6
1.1. Понятие социальной компетентности личности в психологии 6
1.2. Особенности социальной компетентности в подростковом возрасте. 11
1.3. Особенности самоотношения в подростковом возрасте и его связь с
социальной компетентностью 19
Глава II. Эмпирическое исследование связи самоотношения и социальной компетентности подростков 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования связи самоотношения
и социальной компетентности подростков 28
2.3 Рекомендации для психологов по развитию социальной компетентности в подростковом возрасте 38
Заключение 43
Список источников 46
Приложения


Актуальность. Особенности самоотношения оказывают
регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, что дает нам основание считать самоотношение в подростковом возрасте одним из основных факторов становления личности.
Подросток сталкивается с новыми социальными требованиями и ролями, входит в новые системы социальных связей и взаимоотношений, в силу этого, в силу чего актуальным становится формирование такого личностного новообразования как социальная компетентность, включающее знания, умения, навыки и способности, которые формируются в процессе социализации и позволяют подростку эффективно взаимодействовать с социальным окружением и адаптироваться в обществе. Социальная компетентность подростка предполагает наличие у него базовых знаний об устройстве общества и его институтов, о ролевых требованиях и ожиданиях, общечеловеческих нормах и ценностях; социально компетентный подросток владеет навыками ролевого поведения и взаимодействия, общения и взаимопонимания. Данные умения и качества в подростковом возрасте, во многом, определяют новообразование данного возраста - самосознание подростка, и, в частности, его эмоционально - оценочную составляющую - самоотношение.
Особенности взаимосвязи самоотношения и уровня социальной компетентности в подростковом возрасте обусловлены тем, что при наличии позитивного самоотношения личность подростка открыта процессу познания, в том числе, и социального устройства и взаимодействия. В то же время, развитая социальная компетентность может сказываться на самоуважении личности подростка, принятии себя и, в конечном итоге, на позитивном самоотношении. Несмотря на то, что актуальность изучения проблемы взаимосвязи самоотношения и уровня социальной компетентности обусловлена их влиянием, в конечном итоге, на особенности становления самосознания как основного новообразования подросткового возраста, в психологической литературе данной проблеме не уделено должное внимание.
Проблема исследования: каков характер связи самоотношения и социальной компетентности подростков?
Целью исследования является решение поставленной проблемы.
Объект исследования - самоотношение подростков.
Предмет - связь самоотношения личности и социальной компетентности подростков.
Гипотеза исследования: между показателями самоотношения
личности и социальной компетентности в подростковом возрасте существует связь, а именно:
- чем выше у подростков показатели аутосимпатии, самоуверенности, самоинтереса, самоуважения, саморуководства и ожидаемого положительного отношения со стороны других, тем выше у них умение актуализировать свой личностный опыт применительно к конкретной социальной ситуации;
- чем выше самоуверенность, тем выше готовность к принятию личностной ответственности за выбор собственного поведения в ситуации социального взаимодействия.
Задачи:
1. Рассмотреть разработанность в психологии проблемы связи самоотношения личности и социальной компетентности подростков.
2. Изучить особенности самоотношения подростков.
3. Исследовать уровень социальной компетентности подростков.
4. Определить характер связи между самоотношением и социальной компетентностью в подростковом возрасте.
5. Разработать рекомендации для психологов по развитию социальной компетентности в подростковом возрасте.
Методы исследования:
- организационные - сравнительный;
- эмпирические - психодиагностический метод;
- обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
- интерпретационные - структурный метод.
Решение поставленных задач потребовало использование комплекса психодиагностических методик:
1. Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева, В.В. Столина.
2. Опросник Г.М. Беспаловой, О.Ю. Чмыр, Н.М. Формаго, разработанный для диагностики особенностей развития социальной и коммуникативной компетентностей.
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №37» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 58 подростков, в возрасте 13-14 лет.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся изучением проблемы самоотношения личности (С.Р. Пантелеев, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин); работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Н.Л. Белопольской по изучению подросткового возраста, исследования проблемы социальной компетентности личности в работах Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Л.П. Алексеевой, Н.С. Шаблыгиной и др.
Корреляционный анализ проводился посредством вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальная компетентность представляет собой фундаментальную социально-психологическую структуру личности, включающую знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Самоотношение, являясь центральным детерминирующим компонентом самосознания, определяющим самовосприятие, содержание установок на себя, в подростковом возрасте представляет из себя центральное «ядерное» образование самосознания, во многом, определяет развитие социальной компетентности в подростковом возрасте, в частности, такие его характеристики, как: самоуважение, ожидание положительного отношения со стороны окружающих и т.п. (С.А. Учарова).
В нашей работе целью исследования являлось определение характера связи самоотношения и социальной компетентности подростков. В ходе эмпирического изучения особенностей социальной компетентности и самоотношения у подростков, нами был сделан вывод о том, что среди подростков с завышенным самоотношением выявлено наибольшее число испытуемых с высоким уровнем социальной компетентности, в то время как подростки с заниженным самоотношением, главным образом, характеризуются низким уровнем развития социальной компетентности.
В ходе проведенного эмпирического исследования нами было выявлено, что подростки характеризуются средним и заниженным уровнем самоотношения, что говорит о том, что данные подростки, в большей мере, склонны относиться к себе критично, а то и вовсе не удовлетворены собой и своими достижениями, они не ожидают со стороны окружающих благожелательного отношения и симпатии, что вероятно, может быть связано с тем, что они оценивают себя как недостаточно интересных людей с богатым внутренним миром, достойных и способных к определенным достижением. Подростки в формировании самоотношения ориентируются на 44
внешние оценки, в силу чего развитие рефлексии и самопонимания является недостаточным. Подростки подвержены в принятии решений, общении и т.п. склоняться к авторитетному мнению других, в силу чего, при возникновении различных конфликтов или неприятных последствий, не склонны винить себя в произошедшем.
Современные подростки не отличаются высоким уровнем социальной компетентности, большая часть испытуемых характеризуется средним и низким уровнем развития социальной компетентности, что, по нашему мнению, может являться причиной возникновения трудностей в процессе социализации и процессах общения. Одним из наименее сформированных компонентов социальной компетентности у подростков является готовность к принятию личной ответственности за выбор собственного поведения в ситуации социального взаимодействия, что говорит о недостаточно сформированном интернальном локусе контроля и ориентации современных подростков на внешние обстоятельства. В силу этого данные подростки не в полной мере осознают необходимость расширения (или наличия у себя широкого диапазона) социальных знаний-умений с целью достижения высокого уровня адаптивности. Также данные подростки испытывают трудности с определением и выбором возможных и наиболее эффективных способов деятельности, вариантов поведения.
Проведенный корреляционный анализ позволил выявить значимые прямые связи между показателями самоотношения и социальной компетентности. Компонент социальной компетентности «умение актуализировать свой личностный опыт применительно к конкретной социальной ситуации» взаимосвязан с такими особенностями самоотношения, как: аутосимпатия, самоуверенность, самоуважение,
самоинтерес, саморуководство и ожидаемое положительное отношение со стороны других, что свидетельствует о том, что эмоционально положительное восприятие себя, уверенность в своих силах и способностях,
уважение своих достоинств и мнения, интерес к своему внутреннему миру,
45
ориентация на свои собственные убеждения и ценности, а также убежденность в собственной привлекательности для других, способствуют развитию умения актуализировать свой личностный опыт применительно к конкретной социальной ситуации. Кроме этого, выявленная прямая взаимосвязь между показателем самоуверенности и готовности к принятию личной ответственности за выбор собственного поведения в ситуации социального взаимодействия, по нашему мнению, является логичной и определяет значимость уверенности в себе, своих силах и правоте в формировании чувства личной ответственности и готовности ее принимать.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования, подтвердилась, цель исследования достигнута.



1. Аллахвердов, В.М. Сознание как парадокс / В.М. Аллахвердов. - СПб: «Издательство ДНК», 2000. - 528 с.
2. Ананьев, Б.Г. . Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. - СПб: Издательство: Санкт-Петербургского университета, 2007. - 412 с.
3. Андреева, Г.А. Психология социального познания / Г.А. Андреева.
- М.: Аспект Пресс, 2005.- 303 с.
4. Баранова, Л.А. Социальная компетентность: условия
формирования и проявления / Л.А. Баранова // Человек и общество. - 2005. - Выпуск XXXI. - С.161 - 172.
5. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд,
Дж. Байярд. - М.: Академический проект, 2015. - 208 с.
6. Белицкая, Г.Э. Социальная компетенция личности / Г.Э. Белицкая. - М., 1995. - С. 42-57.
7. Белопольская, Н.Л. Самосознание проблемных подростков /
Н.Л. Белопольская, Е.В. Свистунова, Е.М. Шафирова. - М.: Институт
психологии РАН, 2007. - 332 с.
8. Бергер, П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
9. Бернс, Р Развитие Я-концепции и воспитание / Р Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 230 с.
10. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Олма-пресс, 2004. - 672 с.
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
12. Волков, Б.С. Психология юности и молодости / Б.С. Волков. - М.: Трикста, 2006.-256с.
13. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский.
- М.: Эксмо, 2006 - 1136 с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. -
М.: АСТ, 2008. - 671 с.
15. Демин, В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды / В.А. Демин// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - №4. - С.34-42.
16. Занаев, С.С. Социальная компетентность - результат процесса социализации одаренного подростка / С.С. Занаев // «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»: сборник статей по материалам IV международной научно - практической конференции. - 2015. - 176 с.
17. Запятая, О.В. Программы формирования социальных умений: подходы к разработке и особенности реализации / О.В. Запятая // Инновации в образовании. -2011. -№4. - С.101-114.
18. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Изд-во «Прометей», 2010. - 365 с.
19. Исакова, Т.В. Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья / Т.В. Исакова. - СПб.: РГПУ, 2003. - С. 18-24.
20. Калинина, Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Н.В. Калинина // Психологическая наука и образование. - 2001. - №4. - С. 16¬19.
21. Клочкова, Л.И. Компетентности юного москвича / Л.И. Клочкова // Календарь - спутник организатора воспитания школьников на 2008 - 2009 уч.год. - М.: Центр «Школьная книга», 2008. - С.47-58.
22. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, Коджаспиров А.Ю. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
23. Кон, И.С. Детство как социальный феномен / И.С. Кон // Журнал исследований социальной политики. - 2004. - Т 2. - № 2. - С. 151-174.
24. Кондратьев, М.Ю. Типологические особенности
психосоциального развития подростков / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. - 1997. - №3. - С. 73.
25. Костыря, С.С. Представления о коммуникативных качествах и индивидуальные особенности самосознания и поведения личности / С.С. Костыря // Педагогические науки. - 2003. - №1. - С. 41 - 47.
26. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2012. - 940 с.
27. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Поголыпа. -СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
28. Лукьянова, И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности подростков / И.И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. - 2001. - №4. - С. 41-47.
29. Материалы к семинару «Компетентностный подход в современном образовании» / отв. ред. Зимняя И.А. - Москва-Пермь, 2004. - 15 с.
30. Маслова, И.А. Социализация подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей: автореф. дисс. канд. пед. наук / И.А. Маслова. - Оренбург, 2007. - 23 с.
31. Митина, Л.М. Психологя труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.
32. Моросанова, В.И. Самосознание и саморегуляция поведения / В.И. Моросанова. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 213 с.
33. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ, 2011. - 400 с.
34. Новикова, Л.И. Профессиональный словарик: компетенция и компетентность - одно и то же? / Л.И. Новикова // Преподаватель XXI в. - 2005. - №1. - С. 49-51.
35. Огородова, Л.Н. Содержание и структура социальных компетентностей подростков - школьников / Л.Н. Огородова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4. - С. 39-44.
36. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
37. Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система/ С.Р. Пантелеев.- М.: Просвещение, 1991. - 64 с.
38. Петухов, С.Г. Формирование социальной компетентности у учащихся в воспитательном процессе профессионального лицея: дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2009. - 169 с.
39. Психология. Словарь/ под ред. А.В. Петровского,
М. Я. Ярошевского. - М.: Просвещение, 2010. - 678 с.
40. Пушкарева, Т.Г. Модель образовательной среды как способ формирования социальной компетентности: структура и содержание / Т.Г. Пушкарева // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2012. - №2. - С.5-14.
41. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.
42. Райгородский, Д.Я. Психология личности / Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах - М, 2013. - 1056 с.
43. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 584 с.
44. Реан, А.А. Социализация личности / А.А. Реан. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - С. 151-152.
45. Реан, А.А. Социальная педагогическай психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 416 с.
46. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Изд-во «Мир», 2000. - 437 с.
47. Роджерс, К. Становление личности / К. Роджерс. - М.: Эксмо- Пресс, 2002. - 358 с.
48. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Издательство «Питер», 2011. - 432 с.
49. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. - СПб.: Речь, 2006. - 365 с.
50. Савина, О.О. Психолого - педагогическое сопровождение развития социальной и коммуникативной компетентности в средней школе / О.О. Савина, О.М. Смирнова // Психология образования: социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2010.
- С.203-205.
51. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия/ под ред. Райгородского Д.Я. - Самара: Бахрах - М, 2008. - 656 с.
52. Самсонова, Т.И. Социальная компетентность и технологии ее формирования: дис. ... канд. соц. наук. - СПб, 2006. - 193 с.
53. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект-пресс, 2005. - 460 с.
54. Сибиль, Е. От «неосознанной некомпетентности» к «неосознанной компетентности» / Е. Сибиль, И. Гришина // Директор школы.
- 1997. - Спецвыпуск (№25). - С. 12-20.
55. Сивкова, Г.И. Социальная компетентность / Г.И. Сивкова // Вакансия. - 2011. - №13. - С.5.
56. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: Просвещение, 2006. - 284 с.
57. Сулейманов, М.С. Контент-анализ понятия «социальная компетентность» / М.С. Сулейманов // Молодой ученый. - 2012. - №9. - С.314-318.
58. Учарова, С.А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе / С.А. Учарова // Известия Уральского государственного университета. - 2007. - № 50. - С. 47-51.
59. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология: избр.психол. труды: учеб.-метод.пособие / гл. ред. Д.И. Фельдштейн. - Москва: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. - 427 с.
60. Хуторской, А. В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А.В. Хуторской,
Л.Н. Хуторская. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2008. - С.117-137.
61. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение: 3-е издание / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Издательство «Питер», 2014. - 607 с.
62. Шепель, В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров. - М.: Народное образование, 1999.- 432 с.
63. Штайнер, Р. Формирование самосознания, психики и организма человека / Р. Штайнер. - М.: Лонгвин, 2013. - 256 с.
64. Шульга, Т.И. Подросток в кризисной ситуации / Т.И. Шульга, В.Н. Шляпников // Библиотека «Первое сентября», серия Школьный психолог. - №25.- 2009.- С. 24-28.
65. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Просвещение, 2010. - 381 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ