Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

Работа №68318

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
277
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 6
1.1. Понятие «семья» как фактор развития личности подростка 6
1.2. Особенности семейного воспитания в разных типах семей как
фактор благополучия ее членов 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 36
2.3. Методические рекомендации для работы с родителями по
формированию гармоничного стиля воспитания детей 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ

Семья является важнейшей средой формирования личности и главным институтом воспитания ребёнка. От родительского настроя на воспитание зависит родительская позиция, стиль воспитания, а от этого и эмоциональное состояние ребёнка.
В современных сложных социально-экономических условиях семейные отношения претерпевают серьёзные изменения. В связи с этим возникает необходимость оказания помощи семье, поиска новых перспективных направлений работы во взаимодействии с родителями, направленных на изменение взаимодействий и взаимоотношений взрослых и детей.
Именно семья является для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств.
Так как ребенок находится в семье в течение значительной части своей жизни, то по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Отличительной чертой воспитательной работы является то, что человек находит в ней ни с чем несравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее.
Проблема исследования: каковы особенности семейного воспитания подростков из многодетных семей?
Цель исследования. Изучить особенности семейного воспитания подростков в многодетных семьях.
Объект исследования - особенности семейного воспитания подростков.
Предмет исследования - особенности семейного воспитания подростков в многодетной семье.
Методы исследования:
- организационные методы - сравнительный;
- методы сбора эмпирических данных - психодиагностические методы (тестирование).
- методы обработки данных - качественный и количественный анализ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. уточнить понятие «семья» и определить ее основные характеристики;
2. дать научную характеристику различным типам семей;
3. проанализировать особенности семейного воспитания в многодетных семьях;
4. на основании эмпирических данных, проследить развитие личности подростка в многодетных семьях;
Гипотеза исследования состоит в том, что семейное воспитание в многодетных семьях подростков проявляется в следующих особенностях: для родителей характерен выбор авторитарного или либерального стилей воспитания, а эмоциональное принятие детей занимает среднюю позицию: между отвержением и принятием ребенка.
Теоретическая основа исследования.
Проблемой изучения семейного воспитания занимались Азаров Ю.П., Байков Ф.Я., Васильева Э.В., Гуров В.Н., Каган Е.В., Куликова Т.А., Лесгафт П.Ф., Харчев А.Г.
Практическая значимость полученных результатов. Данное исследования определяется возможностью использовать полученные результаты в просветительской и консультационной работе с участниками учебно-воспитательного процесса (родителями, учителями, воспитателями); при разработке и проведении мероприятий, направленных на повышение профессиональной квалификации психологов, социальных педагогов, работающих в социальных сферах (образование, здравоохранение, социальная защита населения); при составлении и реализации социальных программ с целью индивидуализации процесса обучения и воспитания, выбора образовательного маршрута, реализации индивидуального потенциала ребенка.
Эмпирическая база. Исследование особенностей семейного воспитания в многодетных и однодетных семьях проходило на базе МБОУ СОШ №46 г. Белгорода. В данном исследовании приняли участие 40 детей из однодетных семей и 40 детей из многодетных семей подросткового возраста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы. Формирование личности человека целиком и полностью зависит от детско-родительских отношений, стиля общения родителей и детей и типа семейного воспитания.
Тип семейного воспитания определяется: эмоциональными, ролевыми, коммуникативными взаимоотношениями, психосоциальными качествами родителей. Определяют следующие типы семейных отношений: диктат, опека, невмешательство, сотрудничество. Размер семьи и очередность рождения определяют особенности семейного воспитания.
Наша работа была посвящена исследованию семейного воспитания подростков в многодетных семьях. В результате исследования, мы можем сделать следующие выводы.
Взаимоотношения в многодетной семье между родителями и детьми, отношение детей к родительскому воспитанию носят особый характер:
- для большей части родителей многодетных семей характеры авторитарный и либеральный стили воспитания;
- для этих родителей характерно контролирующее поведение, проявляющееся в навязчивости, стремлении ограничивать ребенка. Высокий уровень контролирующего поведения с их стороны, что выражается в мелочной опеке, навязчивости, стремлении ограничивать (можем предположить, что это домашние поручения: присмотр за более младшими детьми, помощь по хозяйству);
- у третьей части родителей из многодетных семей отмечается эмоциональное принятие детей, и эти родители занимают среднюю позицию между отвержением и принятием ребенка;
- родители не стремятся учитывать их мнения при принятии важных семейных решений, что, скорее всего, ограничивается как временем принятия самих решений, так и количеством различных мнений со стороны всех детей.
Родители во взаимоотношениях с детьми в малодетных семьях проявляется сотрудничество, учитывают их права и достоинства. Также в этих семьях отмечается высокий уровень эмоциональной близости с родителями. Большинство детей испытывает желание делиться с родителями самым сокровенным и важным, отмечают средний уровень согласия во взаимоотношениях с родителями
Таким образом, результаты нашего исследования показали, что семейное воспитание в многодетных семьях подростков проявляется в следующих особенностях: для родителей характерен выбор авторитарного или либерального стилей воспитания, а эмоциональное принятие детей занимает среднюю позицию: между отвержением и принятием ребенка.
Таким образом, наша гипотеза, поставленная нами при написании данной выпускной квалификационной работы, подтвердилась.



1. Абрамова А.В. Эмпатия как фундамент морального опыта. [Текст] / А.В Абрамова // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 367 с
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект, 2002. - 228 с.
3. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 208 с.
4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Просвещение, 2002. - 685 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 191с.
6. Андреева Т.В. Психология семьи. - СПб.: Речь, 2007. - 160 с.
7. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: Пер. с нем. - М.: Просвещение, 2007. - 490 с.
8. Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации. - СПб.: Наука, 2005. - 132 с.
9. Баландина Л.Л. Гендерные особенности индивидуальности детей из многодетных и однодетных семей // Пол и Gender в интегральном исследовании индивидуальности человека / под ред. Б.А.Вяткина. Пермь, 2008.
10. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М.: Прогресс, 2009. - 180 с.
11. Бенеш Н.Л. Эмпатия как важнейшее личностное качество. [Текст] / Н.Л. Бенеш // Альманах современной науки и образования. 2007. № 1. С. 49¬51
12. Бодалев А.А. Психология общения, [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Изд. Институт практической психологии, Воронеж: НПО , 1996.- 256 страниц 46 стр.
13. Бражникова А.Н., Эмпатия как нравственное качество будущего профессионала. [Электронный ресурс] / А.Н Бражникова // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» 2012, №4 режим доступа: http:ZZpsyedu.ru/joumal/2012/4Z3152.phtml
14. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье.
- М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 208 с.
15. Варга А.Я. Типы родительского отношения. - Самара, 2007. - 224 с.
16. Вердербер Р. Психология общения. [Текст] / Вердербер Р., Вердербер К. - СПб.: Изд. Праймеврознак, 2003. - 320 с.
17. Грачев В. И. Коммуникация и общение в современной культуре: уроки научной аберрации. [Текст] / В. И. Грачев // Журнал Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина Выпуск№ 4/том 2 / 2011
18. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2007.-240 с.
19. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2004. - 450 с.
20. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание. - М.: Политиздат, 2000. - 319 с.
21. Дружинин В.Н. Психология семьи. - СПб.: Питер, 2008. - 104 с.
22. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. - М.: изд-во Владос-Пресс, 2007. - 361с.
23. Дубровина И.В. Особенности обучения и психического развития школьников. - М.: Педагогика, 2008. - 566 с.
24. Елеференко И.О Синергетическая составляющая эмпатии. [Текст] / И.О. Елеференко // Журнал Фундаментальные исследования Выпуск № 12 / 2010
25. Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, 2008. - С. 3-10.
26. Корчак Я. Как любить детей. — М.: ЮНИТИ, 2003. - 351 с.
27. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 324 с.
28. Куликова Т.А.Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб.заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 232 с.
29. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 2009. - 32 с.
30. Логинова И.А. Специфика детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная практика. - 2008. - №4. - С. 21.
31. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. - М., 2007. - 217 с.
32. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. - Воронеж, 2007. - 560 с.
33. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 520 с.
34. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 424 с.
35. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних детей. - М.: Издательство «Флинта», 2008. - 124 с.
36. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. -М.:
Академия, 2005. - 400 с.
37. Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. - К.: Рута, 2001. - 608 с.
38. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. С.П. Силяева. - М.: Академия, 2002. - 128с.
39. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - М.,2002.- 319 с.
40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в
образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 2006. - 529 с.
41. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного
поведения детей. - М: Эксмо, 2002. - 147 с.
42. Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., 2000. - 72 с.
43. Сухарь Е. Ошибки семейного воспитания: Советы родителям//
Воспитание школьников. - 2005. - №3. - С.46-48.
44. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. — М.:
Просвещение, 2004. - 450 с.
45. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник
учителя // Практическая психология в образовании. -М.: Изд-во
«Совершенство», 2003. - 92 с.
46. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М., 1978. Божович Л. И. Психология формирования личности. - М.: Просвещение, 1995. - 314 с.
47. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Рипол Классик,2003.- 212 с.
48. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М.: Эксмо, 2000. - 176 с.
49. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 2002.-135 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ