ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 6
1.1. Понятие «семья» как фактор развития личности подростка 6
1.2. Особенности семейного воспитания в разных типах семей как
фактор благополучия ее членов 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 36
2.3. Методические рекомендации для работы с родителями по
формированию гармоничного стиля воспитания детей 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 6
1.1. Понятие «семья» как фактор развития личности подростка 6
1.2. Особенности семейного воспитания в разных типах семей как
фактор благополучия ее членов 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 36
2.3. Методические рекомендации для работы с родителями по
формированию гармоничного стиля воспитания детей 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Семья является важнейшей средой формирования личности и главным институтом воспитания ребёнка. От родительского настроя на воспитание зависит родительская позиция, стиль воспитания, а от этого и эмоциональное состояние ребёнка.
В современных сложных социально-экономических условиях семейные отношения претерпевают серьёзные изменения. В связи с этим возникает необходимость оказания помощи семье, поиска новых перспективных направлений работы во взаимодействии с родителями, направленных на изменение взаимодействий и взаимоотношений взрослых и детей.
Именно семья является для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств.
Так как ребенок находится в семье в течение значительной части своей жизни, то по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Отличительной чертой воспитательной работы является то, что человек находит в ней ни с чем несравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее.
Проблема исследования: каковы особенности семейного воспитания подростков из многодетных семей?
Цель исследования. Изучить особенности семейного воспитания подростков в многодетных семьях.
Объект исследования - особенности семейного воспитания подростков.
Предмет исследования - особенности семейного воспитания подростков в многодетной семье.
Методы исследования:
- организационные методы - сравнительный;
- методы сбора эмпирических данных - психодиагностические методы (тестирование).
- методы обработки данных - качественный и количественный анализ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. уточнить понятие «семья» и определить ее основные характеристики;
2. дать научную характеристику различным типам семей;
3. проанализировать особенности семейного воспитания в многодетных семьях;
4. на основании эмпирических данных, проследить развитие личности подростка в многодетных семьях;
Гипотеза исследования состоит в том, что семейное воспитание в многодетных семьях подростков проявляется в следующих особенностях: для родителей характерен выбор авторитарного или либерального стилей воспитания, а эмоциональное принятие детей занимает среднюю позицию: между отвержением и принятием ребенка.
Теоретическая основа исследования.
Проблемой изучения семейного воспитания занимались Азаров Ю.П., Байков Ф.Я., Васильева Э.В., Гуров В.Н., Каган Е.В., Куликова Т.А., Лесгафт П.Ф., Харчев А.Г.
Практическая значимость полученных результатов. Данное исследования определяется возможностью использовать полученные результаты в просветительской и консультационной работе с участниками учебно-воспитательного процесса (родителями, учителями, воспитателями); при разработке и проведении мероприятий, направленных на повышение профессиональной квалификации психологов, социальных педагогов, работающих в социальных сферах (образование, здравоохранение, социальная защита населения); при составлении и реализации социальных программ с целью индивидуализации процесса обучения и воспитания, выбора образовательного маршрута, реализации индивидуального потенциала ребенка.
Эмпирическая база. Исследование особенностей семейного воспитания в многодетных и однодетных семьях проходило на базе МБОУ СОШ №46 г. Белгорода. В данном исследовании приняли участие 40 детей из однодетных семей и 40 детей из многодетных семей подросткового возраста.
В современных сложных социально-экономических условиях семейные отношения претерпевают серьёзные изменения. В связи с этим возникает необходимость оказания помощи семье, поиска новых перспективных направлений работы во взаимодействии с родителями, направленных на изменение взаимодействий и взаимоотношений взрослых и детей.
Именно семья является для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств.
Так как ребенок находится в семье в течение значительной части своей жизни, то по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Отличительной чертой воспитательной работы является то, что человек находит в ней ни с чем несравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее.
Проблема исследования: каковы особенности семейного воспитания подростков из многодетных семей?
Цель исследования. Изучить особенности семейного воспитания подростков в многодетных семьях.
Объект исследования - особенности семейного воспитания подростков.
Предмет исследования - особенности семейного воспитания подростков в многодетной семье.
Методы исследования:
- организационные методы - сравнительный;
- методы сбора эмпирических данных - психодиагностические методы (тестирование).
- методы обработки данных - качественный и количественный анализ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. уточнить понятие «семья» и определить ее основные характеристики;
2. дать научную характеристику различным типам семей;
3. проанализировать особенности семейного воспитания в многодетных семьях;
4. на основании эмпирических данных, проследить развитие личности подростка в многодетных семьях;
Гипотеза исследования состоит в том, что семейное воспитание в многодетных семьях подростков проявляется в следующих особенностях: для родителей характерен выбор авторитарного или либерального стилей воспитания, а эмоциональное принятие детей занимает среднюю позицию: между отвержением и принятием ребенка.
Теоретическая основа исследования.
Проблемой изучения семейного воспитания занимались Азаров Ю.П., Байков Ф.Я., Васильева Э.В., Гуров В.Н., Каган Е.В., Куликова Т.А., Лесгафт П.Ф., Харчев А.Г.
Практическая значимость полученных результатов. Данное исследования определяется возможностью использовать полученные результаты в просветительской и консультационной работе с участниками учебно-воспитательного процесса (родителями, учителями, воспитателями); при разработке и проведении мероприятий, направленных на повышение профессиональной квалификации психологов, социальных педагогов, работающих в социальных сферах (образование, здравоохранение, социальная защита населения); при составлении и реализации социальных программ с целью индивидуализации процесса обучения и воспитания, выбора образовательного маршрута, реализации индивидуального потенциала ребенка.
Эмпирическая база. Исследование особенностей семейного воспитания в многодетных и однодетных семьях проходило на базе МБОУ СОШ №46 г. Белгорода. В данном исследовании приняли участие 40 детей из однодетных семей и 40 детей из многодетных семей подросткового возраста.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы. Формирование личности человека целиком и полностью зависит от детско-родительских отношений, стиля общения родителей и детей и типа семейного воспитания.
Тип семейного воспитания определяется: эмоциональными, ролевыми, коммуникативными взаимоотношениями, психосоциальными качествами родителей. Определяют следующие типы семейных отношений: диктат, опека, невмешательство, сотрудничество. Размер семьи и очередность рождения определяют особенности семейного воспитания.
Наша работа была посвящена исследованию семейного воспитания подростков в многодетных семьях. В результате исследования, мы можем сделать следующие выводы.
Взаимоотношения в многодетной семье между родителями и детьми, отношение детей к родительскому воспитанию носят особый характер:
- для большей части родителей многодетных семей характеры авторитарный и либеральный стили воспитания;
- для этих родителей характерно контролирующее поведение, проявляющееся в навязчивости, стремлении ограничивать ребенка. Высокий уровень контролирующего поведения с их стороны, что выражается в мелочной опеке, навязчивости, стремлении ограничивать (можем предположить, что это домашние поручения: присмотр за более младшими детьми, помощь по хозяйству);
- у третьей части родителей из многодетных семей отмечается эмоциональное принятие детей, и эти родители занимают среднюю позицию между отвержением и принятием ребенка;
- родители не стремятся учитывать их мнения при принятии важных семейных решений, что, скорее всего, ограничивается как временем принятия самих решений, так и количеством различных мнений со стороны всех детей.
Родители во взаимоотношениях с детьми в малодетных семьях проявляется сотрудничество, учитывают их права и достоинства. Также в этих семьях отмечается высокий уровень эмоциональной близости с родителями. Большинство детей испытывает желание делиться с родителями самым сокровенным и важным, отмечают средний уровень согласия во взаимоотношениях с родителями
Таким образом, результаты нашего исследования показали, что семейное воспитание в многодетных семьях подростков проявляется в следующих особенностях: для родителей характерен выбор авторитарного или либерального стилей воспитания, а эмоциональное принятие детей занимает среднюю позицию: между отвержением и принятием ребенка.
Таким образом, наша гипотеза, поставленная нами при написании данной выпускной квалификационной работы, подтвердилась.
Тип семейного воспитания определяется: эмоциональными, ролевыми, коммуникативными взаимоотношениями, психосоциальными качествами родителей. Определяют следующие типы семейных отношений: диктат, опека, невмешательство, сотрудничество. Размер семьи и очередность рождения определяют особенности семейного воспитания.
Наша работа была посвящена исследованию семейного воспитания подростков в многодетных семьях. В результате исследования, мы можем сделать следующие выводы.
Взаимоотношения в многодетной семье между родителями и детьми, отношение детей к родительскому воспитанию носят особый характер:
- для большей части родителей многодетных семей характеры авторитарный и либеральный стили воспитания;
- для этих родителей характерно контролирующее поведение, проявляющееся в навязчивости, стремлении ограничивать ребенка. Высокий уровень контролирующего поведения с их стороны, что выражается в мелочной опеке, навязчивости, стремлении ограничивать (можем предположить, что это домашние поручения: присмотр за более младшими детьми, помощь по хозяйству);
- у третьей части родителей из многодетных семей отмечается эмоциональное принятие детей, и эти родители занимают среднюю позицию между отвержением и принятием ребенка;
- родители не стремятся учитывать их мнения при принятии важных семейных решений, что, скорее всего, ограничивается как временем принятия самих решений, так и количеством различных мнений со стороны всех детей.
Родители во взаимоотношениях с детьми в малодетных семьях проявляется сотрудничество, учитывают их права и достоинства. Также в этих семьях отмечается высокий уровень эмоциональной близости с родителями. Большинство детей испытывает желание делиться с родителями самым сокровенным и важным, отмечают средний уровень согласия во взаимоотношениях с родителями
Таким образом, результаты нашего исследования показали, что семейное воспитание в многодетных семьях подростков проявляется в следующих особенностях: для родителей характерен выбор авторитарного или либерального стилей воспитания, а эмоциональное принятие детей занимает среднюю позицию: между отвержением и принятием ребенка.
Таким образом, наша гипотеза, поставленная нами при написании данной выпускной квалификационной работы, подтвердилась.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Изучение самосознания подростков из многодетных семей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4610 р. Год сдачи: 2017 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ ОДНОДЕТНЫХ И МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Взаимоотношения родителей и детей подросткового возраста в многодетных семьях (Российский Университет Дружбы Народов)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ(19,00,07)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Особенности социальной работы с многодетными семьями
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ: ФОРМЫ, МЕТОДЫ, УСЛОВИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям (Уральский Государственный Юридический Университет)
Курсовые работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024



