«ОБРАЗ Я» СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ «ОБРАЗА
Я» СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 7
1.1. Развитие личности в старшем подростковом возрасте 7
1.2. Особенности «Образа Я» старших подростков 14
1.3. Значение интеллектуальных способностей в подростковом
возрасте 28
1.4. Влияние интеллектуальных способностей на становление личности
старших подростков 36
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ОБРАЗА Я»
СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 41
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Изучение «Образа Я» старших подростков 43
2.3. Выявление интеллектуальных способностей в старшем
подростковом возрасте 59
2.4. Анализ характера связи между особенностями «Образа Я» и интеллектуальными способностями в старшем подростковом
возрасте 66
2.5. Рекомендации для старших подростков по развитию
интеллектуальных способностей 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ «ОБРАЗА
Я» СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 7
1.1. Развитие личности в старшем подростковом возрасте 7
1.2. Особенности «Образа Я» старших подростков 14
1.3. Значение интеллектуальных способностей в подростковом
возрасте 28
1.4. Влияние интеллектуальных способностей на становление личности
старших подростков 36
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ОБРАЗА Я»
СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 41
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Изучение «Образа Я» старших подростков 43
2.3. Выявление интеллектуальных способностей в старшем
подростковом возрасте 59
2.4. Анализ характера связи между особенностями «Образа Я» и интеллектуальными способностями в старшем подростковом
возрасте 66
2.5. Рекомендации для старших подростков по развитию
интеллектуальных способностей 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. На сегодняшний день одной из важных проблем современного общества является развитие зрелой, самостоятельной и самодостаточной личности. Зрелость определяется различными факторами, но основополагающим является сформированность самосознания личности и её структурных компонентов. Данной точки зрения придерживаются такие авторы как Ч. Кули, А. А. Реан, К. Рождерс, Е. Т. Соколова, В. В. Столин и другие.
Важнейшей функцией самосознания выступает обеспечение внутренней согласованности личности, сохранение относительного устойчивых форм поведения (И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, А. М. Прихожан, Д. И. Фельдштейн, Е. В. Шорохова, Д. Б. Эльконин, и другие). По мнению многих авторов, когнитивный компонент раскрывается через «Образ Я» (К. Роджерс, И. И. Чеснокова и другие). Развитие когнитивного компонента влияет отношение подростка к себе и окружающим. Однако психологи отмечают, что «Образ Я» в старшем подростковом возрасте выступает основным компонентом самосознания личности и включает в себя: познавательный, поведенческий, и эмоционально-оценочный компонент (И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, Е. Т. Соколова, А. А. Реан).
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте предполагает новою иерархию отношений, при этом ключевыми являются отношения со сверстниками и отношение к себе. Данная формулировка выступает важной основой построения новообразований «Образа Я».
«Образ Я», как одно из ключевых новообразований в старшем подростковом возрасте, может развиваться лишь в ведущей деятельности. В качестве ведущей деятельности в старшем подростковом возрасте выступает: общественно-полезная деятельность (Д. И. Фельдштейн), учебно¬профессиональная деятельность (Д. Б. Эльконин), общественно-значимая деятельность (В. В. Давыдов).
Однако, несмотря на разнообразие подходов к ведущей деятельности старших подростков, нет сомнений в том, что именно в ней должны развиваться центральные новообразования возраста, а именно: личностная рефлексия, самосознание, чувство взрослости, гипотетико-дедуктивное мышление (Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Ж. Пиаже, А. М. Прихожан). Интеллектуальные способности позволяют сделать знание более согласованным, а соответственно ориентация и социализация в обществе протекает более положительно, что существенным образом влияет на развитие личности подростка. Новый уровень мышления, позволяет актуализировать свои умственные способности.
В психолого-педагогической литературе данная проблематика недостаточно освящена, однако в существующих исследованиях описаны отдельные компоненты «Образа Я» (М. М. Бахтин, И. С. Кон, Р. С. Пантилеев, Е. Т Соколова, В. В. Столин, Д. И. Фельдштейн, и др.) и интеллектуальных способностей (В. Н. Дружинин, А. Н. Митин, С. Л. Рубинштейн, М. А. Холодная и др.).
Проблема исследования: каковы особенности «Образа Я» у старших подростков с разным уровнем интеллектуальных способностей?
Цель исследования: изучить особенности «Образа Я» старших подростков с разным уровнем интеллектуальных способностей.
Объект исследования: «Образ Я» старших подростков.
Предмет исследования: Особенности «Образа Я» старших подростков с разным уровнем интеллектуальных способностей.
Гипотеза исследования. «Образ Я» у старших подростков с разным уровнем интеллектуальных способностей имеет свою специфику, а именно: при высоком уровне интеллектуальных способностей и формальной успешности в учении будет доминировать рефлексивный вид и уравновешенный тип «Образа Я».
Достижение цели исследования предполагает решение ряда задач.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью изучения сущности и специфики «Образа Я» у старших подростков, особенностей интеллектуального развития в старшем подростковом возрасте.
2. Изучить особенности «Образ Я» старших подростков.
3. Определить уровень интеллектуальных способностей и формальной успешности в учении старших подростков.
4. Проанализировать характер связи «Образа Я», интеллектуальных способностей и формальной успешности в учении старших подростков.
5. Разработать рекомендации по развитию интеллектуальных способностей старших подростков.
Теоретической основой исследования стали работы Л. С. Выготского, В. Н. Дружинина, И. С. Кона, Д. А. Леонтьева, А. Н. Митина, Д. И. Фельдштейна, М. А. Холодной, и других авторов, которые отмечают, важность развития интеллектуальных способностей в развитии самосознания старших подростков.
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач, были использованы следующие методы исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы, а также теоретических и эмпирических исследований по проблеме, диагностики структурных компонентов «Образа Я» и интеллектуальных способностей (тестирование, анкетирование), методы качественной и количественной обработки эмпирических данных (программы MS Excel и IBM SPSS. Statistics. 17.0, непараметрический статистический метод для 2-х независимых выборок критерий U-Манна Уитни, Н - критерий Крускала-Уоллиса, коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена).
Методики исследования отбирались в соответствии с целями и задачами нашей работы:
1. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд в модификации Т. В. Румянцевой)
2. Краткий Ориентировочный Тест (В. Н. Бузин, Э. Ф. Вандерлик).
База и выборка исследования: МБОУ «СОШ №37» и МБОУ «СОШ №20», МБОУ «СОШ №7» в исследовании приняли участие 65 респондентов девятых классов, в возрасте 14 до 15 лет, из них 35 девушки и 30 юношей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы нашего исследования могут быть использованы в работе психологов для создания коррекционно-развивающих занятий. Разработаны рекомендации для старших подростков по развитию интеллектуальных способностей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты проведенного нами исследования были представлены в виде доклада на студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии», состоявшейся в рамках Недели науки НИУ «БелГУ» - 2018г.
Важнейшей функцией самосознания выступает обеспечение внутренней согласованности личности, сохранение относительного устойчивых форм поведения (И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, А. М. Прихожан, Д. И. Фельдштейн, Е. В. Шорохова, Д. Б. Эльконин, и другие). По мнению многих авторов, когнитивный компонент раскрывается через «Образ Я» (К. Роджерс, И. И. Чеснокова и другие). Развитие когнитивного компонента влияет отношение подростка к себе и окружающим. Однако психологи отмечают, что «Образ Я» в старшем подростковом возрасте выступает основным компонентом самосознания личности и включает в себя: познавательный, поведенческий, и эмоционально-оценочный компонент (И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, Е. Т. Соколова, А. А. Реан).
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте предполагает новою иерархию отношений, при этом ключевыми являются отношения со сверстниками и отношение к себе. Данная формулировка выступает важной основой построения новообразований «Образа Я».
«Образ Я», как одно из ключевых новообразований в старшем подростковом возрасте, может развиваться лишь в ведущей деятельности. В качестве ведущей деятельности в старшем подростковом возрасте выступает: общественно-полезная деятельность (Д. И. Фельдштейн), учебно¬профессиональная деятельность (Д. Б. Эльконин), общественно-значимая деятельность (В. В. Давыдов).
Однако, несмотря на разнообразие подходов к ведущей деятельности старших подростков, нет сомнений в том, что именно в ней должны развиваться центральные новообразования возраста, а именно: личностная рефлексия, самосознание, чувство взрослости, гипотетико-дедуктивное мышление (Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Ж. Пиаже, А. М. Прихожан). Интеллектуальные способности позволяют сделать знание более согласованным, а соответственно ориентация и социализация в обществе протекает более положительно, что существенным образом влияет на развитие личности подростка. Новый уровень мышления, позволяет актуализировать свои умственные способности.
В психолого-педагогической литературе данная проблематика недостаточно освящена, однако в существующих исследованиях описаны отдельные компоненты «Образа Я» (М. М. Бахтин, И. С. Кон, Р. С. Пантилеев, Е. Т Соколова, В. В. Столин, Д. И. Фельдштейн, и др.) и интеллектуальных способностей (В. Н. Дружинин, А. Н. Митин, С. Л. Рубинштейн, М. А. Холодная и др.).
Проблема исследования: каковы особенности «Образа Я» у старших подростков с разным уровнем интеллектуальных способностей?
Цель исследования: изучить особенности «Образа Я» старших подростков с разным уровнем интеллектуальных способностей.
Объект исследования: «Образ Я» старших подростков.
Предмет исследования: Особенности «Образа Я» старших подростков с разным уровнем интеллектуальных способностей.
Гипотеза исследования. «Образ Я» у старших подростков с разным уровнем интеллектуальных способностей имеет свою специфику, а именно: при высоком уровне интеллектуальных способностей и формальной успешности в учении будет доминировать рефлексивный вид и уравновешенный тип «Образа Я».
Достижение цели исследования предполагает решение ряда задач.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью изучения сущности и специфики «Образа Я» у старших подростков, особенностей интеллектуального развития в старшем подростковом возрасте.
2. Изучить особенности «Образ Я» старших подростков.
3. Определить уровень интеллектуальных способностей и формальной успешности в учении старших подростков.
4. Проанализировать характер связи «Образа Я», интеллектуальных способностей и формальной успешности в учении старших подростков.
5. Разработать рекомендации по развитию интеллектуальных способностей старших подростков.
Теоретической основой исследования стали работы Л. С. Выготского, В. Н. Дружинина, И. С. Кона, Д. А. Леонтьева, А. Н. Митина, Д. И. Фельдштейна, М. А. Холодной, и других авторов, которые отмечают, важность развития интеллектуальных способностей в развитии самосознания старших подростков.
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач, были использованы следующие методы исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы, а также теоретических и эмпирических исследований по проблеме, диагностики структурных компонентов «Образа Я» и интеллектуальных способностей (тестирование, анкетирование), методы качественной и количественной обработки эмпирических данных (программы MS Excel и IBM SPSS. Statistics. 17.0, непараметрический статистический метод для 2-х независимых выборок критерий U-Манна Уитни, Н - критерий Крускала-Уоллиса, коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена).
Методики исследования отбирались в соответствии с целями и задачами нашей работы:
1. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд в модификации Т. В. Румянцевой)
2. Краткий Ориентировочный Тест (В. Н. Бузин, Э. Ф. Вандерлик).
База и выборка исследования: МБОУ «СОШ №37» и МБОУ «СОШ №20», МБОУ «СОШ №7» в исследовании приняли участие 65 респондентов девятых классов, в возрасте 14 до 15 лет, из них 35 девушки и 30 юношей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы нашего исследования могут быть использованы в работе психологов для создания коррекционно-развивающих занятий. Разработаны рекомендации для старших подростков по развитию интеллектуальных способностей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты проведенного нами исследования были представлены в виде доклада на студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии», состоявшейся в рамках Недели науки НИУ «БелГУ» - 2018г.
Целью данной работы являлось изучить особенности «Образа Я» старших подростков с разным уровнем интеллектуальных способностей.
Первая часть нашего исследования была посвящена анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Мы определили границы старшего подросткового возраста, рассмотрели особенности развития личности на данном онтогенетическом этапе. Рассмотрена специфика формирования «Образа Я» в старшем подростковом возрасте. Помимо этого, изучены особенности развития интеллектуальных способностей и их связь с «Образом Я» старших подростков.
Во второй части исследования, мы изучили особенности отдельных компонентов «Образа Я», определили уровень развития интеллектуальных способностей и формальной успешности старших подростков.
Проанализированы различия в интеллектуальных способностях и компонентах их «Образа Я», изучен характер связи между данными показателями. Нами были разработаны рекомендации для старших подростков по развитию интеллектуальных способностей.
Были получены результаты и сделаны следующие выводы:
1. В старшем подростковом возрасте наиболее развиты такие показатели «Образа Я» как: «Рефлексивное Я», «Социальное Я» и «Деятельное Я». Это отражает особенности данного возраста и определяет основные тенденции развития старших подростков обеспечивая гармоничное включение в сознательную деятельность.
Одним из основных компонентов «Образа Я» и самосознания в старшем подростковом возрасте является самооценка, характер которой влияет на личностное развитие в целом. Выявлено, что у большинства респондентов самооценка неадекватно завышена, что соответствует норме возрастного развития, а именно отражает «оперативную самооценку», определяющую отношение подростка к себе в настоящее время, её основой является сопоставление себя с такими формами поведения, которые выступают идеальными формами его личности. Неадекватно заниженная самооценка характерна для младших подростков. Треть респондентов имеют адекватную самооценку, позволяющую сделать знание о себе более согласованным, формирует уверенность в себе, настойчивость как черту характера. Авторы связывают характер самооценки и разнообразие общественной деятельности старших подростков. Участие в разнообразных видах занятий гармонизирует самооценку, благодаря чему она становится адекватной.
2. Интеллектуальные способности большинства современных старших подростков находятся на среднем уровне развития. В ходе теоретического анализа литературы мы сделали вывод о том, что интеллектуальные способности развиваются благодаря основным познавательным процессам, уровень развития данных процессов будет обусловлен адаптивными способностями старших подростков. Респонденты, обладающие высоким уровнем интеллектуальных способностей, отличаются высокой
способностью к решению задач на анализ и обобщение; старшие подростки отличаются быстрой переключаемостью; ассоциативный ряд имеет четкую организацию; на высоком уровне развито пространственное воображение. У подростков, которые дали меньшее количество правильных ответов, наблюдается более слабое развитие когнитивных процессов. Это обуславливает значение разнообразных видов деятельности как в интеллектуальном, так и в личностном развитии старшего подростка.
Изучение гендерного аспекта интеллектуальных способностей в старшем подростковом возрасте выявило различия между показателями уровня интеллектуальны способностей юношей и девушек, а именно: у девушек подростков уровень интеллектуальных способностей выше, чем у юношей.
Интеллектуальные способности у старших подростков развиваются в различных видах деятельности, в том числе учебной, несмотря на отход от школы как общей тенденции данного возрастного этапа. Исходным продуктом учебной деятельности является показатель формальной успешности в учении, отражающий основные итоги деятельности. Была обнаружена связь между уровнем интеллектуальных способностей и уровнем формальной успешности в учебной деятельности подростков. Большинство современных подростков имеют средние показатели формальной успешности, детерминируемой в учебной деятельности. У девушек учебная деятельность является более значимой и развивается быстрее, чем у юношей.
3. Были выявлены статистически значимые различия между основными компонентами «Образа Я» и уровнем интеллектуальных способностей старших подростков в показателях «Материального Я», «Рефлексивного Я» и «Перспективного Я». «Материальное Я» высоко развито у респондентов с высоким и низким уровнем интеллекта, при этом слаборазвито у старших подростков со средней выраженностью интеллектуальных способностей. В данном случае отражается, с одной стороны, степень дифференцированности и обособленности подростка, а с другой, неспособностью к разделению своей и чужой собственности. «Рефлексивное Я» слаборазвито при низких показателях уровня интеллекта, и наоборот, поскольку гипотетико- дедуктивное мышление возникает, прежде всего, на основе развития рефлексивных способностей в данном возрасте. «Перспективное Я», определяющее временную направленность на различные жизненные сферы, а также субъективно обозначенные цели и задачи жизни, продуктивно развивается только при развитии интеллектуальных способностей в старшем подростковом возрасте.
4. В ходе исследования была выявлена связь между уровнем интеллектуальных способностей и основными компонентами «Образа Я» старших подростков. Высокий уровень интеллектуальных способностей позволяет старшим подросткам более осмысленно оценивать себя в деятельности, принимать решение и адаптироваться в социуме, что в свою очередь будет способствовать становлению субъектности в деятельности и расширению самосознания. У подростка с низким уровнем интеллектуальных способностей будет наблюдаться слабовыраженная рефлексия, что будет способствовать затруднениям в развитии личности, и наоборот.
Проводя корреляционный анализ, мы выявили зависимость между показателями интеллектуальных способностей и типом «Образа Я». У старших подростков с высоким уровнем интеллектуальных способностей будет характерен сомневающийся тип «Образа Я», нерешительность, это указывает на тревожность, которая может как активировать адаптивные возможности организма, так и, наоборот, усугублять психологическое состояние. Для старших подростков, имеющих средний уровень интеллектуальных способностей, характерен наиболее гармоничный, уравновешенный тип, выражающийся в большей стрессоустойчивости, толерантности и эмоциональной-уравновешенности. Низкий уровень интеллектуальных способностей предопределяет подростков с эмоционально-полярным типом «Образа Я», выражающимся в
эмоциональной неустойчивости, постоянных перепадах настроения, неумении контролировать свои эмоции.
Существует связь между показателями уровней интеллектуальных способностей и их физической идентичностью. Рефлексия собственных аффективных переживаний и телесных ощущений расширяет и обогащает самосознание в подростковом возрасте, однако невозможно достичь достаточного уровня развития данного компонента без развития интеллектуальных способностей. Таким образом, если в старшем подростковом возрасте уровень интеллектуальных способностей имеет низкие показатели, как следствие возможна неразвитая физическая идентичность и наоборот.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что развитие интеллектуальных способностей в старшем подростковом возрасте непосредственно влияет на развитие «Образа Я».
В соответствии с полученными результатами исследования мы разработали рекомендации для старших подростков по развитию интеллектуальных способностей.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные в исследовании результаты об особенностях развития «Образа Я» в зависимости от уровня интеллектуальных способностей старших подростков, могут быть использованы в работе школьной психологической службы для развития старших подростков, а именно для развития интеллектуальных способностей, самосознания, личностной рефлексии, самооценки подростков, их познавательных процессов, способствующих лучшей адаптации, при разработке соответствующих развивающих программ.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы состоят в дальнейшем, более углубленном, изучении особенностей «Образа Я» и интеллектуальных способностей респондентов старшего возраста.
Таким образом, наша гипотеза частично подтвердилась. Цель исследования была достигнута. Все задачи исследования выполнены.
Первая часть нашего исследования была посвящена анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Мы определили границы старшего подросткового возраста, рассмотрели особенности развития личности на данном онтогенетическом этапе. Рассмотрена специфика формирования «Образа Я» в старшем подростковом возрасте. Помимо этого, изучены особенности развития интеллектуальных способностей и их связь с «Образом Я» старших подростков.
Во второй части исследования, мы изучили особенности отдельных компонентов «Образа Я», определили уровень развития интеллектуальных способностей и формальной успешности старших подростков.
Проанализированы различия в интеллектуальных способностях и компонентах их «Образа Я», изучен характер связи между данными показателями. Нами были разработаны рекомендации для старших подростков по развитию интеллектуальных способностей.
Были получены результаты и сделаны следующие выводы:
1. В старшем подростковом возрасте наиболее развиты такие показатели «Образа Я» как: «Рефлексивное Я», «Социальное Я» и «Деятельное Я». Это отражает особенности данного возраста и определяет основные тенденции развития старших подростков обеспечивая гармоничное включение в сознательную деятельность.
Одним из основных компонентов «Образа Я» и самосознания в старшем подростковом возрасте является самооценка, характер которой влияет на личностное развитие в целом. Выявлено, что у большинства респондентов самооценка неадекватно завышена, что соответствует норме возрастного развития, а именно отражает «оперативную самооценку», определяющую отношение подростка к себе в настоящее время, её основой является сопоставление себя с такими формами поведения, которые выступают идеальными формами его личности. Неадекватно заниженная самооценка характерна для младших подростков. Треть респондентов имеют адекватную самооценку, позволяющую сделать знание о себе более согласованным, формирует уверенность в себе, настойчивость как черту характера. Авторы связывают характер самооценки и разнообразие общественной деятельности старших подростков. Участие в разнообразных видах занятий гармонизирует самооценку, благодаря чему она становится адекватной.
2. Интеллектуальные способности большинства современных старших подростков находятся на среднем уровне развития. В ходе теоретического анализа литературы мы сделали вывод о том, что интеллектуальные способности развиваются благодаря основным познавательным процессам, уровень развития данных процессов будет обусловлен адаптивными способностями старших подростков. Респонденты, обладающие высоким уровнем интеллектуальных способностей, отличаются высокой
способностью к решению задач на анализ и обобщение; старшие подростки отличаются быстрой переключаемостью; ассоциативный ряд имеет четкую организацию; на высоком уровне развито пространственное воображение. У подростков, которые дали меньшее количество правильных ответов, наблюдается более слабое развитие когнитивных процессов. Это обуславливает значение разнообразных видов деятельности как в интеллектуальном, так и в личностном развитии старшего подростка.
Изучение гендерного аспекта интеллектуальных способностей в старшем подростковом возрасте выявило различия между показателями уровня интеллектуальны способностей юношей и девушек, а именно: у девушек подростков уровень интеллектуальных способностей выше, чем у юношей.
Интеллектуальные способности у старших подростков развиваются в различных видах деятельности, в том числе учебной, несмотря на отход от школы как общей тенденции данного возрастного этапа. Исходным продуктом учебной деятельности является показатель формальной успешности в учении, отражающий основные итоги деятельности. Была обнаружена связь между уровнем интеллектуальных способностей и уровнем формальной успешности в учебной деятельности подростков. Большинство современных подростков имеют средние показатели формальной успешности, детерминируемой в учебной деятельности. У девушек учебная деятельность является более значимой и развивается быстрее, чем у юношей.
3. Были выявлены статистически значимые различия между основными компонентами «Образа Я» и уровнем интеллектуальных способностей старших подростков в показателях «Материального Я», «Рефлексивного Я» и «Перспективного Я». «Материальное Я» высоко развито у респондентов с высоким и низким уровнем интеллекта, при этом слаборазвито у старших подростков со средней выраженностью интеллектуальных способностей. В данном случае отражается, с одной стороны, степень дифференцированности и обособленности подростка, а с другой, неспособностью к разделению своей и чужой собственности. «Рефлексивное Я» слаборазвито при низких показателях уровня интеллекта, и наоборот, поскольку гипотетико- дедуктивное мышление возникает, прежде всего, на основе развития рефлексивных способностей в данном возрасте. «Перспективное Я», определяющее временную направленность на различные жизненные сферы, а также субъективно обозначенные цели и задачи жизни, продуктивно развивается только при развитии интеллектуальных способностей в старшем подростковом возрасте.
4. В ходе исследования была выявлена связь между уровнем интеллектуальных способностей и основными компонентами «Образа Я» старших подростков. Высокий уровень интеллектуальных способностей позволяет старшим подросткам более осмысленно оценивать себя в деятельности, принимать решение и адаптироваться в социуме, что в свою очередь будет способствовать становлению субъектности в деятельности и расширению самосознания. У подростка с низким уровнем интеллектуальных способностей будет наблюдаться слабовыраженная рефлексия, что будет способствовать затруднениям в развитии личности, и наоборот.
Проводя корреляционный анализ, мы выявили зависимость между показателями интеллектуальных способностей и типом «Образа Я». У старших подростков с высоким уровнем интеллектуальных способностей будет характерен сомневающийся тип «Образа Я», нерешительность, это указывает на тревожность, которая может как активировать адаптивные возможности организма, так и, наоборот, усугублять психологическое состояние. Для старших подростков, имеющих средний уровень интеллектуальных способностей, характерен наиболее гармоничный, уравновешенный тип, выражающийся в большей стрессоустойчивости, толерантности и эмоциональной-уравновешенности. Низкий уровень интеллектуальных способностей предопределяет подростков с эмоционально-полярным типом «Образа Я», выражающимся в
эмоциональной неустойчивости, постоянных перепадах настроения, неумении контролировать свои эмоции.
Существует связь между показателями уровней интеллектуальных способностей и их физической идентичностью. Рефлексия собственных аффективных переживаний и телесных ощущений расширяет и обогащает самосознание в подростковом возрасте, однако невозможно достичь достаточного уровня развития данного компонента без развития интеллектуальных способностей. Таким образом, если в старшем подростковом возрасте уровень интеллектуальных способностей имеет низкие показатели, как следствие возможна неразвитая физическая идентичность и наоборот.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что развитие интеллектуальных способностей в старшем подростковом возрасте непосредственно влияет на развитие «Образа Я».
В соответствии с полученными результатами исследования мы разработали рекомендации для старших подростков по развитию интеллектуальных способностей.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные в исследовании результаты об особенностях развития «Образа Я» в зависимости от уровня интеллектуальных способностей старших подростков, могут быть использованы в работе школьной психологической службы для развития старших подростков, а именно для развития интеллектуальных способностей, самосознания, личностной рефлексии, самооценки подростков, их познавательных процессов, способствующих лучшей адаптации, при разработке соответствующих развивающих программ.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы состоят в дальнейшем, более углубленном, изучении особенностей «Образа Я» и интеллектуальных способностей респондентов старшего возраста.
Таким образом, наша гипотеза частично подтвердилась. Цель исследования была достигнута. Все задачи исследования выполнены.
Подобные работы
- САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗ «Я» ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Когнитивное и личностное развитие старших подростков музыкальных школ (19.00.01)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
ДОСТИЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ
СФОРМИРОВАННОСТЬЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5800 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Количественные и качественные особенности когнитивной и эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста разного пола в связи с различными типами реакции на фрустрацию
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018



