Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«ОБРАЗ Я» СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Работа №68317

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы128
Год сдачи2018
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
373
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ «ОБРАЗА
Я» СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 7
1.1. Развитие личности в старшем подростковом возрасте 7
1.2. Особенности «Образа Я» старших подростков 14
1.3. Значение интеллектуальных способностей в подростковом
возрасте 28
1.4. Влияние интеллектуальных способностей на становление личности
старших подростков 36
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ОБРАЗА Я»
СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 41
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Изучение «Образа Я» старших подростков 43
2.3. Выявление интеллектуальных способностей в старшем
подростковом возрасте 59
2.4. Анализ характера связи между особенностями «Образа Я» и интеллектуальными способностями в старшем подростковом
возрасте 66
2.5. Рекомендации для старших подростков по развитию
интеллектуальных способностей 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность проблемы исследования. На сегодняшний день одной из важных проблем современного общества является развитие зрелой, самостоятельной и самодостаточной личности. Зрелость определяется различными факторами, но основополагающим является сформированность самосознания личности и её структурных компонентов. Данной точки зрения придерживаются такие авторы как Ч. Кули, А. А. Реан, К. Рождерс, Е. Т. Соколова, В. В. Столин и другие.
Важнейшей функцией самосознания выступает обеспечение внутренней согласованности личности, сохранение относительного устойчивых форм поведения (И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, А. М. Прихожан, Д. И. Фельдштейн, Е. В. Шорохова, Д. Б. Эльконин, и другие). По мнению многих авторов, когнитивный компонент раскрывается через «Образ Я» (К. Роджерс, И. И. Чеснокова и другие). Развитие когнитивного компонента влияет отношение подростка к себе и окружающим. Однако психологи отмечают, что «Образ Я» в старшем подростковом возрасте выступает основным компонентом самосознания личности и включает в себя: познавательный, поведенческий, и эмоционально-оценочный компонент (И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, Е. Т. Соколова, А. А. Реан).
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте предполагает новою иерархию отношений, при этом ключевыми являются отношения со сверстниками и отношение к себе. Данная формулировка выступает важной основой построения новообразований «Образа Я».
«Образ Я», как одно из ключевых новообразований в старшем подростковом возрасте, может развиваться лишь в ведущей деятельности. В качестве ведущей деятельности в старшем подростковом возрасте выступает: общественно-полезная деятельность (Д. И. Фельдштейн), учебно¬профессиональная деятельность (Д. Б. Эльконин), общественно-значимая деятельность (В. В. Давыдов).
Однако, несмотря на разнообразие подходов к ведущей деятельности старших подростков, нет сомнений в том, что именно в ней должны развиваться центральные новообразования возраста, а именно: личностная рефлексия, самосознание, чувство взрослости, гипотетико-дедуктивное мышление (Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Ж. Пиаже, А. М. Прихожан). Интеллектуальные способности позволяют сделать знание более согласованным, а соответственно ориентация и социализация в обществе протекает более положительно, что существенным образом влияет на развитие личности подростка. Новый уровень мышления, позволяет актуализировать свои умственные способности.
В психолого-педагогической литературе данная проблематика недостаточно освящена, однако в существующих исследованиях описаны отдельные компоненты «Образа Я» (М. М. Бахтин, И. С. Кон, Р. С. Пантилеев, Е. Т Соколова, В. В. Столин, Д. И. Фельдштейн, и др.) и интеллектуальных способностей (В. Н. Дружинин, А. Н. Митин, С. Л. Рубинштейн, М. А. Холодная и др.).
Проблема исследования: каковы особенности «Образа Я» у старших подростков с разным уровнем интеллектуальных способностей?
Цель исследования: изучить особенности «Образа Я» старших подростков с разным уровнем интеллектуальных способностей.
Объект исследования: «Образ Я» старших подростков.
Предмет исследования: Особенности «Образа Я» старших подростков с разным уровнем интеллектуальных способностей.
Гипотеза исследования. «Образ Я» у старших подростков с разным уровнем интеллектуальных способностей имеет свою специфику, а именно: при высоком уровне интеллектуальных способностей и формальной успешности в учении будет доминировать рефлексивный вид и уравновешенный тип «Образа Я».
Достижение цели исследования предполагает решение ряда задач.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью изучения сущности и специфики «Образа Я» у старших подростков, особенностей интеллектуального развития в старшем подростковом возрасте.
2. Изучить особенности «Образ Я» старших подростков.
3. Определить уровень интеллектуальных способностей и формальной успешности в учении старших подростков.
4. Проанализировать характер связи «Образа Я», интеллектуальных способностей и формальной успешности в учении старших подростков.
5. Разработать рекомендации по развитию интеллектуальных способностей старших подростков.
Теоретической основой исследования стали работы Л. С. Выготского, В. Н. Дружинина, И. С. Кона, Д. А. Леонтьева, А. Н. Митина, Д. И. Фельдштейна, М. А. Холодной, и других авторов, которые отмечают, важность развития интеллектуальных способностей в развитии самосознания старших подростков.
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач, были использованы следующие методы исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы, а также теоретических и эмпирических исследований по проблеме, диагностики структурных компонентов «Образа Я» и интеллектуальных способностей (тестирование, анкетирование), методы качественной и количественной обработки эмпирических данных (программы MS Excel и IBM SPSS. Statistics. 17.0, непараметрический статистический метод для 2-х независимых выборок критерий U-Манна Уитни, Н - критерий Крускала-Уоллиса, коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена).
Методики исследования отбирались в соответствии с целями и задачами нашей работы:
1. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд в модификации Т. В. Румянцевой)
2. Краткий Ориентировочный Тест (В. Н. Бузин, Э. Ф. Вандерлик).
База и выборка исследования: МБОУ «СОШ №37» и МБОУ «СОШ №20», МБОУ «СОШ №7» в исследовании приняли участие 65 респондентов девятых классов, в возрасте 14 до 15 лет, из них 35 девушки и 30 юношей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы нашего исследования могут быть использованы в работе психологов для создания коррекционно-развивающих занятий. Разработаны рекомендации для старших подростков по развитию интеллектуальных способностей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты проведенного нами исследования были представлены в виде доклада на студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии», состоявшейся в рамках Недели науки НИУ «БелГУ» - 2018г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы являлось изучить особенности «Образа Я» старших подростков с разным уровнем интеллектуальных способностей.
Первая часть нашего исследования была посвящена анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Мы определили границы старшего подросткового возраста, рассмотрели особенности развития личности на данном онтогенетическом этапе. Рассмотрена специфика формирования «Образа Я» в старшем подростковом возрасте. Помимо этого, изучены особенности развития интеллектуальных способностей и их связь с «Образом Я» старших подростков.
Во второй части исследования, мы изучили особенности отдельных компонентов «Образа Я», определили уровень развития интеллектуальных способностей и формальной успешности старших подростков.
Проанализированы различия в интеллектуальных способностях и компонентах их «Образа Я», изучен характер связи между данными показателями. Нами были разработаны рекомендации для старших подростков по развитию интеллектуальных способностей.
Были получены результаты и сделаны следующие выводы:
1. В старшем подростковом возрасте наиболее развиты такие показатели «Образа Я» как: «Рефлексивное Я», «Социальное Я» и «Деятельное Я». Это отражает особенности данного возраста и определяет основные тенденции развития старших подростков обеспечивая гармоничное включение в сознательную деятельность.
Одним из основных компонентов «Образа Я» и самосознания в старшем подростковом возрасте является самооценка, характер которой влияет на личностное развитие в целом. Выявлено, что у большинства респондентов самооценка неадекватно завышена, что соответствует норме возрастного развития, а именно отражает «оперативную самооценку», определяющую отношение подростка к себе в настоящее время, её основой является сопоставление себя с такими формами поведения, которые выступают идеальными формами его личности. Неадекватно заниженная самооценка характерна для младших подростков. Треть респондентов имеют адекватную самооценку, позволяющую сделать знание о себе более согласованным, формирует уверенность в себе, настойчивость как черту характера. Авторы связывают характер самооценки и разнообразие общественной деятельности старших подростков. Участие в разнообразных видах занятий гармонизирует самооценку, благодаря чему она становится адекватной.
2. Интеллектуальные способности большинства современных старших подростков находятся на среднем уровне развития. В ходе теоретического анализа литературы мы сделали вывод о том, что интеллектуальные способности развиваются благодаря основным познавательным процессам, уровень развития данных процессов будет обусловлен адаптивными способностями старших подростков. Респонденты, обладающие высоким уровнем интеллектуальных способностей, отличаются высокой
способностью к решению задач на анализ и обобщение; старшие подростки отличаются быстрой переключаемостью; ассоциативный ряд имеет четкую организацию; на высоком уровне развито пространственное воображение. У подростков, которые дали меньшее количество правильных ответов, наблюдается более слабое развитие когнитивных процессов. Это обуславливает значение разнообразных видов деятельности как в интеллектуальном, так и в личностном развитии старшего подростка.
Изучение гендерного аспекта интеллектуальных способностей в старшем подростковом возрасте выявило различия между показателями уровня интеллектуальны способностей юношей и девушек, а именно: у девушек подростков уровень интеллектуальных способностей выше, чем у юношей.
Интеллектуальные способности у старших подростков развиваются в различных видах деятельности, в том числе учебной, несмотря на отход от школы как общей тенденции данного возрастного этапа. Исходным продуктом учебной деятельности является показатель формальной успешности в учении, отражающий основные итоги деятельности. Была обнаружена связь между уровнем интеллектуальных способностей и уровнем формальной успешности в учебной деятельности подростков. Большинство современных подростков имеют средние показатели формальной успешности, детерминируемой в учебной деятельности. У девушек учебная деятельность является более значимой и развивается быстрее, чем у юношей.
3. Были выявлены статистически значимые различия между основными компонентами «Образа Я» и уровнем интеллектуальных способностей старших подростков в показателях «Материального Я», «Рефлексивного Я» и «Перспективного Я». «Материальное Я» высоко развито у респондентов с высоким и низким уровнем интеллекта, при этом слаборазвито у старших подростков со средней выраженностью интеллектуальных способностей. В данном случае отражается, с одной стороны, степень дифференцированности и обособленности подростка, а с другой, неспособностью к разделению своей и чужой собственности. «Рефлексивное Я» слаборазвито при низких показателях уровня интеллекта, и наоборот, поскольку гипотетико- дедуктивное мышление возникает, прежде всего, на основе развития рефлексивных способностей в данном возрасте. «Перспективное Я», определяющее временную направленность на различные жизненные сферы, а также субъективно обозначенные цели и задачи жизни, продуктивно развивается только при развитии интеллектуальных способностей в старшем подростковом возрасте.
4. В ходе исследования была выявлена связь между уровнем интеллектуальных способностей и основными компонентами «Образа Я» старших подростков. Высокий уровень интеллектуальных способностей позволяет старшим подросткам более осмысленно оценивать себя в деятельности, принимать решение и адаптироваться в социуме, что в свою очередь будет способствовать становлению субъектности в деятельности и расширению самосознания. У подростка с низким уровнем интеллектуальных способностей будет наблюдаться слабовыраженная рефлексия, что будет способствовать затруднениям в развитии личности, и наоборот.
Проводя корреляционный анализ, мы выявили зависимость между показателями интеллектуальных способностей и типом «Образа Я». У старших подростков с высоким уровнем интеллектуальных способностей будет характерен сомневающийся тип «Образа Я», нерешительность, это указывает на тревожность, которая может как активировать адаптивные возможности организма, так и, наоборот, усугублять психологическое состояние. Для старших подростков, имеющих средний уровень интеллектуальных способностей, характерен наиболее гармоничный, уравновешенный тип, выражающийся в большей стрессоустойчивости, толерантности и эмоциональной-уравновешенности. Низкий уровень интеллектуальных способностей предопределяет подростков с эмоционально-полярным типом «Образа Я», выражающимся в
эмоциональной неустойчивости, постоянных перепадах настроения, неумении контролировать свои эмоции.
Существует связь между показателями уровней интеллектуальных способностей и их физической идентичностью. Рефлексия собственных аффективных переживаний и телесных ощущений расширяет и обогащает самосознание в подростковом возрасте, однако невозможно достичь достаточного уровня развития данного компонента без развития интеллектуальных способностей. Таким образом, если в старшем подростковом возрасте уровень интеллектуальных способностей имеет низкие показатели, как следствие возможна неразвитая физическая идентичность и наоборот.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что развитие интеллектуальных способностей в старшем подростковом возрасте непосредственно влияет на развитие «Образа Я».
В соответствии с полученными результатами исследования мы разработали рекомендации для старших подростков по развитию интеллектуальных способностей.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные в исследовании результаты об особенностях развития «Образа Я» в зависимости от уровня интеллектуальных способностей старших подростков, могут быть использованы в работе школьной психологической службы для развития старших подростков, а именно для развития интеллектуальных способностей, самосознания, личностной рефлексии, самооценки подростков, их познавательных процессов, способствующих лучшей адаптации, при разработке соответствующих развивающих программ.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы состоят в дальнейшем, более углубленном, изучении особенностей «Образа Я» и интеллектуальных способностей респондентов старшего возраста.
Таким образом, наша гипотеза частично подтвердилась. Цель исследования была достигнута. Все задачи исследования выполнены.



1. Акимова М.К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей: дис. ... доктора психол. наук. - Москва: МГОПУ, 1999. - 397 с.
2. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. - 1980. - Т. 1. № 2. - С. 52- 61.
3. Ассаджоли Р. Психосинтез. - М.: Рефл-бук, 1997. - 316 с.
4. Бабиянц К.А., Мануйлова О. В. Формирование когнитивного аспекта самосознания молодежи по средствам развития рефлексии в фрустрирующей ситуации // Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. С. 251-255.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. - М.: Худож. литература, 1975. - 564 с.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. - М.: Директ-медиа, 2008. - 302 с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
8. Бодалев А.А. В мире подростка. - М.: Медицина, 1980. - 296 с.
9. Большой толковый психологический словарь (комплект из 2 книг) / А. Рабер / Под ред. А. Ребера. - СПб.: Питер, 2000. - 191 с.
10. Бузин В.Н., Вандерлик Э.Ф. Методика «Краткий
ориентировочный тест» с ответами. Опросник диагностики интеллекта (IQ). [Электронный ресурс]. URL: https://psycabi.net/testy/379-metodika-kot-kratkij- orientirovochnyj-otborochnyj-test-s-otvetami-v-n-buzina-e-f-vanderlik-oprosnik- diagnostiki-intellekta-iq (дата обращения: 15.12.17).
11. Буренкова Е.В., Орлова Д.В. Образ Я как оценка собственной внешности девушками 17-18 лет // Психология телесности: теоретические и практические исследования. - Пенза: Изд-во ПГПУ, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http: // psyjournals.ru / psytelesnost / issue / 30455_full.shtml (дата обращения: 22.04.18).
12. Выготский Л.С. Педология подростка. - М.: Наука, 1931. - 300 с.
13. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. - 1991. - №4. - С. 5-18.
14. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 114-123.
15. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. - М.: ДомКниги, 1965. - 397 с.
16. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком //Вопросы психологии. - 1984. - №2. - С. 27-33.
17. Джемс У. Психология. / Под ред. Л. А. Петровской - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
18. Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной я- концепции старших школьников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. Орел: Изд-во «Премиум», 2012. № 4 (24). С. 63-65.
19. Дорфман Л.Я. Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность. - М.: Смысл, 2004. - 319 с.
20. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1972. - №2. - С. 40 - 44.
21. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е издание. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.
22. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М.: Педагогика, 1987. - 184 с.
23. Жданова С.Ю. Стиль учебной деятельности и его развитие (на материале исследования студентов-филологов и математиков): автореф. дис. ... канд.психол.наук. - Пермь: Пермск. гос. пед. ун-т, 1997. - 24 с.
24. Иващук О.Ф. «Я» как понятийная форма. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 313 с.
25. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология. Электронный учебник. смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 487 с. [Электронный ресурс]. URL: http://textarchive.ru/c-1191779.html (дата обращения: 21.03.2018).
26. Келли Дж.А. Теория личности. Психология личных конструктов. - СПб.: Речь, 2000. - 249 с.
27. Кибальченко И.А., Кондракова Н.В. Изучение потенциальных ресурсов у студентов в аспекте саморазвития, самоорганизации и самоопределения молодежи // Человек, субъект, личность в современной психологии: Материалы Международной конференции, посвященной 80- летию А.В. Брушлинского / под. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2013. - Т. 3. - С. 51-52.
28. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. - М.: Знание, 1986. - 78 с.
29. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
30. Конопкин О.А. Психологические механизмы произвольной регуляции деятельности. - М.: Наука, 1980. - 255 с.
31. Кохут Х. Восстановление самости. - М.: Когито-Центр, 2002. - 320 с.
32. Кравцова Н.М. Структура интеллектуальных способностей
человека // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 5.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.natural-
sciences.ru/ru/article/view?id=8132 (дата обращения: 18.02.2018).
33. Кравченко А.И. Родителям о подростках (и подростком о родителях). - М.: ООО «Русское слово - учебная книга», 2002. -320 с.
34. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. - М.: Идея Пресс: Дом интеллектуальной книги, 2000. - 312 с.
35. Кун М. Тест «Кто Я?» / под. ред. Румянцева Т. В.
Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. - СПб., 2006. - С. 82 - 103.
36. Леви Т.С. Отношение к телу в структуре самоотношения // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 3. - С. 72-75.
37. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Академия, 2005. - 352 с.
38. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001.
- 511 с.
39. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
40. Лихтенберг Дж.Д. Клиническое взаимодействие: Теоретические и практические аспекты концепции мотивационных систем / Дж. Д. Лихтенберг, Ф.М. Лачманн; пер. с англ. А.М. Боковикова. - М.: Когито- Центр, 2003. - 368 с.
41. Малышева Л.В. Модели интеллекта: 100 лет развития. - М.; Воронеж: МПСИ, 2006. - 279 с.
42. Мануйлова О.В. Индивидуальная профильная асимметрия как показатель результативности спортивной деятельности в гребле на каноэ // Материалы XXXVII научной конференции сотрудников, аспирантов и студентов факультета психологии ЮФУ, 20-21 апреля. - М.: КРЕДО, 2009. - С. 342-343.
43. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - М.: МОДЭК: МПСИ, 2009. - 544 с.
44. Мид М. Культура и мир детства // Избранные произведения / под ред., сост. и автор послесловия И.С. Кон. - М.: Наука, 1988. - 429 с.
45. Митин А.Н. Основы педагогической психологии высшей школы.
- М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2010. - 191 с.
46. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2009. - 640 с.
47. Новицкая М. С. Психологические аспекты танцевального спорта в системе спортивной подготовки // Психология обучения. - 2014. - № 7. - С. 87-93.
48. Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Москва: Изд-во МПСИ Модэк, 1999. - 42 с.
49. Патаки Ф. Некоторые когнитивные процессы Образа Я // Психологические исследования познавательных процессов и личности / отв. ред.: Д. Ковач, Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1983. - С. 45-51.
50. Первин Л. Психология личности: Теория и исследования / О. Джон; пер. с англ. В.С. Магуна. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 607 с.
51. Петровский А.В. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. - 1982. - № 3. - С. 44-53.
52. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб., 1997. - 256 с.
53. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. - 2001. - № 5. - С. 61-69.
54. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 61¬69.
55. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 451 с.
56. Райгородский Д.Я. Психология самосознания: Хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2003. - 303 с.
57. Реан А.А. Психология личности. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
58. Роджерс К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 416 с.
59. Рожкова Е.А. Формирование адекватной самооценки у старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015.
- Т. 10. - С. 21-25. [Электронный ресурс]. URL: http://e-
koncept.ru/2015/95048.htm (дата обращения: 12.03.18).
60. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2008. - 712 с.
61. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. - СПб.: Ювента, 1999. - 352 с.
62. Сидоров К.Р. Самооценка как составной компонент самосознания личности // Вопросы психологии. - 2003. - №6. - С. 67-73.
63. Соколова Е.Т. Психотерапия. Теория и практика. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
64. Спиридонов В.Ф. Психология мышления. - М.: ACT, 2008. - 672 с.
65. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Юрайт, 2011. - 832 с.
66. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 284 с.
67. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. - Т. 1. Психология музыкальных способностей. - М.: Педагогика, 1985. - 328 с.
68. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и
фразеологических выражений. 4-е изд. / Ожегов С.И. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.
69. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1981. - 222 с.
70. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Наука, 1989. - 200 с.
71. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. - СПб.: Речь, 2000. - 320 с.
72. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции; пер. с нем. Г.В. Барышниковой; под ред. Е.Е. Соколовой, Т.В. Родионовой. - М.: Азбука- Аттикус, 2011. - 480 с.
73. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации // Х. Хартманн; пер. с англ. В.В. Старовойтовой / под ред. М.В. Ромашкевича. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 160 с.
74. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-ое изд, перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
75. Хорни К. Невроз и развитие личности. - М., 1998 - 97 с.
76. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Пер.: Ю. Ковалев, М. Гулина. 3-е издание. - СПб.: Питер, 2008. - 607 с.
77. Чурина Ю.А. Особенности школьной неуспеваемости в подростковом возрасте // современные научные исследования и разработки / Издательство: Научный центр "Олимп" (Астрахань). - 2017. - №7 (15) - С. 542-546.
78. Шадриков В.Д. О содержании понятий "способности" и "одаренность" // Психологический журнал. - 1983. - Т.4. - № 5. - C. 14-19.
79. Шаров А.С. Жизненные кризисы в развитии личности: учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. - Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. — 166 с.
80. Шорохова Е.В. Социальная детерминация поведения // Вопросы психологии. - 1976. - С. 5-18.
81. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в обществе. Философско- социологические проблемы. - Красноярск: Пресс, 2011. - 316 с.
82. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно - исторической теории Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1994. - 253 с.
83. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. А.Д. Андреевой, А.М. Прихожана, В.И. Ривош. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
84. Юсупова Р.Б. Изучение самооценки старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 341-345. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/95112.htm (дата обращения: 18.02.18).
85. Mead G.H. The Individual and the Social Self. Unpublished Works of G.H. Mead. Chicago. - 1970. - p. 80.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ