Введение …………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка средствами дидактической игры…………………………………… 6
1.1. Содержание понятия «познавательная активность» …………... 6
1.2. Особенности развития познавательной активности младших
школьников………………………………………………………... 12
1.3. Возможности использования дидактических игр для развития
познавательной активности на уроках русского языка…………
Выводы по первой главе…
Глава 2. Практическая работа по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка
средствами дидактической игры
2.1. Диагностика уровня познавательной активности детей младшего школьного возраста на уроках русского языка …………... 27
2.2. Организация практической работы по развитию познавательной активности средствами дидактической игры на уроках
русского языка в начальной школе
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
Приложение
На сегодня становится всё более очевидным, что от уровня развития познавательной активности зависит эффективность обучения. Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики, которой посвящены труды многих ученых-педагогов (М.А. Данилова, П.И. Пидкасистого,
Г.И. Щукиной и др.). Ученые каждой эпохи пытаются ответить на извечный
вопрос: что необходимо сделать, чтобы ребенок хотел учиться?
Вопросы развития познавательной активности школьников относятся к
числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и
практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное
значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от
качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и
воспитания школьников (Годовикова, 1998).
В настоящее время перед учителем стоит важная задача – сформировать
познавательную активность младших школьников. Школа должна вооружить
своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно
пополнять их и развивать свои познавательные способности. Творческое развитие учащихся, а также развитие активности, самостоятельности – это требование самой жизни.
Наиболее благоприятным периодом для формирования познавательной
активности является младший школьный возраст. В этот период закладываются основы для формирования универсальных учебных действий. В процессе учебной деятельности формируется творческая личность школьника, которая способна принимать ответственные решения в нестандартных жизненных
ситуациях, что является показателем высокого уровня познавательной активности (Буряк, 2007).
Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики показал, что в последнее время существует проблема низкой познава5
тельной активности учащихся начальной школы. Одним из средств её повышения у младших школьников может служить использование в образовательном процессе начальной школы игровых технологий, где центральное место
занимают дидактические игры.
Игровые технологии вызывают у учащихся положительное отношение к
урокам русского языка, способствуют активизации учебной деятельности,
обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют повышению
познавательной активности на уроке. Проблема данного исследования: каковы педагогические условия развития познавательной активности у младших
школьников на уроках русского языка средствами дидактической игры. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – процесс развития познавательной активности у
младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования – педагогические условия развития познавательной активности на уроках русского языка средствами дидактической игры.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр на уроках
русского языка будет способствовать развитию познавательной активности
младших школьников при условии, что:
– дидактическая игра будет направлена на формирование мотивации к
учению;
– дидактическая игра будет побуждать младших школьников к самостоятельной деятельности.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «познавательная активность».
2. Изучить возрастные особенности формирования и развития познавательной активности младших школьников.
3. Изучить возможности дидактической игры как средства активизации
познавательной деятельности.6
4. Практически выявить исходный уровень познавательной активности
учащихся и спроектировать работу по её развитию у младших школьников на
уроках русского языка средствами дидактической игры.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования: изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме исследования), наблюдение, анкетирование, беседа, математическая обработка
данных.
База исследования: МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода 3 класс «Г».
Проблема развития познавательной активности учащихся в процессе
обучения занимает одно из главенствующих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в большей степени зависит эффективность учебного процесса, потому что активность является важным мотивом познавательной деятельности учащегося.
В процессе практической работы были изучены труды многих учёных,
психологов, педагогов, освоены эффективные формы и методы работы с
детьми по развитию их познавательной активности. Нами было предположено, что использование дидактических игр на уроках русского языка будет
способствовать развитию познавательной активности младших школьников,
при условии, что:
– дидактическая игра будет направлена на формирование мотивации к
учению;
– дидактическая игра будет побуждать младших школьников к самостоятельной деятельности.
В настоящее время существует множество классификаций игр. Дидактические игры широко используются на различных уроках в начальной школе. Дидактические игры имеют огромное значение при обучении детей младшего школьного возраста. Дидактическая игра направлена на мотивацию к
учению, побуждает к самостоятельной деятельности, вовлекает в активную
учебную деятельность каждого ученика, развивает коммуникативные навыки,
учит работать сообща, формирует информационные и логические умения, дает учащемуся реализовать свои творческие идеи.
Нами были выделены и сформулированы критерии развития познавательной активности (когнитивный, мотивационный и эмоционально-волевой)
и охарактеризованы их показатели, распределенные по трем уровням. По итогам диагностик был охарактеризован общий уровень развития познавательной
активности, квантитативные показатели таковы: у 30% учащихся высокий
уровень развития познавательной активности, у 44% – средний уровень, у
26% – низкий уровень.
Нами было предпринято описание практической работы по развитию
познавательной активности младших школьников средствами дидактической
игры. Разработаны планы-конспекты уроков согласно календарно-тематическому планированию, рассмотрены и прокомментированы фрагменты уроков, на которых проводится дидактическая игра. В ходе практического
использования данных игр мы увидели, что учащиеся показывают определенную динамику относительно исходного уровня познавательной активности:
работают более самостоятельно, с интересом включаются в деятельность,
процесс игры сопровождается эмоциональным откликом.
Предложенные дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию речи детей:
пополнению и активизации словаря.
Таким образом, использование дидактических игр способствует повышению уровня познавательной активности детей. Задачи, поставленные в
начале работы, решены, цель исследования достигнута, гипотеза может считаться подтвержденной.
1. Абасов З. А. Познавательная активность школьников / З. А. Абасов // Советская педагогика. - 1989. - №7. - С. 40-43.
2. Айдашева Г. А. Дошкольная педагогика / Г. А. Айдашева. - М: Феникс, 2004. - 326 с.
3. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Во¬ронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. - 544 с.
4. Аристова Л. П. Активность учения школьника / Л. П. Аристова. - М., 1968. - 139 с.
5. Балабаева Н. В. Понятие и сущность познавательной активности
младших школьников. - 2015. - Режим доступа: URL:
http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2015/2015-2-8 (Дата обращения:
12.05.2018).
6. Бахир В. К. Развивающее обучение // Начальная школа, 2004. - № 5. - С. 26-30.
7. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. - М.,1989. - 347 с.
8. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познава-тельной деятельности / В. К. Буряк // Педагогика, 2007. - № 8. - С. 71-78.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Астрель, 2010. - 671 с.
10. Ганелин Ш. И. Обучение и воспитание школьника. Вопросы активности и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе. / Ш. И. Ганелин. - М.: ЛТУ, 1982. - 250 с.
11. Годовикова Д. С. Познавательная активность младших школьников / Д. С. Годовикова, Т. М. Землянухина // Педагогика, 1998. - №5. - С. 29-34.
12. Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л. В. Занкова / Е. М. Горенков // Начальная школа, 2004. - №2. - С. 44-46.
13. Грязнов Ю. П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю. П. Грязнов, Л. А. Лисина, П. И. Самойленко // Специалист, 1998. - №2. - С. 30-33.
14. Губанова О. В., Лёвкина И. С. Использование игровых приёмов на уроках // Начальная школа, 1997. - №6. - 98 с.
15. Доронина Н. Н., Чернова О. А. Познавательная активность детей младшего школьного возраста / Н. Н. Доронина // Молодой ученый, 2018. - №4. - С. 176-178.
16. Дубова Т. А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка / Т. А. Дубова // Начальная школа, 2001. - №11. - С.23-25.
17. Ершов А. А. Взгляд психолога на активность человека / А. А. Ершов. - М.: Луч, 1991. - 157 с.
18. Ильин В. С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В. С. Ильин. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
19. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е. В. Карпова / Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
20. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие / О. Б. Конева. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 32 с.
21. Красновский Э. А. Показатели в образовании / Э. А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002. - № 5. - С. 53-57.
22. Красножонова Е. С. Познавательная активность младших школьни¬ков в концепциях российских педагогов 60-80-х гг. ХХ века: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Пятигорский государственный лингвистический университет / Е. К. Красножонова. - Пятигорск, 2005 - 185 с.
23. Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии, 1984. - №5. - С. 41-44.
24. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2001. - 511 с.
25. Лисина М. Н. Развитие познавательной активности детей в ходе об¬щения со взрослыми и сверстниками / М. Н. Лисина // Вопросы психологии, 1982. - №4. - С. 18-35.
26. Литвиненко Н. С. Развитие познавательной активности учащихся в условиях проблемно-поисковой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.09 / Казан. гос. пед. ин-т / Н. С. Литвиненко - Казань, 1972 - 24 с.
27. Лозовая В. И., Троцко А. В. Познавательная активность как педаго¬гическая проблема / В. И. Лозовая // Сов. педагогика, 1989. - №11. - С. 85-89.
28. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном воз-расте: Пособие для учителя / А. К. Маркова. - М., 1983. - 96 с.
29. Марцинковская Т. Д. История детской психологии: учебник для студентов пед. вузов / Т. Д. Марцинковская. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 272 с.
30. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии, 1982. - № 4. - С. 5-17.
31. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей / М. И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
32. Нечаева Н. В. Методические рекомендации к курсу Русский язык. 3 класс. - Самара: Учебная литература: Издательский дом Федоров, 2017. - 176 с.
33. Нечаева Н. В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - Самара: Учеб¬ная литература: Издательский дом Федоров, 2017. - 192 с.
34. Пищова А. В. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения русскому языку: дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / Нучно-метод. учрежд. «Национ. ин-т образования» Мин-во образ. Респ. Бел. / А. В. Пищова. - Минск, 2002. - 197 с.
35. Поддъяков Н. Н. Очерки психологического развития дошкольников / Н. Н. Поддъяков. - М.: Просвещение, 2012. - 341 с.
36. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / под ред. Е. Д. Божович. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2000. - 204 с.
37. Редковец И. А. Обусловленность уровня познавательной активности школьников характером их учебной деятельности / И. А. Редковец // Воспитание у учащихся познавательной активности. - Волгоград, 1971 - С. 24-34.
38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
39. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Е. Сапогова. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - 460 с.
40. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Се- левко. - М., 1998. - 256 с.
41. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сороки¬на. - М., 1982. - 95 с.
42. Степанова О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова. - М.: Сфера, 2003. - 96 с.
43. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко / Ростов н/Д.: Фе-никс, 2005. - 75 с.
44. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности млад¬ших школьников / Н. Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988 - 175 с.
45. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении до-школьников / Е. И. Удальцова. - Минск, 1976. - 128 с.
46. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1990. - Т.5. - 528 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - 6¬е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
48. Федорова Л. И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л. И. Федорова. - М.: Аст, 2005. - 176 с.
49. Харибутова Ю. Н. Дидактическая игра как средство обучения млад¬ших школьников / Ю. Н. Харибутова // Начальная школа, 2017. - №2. - С. 35¬37.
50. Шамова Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.
51. Щукина Г. И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 2001. - 351 с.
52. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М: Педагогика, 1989. - 231 с.