ДИНАМИКА СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ИХ ОБУЧЕНИЯ НА ПЕРВОМ КУРСЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы динамики субъектности студентов в период их обучения на первом курсе 9
1.1. Проблемы изучения субъектности и ее структуры в отечественной
психологии 9
1.2. Юношеский (студенческий) возраст как основа становления
субъектности 17
1.3. Особенности становления субъектности студентов в период
обучения на первом курсе 24
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение динамики субъектности студентов в период их обучения на первом курсе 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения динамики
субъектности студентов в период их обучения на первом курсе 35
2.3. Рекомендации для студентов первого курса по развитию их
субъектности 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы динамики субъектности студентов в период их обучения на первом курсе 9
1.1. Проблемы изучения субъектности и ее структуры в отечественной
психологии 9
1.2. Юношеский (студенческий) возраст как основа становления
субъектности 17
1.3. Особенности становления субъектности студентов в период
обучения на первом курсе 24
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение динамики субъектности студентов в период их обучения на первом курсе 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения динамики
субъектности студентов в период их обучения на первом курсе 35
2.3. Рекомендации для студентов первого курса по развитию их
субъектности 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день в психолого-педагогической литературе проблема субъектности студентов рассмотрена достаточно подробно, но в то же время данные по динамике субъектности студентов на том или ином курсе довольно ограничены и фрагментарны. Но именно на первом курсе студенты впервые сталкиваются с такой сложной для себя задачей, как формирование себя как субъекта, именно поэтому в период обучения студентов на первом курсе очень важно создать подходящие условия для развития их субъектности, для чего необходимо знать особенности ее динамики и структуры. Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия, необходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию по их формированию. При этом образец выполнения этих действий должен демонстрировать сам преподаватель, учитывая трудности адаптационного периода обучения студентов в период начала их обучения на первом курсе. Влияние преподавателя на характер освоения новых ценностных ориентаций и мотивации студента неоценимо, так как он может, как помочь молодым людям их сформировать, так и отбить у них всякое на это желание. Данная потребность в наличии этих знаний и обуславливает актуальность выбранной нами темы.
Изучением субъектности, ее особенностей и ее структуры занимались многие отечественные психологи (Абульханова К.А., Волкова Е.Н., Зимняя И.А., Петровский В.А., Слободчиков В.И. и др.). Их исследования, прежде всего, базировались на представлении об активной преобразующей роли индивида (отношении человека к себе как к деятелю) в процессе своей жизнедеятельности. Субъектность в трудах Е.Н. Волковой, В.А. Петровского, И.А. Серегиной, определяется как свойство личности; в работах
С.З. Гончарова, В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, как функция личности по осуществлению определенного характера активности; М.В. Ермолаева и П.В. Кондратьев, А.К. Осницкий рассматривают субъектность как характеристику субъекта; А.А. Бодалаев и Л.А. Рудкевич, как высший уровень проявления способности к регуляции поведения и др. Все эти варианты понимания понятия субъектности не противоречат друг другу, они лишь отражают все многообразие ее особенностей. Методологическая основа изучения субъектности заложена еще в работах С.Л. Рубинштейна. В дальнейшем работу в данном направлении продолжают такие авторы, как К.А. Абульханова и А.В. Брушлинский. Множество исследований посвящено изучению структуры субъектности, в частности изучением данного вопроса занимались Е.Ю. Рослякова, В.О. Татенко и др., что обусловлено тем, что структурирование субъектности позволяет выделять наиболее значимые ее характеристики, по уровню развития которых можно судить об эффективности выполняемой индивидом деятельности. В настоящее время интерес к проблеме субъектности растет, особенно актуальны на данный момент вопросы развития субъектности студентов в учебно -
профессиональной деятельности. Изучением данной темы занимались В.А. Бардынина и В.Н. Ткачев. В своей работе они изучали развитие субъектности студентов-психологов в учебно-профессиональной
деятельности и пришли к выводу, что хоть и многие студенты вовлечены в учебно-профессиональную деятельность, однако, есть часть студентов, которые не включены в этот процесс, поэтому очень важно создавать психолого-педагогические условия развития субъектности. Выделенные данными авторами условия могут применяться в обучении не только студентов-психологов, но и представителей других специальностей, что свидетельствует об их универсальности. Так же изучением феномена субъектности студентов ВУЗа занимались Ф.Г. Мухаметзянова и В.А. Боговарова. В своей работе они рассматривают феномен субъектности студента как источник его внутренней личностной активности, ответственности и самостоятельности. Но, не смотря на важнейшую роль субъектности в жизни студентов, по результатам различных исследований у многих из них наблюдается позднее развитие субъектности, то есть позднее достижение личностной зрелости, индивидуализация ценностей, отсутствует или неразвито целеполагание (Абульханова К.А., Березина Т.Н. и др.). Продолжительный период обучения приводит к инфантилизму, нежеланию включиться в трудовую деятельность, принимать на себя ответственность, что приводит к тому, что они долгое время остаются на иждивении у родителей, не желая работать и создавать семью (Ананьев Б.Г., Гамезо М.В. и др.). Однако продуктивность и благополучие их жизни в будущем во многом находится в зависимости от того, в какой степени у них по окончанию обучения в университете развита субъектность: склонны ли они брать на себя ответственность; в какой степени реально воспринимают окружающий мир; их отношение к себе, к другим людям; готовы ли они осознанно без помощи других принимать решения; осуществлять контроль собственной деятельности; способны ли проявить гибкость, терпимость к другим людям в тех или иных ситуациях. Обзор литературы показал, что ученые больше внимания уделяют исследованию становления субъектности студентов в целом, в то время как динамика субъектности студентов не достаточно изучена, что так же обуславливает актуальность нашей работы.
Проблема исследования: какова динамика субъектности студентов в период их обучения на первом курсе?
Цель исследования: изучить динамику субъектности студентов в период их обучения на первом курсе.
Объект исследования: субъектность студентов как свойство личности.
Предмет исследования: динамика субъектности студентов в период их обучения на первом курсе.
Гипотеза исследования: субъектность студентов в период их обучения на первом курсе будет иметь динамику, а именно: к концу обучения на первом курсе субъектность в целом и такие показатели субъектности, как саморегуляция, рефлексивность и мотивация будут иметь тенденцию к повышению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние проблемы динамики субъектности студентов в период их обучения на первом курсе.
2. Изучить особенности динамики субъектности студентов первого курса в начале учебного года.
3. Определить особенности динамики субъектности студентов первого курса в конце учебного года.
4. Проанализировать динамику субъектности студентов первого курса в сравнении с началом и концом их обучения на первом курсе.
5. Изучить динамику субъектности студентов в период их обучения на первом курсе в зависимости от баллов ЕГЭ и показателей формальной успешности обучения.
6. Разработать рекомендации для студентов первого курса по развитию их субъектности.
Теоретическая основа исследования: концепция субъектности, разрабатываемая Е.Н. Волковой и И.А. Серегиной, в которой субъектность понимается через категорию отношения человека к себе как к деятелю, описаны характеристики субъектности, тем не менее, вопросы о становлении субъектности, изменении ее структуры в период обучения в ВУЗе являются не достаточно изученными.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы мы использовали комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ, сравнение и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования), сравнительный и структурный методы (для сопоставления результатов динамики субъектности у студентов в начале и конце их обучения на первом курсе), эмпирические (психодиагностические методы, метод поперечных срезов, анализ продуктов деятельности), методы обработки данных (количественный и качественный анализ). Статистическая обработка данных проводилась с использованием факторного анализа, непараметрического статистического критерия Т- Вилкоксона, критерия Н-Крускалла-Уоллиса. Математическая обработка данных осуществлялась с помощью компьютерной программы статистического анализа SPSS.
Методики исследования: Опросник по исследованию субъектности личности (Серегина И.А.); опросник «Стиль саморегуляции поведения студентов» (Моросанова В.И., Сагиев Р.Р.); методика определения уровня рефлексивности (Карпов А.В., Пономарева В.В.; тест рефлексии); опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН; Реан А.А.).
Выборка и база исследования. Исследование проводилось на базе НИУ «БелГУ» г. Белгорода. В исследовании принимали участие 65 студентов первого курса в возрасте от 17 до 18 лет.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные нами данные могут быть использованы преподавателями ВУЗов для организации занятий, которые бы способствовали успешному и гармоничному развитию субъектности студентов, а по результатам ее развития они могли бы оценивать эффективность собственной преподавательской деятельности. Так же эти данные могут быть использованы психологической службой ВУЗа для организации образовательного пространства, способствующего повышению уровня субъектности студентов первого курса и их адаптации к обучению на первом курсе. Разработаны рекомендации для студентов по развитию их субъектности.
Апробация результатов исследования: основные теоретические положения выпускной квалификационной работы нашли отражение в статье, которая была представлена на студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии», состоявшейся в рамках Недели науки НИУ «БелГУ» - 2018.
Изучением субъектности, ее особенностей и ее структуры занимались многие отечественные психологи (Абульханова К.А., Волкова Е.Н., Зимняя И.А., Петровский В.А., Слободчиков В.И. и др.). Их исследования, прежде всего, базировались на представлении об активной преобразующей роли индивида (отношении человека к себе как к деятелю) в процессе своей жизнедеятельности. Субъектность в трудах Е.Н. Волковой, В.А. Петровского, И.А. Серегиной, определяется как свойство личности; в работах
С.З. Гончарова, В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, как функция личности по осуществлению определенного характера активности; М.В. Ермолаева и П.В. Кондратьев, А.К. Осницкий рассматривают субъектность как характеристику субъекта; А.А. Бодалаев и Л.А. Рудкевич, как высший уровень проявления способности к регуляции поведения и др. Все эти варианты понимания понятия субъектности не противоречат друг другу, они лишь отражают все многообразие ее особенностей. Методологическая основа изучения субъектности заложена еще в работах С.Л. Рубинштейна. В дальнейшем работу в данном направлении продолжают такие авторы, как К.А. Абульханова и А.В. Брушлинский. Множество исследований посвящено изучению структуры субъектности, в частности изучением данного вопроса занимались Е.Ю. Рослякова, В.О. Татенко и др., что обусловлено тем, что структурирование субъектности позволяет выделять наиболее значимые ее характеристики, по уровню развития которых можно судить об эффективности выполняемой индивидом деятельности. В настоящее время интерес к проблеме субъектности растет, особенно актуальны на данный момент вопросы развития субъектности студентов в учебно -
профессиональной деятельности. Изучением данной темы занимались В.А. Бардынина и В.Н. Ткачев. В своей работе они изучали развитие субъектности студентов-психологов в учебно-профессиональной
деятельности и пришли к выводу, что хоть и многие студенты вовлечены в учебно-профессиональную деятельность, однако, есть часть студентов, которые не включены в этот процесс, поэтому очень важно создавать психолого-педагогические условия развития субъектности. Выделенные данными авторами условия могут применяться в обучении не только студентов-психологов, но и представителей других специальностей, что свидетельствует об их универсальности. Так же изучением феномена субъектности студентов ВУЗа занимались Ф.Г. Мухаметзянова и В.А. Боговарова. В своей работе они рассматривают феномен субъектности студента как источник его внутренней личностной активности, ответственности и самостоятельности. Но, не смотря на важнейшую роль субъектности в жизни студентов, по результатам различных исследований у многих из них наблюдается позднее развитие субъектности, то есть позднее достижение личностной зрелости, индивидуализация ценностей, отсутствует или неразвито целеполагание (Абульханова К.А., Березина Т.Н. и др.). Продолжительный период обучения приводит к инфантилизму, нежеланию включиться в трудовую деятельность, принимать на себя ответственность, что приводит к тому, что они долгое время остаются на иждивении у родителей, не желая работать и создавать семью (Ананьев Б.Г., Гамезо М.В. и др.). Однако продуктивность и благополучие их жизни в будущем во многом находится в зависимости от того, в какой степени у них по окончанию обучения в университете развита субъектность: склонны ли они брать на себя ответственность; в какой степени реально воспринимают окружающий мир; их отношение к себе, к другим людям; готовы ли они осознанно без помощи других принимать решения; осуществлять контроль собственной деятельности; способны ли проявить гибкость, терпимость к другим людям в тех или иных ситуациях. Обзор литературы показал, что ученые больше внимания уделяют исследованию становления субъектности студентов в целом, в то время как динамика субъектности студентов не достаточно изучена, что так же обуславливает актуальность нашей работы.
Проблема исследования: какова динамика субъектности студентов в период их обучения на первом курсе?
Цель исследования: изучить динамику субъектности студентов в период их обучения на первом курсе.
Объект исследования: субъектность студентов как свойство личности.
Предмет исследования: динамика субъектности студентов в период их обучения на первом курсе.
Гипотеза исследования: субъектность студентов в период их обучения на первом курсе будет иметь динамику, а именно: к концу обучения на первом курсе субъектность в целом и такие показатели субъектности, как саморегуляция, рефлексивность и мотивация будут иметь тенденцию к повышению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние проблемы динамики субъектности студентов в период их обучения на первом курсе.
2. Изучить особенности динамики субъектности студентов первого курса в начале учебного года.
3. Определить особенности динамики субъектности студентов первого курса в конце учебного года.
4. Проанализировать динамику субъектности студентов первого курса в сравнении с началом и концом их обучения на первом курсе.
5. Изучить динамику субъектности студентов в период их обучения на первом курсе в зависимости от баллов ЕГЭ и показателей формальной успешности обучения.
6. Разработать рекомендации для студентов первого курса по развитию их субъектности.
Теоретическая основа исследования: концепция субъектности, разрабатываемая Е.Н. Волковой и И.А. Серегиной, в которой субъектность понимается через категорию отношения человека к себе как к деятелю, описаны характеристики субъектности, тем не менее, вопросы о становлении субъектности, изменении ее структуры в период обучения в ВУЗе являются не достаточно изученными.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы мы использовали комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ, сравнение и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования), сравнительный и структурный методы (для сопоставления результатов динамики субъектности у студентов в начале и конце их обучения на первом курсе), эмпирические (психодиагностические методы, метод поперечных срезов, анализ продуктов деятельности), методы обработки данных (количественный и качественный анализ). Статистическая обработка данных проводилась с использованием факторного анализа, непараметрического статистического критерия Т- Вилкоксона, критерия Н-Крускалла-Уоллиса. Математическая обработка данных осуществлялась с помощью компьютерной программы статистического анализа SPSS.
Методики исследования: Опросник по исследованию субъектности личности (Серегина И.А.); опросник «Стиль саморегуляции поведения студентов» (Моросанова В.И., Сагиев Р.Р.); методика определения уровня рефлексивности (Карпов А.В., Пономарева В.В.; тест рефлексии); опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН; Реан А.А.).
Выборка и база исследования. Исследование проводилось на базе НИУ «БелГУ» г. Белгорода. В исследовании принимали участие 65 студентов первого курса в возрасте от 17 до 18 лет.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные нами данные могут быть использованы преподавателями ВУЗов для организации занятий, которые бы способствовали успешному и гармоничному развитию субъектности студентов, а по результатам ее развития они могли бы оценивать эффективность собственной преподавательской деятельности. Так же эти данные могут быть использованы психологической службой ВУЗа для организации образовательного пространства, способствующего повышению уровня субъектности студентов первого курса и их адаптации к обучению на первом курсе. Разработаны рекомендации для студентов по развитию их субъектности.
Апробация результатов исследования: основные теоретические положения выпускной квалификационной работы нашли отражение в статье, которая была представлена на студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии», состоявшейся в рамках Недели науки НИУ «БелГУ» - 2018.
Субъектность, по Е.Н. Волковой, - свойство личности, в основе которого лежит отношение к себе как деятелю, осуществляющему преобразующую внешнюю и внутреннюю активность, а так же такое же отношение и к другим людям. Отношение индивида к себе как к деятелю, как смыслообразующая характеристика субъектности, содержит в себя ряд компонентов, из которых по представлению автора и состоит структура субъектности. Она представлена такими компонентами как: активность; способность к рефлексии; свобода выбора и принятие ответственности за него; уникальность субъекта; понимание и принятие другого; саморазвитие. И.А. Серегина, опираясь на взгляды: Е.Н. Волковой, создаёт свою концепцию, в которой она говорит о том, что субъектность имеет четырехфакторную структуру. Структура субъектности по ее определению содержит в себе инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть представлена сознательной творческой активностью, а вариативная включает в себя способность к рефлексии, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого. Субъектность студента проявляется в его учебно-познавательной деятельности, общении, самопознании. Она характеризует достигаемый обучающимся уровень продуктивности и успешности в реализуемых им видах деятельности, который отражает его возможности по достижению целей и решению конкретных задач. Во внутриличностном плане для студента ощущение субъектности заключается в осознании значимости собственной роли в достижении успеха.
Полученные данные нашего исследования в целом согласуются с результатами других исследователей по данному вопросу.
В начале обучения на первом курсе у студентов наиболее выражены такие показатели субъектности, как «Активность», «Понимание и принятие другого», «Свобода выбора и ответственность за него» и «Саморазвитие», что связано с желанием первокурсников выделиться и продемонстрировать себя в лучшем свете в новом коллективе сверстников. Такие показатели как «Способность к рефлексии» и «Осознание собственной уникальности» менее выражены, но, тем не менее, находятся на среднем уровне, что значит, что студенты все же «обращают свое внимание вглубь себя» и осознают свою неповторимость и уникальность. Большая часть студентов первого курса в начале своего обучения имеет средний уровень саморегуляции поведения. Меньше всего студентов с низким уровнем, что значит, что в целом первокурсники, зачастую, самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно. Большая часть студентов в начале своего обучения на первом курсе имеет высокий общий уровень рефлексивности, что обеспечивает высокий самоконтроль поведения в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность студента к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Большая часть студентов в начале своего обучения на первом курсе имеют либо мотивацию к достижению успеха, либо тенденцию к достижению успеха.
Во время второго среза такие показатели как «Активность», «Способность к рефлексии», «Осознание собственной уникальности» и «Саморазвитие» возросли к концу обучения на первом курсе. На наш взгляд, это может быть связано, прежде всего, с особенностями юношеского возраста. Динамики по шкале «Свобода выбора и ответственность за него» не происходит, а фактор «Понимание и принятие другого» по сравнению с первым срезом снижается.
Были обнаружены статистически значимые различия между первым и вторым срезом по следующим показателям субъектности студентов - «Активность», «Способность к рефлексии, «Осознание собственной уникальности», что свидетельствует о том, что к концу обучения на первом курсе показатели субъектности в целом будет иметь динамику. Большинство студентов к концу обучения на первом курсе все еще имеют средний общий уровень саморегуляции, но высокий уровень значительно возрастает по сравнению с его результатами в начале обучения. Так же все показатели саморегуляции
поведения, а именно: планирование, программирование, гибкость,
моделирование, оценивание результатов и самостоятельность, возрастают к концу обучения студентов на первом курсе. Статистически значимые различия по показателям саморегуляции студентов в период их обучения на первом курсе были выявлены по показателям - «Планирование, «Гибкость», «Моделирование и «Самостоятельность», что свидетельствует о том, что к концу обучения на первом курсе саморегуляция будет иметь динамику. Общий уровень рефлексивности у студентов первого курса в конце обучения значительно возрастает по сравнению с началом обучения. Средний общий уровень рефлексивности значительно уменьшился по сравнению с показателями в начале обучения, но помимо этого так же значительно уменьшилось количество студентов с низким уровнем. Все виды рефлексии, а именно: рефлексия будущей деятельности, ретроспективная рефлексия деятельности, рефлексия настоящей деятельности и рефлексия общения и взаимодействия, значительно возрастают по сравнению с первым срезом. Статистически значимые различия между первым и вторым срезом были обнаружены по следующим показателям рефлексивности - «Ретроспективная рефлексия деятельности, «Рефлексия настоящей деятельности», «Рефлексия будущей деятельности», «Рефлексия общения и взаимодействия» и «Общий уровень рефлексивности», что свидетельствует о том, что к концу обучения на первом курсе рефлексивность будет иметь динамику. По показателю «Мотивация достижения успеха или избегания неудач» мы так же получили статистически значимые различия между первым и вторым срезом, что свидетельствует о том, что к концу обучения у студентов первого курса наблюдаются некоторая динамика в личностной мотивации в сторону достижения успеха.
У студентов в начале и в конце их обучения на первом курсе существуют статистически значимые признаки. Такие показатели как: «Ретроспективная рефлексия деятельности», «Рефлексия настоящей деятельности», «Рефлексия будущей деятельности», «Рефлексия общения и взаимодействия», «Общий уровень рефлексивности», «Программирование», «Оценивание результатов» и «Общий уровень саморегуляции» становятся более выраженными к концу обучения. «Осознание собственной уникальности» становится менее выраженным к концу обучения, что может быть связано с тем, что новом студенческом коллективе юноши и девушки сталкиваются с ситуацией, где люди, обучающиеся с ними по одной и той же специальности, в некоторой степени похожи на них и теперь для осознания собственной уникальности они прибегают не к показателю «Рефлексии», которого было достаточно в начале обучения, а к показателю «Саморазвитие». Студенты стремятся к саморазвитию как раз за тем, чтобы свою уникальность повысить. Так же к концу обучения значительно повышается «Мотивация достижения успеха». В основе активности студента в конце обучения на первом курсе лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Таких студентов отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Студенты, имеющие разный уровень баллов по ЕГЭ не различаются по показателям субъектности студентов, тогда как студенты, имеющие разный уровень формальной успешности в учении статистически различаются по следующим показателям субъектности: «Способность к рефлексии», «Общий уровень саморегуляции», «Ретроспективная рефлексия деятельности» и «Мотивация достижения успеха или избегания неудач».
В результате нашего исследования гипотеза о том, что субъектность студентов в период их обучения на первом курсе будет иметь динамику, а именно: к концу обучения на первом курсе субъектность в целом и такие показатели субъектности, как саморегуляция, рефлексивность и мотивация будут иметь тенденцию к повышению подтверждается на высоком уровне статистической значимости р<0,01, но требует дополнительной обработки и проверки на большей по объему и более разнообразной выборке (например, студенты разных специальностей и разных учебных заведений), с учетом различных дополнительных факторов (индивидуально-типологические особенности, ценностные ориентации, характер преподавания отдельных дисциплин, мотивы поступления в ВУЗ).
Полученные нами данные могут быть использованы преподавателями ВУЗов для организации занятий, которые бы способствовали успешному и гармоничному развитию субъектности студентов, а по результатам ее развития они могли бы оценивать эффективность собственной преподавательской деятельности. Так же эти данные могут быть использованы психологической службой ВУЗа для организации образовательного пространства, способствующего повышению уровня субъектности студентов первого курса и их адаптации к обучению на первом курсе. В дальнейшей перспективе при изучении данной темы помимо рекомендаций для студентов, им может быть предложена программа тренингов по развитию отдельных компонентов их субъектности и по повышению субъектности в целом. Так же возможно дальнейшее изучение развития и динамики субъектности в учебно-профессиональной деятельности, что обеспечит возможность выделить психолого-педагогические условия развития субъектности в этой деятельности, для того, чтобы облегчить вовлечение студентов в учебно-профессиональную деятельность, повысить не только их уровень субъектности, но и показатели формальной успешности обучения.
Полученные данные нашего исследования в целом согласуются с результатами других исследователей по данному вопросу.
В начале обучения на первом курсе у студентов наиболее выражены такие показатели субъектности, как «Активность», «Понимание и принятие другого», «Свобода выбора и ответственность за него» и «Саморазвитие», что связано с желанием первокурсников выделиться и продемонстрировать себя в лучшем свете в новом коллективе сверстников. Такие показатели как «Способность к рефлексии» и «Осознание собственной уникальности» менее выражены, но, тем не менее, находятся на среднем уровне, что значит, что студенты все же «обращают свое внимание вглубь себя» и осознают свою неповторимость и уникальность. Большая часть студентов первого курса в начале своего обучения имеет средний уровень саморегуляции поведения. Меньше всего студентов с низким уровнем, что значит, что в целом первокурсники, зачастую, самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно. Большая часть студентов в начале своего обучения на первом курсе имеет высокий общий уровень рефлексивности, что обеспечивает высокий самоконтроль поведения в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность студента к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Большая часть студентов в начале своего обучения на первом курсе имеют либо мотивацию к достижению успеха, либо тенденцию к достижению успеха.
Во время второго среза такие показатели как «Активность», «Способность к рефлексии», «Осознание собственной уникальности» и «Саморазвитие» возросли к концу обучения на первом курсе. На наш взгляд, это может быть связано, прежде всего, с особенностями юношеского возраста. Динамики по шкале «Свобода выбора и ответственность за него» не происходит, а фактор «Понимание и принятие другого» по сравнению с первым срезом снижается.
Были обнаружены статистически значимые различия между первым и вторым срезом по следующим показателям субъектности студентов - «Активность», «Способность к рефлексии, «Осознание собственной уникальности», что свидетельствует о том, что к концу обучения на первом курсе показатели субъектности в целом будет иметь динамику. Большинство студентов к концу обучения на первом курсе все еще имеют средний общий уровень саморегуляции, но высокий уровень значительно возрастает по сравнению с его результатами в начале обучения. Так же все показатели саморегуляции
поведения, а именно: планирование, программирование, гибкость,
моделирование, оценивание результатов и самостоятельность, возрастают к концу обучения студентов на первом курсе. Статистически значимые различия по показателям саморегуляции студентов в период их обучения на первом курсе были выявлены по показателям - «Планирование, «Гибкость», «Моделирование и «Самостоятельность», что свидетельствует о том, что к концу обучения на первом курсе саморегуляция будет иметь динамику. Общий уровень рефлексивности у студентов первого курса в конце обучения значительно возрастает по сравнению с началом обучения. Средний общий уровень рефлексивности значительно уменьшился по сравнению с показателями в начале обучения, но помимо этого так же значительно уменьшилось количество студентов с низким уровнем. Все виды рефлексии, а именно: рефлексия будущей деятельности, ретроспективная рефлексия деятельности, рефлексия настоящей деятельности и рефлексия общения и взаимодействия, значительно возрастают по сравнению с первым срезом. Статистически значимые различия между первым и вторым срезом были обнаружены по следующим показателям рефлексивности - «Ретроспективная рефлексия деятельности, «Рефлексия настоящей деятельности», «Рефлексия будущей деятельности», «Рефлексия общения и взаимодействия» и «Общий уровень рефлексивности», что свидетельствует о том, что к концу обучения на первом курсе рефлексивность будет иметь динамику. По показателю «Мотивация достижения успеха или избегания неудач» мы так же получили статистически значимые различия между первым и вторым срезом, что свидетельствует о том, что к концу обучения у студентов первого курса наблюдаются некоторая динамика в личностной мотивации в сторону достижения успеха.
У студентов в начале и в конце их обучения на первом курсе существуют статистически значимые признаки. Такие показатели как: «Ретроспективная рефлексия деятельности», «Рефлексия настоящей деятельности», «Рефлексия будущей деятельности», «Рефлексия общения и взаимодействия», «Общий уровень рефлексивности», «Программирование», «Оценивание результатов» и «Общий уровень саморегуляции» становятся более выраженными к концу обучения. «Осознание собственной уникальности» становится менее выраженным к концу обучения, что может быть связано с тем, что новом студенческом коллективе юноши и девушки сталкиваются с ситуацией, где люди, обучающиеся с ними по одной и той же специальности, в некоторой степени похожи на них и теперь для осознания собственной уникальности они прибегают не к показателю «Рефлексии», которого было достаточно в начале обучения, а к показателю «Саморазвитие». Студенты стремятся к саморазвитию как раз за тем, чтобы свою уникальность повысить. Так же к концу обучения значительно повышается «Мотивация достижения успеха». В основе активности студента в конце обучения на первом курсе лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Таких студентов отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Студенты, имеющие разный уровень баллов по ЕГЭ не различаются по показателям субъектности студентов, тогда как студенты, имеющие разный уровень формальной успешности в учении статистически различаются по следующим показателям субъектности: «Способность к рефлексии», «Общий уровень саморегуляции», «Ретроспективная рефлексия деятельности» и «Мотивация достижения успеха или избегания неудач».
В результате нашего исследования гипотеза о том, что субъектность студентов в период их обучения на первом курсе будет иметь динамику, а именно: к концу обучения на первом курсе субъектность в целом и такие показатели субъектности, как саморегуляция, рефлексивность и мотивация будут иметь тенденцию к повышению подтверждается на высоком уровне статистической значимости р<0,01, но требует дополнительной обработки и проверки на большей по объему и более разнообразной выборке (например, студенты разных специальностей и разных учебных заведений), с учетом различных дополнительных факторов (индивидуально-типологические особенности, ценностные ориентации, характер преподавания отдельных дисциплин, мотивы поступления в ВУЗ).
Полученные нами данные могут быть использованы преподавателями ВУЗов для организации занятий, которые бы способствовали успешному и гармоничному развитию субъектности студентов, а по результатам ее развития они могли бы оценивать эффективность собственной преподавательской деятельности. Так же эти данные могут быть использованы психологической службой ВУЗа для организации образовательного пространства, способствующего повышению уровня субъектности студентов первого курса и их адаптации к обучению на первом курсе. В дальнейшей перспективе при изучении данной темы помимо рекомендаций для студентов, им может быть предложена программа тренингов по развитию отдельных компонентов их субъектности и по повышению субъектности в целом. Так же возможно дальнейшее изучение развития и динамики субъектности в учебно-профессиональной деятельности, что обеспечит возможность выделить психолого-педагогические условия развития субъектности в этой деятельности, для того, чтобы облегчить вовлечение студентов в учебно-профессиональную деятельность, повысить не только их уровень субъектности, но и показатели формальной успешности обучения.
Подобные работы
- АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ТЕХНИЧЕСКОМ
ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОЙ
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - СОЗДАНИЕ ВЕБ-САЙТА «АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогические условия формирования субъектности у студентов педагогического вуза
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021 - Особенности адаптации студентов к обучению в вузе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Мониторинг исследовательской компетенции студентов профиля подготовки «Учитель начальных классов»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Мониторинг исследовательской компетенции студентов профиля
подготовки «Учитель начальных классов»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ «МАМАДЫШСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5050 р. Год сдачи: 2017



