ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы формирования интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе
1.1. Понятие и структура психологической готовности ребенка к обучению
в школе 6
1.2. Интеллектуальная готовность как компонент психологической
готовности детей к обучению в школе 16
1.3. Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности
детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 27
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию интеллектуальной готовности ребенка к обучению в
школе 41
2.1. Анализ изучения уровня интеллектуальной готовности ребенка к
обучению в школе 41
2.2. Методические рекомендации по формированию интеллектуальной
готовности ребенка к обучению в школе
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. Современная система образования во время перехода на работу по новым образовательным стандартам предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.
По данным Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой примерно треть 7-летних первоклассников не готова к школе. Снижение возраста начала обучения в российской школе до шести лет привело к тому, что с 6-ти летними детьми ситуация оказывается еще более сложной (33,74).
Н.И. Гуткина показала, что среди записавшихся в школу 6-летних детей только 40% имеют внутреннюю позицию школьника, у остальных она отсутствует. Конечно, такая позиция может сформироваться в процессе учебы в школе. Поэтому поступающий в школу ребёнок должен быть готов занять новое место в системе отношений с другими людьми, принять постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью и, наконец, готов осваивать основы научных знаний (19, 101).
Поэтому в настоящее время проблема повышения уровня готовности к обучению в школе занимает одно из важных мест.
Проблему готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе рассматривали многие ученые: Т.В. Тарунтаева, Л.Е. Журова, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, Я. Йирасек, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Д.П. Озубел и другие. Особое внимание уделялось интеллектуальной готовности к обучению в школе, так как именно в развитии интеллектуальных способностей учёные видели основу успешности обучения.
Готовность ребенка к обучению школе и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы ребенок мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд школьных значимых навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире.
В качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства выступает интеллектуальное развитие. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, на сколько эффективно были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода, т.к. в дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается нами как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Это предполагает развитую способность ребенка проникать в сущность предметов и явлений, овладеть мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификационными навыками и др. Кроме того, в процессе учебной деятельности ребенку предстоит устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать найденные противоречия, что играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе.
Интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению важна для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной.
В связи с актуальностью данной проблемы мы определили тему: «Формирование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе?
Цель исследования. Теоретически обосновать.
Объект исследования: процесс формирования интеллектуальной
готовности ребенка к обучению в школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что для успешного формирования интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе необходимы следующие педагогические условия:
1. Формирование положительной мотивации к обучению.
2. Развивитие познавательной активности, интереса ребенка к знаниям, процессу их получения.
3.Обеспечение взаимодействия ДОУ с социальными партнерами в том числе родителями (законными представителями).
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему интеллектуальной готовности к обучению в школе.
2. Выявить педагогические условия формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе.
3. Изучить уровень интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.
4. Разработать методические рекомендации по реализации педагогических условий.
Для решения поставленной задачи были использованы следующие методы исследования: теоретический: анализ научно-теоретической и
методической литературы по проблеме исследования; эмпирический: анкетирование педагогов, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий этап); качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад комбинированного вида № 6
г.Белгорода.
Мы составили, с учетом анализа литературы и данных констатирующего эксперимента, методические рекомендации по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста и описали каждую из них.
Подведя итоги моей дипломной работы, мы можем сказать, что дошкольное учреждение играет главную роль в развитие интеллектуального и познавательного процесса, а так же семья занимает не последнее место для развития интеллектуальной деятельности у ребенка - это является важными ступенями социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
1. Антонюк В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе. -// Балтийский гуманитарный журнал. -2013.-№3-С. 5-7.
2. Агавелян, М.Г., Данилова, Е.Ю., Чечулина, О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. [Текст] / М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г.Чечулина. - М., 2009г.
3. Бойкина М.В. Об интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению. - //Академический вестник. Вестник Санкт- Петербургской академии пост дипломного педагогического образования. - 2014. - № 2 (25). - С. 40-42.
4. Бондаренко Е.А. //О психическом развитии ребенка. - Мн.: «Нар.школа», 1984.
5. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: МГУ, 1992. - 98 с.
6. Бородина Г. В. Еще раз о готовности к школе //Начальная школа: плюс до и после. - 2002. №10. - С. 19-25.
7. Борозинец Н. М. К вопросу психологической готовности к школе
детей с трудностями в обучении // Вопросы психологии. 1998, №2. -
С. 56-61.
8. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье./Психол.-пед.очерки. - М., 1972. Белова Е. Размышления перед школой/Дошкольное воспитание. 1994, №8.
9. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие дошкольника и его воспитание. М., 1979.
10. Винокурова, Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития
ваших творческих способностей. Серия «Магия интеллекта». - М.:
Издательство «Импэто», 2005. - С.96
11. Выготский, Л.С. Проблемы психологического развития ребенка //Хрестоматия по психологии.- М.,2003.-С. 409-416.
12. Вьюнова Н. И. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - М.: Академический проект, 2005. - 187 с.
13. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./Сост.: И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. -М., 2009.
14. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада/Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф.Виноградовой.— М., 1989.
15. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. -256с.
16. Волков Б.С., Волкова Н.В. « Готовим ребенка к школе» 4 -е изд.,
перераб. и доп. - СПБ.: Питер, 2009. -192с.:ил. -( Серия « Детскому
психологу»).
17. Г ребенников И.В. Воспитательный климат семьи. — М., 1995.
18. Гильбух, Ю.З. Диагностика психологической готовности к школьному обучению.- М., 2003. - 78 с.
19. Гуткина Н.И. « Психологическая готовность к школе» 4 -е изд. Перераб. и дополн. -СПБ.: Питер, 2009. -208 с.:ил. - ( Серия « Учебное пособие»).
20. Гаврина С. Е., Кутявина Н. А. Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. — М., 2001.
21. Годовикова Д.Н. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1986. - №1
22. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 191-196.
23. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография.
- М.: Издательство Перо, 2015. - 192 с.
24. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей // под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М.: Наука, 1991. - 87 с.
25. Екшембеева Г.Н., Кулкаева Р.М. Интеллектуальная готовность дошкольника к школе: сущность и критерии. В сборнике: Актуальные вопросы современной науки Материалы XXV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли; Научный редактор И.А. Рудакова. - М., 2014. - С. 61-63.
26. Евдокимова, Е.С., Додокина, Н.В., Кудрявцева, Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. [Текст] / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А.Кудрявцева. - М., 2007г.
27. Ермакова, Л.А., Кулакова, Е.А., Зубова, Г.Г. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей. [Текст] / Л.А.Ермакова, Е.А.Кулакова, Г.Г.Зубова. - М., 2006г.
28. Журнал «Дошкольная педагогика», стр.46-48
29. Запорожец А.В. Готовность к школьному обучению //. Учебная деятельность дошкольников. - М.: 2004.
30. Захарова Л.Е. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы старших дошкольников как фактор психологической готовности к школе. Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 2.
- С. 268-271.
31. Ильина М.Н. « Подготовка к школе» развивающие тесты и упражнения. -СПБ.: Питер, 2008 - 208 с.
32. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность // Популярное пособие для родителей и педагогов: - Ярославль, «Академия развития», 2004.
33. Кравцов, Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М.: 2002.
34. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению. - М.: Просвещение, 1991.
35. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология» 1991 г.
36. Лисина М.И. Познавательная активность дошкольников. - М.:
Просвещение, 1989.
37. Леднева С. Путешествуем, играем, познаем и развиваем! // Дошкольное воспитание №4,2005.
38. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье. - М., 1979.
39. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Г. Формирование мотивации учения. - М.,2001.
40. Мухина В. Возрастная психология. - М, 2008.
41. Методические рекомендации по развитию творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. — Барнаул,
1999. Дошкольное воспитание - 1980. - №9.
42. Николаева Е.П. « Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников». Конспекты занятий. - СПБ.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО - ПРЕС», 2014 - 96с.
43. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. — М., 2000.
44. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста // под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М., МГУ, 2000. - 126 с.
45. Подъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1997.
46. Палагина Н.Н « Психология развития и возрастная психология». Издательство: Московский психолого-социальный институт, 2005 год, 286 с.
47. Реан, А.А., Костромина, С.Н. Как подготовить ребенка к школе /.. С-П. : 1998.-С.35
48. Рогов, Е.И. Определение психологической готовности детей к школьному обучению. В. 2 кн.: Наст. Книга практического психолога /.
Учебное пособие. - М:. ВЛАДОС, 2004.
49. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание, 2001, № 8. - С. 25-28.
50. Роль педагога в процессе формирования познавательной активности детей дошкольного возраста / Сборник научных статей преподавателей и аспирантов.- Балашов: Изд-во БФ СГУ 2001. - с. 27-30.
51. Распопова С.Г. Подготовка детей старшей группы детского сада к обучению в школе. В сборнике: Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей и студентов. - 2013. - С. 58-59.
52. Смирнова, Е.О. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. - 1980. - №5. - С. 105 - 112.
53. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. МГУ, 1988.
56. Семерикова В. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я. - 2007. - №5. - С. 122 - 128.
57. Урунтаева, Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологи /.. М.: 2005.
58. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3-6 лет; книг для воспитателей детского сада и родителей. Е.А.Агаева, В.В.Брофман, А.И.Булычева и др. Под ред. Агаевой. - М.: Просвещение, 1991 г., С.85.
59. Чередникова, Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. - Санкт Петербург, 1996. - 64 с.
60. Шкоркина Т.Б. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению. - Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2011. - Т. 1. - № 1-1 (5). - С. 93-97.
61. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., МГУ,
2000. -286 с.
62. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М., МГУ, 2006. - 128 с.