ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы формирования интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе
1.1. Понятие и структура психологической готовности ребенка к обучению
в школе 6
1.2. Интеллектуальная готовность как компонент психологической
готовности детей к обучению в школе 16
1.3. Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности
детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 27
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию интеллектуальной готовности ребенка к обучению в
школе 41
2.1. Анализ изучения уровня интеллектуальной готовности ребенка к
обучению в школе 41
2.2. Методические рекомендации по формированию интеллектуальной
готовности ребенка к обучению в школе
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы формирования интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе
1.1. Понятие и структура психологической готовности ребенка к обучению
в школе 6
1.2. Интеллектуальная готовность как компонент психологической
готовности детей к обучению в школе 16
1.3. Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности
детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 27
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию интеллектуальной готовности ребенка к обучению в
школе 41
2.1. Анализ изучения уровня интеллектуальной готовности ребенка к
обучению в школе 41
2.2. Методические рекомендации по формированию интеллектуальной
готовности ребенка к обучению в школе
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. Современная система образования во время перехода на работу по новым образовательным стандартам предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.
По данным Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой примерно треть 7-летних первоклассников не готова к школе. Снижение возраста начала обучения в российской школе до шести лет привело к тому, что с 6-ти летними детьми ситуация оказывается еще более сложной (33,74).
Н.И. Гуткина показала, что среди записавшихся в школу 6-летних детей только 40% имеют внутреннюю позицию школьника, у остальных она отсутствует. Конечно, такая позиция может сформироваться в процессе учебы в школе. Поэтому поступающий в школу ребёнок должен быть готов занять новое место в системе отношений с другими людьми, принять постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью и, наконец, готов осваивать основы научных знаний (19, 101).
Поэтому в настоящее время проблема повышения уровня готовности к обучению в школе занимает одно из важных мест.
Проблему готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе рассматривали многие ученые: Т.В. Тарунтаева, Л.Е. Журова, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, Я. Йирасек, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Д.П. Озубел и другие. Особое внимание уделялось интеллектуальной готовности к обучению в школе, так как именно в развитии интеллектуальных способностей учёные видели основу успешности обучения.
Готовность ребенка к обучению школе и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы ребенок мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд школьных значимых навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире.
В качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства выступает интеллектуальное развитие. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, на сколько эффективно были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода, т.к. в дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается нами как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Это предполагает развитую способность ребенка проникать в сущность предметов и явлений, овладеть мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификационными навыками и др. Кроме того, в процессе учебной деятельности ребенку предстоит устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать найденные противоречия, что играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе.
Интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению важна для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной.
В связи с актуальностью данной проблемы мы определили тему: «Формирование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе?
Цель исследования. Теоретически обосновать.
Объект исследования: процесс формирования интеллектуальной
готовности ребенка к обучению в школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что для успешного формирования интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе необходимы следующие педагогические условия:
1. Формирование положительной мотивации к обучению.
2. Развивитие познавательной активности, интереса ребенка к знаниям, процессу их получения.
3.Обеспечение взаимодействия ДОУ с социальными партнерами в том числе родителями (законными представителями).
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему интеллектуальной готовности к обучению в школе.
2. Выявить педагогические условия формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе.
3. Изучить уровень интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.
4. Разработать методические рекомендации по реализации педагогических условий.
Для решения поставленной задачи были использованы следующие методы исследования: теоретический: анализ научно-теоретической и
методической литературы по проблеме исследования; эмпирический: анкетирование педагогов, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий этап); качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад комбинированного вида № 6
г.Белгорода.
По данным Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой примерно треть 7-летних первоклассников не готова к школе. Снижение возраста начала обучения в российской школе до шести лет привело к тому, что с 6-ти летними детьми ситуация оказывается еще более сложной (33,74).
Н.И. Гуткина показала, что среди записавшихся в школу 6-летних детей только 40% имеют внутреннюю позицию школьника, у остальных она отсутствует. Конечно, такая позиция может сформироваться в процессе учебы в школе. Поэтому поступающий в школу ребёнок должен быть готов занять новое место в системе отношений с другими людьми, принять постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью и, наконец, готов осваивать основы научных знаний (19, 101).
Поэтому в настоящее время проблема повышения уровня готовности к обучению в школе занимает одно из важных мест.
Проблему готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе рассматривали многие ученые: Т.В. Тарунтаева, Л.Е. Журова, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, Я. Йирасек, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Д.П. Озубел и другие. Особое внимание уделялось интеллектуальной готовности к обучению в школе, так как именно в развитии интеллектуальных способностей учёные видели основу успешности обучения.
Готовность ребенка к обучению школе и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы ребенок мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд школьных значимых навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире.
В качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства выступает интеллектуальное развитие. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, на сколько эффективно были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода, т.к. в дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается нами как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Это предполагает развитую способность ребенка проникать в сущность предметов и явлений, овладеть мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификационными навыками и др. Кроме того, в процессе учебной деятельности ребенку предстоит устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать найденные противоречия, что играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе.
Интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению важна для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной.
В связи с актуальностью данной проблемы мы определили тему: «Формирование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе?
Цель исследования. Теоретически обосновать.
Объект исследования: процесс формирования интеллектуальной
готовности ребенка к обучению в школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что для успешного формирования интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе необходимы следующие педагогические условия:
1. Формирование положительной мотивации к обучению.
2. Развивитие познавательной активности, интереса ребенка к знаниям, процессу их получения.
3.Обеспечение взаимодействия ДОУ с социальными партнерами в том числе родителями (законными представителями).
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему интеллектуальной готовности к обучению в школе.
2. Выявить педагогические условия формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе.
3. Изучить уровень интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.
4. Разработать методические рекомендации по реализации педагогических условий.
Для решения поставленной задачи были использованы следующие методы исследования: теоретический: анализ научно-теоретической и
методической литературы по проблеме исследования; эмпирический: анкетирование педагогов, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий этап); качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад комбинированного вида № 6
г.Белгорода.
Мы составили, с учетом анализа литературы и данных констатирующего эксперимента, методические рекомендации по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста и описали каждую из них.
Подведя итоги моей дипломной работы, мы можем сказать, что дошкольное учреждение играет главную роль в развитие интеллектуального и познавательного процесса, а так же семья занимает не последнее место для развития интеллектуальной деятельности у ребенка - это является важными ступенями социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Подведя итоги моей дипломной работы, мы можем сказать, что дошкольное учреждение играет главную роль в развитие интеллектуального и познавательного процесса, а так же семья занимает не последнее место для развития интеллектуальной деятельности у ребенка - это является важными ступенями социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Подобные работы
- Интеллектуальная готовность детей к обучению в школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Управление процессом формирования психологической готовности дошкольников к обучению в школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Интеллектуальная подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ
ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5020 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методических материалов для формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



