ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ ... 13
1.1. Характеристика процесса формирования грамматической
стороны речи у дошкольников 13
1.2. Особенности развития грамматической стороны речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи 26
1.3. Возможности применения наглядно-игровых средств в
логопедической работе 32
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ ... 41
2.1. Исследование грамматического строя речи дошкольников с
общим недоразвитием речи 41
2.2. Организация работы по формированию грамматической
стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ ... 13
1.1. Характеристика процесса формирования грамматической
стороны речи у дошкольников 13
1.2. Особенности развития грамматической стороны речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи 26
1.3. Возможности применения наглядно-игровых средств в
логопедической работе 32
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ ... 41
2.1. Исследование грамматического строя речи дошкольников с
общим недоразвитием речи 41
2.2. Организация работы по формированию грамматической
стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
Актуальность исследования. Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Создание педагогических условий: отбор определенных методик и технологий развивающего обучения, получение информации о развитии каждого дошкольника, личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком, - все это способствует развитию свободной творческой личности.
В дошкольном образовании одним из направлений названо познавательно-речевое развитие. На протяжении дошкольного возраста совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из необходимых условий познания. Формирование грамматической стороны речи является одной из приоритетных задач дошкольной педагогики и логопедии, в частности. Дошкольная интегративная среда является моделью общества. Успех человека в обществе зависит, в том числе, от уровня развития его речевых способностей. Грамматическая сторона речи особенно важна для социализации, поскольку оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации в целом. Формирование грамматической стороны речи влияет на развитие познавательных процессов, так как имеет отношение ко всем сторонам мыслительной деятельности.
Грамматический строй при нормальном речевом развитии усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания речи взрослою. Каждая грамматическая форма в языке выражает какое-то общее, абстрактное значение. Овладение грамматическими закономерностями языка требует достаточно высокого уровня сформированности процессов анализа, синтеза, ребенком самостоятельно, путем подражания речи взросло. Каждая грамматическая форма в языке выражает какое-то общее, абстрактное значение. Овладение грамматическими закономерностями языка требует достаточно высокого уровня сформированности процессов анализа, синтеза, обобщения (генерализации), дифференциации, абстрактно-логического мышления (А.Н. Гвоздев, С.Ф. Жуйков, Н.М. Красногорский, A.H. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, А.Н. Шахнарович Н.К. Швачкин и др.). Несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой изменение (деформирование) всей речевой системы (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия и др.).
Отечественными учеными (Р.Е. Левина, И.К. Колповская,
1I.A. Никашина, Д.И. Орлова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина
A. В. Ястребова и др.) в течение многих лет осуществлялись исследования нарушений развития речи детей с сохранным интеллектом и слухом. В результате этой работы была выявлена специфика протекания психических процессов, обуславливающая патологическое формирование речевой деятельности.
Данное обстоятельство открыло широкие возможности внедрения в логопедическую работу научно обоснованных фронтальных методов коррекционного воздействия на процесс формирования речи и других высших психических функций детей с отклонениями в речевом развитии, дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей, имеющих речевые нарушения.
Во многих исследованиях (Б.Е. Левина, Р.И. Лалаева, С.А. Миронова,
B. K. Орфинская, Н.В. Серебрякова Е.Ф. Соботович и др.) отмечается, что существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормы и патологии. У детей с ОНР наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у детей с нормальным речевым развитием. Вместе с тем, имеется ряд существенных особенностей, например, позднее начало речи, аграмматизм и т.п. Своеобразие становления и развития речи, в частности, ее грамматической стороны, при ОНР показано в исследованиях Б.М. Гриншпуна, Г.И. Жаренковой, Н.С. Жуковой, В.К. Орфинской, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и других.
В настоящее время отмечается рост числа дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, при котором оказываются несформированными все ее стороны, в том числе грамматическая. (Г.В. Бабина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.). В структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи нарушение ее грамматической стороны является одним из наиболее важных (Г.В. Бабина, Г.Л. Волкова, Т.Н. Волконская, Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, В.А. Ковшиков, И.Ю. Левченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, Ю.А. Элькин, А.В. Ястребова и др.). В связи с этим проблема формирования грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР имеет огромное значение в современной специальной педагогике, а вопрос о методике ее развития - один из самых актуальных.
В программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей говорится, что основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях для детей с ОНР являются логопедические занятия, где осуществляется развитие всей языковой системы в целом. Как отдельный вид, выделены занятия по формированию грамматической стороны речи.
Овладение лексико-грамматической стороной речи связано с развитием абстрактно-логического мышления. В свою очередь, развитие грамматики в ее абстрагирующей функции имеет огромное значение, как для развития речи, так и для развития высших психических функций. Изменение окружающей действительности ставят ребенка перед необходимостью «оречевлять» происходящее, используя грамматические формы. В данном случае наглядно-образное мышление дошкольников также должно находиться на достаточно высоком уровне развития. Поэтому применение наглядности на занятиях по формированию грамматической стороны речи дошкольников с ОНР имеет большое значение.
Взгляды педагогов на применение наглядности существенно разнились: от гиперболизации роли наглядности в обучении
(Я.А. Коменский, Г.Песталоцци), до необходимости в педагогическом процессе первостепенное место отдавать слову (Н.И. Пирогов). К.Д. Ушинский, считая преподавание родного языка главным предметом первоначального образования, наглядность называл лучшим средством для формирования самостоятельности детей в процессе развития дара слова, так как, применяя наглядность, «мы делаем наше учение доступным ребенку и сами входим в мир детского мышления». Идеи К.Д. Ушинского о значении и содержании наглядности в процессе обучения легли в основу методических разработок виднейших отечественных педагогов
Д.И. Тихомирова, Н.Ф. Бунакова, В.П. Вахтерова, Н.И. Водовозова и других.
Большую роль в становлении современных взглядов на проблему использования наглядности в педагогическом процессе сыграло учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и особенно его учение о двух сигнальных системах коры больших полушарий головного мозга в их взаимодействии. Опираясь на учение И.П. Павлова о неразрывной связи деятельности первой и второй сигнальной систем, физиологи, психологи и педагоги смогли ответить на многие вопросы и, в частности, решать вопросы сочетания методов и тех или иных форы обучения (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Г. Иванов-Смоленский, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Ф.А. Сохин, Н.Ф. Талызина, Е.И. Тихеева, А.Н. Шахнарович и др.). Огромный вклад в разработку вопроса использования наглядных средств в процессе обучения внес Л.И. Занков. В своих исследованиях он определил соотношение использования наглядных и словесных средств в педагогическом процессе, в частности в процессе развития речи.
Одним из психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования является формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности. Игровая деятельность, являясь ведущим видом деятельности в дошкольный период, создает прочную мотивацию, вызывает интерес, что создает условия для более естественного и активного использования в речи (закрепления) усваиваемых навыков.
Важность игры для всестороннего развития личности ребенка подчеркивалась в работах известнейших отечественных психологов и педагогов (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин и другие).
Для ребенка дошкольного возраста в первую очередь важно не только то, каким объемом знаний, умений и навыков он владеет, но и то, каким способом эти знания были ребенком усвоены. В «Концепции содержания непрерывного образования» подчеркивается, что «в дошкольных образовательных учреждениях недооценивают значение развития игровой деятельности. Чтобы игровая деятельность выполняла функцию ведущей, необходимо ее активное применение на логопедических занятиях. Для того, чтобы максимально приблизить процесс овладения грамматической стороной речи дошкольников к естественному, неформальному, необходимо применение таких средств, которые, с одной стороны несли бы на себе функцию наглядных средств, а с другой - средств для организации игровой деятельности. На любом этапе грамматических обобщений наглядность может и должна быть основой или чувственной опорой усвоения речевых умений. При этом успех может быть обеспечен лишь при обеспечении функциональности речевых умений, которую обеспечивает игровая деятельность, организованная на занятии. Этому могут способствовать наглядно-игровые средства - визуально представляемая наглядность, которая является с одной стороны перцептивной опорой при формировании речевых умений, а с другой - средством создания игровой (условной) реальности, внутри которой разворачивается игровая деятельность.
На современном этапе значимым становится отбор соответствующих технологий, используемых в логопедической работе для преодоления недоразвития грамматической стороны речи. Актуальность проблемы нашего исследования определяется противоречиями между:
- потребностью педагогической практики в новых подходах к развитию речи вообще и се грамматической стороны в частности и недостаточной разработанностью таких подходов в психолого-педагогической науке, в теории и практике логопедии;
- большим педагогическим резервом наглядно-игровых средств для развития речи и коррекции речевого недоразвития и недостаточным их использованием в коррекционных целях;
- объективной необходимостью применения наглядно-игровых средств в педагогической работе в целом и в логопедической работе в частности и недостаточной разработанностью конкретизированных моделей их применения для формирования грамматической стороны речи дошкольников.
Данные противоречия обусловили проблему: оптимизация
организации и содержания логопедических занятий, способствующих формированию и развитию грамматической стороны речи дошкольников на основе применения наглядно-игровых средств.
Цель исследования: определить направления, содержание,
организацию логопедической работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств.
Объект исследования: особенности формирования грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты логопедической работы по формированию грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно - игровых средств.
Гипотеза исследования:
1. Когнитивно-языковые особенности дошкольников с общим недоразвитием речи, а также отсутствие целенаправленной и систематической логопедической работы по формированию грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи может привести к трудностям овладения ею данной категорией детей.
2. При организации логопедической работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо учитывать следующие условия:
- развитие всех уровней грамматической системы (словоизменение, словообразование, синтаксис) на основе реализации перцептивного подкрепления в виде наглядно-игровых средств, обеспечивающих функционально значимое использование грамматических единиц в условно¬речевых и речевых ситуациях;
- построение работы на основе комплексного подхода, предусматривающего с одной стороны совокупность нескольких составляющих: вербально представленный стимульный материал и наглядно - игровые средства (визуально представленные наглядные средства, тот или иной тип игры, игровые действия), с другой - поэтапное формирование конкретных грамматических явлений;
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему формирования грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно¬игровых средств.
2. Организовать экспериментальную работу по изучению особенностей грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств.
Теоретико-методологическая основа исследования: психолого-педагогические (П.П. Блонский, Н.И. Жинкин, С.Л. Рубинштейн), лингвистические (А.А. Реформатский, Л.В. Щерба), психо-лингвистические (А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия,
O. С. Ушакова, Т.Н. Ушакова), педагогические (С.Н. Цейтлин,
К.И. Чуковский) концепции о развитии языка, речи; физиологические (учение И.П. Павлова о взаимодействии двух сигнальных систем) и психолого-педагогческие (С.Ф. Жуйков, Л.В. Занков, A.M. Шахнорович) принципы применения наглядности; психолого-педагогические
(А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) и общепедагогические (П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, Д. Локк,
A. С. Макаренко, А.П. Усова, К.Д. Ушинский) принципы игровой деятельности, как ведущей в дошкольный период; концепция единства развития речи в норме и патологии (В.И. Бельтюков, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, С.С. Ляпидевский,
B. Г. Петрова); гуманистическая концепция в общей и коррекционной педагогике (В.И. Беляев, Т.А. Власова, И.Ф. Дементьева, Т.С. Комарова, Г.Ф. Кумарина, В.И. Лубовский, Л.Я. Олиференко); коррекционная направленность обучения и воспитания дошкольников (Г.В. Бабина,
P. И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Научная новизна исследования:
1. Проведено изучение и получены данные об особенностях развития грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи (навыки словоизменения, навыки словообразования и навыки грамматического структурирования речи).
2. Разработаны методические рекомендации по формированию грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием наглядно-игровых средств.
Теоретическая значимость исследования: полученные в процессе исследования факты позволили подтвердить научно-теоретические данные об особенностях овладения грамматическим строем речи дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации для логопедов-практиков по формированию грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием наглядно-игровых средств.
В работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по теме исследования;
- эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей;
- количественный и качественный анализ данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №66 «Журавушка», г. Старый Оскол.
Этапы исследования:
1. На первом этапе (2015 - 2016 гг.) изучалась и анализировалась научная литература по педагогике, психологии, психолингвистике, логопедии формировалась основная идея исследования, определялась гипотеза, задачи и методы исследования.
2. На втором этапе (2016 - 2018 гг.) проводился констатирующий эксперимент и анализировались его результаты. Были разработаны методические рекомендации для логопедов-практиков по формированию грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием наглядно-игровых средств.
На защиту выносятся следующие положения:
1. для дошкольников с общим недоразвитием речи характерна различная степень сформированности составляющих грамматического строя речи (словоизменения, словообразования, синтаксиса), что соотносится с индивидуальной картиной проявления структуры речевого дефекта .
2. Эффективность формирования грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи будет обеспечиваться реализацией на логопедических занятиях следующих условий:
- развитие всех уровней грамматической системы (словоизменение, словообразование, синтаксис) на основе реализации перцептивного подкрепления в виде наглядно-игровых средств, обеспечивающих функционально значимое использование грамматических единиц в условно- речевых и речевых ситуациях;
- построение работы на основе комплексного подхода,
предусматривающего с одной стороны совокупность нескольких
составляющих: вербально представленный стимульный материал и наглядно- игровые средства, с другой - поэтапное формирование конкретных грамматических явлений.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования были представлены на ^Всероссийской научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (г. Ялта, 19-21 мая 2016 г.); на ХШВсероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и магистрантов с международным участием «Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект» (г. Чебоксары, 2017 г.).
В дошкольном образовании одним из направлений названо познавательно-речевое развитие. На протяжении дошкольного возраста совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из необходимых условий познания. Формирование грамматической стороны речи является одной из приоритетных задач дошкольной педагогики и логопедии, в частности. Дошкольная интегративная среда является моделью общества. Успех человека в обществе зависит, в том числе, от уровня развития его речевых способностей. Грамматическая сторона речи особенно важна для социализации, поскольку оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации в целом. Формирование грамматической стороны речи влияет на развитие познавательных процессов, так как имеет отношение ко всем сторонам мыслительной деятельности.
Грамматический строй при нормальном речевом развитии усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания речи взрослою. Каждая грамматическая форма в языке выражает какое-то общее, абстрактное значение. Овладение грамматическими закономерностями языка требует достаточно высокого уровня сформированности процессов анализа, синтеза, ребенком самостоятельно, путем подражания речи взросло. Каждая грамматическая форма в языке выражает какое-то общее, абстрактное значение. Овладение грамматическими закономерностями языка требует достаточно высокого уровня сформированности процессов анализа, синтеза, обобщения (генерализации), дифференциации, абстрактно-логического мышления (А.Н. Гвоздев, С.Ф. Жуйков, Н.М. Красногорский, A.H. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, А.Н. Шахнарович Н.К. Швачкин и др.). Несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой изменение (деформирование) всей речевой системы (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия и др.).
Отечественными учеными (Р.Е. Левина, И.К. Колповская,
1I.A. Никашина, Д.И. Орлова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина
A. В. Ястребова и др.) в течение многих лет осуществлялись исследования нарушений развития речи детей с сохранным интеллектом и слухом. В результате этой работы была выявлена специфика протекания психических процессов, обуславливающая патологическое формирование речевой деятельности.
Данное обстоятельство открыло широкие возможности внедрения в логопедическую работу научно обоснованных фронтальных методов коррекционного воздействия на процесс формирования речи и других высших психических функций детей с отклонениями в речевом развитии, дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей, имеющих речевые нарушения.
Во многих исследованиях (Б.Е. Левина, Р.И. Лалаева, С.А. Миронова,
B. K. Орфинская, Н.В. Серебрякова Е.Ф. Соботович и др.) отмечается, что существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормы и патологии. У детей с ОНР наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у детей с нормальным речевым развитием. Вместе с тем, имеется ряд существенных особенностей, например, позднее начало речи, аграмматизм и т.п. Своеобразие становления и развития речи, в частности, ее грамматической стороны, при ОНР показано в исследованиях Б.М. Гриншпуна, Г.И. Жаренковой, Н.С. Жуковой, В.К. Орфинской, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и других.
В настоящее время отмечается рост числа дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, при котором оказываются несформированными все ее стороны, в том числе грамматическая. (Г.В. Бабина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.). В структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи нарушение ее грамматической стороны является одним из наиболее важных (Г.В. Бабина, Г.Л. Волкова, Т.Н. Волконская, Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, В.А. Ковшиков, И.Ю. Левченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, Ю.А. Элькин, А.В. Ястребова и др.). В связи с этим проблема формирования грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР имеет огромное значение в современной специальной педагогике, а вопрос о методике ее развития - один из самых актуальных.
В программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей говорится, что основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях для детей с ОНР являются логопедические занятия, где осуществляется развитие всей языковой системы в целом. Как отдельный вид, выделены занятия по формированию грамматической стороны речи.
Овладение лексико-грамматической стороной речи связано с развитием абстрактно-логического мышления. В свою очередь, развитие грамматики в ее абстрагирующей функции имеет огромное значение, как для развития речи, так и для развития высших психических функций. Изменение окружающей действительности ставят ребенка перед необходимостью «оречевлять» происходящее, используя грамматические формы. В данном случае наглядно-образное мышление дошкольников также должно находиться на достаточно высоком уровне развития. Поэтому применение наглядности на занятиях по формированию грамматической стороны речи дошкольников с ОНР имеет большое значение.
Взгляды педагогов на применение наглядности существенно разнились: от гиперболизации роли наглядности в обучении
(Я.А. Коменский, Г.Песталоцци), до необходимости в педагогическом процессе первостепенное место отдавать слову (Н.И. Пирогов). К.Д. Ушинский, считая преподавание родного языка главным предметом первоначального образования, наглядность называл лучшим средством для формирования самостоятельности детей в процессе развития дара слова, так как, применяя наглядность, «мы делаем наше учение доступным ребенку и сами входим в мир детского мышления». Идеи К.Д. Ушинского о значении и содержании наглядности в процессе обучения легли в основу методических разработок виднейших отечественных педагогов
Д.И. Тихомирова, Н.Ф. Бунакова, В.П. Вахтерова, Н.И. Водовозова и других.
Большую роль в становлении современных взглядов на проблему использования наглядности в педагогическом процессе сыграло учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и особенно его учение о двух сигнальных системах коры больших полушарий головного мозга в их взаимодействии. Опираясь на учение И.П. Павлова о неразрывной связи деятельности первой и второй сигнальной систем, физиологи, психологи и педагоги смогли ответить на многие вопросы и, в частности, решать вопросы сочетания методов и тех или иных форы обучения (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Г. Иванов-Смоленский, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Ф.А. Сохин, Н.Ф. Талызина, Е.И. Тихеева, А.Н. Шахнарович и др.). Огромный вклад в разработку вопроса использования наглядных средств в процессе обучения внес Л.И. Занков. В своих исследованиях он определил соотношение использования наглядных и словесных средств в педагогическом процессе, в частности в процессе развития речи.
Одним из психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования является формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности. Игровая деятельность, являясь ведущим видом деятельности в дошкольный период, создает прочную мотивацию, вызывает интерес, что создает условия для более естественного и активного использования в речи (закрепления) усваиваемых навыков.
Важность игры для всестороннего развития личности ребенка подчеркивалась в работах известнейших отечественных психологов и педагогов (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин и другие).
Для ребенка дошкольного возраста в первую очередь важно не только то, каким объемом знаний, умений и навыков он владеет, но и то, каким способом эти знания были ребенком усвоены. В «Концепции содержания непрерывного образования» подчеркивается, что «в дошкольных образовательных учреждениях недооценивают значение развития игровой деятельности. Чтобы игровая деятельность выполняла функцию ведущей, необходимо ее активное применение на логопедических занятиях. Для того, чтобы максимально приблизить процесс овладения грамматической стороной речи дошкольников к естественному, неформальному, необходимо применение таких средств, которые, с одной стороны несли бы на себе функцию наглядных средств, а с другой - средств для организации игровой деятельности. На любом этапе грамматических обобщений наглядность может и должна быть основой или чувственной опорой усвоения речевых умений. При этом успех может быть обеспечен лишь при обеспечении функциональности речевых умений, которую обеспечивает игровая деятельность, организованная на занятии. Этому могут способствовать наглядно-игровые средства - визуально представляемая наглядность, которая является с одной стороны перцептивной опорой при формировании речевых умений, а с другой - средством создания игровой (условной) реальности, внутри которой разворачивается игровая деятельность.
На современном этапе значимым становится отбор соответствующих технологий, используемых в логопедической работе для преодоления недоразвития грамматической стороны речи. Актуальность проблемы нашего исследования определяется противоречиями между:
- потребностью педагогической практики в новых подходах к развитию речи вообще и се грамматической стороны в частности и недостаточной разработанностью таких подходов в психолого-педагогической науке, в теории и практике логопедии;
- большим педагогическим резервом наглядно-игровых средств для развития речи и коррекции речевого недоразвития и недостаточным их использованием в коррекционных целях;
- объективной необходимостью применения наглядно-игровых средств в педагогической работе в целом и в логопедической работе в частности и недостаточной разработанностью конкретизированных моделей их применения для формирования грамматической стороны речи дошкольников.
Данные противоречия обусловили проблему: оптимизация
организации и содержания логопедических занятий, способствующих формированию и развитию грамматической стороны речи дошкольников на основе применения наглядно-игровых средств.
Цель исследования: определить направления, содержание,
организацию логопедической работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств.
Объект исследования: особенности формирования грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты логопедической работы по формированию грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно - игровых средств.
Гипотеза исследования:
1. Когнитивно-языковые особенности дошкольников с общим недоразвитием речи, а также отсутствие целенаправленной и систематической логопедической работы по формированию грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи может привести к трудностям овладения ею данной категорией детей.
2. При организации логопедической работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо учитывать следующие условия:
- развитие всех уровней грамматической системы (словоизменение, словообразование, синтаксис) на основе реализации перцептивного подкрепления в виде наглядно-игровых средств, обеспечивающих функционально значимое использование грамматических единиц в условно¬речевых и речевых ситуациях;
- построение работы на основе комплексного подхода, предусматривающего с одной стороны совокупность нескольких составляющих: вербально представленный стимульный материал и наглядно - игровые средства (визуально представленные наглядные средства, тот или иной тип игры, игровые действия), с другой - поэтапное формирование конкретных грамматических явлений;
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему формирования грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно¬игровых средств.
2. Организовать экспериментальную работу по изучению особенностей грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств.
Теоретико-методологическая основа исследования: психолого-педагогические (П.П. Блонский, Н.И. Жинкин, С.Л. Рубинштейн), лингвистические (А.А. Реформатский, Л.В. Щерба), психо-лингвистические (А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия,
O. С. Ушакова, Т.Н. Ушакова), педагогические (С.Н. Цейтлин,
К.И. Чуковский) концепции о развитии языка, речи; физиологические (учение И.П. Павлова о взаимодействии двух сигнальных систем) и психолого-педагогческие (С.Ф. Жуйков, Л.В. Занков, A.M. Шахнорович) принципы применения наглядности; психолого-педагогические
(А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) и общепедагогические (П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, Д. Локк,
A. С. Макаренко, А.П. Усова, К.Д. Ушинский) принципы игровой деятельности, как ведущей в дошкольный период; концепция единства развития речи в норме и патологии (В.И. Бельтюков, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, С.С. Ляпидевский,
B. Г. Петрова); гуманистическая концепция в общей и коррекционной педагогике (В.И. Беляев, Т.А. Власова, И.Ф. Дементьева, Т.С. Комарова, Г.Ф. Кумарина, В.И. Лубовский, Л.Я. Олиференко); коррекционная направленность обучения и воспитания дошкольников (Г.В. Бабина,
P. И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Научная новизна исследования:
1. Проведено изучение и получены данные об особенностях развития грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи (навыки словоизменения, навыки словообразования и навыки грамматического структурирования речи).
2. Разработаны методические рекомендации по формированию грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием наглядно-игровых средств.
Теоретическая значимость исследования: полученные в процессе исследования факты позволили подтвердить научно-теоретические данные об особенностях овладения грамматическим строем речи дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации для логопедов-практиков по формированию грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием наглядно-игровых средств.
В работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по теме исследования;
- эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей;
- количественный и качественный анализ данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №66 «Журавушка», г. Старый Оскол.
Этапы исследования:
1. На первом этапе (2015 - 2016 гг.) изучалась и анализировалась научная литература по педагогике, психологии, психолингвистике, логопедии формировалась основная идея исследования, определялась гипотеза, задачи и методы исследования.
2. На втором этапе (2016 - 2018 гг.) проводился констатирующий эксперимент и анализировались его результаты. Были разработаны методические рекомендации для логопедов-практиков по формированию грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием наглядно-игровых средств.
На защиту выносятся следующие положения:
1. для дошкольников с общим недоразвитием речи характерна различная степень сформированности составляющих грамматического строя речи (словоизменения, словообразования, синтаксиса), что соотносится с индивидуальной картиной проявления структуры речевого дефекта .
2. Эффективность формирования грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи будет обеспечиваться реализацией на логопедических занятиях следующих условий:
- развитие всех уровней грамматической системы (словоизменение, словообразование, синтаксис) на основе реализации перцептивного подкрепления в виде наглядно-игровых средств, обеспечивающих функционально значимое использование грамматических единиц в условно- речевых и речевых ситуациях;
- построение работы на основе комплексного подхода,
предусматривающего с одной стороны совокупность нескольких
составляющих: вербально представленный стимульный материал и наглядно- игровые средства, с другой - поэтапное формирование конкретных грамматических явлений.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования были представлены на ^Всероссийской научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (г. Ялта, 19-21 мая 2016 г.); на ХШВсероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и магистрантов с международным участием «Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект» (г. Чебоксары, 2017 г.).
Старший дошкольный возраст, как и дошкольное детство в целом, является периодом интенсивного психического развития. Особенно важным является тот факт, что прогрессивные изменения отмечаются во всех сферах: от совершенствования психофизиологических и психолингвистических механизмов до сложных личностных новообразований.
Развитие дошкольников с общим недоразвитием речи в целом подчиняется тем же законам, что и развитие дошкольников с нормальным речевым развитием. Но имеются определенные особенности. Специфика развития дошкольников с ОНР касается, прежде всего, речевого развития и, в частности, формирования грамматической стороны речи. Дети с общим недоразвитием речи неспособны, как их сверстники с нормальным речевым развитием, овладевать ею спонтанно. Данная категория дошкольников нуждается в специально организованных логопедических занятиях по формированию грамматической стороны речи.
В ходе проведенного эксперимента были получены данные, которые говорят о том, что уровень овладения языковыми операциями построения речевых высказываний у детей с общим недоразвитием речи существенно отстает от возрастной нормы. При отсутствии целенаправленного обучения старшие дошкольники с общим недоразвитием речи не способны к полноценному овладению грамматической стороной речи, которая важна для успешного общения и обучения в школе.
Поэтому необходимо с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи вести работу по развитию грамматической стороны речи. В логопедической работе необходимо применять наглядные методы. Использование наглядных пособий облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых навыков и умений, в частности грамматической стороны речи.
Таким образом, результаты экспериментальной работы, направленной на формирование грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств, подтвердили гипотезу и показали целесообразность и эффективность предложенных направлений и приемов логопедического воздействия.
На основании диагностических данных была разработана логопедическая работа по формированию грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Основными условиями логопедической работы является то, что дошкольники с общим недоразвитием речи находятся в естественной игровой ситуации, которая дополняется использованием наглядно-игровых средств.
В рамках диссертационного исследования проблема формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи приобрела теоретическую и практическую значимость, которая будет способствовать совершенствованию логопедической работы в дошкольных учреждениях.
Развитие дошкольников с общим недоразвитием речи в целом подчиняется тем же законам, что и развитие дошкольников с нормальным речевым развитием. Но имеются определенные особенности. Специфика развития дошкольников с ОНР касается, прежде всего, речевого развития и, в частности, формирования грамматической стороны речи. Дети с общим недоразвитием речи неспособны, как их сверстники с нормальным речевым развитием, овладевать ею спонтанно. Данная категория дошкольников нуждается в специально организованных логопедических занятиях по формированию грамматической стороны речи.
В ходе проведенного эксперимента были получены данные, которые говорят о том, что уровень овладения языковыми операциями построения речевых высказываний у детей с общим недоразвитием речи существенно отстает от возрастной нормы. При отсутствии целенаправленного обучения старшие дошкольники с общим недоразвитием речи не способны к полноценному овладению грамматической стороной речи, которая важна для успешного общения и обучения в школе.
Поэтому необходимо с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи вести работу по развитию грамматической стороны речи. В логопедической работе необходимо применять наглядные методы. Использование наглядных пособий облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых навыков и умений, в частности грамматической стороны речи.
Таким образом, результаты экспериментальной работы, направленной на формирование грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств, подтвердили гипотезу и показали целесообразность и эффективность предложенных направлений и приемов логопедического воздействия.
На основании диагностических данных была разработана логопедическая работа по формированию грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Основными условиями логопедической работы является то, что дошкольники с общим недоразвитием речи находятся в естественной игровой ситуации, которая дополняется использованием наглядно-игровых средств.
В рамках диссертационного исследования проблема формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи приобрела теоретическую и практическую значимость, которая будет способствовать совершенствованию логопедической работы в дошкольных учреждениях.
Подобные работы
- Театрализованные игры как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи (Общее недоразвитие речи и его коррекция, Государственный гуманитарно-технологический университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми с ОНР III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях в детском саду
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Работа по развитию понимания речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016



