Введение
Теоретический анализ ценностно-смысловой сферы подростков
1.1 Ценности и смыслы: сущностные характеристики в психологии
1.2 Психологические характеристики подросткового возраста
1.3 Дистанционное психологическое консультирование подростков
Эмпирическое исследование ценностно-смысловой сферы подростков и
возможностей дистанционного психологического консультирования
2.1 Подготовка и проведение исследования
2.2 Результаты и анализ соотношения ценностно-смысловой сферы
подростков с психологическими особенностями этого возрастного периода
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Результаты по U- критерию Манна-Уитни, методика СЖО
Д. А. Леонтьева
Приложение Б. Результаты по U- критерию Манна-Уитни, методика Личностн
ценностей Ш. Шварца
Приложение В. Разработка тренинга
Ценности и смыслы являются основными базисами в воспитательном процессе и процессе обучения, так как воздействуют на поведение индивида, ценностно-смысловая сфера является базовой основой каждой личности помогая осмыслить бытие и значение в жизни социума.
Ценностно-смысловая сфера является компонентом личности человека, выполняющая определенную роль, связанную с компонентами познания - мотивационным, когнитивным и аффективным, связанных отношениями со стимулирующими потребностями.
Подростковый и юношеский возраста сильно связаны и являются одним из ответственных периодов формирования личности, включающие осознание смысла жизни и ее целей. Это главный период формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков и юношей, и девушек, в частности особенностей формирования поиска смысла жизни.
Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте остается актуальной так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия смысла жизни; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, а также с появлением в юношеском возрасте нового статуса – гражданина нашего государства, способного нести ответственность за свои поступки, регуляцию своего поведения.
Так как именно молодежь является потенциалом для развития нашего будущего исследование проблем юных людей вообще – веление времени. Вопрос о молодежи всегда остро стоит, прежде всего, потому, что это поколение наименее интегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своем поведении, в отношении к окружающему миру. В связи с важностью поиска смысла жизни для личностного развития в юношеском возрасте, актуально и необходимо исследование ценностных ориентаций в указанный возрастной период.
Изучением особенностей ценностно-смысловой сферы занимались многие отечественные и зарубежные философы, культурологи, социологи и психологи: М. М. Бахтин [18], М. А. Дьячкова [7], П. С. Гуревич [5], Г. В. Залевский [8], В. В. Знаков, А. А. Ивин [2], В. Н. Карандашев [11], Д. А. Леонтьев [16], А. Лэнгле [9], А. А. Максименко [6], Н. Ф. Наумова [19], А. П. Садохин [4], В. С. Степин [1], В. Франкл [17], Ш. Шварц [11], Ю. А. Шрейдер [14].
Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: О. И. Близнецова [21], С. О. Жунушова [23], А. А. Кон [26], О. С. Ноженкина [22], И. С. Реан [25], И. В. Шаповаленко [24], Н. В. Шалыгина [27], О. В. Фролова [29].
Теоретико-практическую базу в психологическом консультировании обозначили: Ю. Е. Алешина [32], К. Бремс [40], Ф. Е. Василюк [36], А. Л. Венгер [35], Д. В. Гартфельдер [49], М. А. Гулина [34], Д. Е. Запорожская [41], В. Г. Казанская [40], Н. В. Клюева [33], Р. Кочюнас [30], А. Г. Лидерс [42], В. Ю. Меновщиков [31, 37], М. Н. Панков [38], И. Б. Умняшова [41], Л. Б. Шнейдер [43], С. А. Чуганский [50].
Теоретический объект – ценностно-смысловая сфера подростков.
Эмпирический объект исследования: подростки Колледжа индустрии моды и красоты ВГУЭС.
Объект – ценностно-смысловая сфера подростков.
Предмет – ценностно-смысловая сфера в подростковом возрасте и возможности дистанционного психологического консультирования.
Цель – охарактеризовать особенности ценностно-смысловой сферы современных подростков в соответствии с психологическими характеристиками подросткового возраста и определить возможности дистанционного психологического консультирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
провести теоретический анализ ценностно-смысловой сферы человека и ее особенности в подростковом возрасте;
рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
изучить особенности и возможности дистанционного психологического консультирования.
провести эмпирическое исследование выявления характеристик ценностно-смысловой сферы подростков;
подготовить и реализовать сессии дистанционного психологического консультирования;
оценить возможности сессии дистанционного психологического консультирования.
Общая гипотеза: характеристики ценностно-смысловой сферы современных подростков соотносятся с психологическими особенностями этого возрастного периода.
Частная гипотеза: дистанционное психологическое консультирование позволяет направленно воздействовать на ценностно-смысловую сферу подростков.
Методы исследования:
1) Теоретические – анализ, синтез и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
2) Эмпирические – методы психологической диагностики, включающей следующие методики: тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (СЖО) [53], тест культурно- ценностных ориентаций Дж. Таусена [54], морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной [55], ценностный опросник Ш. Шварца [11], а также психологическое консультирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучена ценностно- смысловая сфера современных подростков в соотношении с классическим описанием психологических особенностей подросткового возраста, а также апробировано индивидуальное дистанционное психологическое консультирование подростков в области ценностей и смыслов личности.
Практическая значимость работы заключается в том, что:
- результаты исследования стали основой создания программы групповой психологической работы с подростками в области ценностно-смысловой сферы личности. Данная программа может быть использована в системе психолого-педагогических служб, а также работе отдельных психологов и педагогов, работающих с подростками;
- на основе исследования могут быть разработаны методические рекомендации для родителей и учителей по совершенствованию, развитию социокультурной деятельности подростков.
Положения на защиту:
1) Современные подростки отдают предпочтение современной культуре (духовному удовлетворению, природной гармонии, семейным отношениям и образованию). Ценностно-смысловая сфера, как компонент личности современных подростков, в разный возрастной период имеет особенности: в 16 лет наиболее важным является сфера чувств, в 17 – личные достижения, а в 18 преобладает желание автономности;
2) Основными запросами на дистанционное психологическое консультирование в области ценностей и смыслов у подростков являются: ощущение ненужности, потеря смысла достижений и внутренний конфликт социальных требований и личностных ценностей/смыслов. Дистанционное психологическое консультирование позволяет работать с этими запросами.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в публикации в сборнике материалов Всероссийской (с международным участием) научно- практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и практических работников» - Ценности современного образования: психологические аспекты, в сборнике материалов Всероссийской научной конференции с международным участием «Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы» - Ценности современного российского образования, а также в статье, готовящейся к выпуске в Балтийском гуманитарном журнале.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой главе проводится теоретический анализ ценностно-смысловой сферы человека и ее особенности в подростковом возрасте, рассматриваются психологические особенности подросткового возраста. Вторая глава содержит описание эмпирического исследования выявления характеристик ценностно-смысловой сферы подростков и возможностей дистанционного психологического консультирования. Работа включает в себя 3 рисунка, 7 таблиц, 3 приложений и состоит из 76 страниц.
Таким образом, ценностно-смысловая сфера личности подразумевает под собой ценности, под которыми человек подразумевает личностные смыслы, раскрытие собственного личностного потенциала и задатков, а также собственную мотивацию к развитию своей личности, осмысленность, то есть некую динамичную систему, деятельность которой возможна благодаря работе определенных механизмов.
Исходя из единого методологического подхода для изучения понятий «ценность» и
«смысл», становится очевидным, что были разработаны достаточно различные понимания смысловой и ценностной сферах личности. Изучая проблематику исследуемых понятий, выстраивается одна задача, связанной с объединением в целое ранее по-разному возникших элементов в единую теоретическую систему. Данные понятия широко применяются в гуманитарных науках. Ценности используются для фиксации внимания на уникальном качестве определенных действий, предметов или явлений, а смыслы в широком понятие – это значение, более в узком – некое объяснение проявление поступков человека. Ценностно-смысловая сфера является компонентом личности человека, выполняющая определенную роль, связанную с компонентами познания - мотивационным, когнитивным и аффективным, связанных отношениями со стимулирующими потребностями. Таким образом, стремление в наибольшей степени к полной самореализации в различных сферах жизнедеятельности – семейной, профессиональной, творческой в полной мере характеризует подростковый и юношеский возраста. Благодаря высокой продуктивности собственной деятельности и по- лучение удовлетворенности от результатов собственной деятельности дают подростку чувство исполненности и помогают в формировании смысла жизни. Напротив, неспособность успешного включения в жизнь социума, обретение своего места в мире приводят к сложным переживаниям, к личностному застою. Ценностно-смысловая сфера подростков – компонент личности человека, которая выполняет определенную роль, связанную с составляющими познания – мотивационным, когнитивным и аффективным, связанных отношениями со стимулирующими потребностями, которая закладывается именно в подростковом возрасте и во многом зависит от психологических особенностей современных подростков.
Подростковый возраст относятся к профессиональной группе – школе, так как именно она считается социальным институтом для данного возрастного периода, обучение для молодого человека как первый шаг вступления в профессиональную деятельность. Благодаря успешной мотивации в процессе учебной активности, вырабатывается квалифицированная профессиональная приспособленность, накладывающая блок различных преобразований на человека, заключающиеся в психомоторике, на создание и изменение уже имеющихся стереотипов речи и мышления, а также на его установки и ценностно-смысловую сферу в целом.
Психологическое консультирование – неотъемлемая профессиональная помощь в прогнозировании, решении и предостережении возникающих трудностей. Дистанционный формат взаимодействия с подростками является актуальным, так как именно подростки адаптированы к развивающимся технологиям, пользуясь преимуществами гаджетов, видеозвонков и интернет чатов.
Переход на дистанционный формат обучения лишь способствует развитию сферы дистанционного психологического консультирования, а практикующим психологам становится значительно легче работать с клиентами, опираясь на преимущества такого способа взаимодействия, а также пользуясь возможностью не подвергать себя опасности в связи с осложненной ситуацией в мире. При этом обозначенную проблематику и возможные затруднения можно считать о разрешимыми, что в целом не повлияет на дальнейшее развитие дистанционных технологий в психологическом консультировании.
Таким образом, на основании полученных результатов исследования, следует, что личностная ценность, как традиции, отвечающая не только за обычаи и нормы, а также за культуру, поведение, бережное отношение к культурным и религиозным нормам и обычаям своей социальной группы, по показателям находящаяся в наименьшем соотношении, что определяет отношение современных подростков к процессу обучения, культуре поведения в студенческой среде и другим, об этом также говорит и то, что современные подростки соотносят себя с современным типом культуры, который предусматривает быструю адаптацию к различным делам, постоянную смену деятельность, развитые, но не близкие социальные контакты и хорошее материальное положение, подтверждающее статус. Разнородность теоретической базы и не подтверждение основных тезисов с эмпирическим исследованием основы ценностно-смысловой сферы говорит о необходимости расширять выборку, а также проводить большее количество сессий для уточнения трудностей, с которым сталкиваются молодые люди, чтобы дополнить теоретические данные уже о современных молодых людях. Рассматривая проблематику с теоретической стороны и подтверждая посредством указанной методики о личностных ценностях молодых людей, можно попытаться скорректировать их отношение не только к процессу обучения, но и в целом к социуму и культуре. Необходимо проработать не только рекомендации для преподавателей в отношении студентов, но и попытаться организовать направленное психологическое консультирование посредством групповой работы.
Таким образом, по результатам психодиагностики можно сказать, что обучающиеся в возрасте от 16 до 18 лет хорошо понимают и сопоставляют все возможности, намечая собственные цели в жизни, имея достаточно высокие остальные показатели, можно сказать, что молодые люди обладают целеустремленностью, они с легкостью дают оценку собственному прошлому, придающим осмысленность в будущем, а локус контроля-Я говорит о силе тестируемых личностей.
При проведении психологических консультаций с современными подростками, в качестве предлагаемых способов решения трудностей в формате личного дистанционного взаимодействия, обобщены результаты сессий, благодаря которым, разработан социально- психологический тренинг для очного взаимодействия с подростками в образовательной среде. Тренинг направлен на обеспечение личностного роста и улучшения качества жизни в образовательном процессе у участников, проводить который необходимо для адаптации студентов к измененной системе образования, в частности новой образовательной среды, смены учебного заведения, социализации в новой группе, приспособления к усовершенствованному процессу обучения, а также для понимания сущности выбранной специальности и поиск ценностей и смыслов в процессе обучения.
1 Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд; Научно-ред. совет: пред. В.С. Степин / заместители пред.: А.А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2010. – 744 с.
2 Ивин А.А. Аксиология. Научное издание / А.А. Ивин. – М.: Высш. шк., 2006. –
390 с.
3 Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь. – М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. – 164 с.
4 Садохин А.П. Культорология. Словарь терминов, понятий, имен. М: Директ-Медиа, 2014. – 768 с.
5 Гуревич П.С. Кризис ценностных ориентаций // Личность. Культура. Общество – 2008. № 5-6 (44-45). – С. 145-149.
6 Максименко А.А. Социологическая интерпретация понятия «ценность» // Вестник Костромского Государственного университета. №2, 2011. – С. 284-291
7 Дьячкова М.А. Понятие ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике
// Сибирский педагогический журнал, 2007. С.141-149
8 Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Отв. ред. Знаков В.В., Залевский Г.В.; Ин-т психологии РАН. - М.: Ин-т психологии РАН, 2008.
– 344 с.
9 Лэнгле А. Современный экзистенциональный анализ: история, теория, практика, исследования / А. Лэнгле, Е.М. Уколова, В.Б. Шумский. – М.: Логос, 2014. – 556 с.
10 Знаков В.В. Психология понимания мира человека. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. – 488 с.
11 Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. – СПб.: Речь, 2004. – 70 с.
12 Вегас Х. М. Ценности и воспитание. Критика нравственного релятивизма. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Рус. христ. гуманит. акад., 2007. – 225 с.
13 Психология личности [Текст]: хрестоматия / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Фак. психологии; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 617, [1] с. – (Хрестоматия по психологии). - Библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-17-057858-0. - ISBN 978-5-271-23092-9: Б. ц.
14 Шрейдер, Ю.А. Новая философская энциклопедия. Т. 3. М., 2000 / Шрейдер Ю.А. – Москва: Новая философская энциклопедия, 2000. – 468 с. Текст: электронный. -
URL: http://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/new-philosophical/articles/1304/smysl.htm (дата обращения: 01.04.2020).
15 Культурология. XX век: энциклопедия. Т. 2.: М-Я / сост. С.Я. Левит. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 447с.
16 Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев — НПФ «Смысл», 2007 - (Фундаментальная психология). – с.
17 Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. - 368с: ил.
— (Б-ка зарубежной психологии).
18 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Изд-во «Искусство», 1986. –
445 с.
19 Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного
поведения [Текст] / Н.Ф. Наумова. - М.: Наука, 1988. – 199 с.
20 Эвнина К.Ю. Структура ценностно-смысловой сферы личности в контексте позитивной психологии // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве [Текст]: сб. статей /Составитель: Ю.В. Братчикова. – Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 2013 – 146 с. С. 17-22.
21 Близнецова О.И., Шапенкова И.П. Ценностно-смысловая сфера личности студентов как цель воспитания // университета, 2009. №3. С. 68-75
22 Ноженкина О.С. Роль рефлексии в преодолении профессиональной деформации личности педагога. – Изд-во: Смоленск, 2012. – 222 с.
23 Жунушова С.О. Роль современного университетского образования в процессе формирования религиозной культуры молодежи // Alatoo Academic Studies. 2017. № 1. С. 147-152.
24 Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
25 Психология человека от рождения до смерти. Под ред. Реана А.А. - СПб.: ПРАЙ- МЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. – (Серия «Психологическая энциклопедия»).
26 Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989. – 256с.
27 Шалыгина Н.В. Игреки и центениалы: новая ментальность российской молодежи
// Власть. Вып. №1, 2017. С. 164-167.
28 #ПоколениеY и #ПоколениеZ в поиске собственных мест под Солнцем [сайт]. - URL: https://fpp.spb.ru/fpp-pokolenie-xyz (дата обращения: 01.04.2020).
29 Фролова, О.В. Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста // Вестник Казанского государственного энергетического университета. / О.В.
Фролова // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». Официальный сайт – 2009. Текст электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-detey- podrostkovogo-i-yunosheskogo-vozrasta (дата обращения: 01.04.2020).
30 Кочюнас Р. Основы психологического консультировании. – М.: Академический проект, 1999. — 240 с.
31 Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 109 с.
32 Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование
/ Юлия Алешина. - [2-е изд.]. – М.: Класс, 2004. – 202, [2] с.; 22 см.
33 Клюева Н.В. Консультационная психология: методические указания / Н.В. Клюева; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 60 с.
34 Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: Издательство «Речь», 2001. — 352 с.
35 Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. — М.: Генезис, 2001. — 160 с.
36 Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003. — 240 с.
37 Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 109 с.
38 Панков М.Н. Дистанционное консультирование детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями // Вестник северного (арктического) федерального университета. серия: медико-биологические науки. 2013. №2. С. 30-38.
39 Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии. / Пер. с англ. Ю. Брянце- вой. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 640 с.
40 Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. Книга для педагогов, психологов и родителей — СПб.: Питер, 2006. — 240 с.: ил. — (Серия Практическая психология).
41 Умняшова И.Б., Запорожская Д.Е. Психологическое консультирование подрост- ков в образовательной организации // Вестник практической психологии образования. 2016.
№3(48). С. 3-9.
42 Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Изд-во: Академия. 2001. –
256 с.
43 Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический
проект; Трикста, 2005. – 336 с. – (Психологические технологии).
44 Иванов В.Г., Лазарева Е.Ю. Что лежит в основе обращения клиента за психологической помощью в онлайн-форме? // Медицинская психология в России. – 2019. – T. 11,
№ 1. – C. 7.
45 Меновщиков В Ю. Консультирование и психотерапия в Интернете: «за» и «против» / В.Ю. Меновщиков // Психологический журнал. – 2010. – Т. 31. – № 3. – С. 102-108.
46 Зураева А.М., Джелиева З.Т. Психологическая помощь в онлайн-консультировании // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1. Текст электронный. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PSMN120.pdf (дата обращения: 01.04.2020).
47 Казьмин А.М., Словохотова О.В. Дистанционное консультирование родителей в ранней помощи: компетентностный подход // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 2. C. 159-184.
47 Донцов Д.А., Сокуренко М.Б. Дистанционное психологическое консультирование по Телефону Доверия // Современная психология: теория и практика [Текст]: материалы IX Международной конференции, г. Москва, 29 июня 2013 г. / Науч.-инф. издат. центр
«Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Спецкнига», 2013. – С. 41-46. 49 Гартфельдер Д.В. Дистанционная психологическая помощь: обзор современных возможностей и ограничений // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2016. №2. С.77-96.
50 Чуганский С.А. Показатели эффективности психологического консультирования по телефону лиц, подвергшихся воздействию психологически травмирующего события
/ С.А. Чуганский // Психология: журнал Высшей школы экономики / Ред. В. А. Петровский.
– 2014. – Т. 11, № 1. – С. 174-188.
52 Васягина Н.Н., Ибатуллина А.В. О психологической службе в системе образования свердловской области // Психолого-педагогическое образование. 2020. №1. С. 94-99
53 Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
54 Тест культурно-ценностных ориентации (Дж. Таусенд, вариант Л.Г. Почебут) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004. С.212-215.
55 Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей. // Журнал «Прикладная психология». №4, 2001. – С. 9-30
56 Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – Спб.: ООО
«Речь», 2000 – 350 с., ил.