ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗДЕЛ II ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
РАЗДЕЛ 3 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В
ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗДЕЛ II ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
РАЗДЕЛ 3 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В
ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы диссертационного исследования. Духовно-нравственная культура определяется как сложное интегративное качество личности, содержащее смысложизненный идеал, в соответствии с которым выстраивается иерархия ценностей, обуславливающая систему отношений в различных сферах ее жизнедеятельности. Данный феномен включает в себя духовно-нравственное сознание человека и культуру нравственного поведения. Формирование духовно-нравственной культуры российской молодежи означает создание условий для усвоения ею общечеловеческих и исконно российских норм, ценностей и образов поведения, обеспечивающих становление каждого конкретного молодого человека как нравственно здоровой личности и достойного гражданина своей Родины.
Важнейшую роль в таком становлении играют институты социализации личности, среди которых первостепенное значение играют общеобразовательные учреждения. Федеральный Государственный Стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, которые, среди прочего, включают в себя различные аспекты духовно-нравственной культуры, такие как: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения и пр. В законе «Об образовании в Российской Федерации » указывается на необходимость посредством воспитательного процесса обеспечить условия для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Но реализация задачи воспитания духовно-нравственной культуры сталкивается с рядом препятствий, обусловленных формализмом и недостаточной компетентностью педагогического и управленческого состава образовательных учреждений в разработке и осуществлении эффективных мер и мероприятий по- формированию духовно-нравственной культуры учащихся, высокой загруженностью педагогических работников, не позволяющей им полноценно сконцентрироваться на решении этой задачи и пр. Важным подспорьем в преодолении этих трудностей может стать применение проектного подхода, поскольку именно он позволяет наиболее эффективно планировать и использовать ресурсы для достижения, в частности, цели воспитания духовно-нравственной культуры учащихся, разработать адекватные ей мероприятия на основе социальной диа-гностики, анализе ресурсов; адекватно оценить их результативность. Но, если на уровне органов власти и управления важность применения проектного подхода становится все очевидней, что следует, в частности, из практики организации проектных офисов в различных субъектах Российской Федерации, то в общеобразовательных учреждениях это направление повышения эффективности работы только начинает развиваться.
Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен, во-первых, важностью формирования у обучающихся духовно-нравственной культуры, во-вторых, необходимостью внедрения проектного подхода в решении управленческих задач общеобразовательных учреждений, в том числе, формирования духовно-нравственной культуры.
Степень изученности. Тема диссертационного исследования раскрывается на основе научных работ по двум направлениям: а) формирование духовно-нравственной культуры, в том числе, в системе образования, и б) проектное управление. Теоретические основы управления формированием духовно- нравственной культуры представлены в работах: Л. Ф. Болтенковой, Т.А. Гвоздарёвой, С.В. Даржинова, М.А. Кузнецова, Т.И. Питкиевой, В.В. Степанова.
Формирование духовно-нравственной культуры в системе образования и в работе с молодежью нашло освещение в научных изысканиях следующих авторов: М.В. Автомонова, Л. В. Акопян, Ю.А. Алешина, Р. Аскеров, Х.А. Атажанов, В.А. Беляева, Л.Ф. Болтенкова, Б.А. Ершов, И.Д. Куликовская, О.Е. Кучерова, А.А. Петренко, В.В. Степанов. Среди разнообразных направлений духовно-нравственного воспитания, более всего в научной литературе представлены работы по военно-патриотическому воспитанию, а также воспитательной роли православной культуры (Т.В. Папаскири, С.В. Пашкова, В.А. Плешакова, Ф.Р. Сабирзяновой, М.Ю. Тиллаева, Б.А. Толмачева, С.Т. Тучалаева).
В научной литературе большое внимание уделено вопросом проектного управления. Научные и прикладные наработки в этой области представлены в работах: Д.С. Агеенко, В. Л. Аничина, Е. И. Бабенко, Д. Гергерт, Д.Е. Гетманенко, Т.Н. Жуковой, Е.П. Кудрявцевой, А.С. Козлова, А.Д. Комаровой, Д.Г. Красильникова, К.А. Левыкиной, С.М. Мирзоевой, Н.Л. Персод, О.А. Серединой, А.О. Скопина, С.Н.Суетина, С.А. Титова, И.Н. Травина, А.И. Усанова, Д.Ш. Усановой, С. В. Чернятина, В. И. Чимшир, М. Н. Якимовой. Применение проектного подхода в системе образования исследуется: О.Ф. Бардышевой, Е. И.Горбуновой, М.В. Грачевой, О. Г. Прикот, В. Н. Виноградовым, В. А Ясвиным.
Теоретический анализ работ показывает, в целом, широкую освещенность, как вопросов формирования духовно-нравственной культуры в учреждениях образования, так и проектного управления. Однако, проблема проектного управления в учебных заведениях, а, тем более, в реализации задач духовно-нравственного воспитания, в научном дискурсе является слабо представленной.
Противоречие между высокой значимостью исследуемой темы и ее недостаточной изученностью позволяет сформулировать проблему исследования, которая обусловлена, с одной стороны, необходимостью формирования духовно-нравственной культуры у учащихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях, а с другой, - недостаточной разработанностью эффективных механизмов применения в них проектного подхода как эффективного метода управления формированием указанного аспекта культуры учащихся.
Гипотеза диссертационного исследования. Если предположить, что в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях управление формированием духовно-нравственной культуры осуществляется не вполне эффективно, то это связанно: с недостаточным охватом проектной деятельностью раз-личных направлений формирования духовно-нравственной культуры учащихся; низким уровнем компетентности в области социального проектирования у педагогических работников, и управления проектами -у представителей администраций учебных учреждений.
Объект диссертационного исследования - организация учебно-воспитательного процесса в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях, предмет - процесс управления формированием духовно- нравственной культуры обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях города Белгорода на основе проектного подхода.
Цель - предложить конкретные рекомендации по реализации проектного подхода в процессе управления формированием духовно-нравственной культуры обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях.
Задачи:
- изучить теоретические основы проектного управления формированием духовно-нравственной культуры в системе образования;
- проанализировать опыт реализации проектного подхода в процессе формирования духовно-нравственной культуры обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях города Белгорода;
- обосновать направления совершенствования применения проектного подхода к управлению формированием духовно-нравственной культуры обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях.
Теоретико-методологическая база исследования.
Исследование опирается на теоретические материалы и практические наработки по темам духовно-нравственного воспитания и проектного управления в системе образования, изложенные в диссертационных работах и монографиях Х.Ю. Боташевой, Л.П. Илларионовой, В.А. Ясвина.
Системный подход (В.Н. Волков и А.А. Денисов, А.А. Давыдов, Н. Луман, М.Р. Шагиахметов и др.) обеспечивает возможность комплексного взгляда на процесс формирования духовно-нравственной культуры учащихся, где образовательное учреждение вы ступает и субъектом, инициирующей этот процесс, и объектом воздействия макросредовых факторов.
В работе используются положения проектного подхода, обеспечивающего практикоориентированность и эффективность практических рекомендаций.
При проведении исследования использовались общие и частные методы научного исследования, системный, ретроспективный и сравнительный анализы, метод группировки и ранжирования данных, анализ документальных источников, анкетный опрос.
Эмпирическая базадиссертационного исследования.
1. Нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней (закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Государственный Стандарт основного общего образования, постановление правительства Белгородской области «Об утверждении государственной про-граммы Белгородской области "Развитие образования Белгородской области на 2014 - 2020 годы"» и др.).
2. Официальны данные, представленные в документах Управления образования города Белгорода
3. Документы муниципальных общеобразовательных учреждений, характеризующие их деятельность по формированию различных аспектов духовно-нравственной культуры и по обеспечению в них проектной деятельности.
4. Массив эмпирических данных по результатам авторского анкетного опроса на тему «Готовность педагогов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений к разработке и реализации проектов формирования духовно-нравственной культуры обучающихся» (N =73 человека, 2015 год).
Научная новизна диссертационного исследования. Элементы научной новизны в диссертационном исследовании заключаются в том, что:
во-первых, охарактеризованы специфические черты и выявлены проблемы формирования духовно-нравственной культуры учащихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях;
во-вторых, на примере проекта управления формированием толерантного отношения учащихся к детям с ограниченными возможностями здоровья обоснована возможность применения типового проектирования как действенного механизма повышения эффективности управления формированием духовно-нравственной культуры учащихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений в условиях недостаточной компетентности педагогов образовательных учреждений в области социального проектирования.
Положения, выносимые на защиту.
1. Духовно-нравственная культура представляет собой уровень нравственного развития человека, отражающий степень освоения им морального опыта культуры человечества, способность органично и последовательно реализовывать в социальных практиках морально-нравственные ценности, нормы и принципы. Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование у человека нравственных чувств (долга, гражданственности, ответственности, патриотизма, совести); нравственного облика (незлобивости, терпения, кротости и пр.); нравственной позиции (проявлению самоотверженной любви, способности к различению добра и зла, к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служить людям и Отечеству и пр.). В Российской Федерации в целях осуществления проектного управления формированием в общеобразовательных учреждениях духовно-нравственной культуры учащихся на всех уровнях создана необходимая нормативно-правовая база, обеспечены соответствующие организационные условия. При этом проект определяется как ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре. А управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, направленную на эффективное достижение его целей. Управление проектом предполагает реализацию этапов инициации, планирования, реализации и закрытия проекта. Проект формирования духовно-нравственной культуры представляет собой тип социального проекта.
2. В городе Белгороде на основе светского и теоцентрического подхода реализуются программы, направленные на формирование духовно-нравственной культуры учащихся муниципальных бюджетных образовательных учреждений. Теоцентрический подход более всего реализуется в процессе преподавания основ православной культуры, светский - в рамках кадетского движения. Минимизированы следующие направления формирования духовно-нравственной куль-туры, заложенные в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте: формирование ценности семьи, уважения к многонациональному народу России, формирование правовой и демократической культуры, толерантности.
В городе Белгороде для администраций общеобразовательных учреждений созданы условия, обеспечивающие овладение ими знаниями и навыками проектных технологий, в первую очередь, на базе МКУ «Научно-методический информационный центр и ОГОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», силами которых сформирована методологическая база проектного управления, реализуются соответствующие программы и семинары. Тем не менее, не всегда проекты формирования духовно-нравственной культуры отличаются высоким качеством. Это вызвано тем, что деятельность по разработке и реализация проектов духовно-нравственной культурой не пользуется у педагогов популярностью; педагогами недостаточно используется потенциал Белгородского института развития образования в целях создания эффективных проектов духовно-нравственного воспитания учащихся, они не слишком заинтересованы в собственном образовании в области социального проектирования. Отсутствие мониторинга эффективности реализации программ и проектов в области духовно-нравственного воспитания учащихся муниципальных бюджетных образовательных учреждений не позволяет дать взвешенную оценку результативности этих мер и мероприятий.
3. Преодолению выявленных проблем может содействовать управление формированием духовно-нравственной культуры в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях посредством разработки типовых проектов. Такие проекты должны носить рекомендательный характер и позволять каждому конкретному учреждению гибко использовать заложенный в них потенциал. Это создаст качественную основу для реализации задач духовно-нравственного воспитания в условиях недостаточной готовности педагогов МБОУ к применению проектных технологий для решения учебно-воспитательных задач. Одним из та-ких проектов может стать проект формирования толерантного отношения учащихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений к детям с ограниченными возможностями здоровья, что обусловлено, с одной стороны, высокой актуальностью данной темы, а с другой, дефицитом мероприятий, формирующих толерантность учащихся, которая входит в число образовательных результатов, сформулированных в ФГОСе.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе реализации диссертационного исследования, а также сформулированные в нем выводы, могут быть полезны в деятельности специалистов Управления образования и администраций образовательных учреждений при организации работы в области разработки проектов учебно-воспитательной работы, в том числе, по формированию различных аспектов духовно-нравственной культуры; ученым, специализирующимся в области педагогики, управления.
Апробация исследования. Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, были изложены в двух публикациях общим объемом 0,5 п.л.
Структура диссертационного исследования включает в себя: введение, три раздела, заключение, список источников и литературы и приложения.
Важнейшую роль в таком становлении играют институты социализации личности, среди которых первостепенное значение играют общеобразовательные учреждения. Федеральный Государственный Стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, которые, среди прочего, включают в себя различные аспекты духовно-нравственной культуры, такие как: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения и пр. В законе «Об образовании в Российской Федерации » указывается на необходимость посредством воспитательного процесса обеспечить условия для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Но реализация задачи воспитания духовно-нравственной культуры сталкивается с рядом препятствий, обусловленных формализмом и недостаточной компетентностью педагогического и управленческого состава образовательных учреждений в разработке и осуществлении эффективных мер и мероприятий по- формированию духовно-нравственной культуры учащихся, высокой загруженностью педагогических работников, не позволяющей им полноценно сконцентрироваться на решении этой задачи и пр. Важным подспорьем в преодолении этих трудностей может стать применение проектного подхода, поскольку именно он позволяет наиболее эффективно планировать и использовать ресурсы для достижения, в частности, цели воспитания духовно-нравственной культуры учащихся, разработать адекватные ей мероприятия на основе социальной диа-гностики, анализе ресурсов; адекватно оценить их результативность. Но, если на уровне органов власти и управления важность применения проектного подхода становится все очевидней, что следует, в частности, из практики организации проектных офисов в различных субъектах Российской Федерации, то в общеобразовательных учреждениях это направление повышения эффективности работы только начинает развиваться.
Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен, во-первых, важностью формирования у обучающихся духовно-нравственной культуры, во-вторых, необходимостью внедрения проектного подхода в решении управленческих задач общеобразовательных учреждений, в том числе, формирования духовно-нравственной культуры.
Степень изученности. Тема диссертационного исследования раскрывается на основе научных работ по двум направлениям: а) формирование духовно-нравственной культуры, в том числе, в системе образования, и б) проектное управление. Теоретические основы управления формированием духовно- нравственной культуры представлены в работах: Л. Ф. Болтенковой, Т.А. Гвоздарёвой, С.В. Даржинова, М.А. Кузнецова, Т.И. Питкиевой, В.В. Степанова.
Формирование духовно-нравственной культуры в системе образования и в работе с молодежью нашло освещение в научных изысканиях следующих авторов: М.В. Автомонова, Л. В. Акопян, Ю.А. Алешина, Р. Аскеров, Х.А. Атажанов, В.А. Беляева, Л.Ф. Болтенкова, Б.А. Ершов, И.Д. Куликовская, О.Е. Кучерова, А.А. Петренко, В.В. Степанов. Среди разнообразных направлений духовно-нравственного воспитания, более всего в научной литературе представлены работы по военно-патриотическому воспитанию, а также воспитательной роли православной культуры (Т.В. Папаскири, С.В. Пашкова, В.А. Плешакова, Ф.Р. Сабирзяновой, М.Ю. Тиллаева, Б.А. Толмачева, С.Т. Тучалаева).
В научной литературе большое внимание уделено вопросом проектного управления. Научные и прикладные наработки в этой области представлены в работах: Д.С. Агеенко, В. Л. Аничина, Е. И. Бабенко, Д. Гергерт, Д.Е. Гетманенко, Т.Н. Жуковой, Е.П. Кудрявцевой, А.С. Козлова, А.Д. Комаровой, Д.Г. Красильникова, К.А. Левыкиной, С.М. Мирзоевой, Н.Л. Персод, О.А. Серединой, А.О. Скопина, С.Н.Суетина, С.А. Титова, И.Н. Травина, А.И. Усанова, Д.Ш. Усановой, С. В. Чернятина, В. И. Чимшир, М. Н. Якимовой. Применение проектного подхода в системе образования исследуется: О.Ф. Бардышевой, Е. И.Горбуновой, М.В. Грачевой, О. Г. Прикот, В. Н. Виноградовым, В. А Ясвиным.
Теоретический анализ работ показывает, в целом, широкую освещенность, как вопросов формирования духовно-нравственной культуры в учреждениях образования, так и проектного управления. Однако, проблема проектного управления в учебных заведениях, а, тем более, в реализации задач духовно-нравственного воспитания, в научном дискурсе является слабо представленной.
Противоречие между высокой значимостью исследуемой темы и ее недостаточной изученностью позволяет сформулировать проблему исследования, которая обусловлена, с одной стороны, необходимостью формирования духовно-нравственной культуры у учащихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях, а с другой, - недостаточной разработанностью эффективных механизмов применения в них проектного подхода как эффективного метода управления формированием указанного аспекта культуры учащихся.
Гипотеза диссертационного исследования. Если предположить, что в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях управление формированием духовно-нравственной культуры осуществляется не вполне эффективно, то это связанно: с недостаточным охватом проектной деятельностью раз-личных направлений формирования духовно-нравственной культуры учащихся; низким уровнем компетентности в области социального проектирования у педагогических работников, и управления проектами -у представителей администраций учебных учреждений.
Объект диссертационного исследования - организация учебно-воспитательного процесса в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях, предмет - процесс управления формированием духовно- нравственной культуры обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях города Белгорода на основе проектного подхода.
Цель - предложить конкретные рекомендации по реализации проектного подхода в процессе управления формированием духовно-нравственной культуры обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях.
Задачи:
- изучить теоретические основы проектного управления формированием духовно-нравственной культуры в системе образования;
- проанализировать опыт реализации проектного подхода в процессе формирования духовно-нравственной культуры обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях города Белгорода;
- обосновать направления совершенствования применения проектного подхода к управлению формированием духовно-нравственной культуры обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях.
Теоретико-методологическая база исследования.
Исследование опирается на теоретические материалы и практические наработки по темам духовно-нравственного воспитания и проектного управления в системе образования, изложенные в диссертационных работах и монографиях Х.Ю. Боташевой, Л.П. Илларионовой, В.А. Ясвина.
Системный подход (В.Н. Волков и А.А. Денисов, А.А. Давыдов, Н. Луман, М.Р. Шагиахметов и др.) обеспечивает возможность комплексного взгляда на процесс формирования духовно-нравственной культуры учащихся, где образовательное учреждение вы ступает и субъектом, инициирующей этот процесс, и объектом воздействия макросредовых факторов.
В работе используются положения проектного подхода, обеспечивающего практикоориентированность и эффективность практических рекомендаций.
При проведении исследования использовались общие и частные методы научного исследования, системный, ретроспективный и сравнительный анализы, метод группировки и ранжирования данных, анализ документальных источников, анкетный опрос.
Эмпирическая базадиссертационного исследования.
1. Нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней (закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Государственный Стандарт основного общего образования, постановление правительства Белгородской области «Об утверждении государственной про-граммы Белгородской области "Развитие образования Белгородской области на 2014 - 2020 годы"» и др.).
2. Официальны данные, представленные в документах Управления образования города Белгорода
3. Документы муниципальных общеобразовательных учреждений, характеризующие их деятельность по формированию различных аспектов духовно-нравственной культуры и по обеспечению в них проектной деятельности.
4. Массив эмпирических данных по результатам авторского анкетного опроса на тему «Готовность педагогов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений к разработке и реализации проектов формирования духовно-нравственной культуры обучающихся» (N =73 человека, 2015 год).
Научная новизна диссертационного исследования. Элементы научной новизны в диссертационном исследовании заключаются в том, что:
во-первых, охарактеризованы специфические черты и выявлены проблемы формирования духовно-нравственной культуры учащихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях;
во-вторых, на примере проекта управления формированием толерантного отношения учащихся к детям с ограниченными возможностями здоровья обоснована возможность применения типового проектирования как действенного механизма повышения эффективности управления формированием духовно-нравственной культуры учащихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений в условиях недостаточной компетентности педагогов образовательных учреждений в области социального проектирования.
Положения, выносимые на защиту.
1. Духовно-нравственная культура представляет собой уровень нравственного развития человека, отражающий степень освоения им морального опыта культуры человечества, способность органично и последовательно реализовывать в социальных практиках морально-нравственные ценности, нормы и принципы. Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование у человека нравственных чувств (долга, гражданственности, ответственности, патриотизма, совести); нравственного облика (незлобивости, терпения, кротости и пр.); нравственной позиции (проявлению самоотверженной любви, способности к различению добра и зла, к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служить людям и Отечеству и пр.). В Российской Федерации в целях осуществления проектного управления формированием в общеобразовательных учреждениях духовно-нравственной культуры учащихся на всех уровнях создана необходимая нормативно-правовая база, обеспечены соответствующие организационные условия. При этом проект определяется как ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре. А управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, направленную на эффективное достижение его целей. Управление проектом предполагает реализацию этапов инициации, планирования, реализации и закрытия проекта. Проект формирования духовно-нравственной культуры представляет собой тип социального проекта.
2. В городе Белгороде на основе светского и теоцентрического подхода реализуются программы, направленные на формирование духовно-нравственной культуры учащихся муниципальных бюджетных образовательных учреждений. Теоцентрический подход более всего реализуется в процессе преподавания основ православной культуры, светский - в рамках кадетского движения. Минимизированы следующие направления формирования духовно-нравственной куль-туры, заложенные в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте: формирование ценности семьи, уважения к многонациональному народу России, формирование правовой и демократической культуры, толерантности.
В городе Белгороде для администраций общеобразовательных учреждений созданы условия, обеспечивающие овладение ими знаниями и навыками проектных технологий, в первую очередь, на базе МКУ «Научно-методический информационный центр и ОГОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», силами которых сформирована методологическая база проектного управления, реализуются соответствующие программы и семинары. Тем не менее, не всегда проекты формирования духовно-нравственной культуры отличаются высоким качеством. Это вызвано тем, что деятельность по разработке и реализация проектов духовно-нравственной культурой не пользуется у педагогов популярностью; педагогами недостаточно используется потенциал Белгородского института развития образования в целях создания эффективных проектов духовно-нравственного воспитания учащихся, они не слишком заинтересованы в собственном образовании в области социального проектирования. Отсутствие мониторинга эффективности реализации программ и проектов в области духовно-нравственного воспитания учащихся муниципальных бюджетных образовательных учреждений не позволяет дать взвешенную оценку результативности этих мер и мероприятий.
3. Преодолению выявленных проблем может содействовать управление формированием духовно-нравственной культуры в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях посредством разработки типовых проектов. Такие проекты должны носить рекомендательный характер и позволять каждому конкретному учреждению гибко использовать заложенный в них потенциал. Это создаст качественную основу для реализации задач духовно-нравственного воспитания в условиях недостаточной готовности педагогов МБОУ к применению проектных технологий для решения учебно-воспитательных задач. Одним из та-ких проектов может стать проект формирования толерантного отношения учащихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений к детям с ограниченными возможностями здоровья, что обусловлено, с одной стороны, высокой актуальностью данной темы, а с другой, дефицитом мероприятий, формирующих толерантность учащихся, которая входит в число образовательных результатов, сформулированных в ФГОСе.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе реализации диссертационного исследования, а также сформулированные в нем выводы, могут быть полезны в деятельности специалистов Управления образования и администраций образовательных учреждений при организации работы в области разработки проектов учебно-воспитательной работы, в том числе, по формированию различных аспектов духовно-нравственной культуры; ученым, специализирующимся в области педагогики, управления.
Апробация исследования. Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, были изложены в двух публикациях общим объемом 0,5 п.л.
Структура диссертационного исследования включает в себя: введение, три раздела, заключение, список источников и литературы и приложения.
Духовно-нравственная культура представляет собой уровень нравственного развития человека, отражающий степень освоения им морального опыта культуры человечества, способность органичного и последовательно реализовывать в социальных практиках морально-нравственные ценности, нормы и принципы. Управление формированием духовно-нравственной культуры представляет собой процесс воспитания. Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование у человека нравственных чувств; нравственного облика, нравственной позиции) и нравственного поведения.
Наиболее эффективным методом управления в настоящее время признается проектное управление. Проект представляет собой ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре. Управление проектом - это методология организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, направленная на эффективное достижение его целей. Управление проектом предполагает реализацию следующих этапов: инициация, планирование, реализация и закрытие проекта. Проект формирования духовно-нравственной культуры представляет собой тип социального проекта.
В городе Белгороде накоплен богатый опыт формирования духовно-нравственной культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях. Между тем, анализ опыта такой работы позволяет говорить о дефиците программ и проектов, ориентированных на развитие ценности семьи, уважения к многонациональному народу России, на правовое воспитание, усвоение демократических ценностей, формирование толерантности. Также следует говорить о зачастую невысоком качестве социальных проектов, реализуемых в воспитательном процессе образовательных учреждений.
С целью преодоления указанных проблем нами предлагается типовой проект на тему: «Развитие толерантности в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях». Его цель - повысить эффективность научно-методического сопровождения деятельности общеобразовательных учреждений по проектному управлению формированием куль-туры толерантности в отношении детей с ограниченными возможностями развития. Для реализации данного проекта можно предложить ряд рекомендаций.
1. Управлению образования города Белгорода: разработать и принять нормативно-правовой акт, инициирующий реализацию этого проекта и поручить его информационно-консультационное обеспечение Институту развития образования Белгородской области; осуществить информационное обеспечение проекта, которое связанно с информированием администраций общеобразовательных учреждений о данном проекте, знакомством с ним и механизмом его осуществления; в целях превенции наступления риска формализации в реализации проектных мероприятий, для мотивирования администраций и работников муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, организовать и осуществить мониторинг эффективности реализации данного проекта, с последующим включением оценок эффективности в систему рейтингования.
2. Институту развития образования- разработать методическое обеспечение проекта в части помощи в адаптации проектных мероприятий к конкретным нуждам образовательного учреждения, организовать систему методических семинаров и график индивидуальных консультаций с использованием современных информационных он-лайн программ.
3. Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждениям - осуществить ряд мероприятий по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Эти мероприятия будут специфичны для различных возрастных групп обучающихся в муниципальных обще-образовательных учреждениях, и целеориентированы на конкретный контингент: а) детей с ограниченными возможностями здоровья, б) их родителей, в) педагогов, которые будут реализовывать мероприятия проекта, г) класс, группу, в которых обучается конкретный ребенок, д) родителей детей, которые обучаются вместе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятия проекта будут включать в себя богатый арсенал педагогических и психологических методов и приемов работы, опираться на хорошо продуманную методологическую и организационную базу.
4. Помимо реализации проекта, с целью повышения эффективности формирования духовно-нравственной культуры также целесообразно:
- на базе Института развития образования Белгородской области организовать обучение педагогов общеобразовательных учреждений в рамках курсов повышения квалификаций, методических семинаров - социальному проектированию, что обеспечит качество реализуемых проектов духовно-нравственного воспитания;
- Управлению образования - в течение года дополнительно (помимо учета в баллах рейтингования) стимулировать педагогов, администрации учебных за-ведений к разработке проектов духовно-нравственного воспитания и их размещение на сайте Института развития образования в опции «актуальный опыт». Для этого Институту развития образования подготовить соответствующие методические рекомендации и провести совещания с представителями администраций школ с целью информирования и разъяснения этой деятельности;
- управлению образования совместно с Институтом развития образования и представителями от научной общественности создать проектную группу для организации мониторинга эффективности формирования в общеобразовательных учреждениях духовно-нравственной культуры.
Наиболее эффективным методом управления в настоящее время признается проектное управление. Проект представляет собой ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре. Управление проектом - это методология организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, направленная на эффективное достижение его целей. Управление проектом предполагает реализацию следующих этапов: инициация, планирование, реализация и закрытие проекта. Проект формирования духовно-нравственной культуры представляет собой тип социального проекта.
В городе Белгороде накоплен богатый опыт формирования духовно-нравственной культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях. Между тем, анализ опыта такой работы позволяет говорить о дефиците программ и проектов, ориентированных на развитие ценности семьи, уважения к многонациональному народу России, на правовое воспитание, усвоение демократических ценностей, формирование толерантности. Также следует говорить о зачастую невысоком качестве социальных проектов, реализуемых в воспитательном процессе образовательных учреждений.
С целью преодоления указанных проблем нами предлагается типовой проект на тему: «Развитие толерантности в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях». Его цель - повысить эффективность научно-методического сопровождения деятельности общеобразовательных учреждений по проектному управлению формированием куль-туры толерантности в отношении детей с ограниченными возможностями развития. Для реализации данного проекта можно предложить ряд рекомендаций.
1. Управлению образования города Белгорода: разработать и принять нормативно-правовой акт, инициирующий реализацию этого проекта и поручить его информационно-консультационное обеспечение Институту развития образования Белгородской области; осуществить информационное обеспечение проекта, которое связанно с информированием администраций общеобразовательных учреждений о данном проекте, знакомством с ним и механизмом его осуществления; в целях превенции наступления риска формализации в реализации проектных мероприятий, для мотивирования администраций и работников муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, организовать и осуществить мониторинг эффективности реализации данного проекта, с последующим включением оценок эффективности в систему рейтингования.
2. Институту развития образования- разработать методическое обеспечение проекта в части помощи в адаптации проектных мероприятий к конкретным нуждам образовательного учреждения, организовать систему методических семинаров и график индивидуальных консультаций с использованием современных информационных он-лайн программ.
3. Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждениям - осуществить ряд мероприятий по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Эти мероприятия будут специфичны для различных возрастных групп обучающихся в муниципальных обще-образовательных учреждениях, и целеориентированы на конкретный контингент: а) детей с ограниченными возможностями здоровья, б) их родителей, в) педагогов, которые будут реализовывать мероприятия проекта, г) класс, группу, в которых обучается конкретный ребенок, д) родителей детей, которые обучаются вместе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятия проекта будут включать в себя богатый арсенал педагогических и психологических методов и приемов работы, опираться на хорошо продуманную методологическую и организационную базу.
4. Помимо реализации проекта, с целью повышения эффективности формирования духовно-нравственной культуры также целесообразно:
- на базе Института развития образования Белгородской области организовать обучение педагогов общеобразовательных учреждений в рамках курсов повышения квалификаций, методических семинаров - социальному проектированию, что обеспечит качество реализуемых проектов духовно-нравственного воспитания;
- Управлению образования - в течение года дополнительно (помимо учета в баллах рейтингования) стимулировать педагогов, администрации учебных за-ведений к разработке проектов духовно-нравственного воспитания и их размещение на сайте Института развития образования в опции «актуальный опыт». Для этого Институту развития образования подготовить соответствующие методические рекомендации и провести совещания с представителями администраций школ с целью информирования и разъяснения этой деятельности;
- управлению образования совместно с Институтом развития образования и представителями от научной общественности создать проектную группу для организации мониторинга эффективности формирования в общеобразовательных учреждениях духовно-нравственной культуры.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОН С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОТКРЫТОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОТКРЫТОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОХРАНЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ РЕМЕСЕЛ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018



