ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗДЕЛ II ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
РАЗДЕЛ 3 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В
ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы диссертационного исследования. Духовно-нравственная культура определяется как сложное интегративное качество личности, содержащее смысложизненный идеал, в соответствии с которым выстраивается иерархия ценностей, обуславливающая систему отношений в различных сферах ее жизнедеятельности. Данный феномен включает в себя духовно-нравственное сознание человека и культуру нравственного поведения. Формирование духовно-нравственной культуры российской молодежи означает создание условий для усвоения ею общечеловеческих и исконно российских норм, ценностей и образов поведения, обеспечивающих становление каждого конкретного молодого человека как нравственно здоровой личности и достойного гражданина своей Родины.
Важнейшую роль в таком становлении играют институты социализации личности, среди которых первостепенное значение играют общеобразовательные учреждения. Федеральный Государственный Стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, которые, среди прочего, включают в себя различные аспекты духовно-нравственной культуры, такие как: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения и пр. В законе «Об образовании в Российской Федерации » указывается на необходимость посредством воспитательного процесса обеспечить условия для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Но реализация задачи воспитания духовно-нравственной культуры сталкивается с рядом препятствий, обусловленных формализмом и недостаточной компетентностью педагогического и управленческого состава образовательных учреждений в разработке и осуществлении эффективных мер и мероприятий по- формированию духовно-нравственной культуры учащихся, высокой загруженностью педагогических работников, не позволяющей им полноценно сконцентрироваться на решении этой задачи и пр. Важным подспорьем в преодолении этих трудностей может стать применение проектного подхода, поскольку именно он позволяет наиболее эффективно планировать и использовать ресурсы для достижения, в частности, цели воспитания духовно-нравственной культуры учащихся, разработать адекватные ей мероприятия на основе социальной диа-гностики, анализе ресурсов; адекватно оценить их результативность. Но, если на уровне органов власти и управления важность применения проектного подхода становится все очевидней, что следует, в частности, из практики организации проектных офисов в различных субъектах Российской Федерации, то в общеобразовательных учреждениях это направление повышения эффективности работы только начинает развиваться.
Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен, во-первых, важностью формирования у обучающихся духовно-нравственной культуры, во-вторых, необходимостью внедрения проектного подхода в решении управленческих задач общеобразовательных учреждений, в том числе, формирования духовно-нравственной культуры.
Степень изученности. Тема диссертационного исследования раскрывается на основе научных работ по двум направлениям: а) формирование духовно-нравственной культуры, в том числе, в системе образования, и б) проектное управление. Теоретические основы управления формированием духовно- нравственной культуры представлены в работах: Л. Ф. Болтенковой, Т.А. Гвоздарёвой, С.В. Даржинова, М.А. Кузнецова, Т.И. Питкиевой, В.В. Степанова.
Формирование духовно-нравственной культуры в системе образования и в работе с молодежью нашло освещение в научных изысканиях следующих авторов: М.В. Автомонова, Л. В. Акопян, Ю.А. Алешина, Р. Аскеров, Х.А. Атажанов, В.А. Беляева, Л.Ф. Болтенкова, Б.А. Ершов, И.Д. Куликовская, О.Е. Кучерова, А.А. Петренко, В.В. Степанов. Среди разнообразных направлений духовно-нравственного воспитания, более всего в научной литературе представлены работы по военно-патриотическому воспитанию, а также воспитательной роли православной культуры (Т.В. Папаскири, С.В. Пашкова, В.А. Плешакова, Ф.Р. Сабирзяновой, М.Ю. Тиллаева, Б.А. Толмачева, С.Т. Тучалаева).
В научной литературе большое внимание уделено вопросом проектного управления. Научные и прикладные наработки в этой области представлены в работах: Д.С. Агеенко, В. Л. Аничина, Е. И. Бабенко, Д. Гергерт, Д.Е. Гетманенко, Т.Н. Жуковой, Е.П. Кудрявцевой, А.С. Козлова, А.Д. Комаровой, Д.Г. Красильникова, К.А. Левыкиной, С.М. Мирзоевой, Н.Л. Персод, О.А. Серединой, А.О. Скопина, С.Н.Суетина, С.А. Титова, И.Н. Травина, А.И. Усанова, Д.Ш. Усановой, С. В. Чернятина, В. И. Чимшир, М. Н. Якимовой. Применение проектного подхода в системе образования исследуется: О.Ф. Бардышевой, Е. И.Горбуновой, М.В. Грачевой, О. Г. Прикот, В. Н. Виноградовым, В. А Ясвиным.
Теоретический анализ работ показывает, в целом, широкую освещенность, как вопросов формирования духовно-нравственной культуры в учреждениях образования, так и проектного управления. Однако, проблема проектного управления в учебных заведениях, а, тем более, в реализации задач духовно-нравственного воспитания, в научном дискурсе является слабо представленной.
Противоречие между высокой значимостью исследуемой темы и ее недостаточной изученностью позволяет сформулировать проблему исследования, которая обусловлена, с одной стороны, необходимостью формирования духовно-нравственной культуры у учащихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях, а с другой, - недостаточной разработанностью эффективных механизмов применения в них проектного подхода как эффективного метода управления формированием указанного аспекта культуры учащихся.
Гипотеза диссертационного исследования. Если предположить, что в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях управление формированием духовно-нравственной культуры осуществляется не вполне эффективно, то это связанно: с недостаточным охватом проектной деятельностью раз-личных направлений формирования духовно-нравственной культуры учащихся; низким уровнем компетентности в области социального проектирования у педагогических работников, и управления проектами -у представителей администраций учебных учреждений.
Объект диссертационного исследования - организация учебно-воспитательного процесса в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях, предмет - процесс управления формированием духовно- нравственной культуры обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях города Белгорода на основе проектного подхода.
Цель - предложить конкретные рекомендации по реализации проектного подхода в процессе управления формированием духовно-нравственной культуры обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях.
Задачи:
- изучить теоретические основы проектного управления формированием духовно-нравственной культуры в системе образования;
- проанализировать опыт реализации проектного подхода в процессе формирования духовно-нравственной культуры обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях города Белгорода;
- обосновать направления совершенствования применения проектного подхода к управлению формированием духовно-нравственной культуры обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях.
Теоретико-методологическая база исследования.
Исследование опирается на теоретические материалы и практические наработки по темам духовно-нравственного воспитания и проектного управления в системе образования, изложенные в диссертационных работах и монографиях Х.Ю. Боташевой, Л.П. Илларионовой, В.А. Ясвина.
Системный подход (В.Н. Волков и А.А. Денисов, А.А. Давыдов, Н. Луман, М.Р. Шагиахметов и др.) обеспечивает возможность комплексного взгляда на процесс формирования духовно-нравственной культуры учащихся, где образовательное учреждение вы ступает и субъектом, инициирующей этот процесс, и объектом воздействия макросредовых факторов.
В работе используются положения проектного подхода, обеспечивающего практикоориентированность и эффективность практических рекомендаций.
При проведении исследования использовались общие и частные методы научного исследования, системный, ретроспективный и сравнительный анализы, метод группировки и ранжирования данных, анализ документальных источников, анкетный опрос.
Эмпирическая базадиссертационного исследования.
1. Нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней (закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Государственный Стандарт основного общего образования, постановление правительства Белгородской области «Об утверждении государственной про-граммы Белгородской области "Развитие образования Белгородской области на 2014 - 2020 годы"» и др.).
2. Официальны данные, представленные в документах Управления образования города Белгорода
3. Документы муниципальных общеобразовательных учреждений, характеризующие их деятельность по формированию различных аспектов духовно-нравственной культуры и по обеспечению в них проектной деятельности.
4. Массив эмпирических данных по результатам авторского анкетного опроса на тему «Готовность педагогов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений к разработке и реализации проектов формирования духовно-нравственной культуры обучающихся» (N =73 человека, 2015 год).
Научная новизна диссертационного исследования. Элементы научной новизны в диссертационном исследовании заключаются в том, что:
во-первых, охарактеризованы специфические черты и выявлены проблемы формирования духовно-нравственной культуры учащихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях;
во-вторых, на примере проекта управления формированием толерантного отношения учащихся к детям с ограниченными возможностями здоровья обоснована возможность применения типового проектирования как действенного механизма повышения эффективности управления формированием духовно-нравственной культуры учащихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений в условиях недостаточной компетентности педагогов образовательных учреждений в области социального проектирования.
Положения, выносимые на защиту.
1. Духовно-нравственная культура представляет собой уровень нравственного развития человека, отражающий степень освоения им морального опыта культуры человечества, способность органично и последовательно реализовывать в социальных практиках морально-нравственные ценности, нормы и принципы. Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование у человека нравственных чувств (долга, гражданственности, ответственности, патриотизма, совести); нравственного облика (незлобивости, терпения, кротости и пр.); нравственной позиции (проявлению самоотверженной любви, способности к различению добра и зла, к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служить людям и Отечеству и пр.). В Российской Федерации в целях осуществления проектного управления формированием в общеобразовательных учреждениях духовно-нравственной культуры учащихся на всех уровнях создана необходимая нормативно-правовая база, обеспечены соответствующие организационные условия. При этом проект определяется как ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре. А управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, направленную на эффективное достижение его целей. Управление проектом предполагает реализацию этапов инициации, планирования, реализации и закрытия проекта. Проект формирования духовно-нравственной культуры представляет собой тип социального проекта.
2. В городе Белгороде на основе светского и теоцентрического подхода реализуются программы, направленные на формирование духовно-нравственной культуры учащихся муниципальных бюджетных образовательных учреждений. Теоцентрический подход более всего реализуется в процессе преподавания основ православной культуры, светский - в рамках кадетского движения. Минимизированы следующие направления формирования духовно-нравственной куль-туры, заложенные в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте: формирование ценности семьи, уважения к многонациональному народу России, формирование правовой и демократической культуры, толерантности.
В городе Белгороде для администраций общеобразовательных учреждений созданы условия, обеспечивающие овладение ими знаниями и навыками проектных технологий, в первую очередь, на базе МКУ «Научно-методический информационный центр и ОГОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», силами которых сформирована методологическая база проектного управления, реализуются соответствующие программы и семинары. Тем не менее, не всегда проекты формирования духовно-нравственной культуры отличаются высоким качеством. Это вызвано тем, что деятельность по разработке и реализация проектов духовно-нравственной культурой не пользуется у педагогов популярностью; педагогами недостаточно используется потенциал Белгородского института развития образования в целях создания эффективных проектов духовно-нравственного воспитания учащихся, они не слишком заинтересованы в собственном образовании в области социального проектирования. Отсутствие мониторинга эффективности реализации программ и проектов в области духовно-нравственного воспитания учащихся муниципальных бюджетных образовательных учреждений не позволяет дать взвешенную оценку результативности этих мер и мероприятий.
3. Преодолению выявленных проблем может содействовать управление формированием духовно-нравственной культуры в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях посредством разработки типовых проектов. Такие проекты должны носить рекомендательный характер и позволять каждому конкретному учреждению гибко использовать заложенный в них потенциал. Это создаст качественную основу для реализации задач духовно-нравственного воспитания в условиях недостаточной готовности педагогов МБОУ к применению проектных технологий для решения учебно-воспитательных задач. Одним из та-ких проектов может стать проект формирования толерантного отношения учащихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений к детям с ограниченными возможностями здоровья, что обусловлено, с одной стороны, высокой актуальностью данной темы, а с другой, дефицитом мероприятий, формирующих толерантность учащихся, которая входит в число образовательных результатов, сформулированных в ФГОСе.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе реализации диссертационного исследования, а также сформулированные в нем выводы, могут быть полезны в деятельности специалистов Управления образования и администраций образовательных учреждений при организации работы в области разработки проектов учебно-воспитательной работы, в том числе, по формированию различных аспектов духовно-нравственной культуры; ученым, специализирующимся в области педагогики, управления.
Апробация исследования. Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, были изложены в двух публикациях общим объемом 0,5 п.л.
Структура диссертационного исследования включает в себя: введение, три раздела, заключение, список источников и литературы и приложения.
Духовно-нравственная культура представляет собой уровень нравственного развития человека, отражающий степень освоения им морального опыта культуры человечества, способность органичного и последовательно реализовывать в социальных практиках морально-нравственные ценности, нормы и принципы. Управление формированием духовно-нравственной культуры представляет собой процесс воспитания. Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование у человека нравственных чувств; нравственного облика, нравственной позиции) и нравственного поведения.
Наиболее эффективным методом управления в настоящее время признается проектное управление. Проект представляет собой ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре. Управление проектом - это методология организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, направленная на эффективное достижение его целей. Управление проектом предполагает реализацию следующих этапов: инициация, планирование, реализация и закрытие проекта. Проект формирования духовно-нравственной культуры представляет собой тип социального проекта.
В городе Белгороде накоплен богатый опыт формирования духовно-нравственной культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях. Между тем, анализ опыта такой работы позволяет говорить о дефиците программ и проектов, ориентированных на развитие ценности семьи, уважения к многонациональному народу России, на правовое воспитание, усвоение демократических ценностей, формирование толерантности. Также следует говорить о зачастую невысоком качестве социальных проектов, реализуемых в воспитательном процессе образовательных учреждений.
С целью преодоления указанных проблем нами предлагается типовой проект на тему: «Развитие толерантности в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях». Его цель - повысить эффективность научно-методического сопровождения деятельности общеобразовательных учреждений по проектному управлению формированием куль-туры толерантности в отношении детей с ограниченными возможностями развития. Для реализации данного проекта можно предложить ряд рекомендаций.
1. Управлению образования города Белгорода: разработать и принять нормативно-правовой акт, инициирующий реализацию этого проекта и поручить его информационно-консультационное обеспечение Институту развития образования Белгородской области; осуществить информационное обеспечение проекта, которое связанно с информированием администраций общеобразовательных учреждений о данном проекте, знакомством с ним и механизмом его осуществления; в целях превенции наступления риска формализации в реализации проектных мероприятий, для мотивирования администраций и работников муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, организовать и осуществить мониторинг эффективности реализации данного проекта, с последующим включением оценок эффективности в систему рейтингования.
2. Институту развития образования- разработать методическое обеспечение проекта в части помощи в адаптации проектных мероприятий к конкретным нуждам образовательного учреждения, организовать систему методических семинаров и график индивидуальных консультаций с использованием современных информационных он-лайн программ.
3. Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждениям - осуществить ряд мероприятий по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Эти мероприятия будут специфичны для различных возрастных групп обучающихся в муниципальных обще-образовательных учреждениях, и целеориентированы на конкретный контингент: а) детей с ограниченными возможностями здоровья, б) их родителей, в) педагогов, которые будут реализовывать мероприятия проекта, г) класс, группу, в которых обучается конкретный ребенок, д) родителей детей, которые обучаются вместе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятия проекта будут включать в себя богатый арсенал педагогических и психологических методов и приемов работы, опираться на хорошо продуманную методологическую и организационную базу.
4. Помимо реализации проекта, с целью повышения эффективности формирования духовно-нравственной культуры также целесообразно:
- на базе Института развития образования Белгородской области организовать обучение педагогов общеобразовательных учреждений в рамках курсов повышения квалификаций, методических семинаров - социальному проектированию, что обеспечит качество реализуемых проектов духовно-нравственного воспитания;
- Управлению образования - в течение года дополнительно (помимо учета в баллах рейтингования) стимулировать педагогов, администрации учебных за-ведений к разработке проектов духовно-нравственного воспитания и их размещение на сайте Института развития образования в опции «актуальный опыт». Для этого Институту развития образования подготовить соответствующие методические рекомендации и провести совещания с представителями администраций школ с целью информирования и разъяснения этой деятельности;
- управлению образования совместно с Институтом развития образования и представителями от научной общественности создать проектную группу для организации мониторинга эффективности формирования в общеобразовательных учреждениях духовно-нравственной культуры.
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ (редакция от 13.07.2015). -Режим досту-па:http: //sudact.ru/law/doc/CxRPDd9 gK3 dX/001 /
2. Федеральный Государственный Стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. -Режим доступа: Гйр://минобрнауки.рф/документы/543
3. Образование города Белгорода (информационно-статистические материалы) [Электронный ресурс]: Управление образования администрации города Белгорода. -Режим доступа:http: //www.beluo .ru/ob-upravlenii/eduin
4. Автомонова, М.В. Духовно-нравственное воспитание молодежи [Текст] / М.В. Автомонова, Р.П. Аскеров // Семья. Общество. Государство: история и современность-II: материалы международ. науч.-практ. конф., М., 14- 15 апр. 2013 г. / под ред. ГударенкоР.Ф., РяснянскойН.А. - М.: МГАВТ, 2013. - С. 123- 125.
5. Агеенко, Д.С. Проектное управление: сущность и основные тенденции [Текст] / Д.С. Агеенко // Октябрь. - 2012. - Т. 2013. - №. 2011. - С. 215-221.
6. Акопян, Л.В. Духовно-нравственная культура российских студентов: традиции и инновации [Текст] / Л.В. Акопян // Вестник Пятигорского Государственного Лингвистического Университета. - 2012. - №. 3. - С. 167- 169.
7. Алешина, Ю.А. Многогранность процесса духовно-нравственного воспитания современной молодежи [Текст] / Ю.А. Алешина // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - № 1. - С. 148- 150.
8. Аничин, В.Л. Проектное управление в Белгородской области: теория и практика [Текст] / В.Л. Аничин, О.А. Середина // Вестник Курской Государственной Сельскохозяйственной Академии. - 2012. - №. 6. - С. 57 - 61.
9. Атажанов, Х.А. Духовно-нравственное воспитание молодежи через СМИ [Текст] / Х.А. Астажанов // Журналистский ежегодник. - 2013. - № 2. - С. 75- 77.
10. Бабенко, Е.И. Проектное управление на основе стратегического анализа как инновационный подход к деятельности организации [Текст] / Е.И. Бабенко, Е.П. Кудрявцева // Инновационные механизмы управления и модернизация экономики: сб. докладов международ. науч.-практич. конф., СПб., 18 апр. 2011 г. — СПб.: Санкт Петербургский Университет Управления и Экономики,2011.- С. 28- 36.
11. Беляева, В.А. Модель духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в научно-образовательном центре духовно-нравственной культуры и воспитания вуза [Текст] / В.А. Беляева, А.А. Петренко // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2 (22). - С. 1-14.
12. Болтенкова, Л.Ф. Глава российского государства в системе духовно-нравственного воспитания молодежи [Текст] / Л.Ф. Болтенкова, В.В. Степанов // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2013. - № 4 (23). - С. 34¬42.
13. Болтенкова, Л.Ф. К вопросу о системе духовно-нравственного воспитания молодежи [Текст] / Л.Ф. Болтенкова, В.В. Степанов // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2013. - № 2 (21). - С. 63- 71.
14. Болтенкова, Л.Ф. Федеральные государственные органы в системе духовно-нравственного воспитания молодежи [Текст] / Л.Ф. Болтенкова, В.В. Степанов // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2013. - № 3 (22). - С. 79- 86.
15. Борисоглебская, Л.Н. Проектное управление-инструмент повышения эффективности инновационной деятельности предприятий [Текст] / Л.Н. Борисоглебская, В.Ю. Нехорошков // Вестник Ленинградского Государственного Университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - Т. 6. - №. 2. - С. 15- 19.
16. Боташева, Х.Ю. Развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Х.Ю. Боташева. - Ростов-на-Дону, 2010. - 219 с.
17. Волобуева, Н.В. Семья и её роль в духовно-нравственном воспитании молодёжи [Текст] / Н.В. Волобуева // Научное обеспечение агропромышленного производства: материалы международ. науч.-практ. конф., Курск, 7-8 февр. 2014 г. - Курск: Курская ГСХА, 2014. - С. 357- 358.
18. Гвоздарёва, Т.А. Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в современном российском обществе: проблемы и перспективы развития [Текст] / Т.А. Гвоздарева // Светское образование и духовная миссия: исторический опыт в условиях современности: материалы Второй межрегион. науч- теоретич. конф., Тверь, 24-25 окт. 2013 г. / отв. ред. А.В. Белова. - Тверь: Издательство ТВЕРЬ, 2013. - С. 39- 45.
19. Гергерт, Д. Стратегическое и проектное управление: концептуальная модель интеграции [Текст] / Д. Гергерт, К.А. Левыкина // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - №. 6. - С. 69- 75.
20. Гетманенко, Д.Е. Переход компании на проектное управление: плюсы и минусы [Текст] / Д.Е. Гетманенко // Молодёжь и наука: сб. материалов VIII Всероссийской науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных, М., 26-27 апр. 2012 г. - М.: Прима-Пресс-М, - 2012. - С 47- 52.
21. Глотова, Е.Л. Основы духовно-нравственного воспитания молодежи [Текст] / Е.Л. Глотова // Человек. Общество. Инклюзия. - 2010. - № 1. - С. 12¬15.
22. Горбачева, Н.И. Активная роль творчества в духовно-нравственном воспитании молодежи [Текст] / Н.И. Горбачева, А.Н. Ахмерова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. статей Международной науч. -практ. конф., М., 14-15 март. / отв. ред. А.А. Сукиасян. - М.: [без изд.], 2014. - С. 68¬71.
23. Горбунова, Е.И. Проектное управление дошкольной образовательной организацией [Текст] / Е.И. Горбунова // Ученые записки. - 2014. -№7 (42). -С. 15- 21.
24. Грачева, М.В. О преподавании курса «управление проектными рисками» в рамках магистерской программы «управление проектами» [Текст] / М.В. Грачева // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2012. - № 3. - С. 81- 93.
25. Даваагийн, Г. Художественное творчество монголов как средство духовно-нравственного воспитания детей и молодежи [Текст] / Г. Даваагийн // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 1-2. -С. 10-14.
26. Даржинова, С.В. Духовно-нравственное воспитание молодёжи средствами федерального сетевого ресурса «школьная лига РОСНАНО» [Текст] / С.В. Даржинова, Т.И. Питкиева // Вестник Калмыцкого университета. - 2014. - № 3 (23). - С. 34- 38.
27. Дмитриенко, В.Г. Мини-футбол - как общедоступный инструмент физического и духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи [Текст] / В.Г. Дмитриенко, В.В. Еравцов // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: сб. статей VI международной науч. конф., М. 12¬13 мая 2010 г. - М.: [без изд.], 2010. - С. 21- 24.
28. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи [Текст]: сб. материалов Третьих Всероссийских аксиологических чтений, Омск, 22 дек. 2011 г. - Омск: Омский Государственный Педагогический Университет, 2012. - С. 96¬102.
29. Ершов, Б.А. Значение духовно-нравственных ценностей в воспитании молодёжи [Текст] / Б.А. Ершов // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2009. - Т. 5. - № 3. - С. 34-37.
30. Ершов, Б.А. Роль русской православной церкви в духовно-нравственном воспитании молодёжи в современной России [Текст] / Б.А. Ершов // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2014. - Т. 4. - С. 62- 66.
31. Жаркова, Е.П. Духовно-нравственный потенциал социальной педагогики в воспитании современной молодёжи [Текст] / Е.П. Жаркова // Вестник экономической интеграции. -2012. -- № 11- 12. -С. 154-157.
32. Жукова, Т.Н. Проектное управление (методологический аспект) [Текст]: монография / Т.Н. Жукова. - СПб.: СПбГИЭУ. - 2011. - 140 с.
33. Жумаев, Б.П. Духовно - нравственное воспитание личности учащейся молодёжи Узбекистана [Текст] / Б.П. Жумаев // Общественные науки. - 2011. - № 7. - С. 217- 219.
34. ЗалуцкаяС.Ю. Духовно-нравственное воспитание молодёжи - основная цель стратегии воспитания в России [Текст] / С.Ю. Залуцкая, С.В. Панина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 43. - С. 38- 43.
35. Исаев, А.А. Роль православия в духовно-нравственном воспитании молодежи [Текст] / А.А. Исаев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014.- № 4-1. - - С. 307- 310.
36. Ивасенко, А.Г. Управление проектами [Текст]: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, А.О. Сизова. - Новосибирск: СГГА, 2007. - 198 с.
37. Илларионова, Л.П. Формирование духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования [Текст]: дис. ... д- ра пед. наук: 13.00.08 / Л.П. Илларионова. - Москва, 2010. - 408 с.
38. Калимуллин, Р.Х. Духовно-нравственное воспитание молодёжи - путь к развитию толерантности [Текст] / Р.Х. Калимуллин // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11- 5. - С. 1035- 1039.
39. Кирина, Е.Н. Проблема духовно- нравственного воспитания молодежи [Текст] / Е.Н. Кирина // Научно-практический журнал «Культура и образование». - 2013. - № 3 (3). - С. 12-15.
40. Кожевникова, И.Ю. Социально-культурная модель духовно-нравственного воспитания молодежи в процессе православного паломнического туризма [Текст] / И.Ю. Кожевникова // Омский научный вестник. -2010. - № 2 (86). - С. 181- 184.
41. Козлов, А.С. Руководство управлением проектами: как руководителям организации контролировать и направлять проектную деятельность [Текст] / А.С. Козлов // Управление проектами и программами. - 2011. - № 2. - С. 94-104.
42. Комарова, А. Проектное управление знаниями: сущность и подходы [Текст] / А. Комарова // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - №. 3. - С. 113-119.
43. Коростелева, А.А. Реализация экологических идей в курсе «обществознание» (модуль «духовно-нравственная культура») [Текст] / А.А. Коросте-лева // Проблемы современного образования. - 2015. - №. 1. -С. 12-17.
44. Космынина, В.И. Духовно-нравственное воспитание молодежи - проблемы и пути решения [Текст] / В.И. Космынина, Е.А. Строева // Инновационное развитие современной науки: сб. статей Международной науч.-практ. конф. В 9 частях, М., 16-18 апр. 2014 г. / отв. редактор А.А. Сукиасян. - М.:Эксмо, 2014. - С. 176-179.
45. Красильников, Д.Г. Стандарт PMBOK и проектное управление в органах государственной власти Пермского края: приближение к идеалу [Текст] / Д.Г. Красильников, М.Н. Якимова // ArsAdministrandi. - 2011. - №. 3. - С. 107¬110.
46. Кузнецов, М.А. Концептуальное обоснование духовно-нравственного воспитания молодежи [Текст] / М.А. Кузнецов // Науковедение. -
2013. - № 3 (16). - С. 127-131.
47. Кузьменко, В.В. Проектное управление инновационным развитием предприятий на основе инжинирингового контроллинга [Текст]: автореф. дис. ... канд.техн. наук / В.В. Кузьменко. - Иркутск, 2013. - 21 с.
48. Куликовская, И. Духовно-нравственная культура человека в информационном обществе [Текст] / И. Куликовская // Przegl^dWschodnioeuropejski. -
2011. - №. 2. - С. 303-316.
49. Кучерова, О.Е. Духовно-нравственная культура учителя в контексте современности [Текст] / О.Е. Кучерова // Научные ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - Т. 23. - №. 20 (191).- С. 22-27.
50. Лепин, П.В. Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи - это общая задача государства и церкви [Текст] / П.В. Лепин // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 21-25.
51. Лоскутова, Р.Р. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи [Текст] / Р.Р. Лоскутова, Н.Н. Чалдышкина // Из опыта работы Института педагогики и психологии ФГБОУВПО «Марийский Государственный Университет». - Йошкар-Ола: Издательство МарГУ, 2012. - С. 62-66.
52. Миненко, Г.Н. О системном подходе к духовно-нравственному становлению и воспитанию молодежи [Текст] / Г.Н. Миненко // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5. - С. 385-388.
53. Мирзоева, С.М. Особенности дефиниций «управление проектами» и «проектное управление» [Текст] / С.М. Мирзоева // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 10. - С. 1118-1120.
54. Новиков, Д.А. Управление проектами: организационные механизмы [Текст] / Д.А. Новиков. - М.: ПМСОФТ, 2007. - 140 с.
55. Папаскири, Т.В. Военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи на факультете землеустройства государственного университета по землеустройству [Текст] / Т.В. Папаскири, М.Ю. Толмачев // Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. - М.: [без изд.], 2014. - С. 233-235.
56. Пашков, С.В. Социально-педагогические проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в контексте взаимодействия школы и православной церкви [Текст] / С.В. Пашков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2007. - Т. 13. - С. 123-129.
57. Пелогенко, А.Д. Модель приобщения современной молодежи к добровольческой деятельности как фактор духовно-нравственного воспитания [Текст] / А.Д. Пелогенко // Культура. Наука. Интеграция. - 2013. - № 4 (24). - С. 89-92.
58. Персод, Н.Л. Проектное управление как элемент эффективной корпоративной системы [Текст] / Н.Л. Персод // Стратегический менеджмент. -
2014.- Т. 3. - С. 194-201.
59. Петрова, А.С. Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях [Текст] / А.С. Петрова // Научно-методический журнал Концепт. - 2013. - Т. 4. - С. 1451-1455.
60. Плешаков, В.А. Киберсоциализация и духовно-нравственное воспитание молодёжи на основе православных традиций: нужна ли нам киберпедагогика? [Текст] / В.А. Плешакова // Информация и образование: границы коммуникаций. -2010. - № 2 (10). - С. 17-19.
61. Подоляко, Т.Е. Духовно-нравственное воспитание молодежи на основе изучения исторических и культурных ценностей Елецкого края [Текст] / Т.Е. Подоляко // Инновационное развитие современной науки: сб. статей Международной науч.-практ. конф. в 9 частях / отв. редактор А.А. Сукиасян. - М.: [без изд.], 2014. - С. 17-19.
62. Попова, Н.Б. Роль социальных институтов в духовно-нравственном
воспитании молодёжи [Текст] / Н.Б. Попова, Д.К. Пономарева // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2015: сб. науч. статей 4-й Между-
нар.молодежной науч. конф. в 4-х томах / отв. Ред. Горохов А.А. - Курск: Прима-Пресс, 2015. - С. 133-136.
63. Прикот, О.Г. Проектное управление инновационным развитием (пособие для руководителей образования) [Текст] / О.Г. Прикот, В.Н. Виноградов // Библиотека журнала «Директор школы. - 2013. - №. 8. - С. 12 -18.
64. Пустынникова, Л.В. Использование возможностей дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании молодежи [Текст] / Л.В. Пустынникова // Вестник Мордовского университета. - 2011. - № 3. - С. 142- 145.
Романенко, И.Б. Социокультурная идентичность молодежи и проблема духовно-нравственного воспитания [Текст] / И.Б. Романенко, К.В. Султанов // Общество. Среда. Развитие. - 2014. -№ 1 (30). - С. 127-131.
65. Сабирзянова, Ф.Р. Религия и духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи [Текст] / Ф.Р. Сабирзянова // Адлеровские социологические чтения. - 2014. - Т. 7. - № 1. - С. 73-76.
66. Салаватулина, Л.Р. и др. Духовно-нравственная культура народов России: воспитательные и культурологические аспекты [Текст] / Л.Р. Салаватулина // Социально-педагогическое партнерство в духовно-нравственном воспитании личности гражданина России: сб. материалов Всероссийского общественно-педагогического форума, Челябинск, 5 дек. 2012 г. / под ред. Н.П. Шитяковой. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2013.- С. 116-120.
67. Сальников, П.И. Российская государственность как фактор и ценностный ориентир духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи [Текст] / П.И. Сальников // Вестник Екатерининского института. -2014. — № 1 (25). -С. 3-7.
68. Сапожникова, А.Г. Духовно-нравственное воспитание современной молодежи в контексте реализации государственной национальной политики [Текст] / А.Г. Сапожников, Л.Г. Сахарова, В.А. Сахаров // Среднее профессиональное образование. — 2013. - № 11. — С. 14-15.
69. Ситаров, В.А. Педагогическая интерпретация «страшного суда» в духовно-нравственном воспитании молодежи [Текст] / В.А. Ситаров // Педагогика. Общество. Право. - 2013. - № 4 (8). - С. 4-11.
70. Скопин, А.О. Управление региональными проектами и проектное управление экономикой региона: сравнение дефиниций [Текст] / А.О. Скопин // Региональная экономика и управление. - 2012. — № 29. - С. 17-23.
71. Суэтин, С.Н. Проекты и проектное управление в современной экономике [Текст] / С.Н. Суэтин, С.А. Титов // Экономика и предпринимательство. —
2014. - №. 5-1. - С. 496- 499.
72. Тарасова, Н.С. Некоторые аспекты духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи [Текст] / Н.С. Тарасова // Международный научно - исследовательский журнал. - 2014. — № 1-2 (20). - С. 137-138.
73. Тиллаев, Б.А. Патриотическое воспитание молодежи - как важная составляющая духовно-нравственного воспитания детей и молодежи [Текст] / Б.А. Тиллаев // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2014. - № 4 (94). - С. 146-148.
74. Травин, И.Н. Управление мультидисциплинарным проектным коллективом с распределенным управлением [Текст] / И.Н. Травин, А.И. Усанов, Д.Ш. Усанов // Поиск эффективных решений в процессе создания и реализации научных разработок в российской авиационной и ракетно-космической промышленности: сб. статей Международной науч.-практ. конф. — Казань [без изд.], 2014. - С. 669-670.
75. Тучалаев, С.Т. Духовно-нравственные ценности патриотического воспитания учащейся молодежи [Текст] / С.Т. Тучалаев // Вестник Дагестанского научного центра Российской академии образования. - 2014. - № 1. - С. 66-71.
76. Удовенко, Н.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание современной молодёжи [Текст] / Н.Л. Удовенко // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. трудов по материалам Международной науч.-практ. конф. в 10 частях. - Тамбов: Изд-во ТамбовскогоГУ, 2013. - С. 132-134.
77. Федосеева, И.А. Духовно-нравственное воспитание молодежи в со-временном обществе [Текст] / И.А. Федосеева // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. - 2012. - № 6. - С. 155-159.
78. Хафизова, Г.М. Семейные традиции как основа духовно-нравственного воспитания молодежи [Текст] / Г.М. Хафизова, Л.Х. Гараева, Т.В. Гарнышева // В мире научных открытий. - 2014. - № 1 (49). - С. 281-287.
79. Хусаинова, Г.А. Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи [Текст] / Г.А. Хусаинова, З.Т. Насретдинова // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 8. - С. 92-93.
80. Чалдышкина, Н.Н. Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях современного вуза [Текст] / Н.Н. Чалдышкина, Р.Р. Лоскутова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 2. - № 1.-С. - 49-55.
81. Чернятин, С.В. Проектное управление инновационным развитием вертикально интегрированной компании: монография [Текст] / С.В. Чернятин. - М.: Изд. Зебра, 2012. — 120 с.
82. Чимшир, В.И. Проектное управление сложными социотехническими системами на основе рефлексии [Текст] / В.И. Чимшир // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. - 2011. — Т. 3. - №. 2 (51). - С. 12 - 17.
83. Шевченко, А.Г. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодёжи в казачьих военно-патриотических лагерях (опыт включённого наблюдения) [Текст] / А.Г. Шевченко // Вестник Института социологии.— 2014.
- № 1 (08). - С. 131-152.
84. Яблокова, Н.В. Педагогические условия эффективного использования музыкального фольклора как средства духовно-нравственного воспитания молодежи [Текст] / Н.В. Яблокова // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 1 (80). - С. 139-141.
85. Ясвин, В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы [Текст] / В.А. Ясвин. -М.: «ИНИМ РАО», 2012. - 260 с.