Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИГРОВОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБОГАЩЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Работа №68289

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2016
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития игрового опыта у детей среднего дошкольного возраста в условиях обогащенной предметно-пространственной среды 7
1.1. Особенности развития игрового опыта у детей среднего
дошкольного возраста 7
1.2. Принципы организации, структура и функциональные
характеристики развивающей предметно-пространственной среды в средней группе детского сада 23
1.3. Педагогические условия развития игрового опыта у детей среднего
дошкольного возраста в условиях обогащенной предметно-пространственной среды 34
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию игрового опыта у детей среднего дошкольного возраста в условиях обогащенной предметно-пространственной среды 50
2.1. Диагностика уровня развития игрового опыта у детей среднего
дошкольного возраста 50
2.2. Содержание экспериментальной работы по развитию игрового
опыта у детей среднего дошкольного возраста в условиях обогащенной предметно-пространственной среды 62
2.3. Анализ результатов исследования 69
Заключение 78
Список использованной литературы 80
Приложения

Проблема развития игрового опыта, имеющего особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Согласно позиции ученых, игра, как основной вид деятельности в дошкольном возрасте, представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную форму социализации и развития ребенка. Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.
Исследователи (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Е.В. Зворыгина, Н.А. Короткова, Д.Б. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин) подчеркивают необходимость специального педагогического сопровождения, обеспечивающего правильное и своевременное развитие игрового опыта ребенка. При этом исследователи указывают на то, что выбор методов педагогической поддержки в формировании игрового опыта, должен учитывать возрастные особенности детей, их психическое развитие, способности, умения и индивидуальные качества каждого. Кроме того, исследователи отмечают, что умело направлять игру детей могут только те воспитатели, которые придерживаются сопровождающей позиции в организации и руководстве игрой детей среднего дошкольного возраста (В.А. Деркунская, В.А. Недоспасова, О.В. Солнцева, А.Н. Харчевникова).
Чтобы игра состоялась, исследователи (Е.А.Аркин, О.В. Дыбина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.В. Нищева, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин) указывают на необходимость игрового пространства, в котором осуществляется игровое действие, сюжет и роль. Игровое пространство, сегодня - это развивающая предметно-пространственная среда.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда рассматривается в педагогике как фактор стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка.
Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Созданная в детском саду предметно - пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.
Для того чтобы ребенок увлекся игрой, прежде всего ему необходимо, комфортное эмоциональное состояние, благоприятная эмоциональная атмосфера. Снятие эмоционального напряжения для развития игрового поведения, способствует активизации детей, побуждает продолжать игру, делиться своими соображениями и впечатлениями по поводу развертывания сюжета.
Сегодня специалисты отмечают, что игры детей становятся бессодержательными, игровые действия однообразными, дети не могут адаптировать тот или иной сюжет к новым обстоятельствам. К сожалению, в настоящее время анализ практики работы дошкольных организаций показывает, что игровой опыт современных детей не богат: игры детей напоминают копирование сюжета мультфильмов, чаще всего однообразны, иногда агрессивны. Причиной тому служит домашняя игровая среда, перенасыщенная куклами, роботами и другими героями мультсериалов. Приходя в детский сад, ребенок воспроизводит знакомые сюжеты, но не развивает сюжет игры, не употребляет предметы-заместители, не использует творческий потенциал и не создает новые игровые ситуации.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что к условиям развития игрового опыта игры детей среднего дошкольного возраста, относятся три фактора: желание ребенка играть, предметно-пространственная среда, способствующая созданию игровой воображаемой ситуации и умелое руководство игрой со стороны взрослых.
Это обусловило выбор темы исследования: «Развитие игрового опыта у детей среднего дошкольного возраста в условиях обогащенной предметно - пространственной среды».
Анализ научной литературы позволил нам выявить следующее противоречие: между потребностью образовательной практики в развитии игрового опыта у детей среднего дошкольного возраста и недостаточным использованием потенциала предметно-пространственной среды в этом процессе.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития игрового опыта у детей среднего дошкольного возраста в условиях обогащенной предметно-пространственной среды.
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить наиболее эффективные педагогические условия развития игрового опыта у детей среднего дошкольного возраста в условиях обогащенной предметно-пространственной среды.
Объект исследования: процесс развития игрового опыта у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития игрового опыта у детей среднего дошкольного возраста в обогащенной предметно-пространственной среде.
Гипотеза исследования: развитие игрового опыта у детей среднего дошкольного возраста в обогащенной предметно-пространственной среде будет эффективно при реализации следующих педагогических условий:
- создания центра сюжетно-ролевой игры;
- педагогического сопровождения развития игрового опыта у детей среднего дошкольного возраста;
- поддержания эмоционально благоприятной атмосферы в группе детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности игрового опыта детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить принципы организации, структуру и функциональные характеристики развивающей предметно-пространственной среды в средней группе детского сада.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия развития игрового опыта у детей среднего дошкольного возраста в условиях обогащенной предметно-пространственной среды.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психологической,
педагогической научной и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: педагогическая диагностика,
диагностическая ситуация, наблюдение;
- обобщение и систематизация результатов исследования;
- метод качественной и количественной обработки данных.
Этапы исследования:
Первый этап - констатирующий (сентябрь 2015г.). В этот период были осмыслены противоречие, обусловившие выбор проблемы и темы, выработаны и определены цели, задачи и методы исследования, анализировалась философская, психолого-педагогическая литература по выбранной проблеме, разработан исследовательский инструментарий, проведен констатирующий эксперимент.
Второй этап - формирующий (ноябрь 2015 - апрель 2016 гг.). Был посвящен разработке и реализации системы мероприятий по апробации педагогических условий развития игрового опыта у детей среднего дошкольного возраста в условиях обогащенной предметно-пространственной среды.
Третий этап - контрольный (апрель-май 2016г.). На этом этапе проведен анализ результатов; сделаны выводы о состоятельности выдвинутой гипотезы; оформлены результаты выпускной квалификационной работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 80 г. Белгорода.
Апробация исследования: основные результаты исследования отражены:
1. В материалах международной научной конференции 7-15 июня 2015г. «Актуальные проблемы современной науки» (Przemisl, Poland), тема доклада «Организация предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении».
2. В выступлении на педагогическом совете на тему: «Требования к развивающей предметно-пространственной среде в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО» от 26 ноября 2015 года.
3. В проведении мастер-класса на педагогическом часе №5 от 15 октября 2015 года - «Обогащение предметно-пространственной среды группы своими руками» игра «Магазин одежды»».
4. В практикуме для воспитателей на тему: «Игры для создания благоприятной эмоциональной атмосферы в детском коллективе», 29 октября 2015 года.
5. В выступление на городском методическом объединении воспитателей средних групп 8 декабря 2015г. в рамках темы: «Обоснование постановки проблемы о значении здоровья в жизни детей и взрослых в соответствии с ФГОС», был представлен мастер- класс по изготовлению пособий для игр «Городки», «Горячая картошка».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет, но до настоящего времени единого определения этому феномену нет.
Согласно позиции ученых, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.
Анализ научной литературы позволил нам дать определение понятию «игровой опыт детей среднего дошкольного возраста». В нашем исследовании под игровым опытом мы понимаем совокупность знаний, навыков, умений, характеризуемых способностью обогащать замысел, комбинировать и интерпретировать игровые идеи, кроме того игровой опыт ребенка мы рассматриваем в процессе игровой деятельности.
Наше исследование было направлено на развитие игрового опыта у детей среднего дошкольного возраста в условиях обогащенной предметно-пространственной среды, так как развивающая среда в ДОО имеет решающее значение в развитии дошкольника.
Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На основании проведенных диагностических методик и наблюдений в период констатирующего этапа, нами был сделан вывод о преобладании у детей низкого уровня развития игровых умений (40%), что связано с недостаточно обогащенной предметно-пространственной средой группы и педагогической поддержкой игры.
На формирующем этапе, создав центр сюжетно-ролевой игры, организовав работу с педагогами по формированию у них сопровождающей позиции в организации педагогического сопровождения игры, мы реализовали комплекс мероприятий по развитию игрового опыта у детей среднего дошкольного возраста и создания благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, в соответствии с заявленными педагогическими условиями.
Контрольный этап показал эффективность проведенной работы: к высокому уровню развития игрового опыта нами было отнесено 60% детей, что на 30% больше исходного. Низкий уровень сохранился лишь у 10% детей.
К концу эксперимента дети стали более самостоятельными в выборе темы, проявляли фантазию в развитии сюжета, придумывая оригинальное решение игровых задач. Они проявляли интерес к совместной со сверстниками деятельности, выражали к ним внимание и оказывали поддержку. В группе была создана эмоционально благоприятная атмосфера, как во время игр, так и во время прогулок.
Таким образом, поставленные нами задачи в начале исследования, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза получила подтверждение.



1. Большой Энциклопедический словарь. Гл. ред. Прохоров А.М. М.: Советская энциклопедия, 1993. — 1632 с.
2. Выгодский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии
ребенка (рус.). — Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена.
3. Гришина Н.В. Проблемы игры современных дошкольников. Режим доступа: http: //www.maam.ru/detskij sad/problemy-igry-sovremenyhdoshkolnikov.html.
4. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015.-144с.
5. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
6. Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду: Методическое пособие / Под ред. О.В. Дыбиной.- М.: ТЦ Сфера, 2015.¬128с.
7. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.
8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. - М., 2006. - 516 с.
9. Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования / под ред О.В. Дыбиной. М., 2011.
10. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. Пед. соч.: В 2 т. - М., 1982. - Т. 1. 62).
11. Кон И. С. Ребёнок и общество. — М.: Академия, 2003. — 336 с.
12. Крупская Н.К. Пед. соч. / Н.К.Крупская. - М., 1980. Т.6, - 163с.
13. Л. А. Семчук, А.И. Янчий ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ учебно-методический комплекс.
14. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С. Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. -
2006. - №1.
15. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М. «Институт практической психологии», 1997. - 384 с.
16. Материалы научной конференции. «Новгород и Новгородская Земля. История и археология». А. С. Хорошев 12/98 Режим доступа:
http: //www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/70 .htm
17. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982. - С.348.
18. Михайленко Н.Я. , Короткова Н.А.. Как играть с ребенком. -М.,1990.
19. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду. Режим доступа:
http: //met1330.ucoz.ru/blog/pedagogicheskie_principy_organizacii_sj uzhetn oj_igry_v_detskom_sadu/2012-01 -29-58
20. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др.- СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 592с.
21. Монтессори М. Путь свободного развития. Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/community/5610805/post323765506
22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
23. Микляева Н.В. Предметно-развивающая среда детского сада. М., 2013.
24. Н.Н. Поддьяков. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика1985. —200с.
25. Недоспасова В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей М.: Просвещение, 2004. - 94 с.
26. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: «Книжный Дом», 2003. - 1280 с. - Мир энциклопедий.
27. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. - М.: МДО, 1995. - 174с.
28. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно¬воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд.- М.: Просвещение,
2007. - 89 с.
29. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. /Н.В. Нищева. - Спб.: Детство-Пресс, 2006.
30. О.В. Солнцева. Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие /Т.И. Бабаева и др. Сост. И ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.-480с.
31. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика Синтез, 2014. — 368 с.
32. «Открытия» примерная образовательная программа дошкольного образования под ред. Е.Г. Юдиной Москва 2013 с. 145 с.
33. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / /Под ред. П.И. Пидкасистого.- М: Педагогическое общество России, 2004. - 608 с.
34. Педагогический словарь. Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Е. Г. Силяева; кандидат психологических наук, доцент Н. А. Аминов.
Режим доступаhttp://slovo.yaxy.ru/87.html
35. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.-102с.)
36. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 195 с.
37. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2004. №1.
38. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Dubna Psychological Journal Ширшова / Shirshova № 3, с. 28-36, 2014. Режим доступа:www.psyanima.ru
39. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. — М., 1966.
40. Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера, М., «Пер’сэ», 2005 г.
41. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика1985. —200с.
42. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. канд. пед. наук /О.Р. Родионова. - М., 2000. - 18 с.
43. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению /А.С. Роньжина. Книголюб/ - М., 2000.¬72с.
44. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
45. Руссо, Ж-Ж. Эмиль, или о воспитании. Москва: Сфера ,1981.
46. Солнцева О.В. Педагогическое сопровождение сюжетных игр детей / Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». - СПб.: Детство-пресс, 2007.
47. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка // Психологическая наука и образование. 2013. № 1.
48. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Подходы к пониманию игры в современной западной психологии. Режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/28372.php
49. Статья Веселова Анна Александровна 01.12.2011. Режим доступа: http://veselova.my1 .ru/load/2-1-0-12
50. Сухомлинский А.В. О воспитании. М.: Политиздат. 1985, 270с.
51. Статья А. Цицулина, президент НАИР. 2008 г. Режим доступа: http: //gigabaza.ru/doc/31612.html
52. Т.И.Бабаева. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное.-244с. СПб.: Детство-Пресс, 2010.
53. Толковый словарь Ожегова. Источник:http://gufo.me/content_bes/opyt-44204.html#ixzz49ykVHaax
54. Узнадзе Д.Н. Игра. Теория функциональной тенденции. Антология гуманной педагогики: Узнадзе. М., 2000. С. 133.
55. ФГОС ДО - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Режим доступа:
http: //www.gdoy 115. ru/fgo s/prezentatsiya_fgo s.pdf
56. Ф. И. Фрадкина «Психология игры в раннем детстве. Генетические корни ролевой игры» 1946.
57. Шалин М. И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013.
58. Шмаков С.А. Глава 3. Природа и структура игры. // Игры учащихся - феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. — 240 с.
59. Эльконин Д. Б. Э53 Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
60. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
61. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред /
В.А. Ясвин // Психологический журнал. - 2000. - Т.21., N4. - С.79-88.
62. http://www.belogurova.ru/glossary?letter=8&word=402
63. http://www.maam.ru/detskijsad/sohranenie-i-ukreplenie-psihologicheskogo-zdorovj a-detei-posredstvom-sozdanij a-blagoprij atnogo-mikroklimata-v-grupe-dou.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ