МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТХЭКВОНДО
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования 7
1.1. История развития тхэквондо и его особенности 7
1.2. Физическая подготовка юных тхэквондистов 11
1.3. Круговая тренировка и развитие физических качеств 17
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 30
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 35
3.1. Ход опытно-экспериментальной работы 35
3.2. Анализ полученных результатов 43
ВЫВОДЫ 51
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования 7
1.1. История развития тхэквондо и его особенности 7
1.2. Физическая подготовка юных тхэквондистов 11
1.3. Круговая тренировка и развитие физических качеств 17
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 30
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 35
3.1. Ход опытно-экспериментальной работы 35
3.2. Анализ полученных результатов 43
ВЫВОДЫ 51
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тхэквондо - корейское боевое искусство, которому более 2000 лет. Характерные особенности тхэквондо - это тот факт, что 70 % техники выполняется ногами. Слово «тхэквондо» складывается из трёх слов: «тхэ» - нога, «квон» - кулак (рука), «до» - искусство, путь тхэквондо, путь к совершенствованию (путь руки и ноги) [8, 52]. По определению Чхве Хон Хи, «тхэквондо означает систему духовной тренировки и технику самообороны без оружия, наряду со здоровьем, а также квалифицированным исполнением ударов, блоков и прыжков, выполняющихся голыми руками и ногами для поражения одного или нескольких соперников».
Тхэквондо чрезвычайно популярно в современном мире. Более чем в 170 странах развивается это древнее боевое искусство и очень зрелищный и динамичный вид спорта. Однако качественных учебных изданий по тхэквондо на русском языке издается пока немного [8, 52, 53]. Тхэквондо развивает не только физические качества, но и ведет своих последователей по пути философского и психологического развития, способствует всестороннему развитию личности. Многие аспекты комплексной физической и психологической подготовки, характерные для практики этого боевого искусства, покоряют сердца молодых людей, приходящих в залы тхэквондо по всему миру. И Россия не является исключением [11, 18, 31]. В настоящее время изучение этого древнего искусства под руководством опытных наставников проходит практически во всех регионах России.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что включение тхэквондо в программу Олимпийских игр ставит перед специалистами задачу научно обосновать систему спортивной подготовки российских тхэквондистов к успешным выступлениям на чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх. Однако научно-методическое обеспечение тренировочного процесса в данном виде спорта раскрыто недостаточно. Одним из путей решения проблемы повышения эффективности процесса подготовки спортсменов является совершенствование организации, содержания, средств и методов тренировочного процесса.
Постоянно растущая конкуренция в тхэквондо свидетельствует о необходимости разработки новых средств и методов спортивной тренировки, которые могли бы максимально отвечать требованиям, определяемым спецификой вида спорта [11, 33]. При этом остро встает вопрос об общей и специальной физической подготовке, развитии таких физических качеств тхэквондистов, проявление которых дало бы наибольший результат в соревновательных поединках и, в конечном счете, определяло успех соревновательной деятельности в целом. Вопросам подготовки спортсменов, специализирующихся в тхэквондо посвящены работы ряда авторов (Е.И. Глебов, И.А. Афанасьева, Ли Чжон Ки, Санг Х.Ким), однако, теория и практика тхэквондо свидетельствуют о недостаточном освещении вопроса физической подготовки в этом виде спорта. В настоящее время возникает необходимость подбора средств и методов целенаправленного развития физических качеств тхэквондистов, что позволит повысить эффективность тренировочного и соревновательного процессов [8, 48].
Тхэквондо характеризуется выполнением ациклических действий, поэтому мы считаем, что эффективным методом для развития физических качеств тхэквондистов 9-10 лет будет метод круговой тренировки. Упражнения, таким образом, оказывают относительно локальное воздействие на определенные мышечные группы на каждой станции и совершенствуются функциональные возможности всего организма. При этом стандартное выполнение упражнений на каждой станции сочетается с переключением, сменой деятельности на других станциях и вариативностью воздействия всего комплекса, что кроме всего прочего обеспечивает благоприятный эмоциональный фон и совместно с другими факторами создает условия для повышения выносливости.
Проблема исследования заключается в необходимости поиска эффективных способов развития физических качеств у юных тхэквондистов.
Цель исследования: разработать методику развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо.
Объект исследования: физическая подготовка тхэквондистов 9-10 лет.
Предмет исследования: развитие физических качеств у тхэквондистов 9-10 лет.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы развития физических качеств у юных тхэквондистов.
2. Разработать методику развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо.
3. Определить эффективность разработанной методики развития физических качеств у тхэквондистов 9-10 лет.
4. Разработать практические рекомендации по реализации методики развития физических качеств у юных тхэквондистов.
Гипотеза исследования: предполагалось, что если в тренировочном процессе тхэквондистов выполнять общеразвивающие упражнения методом круговой тренировки в сочетании направленности сила-быстрота, ловкость- быстрота, сила-выносливость, то это позволит повысить уровень развития физических качеств у тхэквондистов 9-10 лет.
Научная новизна исследования: разработана и экспериментально обоснована в тренировочном процессе методика развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научного исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологическая основа исследования: принципы научности, связи теории и практики; теория спорта (В.Н. Платонов, 2004;
Л.П. Матвеев, 1991; Ж.К. Холодов, 2004); методика моделирования текстов педагогического внушения, направленных на развитие физических качеств (Т.В. Бондарчук, 2000); научно-методические основы, принципы и методы физической подготовки в единоборствах (Е.И. Глебов, 2002; И.А. Афанасьева, 2002; Ли Чжон Ки, 2003; Санг Х.Ким, 2002).
Практическая значимость. Разработанная методика развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо, может быть использована в педагогической деятельности тренера по тхэквондо с целью улучшения эффективности тренировочного процесса.
Апробация диссертации. Результаты исследования были апробированы на международной научно-практической конференции. Имеется акт внедрения данной методики в МБУ ДО ДЮСШ Ракитянского района.
Тхэквондо чрезвычайно популярно в современном мире. Более чем в 170 странах развивается это древнее боевое искусство и очень зрелищный и динамичный вид спорта. Однако качественных учебных изданий по тхэквондо на русском языке издается пока немного [8, 52, 53]. Тхэквондо развивает не только физические качества, но и ведет своих последователей по пути философского и психологического развития, способствует всестороннему развитию личности. Многие аспекты комплексной физической и психологической подготовки, характерные для практики этого боевого искусства, покоряют сердца молодых людей, приходящих в залы тхэквондо по всему миру. И Россия не является исключением [11, 18, 31]. В настоящее время изучение этого древнего искусства под руководством опытных наставников проходит практически во всех регионах России.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что включение тхэквондо в программу Олимпийских игр ставит перед специалистами задачу научно обосновать систему спортивной подготовки российских тхэквондистов к успешным выступлениям на чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх. Однако научно-методическое обеспечение тренировочного процесса в данном виде спорта раскрыто недостаточно. Одним из путей решения проблемы повышения эффективности процесса подготовки спортсменов является совершенствование организации, содержания, средств и методов тренировочного процесса.
Постоянно растущая конкуренция в тхэквондо свидетельствует о необходимости разработки новых средств и методов спортивной тренировки, которые могли бы максимально отвечать требованиям, определяемым спецификой вида спорта [11, 33]. При этом остро встает вопрос об общей и специальной физической подготовке, развитии таких физических качеств тхэквондистов, проявление которых дало бы наибольший результат в соревновательных поединках и, в конечном счете, определяло успех соревновательной деятельности в целом. Вопросам подготовки спортсменов, специализирующихся в тхэквондо посвящены работы ряда авторов (Е.И. Глебов, И.А. Афанасьева, Ли Чжон Ки, Санг Х.Ким), однако, теория и практика тхэквондо свидетельствуют о недостаточном освещении вопроса физической подготовки в этом виде спорта. В настоящее время возникает необходимость подбора средств и методов целенаправленного развития физических качеств тхэквондистов, что позволит повысить эффективность тренировочного и соревновательного процессов [8, 48].
Тхэквондо характеризуется выполнением ациклических действий, поэтому мы считаем, что эффективным методом для развития физических качеств тхэквондистов 9-10 лет будет метод круговой тренировки. Упражнения, таким образом, оказывают относительно локальное воздействие на определенные мышечные группы на каждой станции и совершенствуются функциональные возможности всего организма. При этом стандартное выполнение упражнений на каждой станции сочетается с переключением, сменой деятельности на других станциях и вариативностью воздействия всего комплекса, что кроме всего прочего обеспечивает благоприятный эмоциональный фон и совместно с другими факторами создает условия для повышения выносливости.
Проблема исследования заключается в необходимости поиска эффективных способов развития физических качеств у юных тхэквондистов.
Цель исследования: разработать методику развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо.
Объект исследования: физическая подготовка тхэквондистов 9-10 лет.
Предмет исследования: развитие физических качеств у тхэквондистов 9-10 лет.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы развития физических качеств у юных тхэквондистов.
2. Разработать методику развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо.
3. Определить эффективность разработанной методики развития физических качеств у тхэквондистов 9-10 лет.
4. Разработать практические рекомендации по реализации методики развития физических качеств у юных тхэквондистов.
Гипотеза исследования: предполагалось, что если в тренировочном процессе тхэквондистов выполнять общеразвивающие упражнения методом круговой тренировки в сочетании направленности сила-быстрота, ловкость- быстрота, сила-выносливость, то это позволит повысить уровень развития физических качеств у тхэквондистов 9-10 лет.
Научная новизна исследования: разработана и экспериментально обоснована в тренировочном процессе методика развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научного исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологическая основа исследования: принципы научности, связи теории и практики; теория спорта (В.Н. Платонов, 2004;
Л.П. Матвеев, 1991; Ж.К. Холодов, 2004); методика моделирования текстов педагогического внушения, направленных на развитие физических качеств (Т.В. Бондарчук, 2000); научно-методические основы, принципы и методы физической подготовки в единоборствах (Е.И. Глебов, 2002; И.А. Афанасьева, 2002; Ли Чжон Ки, 2003; Санг Х.Ким, 2002).
Практическая значимость. Разработанная методика развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо, может быть использована в педагогической деятельности тренера по тхэквондо с целью улучшения эффективности тренировочного процесса.
Апробация диссертации. Результаты исследования были апробированы на международной научно-практической конференции. Имеется акт внедрения данной методики в МБУ ДО ДЮСШ Ракитянского района.
1. Тхэквондо является корейским боевым искусством, которому уже больше 2000 лет. «Тхэквондо» состоит из трёх слов и переводится как - «тхэ» -нога, «квон» - кулак (рука), «до» - искусство, путь тхэквондо, путь к совершенствованию (путь руки и ноги), поэтому большинство технических приемов выполняются ногами. В настоящее время данный вид спорта развивается более чем в 170 странах и Россия не является исключением. Тот факт, что тхэквандо включили в программу Олимпийских игр ставит перед специалистами задачу научно обосновать систему спортивной подготовки российских тхэквондистов к успешным выступлениям на чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх. Однако качественных учебных изданий по тхэквондо на русском языке издается пока немного.
Постоянно растущая конкуренция в тхэквондо свидетельствует о необходимости разработки новых средств и методов физической подготовки спортсменов.
2. В ходе нашего исследовании мы разработали методику развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо, которая основывалась на применении метода круговой тренировки. Тхэквондо характеризуется выполнением ациклических действий, поэтому мы считаем, что эффективным методом для развития физических качеств тхэквондистов 9-10 лет будет метод круговой тренировки. Упражнения, таким образом, оказывают относительно локальное воздействие на определенные мышечные группы на каждой станции и совершенствуются функциональные возможности всего организма. При этом стандартное выполнение упражнений на каждой станции сочетается с переключением, сменой деятельности на других станциях и вариативностью воздействия всего комплекса, что кроме всего прочего обеспечивает благоприятный эмоциональный фон и совместно с другими факторами создает условия для повышения выносливости.
3. Эффективность разработанной методики развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо мы определяли при помощи тестирования следующих показателей:
- Быстрота. Бег 30 м (с).
- Координационные способности. Челночный бег 3х10 м (с).
- Выносливость. Непрерывный бег в свободном темпе 10 мин (км).
- Сила. Подтягивание на перекладине (кол-во раз).
Силовая выносливость: - Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол- во раз). Подъем туловища лежа на полу за 30 секунд (кол-во раз).
- Скоростно-силовые способности. Прыжок в длину с места (м).
- Гибкость. Наклон вперед стоя на гимнастической скамье (см).
Полученные результаты предварительного тестирования по всем тестам были недостоверные, так как было р>0,05, что свидетельствовало об однородности групп.
В конце педагогического эксперимента мы провели контрольное тестирование, результаты которого между контрольной и экспериментальной группами во всех показателях стали достоверными, так как р<0,05.
Наибольший прирост мы получили в таких тестах как прыжок в длину с места, поднимание туловища лежа на мате за 30сек., сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Данные тесты характеризуют уровень развития силовых способностей юных тхэквондистов.
Все показатели в тестах контрольной группы стали иметь средний уровень развития, а в экспериментальной - уровень развития физических качеств стал высоким.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанная нами методика развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо, является эффективной.
4. В ходе проведения педагогического эксперимента были разработаны практические рекомендации по применению методики развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо методом круговой тренировки. Представленные рекомендации могут быть использованы тренерами при организации физической подготовки тхэквондистов.
Постоянно растущая конкуренция в тхэквондо свидетельствует о необходимости разработки новых средств и методов физической подготовки спортсменов.
2. В ходе нашего исследовании мы разработали методику развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо, которая основывалась на применении метода круговой тренировки. Тхэквондо характеризуется выполнением ациклических действий, поэтому мы считаем, что эффективным методом для развития физических качеств тхэквондистов 9-10 лет будет метод круговой тренировки. Упражнения, таким образом, оказывают относительно локальное воздействие на определенные мышечные группы на каждой станции и совершенствуются функциональные возможности всего организма. При этом стандартное выполнение упражнений на каждой станции сочетается с переключением, сменой деятельности на других станциях и вариативностью воздействия всего комплекса, что кроме всего прочего обеспечивает благоприятный эмоциональный фон и совместно с другими факторами создает условия для повышения выносливости.
3. Эффективность разработанной методики развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо мы определяли при помощи тестирования следующих показателей:
- Быстрота. Бег 30 м (с).
- Координационные способности. Челночный бег 3х10 м (с).
- Выносливость. Непрерывный бег в свободном темпе 10 мин (км).
- Сила. Подтягивание на перекладине (кол-во раз).
Силовая выносливость: - Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол- во раз). Подъем туловища лежа на полу за 30 секунд (кол-во раз).
- Скоростно-силовые способности. Прыжок в длину с места (м).
- Гибкость. Наклон вперед стоя на гимнастической скамье (см).
Полученные результаты предварительного тестирования по всем тестам были недостоверные, так как было р>0,05, что свидетельствовало об однородности групп.
В конце педагогического эксперимента мы провели контрольное тестирование, результаты которого между контрольной и экспериментальной группами во всех показателях стали достоверными, так как р<0,05.
Наибольший прирост мы получили в таких тестах как прыжок в длину с места, поднимание туловища лежа на мате за 30сек., сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Данные тесты характеризуют уровень развития силовых способностей юных тхэквондистов.
Все показатели в тестах контрольной группы стали иметь средний уровень развития, а в экспериментальной - уровень развития физических качеств стал высоким.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанная нами методика развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо, является эффективной.
4. В ходе проведения педагогического эксперимента были разработаны практические рекомендации по применению методики развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо методом круговой тренировки. Представленные рекомендации могут быть использованы тренерами при организации физической подготовки тхэквондистов.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
У ТХЭКВОНДИСТОВ 6 - 7 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Развитие физических качеств у детей 4 5лет средствами подвижных игр на занятиях по тхэквондо
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ТХЭКВОНДИСТОВ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У
ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УЧАЩИХСЯ
ТХЭКВОНДО
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Исследование влияния занятий тхэквондо на развитие физических качеств и отношение к здоровому образу жизни младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ ТХЭКВОНДО
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ТХЭКВОНДИСТОВ 9-11 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ТХЭКВОНДО НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Технологии развития скоростных способностей у школьников и юных спортсменов 7-10 лет (на примере каратэ)
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022



