ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования 7
1.1. История развития тхэквондо и его особенности 7
1.2. Физическая подготовка юных тхэквондистов 11
1.3. Круговая тренировка и развитие физических качеств 17
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 30
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 35
3.1. Ход опытно-экспериментальной работы 35
3.2. Анализ полученных результатов 43
ВЫВОДЫ 51
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тхэквондо - корейское боевое искусство, которому более 2000 лет. Характерные особенности тхэквондо - это тот факт, что 70 % техники выполняется ногами. Слово «тхэквондо» складывается из трёх слов: «тхэ» - нога, «квон» - кулак (рука), «до» - искусство, путь тхэквондо, путь к совершенствованию (путь руки и ноги) [8, 52]. По определению Чхве Хон Хи, «тхэквондо означает систему духовной тренировки и технику самообороны без оружия, наряду со здоровьем, а также квалифицированным исполнением ударов, блоков и прыжков, выполняющихся голыми руками и ногами для поражения одного или нескольких соперников».
Тхэквондо чрезвычайно популярно в современном мире. Более чем в 170 странах развивается это древнее боевое искусство и очень зрелищный и динамичный вид спорта. Однако качественных учебных изданий по тхэквондо на русском языке издается пока немного [8, 52, 53]. Тхэквондо развивает не только физические качества, но и ведет своих последователей по пути философского и психологического развития, способствует всестороннему развитию личности. Многие аспекты комплексной физической и психологической подготовки, характерные для практики этого боевого искусства, покоряют сердца молодых людей, приходящих в залы тхэквондо по всему миру. И Россия не является исключением [11, 18, 31]. В настоящее время изучение этого древнего искусства под руководством опытных наставников проходит практически во всех регионах России.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что включение тхэквондо в программу Олимпийских игр ставит перед специалистами задачу научно обосновать систему спортивной подготовки российских тхэквондистов к успешным выступлениям на чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх. Однако научно-методическое обеспечение тренировочного процесса в данном виде спорта раскрыто недостаточно. Одним из путей решения проблемы повышения эффективности процесса подготовки спортсменов является совершенствование организации, содержания, средств и методов тренировочного процесса.
Постоянно растущая конкуренция в тхэквондо свидетельствует о необходимости разработки новых средств и методов спортивной тренировки, которые могли бы максимально отвечать требованиям, определяемым спецификой вида спорта [11, 33]. При этом остро встает вопрос об общей и специальной физической подготовке, развитии таких физических качеств тхэквондистов, проявление которых дало бы наибольший результат в соревновательных поединках и, в конечном счете, определяло успех соревновательной деятельности в целом. Вопросам подготовки спортсменов, специализирующихся в тхэквондо посвящены работы ряда авторов (Е.И. Глебов, И.А. Афанасьева, Ли Чжон Ки, Санг Х.Ким), однако, теория и практика тхэквондо свидетельствуют о недостаточном освещении вопроса физической подготовки в этом виде спорта. В настоящее время возникает необходимость подбора средств и методов целенаправленного развития физических качеств тхэквондистов, что позволит повысить эффективность тренировочного и соревновательного процессов [8, 48].
Тхэквондо характеризуется выполнением ациклических действий, поэтому мы считаем, что эффективным методом для развития физических качеств тхэквондистов 9-10 лет будет метод круговой тренировки. Упражнения, таким образом, оказывают относительно локальное воздействие на определенные мышечные группы на каждой станции и совершенствуются функциональные возможности всего организма. При этом стандартное выполнение упражнений на каждой станции сочетается с переключением, сменой деятельности на других станциях и вариативностью воздействия всего комплекса, что кроме всего прочего обеспечивает благоприятный эмоциональный фон и совместно с другими факторами создает условия для повышения выносливости.
Проблема исследования заключается в необходимости поиска эффективных способов развития физических качеств у юных тхэквондистов.
Цель исследования: разработать методику развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо.
Объект исследования: физическая подготовка тхэквондистов 9-10 лет.
Предмет исследования: развитие физических качеств у тхэквондистов 9-10 лет.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы развития физических качеств у юных тхэквондистов.
2. Разработать методику развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо.
3. Определить эффективность разработанной методики развития физических качеств у тхэквондистов 9-10 лет.
4. Разработать практические рекомендации по реализации методики развития физических качеств у юных тхэквондистов.
Гипотеза исследования: предполагалось, что если в тренировочном процессе тхэквондистов выполнять общеразвивающие упражнения методом круговой тренировки в сочетании направленности сила-быстрота, ловкость- быстрота, сила-выносливость, то это позволит повысить уровень развития физических качеств у тхэквондистов 9-10 лет.
Научная новизна исследования: разработана и экспериментально обоснована в тренировочном процессе методика развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научного исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологическая основа исследования: принципы научности, связи теории и практики; теория спорта (В.Н. Платонов, 2004;
Л.П. Матвеев, 1991; Ж.К. Холодов, 2004); методика моделирования текстов педагогического внушения, направленных на развитие физических качеств (Т.В. Бондарчук, 2000); научно-методические основы, принципы и методы физической подготовки в единоборствах (Е.И. Глебов, 2002; И.А. Афанасьева, 2002; Ли Чжон Ки, 2003; Санг Х.Ким, 2002).
Практическая значимость. Разработанная методика развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо, может быть использована в педагогической деятельности тренера по тхэквондо с целью улучшения эффективности тренировочного процесса.
Апробация диссертации. Результаты исследования были апробированы на международной научно-практической конференции. Имеется акт внедрения данной методики в МБУ ДО ДЮСШ Ракитянского района.
1. Тхэквондо является корейским боевым искусством, которому уже больше 2000 лет. «Тхэквондо» состоит из трёх слов и переводится как - «тхэ» -нога, «квон» - кулак (рука), «до» - искусство, путь тхэквондо, путь к совершенствованию (путь руки и ноги), поэтому большинство технических приемов выполняются ногами. В настоящее время данный вид спорта развивается более чем в 170 странах и Россия не является исключением. Тот факт, что тхэквандо включили в программу Олимпийских игр ставит перед специалистами задачу научно обосновать систему спортивной подготовки российских тхэквондистов к успешным выступлениям на чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх. Однако качественных учебных изданий по тхэквондо на русском языке издается пока немного.
Постоянно растущая конкуренция в тхэквондо свидетельствует о необходимости разработки новых средств и методов физической подготовки спортсменов.
2. В ходе нашего исследовании мы разработали методику развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо, которая основывалась на применении метода круговой тренировки. Тхэквондо характеризуется выполнением ациклических действий, поэтому мы считаем, что эффективным методом для развития физических качеств тхэквондистов 9-10 лет будет метод круговой тренировки. Упражнения, таким образом, оказывают относительно локальное воздействие на определенные мышечные группы на каждой станции и совершенствуются функциональные возможности всего организма. При этом стандартное выполнение упражнений на каждой станции сочетается с переключением, сменой деятельности на других станциях и вариативностью воздействия всего комплекса, что кроме всего прочего обеспечивает благоприятный эмоциональный фон и совместно с другими факторами создает условия для повышения выносливости.
3. Эффективность разработанной методики развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо мы определяли при помощи тестирования следующих показателей:
- Быстрота. Бег 30 м (с).
- Координационные способности. Челночный бег 3х10 м (с).
- Выносливость. Непрерывный бег в свободном темпе 10 мин (км).
- Сила. Подтягивание на перекладине (кол-во раз).
Силовая выносливость: - Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол- во раз). Подъем туловища лежа на полу за 30 секунд (кол-во раз).
- Скоростно-силовые способности. Прыжок в длину с места (м).
- Гибкость. Наклон вперед стоя на гимнастической скамье (см).
Полученные результаты предварительного тестирования по всем тестам были недостоверные, так как было р>0,05, что свидетельствовало об однородности групп.
В конце педагогического эксперимента мы провели контрольное тестирование, результаты которого между контрольной и экспериментальной группами во всех показателях стали достоверными, так как р<0,05.
Наибольший прирост мы получили в таких тестах как прыжок в длину с места, поднимание туловища лежа на мате за 30сек., сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Данные тесты характеризуют уровень развития силовых способностей юных тхэквондистов.
Все показатели в тестах контрольной группы стали иметь средний уровень развития, а в экспериментальной - уровень развития физических качеств стал высоким.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанная нами методика развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо, является эффективной.
4. В ходе проведения педагогического эксперимента были разработаны практические рекомендации по применению методики развития физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся тхэквондо методом круговой тренировки. Представленные рекомендации могут быть использованы тренерами при организации физической подготовки тхэквондистов.
1. Акопян А.О. Анализ-синтез спортивной деятельности как основной фактор совершенствования методики тренировки /А.О. Акопян, А.А Новиков// Научные труды ВНИИФК за 1995 г. М., 1996, т. 1. С. 21-31.
2. Афанасьева И.А. Спортивный отбор таэквондистов с учетом их генетических особенностей: Дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2002. - 141 с.
3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии /Н.А. Бернштейн. М.: Медицина, 1991.- 125 с.
4. Бондарчук Т.В. Использование прямого преднамеренного внушения в бодрствующем состоянии в методике воспитания физических качеств Т.В. Бондарчук, Е.Ф. Орехов, С.В. Павлов //Теория и практика физической культуры. 1997. - № 9. - С. 43-49.
5. Бондарчук Т.В. Практические занятия по психологии физического воспитания и спорта: Учеб. пособие /Т.В. Бондарчук. Челябинск: ЮУрГУ, 2004.- 100 с.
6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов /Ю.В. Верхошанский.- М.: Физкультура и спорт, 1988. 331с.
7. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта /JI.B. Волков. К.: Олимпийская литература, 2002. - 296 с.
8. Глебов Е.И. Тхэквондо. Основы олимпийского спарринга /Е.И. Глебов, Чой Сунг Мо. Ростов-н/Д: Феникс, 2002.- 320 с.
9. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта /Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов.- М.: Академия, 2000. 288 с.
10. Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для институтов физич. Культуры /М.А. Годик. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
11. Гожин В.В., Малков О.Б. Теоретические основы тактики в спортивных единоборства: “Физическая культура и спорт”, 2008 г.
12. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств: 3-е издание, переработанное и дополненное /И.А. Гуревич.- Минск, 1985.- 255 с.
13. Дашибальжиров Б.Д. Совершенствование физической и технико-тактической подготовленности борцов вольного стиля с учетом специфики бурятской национальной борьбы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Санкт- Петербург, 2000. - 25 с.
14. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии /В.М. Зациорский. М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.
15. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов /В.М. Зациорский.- М.: Физкультура и спорт, 1970. 199 с.
16. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты, выносливости /Н.В. Зимкин.- М.: Просвещение, 1985.- 253 с.
17. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки /Е.И. Зуев.- М.: Советский спорт, 1990. 64 с.
18. Карпов М.А. Индивидуализация учебно-тренировочного
процесса юных тхэквондистов на этапе начальной специализации: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- Челябинск, 2001.-21 с.
19. Ким Джон Кил Начальное обучение двигательным действиям тхэквондистов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2000. -24 с.
20. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств /В.Б. Коренберг//Теория и практика физической культуры.- 1996.- № 7,- С. 2¬5.
21. Кряж В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов /В.Н. Кряж. Минск: Высшая школа, 1982. - 120 с.
22. Куванов В.А. Взаимосвязь прочности освоения двигательных действий и уровня развития координационных способностей юных борцов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2005. - 25 с.
23. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и методика применения: Учеб. пособие /Ю.Ф. Курамшин. СПб.: СПб ГАФК, 1998. - 76 с.
24. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова.- СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. 324 с.
25. Ли Чжон Ки Технико-тактические характеристики соревновательного спарринга в тхэквондо ВТФ: Дис. канд. пед. наук. М.,2003.- 139 с.
26. Лях В.И. Понятия «координационные способности» и «ловкость» /В.И. Лях //Теория и практика физической культуры.- 1983. № 3. - С. 44 - 49.
27. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. пособие /Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 е.;
28. Начинская С.В. Спортивная метрология: Учеб. пособие
/С.В. Начинская. М.: ACADEMA, 2005. - 240 с.
29. Особенности формирования специальных двигательных и координационных качеств тхэквондистов. Москва, -2007 -215с.
30. Павлов С.В. Воспитание физических качеств дзюдоистов с использованием прямого преднамеренного внушения: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1997.- 166 с.
31. Павлов С.В. Спортивное тхэквондо /С.В. Павлов. Челябинск: УГАФК, 2003.-94 с.
32. Панков В.А. Применение современных технологий для повышения эффективности тренировочного процесса борцов (юниоры) греко-римского стиля /В.А. Панков М.: РГАФК, 1999. - 22 с.
33. Пилоян Р.А. Многолетняя подготовка спортсменов-единоборцев: учебное пособие / Р.А. Пилоян, А.Д. Суханов. Малаховка: МГАФКЮ 1999. - 99 с.
34. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов
в олимпийском спорте и ее практическое приложение /В.Н. Платонов. К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
35. Программа спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо для МБУДО СДЮСШОР № 1 города Белгорода, г. Белгород 2014 г.
36. Практикум по спортивной психологии /Под ред. И.П.Волкова. - СПб.: Питер, 2002.-288 с.
37. Растяжка и разминка в боевых искусствах: Момот В.В.,
практическое пособие, Ритм плюс, Харьков 2007 г.
38. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник /А.В. Родионов. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. - 576 с.
39. Романенко В.А. Круговая тренировка при
массовых занятиях физической культурой /В.А. Романенко,
В.А. Максимович. М.: Физкультура и спорт, 1986.- 143 с.
40. Санг Х. Ким. Преподавание боевых искусств. Ростов-на-Дону, Феникс, -2007 -237с.
41. СангХ.Ким. Растяжки, сила, ловкость в боевой практике /X. Ким. Санг //Мастера боевых искусств. Ростов-н/Д.: Феникс, 2002.- 315 с.
42. Теория и методика физического воспитания /Под ред. Б.А. Ашмарин. М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
43. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие /Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия»,2004.-480 с.
44. Теория и методика физического воспитания: В 2-х т. /Под ред. Л.П. Матвеева, Л.Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 1976. - 560 с.
45. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
46. Теория спорта /Под ред. В.Н.Платонова. Киев: Вища школа, 1987.-424 с.
47. Туманян Г.С. Совершенствование гибкости дзюдоистов и самбистов: многолетнее, в течение тренировочного дня и занятия /Г.С. Туманян, С.К. Харацидис //Теория и практика физической культуры. 1998. - № 4. - С. 59-60.
48. Тхэквондо, теория и методика. Под руководством Шулики А.Ю., Ростов-на-Дону, Феникс, -2007 -780с.
49. Хайрулин А.Р. Анализ соревновательной деятельности в тхэквондо (ВТФ) / А.Р. Хайрулин // Физическая культура и спорт: проектирование, реализация, эффективность. СПб.: ГПУ им, Герцена, 2005. -
С. 133-136.
50. Чин Джуный Оптимизация индивидуалной подготовки тхэквнодистов с учетом их психофизиологических качеств Автореф. дис. . канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1994.-21 с.
51. Чой Мен Чер Тхэквондо: основы и принципы /Чой Мен Чер, С.М Федулов Липецк: Ориус, 1991. - 72 с.
52. Чой Сунг Мо. Техническая подготовка в боевых искусствах. Ростов-на-Дону, Феникс, -2003 -310с.
53. Чой Сунг Мо, Е. И. Глебов Тхэквондо основы олимпийского спарринга. Ростов-на-Дону, Феникс, -2002 -316с.
54. Чунин В.В. Круговая тренировка /В.В. Чунин, В.П. Филин. М.: Физкультура и спорт, 2002. - 175 с.
55. Шарипов А.Ф., Малков О.Б. Тактико-технические характеристики поединка в спортивных единоборствах. Москва, Ф и С, -2007 -219с.
56. Шейка В.И. Правила соревнований по кйоруги и их интерпретация /В.И. Шейка, С.А. Данилов, С.Г. Фсткчян. Ростов на Дону: «Феникс», 2002.80 с.
57. Шейка В.И. Тхэквондо. Книга рефери /В.И. Шейка, А.П. Ефремов. -М.:МФТ, 2000.- 127 с.
58. ШолихМ. Круговая тренировка /М. Шолих. М.: Физкультура и спорт, 1966. - 174 с.
59. Официальный сайт Союза тхэквондо России [Электронный ресурс.] URL :http://www.tkd@ros.ru
60. Европейский союз тхэквондоhttp: //www.etutaekwondo. org/ ЕТУ
61. Всемирная федерация тхэквондо http HYPERLINK
"http: //www.wtf.org