Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖАНРОВО-ВИДОВОМ РАЗНООБРАЗИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №68273

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы116
Год сдачи2017
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
293
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников 8
1.1. Общая характеристика видов и жанров изобразительного
искусства 8
1.2. Задачи и содержание образовательной работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями изобрази-тельного искусства 16
1.3. Педагогические условия развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста 30
Глава II. Экспериментальная работа по развитию представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников 43
2.1. Диагностика представлений о жанрах и видах изобрази-тельного искусства у старших дошкольников 43
2.2. Содержание работы по развитию представлений о жанрово¬
видовом разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников 61
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 72
Заключение 83
Библиографический список 86
Приложения


Актуальность исследования. Дошкольный период детства рассматривается как этап становления личности, ее социализации, постижения общечеловеческих ценностей и мировой художественной культуры, как пора знакомства ребенка с миром прекрасного. В связи с этим в настоящее время вырос интерес к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного
возраста через приобщение к искусству. Необходимость этого очевидна: без
воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей эмоционально-творческих начал невозможно становление
цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
Воспитание средствами искусства всегда являлось неотъемлемой частью полноценного образования, так как в нем заложен огромный потенциал
возможностей для познавательного, речевого, коммуникативного и художественно-эстетического развития. Особенно актуальной эта проблема стала с
введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), в котором особое внимание уделяется формированию творческой личности в процессе художественно-эстетической деятельности и отмечается важность приобщения детей к искусству с раннего возраста.
В ФГОС ДО эти задачи определены образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», которое рассматривается с позиций формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности. Наряду с этим художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, поскольку каждый вид5
искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на
ум и чувства ребенка.
Проблема художественно-эстетического развития – одна из серьезных
проблем педагогики, решению которой в области дошкольного воспитания
уделяется большое внимание. Однако в педагогической литературе рассматриваются лишь отдельные ее аспекты. Как правило, это исследования общих
вопросов эстетического воспитания дошкольников (Н.В. Бутенко, Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина и др.) и формирования творческих способностей (Т.
Комарова, С.В. Погодина и др.). В литературе по проблеме выпускной квалификационной работы (далее ВКР) большое внимание уделяется вопросам
ознакомления детей дошкольного возраста с отдельными видами искусства:
изобразительным (работы Т.Н. Дороновой, Т. Комаровой и др.), декоративно-прикладным (А.Г. Корчагина-Макеева, О.А. Соломенникова и др.) и др.
Предметом пристального изучения остается психология детского творчества.
Такие авторы, как А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов и др., с психологической
точки зрения раскрывают готовность старших дошкольников к восприятию
изобразительного искусства и творческому развитию.
Процесс развития представлений о жанрово-видовом разнообразии
изобразительного искусства у старших дошкольников базируется и протекает
в тесной связи с художественно-эстетическим образованием, которое представляет собой систему приобретения элементарных знаний в области искусства. Однако эта сторона художественно-эстетического развития дошкольников в методической литературе разработана недостаточно. Отсюда вытекает
противоречие между признанием необходимости ознакомления детей с видами и жанрами искусства на этапе дошкольного возраста и недостаточной
разработанностью этой проблемы в дошкольной педагогике и практике. Данное противоречие послужило основанием выбора темы ВКР: «Развитие представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у
старших дошкольников».6
Исходя из вышесказанного, мы сформулировали проблему исследования: каковы педагогические условия развития представлений о жанрововидовом разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников.
Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования – процесс развития представлений о жанрововидовом разнообразии искусства у старших дошкольников.
Предмет исследования – педагогические условия развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у старших
дошкольников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Реализация целей и основных направлений модернизации российского
образования делает необходимым совершенствование работы в детском саду
по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста и
организации образовательного процесса в соответствии с основными подходами по приобщению детей к различным видам и жанрам искусства, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в меняющемся мире.
Художественно-эстетическое развитие личности способствует становлению ценностей и смыслов, активизирующих потребность ребенка к творческой самореализации, создавая свою траекторию жизни с ориентацией на
эстетические, художественные и эмоционально воспринятые эталонные ценности и установки взрослых.
Наиболее доступным для восприятия и постижения художественной
образности и выразительного языка искусства детьми в период дошкольного
детства является изобразительное искусство (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура).
Определение задач и содержания образовательной работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями изобразительного искусства позволило обозначить педагогические условия, критерии и требования к
уровням развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста. Их апробация и
проверка эффективности осуществлялась в ходе педагогического эксперимента, проходившего в 2016-2017 гг.
Констатирующий этап экспериментальной работы позволил выявить
показатели развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников до начала эксперимента, а
также компетентность родителей в вопросах художественно-эстетического
развития детей. Формирующий этап эксперимента использовался для совершенствования образовательного процесса по развитию представлений о жан85
рово-видовом разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников с учетом создания педагогических условий, заявленных в гипотезе
ВКР. На контрольном этапе выявлялась динамика развития представлений о
жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников.
Сравнение результатов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента уровней развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства позволило выявить статистически значимые
различия в сформированности всех показателей у детей экспериментальной
группы. Анализ показал, что большинство старших дошкольников значительно улучшили свои результаты. Если в начале эксперимента высокий уровень развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства имел лишь один ребенок, то после проделанной работы
таких детей стало 8, или 40% от общего числа детей, участвующих в эксперименте. 5 старших дошкольников (25%) показали средний уровень развития
представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства. С 12 до 7 (соответственно с 60% до 35%) детей сократилось количество
дошкольников с низким уровнем представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства.
Эти результаты экспериментальной работы доказывают эффективность
созданных нами педагогических условий развития представлений о видах и
жанрах изобразительного искусства у старших дошкольников.
Непосредственное влияние на процесс воспитания дошкольников оказывает достаточное ресурсное обеспечение (материально-техническое, педагогическое, методическое, технологическое и др.), способствующее созданию
в дошкольном образовательном учреждении художественно-эстетической и
речевой среды.
Успешность реализации развития представлений о жанрово-видовом
разнообразии изобразительного искусства у детей дошкольного возраста
обеспечивается в процессе организации целенаправленной и систематической работы по ознакомлению с видами и жанрами изобразительного искусства.
Использование форм, методов, приемов обучения и сочетания разных
видов детской деятельности, направленных на развитие интереса и представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства выступает необходимым условием оптимизации образовательного процесса, раскрытия потенциальных возможностей, индивидуальных способностей и пробуждения творческой активности у старших дошкольников в условиях развивающего обучения.
Эффективному развитию представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников способствует
партнерское взаимодействие всего педагогического коллектива и родителей.
Представленные педагогические условия развития представлений о
жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста позволяют педагогу совершенствовать процесс художественно-эстетического воспитания в целом и интегрировать его с другими образовательными областями.
Итак, мы разработали, теоретически обосновали, экспериментально
проверили и подтвердили эффективность педагогических условий развития
представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства
у старших дошкольников. Нами выявлена прямая зависимость развития
представлений о видах и жанрах изобразительного искусства от накопления
художественного опыта, расширения интеллектуального кругозора детей в
результате их теоретического и практического знакомства с изобразительным
искусством. Таким образом, цель исследования, заключающаяся в выявлении
педагогических условий развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников, достигнута,
задачи выполнены.


1. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина, Т. Комарова, С.П. Баранов. - М.: Культура, 2005. - 240
2. Бочарова, Н.Е. Как приобщить детей к искусству / Н.Е. Бочарова // До¬школьное образование. - 2009. - №11. - 17-19.
3. Бутенко, Н.В. Концептуальные основы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста : ди ... канд. пед. наук / Н.В. Бутен¬ко. - Челябинск, 2016. - 444 - URL: http://elibrary.ru/item.asp7id (дата об¬ращения: 13.02.2017)
4. Бутенко, Н.В. Художественно-эстетическое развитие личности в пери-од детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / Н.В. Бутенко // Вестник Челябинского го пед. ун-та. - 2014. - Вып. 4. - 23-26. - URL: http://elibrary.ru/item.asp7id (дата обращения: 13.02.2017)
5. Быковская, М.А. Особенности восприятия зрительных образов как ос¬нова формирования эстетических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования книжной графики / М.А. Быковская // Наука и образование: проблемы и стратегии развития. - 2015. - №1(1). - 74-79. - URL: http://elibrary.ru/item.asp7id (дата обращения: 4.02.2017)
6. Вербенец, А.М. Проблемы и направления мониторинга достижений дошкольников в рамках освоения образовательной области «Художе-ственное творчество» / А.М. Вербенец // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 4. - 62-82.
7. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н.А. Ветлу¬гина. - М.: Просвещ., 2006. - 146
8. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В.И. Волынкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 441 с.
9. Грибанова, М.В. Психолого-педагогические условия обогащения худо¬жественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста / М.В. Грибанова. - Пермь: Пермский го ун-т, 2003. - 111 с.
10. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - URL: http://www.firo.ru/ (дата обращения:
18.03.2017)
11. Доронова, Т.Н. Дошкольникам об искусстве / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещ., 2003. - 20 с.
12. Езикеева, В.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с ил-люстрацией в книге / В.А. Езикеева // Наглядность и слово в художе-ственном воспитании дошкольников: Труды института художественного воспитания / отв. ред. Н.П. Сакулина. - М.: Изв. АПН РСФСР. - 1955. - Вып. 69. - 205-232.
13. Ермолаева, М.В. Развитие изобразительного творчества старших дошкольников в процессе ознакомления с пейзажным жанром через про¬ектную деятельность / М.В. Ермолаева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - №1(4). - 125-130.
14. Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство : Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5-7 лет / Н.М. Зубарева. - М.: Просвещ., 1999. - 111 с.
15. Иванова, О.Г. Система работы с детьми дошкольного возраста по эстетическому воспитанию. Знакомство дошкольников с искусством / О.Г. Иванова // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2015. - №1(10). - 28-29. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id (дата обращения: 11.03.2017)
16. Ивкина, Т.В. Педагогические условия ознакомления дошкольни¬ков с искусством как средство художественно-эстетического воспитания / Т.В. Ивкина // Человеческий капитал. - 2016. - №3(87). - 102-104. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id (дата обращения: 1.04.2017)
17. Ивкина, Т.В. Развитие художественного восприятия в процессе ознакомления детей с изобразительным искусством / Т.В. Ивкина // Со-вершенствование образовательного и коррекционного развивающего про¬цессов в дошкольных учреждениях: материалы VII Междунар. научн.-
практ. конф. - Томск: ЦНТИ, 2014. - 160-162. - URL:
http://elibrary.ru/item.asp7id (дата обращения: 23.04.2017)
18. Канащенкова, В.В. К вопросу о психологических предпосылках развития художественного мышления детей старшего дошкольного воз-раста / В.В. Канащенкова // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психоло¬гия. - 2012. - № 5 (8). - 168-171. - URL: http://elibrary.ru/item.asp7id (дата обращения: 18.03.2017)
19. Канащенкова, В.В. Реализация педагогической модели ознаком¬
ления детей старшего дошкольного возраста с произведениями изобрази¬тельного искусства / В.В. Канащенкова // Вектор науки ТГУ. Сер. Педаго¬гика, психология. - 2011. - № 4(7). - 128-130. - URL:
http://elibrary.ru/item.asp7id (дата обращения: 18.03.2017)
20. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Кули¬кова. - М.: Академия, 2013. - 416 с.
21. Комарова, Т. Школа эстетического воспитания / Т. Комарова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 352 с.
22. Корчагина-Мокеева, А.Г. Знакомство старших дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством / А.Г. Корчагина- Мокеева // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №4. - 82-85.
23. Котлякова, Т.А. Современные технологии развития эстетического восприятия дошкольников / Т.А. Котлякова. - Ульяновск: Издатель Кача¬лин Александр Васильевич, 2013. - 164
24. Куликовская, И.Э. Пространственно-предметная среда развития мировидения ребенка в дошкольном образовательном учреждении / И.Э. Куликовская // Детский сад от А до Я. - 2005. - № 4. - 76-80.
25. Курочкина, Н.А. Детям о книжной графике / Н.А. Курочкина. - СПб.: Акцидент, 1997. - 190 с.
26. Курочкина, Н.А. Знакомим дошкольников с натюрмортом. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 112 с.
27. Курочкина, Н.А. Знакомим дошкольников с пейзажной живопи-сью. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
28. Курочкина, Н.А. Знакомим дошкольников с портретной живопи¬сью. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
29. Курочкина, Н.А. Знакомим с жанровой живописью: наглядно-дидактическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 75 с.
30. Лукьянычева, О.Ю. Синтез искусств - фактор развития личности дошкольника / О.Ю. Лукьянычева // Научные исследования в образова¬нии. - 2008. - №1. - 38-39.
31. Лямина, О.В. Методическое сопровождение художественно- эстетического развития дошкольников / О.В. Лямина, В.В. Засова // Меж¬дународный студенческий научный вестник. - 2016. - №5-2. - 277-279. - URL: http://elibrary.ru/item.asp7id (дата обращения: 10.02.2017)
32. Мелик-Пашаев, А.А. Психологические основы художественного развития / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: МГППУ, 2005. - 160 с.
33. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: теория воспитания / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Академия, 2012. - 208 с.
34. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - 74-77.
35. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью / под ред. А.А. Грибовской. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.
36. Ознакомление дошкольников со скульптурой / под ред. А.А. Гри¬бовской. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 96 с.
37. От рождения до школы : программа воспитания и обучения в детском саду / под ред.: Н.Е. Вераксы, Т. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 362 - URL: http://www.firo.ru/ (дата об¬ращения: 18.03.2017)
38. Платохина, Н.А. Приобщение дошкольников к искусству скульп¬туры родного края / Н.А. Платохина // Детский сад от А до Я. - 2009. - №4(40). - 80-98.
39. Погодина, С.В. Влияние изобразительного искусства на «пред- творческое» и творческое развитие дошкольников / С.В. Погодина // Дет¬ский сад от А до Я. - 2011. - №5(53). - 129-137.
40. Погодина, С.В. Творческое становление ребенка-дошкольника в процессе ознакомления с искусством / С.В. Погодина // Современное до-школьное образование. Теория и практика. - 2009. - №5. - 37-41. - URL: http://elibrary.ru/item.asp7id (дата обращения: 1.03.2017)
41. Полякова, М. Особенности организации предметно-пространственной среды / М. Полякова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. - 43-46.
42. Популярная художественная энциклопедия : В 2 т. Т.1 : А - М / глав. ред. В.М. Полевой. - М.: Советская энциклопедия, 2006. - 447 с.
43. Популярная художественная энциклопедия : В 2 т. Т.2 : М - Я / глав. ред. В.М. Полевой. - М. : Советская энциклопедия, 2006. - 432 с.
44. Психологический словарь / под ред.: В.П. Зинченко, Б.Г. Меще-рякова. - М.: АСТ : Астрель :Транзиткнига, 2004. - 480
45. Радуга : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Со¬ловьева и др. - М.: Просвещ., 2014. - 111 . - URL: http://www.firo.ru/ (дата обращения: 18.03.2017)
46. Рябченко, И.В. Педагогическое сопровождение художественно-творческой самореализации дошкольников в условиях интеграции искус¬ств / И.В. Рябченко // Известия Юго-Западного го ун-та. Сер. Лингвистика и педагогика. - 2013. - №3. - 131-136. - URL: http://elibrary.ru/item.asp7id (дата обращения: 5.05.2017)
47. Селезнева, Л.Н. Народное декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольника / Л.Н. Селезнева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - №12. - 371-372. - URL: http://elibrary.ru/item.asp7id (дата обращения: 15.03.2017)
48. Соломенникова, О.А Ознакомление детей с народным декора-тивно прикладным искусством / О.А. Соломенникова // Дошкольное вос-питание. - 2004. - №9. - 42-45.
49. Спербер, О.И. Значение искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольников / О.И. Спербер // Научный альманах. - 2015. - №10 - 2(12). - 439-443. - URL: http://elibrary.ru/item.asp7id (дата обраще¬ния: 7.03.2017)
50. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспи¬тания / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 1989. - 284
51. Убогова, Л.А. Педагогический потенциал изобразительного ис-кусства в развитии воображения дошкольников / Л.А. Убогова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2015. - №4(6).
- 289-291. - URL: http://elibrary.ru/item.asp7id (дата обращения: 10.02.2017)
52. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Ака¬демия, 2013. - 367
53. Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования. Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфе¬ра, 2014. - 96 - URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk - standart - dok.html (дата обращения: 12.01.2017)
54. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Фле- рина. - М.: Просвещ., 2001. - 215
55. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи / Р.М. Чумичева. - М.: Просвещ., 2012. - 126 с.
56. Штанько, И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегри-рованный подход / И.В. Штанько. - М.: СФЕРА. Творческий Центр, 2007.
- 157 с.
57. Штанько, И.В. Технология организации учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации по художественно¬эстетическому развитию дошкольников / И.В. Штанько // Вестник Мос¬ковского государственного областного гуманитарного института. Сер.
93 Педагогика и психология. - 2016. - Т.1. - №1. - 62-67. - URL:
http://elibrary.ru/item.asp7id (дата обращения: 9.04.2017)
58. Якубова, Т.И. Методические аспекты ознакомления старших до¬
школьников с декоративно-прикладным искусством / Т.И. Якубова // Пе¬дагогическое образование в России. - 2012. - №5. - 235-237. - URL: http://elibrary.ru/item.asp7id (дата обращения: 24.04.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ