Введение 3
Глава 1 Теоретические основы использования дидактических игр как средства познавательного развития детей дошкольного возраста 6
1.1 Познавательное развитие детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Роль игры в познавательном развитии детей дошкольного
возраста 13
1.3 Использование дидактических игр для познавательного развития детей дошкольного возраста 22 Выводы по 1 главе 26 Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование использования дидактических игр как средства развития познавательного развития детей дошкольного возраста 28
2.1 Диагностика исходного уровня познавательного развития детей дошкольного возраста 28
2.2 Реализация программы использования дидактических игр как средства
познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ 35
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 48
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Список литературы 61
Приложения 68
Анализ проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста всегда был в центре пристального внимания отечественной педагогики. Познавательная активность, лежащая в основе развития познания ребенка, рассматривалась исследователями c разных позиций:
- Л.А.Венгер, А.В. Запорожец, Е.Н. Соколова, Н.Н. Поддьяков определяли ее как ориентировочно-исследовательскую деятельность;
- Л.И. Божович - как потребность во внешних впечатлениях;
- Н.Г. Морозова, Г.И. Шукина - как проявление мотивов и интересов;
- А.М. Матюшкин, М.И. Лисина - как промежуточную стадию между потребностью в познании и познавательной деятельностью.
Направление «Познавательное развитие» в ФГОС ДОО определяется как «...развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания...», что предполагает познавательное развитие ребенка через самостоятельное добывание и применение знаний об окружающем мире [1].
Методологическая основа исследования: в разработку проблемы игры как основы познавательного развития в дошкольном возрасте внесли вклад Л.И. Божович, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец,
С.Л.Новоселова, Н.Н.Поддьяков, В.Н. Терский, Е.И. Удальцова, А.П. Усова, А.В. Черноземцев, И.А. Школьная, Г.Н. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин, М.Г. Яновская [8; 9; 11; 25; 42; 51; 68].
В исследованиях Е.В.Зворыгиной [57] было показано, что дети блокадного Ленинграда, которых она учила математике, с трудом осваивали буквенные алгебраические обозначения. Они не могли перейти от цифр к заменяющим цифры буквам. И вообще, эти дети с трудом могли вообразить что-либо, заменить одно другим. Так как в их детстве не было сюжетной игры, их интеллект оказался без базового этажа, на котором формируется наглядно-образное мышление и воображение.
Система дидактических игр была создана в 60-е годы научной школой Л.А.Венгера [9] в связи с необходимостью работы по сенсорному воспитанию детей.
Цель исследования - определение педагогических условий, при которых дидактическая игра является эффективным средством
познавательного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс познавательного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры детей дошкольного возраста как средство развития познавательного интереса
Гипотеза исследования: уровень познавательного развития детей 6-7 лет может существенно повыситься, если при организации работы с дидактическими играми: а) обучать детей алгоритму освоения
дидактических игр; б) стимулировать желание детей как можно чаще во время досуга по собственной инициативе обращаться к дидактическим играм различного характера.
Задачи исследования:
1. Изучить основные характеристики познавательного развития детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО.
2. Раскрыть значение игры для познавательного развития детей дошкольного возраста.
3. Подобрать и провести диагностику познавательного развития детей дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать программу использования
дидактических игр как средства познавательного развития детей
дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы: метод теоретического анализа литературных источников, обобщения и интерпретации научных данных; эксперимент; диагностические (тестирование, наблюдение, беседа).
Методы исследования:
1. Теоретический метод - анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Эмпирический метод - эксперимент, анкетирование;
3. Диагностический метод — тестирование, наблюдение, беседа;
Практическая значимость. Представленные в работе методики могут применяться в работе детских практических психологов и педагогов для проведения диагностик, создания развивающих и коррекционных программ для детей в дошкольных образовательных учреждениях, а также для консультации родителей.
База исследования: МАДОУ города Набережные Челны «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников № 116
«Фиалка». В экспериментальной работе приняли участие 40 детей подготовительных к школе групп: 20 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной группы.
ФГОС ДО 2013 года определяет содержание познавательного развития так: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.»
По мнению исследователей, познавательное развитие детей дошкольного возраста характеризуется раскрытием в ребенке познавательных возможностей. Ребенок обнаруживает их в себе в то время, когда знакомится с окружающим миром. Исследователи в экспериментальных работах доказали, что познавательное развитие дошкольника проходит стадии: любопытства, любознательности,
познавательного интереса, познавательной активности.
Также педагогами была проанализирована связь игры с умственным развитием. Детская игра — это форма размышления ребенка об окружающем мире; любую детскую деятельность можно рассматривать как решение определенных задач. Игровая задача характеризует систему условий, в которых задана мнимая, воображаемая цель. Чтобы достичь мнимой цели, ребенок должен в условном, игровом плане применить подходящий способ действия и найти средства для выполнения этого способа. Игры детей, основанные на конкретных знаниях о каком-либо объекте, отличаются репродуктивным характером. Дети в деталях отражают те реалии, о которых они получили представление, подражая и воспроизводя известные действия. И игра быстро заходит в тупик. Если детям даются сведения общего характера, в которых есть неясные для детей детали, требующие ответов на вопросы, то развитие игры может пойти по нескольким линиям, а исходный сюжет будет опорой. В таких играх детям потребуется больше инициативы, стимулирующей познавательное развитие.
В настоящее время исследователями отмечается расхождение между декларацией игры ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и реальной практикой, где основное время ребенка заполнено учебными занятиями и деятельностью, цели и мотивы которой определяются взрослыми. По этой причине становится проблематичным формирование психологических новообразований дошкольного детства, которые полноценно формируются только в самодеятельной детской игре.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Подчеркивается, что дидактические игры не могут быть самодеятельными играми детей, так как цель и правила игры задает взрослый. Если детям понравится дидактическая игра, то в дальнейшем они могут играть в нее сами, без участия взрослого, но ни постановки игровой задачи, ни правил, ни сюжета в дидактической игре дети не инициируют. Поэтому дидактические игры при неумелом проведении рискуют превратиться из игры просто в задания и потерять свою игровую значимость.
Решение познавательных и игровых задач будет успешным при соблюдении воспитателем общих дидактических принципов. Главным из которых является принцип таинства игры; он означает, что дидактическая задача должна быть завуалирована.
Отсюда следует, что дидактические игры помогают закреплению знаний, усвоению способов познавательной деятельности. Использование дидактических игр в НОД развивает внимание и сосредоточенность, повышает познавательный интерес. Ощутив недостаток знания или умения, на котором построена дидактическая задача, ребенок получает собственную мотивацию на приобретение новых знаний.
Мы решили провести экспериментальную работу и базой исследования выбрали МАДОУ города Набережные Челны «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников № 116 «Фиалка». Мы предположили, что уровень познавательного развития детей 6-7 лет может существенно повыситься, если при организации работы с дидактическими играми а) обучать детей алгоритму освоения дидактических игр; б) стимулировать желание детей как можно чаще во время досуга по собственной инициативе обращаться к дидактическим играм различного характера.
Проведенная с помощью педагога-психолога детского сада диагностика исходного уровня познавательного развития показала
следующие результаты в экспериментальной и контрольной группах.
Высокий уровень познавательного развития показали 15% детей в экспериментальной и 20% контрольной группах. Эти дети смогли продемонстрировать стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений. Дети смогли быстро переключаться при смене инструкции, задания выполняли быстро и правильно. Ошибок в диагностиках «Нелепицы» и «Пройди через лабиринт» у них не возникало, помощь взрослого не понадобилась. Дети продемонстрировали устойчивый познавательный интерес в диагностиках «Древо желаний» и «Столкновение интересов», уверенно отвечали на вопросы и рассуждали о своих выборах и желаниях.
Средний уровень показали 50% детей экспериментальной и 35% детей контрольной группы.
Низкий уровень познавательного развития показали 35%
экспериментальной и 45% контрольной групп. Этим детям достаточно односложной информации, в диагностике «Древо желаний» демонстрируют явный потребительский подход, отвечая на вопросы пожеланиями приобрести новый телефон, игрушки, хотят стать популярными блогерами и иметь миллион подписчиков. В диагностике «Столкновение интересов» дети с низким уровнем легко отказываются слушать продолжение сказки, предпочитают игровой мотив. Задание «Пройди через лабиринт» выполняют дольше 2 минут или могут вообще отказаться от выполнения задания при первой ошибке. С трудом обнаруживают нелепицы и не могут внятно объяснить, как на самом деле должно быть за отведенное для диагностики время. Таким образом, проведенная диагностика на констатирующем этапе показала, что у детей контрольной и экспериментальной групп преимущественно средний уровень познавательного развития
Целью же формирующего эксперимента была планомерная систематическая работа по проверке гипотезы нашего исследования.
Введение алгоритма проведения дидактической игры мы осуществляли по модели работы с учебной задачей в технологии развивающего обучения В.В.Давыдова. Учебная задача - это такая последовательность действий, на которой подробно изучается алгоритм выполнения подобных задач.
Алгоритм проведения дидактической игры:
1) Вводная беседа: ознакомление детей с содержанием игры, уточнение знаний и представлений детей о дидактическом материале, который будет использован в игре - предметы, картинки;
2) Объяснение хода и правил игры, поведения детей в соответствии с правилами, уточнение детьми, что именно правила запрещают, разрешают и предписывают делать в данной игре;
3) Показ игровых действий воспитателем детям, в ходе которого происходит обучение правильному выполнению игрового действия, уточнение у детей, что произойдет, если правила игры и порядок игровых действий будут нарушены;
4) Определение роли взрослого в игре, когда игра уже разучена, предложение играть роль болельщика, арбитра или равного детям участника. Обговаривание с детьми, что участие взрослого предполагает, что он будет что-то советовать, спрашивать, напоминать.
5) Проведение игры сначала под руководством взрослого, а затем с переводом его в позицию наблюдателя, стимулирование самостоятельности детей в дидактической игре.
6) Рефлексивный анализ проведенной игры направлен на формирование регуляторных механизмов детей подготовительной группы. Анализируя игру, важно помочь детям осознать, благодаря чему удалось одержать победу: тому, что ребенок знал содержание игры, быстро ориентировался в игровых условиях, брал на себя инициативу в процессе игровых действий и т.п. Рефлексивное последействие помогает развитию словесно-логического мышления в целом и отдельных мыслительных операций: сравнения, конкретизации, абстрагирования, обобщения, анализа, синтеза, классификации.
Цель контрольного эксперимента: выявить результаты опытно - экспериментальной работы по организации познавательного развития средствами дидактической игры, провести сравнение результатов экспериментальной группы с результатами контрольной группы.
Полученные данные показали, что в экспериментальной группе показатели познавательного развития выше, чем в контрольной группе, где не проводилось специально организованной работы по алгоритму овладения дидактической игрой. Дидактические игры находились в группе, и воспитатели не уделяли особого внимания тому, чтобы дети в свободное время играли в знакомые дидактические игры.
Таким образом, мы можем отметить, что введение в игровую деятельность детей алгоритма освоения дидактических игр позволило существенно повысить познавательную активность детей, у детей часто проявлялись позитивные эмоции во время познавательной деятельности: интерес, радость, удовольствие от возможности использовать в игре ранее полученные знания. Дети стали более открыто проявлять удивление и поддерживать друг друга при анализе успехов и неудач после выполнения какого-либо дела.
В заключении хочется сказать, что анализ результатов экспериментального исследования подтвердил гипотезу нашего исследования: обучение детей алгоритму освоения дидактических игр и использование дидактических игр в самостоятельной деятельности может существенно повысить уровень познавательного развития детей.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.13, № 1155.
2. Абдрахманова, А.И. Современное состояние проблемы формирования
познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/А.И.Абдрахманова //Вестник Томского
государственного педагогического университета, 2015. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-problemy-formirovaniya- poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
3. Агапова, И.А. Театральные занятия и игры в детском саду [Текст] /И.А.Агапова, М.А.Давыдова. - М.: Лада, 2015. - 224 с.
4. Алексанян, М.А. Развивающие компьютерные игры в работе педагога
- психолога [Электронный ресурс]/ М.А.Алексанян. - URL: http://sociosphera.com/conference/2012/mezhdunarodnaya_nauchnoprakticheskay a_konferenciya_igra_i_igrushki_v_istorii_i_kulture_razvitii_i_obrazovanii/
5. Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей [Текст] /М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2013. - 448 с.
6. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]
/А.Г.Арушанова. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 272 с.
7. Белобрыкина. О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству /О.А.Белобрыкина. - Новосибирск, 2003. - 244 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И.Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
9. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных
способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] /Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова. - URL:
http://www.goroddetstva.ru/parents/prog/razvitie.html
10. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст]/Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 220 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст]/ Л.С.Выготский. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
12. Гайворонская, Т.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности [Текст] /Т.А.Гайворонская, В.А.Деркунская. - М.: Мозаика - Синтез, 2015. - 156с.
13. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст]/ В.В.Гербова. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 567 с.
14. Глебова, И.Ю. Особенности руководства дидактическими играми [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар.науч.конф. (г.Санкт - Петербург, январь 2014 г.) - СПб.: Заневская площадь, 2014.- С.33-35.
15. Горлова, Н.Ю. Современные дошкольники //Н.Ю.Горлова - URL:
http://atena.ucoz.ru/publ/48-1-0-409
16. Гризик, Т.И. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе Радуга [Текст] /Т.И.Гризик. - М.: Просвещение, 2003. - 160с.
17. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] /Н.И.Гуткина. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.
18. Давыдов, В.В. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте
[Электронный ресурс] /В.В.Давыдов. - URL: http://www.bim-
bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid
19. Доронова, Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет [Текст]// Ребенок детском саду. - 2002. - №2. - С.49 - 55.
20. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. [Электронный ресурс]/О.М.Дьяченко. - URL: https: //psychoj ournal .ru/books/2067-dyachenko-o- m-razvitie-voobrazheniya-doshkolnika.html
21. Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением [Текст]/ О.В.Дыбина. - М.: Мозаика - Синтез, 2012. - 141 с.
22. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром: Практико - ориентированная монография [Текст] /О.В.Дыбина. - М.: Педагогическое общество России, 2008. -128 с.
23. Дюдюева, О.Ю. Дидактические игры в воспитании детей раннего возраста [Текст] /О.Ю.Дюдюева //Педагогическое мастерство: материалы IV междунар.науч.конф. (г.Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки - Веди, 2014. - С.54 - 57.
24. Забрамная, С.Д. Психолого - педагогическая диагностика умственного развития ребенка /С.Д.Забрамная. - М.: Академия, 2003. - 237 с.
25. Запорожец, А.В. К вопросу о синтезе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / А.В.Запорожец // Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Академия, 2006. - 346 с.
26. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2019. - 352 с.
27. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] /Е.И.Касаткина //Управление ДОУ. - 2015. - №5.
28. Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника /Е.И.Касаткина. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.
29. Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст] / Н.Ф.Комарова. - М.: Скрипторий, 2010. - 160 с.
30. Кочеткова, Н.Н. Особенности развития и педагогическое руководство
формированием познавательных процессов у детей дошкольного возраста /Н.Н.Кочеткова. //Психология и педагогика: методика и проблемы
практического применения. Выпуск № 30/2013. - С.181 - 186.
31. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст] /Г.Г.Кравцов, Е.Е Кравцова. - М., 2013. - 389 с.
32. Крылова, Н.М. Детский сад - дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Н.М.Крылова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 352 с.
33. Кудикина, Н.В. Моделирование процесса формирования познавательной активности личности [Текст]/ Н.В.Кудикина, Т.В.Потапова //Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2007. - №9.- С.85-89.
34. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы
[Электронный ресурс]/ В.Т.Кудрявцев. -
https://tovievich.ru/book/obrazovanie/6383-vtkudryavcev-problemnoe-obuchenie- istoki-suschnost-perspektivy.html
35. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Электронный ресурс]/ А.А.Леонтьев. - URL: https://www.litres.ru/aleksey-alekseevich-leontev/osnovy-psiholingvistiki/chitat- onlayn/page-4/
36. Лыкова, И.А. Играют девочки. Гендерный подход в образовании. Серия «Цветные ладошки» [Текст]/ И.А.Лыкова, Е.И.Касаткина, С.Н.Пеганова. - М.: Цветной мир. 2013. - 90 с.
37. Лыкова, И.А. Играют мальчики. Гендерный подход в образовании. Серия «Цветные ладошки». [Текст]/ И.А.Лыкова, Е.И.Касаткина, С.Н.Пеганова. - М.: Цветной мир. 2013. - 96 с.
38. Люблинская, А.А. Детская психология [Электронный
ресурс]./А.А.Люблинская. -
http: //pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000059/index. shtml
39. Малетина, Н.С. Речевое развитие дошкольников [Текст]/ Н.С.Малетина. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.гос. ун-та, 2005. - 145с.
40. Микерина, А.С. Методика познавательного развития детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие /А.С.Микерина. - Челябинск: Изд-во «Искра - Профи», 2013. - 106 с.
41. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду: пособие для воспитателей
/Н.В.Микляева. - М.: Айрис - Пресс, 2008. - 230 с.
42. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника. Персональный сайт /С.Л.Новоселова. - М. URL: http://igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/index/0-4
43. Обучение дошкольников пересказу [Текст]/ Под ред. Л.В.Лебедевой . - М.: ЦПО, 2014. - 80 с.
44. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования [Текст]/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
Э.М.Дорофеевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2019. - 336 с.
45. Педагогический словарь: учебное пособие/ В.И.Загвязинский,
Т.А.Строкова. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
46. Петрова, Т.И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников [Текст]/ Т.И.Петрова, Е.С.Петрова. - М.: Школьная Пресса, 2010. - 96 с.
47. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольников в процессе
экспериментирования со сложными объектами [Электронный ресурс]/ //Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков. - URL:
http: //www.voppsy.ru/issues/1996/964/964014.htm
48. Практика сказкотерапии / Под ред.Н.А.Сакович. - СПб.: Речь, 2004. - 224с.
49. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/ А.И.Савенков. - М.: 2004. - 345 с.
50. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т., Т.1/ Г.К.Селевко. -М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
51. Семаго, Н.Я. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. - М.: АРКТИ, 2014. - 66 с.
52. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников [Текст]/ Т.А.Сидорчук, Н.Н.Хоменко. - М.: Детство-пресс, 2014. -230 с.
53. Смирнова, Е.О. Состояние игровой деятельности современных дошкольников [Текст] / Е.О.Смирнова, О.В.Гударева //Психологическая наука и образование. - 2005. - №2. - С.76-86.
54. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О.Смирнова, О.В.Гударева Е.О.Смирнова и О.В.Гударева //Вопросы психологии, 2004. №1.
55. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада /А.И.Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
56. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша [Текст]/ Т.А.Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006. - 136 с.
57. Трифонова, Е.В. Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А.В.Запорожца [Текст]/ //Культурно - историческая психология. - 2006. Т.2. №1 - С.77-83.
58. Трубайчук, Л.В. Педагогическая энциклопедия [Текст]/
/Л.В.Трубайчук, Н.Н.Тулькибаева. - М.: 2016. - 560 с.
59. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] /Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина . - М.:Владос, 2005. - 291 с.
60. Шадриков, В.Д. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты /В.Д.Шадриков. - М.: Альма Матер, 2009. - 533 с.
61. Швайко, Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]/ Т.С.Швайко. - М.: Айрис- пресс, 2008. -176 с.
62. Щетинина, В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012 - №4 (22). - С 441 - 444
63. Шорохова, О.А. Речевое развитие ребенка: Анализ программ дошкольного образования [Текст]/ О.А.Шорохова. - М.: ТЦ Сфера, 2009.-128 с.
64. Юркевич, В.С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения [Электронный ресурс]/В.С.Юркевич, С.С.Ермаков //Современная зарубежная психология, 2013. - Т.2, №2, С.87 - 100.
65. Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б.Эльконин. - М.: Владос, 2009. - 360 с.