ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИМЕ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ КОРРЕКЦИОННО¬РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 10
1.1. Сущность понятий «коммуникация», «коммуникативные
нарушения» 10
1.2. Особенности коммуникативных нарушений у дошкольников с общим
недоразвитием речи 17
1.3. Возможности коррекционно-развивающей среды в преодолении
коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ КОРРЕКЦИОННО¬РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 36
2.1. Организация и методы изучения коммуникативного развития детей с
общим недоразвитием речи 36
2.2. Особенности коммуникативного развития старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 44
2.3. Содержание работы по преодолению коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами коррекционно-развивающей среды 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИМЕ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ КОРРЕКЦИОННО¬РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 10
1.1. Сущность понятий «коммуникация», «коммуникативные
нарушения» 10
1.2. Особенности коммуникативных нарушений у дошкольников с общим
недоразвитием речи 17
1.3. Возможности коррекционно-развивающей среды в преодолении
коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ КОРРЕКЦИОННО¬РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 36
2.1. Организация и методы изучения коммуникативного развития детей с
общим недоразвитием речи 36
2.2. Особенности коммуникативного развития старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 44
2.3. Содержание работы по преодолению коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами коррекционно-развивающей среды 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Общение является одним из наиважнейших факторов и условий
психического развития ребенка, которое характеризуется конкретной
социальной системой отношений ребенка с другими людьми, в которую он
попадает с момента рождения. Под влиянием общения происходит
качественная перестройка психики ребенка, в результате чего изменяются
его взаимоотношения с людьми и окружающей действительностью в целом.
Высокая сензитивность старшего дошкольного возраста определяет
большие потенциальные возможности коммуникативного развития ребенка.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения
являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее
развитие ребенка как активного субъекта познания, деятельности,
коммуникации.
В ряде публикаций (Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева,
Р.Е. Левина, С.А. Миронова, О.С. Орлова, В.И. Селиверстов, Е.Ф. Соботович,
Л.Г. Соловьева, В.И. Терентьева, Е.Г. Федосеева, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.) отмечается своеобразие коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и доказана
необходимость организации коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков и преодолению коммуникативных
нарушений в целом.
В настоящее время разработана и эффективно используется система логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи, предложены эффективные методики, помогающие достичь значительных успехов в решении
задач диагностики, предупреждении и коррекции речевых нарушений. Но,
вместе с тем, продолжает оставаться актуальной проблема преодоления коммуникативных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.4
Таким образом, в современном состоянии вопроса сложилось противоречие: между реальной необходимостью преодоления коммуникативных
нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи и недостаточной
разработанностью психолого-педагогических условий преодолению коммуникативных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Коммуникативное развитие детей с общим недоразвитием речи во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так
как она является не только социально-коммуникативным фактором общего
развития, но и фактором коррекционно-развивающего преодоления недостаточности психофизического развития детей.
Исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой клад
внесли в создание коррекционно-развивающей среды для детского сада С.Л.
Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е.В. Зворыгина, В.А. Петровский и др. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не
может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.
Названные противоречия и отсутствие командной работы участников
коррекционно-образовательного процесса, призванных решать задачи коммуникативно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи
в условиях специально созданной коррекционно-развивающей среды, определяют актуальность проблемы исследования.
Проблема исследования: каковы условия повышения эффективности
логопедической работы по преодолению коммуникативных нарушений у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать модель
коррекционно-развивающей среды, направленной на преодоление коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
психического развития ребенка, которое характеризуется конкретной
социальной системой отношений ребенка с другими людьми, в которую он
попадает с момента рождения. Под влиянием общения происходит
качественная перестройка психики ребенка, в результате чего изменяются
его взаимоотношения с людьми и окружающей действительностью в целом.
Высокая сензитивность старшего дошкольного возраста определяет
большие потенциальные возможности коммуникативного развития ребенка.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения
являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее
развитие ребенка как активного субъекта познания, деятельности,
коммуникации.
В ряде публикаций (Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева,
Р.Е. Левина, С.А. Миронова, О.С. Орлова, В.И. Селиверстов, Е.Ф. Соботович,
Л.Г. Соловьева, В.И. Терентьева, Е.Г. Федосеева, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.) отмечается своеобразие коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и доказана
необходимость организации коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков и преодолению коммуникативных
нарушений в целом.
В настоящее время разработана и эффективно используется система логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи, предложены эффективные методики, помогающие достичь значительных успехов в решении
задач диагностики, предупреждении и коррекции речевых нарушений. Но,
вместе с тем, продолжает оставаться актуальной проблема преодоления коммуникативных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.4
Таким образом, в современном состоянии вопроса сложилось противоречие: между реальной необходимостью преодоления коммуникативных
нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи и недостаточной
разработанностью психолого-педагогических условий преодолению коммуникативных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Коммуникативное развитие детей с общим недоразвитием речи во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так
как она является не только социально-коммуникативным фактором общего
развития, но и фактором коррекционно-развивающего преодоления недостаточности психофизического развития детей.
Исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой клад
внесли в создание коррекционно-развивающей среды для детского сада С.Л.
Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е.В. Зворыгина, В.А. Петровский и др. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не
может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.
Названные противоречия и отсутствие командной работы участников
коррекционно-образовательного процесса, призванных решать задачи коммуникативно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи
в условиях специально созданной коррекционно-развивающей среды, определяют актуальность проблемы исследования.
Проблема исследования: каковы условия повышения эффективности
логопедической работы по преодолению коммуникативных нарушений у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать модель
коррекционно-развивающей среды, направленной на преодоление коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проблема общения старших дошкольников вызывает несомненный интерес ученых, о чем свидетельствует наличие ценного педагогического опыта
формирования коммуникативных навыков и оптимизации коррекционной
работы с старшими дошкольниками, имеющими речевые нарушения. Однако
вопрос коммуникативно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи, остается недостаточно изученным.
Проводимое нами исследование было направлено на изучение особенностей коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи, III уровня речевого развития и совершенствование коррекционно-педагогического воздействия, предусматривающего преодоление коммуникативных нарушений посредством включения в педагогический процесс инновационных технологий, конкретных методических разработок, позволяющих проводить коррекционную работу в условиях соответствующей коррекционно-развивающей среды, способной учитывать речевой и коммуникативный потенциал ее участников.
Экспериментальное изучение 30 дошкольников включало анализ и
оценку возможностей использования языковых средств, факторов восприятия и понимания вербальной информации, возможностей декодирования невербальных средств коммуникации, определение возможностей активного
взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Применение, разработанной в рамках данного исследования методики
изучения коммуникативной деятельности, предусматривающей количественно-качественную оценку результатов по заданным критериям, позволило выявить у старших дошкольников с общим недоразвитием речи вариативность
коммуникативных нарушений.
В результате исследования нами выявлена зависимость наличия коммуникативных нарушений у дошкольников от ряда факторов, среди которых
можно выделить возможности использования языковых средств и ограниченный опыт социального взаимодействия со сверстником и взрослым (отсутствие коллективного характера деятельности, недостаточный опыт общения с взрослым и сверстником и т.д.). Среди детей с общим недоразвитием
речи, имеющих различный опыт социального взаимодействия, низкий уровень коммуникативного развития в ситуации общения со сверстником
наблюдался у 61% дошкольников, и соответственно 39% средний уровень у
детей с общим недоразвитием речи; в ситуации общения со взрослым высокий уровень не был выявлен.
Учитывая, что коммуникативные нарушения являются не только результатом психофизиологического состояния ребенка, но и активного воздействия на него ближайших друзей и сверстников, родителей, педагогического коллектива, суть разработанной и апробированной в ходе обучающего
эксперимента модели коррекционно-развивающей среды, состояла в моделировании и организации разных сфер и форм общения с взрослым и сверстниками.
Представленные нами организационные формы коррекционно-образовательного процесса могут способствовать включению дошкольников
в систему новых для них социальных отношений с взрослыми и сверстниками, при этом, положительную роль играет интеграция ребенка с общим
недоразвитием речи в среде детей, испытывающих определенные коммуникативные трудности общения со сверстником.
формирования коммуникативных навыков и оптимизации коррекционной
работы с старшими дошкольниками, имеющими речевые нарушения. Однако
вопрос коммуникативно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи, остается недостаточно изученным.
Проводимое нами исследование было направлено на изучение особенностей коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи, III уровня речевого развития и совершенствование коррекционно-педагогического воздействия, предусматривающего преодоление коммуникативных нарушений посредством включения в педагогический процесс инновационных технологий, конкретных методических разработок, позволяющих проводить коррекционную работу в условиях соответствующей коррекционно-развивающей среды, способной учитывать речевой и коммуникативный потенциал ее участников.
Экспериментальное изучение 30 дошкольников включало анализ и
оценку возможностей использования языковых средств, факторов восприятия и понимания вербальной информации, возможностей декодирования невербальных средств коммуникации, определение возможностей активного
взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Применение, разработанной в рамках данного исследования методики
изучения коммуникативной деятельности, предусматривающей количественно-качественную оценку результатов по заданным критериям, позволило выявить у старших дошкольников с общим недоразвитием речи вариативность
коммуникативных нарушений.
В результате исследования нами выявлена зависимость наличия коммуникативных нарушений у дошкольников от ряда факторов, среди которых
можно выделить возможности использования языковых средств и ограниченный опыт социального взаимодействия со сверстником и взрослым (отсутствие коллективного характера деятельности, недостаточный опыт общения с взрослым и сверстником и т.д.). Среди детей с общим недоразвитием
речи, имеющих различный опыт социального взаимодействия, низкий уровень коммуникативного развития в ситуации общения со сверстником
наблюдался у 61% дошкольников, и соответственно 39% средний уровень у
детей с общим недоразвитием речи; в ситуации общения со взрослым высокий уровень не был выявлен.
Учитывая, что коммуникативные нарушения являются не только результатом психофизиологического состояния ребенка, но и активного воздействия на него ближайших друзей и сверстников, родителей, педагогического коллектива, суть разработанной и апробированной в ходе обучающего
эксперимента модели коррекционно-развивающей среды, состояла в моделировании и организации разных сфер и форм общения с взрослым и сверстниками.
Представленные нами организационные формы коррекционно-образовательного процесса могут способствовать включению дошкольников
в систему новых для них социальных отношений с взрослыми и сверстниками, при этом, положительную роль играет интеграция ребенка с общим
недоразвитием речи в среде детей, испытывающих определенные коммуникативные трудности общения со сверстником.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ИГРЕ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Использование дидактических игр в процессе коррекционно-
педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020



