Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Работа №68269

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
424
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИМЕ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ КОРРЕКЦИОННО¬РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 10
1.1. Сущность понятий «коммуникация», «коммуникативные
нарушения» 10
1.2. Особенности коммуникативных нарушений у дошкольников с общим
недоразвитием речи 17
1.3. Возможности коррекционно-развивающей среды в преодолении
коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ КОРРЕКЦИОННО¬РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 36
2.1. Организация и методы изучения коммуникативного развития детей с
общим недоразвитием речи 36
2.2. Особенности коммуникативного развития старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 44
2.3. Содержание работы по преодолению коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами коррекционно-развивающей среды 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 92


Общение является одним из наиважнейших факторов и условий
психического развития ребенка, которое характеризуется конкретной
социальной системой отношений ребенка с другими людьми, в которую он
попадает с момента рождения. Под влиянием общения происходит
качественная перестройка психики ребенка, в результате чего изменяются
его взаимоотношения с людьми и окружающей действительностью в целом.
Высокая сензитивность старшего дошкольного возраста определяет
большие потенциальные возможности коммуникативного развития ребенка.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения
являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее
развитие ребенка как активного субъекта познания, деятельности,
коммуникации.
В ряде публикаций (Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева,
Р.Е. Левина, С.А. Миронова, О.С. Орлова, В.И. Селиверстов, Е.Ф. Соботович,
Л.Г. Соловьева, В.И. Терентьева, Е.Г. Федосеева, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.) отмечается своеобразие коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и доказана
необходимость организации коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков и преодолению коммуникативных
нарушений в целом.
В настоящее время разработана и эффективно используется система логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи, предложены эффективные методики, помогающие достичь значительных успехов в решении
задач диагностики, предупреждении и коррекции речевых нарушений. Но,
вместе с тем, продолжает оставаться актуальной проблема преодоления коммуникативных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.4
Таким образом, в современном состоянии вопроса сложилось противоречие: между реальной необходимостью преодоления коммуникативных
нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи и недостаточной
разработанностью психолого-педагогических условий преодолению коммуникативных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Коммуникативное развитие детей с общим недоразвитием речи во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так
как она является не только социально-коммуникативным фактором общего
развития, но и фактором коррекционно-развивающего преодоления недостаточности психофизического развития детей.
Исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой клад
внесли в создание коррекционно-развивающей среды для детского сада С.Л.
Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е.В. Зворыгина, В.А. Петровский и др. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не
может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.
Названные противоречия и отсутствие командной работы участников
коррекционно-образовательного процесса, призванных решать задачи коммуникативно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи
в условиях специально созданной коррекционно-развивающей среды, определяют актуальность проблемы исследования.
Проблема исследования: каковы условия повышения эффективности
логопедической работы по преодолению коммуникативных нарушений у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать модель
коррекционно-развивающей среды, направленной на преодоление коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема общения старших дошкольников вызывает несомненный интерес ученых, о чем свидетельствует наличие ценного педагогического опыта
формирования коммуникативных навыков и оптимизации коррекционной
работы с старшими дошкольниками, имеющими речевые нарушения. Однако
вопрос коммуникативно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи, остается недостаточно изученным.
Проводимое нами исследование было направлено на изучение особенностей коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи, III уровня речевого развития и совершенствование коррекционно-педагогического воздействия, предусматривающего преодоление коммуникативных нарушений посредством включения в педагогический процесс инновационных технологий, конкретных методических разработок, позволяющих проводить коррекционную работу в условиях соответствующей коррекционно-развивающей среды, способной учитывать речевой и коммуникативный потенциал ее участников.
Экспериментальное изучение 30 дошкольников включало анализ и
оценку возможностей использования языковых средств, факторов восприятия и понимания вербальной информации, возможностей декодирования невербальных средств коммуникации, определение возможностей активного
взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Применение, разработанной в рамках данного исследования методики
изучения коммуникативной деятельности, предусматривающей количественно-качественную оценку результатов по заданным критериям, позволило выявить у старших дошкольников с общим недоразвитием речи вариативность
коммуникативных нарушений.
В результате исследования нами выявлена зависимость наличия коммуникативных нарушений у дошкольников от ряда факторов, среди которых
можно выделить возможности использования языковых средств и ограниченный опыт социального взаимодействия со сверстником и взрослым (отсутствие коллективного характера деятельности, недостаточный опыт общения с взрослым и сверстником и т.д.). Среди детей с общим недоразвитием
речи, имеющих различный опыт социального взаимодействия, низкий уровень коммуникативного развития в ситуации общения со сверстником
наблюдался у 61% дошкольников, и соответственно 39% средний уровень у
детей с общим недоразвитием речи; в ситуации общения со взрослым высокий уровень не был выявлен.
Учитывая, что коммуникативные нарушения являются не только результатом психофизиологического состояния ребенка, но и активного воздействия на него ближайших друзей и сверстников, родителей, педагогического коллектива, суть разработанной и апробированной в ходе обучающего
эксперимента модели коррекционно-развивающей среды, состояла в моделировании и организации разных сфер и форм общения с взрослым и сверстниками.
Представленные нами организационные формы коррекционно-образовательного процесса могут способствовать включению дошкольников
в систему новых для них социальных отношений с взрослыми и сверстниками, при этом, положительную роль играет интеграция ребенка с общим
недоразвитием речи в среде детей, испытывающих определенные коммуникативные трудности общения со сверстником.


1. Амосова, В.В. Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.В. Амосова // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 3. - С. 74-78.
2. Ананьев, Б.Г. Вопросы детской и общей психологии [Текст]/ Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2005. - 289 с.
3. Андреева, Г.М. Общение и оптимизация в совместной деятельности [Текст]/ Г.М. Андреева. - М.: Политиздат, 2009. - 225 с.
4. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. для вузов [Текст]/ Е.В. Андриенко, В.А. Сластенин. - СПб. :Питер, 2004. - 167с.
5. Анисимова, Е.В. Роль семьи в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.В. Анисимова // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 12. - С. 78-81.
6. Антонова, Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре[Текст]: Автореф. дис. канд.. психол. наук / Т.В. Антонова. - М., 2003. - 23с.
7. Арапова, В.Г. Формирование навыков коммуникативной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами риторики [Текст] /
B. Г. Арапова, В.Н. Атрощенкова // Логопед в детском саду. - 2009. - № 8. -
C. 81-83.
8. Безлюдная, В.И. Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками [Текст]/ В.И Безлюдная. - М.: Педагогика, 2008. - 132 с.
9. Бидова, С.М. Психолого-педагогическое сопровождение по социально-коммуникативному развитию детей 6 - 7 лет с нарушениями речи [Текст] / С.М. Бидова, И.А. Кукиева, Л.В. Фандикова // Логопедия. - 2014. - № 4. - С. 38-43.
10. Бодалев, A.A.. Психологические трудности общения и их преодоление [Текст]/ A.A. Бодалев, Г.А. Ковалев // Педагогика. - 2009. - № 5. - С.65-70.
11. Божович, Л.И. Психологические закономерности формирования личности , в онтогенезе [Текст]/ Л.И. Божович //Вопросы психологии, 2009. - № 6. - С.1¬
12.
12. Брудный, A.A. Общение и деятельность [Текст]/ A.A. Брудный, Д.С. Сыдыкбекова. - М.:Эргономика. - 2006. - 145 с.
13. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей [Текст]/ Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидере. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 136 с.
14. Валявко, С.М. Особенности коммуникативного развития старших
дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: Автореф. дис. ... канд.пед, наук / С.М. Валявко. - М.:Просвещение, 2006. - 24с.
15. Ветрова, В.В. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст]/ В.В. Ветрова, С.В. Корницкая. - М.: Просвещение, 2009. - 214с.
16. Волковская, Т.Н. Организационно-содержательные аспекты коррекционной работы по формированию социально-коммуникативной сферы детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Н. Волковская // Логопед в детском саду. - 2015. - № 2. - С. 69-89.
17. Востокова, Н.Н. Общение как средство развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.Н. Востокова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2013. - № 1. - С. 62-68.Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]/ Т.В. Волосовец. - М.: Сфера. - 2008. - 224 с.
18. Выготский, Л.С. Мышление и речь[Текст]:Собр. соч. в 6-ти т./ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1999. - 328 с.
19. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от 1 до 7 лет [Текст]/ Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1999. - 215 с.
20. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст]/ П.Я. Гальперин. - М., 2006. - 235с.
21. Гальперин, П.Я. К вопросу о внутренней речи [Текст]/ П.Я. Гальперин. - АПН РСФСР, 2001. - 106 с.
22. Глозман, Ж.М. Личность и нарушение общения [Текст]/ Ж.М. Глозман. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - 211 с.
23. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]/ В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2007. - 351 с.
24. Годовикова, Д.В. Формирование общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребенка-дошкольника[Текст]/ Д.В. Годовикова. - М.:Просвещение, 2003. - 98 с.
25. Грибова, O.E. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией [Текст]/ O.E. Грибова // Дефектология. - 1995. - № 6. - С. 7 - 16.
26. Грибова, O.E. Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с тяжелой речевой патологией [Текст]/ O.E. Грибова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 2. - С. 12 - 18.
27. Денисова, Г.В. Коммуникативное взаимодействие детей с общим
недоразвитием речи [Текст] / Г.В. Денисова // Логопед в детском саду. - 2011. - № 4. - С. 67-70.
28. Деревянко, Р.И. Особенности мотивов общения со взрослыми и
сверстниками у дошкольников[Текст]: Дис... канд. психол. наук / Р.И. Деревянко. - М., 2003. - 57 с.
29. Дмитриев, А.А. Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / А.А. Дмитриев, Е.В. Ковылова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - № 5. - С. 52-56.
30. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, И.В. Груздова, А.Ю. Кузина. - М. : Мозаика - Синтез, 2010. - 64 с.
31. Емельянова, И.Д. К проблеме исследования готовности речевого восприятия у детей с ОНР [Текст]/ И.Д.Емельянова //Детерминизм языка и культуры в поисках лингвокультурных соответствий. - М.: Просвещение, 2008. - 213с.
32. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М., 2004. - 345 с.
33.Запорожец, А.В. Восприятие и действие[Текст]/ А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская. - М.:Просвещение, 2007. - 78
34. Зелинская, Ю. Использование программы видимая речь в системе работы логопеда[Текст] / Ю. Зелинская - М.:Просвещение, 2003. - 127 с.
35.Зимняя, И.Л. Педагогическая психология [Текст]/Зимняя И.Л. - . Ростов-на- Дону. - 2007. - 480с.
36. Иванец, И.И. Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших дошкольников[Текст]: Дис... канд. педагог, наук. / И.И. Иванец - Ростов-н/Д, 1997. - 59 с.
37. Козырева, О.А. Разработка комплекса диагностики коммуникативной
компетенции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О.А. Козырева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2015. - № 4. - С. 27-39.
38. Колесникова, А.Е. Новый подход к решению проблемы формирования стойких коммуникативных умений путем моделирования ситуаций с применением диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / А.Е. Колесникова // Логопедия. - 2015. - № 3. - С. 35-50.
39. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография [Текст]/ М.А. Поваляева. - Ростов- на-Дону.: Арена, 2002. - 352 с.
40. Кроткова, A.B. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня[Текст]/ А.В. Кроткова, E.H. Дроздова // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 26-34.
41. Кубрякова, Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности [Текст]/ Е.С. Кубрякова. - М.:Просвещение, 2007. - 160с.
42. Кузьменкова, Н.Ю. Своеобразие коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.Ю. Кузьменкова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. - 2010. - №2. - С. 154-158.
43. Кузьмин, Е. С. Основы социальной психологии [Текст]/ Кузьмин Е. С. - Л., 2002. - 346с.
44. Кулачковская, С.Е. Особенности коммуникативной активности
дошкольников в зависимости от опыта общения со взрослыми [Текст]/ С.Е. Кулачковская. - М.:Просвещение, 2006. - 150 с.
45. Лабунская, В.А. Типы структур психологических трудностей общения [Текст]/ В.А. Лабунская // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Тез. докл. Всесоюз. конф. - Ростов-на-Дону, 2004. - С.10-15.
46. Лаврентьева, Е. Особенности развития коммуникативных умений у
дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. Лаврентьева // Логопед в детском саду. - 2011. - № 4. - С. 72-74.
47. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах[Текст]: кн. для логопеда / Р.И. Лалаева. - М.:Просвещение, 2008. - 220 с.
48. Лалаева, Р.И. Теория речевой деятельности[Текст]: хрестоматия / Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Т.А. Титов. - Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.:Сфера, 2000. -413 с.
49. Левина, P.E. Общее недоразвитие речи[Текст]/ P.E. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова и др. - М.:Просвещение, 2007. -165 с.
50. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст]/ И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др. - М., 2003. - 320 с.
51. Леонтьев, A.A. Восприятие и деятельность[Текст]/ A.A. Леонтьев. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 2001. - С. 120.
52. Леонтьев, A.A. Теоретические проблемы речевого общения [Текст]/ А.А. Леонтьев. - М., 2000. - 167 с.
53. Леханова, О.Л. Своеобразие употребления, понимания и интерпретации невербальных средств общения дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст] / О.Л. Леханова // Дефектология. - 2011. - № 6. - С. 17-25.
54. Липчанская, И.А. Становление субъектного опыта ребенка 5-7 лет в условиях развивающей среды образовательного учреждения[Текст]: Автореф.дис.... канд. пед. наук / И.А. Липчанская. - Волгоград, 2003. - 25 с.
55. Лисина, М.И. Особенности общения с старшими дошкольникамии[Текст]: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / М.И. Лисина. - М.:Просвещение, 2008. - 204с.
56. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб. : Питер, 2009. - 320 с.
57. Логопедия[Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 680 с.
58. Методы обследования речи детей [Текст]: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина. - М.:АРКТИ, 2005. - 240с.
59. Мешалкина, А.А. Развитие коммуникативной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи / А.А. Мешалкина // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 4. - С. 79-102.
60. Миронцева, С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С.М. Миронцева. - СПб. : Изд - во Детство - Пресс, 2012. - 208 с.
61. Организация коррекционно-развивающего сопровождения детей с
отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях[Текст]: Методические рекомендации / И.Г. Кузнецова. - Самара: РЦМО, 2005. - 49 с.
62.Орлова, О.С. Коррекционно-педагогическая работа у детей с нарушениями речи [Текст]/О.С. Орлова// Актуальные проблемы фониатрии: Тезисы докладов международного симпозиума. - Екатеринбург: Молет, 2006. - С.67¬
69.
63. Пашкевич, Т.Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет:
совместная деятельность, развивающие занятия [Текст] / Т.Д. Пашкевич. - Волгоград: Учитель, 2014. - 123 с. 51.
64. Петренко, А.Ю. Особенности коммуникативно-познавательных
способностей детей с общим недоразвитием речи [Текст] / А.Ю. Петренко // Логопед в детском саду. - 2011. - № 4. - С. 75-78.
65. Поваляева, М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие
специалистов[Текст]/ Поваляева М.А. - Ростов н/Д.: Феникс: Пресса, 2002. - 350с.
66. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева. — Ростов- на-Дону: «Феникс», 2006. - 448 с.
67. Психология трудности общения и их преодоление[Текст]/И.Т. Петровский // Педагогика. - 2008. - № 5-6 - С.65-70.
68. Развитие речи детей дошкольного возраста[Текст]: Сб. науч. тр./ Ф.А. Сохин. - М.: АПН СССР, 2009. - 124 с.
69. Рояк, A.A. Психологическая характеристика трудностей в общении со сверстниками у детей дошкольного возраста[Текст]: Дис. канд. психол. наук / А.А. Рояк. - М., 2005. - 171 с.
70. Саблева, A.C. Коррекционно-развивающая среда как фактор преодоления трудностей социализации детей с тяжелыми нарушениями речи[Текст]: Дис. канд. пед. наук./ A.C. Саблева. - Ярославль, 2007. - 24с.
71. Селиверстов, В.И. Система требований к содержанию и методам
коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида как обязательный компонент государственного образовательного стандарта дошкольного образования второго поколения [Текст] / В.И. Селиверстов, Л.А. Головчиц // Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. - М.: ГНОМ и Д, 2012. - С. 143-147.
72. Серебренникова С. Психолого-педагогическая коррекция компонентов
коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи [Текст] / С. Серебренникова, М. Руз // Дошкольное воспитание. - 2016. - №1. - С. 91-97.
73. Сиротюк, А. Как развивать коммуникативные способности: Старший дошкольный возраст [Текст] / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. - 2007.
- №6. - С. 6-9.
74. Сорокина, Н.А. Изучение общения детей с разным уровнем речевого развития в рамках коммуникативного направления [Текст] /Н.А. Сорокина // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2013. - № 3. - С. 33-34.
75. Федеральный государственный образовательный стандарт Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. - № 373. - 41 с.
76. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5 - летнего возраста с общим недоразвитием речи [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
- М., 2001. - 43с.
77. Шаховская, С. Н. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий [Текст]/ С.Н. Шаховская, Б.И. Шостак //Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов.
- М.: МГПИ, 1978. - С.:4-16.
78. Широкова, Г.А. Школа общения для дошкольников [Текст] / Г.А. Широкова.
- Ростов - на - Дону: Феникс, 2012. - 288 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ