Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению 8
1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания
личности 8
1.2. Особенности нравственного воспитания младших
школьников 14
1.3. Способы формирования нравственных качеств младших
школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению 30
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных
качеств младших школьников 30
2.2. Содержание работы по формированию нравственных
качеств младших школьников во внеурочной деятельности
по литературному чтению 39
2.3. Динамика формирования нравственных качеств младших
школьников 49
Заключение 55
Библиографический список 58
Приложение
Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня в российском обществе вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения являются одними из ключевых проблем, стоящих перед семьёй, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально¬нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; снижение физической подготовки молодёжи и др. Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания (Следзевский, 2013). В настоящее время младшие школьники всё меньше хотят быть похожими на учителя и подражать литературным героям, но готовы слепо копировать ценности и образцы поведения, представляемые телевидением, средствами Интернет, СМИ, которые не всегда соответствуют нравственным национальным идеалам. Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания . В частности, стремятся быть похожими в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев - 4% (мальчиков в основном
привлекают былинные богатыри, а девочек - сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков (Бордовская, 2012).
Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда, вместе с тем, для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка (Волков, 2013).
Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Необходимость формирования нравственных качеств личности младшего школьника подчёркивается в таком основополагающем документе как Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования, 2011).
В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определённых умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.
Говорят, что если в человеке есть доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся. По словам В.А. Сухомлинского: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу добрых чувств» (Сухомлинский, 2011, 236). Не меньшее значение формированию нравственных качеств младших школьников уделял выдающийся педагог К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России и особо подчеркивавший роль нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности (Ушинский, 2012).
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, А.С. Макаренко, и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (Т.Ф. Лысенко, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, и др.).
Такие педагоги, как Н.М. Болдырев, И.С. Марьенко, Л.А. Матвеева, Л.И. Божович и многие другие исследователи, нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах.
В процессе внеурочной деятельности по литературному чтению у детей формируются различные нравственные качества, среди которых особое место занимают «ответственность» и «доброжелательность», так как они, на наш взгляд, являются основой нравственной культуры личности. Чтение литературных произведений во внеурочной деятельности, их анализ включает в себя разные аспекты формирования нравственных качеств и в связи с этим их следует считать фактором нравственного развития личности.
Анализ перечисленных выше исследований позволил выявить противоречие между потребностями нашего общества в высоконравственной, гармонично развитой личности и недостаточной разработанностью проблемы формирования нравственных качеств младших школьников, что и позволило сформулировать проблему нашего исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению.
Гипотеза: формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению будет эффективным, если:
- у учащихся формируются способности ставить себя на место литературных героев;
- учащиеся вовлекаются в деятельность по инсценировке литературных произведений.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, нами были определены следующие задачи:
1) раскрыть сущность нравственного воспитания.
2) выявить особенности нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению.
3) провести экспериментальную работу по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение); эмпирические (педагогический эксперимент, беседа, опрос, наблюдение), методы математической обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение - «Лицей №10» города Белгорода, 2«В» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования докладывались на Всероссийской конференции с международным участием «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (Белгород, 2015 год); студенческой научной конференции по итогам НИРС за 2015 год в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» (Белгород, 2016 год).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулирован аппарат исследования, определены цель, задачи, объект, предмет и методы, степень реализации проблемы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности по литературному» чтению раскрывается сущность и содержание нравственного воспитания личности, представлены особенности нравственного воспитания младших школьников, описаны способы формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению» описана диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников, экспериментальная работа по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению.
В заключении сделаны выводы о проделанной работе.
Проблему формирования нравственных качеств в разное время и в разных странах исследовали и философы, и психологи, и педагоги, но и в настоящее время она остаётся по-прежнему актуальной.
Работая над проблемой формирования нравственных качеств младших школьников, мы изучили теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыли особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности, провели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам:
1. Нравственные качества - это качества, направленные на формирование морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Они включают формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
2. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:
жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно-чувственное
переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок.
3. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
4. Младший школьный возраст - это этап развития ребёнка, который
соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно¬логическому), речь, память (имеет преимущественно наглядно-образный характер), внимание (непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему), активно развиваются элементы социальных чувств,
формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе.
5. Младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием относятся к взрослым. Они начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия. Работая над проблемами формирования нравственных качеств детей, необходимо учитывать их возрастные особенности.
6. Результаты экспериментальной работы по изучению и совершенствованию нравственных качеств младших школьников подтвердили выдвинутую нами гипотезу: формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению будет эффективным,
если:
- у учащихся формируются способности ставить себя на место литературных героев;
- учащиеся вовлекаются в деятельность по инсценировке литературных произведений.
7. Формирование нравственных качеств - непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для формирования нравственных качеств. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
8. Формирование нравственных качеств младших школьников должно стать
одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации, поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью,
пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержание.
1. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания нравственности у детей младшего школьного возраста / С.А. Алиева. - М: Академия. - 2011. - 98 с.
2. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям /
Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»,
Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2012. - 421 с.
3. Ананьев Б.Г. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред.пед. учеб. заведений / Б.Г.Ананьев. - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 101 с.
4. Антонова Е.С. Литературные игры и литературные праздники во внеурочной деятельности / Е.С. Антонова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2014. - С. 91-94.
5. Архив К.Д. Ушинского // Сост. и подг. к печати В.Я. Струминский. В 4 т. Т. 2. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2012. - 189 с.
6. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебник для вузов / Ю.К. Бабанский. - СПб.: Изд-во «Питер», 2012. - 304 с.
7. Богданова О.Ю. Сущность процесса обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / О.Ю. Богданова. - М.: Просвещение, 2014. - 247 с.
8. Божович Л.И. Педагогика начальной школы: Учебник / Л.И. Божович. - М.: Владос, 2013. - 286 с.
9. Болдырев Н.И. Педагогика: Учебник для вузов / Н.И. Болдырев. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 132 с.
10. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская,
А.А. Реан. - СПб.: Изд-во «Питер», 2012. - 167 с.
11. Бушнина Е.И. Обучение чтению и законы формирования читателя / Е.И. Бушнина // Начальная школа. - 2008. - № 1. - С. 11-18.
12. Бушнина Е.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников / Е.И. Бушнина // Начальная школа. - 2014. - №2. - С. 18-21.
13. Волков Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. - М.: Пед. общество России, 2013. - 126 с.
14. Врублевская Е.А. Быть духовно-нравственным гражданином России / Е.А. Врублевская. - М.: Просвещение, - 2010. - 216с.
15. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте /
В.В.Давыдов // Возрастная и педагогическая психология; под ред.
A. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2008. - 603 с.
16. Даль В.И. Толковый словарь / В.И. Даль, Н.Ю. Шведова / Российская АН.; Фонд культуры, 2000; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 2008. - 623 с.
17. Ефросинина Л.А. В мире книг / Л.А. Ефросинина // Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - С. 53-65.
18. Ильинская И.П. Воспитание младших школьников / И.П. Ильинская // Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 14-15.
19. Ковалёв Н.Е. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Н.Е. Ковалёв. - М.: Просвещение, 2011. - 89 с.
20. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 209 с.
21. Лазарева В.А. Обучение чтению на внеурочных занятиях /
B. А. Лазарева // Начальная школа. - 2009. - № 7. - С. 19-25.
22. Ланина И.Я. Педагогика начальной школы: Учебник / И.Я. Ланина. - М.: Владос, 2010. - 63 с.
23. Леонтьев А.Н. Возрастная психология: Феноменология развития / А.Н. Леонтьев - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 594 с.
24. Леонтьев А.Н. Психологические особенности младшего школьника / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк.
- М.: Просвещение, 2014. - С. 322-325.
25. Луначарский А.В. О воспитании и образовании / А.В. Луначарский. - М.: Просвещение, 2012. - 512 с.
26. Лутовинов В.И. Нравственное воспитание сегодня / В.И Лутовинов // Педагогика. - 2014. - № 5. - С. 52-59.
27. Макаренко А.С. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2010. - 108 с.
28. Микрюков В.Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся нравственных качеств / В.Ю. Микрюков. - М.: Педагогика. - 2009. - № 3. -
С. 112-119.
29. Морозова Т.В. Проблемы нравственного воспитания: истоки, сущность, перспективы / Т.В. Морозова. - М.: Просвещение, 2009. - 115 с.
30. Некрасова Ю.П. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.П. Некрасова. - М.: Просвещение, 2011. - 264 с.
31. Немов Р.С. Путь к нравственным качествам / Р.С. Немов. - М.: Педагогика, 2013. - 296 с.
32. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов / Российская АН.; Российский фонд культуры. - М.: АЗЪ, 2009. - 825 с.
33. Пиаже Ж. Психология развития / Ж. Пиаже. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 620 с.
34. Провоторова В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности / В.П. Проворотова // Начальная школа. - 2011. - №1.
- С.51-53.
35. Раев А.И. Детская (возрастная) психология: Учебник / А.И. Раев - М.: Российское пед. агентство, 2009. - 282 с.
36. Романенко И.Д. Методика воспитательной работы в начальных классах / И.Д. Романенко. - М.: Просвещение, 2012. - 155 с.
37. Светловская Н.Н. Воспитание нравственного человека средствами внеурочной деятельности по литературному чтению // Начальная школа плюс до и после - 2012. - №7. - С.26-29.
38. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика
воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.С. Селиванов/ Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр
«Академия», 2014. - 336 с.
39. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластёнин. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 269 с.
40. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 576 с.
41. Следзевский И.В. Нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И.В. Следзевский // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. - № 7. - С. 9-15.
42. Следзевский И.В. Основные направления нравственного воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве / И.В. Следзевский. - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 187 с.
43. Смирнов С.А. Методологические основы образования: Учебное пособие к спецкурсу / С.А. Смирнов. - Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2007. - 54 с.
44. Сухомлинский В.А. Практическая работа по нравственному воспитанию / В. А. Сухомлинский. - М.: Владос, 2010. - 89 с.
45. Сухомлинский В.А. Родина в сердце / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика. 2011. - 236 с.
46. Урунтаева Ю.А. Избранные психологические труды / Ю.А. Урунтаева. - М.: Владос, 2011. - 76 с.
47. Усова А.В. Использование принципа добровольности на внеурочных занятиях / А.В. Усова. - М.: Народное образование, 2013. - 361 с.
48. Ушинский К.Д. Воспитание высоконравственной личности / К.Д. Ушинский. - СПб.: Каро, 2011. - 289 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. -28 с.
50. Харламов И.Ф. Сущность процесса обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 2011. - 367 с.
51. Шепелева В.И. Педагогические подходы к проблеме учебного познания / В.И. Шепелева // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 12. - С. 40.
52. Щуркова Н.Е. Внеурочная деятельность по литературному чтению // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - №1. - С. 16-20.
53. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Модэк, 2009. - 416 с.