Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ

Работа №68257

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
431
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Развитие познавательной активности у старших дошкольников как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Эвристическая беседа как метод развития познавательной активности у
детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Психолого-педагогические условия развития познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста с использованием эвристической беседы 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Диагностика уровня развития познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста 24
2.2. Методические рекомендации для воспитателей по использованию эвристической беседы в развитии познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 54


Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных (облегчённых) знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания (21).
Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию, а именно: В. Н. Вахрушева (5), Д. Б. Годовикова (10), Н. С. Денисенкова (12), М. И. Лисина (18), Е. И. Смолер (26), Г. И. Щукина (35).
В примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» говорится о том, что ребёнок должен иметь представление об эвристической беседе как методе познавательной активности, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир(13).
По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам непосредственно образовательной деятельности.
Одним из методов познавательной активности является эвристическая беседа. В образовательном процессе она предполагает отказ от готовых знаний, от их репродукции, основываясь на добыче и поиске информации, которые в условиях научно-технического прогресса, информатизации общества, когда быстрыми темпами увеличивается объем информации, стремительно устаревают знания, предъявляют новые требования к личностному развитию ребенка. Небывалый рост объема информации требует от современного ребенка таких качеств, как инициативность, изобретательность, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно.
В настоящее время внимание к проблеме познавательной активности усиливается. Задатки познавательной активности присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Ребенок должен не только овладевать материалом дошкольных программ, но и уметь применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для развития познавательной активности ребенка. Проблема познавательной активности - одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Психологической основой для развития теории познавательной активности послужили положения теории деятельности, разработанные в трудах психологов Л.И. Божович (4), Л.С. Рубинштейна(22) и др. Также ими были определены психологические аспекты познавательной активности.
В современной педагогике и дошкольной педагогике достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной активности на принципах личностно-ориентированного обучения (В.В. Давыдов (11), Н.Ф. Талызина (28), И.С. Якиманская (37) и др.).
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста нашло отражение в исследованиях, проведенных В.В. Давыдовым (11), Д.Б. Элькониным (36) и др.
Педагогические и психологические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности, взаимосвязь личности и познания раскрыты в работах Л.С. Выготского (8), А.М. Матюшкина (19) и др. Однако, вопросы развития познавательной активности старших дошкольников требуют дальнейшей разработки. Концептуальные идеи эвристического обучения разработаны В.И. Андреевым (2), Ю.К. Кулюткиной (17) и др. Идеи педагогического взаимодействия в эвристическом обучении Г.К. Селевко (24), А.В. Хуторского(32) и др.
Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие.
Таким образом, нами была сформулированы тема исследования: «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с использованием эвристической беседы»
Проблема исследования: каковы педагогические условия использования эвристической беседы в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - психолого - педагогические условия использования эвристической беседы в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «познавательная активность», особенности ее развития в старшем дошкольном возрасте.
2. Уточнить сущность понятия «эвристическая беседа», особенности ее использования в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и теоретически обосновать психолого - педагогические условия эффективного развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием эвристической беседы.
4. Провести диагностику уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации для воспитателей по использованию эвристической беседы в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что процесс использования эвристической беседы в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективен, если:
- построение беседы происходит не только на имеющихся у детей знаниях, но и на некоторых противоречиях с представлениями у детей о том или ином объекте, явлении, факте;
- осуществлять правильный подбор, формулировку продуктивных вопросов, совместных логических рассуждений;
- обеспечить реализацию индивидуальных познавательных возможностей и удовлетворение познавательных потребностей, что в свою очередь обеспечит ситуацию успеха.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2017 г.) - определение темы выпускной квалификационной работы, изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, составление плана исследования; подготовка материала теоретической части.
Второй этап (октябрь 2017 г. - март 2018 г.) - разработка плана экспериментальной работы, проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (май 2018 г.) - обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы; оформление выпускной квалификационной работы и подготовка ее к защите.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 46 «Колокольчик» г. Белгорода, подготовительная группа.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста показал, что данная проблема является одной из самых актуальных в детской педагогике и психологии, так как существование человека невозможно без активности и деятельности, а так же, ввиду того, что развитие познавательной активности формирует умственные качества личности, самостоятельность и инициативность. В работе со старшими дошкольниками при развитии познавательной активности и приобретении элементарных понятий решающее значение принадлежит беседе эвристического характера, которая в силу своей сложности доступна детям старшего дошкольного возраста.
Вышеизложенные факты, а также результаты эмпирического исследования по изучаемой проблеме позволили сделать вывод о том, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности. Совершенно очевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка.
Это обусловило необходимость исследования и решения проблемы использования эвристической беседы в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, на что и было направлено предпринятое нами исследование. В процессе его проведения получены следующие научные выводы и практические результаты.
Изучение историко-философской, психолого-педагогической литературы позволило нам, во-первых, рассмотреть различные точки зрения к пониманию сущности термина познавательная активность. Опираясь на мнение Г.И. Щукиной, мы пришли к выводу, что под познавательной активностью понимаем личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания (35).
Во-вторых, опираясь на научные работы Т.Н. Шамовой, нами были выделены следующие компоненты структуры познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста: эмоциональный, волевой, мотивационный (33).
В-третьих, в нашем исследовании мы представили и охарактеризовали уровни развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, выделенные Г.И. Щукиной с точки зрения качественного измерения. Они определяются в зависимости от отношения к деятельности, по длительности и устойчивости, по характеру деятельности. С позиции количественного измерения нами были выделены три уровня: высокий, средний и низкий. Они определяются полнотой представленных компонентов, устойчивостью проявлений представленных характеристик личности и самостоятельностью выполнения действий (35).
В процессе теоретического исследования мы рассмотрели эвристическую беседу как метод развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Интерес для нашего исследования представляет подход М.Н. Скаткина. Он определяет эвристическую беседу, как вопросно-ответную форму образования, когда педагог вместо сообщения обучающимся готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Выделяются три группы вопросов характерных для эвристической беседы: основные, дополнительные и вспомогательные (наводящие). В зависимости от содержания, можно выделить группы вопросов, направленные на сравнение, уточнение, выявление различных фактов, явлений, процессов (25).
Подведя итог анализа научной литературы, нами были определены следующие психолого-педагогические условия использования эвристической беседы в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста:
- построение беседы происходит не только на имеющихся у детей знаниях, но и на некоторых противоречиях с представлениями у детей о том или ином объекте, явлении, факте;
- осуществлять правильный подбор, формулировку продуктивных вопросов, совместных логических рассуждений;
- обеспечить реализацию индивидуальных познавательных возможностей и удовлетворение познавательных потребностей, что в свою очередь обеспечит ситуацию успеха.
Экспериментальная работа по использованию эвристической беседы в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе МБДОУ д.с. комбинированного вида № 46 «Колокольчик» г. Белгорода.
Для решения задач опытно-экспериментальной работы нашего исследования мы провели констатирующий этап педагогического эксперимента, сформулировали его задачи: подобрать диагностический материал и провести диагностику уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, проанализировать результаты диагностик, разработать методические рекомендации для воспитателей по использованию эвристической беседы в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Для решения первой задачи исследования мы осуществили оценку уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Для этого использовали следующие диагностические методики: стандартизированные, адаптированные методики, разработанные диагностические задания для дошкольников Э.А. Барановой (3), М.И. Лисиной (18), Г.А. Урунтаевой (29), Л.А. Венгер (7), В.М. Холмогоровой (31), анализ экспертных оценок, наблюдения за дошкольниками в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности самостоятельной деятельности
Количественные и качественные результаты оценки развития компонентов познавательной активности позволили нам обобщить и проанализировать эти данные и выявить уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. 4 ребенка (20%) имеют уровень творческой активности, что соответствует высокому уровню. 10 детей (50%) имеют уровень поисково-исполнительской активности, что соответствует среднему уровню. 6 детей (30%) имеют уровень репродуктивно-подражательной активности, что соответствует низкому уровню.
Решив вторую задачу констатирующего эксперимента, а именно проанализировав результаты диагностик, мы пришли к выводу о необходимости разработать методические рекомендации для воспитателей по использованию эвристической беседы в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, опираясь на данные констатирующего этапа эксперимента: построение беседы происходит не только на имеющихся у детей знаниях, но и на некоторых противоречиях с представлениями у детей о том или ином объекте, явлении, факте; осуществлять правильный подбор, формулировку продуктивных вопросов, совместных логических рассуждений; обеспечить реализацию индивидуальных познавательных возможностей и удовлетворение познавательных потребностей, что в свою очередь обеспечит ситуацию успеха.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно констатировать, что поставленные задачи, в целом, решены.



1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2001. - 317 с.
2. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 2-е изд. - Казань.: Академия, 2010. - 237 с.
3. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - СПб.: Речь, 2005. - 121 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008. - с. 132 с.
5. Вахрушева, Л.Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева. - М.: ФОРУМ, 2009 - 185 с.
6. Вектор науки ТГУ. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media68604/Ekonomika_nomer_1_8_2012_final2.pdf
7. Венгер А.Л. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога // Дошкольное образование, 2003. - №5. - с. 14.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 2007. - 93 с.
9. Гаибова В.Е. Эвристическая беседа как один из типов дискуссии / В.Е. Гаибова // Педагогика. - 2013. - № 2 - С. 46-54.
10. Годовикова Д.Б. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа. - 2012 - № 10 - С. 24-27.
11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.:
Просвещение, 2010. - 122 с.
12. Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е. Особенности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно - практическая конференция, посвященная 70 - летию памяти Л.С. Выготского. - М.: Просвещение, 2008. - 154 с.
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 352 с.
14. Зубкова Т.И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2005. - 363 с.
15. Корчак Я. Как любить ребенка - [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://librebook.me/kak_liubit_rebenka chast_1/vol1/1
16. Красновский Э.А. Активизация учебного познания // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 5. - С. 6-8.
17. Кулюткин Ю. К. Эвристические методы в структуре решений. - М.: Педагогика, 2009. - 232 с.
18. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Научное образование. -2012. - № 4. - С.19-27.
19. Матюшкин А.М. Структура, динамика и развитие познавательной активности // Научное образование - 2013. -№ 4. - С. 5-17.
20. Педагогический словарь - [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http: // www. вокабула.рф / словари // активность- познавательная">активность познавательная
21. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: Аспект - пресс, 2010. - 299 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. - 712 с.
23. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения старших дошкольников. - Самара, 2006. - 208 с.
24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации / Г.К. Селевко. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 255 с.
25. Скаткин М.Н. Эвристическая беседа «Т.4.»- М.: Педагогическая энциклопедия, 2008. - 740 с.
26. Смолер Е.И. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.И. Смолер. - Мн.: Национальный институт образования, 2012. - 98 с.
27. Сохина И. И. О концепции воспитания Ш. А. Амонашвили -
[Электронный ресурс] - Режим доступа: // http:// www.
moluch.ru/th/4/archive/74/2791/
28. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности старших дошкольников - М.: Академия, 2008. - 288 с.
29. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Просвещение, 1998. - 212 с.
30. Условия становления познавательной мотивации дошкольников
5- 6 лет// Психологическая наука и образование. - 2004. - № 1.- С. 143.
31. Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
32. Хуторской А.В. Эвристическое обучение / А.В. Хуторской. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 345 с.
33. Шамова Т.И. Активизация учения дошкольников / Т.И. Шамова. - М., Педагогика, 2002. - 236 с.
34. Щербакова Е.И Теория и методика математического развития дошкольников: Учебное пособие / Е. И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.
35. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с.
36. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.:
Просвещение, 2009. - 560 с.
Ъ1. Якиманская И.С. Методология и диагностика в педагогическом исследовании. - Оренбург: ОГПУ, 2011. - 43 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ