ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА 11
1.1. Социальная адаптация инвалидов: сущность, структура 11
1.2. Основные технологии социальной адаптации инвалидов в условиях
психоневрологического интерната 2
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА (НА ПРИМЕРЕ ГБСУСОССЗН «ТОМАРОВСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ») 39
2.1. Опыт социальной адаптации инвалидов в условиях
психоневрологического интерната (на примере ГБСУСОССЗН «Томаровский психоневрологический интернат») 39
2.2. Диагностика проблем социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната (на основе социального исследования) 51
2.3. Программа социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Проблема социальной адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества остаётся практически неизученным, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех адаптационных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с инвалидами.
Актуальность темы исследования определяется ростом численности инвалидов вследствие психических расстройств, длительностью пребывания больных в стационарных учреждениях психоневрологического профиля, необходимостью систематики этого контингента в целях решения задач их комплексной адаптации и интеграции в обществе.
Необходимость их комплексной адаптации обусловлена тем, что психические заболевания приводят к изменениям личности, социальной дезадаптации и значительно снижают способность больных к социальному функционированию (Н.Ф. Дементьева, А.А. Модестов) [25]. Психически больные, находящиеся в условиях психоневрологического интерната (ПНИ) относятся к категории длительно госпитализированных. Они испытывают на себе своеобразное социально-средовое воздействие монотонного образа жизни, ограниченной занятости, недостаточного контакта со здоровым окружением (Н.А.Береговский, Н.Ф.Дементьева, J.K.Wing, D.Abrahamson).
В связи с ситуацией постоянного проживания инвалидов в ограниченном пространстве, в относительно изолированном от окружающего мира учреждении правомерно встает вопрос об организации этого пространства, которое может стать адаптационным. Методологической основой адаптации в психоневрологическом интернате является концепция социального подхода к психической болезни и адаптации больных. Адаптация является целостным структурно-функциональным образованием, в котором все факторы социально-средового воздействия выполняют адресную функцию влияния на инвалида и тесно взаимодействуют друг с другом.
Длительное, многолетнее и по существу пожизненное пребывание психически больных в психоневрологических интернатах накладывает определенный отпечаток на личность больных. Наряду с биологическими (патологическими), социальные (ситуационные) факторы негативно отражаются на клиническом состоянии больных. Он усугубляет дефект, отстраняет инвалидов от участия в «жизни» учреждения, способствует усилению их пассивности, апатии и зависимости (Г.П. Киндрас, В.М.Розенцвайг) [24].
Эти обстоятельства делают необходимым разработку адаптационных мероприятий, которые отвечали бы особенностям контингента больных, находящихся в психоневрологических учреждениях, могли бы нивелировать негативные ситуационные факторы и составить альтернативу их влиянию. С учетом этого комплексная адаптация этого контингента инвалидов должна представлять собой систему активирующих, стимулирующих мер в условиях реально существующего окружающего пространства.
Степень разработанности проблемы. Проведенные научные исследования в области адаптации психически больных и инвалидов отражают различные мнения ученых на этот процесс. История адаптации психически больных свидетельствует об определенной динамике взглядов со смещением акцентов с трудовой реабилитации (трудоустройства) на социальную и психосоциальную адаптацию (Г.Я.Авруцкий, И.Я.Гурович. М.М.Кабанов, Е.Д.Красик, Д.Е.Лившиц, Д.Е.Мелехов, М.С.Розова) [20]. Также разносторонне исследовали эту проблему. Становление теории адаптации и дезадаптации связано с именами М. Вебера, Ч. Дарвина, Э.Дюркгейма, Р. Мертона, Г.Мида, Ж. Пиаже, Г. Спенсера, Г.Селье,
Проблемы инвалидности в современном обществе нашли свое отражение в социологических трудах и диссертациях Н.В. Васильевой, Т.А. Добровольской, А.В. Ефремова, М.П. Левицкой, С.Г. Мезенина, Е.И. Холостовой [80].
Социальная адаптация в психоневрологическом интернате отличается своей спецификой, имеет свои цели и задачи, обусловленные особенностями психических заболеваний граждан, проживающих в учреждении. Н.Ф. Дементьева [25] выделяет основные цели социальной адаптации в психоневрологическом интернате:
- создание благоприятного социально-психологического климата (терапевтической среды);
- организация жизнедеятельности инвалидов;
- социальная адаптация инвалидов, поддержание и продление психической активности лиц с ограниченными возможностями здоровья.
По мнению Э.В. Устиновой, социальная адаптация включает в себя социально-бытовую адаптацию и социально-средовую ориентацию.
Т.В. Зозуля [31], определяет, что социальная адаптация - это система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности. Изучение трудов в области психосоциальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната в основном указывают на то, что в научной литературе опубликованы единичные работы, посвященные вопросам социальной адаптации инвалидов, находящихся в этих Учреждениях (Л.М. Акопов, Н.Ф. Дементьева, Т.В. Зозуля, Е.А. Свистунов) [30]. Но опыт работы учреждений изучен недостаточно. Отсутствуют методические подходы по оценке качества программ психосоциальной адаптации, проводимых данному контингенту. Например, Н.Ф. Дементьева Е.И. Холостова работали над раскрытием теоретических аспектов социальной адаптации инвалидов, её сущности и содержания [27].
В ряде исследований широко обсуждаются проблемы социальной адаптации лиц с выраженными отклонениями в психическом здоровье на примере больных шизофренией, у которых заболевание достигло инвалидизирующей стадии и явилось поводом для помещения больных (инвалидов) в психоневрологический интернат. Применительно к этому заболеванию социальная адаптация понимается как процесс приспособления индивида, имеющего отклонения в психическом здоровье, в новом его статусе, к условиям ближайшего социума, в частности к условиям психоневрологического интерната.
В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально- медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров и психоневрологических интернатов в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Однако, на наш взгляд, внимание к этой проблеме уделяется недостаточно.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что вопрос социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологических интернатов раскрыт не достаточно. Нет единства мнений в трактовке социальной адаптации инвалидов. Существующие модели адаптации не покрывают проблемное поле приспособления инвалида к условиям пребывания.
Возникает необходимость теоретического обоснования и эмпирического изучения целостной социальной адаптации инвалидов, длительное время проживающих в условиях психоневрологического интерната. Проблема социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологических интернатов в отечественной психосоциальной работе практически не раскрыта. Соответственно, недостаточно разработанное научное обеспечение требует задать новый теоретико-методологический формат исследования в области социальной адаптации инвалидов в условии психоневрологического интерната.
Объект исследования - социальная адаптация инвалидов.
Предмет исследования - особенности социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику социальной адаптации инвалидов; разработать программу социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность и содержание социальной адаптации инвалидов.
2. Изучить опыт социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната.
3. Провести диагностику проблем социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната; разработать программу социальной адаптации инвалидов в условиях ГБСУСОССЗН «Томаровский психоневрологический интернат».
Гипотеза исследования. Повышение результативности социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната возможно при условии формирования терапевтической среды, определяющей условия и технологии организации жизнедеятельности инвалидов и продления их психической активности.
Теоретико - методологическую основу исследования составили: принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); принцип детерминизма, понимаемый как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) [43]; подходы о проблемах формировании доступной среды для жизнедеятельности инвалидов Е.И. Холостовой., А.В. Ефремова, Н.В. Васильевой, Т.А. Добровольской, М.П. Левицкой, С.Г. Мезенина [80].
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования:
1. Методы научного исследования: анализ документов (специальной литературы, нормативно-правовых, статистических, периодических источников), сравнение, типологизация, моделирование, позволившие осуществить теоретическое обоснование сущности и содержания социальной адаптации инвалидов.
2. Методы прикладной социологии: анкетирование, экспертный опрос, которые позволили вывить состояние и проблемы социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната.
3. Статистические методы интерпретации и анализа результатов (описательная статистика), посредством которых были получены данные, необходимые для разработки программы социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната.
Эмпирической базой исследования послужили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (утвержденный 24 ноября 1995 г. № М 181-93), постановления правительства РФ и Белгородской области, Государственная программа Белгородской области «Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014- 2020 годы», распоряжения Департамента социальной защиты населения Белгородской области; отчетные документы ГБСУСОССЗН «Томаровский психоневрологический интернат»; результаты социологического исследования «Проблемы социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната», проведенного автором в период с 18.05.2015 по 14.06.2015 на базе ГБСУСОССЗН «Томаровский психоневрологический интернат», включающего в себя анкетирование, тестирование; вторичный анализ результатов исследований, проведенных другими авторами по исследуемой проблеме.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- раскрыта специфика социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната;
- разработана программа социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната.
На защиту выносится следующее положение: в современных условиях модернизации системы социальной защиты населения особую значимость приобретает повышение эффективности социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната.
Социальную адаптацию инвалидов в условиях психоневрологического интерната можно представить как систему мер, воздействий, условий и ресурсов, обеспечивающих планирование, реализацию, повышение эффективности деятельности, направленной на создание благоприятного социально-психологического климата в условиях психоневрологического интерната и выработку результативной адаптационно-интеграционной стратегии у инвалидов, проживающих в интернатном учреждении.
Программа социальной адаптации инвалидов предполагает формирование в условиях психоневрологического интерната психологической развивающей среды, обеспечивающей восстановление основных социальных функций личности, психического, физического и нравственного здоровья, формирование наиболее адекватного типа отношения к болезни у инвалидов и создание условий для выработки инновационных направлений данной деятельности, оценки качества ее организации и реализации.
Научно-практическая значимость работы заключается в следующем: определена сущность, содержание и специфика социальной адаптации инвалидов; изучен опыт социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната; диагностированы проблемы в данной области и обоснована необходимость разработки программы социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната.
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при организации работы субъектов и органов социальной защиты населения; при подготовке студентов по направлению «Социальная работа» в рамках изучения учебных курсов «Психология социальной работы», «Социально-психологическая адаптация клиента социальной работы», «Социальная реабилитация инвалидов», «Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Апробация результатов исследования. Работа выполнена по заказу ГБСУСОССЗН «Томаровский психоневрологический интернат», где прошла апробацию в ходе учебной (научно-исследовательской) практики и получила одобрение специалистов центра.
Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на VI, VII Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики» и сборнике Ерошенковского форума «Человек года». По теме диссертационного исследования опубликовано 4 статьи в сборниках материалов научных конференций международного и всероссийского уровней.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего в себя 86 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 112 страницах и включает в себя 7 приложений.
Актуальность исследования социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната определяется ростом численности инвалидов вследствие психических расстройств, длительностью пребывания больных в стационарных учреждениях психоневрологического профиля, необходимостью систематики этого контингента в целях решения задач их комплексной адаптации и интеграции в обществе.
Необходимость их комплексной адаптации обусловлена тем, что психические заболевания приводят к изменениям личности, социальной дезадаптации и значительно снижают способность больных к социальному функционированию. Психически больные, находящиеся в условиях психоневрологического интерната (ПНИ) относятся к категории длительно госпитализированных. Они испытывают на себе своеобразное социально - средовое воздействие монотонного образа жизни, ограниченной занятости, недостаточного контакта со здоровым окружением.
Социальная работа - важнейшая область социальной сферы жизнедеятельности общества, представляющая собой особый вид деятельности, цель которого удовлетворение личностных интересов и потребностей различных групп населения создание условий содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.
В соответствии с Федеральным Законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите. В перспективе ожидается дальнейший рост числа инвалидов трудоспособного возраста. Несмотря на существующие макроэкономические и финансово-бюджетные ограничения, с которыми сталкивается экономика, очевидно, что при таких масштабах и процессах игнорировать проблему инвалидности российское государство позволить себе не может.
Государство призвано создавать инвалидам необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав.
Особенно нуждаются в социальной помощи люди с психическими заболеваниями. Их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися членами общества не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Степень интеграции этих лиц в общество зависит от уровня их социально-бытовой ориентации и профессионально-трудовой подготовки.
Социальная адаптация является целенаправленным взаимодействием элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностной системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления разногласий взаимоотношений.
Опыт социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната рассмотрен нами на примере государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Томаровский психоневрологический интернат».
По специализации интернат относится к категории специализированных интернатных учреждений и предназначен для постоянного проживания и стационарного обслуживания престарелых и инвалидов старше 18 лет, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании.
На базе Томаровского психоневрологического интерната было организовано и проведено социальное исследование «Проблемы социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната».
По результатам исследования была разработана программа социальной адаптации инвалидов «Социальная адаптация как фактор повышения качества жизни получателей социальных услуг ГБСУСОССЗН «Томаровский психоневрологический интернат». Мероприятия программы носят комплексный характер и включают в себя все компоненты терапевтического воздействия, которые будут способствовать повышению уровня адаптированности получателей социальных услуг и формированию адекватного типа отношения к собственному заболеванию.
Анализ полученных предварительных данных по результатам наблюдения свидетельствует о том, что внедрение программы позволило снизить количество девиаций у клиентов; активизировать социально-полезную деятельность инвалидов (сформировать и развить у них позитивные социально-трудовые навыки); развить двигательные навыки, когнитивную, сенсорную и моторную сферы; развить конструктивные навыки решения проблем и жизненных ситуаций; увеличить самостоятельность в повседневной деятельности и связанных с ней навыков самообслуживания. Все это положительно отразилось на социальной адаптации лиц с ограниченными умственными возможностями.
Наиболее важным и показательным результатом адаптационной работы является формирование у участников установки на значимость личных усилий, собственной активности в преодолении различных жизненных трудностей и достижении поставленных целей.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // "Библиотечка Российской газеты", выпуск N 22-23, 1999 г.
2. Конвенция Международной организации труда N 159 о профессиональной
реабилитации и занятости инвалидов (Женева, 20 июня 1983 г.),
Рекомендация Международной Организации Труда от 20 июня 1983 г. N 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов // Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. 1957- 1990, том 2.
3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., N 33 ст. 1318
4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4563.
5. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" // СЗ РФ от 19 августа 1996 г. N 34, ст. 4127
6. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / М.М. Айшервуд - М.: Педагогика, 2001.- 324 с.
7. Алферова Т.С., Потехина О.А. Основы реабилитологии./ Т.С. Алферова. - Тольятти, 2007.- 344 с.
8. Бакк А., Грбневальд К. Забота и уход: Книга о людях с задержкой умственного развития. / А.Бакк. - СПб: ИРАВ. - 2001. - 360 с.
9. Баканова И.В., Зейгарник Б.В. и др. Отношение к болезни как условие формирования осознаваемых и неосознаваемых мотивов деятельности Бессознательное. Природа, функции и методы исследования./ И.В. Баканова. - Тбилиси. - 463 с.
10. Батыгин, Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: учеб. для студентов гуманит. вузов и аспирантов / Г.С. Батыгин. Изд. 2-е. - М.: Российский университет дружбы народов, 2008. - 368 с.
11. Белявский Б.В. Образование инвалидов в России: история вопроса, статистика // Образование детей-инвалидов в России. Материалы международной конференции: "Инклюзивное образование: перспективы развития в России". - М. - 2006. - 60 с.
12. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л., 1988. -255 с.
13. Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных: Методическое пособие. / А.Э. Березовский. - Самара, 2001. - 44 с.
14. Блейлер Е. Руководство по психиатрии. / Е. Блейлер. - М.: издательство Независимой психиатр. ассоц., 1999 год.- 123 с.
15. Бодалев А.А. Общение и формирование личности. Социальная психология личности. / А.А. Бодалев. - М.: Наука, 1979.
16. Введение в социальную работу : теоретические и прикладные аспекты: учеб. пособие / под общ. ред. Н. Г. Стойко. - Красноярск, 1998.- 249 с.
17. Гришина Л.П., Талалаева Н.Д., Амирова Э.К. Особенности профессиональной реабилитации инвалидов в регионах Российской Федерации./ Л.П.Гришина // Медико-социальная экспертиза и реабилитация, 2001. - № 3. - 27 с.
18. Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в
Российской Федерации. / Н.К. Гусева. - Н.Новгород, 2009г.- 198 с.
19. Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в
Российской Федерации: Руководство для профессионального
образования./ Н.К.Гусева. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 1999. - 508с.
20. Гурович И. Я., Шмуклер И. Я., Сторижакова Я. А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. / И.Я. Гурович. - М.: ИД Медпрактика, 2004. - 492 с.
21. Гурович И.Я., Ньюфельдт О.Г. Современные тенденции развития и новые формы психиатрической помощи. - М.: ИД "Медпрактика, 2007. - 356 с.
22. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Раннее распознавание шизофрении. / В.А. Гурьева. - М.: Высшая школа психологии, 2005.- 304 с.
23. Елисеев О.П. Конструктивная психология и психодиагностика личности. Практическая психология. / О.П. Елисеев.- М.: Псков, 2004.-328 с.
24. Дементьева Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н.М. и др. "Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах"./ Н.Ф. Дементьева // Методич. рекоменд. - М.: ЦИЭТИН, 1985. - 36 с.
25. .Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. / Н.Ф. Дементьева. - Красноярск, 1993. - 195 с.
26. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной
реабилитации нетрудоспособных граждан. / Н.Ф.Дементьева. - М.:
ЦИЭТИН, 1991. - 345 с.
27. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно -
методические аспекты деятельности социального работника./ Н.Ф. Дементьева. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 1992.-263 с.
28. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов//Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/Под ред.
В.С. Кукушина. Ростов н/Д., 2000.- 345 с.
29. Жулковска Т., Ковалева А.И., Луков В.А. «Ненормальные» в обществе: Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями: Науч. монография./ Т.Жуловска- Москва-Щецин: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2003. - 432 с.
30. Зозуля Т.В. Основы социальной и клинической психиатрии./ Т.В.Зозуля. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 224 с.
31. Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., Чешихина В.В. Комплексная реабилитация инвалидов: Учебное 24. Кравченко А.И. Социальная работа./Т.В.Зозуля. - М.: ТК Велби; Проспект, 2008.-325 с.
32. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. / М.М.Кабанов. - СПб, 1998. - 256 с.
33. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической
диагностики и коррекции в клинике. / М.М. Кабанов. - М.: Медицина,
2003. - 311 с.
34. Казначеев В.П. Современные проблемы адаптации. / В.П. Казначеев. - М.: Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1980. - 191 с.
35. Кемпинский А. Психология шизофрении. / А. Кемпинский. - С.-П.,1998. - 294 с.
36. Ковалева О. Доступная среда нужна всем. / А.Кемпинский // Соц. защита.
- 2010. - N 12. - 13 с .
37. Корнилова М.В. Особенности социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов/ М.В.Корнилова // Социол. исслед. - 2011.
- N 8. - 97 с.
38. Косенкова Т.В. К вопросу об эффективности социальных механизмов управления институтом реабилитации инвалидов/Т.В. Косенкова // Соц.- гуман. знания. - 2012. - N 1. 359 с .
39. Косенкова Т.В. Эволюция формирования института реабилитации инвалидов/ Т.В. Косенкова // Соц.-гуман. знания. - 2010. - N 5. - 338 с .
40. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении. Мотивация, общение, познание. / В.П. Критская. - М.: МГУ, 1991. - 256 с.
41. Кундин А. Если стал инвалидом/ А.Кундин // Соц. защита. - 2001. - N 8. - 14 с.
42. Курбатова В.И. Социальная работа. / В.И.Курбатова.- Ростов-на-Дону: Феникс,2013.- 576 с.
43. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. / Р.А. Лурия. -М.: Медицина, 1970.- 111с.
44. Манько Ю.В. Теория и практика социальной работы./ Ю.В.Лурия. - СПб.: ИД «Петрополис», 2008. - 276 с.
45. Мосолов С. Н. Шкалы психометрической оценки симптоматики шизофрении и концепция позитивных и негативных расстройств./ С.Н. Мосолов. - М.: Москва , « Новый цвет», 2001. - 240 с.
46. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. -/ Г.Ф. Нестерова.- СПб: Имена, 2006.-189 с.
47. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику./
В.В.Николаева.- М.: Изд-во МГУ, 1997. - 167 с.
48. Николаева В.В. Психологические аспекты рассмотрения внутренней картины болезни. Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. / В.В.Николаева.- Л., 1997. - 99 с.
49. Носачев Г.Н. Введение в психотерапию. / Г.Н. Носачев. М.: - Самара, Самарский дом печати, 1997.- 309 с.
50. Обучение социальной работе в России: программы и технологии / отв. ред. М. П. Гурьянова. Ч. VI. Методика и практика социальной работы. - М., 1998.- 218 с .
51. Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы / под ред. М. Доэл., С. Шардлоу ; пер. с англ. ; под ред Б. Ю. Шапиро. - М., 1997.- 312 с .
52. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения./ П.Д. Павленюк. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 536 с.
53. Панов А.М. Социальная поддержка инвалидов в Российской Федерации:
современное состояние, проблемы, перспективы/
А.М.Панов.//Отечественный журнал социальной работы. - 2007. - № 3. - 58 с.
54. Преодолевая проблемы инвалидности: Программа Лиен./ М.:
Издательство Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1997. - 230 с.
55. Психодиагностика в системе социальной работы: учебное пособие / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.- 104 с.
56. Реут М. Комплексный подход к определению инвалидности/ М.Реут // Власть. - 2008. - №7. 96 с.
57. Рогов В. Спасение инвалидов - дело рук самих инвалидов/ В.Рогов // Соц. защита. - 1998. - N 7. - 20 с.
58. Романов Р.С. Инвалид: профессиональная реабилитация в
регионах./В.Рогов // Социальная работа - 2003. - № 10. - 17 с.
59. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России./ П.В. Романов. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.-253 с.
60. Савинов А.И. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник. / А.И. Савинов - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 368 с.
61. Сергеев И. И., Петракова A. B. Транзиторные психозы шизофренического спектра. / И.И. Сергеев. - Астрахань: Новая Линия, 2004. -120 с.
62. Сигидин, Я.А. Клинические, научно-методические и организационные аспекты / Я.А. Сигидин, Г.В. Лукина. М.: Анко, 2001. - 623 с.
63. Содержание и методика социальной работы: учебное пособие / под ред. Е.А. Сигиды. - М.: ВЛАДОС, 2005.- 243 с.
64. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. - 480 с.
65. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. /Под. Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996. -210 с.
66. Социальная работа: учебное пособие / под ред. В.И.Курбатова. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2006. - 479 с.
67. Социальная работа: учебное пособие / под ред. Н.Ф.Басова. - М.: Дашков и К, 2007. - 363 с.
68. Скалыга И.М., Фролов В.М.. Шизофрения: новые подходы к терапии. Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / Под общ. ред. И. И. Кутько, П. Т. Петрюка. - Харьков, 1995. - 99 с.
69. Теория социальной работы/Под ред. Е.И.Холостовой. М.:Юрист, 1998.¬334 с.
70. Технологии социальной реабилитации инвалидов/ сост. Андреева О.С., Лаврова Д.И. и др.- СПб, издат-во ГАООРДИ, 2003.-216 с.
71. Технология социальной работы / под ред. И.Г.Зайнышева. - М.:
ВЛАДОС, 2005.-198 с.
72. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. П.Д.Павленка. - М.: Дашков и К, 2007. - 607 с.
73. Технология социальной работы: Для практических занятий / под ред. П. Е. Циткилова. - Новочеркасск ; Ростов на/Д, 1998.-248 с.
74. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной
реабилитации и профориентации./ О.В. Трошин.- М., 2010.-259 с.
75. Тхостов А.Ш., Нелюбина А.С. Обыденные представления как фактор, опосредующий поведение в ситуации болезни. Психология и педагогика. /
А.Ш. Тхостов. - 2008. -№ 9. - 245 с.
76. Фирсов М.В. Технология социальной работы: учебное пособие / М.В.Фирсов. - М.: Академ. проект, 2007. - 427 с.
77. Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 197 с.
78. Фрит К., Джонстон Э. Шизофрения: Краткое введение / Пер. с англ. Ю. В. Крижевской. - М.: Астрель: АСТ, 2005. - 204 с.
79. Фуллер Э. Шизофрения: книга в помощь врачам, пациентам и членам их семей. / Э.Фуллер. - С.-Петербург: Питер, 1996 . - 448 с.
80. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами./ Е.И.Холостова. - М.: Дашков и К, 2006.- 240 с.
81. Холостова Е.И. Социальная работа./ Е.И.Холостова. - М.: Дашков и К, 2008. - 666 с.
82. Холостова Е.И. Социальная реабилитация./ Е.И.Холостова. - М.: Дашков и К, 2005.-340 с.
83. Холостова Е.И. Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация./
Е.И.Холостова. - М.: «Дашков и К», 2002.- 356 с.
84. Храпылина, Л.П. Реабилитация инвалидов. / Л.П.Храпылина. -М.:
Экзамен, 2006.- 415 с.
85. Юрьева Л.Н. Шизофрения: Клиническое руководство для врачей. / Л.Н. Юрьева. - Д.: Новая идеология, 2010. -244 с.
86. Психологическая диагностика отношения к болезни: пособие для врачей. /
Л.И. Вассерман, А.Я. Вукс, Б.В. Иовлев, Э.Б. Карпова. -
http://www.medpsy.ru/library/library122.pdf.