ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Особенности развития речи детей дошкольного возраста 8
1.2. Развитие речи у детей с задержкой психического развития 16
1.3. Анализ специальных программ обучения и воспитания 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 30
2.1. Организация и методика исследования сформированности речевого
развития детей 5-го года жизни с задержкой психического развития 30
2.2. Анализ результатов изучения сформированности речевого развития
детей 5-го года жизни с задержкой психического развития 34
2.3. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми 5-го года
жизни с задержкой психического развития 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И
ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность но исследования. Развитие но речи в но дошкольном возрасте
но является многоаспектным но процессом, который органически связан с
но умственным развитием но ребенка. В но процессе онтогенеза но ребенок не но просто
имитирует но речь окружающих, а но усваивает закономерности но языка, на
основе которых он но строит свою но речь.
Уже но в дошкольном но возрасте дети с но задержкой психического но развития
(ЗПР) не но справляются с но программными требованиями но детского сада и к
но моменту поступления в но школу не но достигают нужного но уровня готовности к
обучению. Психолого-педагогические но исследования, проведенные
но учеными (В.И. но Лубовский, Г.Д. но Тригер, Н.А. но Цыпина, С.Г. но Шевченко и но др.)
констатируют у но детей с ЗПР неустойчивость внимания, недостаточность
развития но фонематического слуха, но зрительного и но тактильного восприятия,
оптико-пространственного синтеза, но моторной и но сенсорной стороны но речи,
долговременной и но кратковременной памяти, но зрительно-моторной координации, но автоматизации движений и но действий [20, 71, но 77].
Большую но роль в но структуре дефекта но детей с ЗПР но играют речевые
нарушения, которые но характеризуются определенными но чертами. В но ряде работ но авторы (И.Ю. но Борякова, В.А. но Ковшиков, Ю.Р. но Демьянов, Р.И. но Лалаева,
И.А. но Симинова) раскрывают особенности речевого но развития детей с
но задержкой психического но развития – отставание в овладении речью,
но позднее возникновение но периода детского но творчества, слабую но речевую активность, но бедность и недифференцированность словаря; но выделяют недостаточную но сформированность грамматического но строя речи но (Г.Н. Рахмакова, но Е.Ф. Соботович, но Р.Д. Тригер), но чаще всего – это нарушения порядка но слов
в но предложении, пропуск отдельных членов но предложения [12, 45, но 66].
Анализ но психолого-педагогической литературы но показал, что
но целенаправленных исследований по но развитию речи но детей 5-го но года жизни с
ЗПР недостаточно, это но является актуальностью но исследования.4
Цель: но разработать и но теоретически обосновать особенности организации и но содержание работы по но развитию речи но детей с но задержкой психического но развития 5-го но года жизни в но условиях дошкольной образовательной
организации.
Данная но работа посвящена но проблеме речевого но развития у но детей 5-го
но года жизни с но задержкой психического но развития. В но связи с но решением поставленных но задач в но первой главе но рассматривалось состояние но проблемы в
но психолого-педагогической литературе.
Анализ научной литературы но позволил сделать но вывод относительно
но важности и но актуальности поставленной но проблемы исследования. но Дети с
но задержкой психического но развития представляют но собой достаточно
но разнородную группу. У но детей с но задержкой психического но развития значительные нарушения наблюдаются в но произвольной сфере – но дети не но умеют
сосредоточиваться, но удерживать и но переключать внимание, но большие трудности но возникают на но этапе понимания но инструкции к но заданиям, сложности при
но работе по образцу. Все эти особенности не но позволяют ребенку с но задержкой
психического но развития в но полной мере осуществлять непосредственную
образовательную деятельность. Он но быстро устает, но истощается и но стремится
переключиться на но другое, более но интересное и но активное занятие. Без
но специальной коррекционной но помощи такой но ребенок не но сможет, даже на
но минимальном уровне, освоить программу но детского сада.
но В соответствие но свыше сказанным, был но проведен констатирующий
но эксперимент, направленный на но выявление особенностей но развития речи
но детей 5-го но года жизни с но задержкой психического но развития. Нами но были
адаптированы но материалы методики обследование речи но дошкольников с
ЗПР но И.Д. Коненковой, в но которой выделили 5 ноаправлений, по но которым мы
но смогли оценить но сформированность звукопроизносительной но стороны речи,
но фонематического восприятия, но словаря, грамматического но строя речи и
но фразовой речи. но Обработка полученных но данных позволила но выделить 3
но варианта речевого но развития у но детей 5-го но года жизни с но ЗПР. По но результатам
констатирующего но эксперимента был но сделан вывод, что но дошкольники в
но речи используют но преимущественно существительные, но прилагательные
усваивают с но трудом, хорошо ориентируются в но бытовых понятиях.
но Некоторым детям не но доступны задания на но дифференциацию и обобщение.
У но дошкольников снижен но интерес к окружающему миру, но быстрая утомляемость и но истощаемость при но выполнении заданий. В но результате было
но выявлено, что но большинство детей но имеют низкий но уровень речевого
но развития. Характерными особенностями речи но детей с ЗПР но является резкое
но преобладание пассивного но словаря над но активным, ограниченный но запас слов,
недифференцированное, а но иногда и неадекватное употребление но ряда слов,
но своеобразие лексики но проявляется в несформированности обобщающих
но понятий и но родовидовых соотношений. но
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Электронный ресурс] / под ред. К. С. Лебединской. - М. : Педагоги¬ка, 1982. - 128 с. - URL: http://www.studfiles.ru/preview/1668247/ (дата об¬ращения: 13.11.2016).
2. Ананьева, Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка / Т. В. Ананьев. // Воспитание и обуче¬ние детей с нарушениями развития. - 2007. - № 1. - С. 64-67.
3. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Электронный ресурс] / Е.
А. Аркин. М., 1968. - 148 с. - URL: http://nashaucheba.ru/v40113/ ар-
кин_е.а._ребенок_в_дошкольные_годы (дата обращения: 13.01.2018).
4. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития до¬школьников и младших школьников / Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
5. Архипова, В.А. Аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с задержками психического развития в процессе взаимодействия с семьей (на материале модели «Виртуальный детский сад») / В.А. Архипо¬ва, Т.Э.Токарева // Альманах научно-исследовательских работ студентов факультета педагогики и психологии детства ПГГПУ. - 2015. - С. 100-106.
6. Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова. - СПб. : Издательство «СОЮЗ», 2003. - 320 с.
7. Беткер, Л. М. Система помощи детям с задержкой психического раз¬вития / Л.М. Беткер // Психопедагогика в правоохранительных органах. -
2007. - № 3. - С. 59-62.
8. Богатикова, О. Н. Методика обучения и воспитания детей с задерж-кой психического развития в России и за рубежом / О.Н. Богатикова, О.Н.
Милохова // Вестник Саратовского областного института развития образо¬вания. - 2016. - № 1(5). - С. 63-68.
9. Борисова, И. В. Реализация процесса сопровождения детей с задерж¬кой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения / И.В. Борисова // Молодой ученый. - 2015. - № 21(101). - С. 769-772.
10. Бородина, В. А. Психолого-педагогическое сопровождение соци-ально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психиче-ского развития / В.А. Бородина, Э.Ю. Шаповалова // Инклюзивное образо¬вание. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возмож¬ностями здоровья. Материалы Всероссийской научно-практической кон¬ференции. - 2016. - С. 59-65.
11. Борякова, Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицына. - М., - 2007. - 275 с.
12. Борякова, Н. Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспита-ние дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика : монография / Н. Ю. Борякова. - М. : РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2016. - 170 с.
13. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М. : Астрель, - 2012. - 177 с.
14. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррек¬ция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое посо¬бие [Электронный ресурс] / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
15. Брызгалова, С. О. Разработка муниципальной модели интегриро-ванного обучения детей с ограниченными возможностями на основе си-стемно-комплексного подхода : автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.03) / С. О. Брызгалова. - Екатеринбург, 2007. - 22 с.
16. Букина, И. А. Региональная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области : автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.03) / И.А. Букина. - СПб, 2010. - 22 с.
17. Буторина, Т. С. Интегративное педагогическое сопровождение де-тей с особыми образовательными потребностями / Т.С. Буторина // Эколо¬гия человека. - 2006. - № 1. - С. 55-59.
18. Винник, М. О. Задержка психического развития у детей: методоло¬гические принципы и технологии диагностической и коррекционной рабо¬ты / М. О. Винник. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 154 с.
19. Воронина, Е. А. Теоретическое обоснование проблемы комплексно¬го сопровождения детей с задержкой психического развития в детском са¬ду комбинированного вида / Е. А. Воронина // Вестник Череповецкого гос¬ударственного университета. - Т. 2. - 2011. - № 3-32. - С. 99-102.
20. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития [Элек¬
тронный ресурс] / Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина. - М. : Педагогика, 1984. - 256 с. - URL:
http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8564.php (дата обращения: 29.05.2017).
21. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Электронный ресурс] / Л. С.
Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с. - URL:
http://pedlib.ru/Books/1/01 62/1-0162-1.shtml. (дата обращения: 20.02.2017).
22. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев, Г. А. Фомичева, О.С. Ушакова. - М., 2007. - 471 с.
23. Горбачева, Г. Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольни¬ков с проблемами в развитии / Г. Г. Горбачева // Дошкольная педагогика. -
2008. - №4. - С.37-38.
24. Гостар, А. А. Особенности использования знаково-символических средств дошкольниками с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. А. Гостар. - Москва, 2008. - 25 с.
25. Глевицкая, В. С., Психолого-педагогическое сопровождение разви¬тия познавательных процессов у детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. псих. наук (19.00.07) / В. С. Глевицкая. - Курск, 2007. - 20 с.
26. Глухов, В. П. Коррекционная работа по формированию навыков связной речи у детей с нарушением речевого и познавательного развития / В.П. Глухов // Среднее профессиональное образование. - 2014. - С. 14-24.
27. Гусева, И. В. К вопросу организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в интеллектуаль-ном развитии / И.В. Гусева // Концепт. - 2012. - № 26. - С. 1-7.
28. Данченкова, С. Н. Коррекционно-развивающая работа с ребенком, имеющим диагноз ЗПР / С.Н. Данченкова// Вестник практической психо¬логии образования. - 2015. - № 4(45). - С. 44-52.
29. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2004. - 224 с.
30. Жаренкова Г. И. Методы психолого-педагогического изучения ано¬
мальных детей [Электронный ресурс] / Г. И. Жаренкова. - М. : РСФСР Педагогическое общество, 1981. - 77 с. - URL: http://lib.mgppu.ru
/OpacUnicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice :18561/Source: default (дата обращения: 03.05.2018).
31. Жигорева, Е. М. Психолого-педагогическое сопровождения воспи¬тания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в усло¬виях инклюзивного образования / Е. М. Жигорева, С. А. Кузьминова, Е. А. Пантелеева // Известия южного федерального университета. Педагогиче¬ские науки. - 2014. - № 7. - С. 43-50.
32. Жинкин, И.Н. Механизмы речи [Электронный ресурс] / И.Н. Жин-
кин. - М. : Академия педагогических наук, 1958. - 371 с. - URL:
https://vk.com /doc1780087_453012937 (дата обращения: 03.05.2018).
33. Запорожец, А. В. Вопросы психологии обучения и воспитания де-тей раннего и дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. В. Запо-рожец. - М. : Международный Образовательный и Психологический Кол¬ледж, 1995. - 144 с. - URL: http://pedlib.rU/Books/6/0112/6_0112-110.shtml (дата обращения: 03.11.2016).
34. Карманова, Е. И. Вариативные формы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения компен¬сирующего вида для детей с ЗПР / Е.И. Карманова // Современные реалии создания коррекционно-образовательного пространства для детей с огра¬ниченными возможностями здоровья. Материалы Всероссийской конфе¬ренции с международным участием. - М., 2016. - С. 32-36.
35. Кисова, В. В. Практикум по специальной психологии / В.В. Кисова, И.А. Конева. - СПб. : Речь, 2006. - 352 с.
36. Киселева, В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение // Дефектология. - 2007. - № 3. - С.3-13.
37. Кожушко, Н. Ю. Механизмы нарушений развития высших психиче¬ских функций и речи у детей и возможности их коррекции : автореф. дис. ... доктора биол. н. (19.00.02) / Н. Ю. Кожушко. - СПб, 2009. - 32 с.
38. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротре- нинг / М. М. Кольцова, М.С. Рузина. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224 с.
39. Комплексная коррекционная образовательная программа развития детей 4-7 лет / авт. - сост. Е. В. Мазанова. - Волгоград: Учитель: 2014. - 170 с.
40. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицина. - СПб. : Речь, 2003. - 240 с.
41. Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития / И. Д. Коненкова. - М.: ГНОМ и Д, 2014. - 80 с.
42. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] / Под ред. Б. П. Пузанова.
- М.: Академия, 1999. - 155 с. - URL: http://nashaucheba.ru/v49180
/пузанов_б.п.ред._коррекционная_педагогика._основы_обучения_и_воспи тания_детей_с_отклонениями_в_развитии (дата обращения: 03.11.2016).
43. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспита-ния детей с нарушениями развития. Вып. 1 / Вост.-Сиб. гос. акад. образо¬вания. Науч.-метод. семинар (2013, Иркутск) ; науч. ред. Л. Ю. Долгих. - Иркутск : Изд-во ВСГАО, 2013. - 145 с.
44. Коробейников, И. А. Проблемы диагностики, коррекции и прогноза при организации сопровождения детей с легким психическим недоразви¬тием / И. А. Коробейников, Е. Л. Инденбаум // Дефектология. - 2009. - № 5. - С. 22-28.
45. Лалаева, Р. И. Дифференцированный подход в коррекции речевых нарушений у детей с задержкой психического развития церебрально¬органического генеза / Р.И. Лалаева, В.В, Морозова, Л.М. Полякова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушки¬на. - 2011. - С. 75-79.
46. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 303 с.
47. Левченко, И. Ю. Психолого-медико-педагогический консилиум в детском саду для детей с задержкой психического развития: метод. посо-бие / И. Ю. Левченко, Г. А. Бутко, Т. Ю. Ортина. - М. : Образование, 2011.
- 46 с.
48. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Электронный ре¬сурс] / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1969. - 214 с. - URL: https://www.booksite.ru/fulltext/leont/text.pdf (дата обращения: 06.05.2018)
49. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного воз¬раста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошколь¬ного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - с. 17-27.
50. Макадей, Л. И. Теоретико-методологические подходы к организа-ции комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР / Л. И. Макадей // Наука. Инновации. Технологии. - 2011. - № 2. - С. 143¬148.
51. Мальцева Е. В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Е. В. Мальцева // Дефекто¬логия. - 1990. - № 6. - С. 10-17. - URL: http://pedlib.ru/Books/1/0120 (дата обращения 12.03.2017).
52. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб. : Речь, 2001. - 220 с.
53. Матросова, Т. А. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.03) / Т. А. Матросова. - М., 2006. - 24 с.
54. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в ло¬гопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 352 с.
55. Одинцова, Е. Ю. Характеристика условий обучения детей с ЗПР на современном этапе / Е. Ю. Одинцова // Вестник Череповецкого государ¬ственного университета. - 2014. - № 1(42). - т. 4. - С. 120-122.
56. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya- adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo- obrazovaniya-detej-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya/ (дата обращения: 29.02.2018).
57. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Во- лосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. - СПб., 2014. - 386 с.
58. Программы дошкольных образовательных учреждений компенси-рующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. // Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
59. Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие спе¬циалистов. Коллективная монография [Электронный ресурс] / Под общ. ред. М. А. Поваляевой. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 352 с. - URL: ййр://пазЬаисЬеЬа.ги/у34182/поваляева_м.а._коррекционная_педагогика._вз аимодействие_специалистов._коллективная_монография (дата обращения: 22.03.2017).
60. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Кн. 1/ Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М. : Школьная Пресса, 2003. - 96 с.
61. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Кн. 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 112 с.
62. Рыбакова, О. Н. Модель психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями / О.Н. Рыбакова // ScienceTime Издательство: Индивидуальный предприниматель Кузьмин Сергей Владимирович (Казань). - 2015. - № 11(23). - С. 468-472.
63. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвити¬ем речи / С.Н. Сазонова. - М.: Академия, 2007. - 144 с.
64. Самородова, Н. А. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в усло¬виях образовательного процесса / Н. А. Самородова, Е. В. Исаева // Акту¬альные проблемы современной науки, техники и образования. - 2015. - №
1. - С. 80-83.
65. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой
психического развития [Электронный ресурс] / Е. С. Слепович. - Минск : Нар. асвета, 1989. - 62 с. - URL: http://pedlib.rU/Books/4/0437/index.
shtml?from_page=47 (дата обращения: 22.03.2017).
66. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррек-ции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) / Е. Ф. Собото-вич. - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.
67. Современные подходы к организации и содержанию медико- психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными воз-можностями здоровья: сб. науч. тр. по итогам Всерос. конф. / Вост.-Сиб. гос. акад. образования ; науч. ред. Е. Л. Инденбаум ; ред.: Е. В. Бахарева, В. И. Нодельман, А. А. Гостар. - Иркутск : Изд-во ВСГАО, 2011. - 350 с.
68. Современные тенденции в развитии комплексной помощи детям с отклонениями в развитии / ред. С. Н. Каштанова. - Нижний Новгород: НГПУ, 2006. - 79 с.
69. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи до¬школьников : учебное пособие / Ф. А. Сохин. - 2-е изд. - Москва : Изда¬тельство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изда¬тельство НПО «МОДЭК», 2008. - 224 с.
70. Смолярчук, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в инклюзивно образовании / И.В. Самарчук, В.М. Толстошеина, Н.В. Вязо- ва // Поволжский педагогический вестник. - 2014. - № 1(2). - С. 113-119.
71. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. - СПб. : Питер, 2008. - 192 с.
72. Ульенкова, У. В. Организация и содержание специальной психоло¬гической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. - М.: Академия, 2007. - 176 с.
73. Ульенкова, У. В. Теоретико-прикладная модель психологоческой помощи детям с ЗПР / У.В. Ульенкова, Е.Е. Дмитриева, Н.В. Шутова // Высшее образование в России. - 2012. - № 2. - С. 105-109.
74. Федорова, С. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями : автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.03) / С. С. Федорова. - Ставрополь, 2006. - 21 с.
75. Цыренов, В. Ц. Педагогические модели образования детей с огра-ниченными возможностями здоровья в условиях трансформации россий-ского общества / В.Ц. Цыренов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - №1.1. - С. 57-63.
76. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / С.Г. Шевченко, Н.Н. Малофеев, А.О. Дробинская и др. ; под ред. С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - 224 с.
77. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организа-ционно-педагогические аспекты / С.Г. Шевченко. - М. : Владос, 2001. - 136 с.
78. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учеб¬ное пособие / Составление К.Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2004. - 330 с.: ил
79. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Со¬циализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицина. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с.
80. Шичанина, О. В. Формирование лексико-семантической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития на этапе подго¬товки к школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.01, 13.00.03) / О. В. Шичанина. - М., 2008. - 23 с.
81. Ялаева, Э. С. Организация инклюзивного образования детей 4-5 лет с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной группы / Э.С. Ялаева // Инклюзивное образование: теория и практика. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 505-510.