ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1. Сущность понятия «эмоциональная устойчивость» в
психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности проявления эмоциональной устойчивости в
дошкольном возрасте 15
1.3. Возможности физической культуры в развитии
эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ 37
2.1. Изучение уровня эмоциональной устойчивости у детей
старшего дошкольного возраста 37
2.2. Реализация педагогических условий по развитию
эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста 49
2.3. Методические рекомендации по повышению эмоциональной
устойчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития.
Многими учеными фиксируются у взрослых и детей недостаток ответственности, агрессивность, повышенную тревожность, качественные изменения в межличностных, межгрупповых отношениях, в отношении к различным обстоятельствам жизни. По данным института возрастной физиологии РАО, примерно 20% дошкольников эмоционально неустойчивы, а к концу 1 класса их количество увеличивается до 60-70 %. Между тем высокий уровень эмоциональной устойчивости обеспечивает положительный результат общения, взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, способствует качественному усвоению знаний, формированию умений и, в целом, успешному обучению в дальнейшем в школе. Эмоционально устойчивый человек продуктивен и успешен в профессии, личной жизни. То есть, в конечном счёте, высокий уровень эмоциональной устойчивости способствует повышению стабильности общества в целом. Поэтому в настоящее время актуализировались задачи осмысления особенностей психического развития современных детей, в частности, их эмоциональной устойчивости, обеспечивающей положительные результаты общения, обучения в школе, социализации.
Исключительное значение эмоций в развитии личности ребенка под-черкивали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн и др. Эмоции оказывают влияние практически на все сферы психического развития -регуляцию поведения, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, освоение социального опыта. Эмоции выступают как внешний знак внутреннего состояния, показатель социально-психического благополучия, индикатор личностного развития в дошкольном возрасте.
К важной группе эмоциональных явлений исследователи относят эмоциональную устойчивость, как уравновешенное, спокойное эмоциональное состояние, способность сохранять стабильность психических и психомоторных процессов при сильных эмоциях (Л.М. Аболин, В.Э. Мильман, Я. Рейковский, М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко, О.А. Черникова и др.).
Исследования А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуды, И.Ю. Ильиной, Е.П. Арнаутовой и др. показывают, что устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка является основой всего отношения дошкольника к миру и влияет на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.
Вместе с тем, создание общей картины развития ребёнка невозможно без изучения всей детской деятельности, в которую включён современный дошкольник. В этом плане необходимо обращение к возможностям двигательной деятельности дошкольника, занимающей значительное место в системе его активности. По интенсивности воздействия на состояние здоровья, в том числе и психического, физическая культура занимает особое место. Убедительно доказана взаимосвязь между движениями и состоянием психики, мыслями и чувствами человека (И.М. Сеченов, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.).
Двигательная активность - естественная потребность в движении, удовлетворение которой определяет психическую работоспособность (Л.Н. Волошина, М.Ю. Кистяковская, Э.Я. Степаненкова, Н.Т. Терехова и др.), является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма. В старшем дошкольном возрасте физические возможности детей увеличиваются.
Многочисленные научные исследования посвящены проблемам физкультурно-оздоровительной работы с детьми, особенностям организации и методики физического воспитания в детском саду, повышению физической подго¬товленности, закаливанию, развитию физических качеств детей дошкольного возраста и др. (Е.Н. Вавилова, Ю.Ф. Змановский, Н.Ф. Потехина, Л.Н. Пустынникова, Е.А. Сагайдачная, Е.А. Тимофеева, Н.Т. Терехова и др.). Однако вопросы развития эмоциональной устойчивости дошкольников в процессе двига¬тельной деятельности изучены недостаточно.
Исходя из актуальности, проблемой исследования являются каковы педагогические условия развития эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры?
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объектом исследования является процесс повышения эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.
Предметом исследования являются педагогические условия повышения эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза: развитие эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста обеспечивается, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
- обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход к детям с различными уровнями проявления эмоциональной устойчивости;
- использовать систему релаксационных упражнений в режимных моментах;
- обеспечить взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников с целью развития эмоциональной устойчивости старших дошкольников.
Проблема, предмет и объект исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Раскрыть сущность понятия «эмоциональная устойчивость» в психолого-педагогических исследованиях.
2. Охарактеризовать особенности развития эмоциональной устойчивости в дошкольном возрасте.
3. Раскрыть возможности средств физической культуры на развитие эмоциональной устойчивости дошкольников.
4. Выявить уровень эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста.
5. Апробировать педагогические условия, обеспечивающие развитие эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры.
6. Проанализировать полученные результаты.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: наблюдение; беседа, анкетирование,
педагогический эксперимента; качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька» г. Грайворона Грайворонского района Белгородской области
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития эмоциональной устойчивости на сегодняшний момент является актуальной. Эмоциональная устойчивость является интегральным свойством психики, которое выражается в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности, неподверженность эмоциональных состояний отрицательным влияниям (внешним и внутренним). Это один из психологических факторов надежности, эффективности и успешности деятельности. Благодаря эмоциональной устойчивости, как качеству личности, происходит перестройка ее функций (побудительных, регуляторных и исполнительских), которая позволяет увеличить эффективность деятельности. Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях. Эмоциональная устойчивость может иметь разные уровни, которые определяются ее структурой, индивидуальными особенностями личности, опытом, знанием, навыками, умениями.
Эмоциональная устойчивость рассматривается как один из компонентов психического здоровья и индивидуальная характеристика эмоциональной сферы дошкольников, выражающиеся в стабильности эмоциональных реакций и отношений ребёнка к окружающей действительности, в адекватности эмоционального реагирования, силе выраженности переживаемых эмоций, особенностях эмоционального реагирования и обеспечивающие успешную адаптацию ребёнка в социуме.
Анализ современных психолого-педагогических исследований проблемы содержательно-организационных возможностей физической культуры в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста убедительно доказывает взаимосвязь между движениями и состоянием психики. Увеличение двигательной активности, развитие физических качеств оказывают стимулирующее воздействие на перцептивные, мнемические, психические и интеллектуальные процессы детей и подростков.
В дошкольном возрасте проявлениями эмоциональной устойчивости являются: на уровне познавательных процессов: правильное восприятие обстановки, ее анализ и оценка, принятие решений, последовательность и безошибочность действий к достижению целей; на уровне поведенческих реакций: точность движений, тембр, скорость и выразительность речи; изменения во внешнем виде (выражение лица, взгляд, мимика и др.).
Физическая культура имеет огромный потенциал в эмоциональном развитии ребенка, в повышении его эмоциональной устойчивости: активизируется нравственное развитие, формируются положительные качества личности; физические нагрузки снимают нервное напряжение и создают устойчивое, положительное настроение; ребенок адекватно эмоционально реагирует при взаимодействии с окружающей действительностью; проявляется сила выраженности переживаемых эмоций, стабильность особенностей эмоционального реагирования.
В связи с этим нами была организована экспериментальная работа по проблеме исследования с детьми старшего дошкольного возраста на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Капелька» г. Грайворона Грайворонского района Белгородской области.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента было выявлено преобладание низкого уровня 56% (16 детей). У детей часто преобладает неадекватное эмоциональное реагирование при взаимодействии с окружающими людьми, с ним трудно найти общий язык, договориться, часто меняет решения или «уходит» в себя, капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, невыдержанный, нетерпеливый, неустойчив в интересах; не доводит дело до конца. Эмоциональная подвижность проявляется в быстрой и частой смене настроений, ребёнок может быть весел, засмеяться и быстро заплакать, вступать в контакт и быть замкнутым. Характерна неадекватная интенсивность и длительность эмоциональных проявлении. В целом отрицательный эмоциональный фон, заострённая эмоциональная чувствительность и впечатлительность, чрезмерная экспрессивность (мимическая и двигательная); имеют место эмоциональные отклонения (агрессивность, тревожность, гиперактивность и др.). Что позволило нам разработать и апробировать программу, направленную по развитию эмоциональной устойчивости дошкольников со сверстниками. В основу, которой легли педагогические условия: обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям с различными уровнями проявления эмоциональной устойчивости; использование системы релаксационных упражнений в режимных моментах; обеспечение взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников с целью развития эмоциональной устойчивости старших дошкольников.
Повторная диагностика показала позитивную динамику развития эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста, было отмечено, что высокий уровень эмоциональной устойчивости вырос на 31% и составил 44% дошкольников. Средний уровень проявления эмоциональной устойчивости увеличился на 8% и был выявлен у 45% дошкольников. Низкий уровень проявления эмоциональной устойчивости уменьшился на 39% и был выявлен у 11% старших.
Анализ результатов экспериментальной работы подтвердил необходимость реализации педагогических условий для развития эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста и позволяет говорить о том, что цель исследования достигнута, задачи исследования решены, педагогические условия гипотезы доказаны.
1. Аболин, A.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / A.M. Аболин. - Казань, 1987. - 261 с.
2. Адашкявичене, Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст] / Э.И. Адашкявичене. - М. : Просвещение, 1992. - 159 с.
3. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду [Текст] / Е.А. Алябьева. - М., 2003. - 88 с.
4. Алямовская, В.Г. Организация гибкого режима в дошкольном учреждении [Текст] / В.Г. Алямовская. - Н. Новгород, 1998. - 60 с.
5. Алямовская, В.Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста [Текст] / В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова. - М. : «Издательство Скрипторий 2000», 2002. - 80 с.
6. Алямовская, В.Г. Программа «Здоровье» в дошкольном учреждении [Текст] / В.Г. Алямовская // Дошкольное воспитание. - 1994. - №10-11. - С. 31-39.
7. Аристотель. Сочинения [Текст] / Аристотель; Ред. и вступ. ст. В.Ф. Асмуса. В 4 т. (Серия «Философское наследие»). - М. : Мысль, 1975-1983. - Т. 1. - 1975. - 552 с.
8. Вильчковский, Э.С. Развитие двигательной функции детей [Текст] / Э.С. Вильчковский. - Киев, 1983. - 205 с.
9. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технологии физического воспитания детей 5-7 лет [Текст] / Л.Н. Волошина. - М. : АРКТИ, 2004. - 144 с.
10. Волошина, Л.Н. Игровые проблемы и технологии физического воспитания малышей [Текст] / Л.Н. Волошина. - Белгород, 2002. - 120 с.
11. Волошина, Л.Н. Спортивные игры и упражнения [Текст] / Л.Н. Волошина. - Белгород, 1997. - 132 с.
12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб., 1997. - 150 с.
13. Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ [Текст] / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. - М. : 5 за знания, 2005. - 112 с.
14. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья [Текст] / Н.И. Дереклеева. - М. : Вако, 2004. - 150 с.
15. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств детей [Текст] : Альбом диагностических методик. - М., 2000. - 65 с.
16. Дружные ребята (воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / Р.С. Буре, В.Р. Лисина, М.В. Воробьева и др. - М. : МИГУ, 1997. - 96 с.
17. Дубровина, И.В. Возрастные особенности психического развития детей [Текст] / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М., 1982. - 147 с.
18. Дьяченко, М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости [Текст] / М.И. Дьяченко, В.А. Иономаренко // Вопросы психологии. - 1990. - №1. - С. 106-112.
19. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск : Харвест, 2004. - 576 с.
20. Егоров, Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми [Текст] / Б. Егоров // Начальная школа. - 2001. - № 12. - С. 103-111.
21. Запорожец, А.В. Развитие общения у дошкольников / А.В. Запорожец, М.И. Лисина. - М., 1974. - 152 с.
22. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка // Исихология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) [Текст] / Иод ред. А.В. Запорожца, А.И. Усовой. - М. : Просвещение, 1966. - С. 5-10.
23. Захарова, Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия / Е.И. Захарова // Журнал практического психолога. - 1996. - № 6. - С. 11-34.
24. Игровой самомассаж (точечный, общий, лица, рук и пальцев, ушных раковин и стоп) [Текст] / З. Береснева, М. Картушина, Н. Соловьёва, Б. Егоров, В. Алямовская и др. - М., 2015. - 149 с.
25. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. - СПб. : Питер, 2000. - 464 с.
26. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер,
2001. - 752 с.
27. Исаева, С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе [Текст] / С.А. Исаева. - М., 2004. - 241 с.
28. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] : Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 240 с.
29. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник
международных договоров СССР. - Выпуск XLVI. - 1993.
30. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] /
A. Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М. : Академия, 2003. - 176 с.
31. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления [Текст] /
B. Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 296 с.
32. Лазарев, М.Л. Оздоровительно-развивающая программа
«Здравствуй» для дошкольных образовательных учреждений [Текст] / М.Л. Лазарев. - М. : Мнемозина, 2004. - 39 с.
33. Леонтьев, А.Н. Деятельность и общение [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. - 1979. - №1. - С. 121 -132.
34. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А.Н. Леонтьев // Советская педагогика. - 1944. - №8-9. - С. 33-49.
35. Лесгафт, П.Ф. Главные труды с комментариями профессоров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина, А.Т. Марьяновича [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - СПб : ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького, 2006. - 720 с.
36. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и спорт, 1952. - Т.1. - 370 с.; Т.2. - 380 с.
37. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М. : Ин-т практ. психологии, 1997. - 384 с.
38. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М. : Генезис, 2000. - 188 с.
39. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст] / В.М. Минаева. - М. : АРКТИ, 2001. - 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
40. Нечаева, В.Г. Формирование комплексных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская. - М., 1968. - 382 с.
41. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : федер. закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Российская газета. - № 276. - 2007. - 08 дек.
42. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч.1). - Ст. 7598. - Режим доступа: http: //www.pravo .gov .ru
43. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. - 2013. - 25 нояб. - № 265.
44. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] / А.А. Осипова. - М.,
2002. - 211 с.
45. Осокина, Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина. - М. : Просвещение, 1980. - 224 с.
46. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]; сост. А.Н. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. - СПб. : Акцидент, 1995. - 36 с.
47. Павлова, И.М. Развитие эмоциональной устойчивости учащихся юношеского возраста [Текст] / И.М. Павлова. - М., 2000. - 135 с.
48. Пиаже, Ж. Психология ребенка [Текст] / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер; пер. кн. «La psychologic de I'enfant». - СПб. : Питер, 2003. - 160 с.
49. Платон. Собрание сочинений [Текст] : в 4 т. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. - М. : Мысль, 1990-1994. - Т. 1. - 1990. - 864 с.
50. Психологический словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - СПб., 2016. - 921 с.
51. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я. Рейковский. - М., 1979. - 123 с.
52. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 1999. - 720 с.
53. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет [Текст] / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 144 с.
54. Соловьева, Н. Об использовании дыхательных упражнений и точечного массажа в работе с дошкольниками [Текст] / Н. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 4. - С. 107-111.
55. Спиноза, Б. Этика. Избранные произведения [Текст] / Б. Спиноза. - Т. 1-2. - М., 1957. - 320 с.
56. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М., 2004. - 144 с.
57. Танцевально-ритмические упражнения [Текст] / Ж.Е. Фирилёва, Ж.Е. Сайкина, Ю.Ф. Змановский и др. - М., 2014. - 234 с.
58. Фирилева, Ж.Е. «Са-Фи-Дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей [Текст] / Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. - СПб : Детство-пресс,
2003. - 352 с.
59. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] : учеб. пособие для средних пед. учеб. завед. / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. - М. : Академия, 1996. - 123 с.
60. Эльконин, Д.Б. Основные вопросы теории детской игры [Текст] / Д.Б. Эльконин // Психология и педагогика игры дошкольника : Материалы симпозиума / Под ред. А.Б. Запорожца, А.Л. Усовой. - М. : Просвещение, 1966. - С. 11-37.
61. Якобсон, С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности [Текст] / С.Г. Якобсон // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. - М. : НИИ ОП, 1976. - С. 41-59.