Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

Работа №68242

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
624
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
1.1 Теоретические аспекты изучения проблемы фонетико -
фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Формирование фонетико - фонематической стороны речи в
онтогенезе 10
1.3 Особенности фонематического восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи 16
1.4 Специфика работы учителя - логопеда в условиях дошкольного
логопедического пункта 23
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
2.1 Исследование особенностей формирования фонематического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи 31
2.2 Методические рекомендации по формированию фонематического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 53


Фонетико - фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие нарушением фонематических процессов, могут оказаться в числе детей с нарушением письма и чтения. У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими.
Отставание в развитии фонематического слуха создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, постоянно растет. Среди них большую часть составляют дети 5 - 6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный и сохранный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из - за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и др.).
Изучением фонетико - фонематических процессов занимались Р.Е.Левина, В.К. Орфинская, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.А.Ткаченко и другие. Их исследования показали, что основным признаком фонетико-фонематического недоразвития является незаконченный процесс становления и дифференциации звуков. Они считают, что фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи, а впоследствии и для формирования навыков письма.
Н.И Жинкин говорил, что формирование звуковой стороны речи при нормальном её развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения.
Дифференциация звуков речи, как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения сигнальных признаков и отвлечения их от несущественных, не имеющих фонематического значения.
У детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи, как показали специальные исследования М.Ф. Фомичевой, фонематическое восприятие необходимо последовательно развивать, используя логопедические приемы в определенной системе, предполагающей сочетание коррекции произношения и формирования широкой ориентировки детей в языковой действительности.
В силу ряда причин проблема формирования фонематического восприятия у дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи, нуждающихся в коррекционной помощи является актуальной, так как недостаточно глубоко изучена, и количество детей с этим речевым нарушением увеличивается.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта.
Цель исследования: определение содержания логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного
возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи в условиях
логопедического пункта.
Объект исследования: особенности формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта.
Предмет исследования: направления и содержание работы по формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование
фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи будет эффективно при соблюдении следующих условий:
1) проведение систематической работы по формирования фонетико - фонематических процессов у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи;
2) поэтапность в реализации содержания логопедического воздействия;
3) реализация комплексного коррекционно-педагогического
сопровождения дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи;
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Определить научно - теоретические основы изучаемой проблемы по развитию фонетико - фонематической стороны речи, нарушений звуковой культуры речи, развития неречевых функций и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
2. Исследовать уровень развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта.
3. Проанализировать полученные данные об уровне развития
фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим нарушением речи.
4. Составить методические рекомендации по формированию
фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи для педагогов и родителей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по теме исследования; эмпирические: изучение психолого - педагогической
документации, метод индивидуального комплексного обследования; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико - методологической основой исследования работы выступили исследования области логопедии, специальной психологии, коррекционной педагогики следующих авторов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, P.E. Левиной, Г.А. Каше, О.В. Правдиной, Р.И. Лалаевой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка», г. Белгород.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Фонетико - фонематическое недоразвитие речи формирует у детей комплекс проблем, связанных как с речевыми, так и с неречевыми нарушениями. Поэтому для проведения эффективной коррекционно-педагогической логопедической работы с детьми необходимо тщательно и профессионально грамотно проводить обследование всех сторон развития ребенка.
Фонетико - фонематическое недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие), что является базой для развития и формирования фонематических процессов. Поэтому, обучение детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи должно начинаться с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование.
В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели четыре вопроса: теоретические аспекты изучения проблемы фонетико - фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста; формирование фонетико - фонематической стороны речи в онтогенезе; особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико
- фонематическим недоразвитием речи и специфика работы учителя логопеда в условиях дошкольного логопедического пункта.
Изучив литературу по теме, мы пришли к выводу, что необходимо проводить работу по всестороннему развитию детей имеющих нарушения речи, а также его взаимоотношению с окружающими. Эту работу можно проводить, как в специально организованной коррекционно - развивающей деятельности, так и в ходе режимных процессов.
Это было подтверждено и в ходе нашего исследования состояния фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико
- фонематическим недоразвития речи, в котором приняли участие 10 детей.
Диагностическое обследование по выявлению уровня формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи, позволило оценить речевую способность детей с помощью различных методов и приемов. Результаты исследования показали, что высокий уровень отмечается у 50% детей - это 5 человек и средний уровень выявлен у 50% - 5 детей. Низкий уровень фонематического
восприятия не выявлен.
Полученные данные позволили нам утверждать, что учитель - логопед уделяет недостаточное внимание формированию фонематического восприятия, что требует совершенствования организации логопедического занятия в этом направлении. Основной формой организации коррекционно - педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи выступает индивидуальное логопедическое занятие.
Исходя из этого, нами были разработаны методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
При этом важно это делать систематически, циклично, а так же логопеду необходимо руководить процессом, ориентируясь на дифференцированный подход и создание атмосферы сотрудничества.
Изложенные игровые упражнения могут быть широко использованы в логопедической работе, что позволит устранить недостатки в формировании фонематического восприятия и тем самым подготовить детей к успешному овладению в дальнейшем чтением и письмом.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: [Текст]: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Баряева, Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития [Текст]: / Л.Б. Беряева, А. Зарин. - С-Пб.: Изд-во ПГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз» 2005.
3. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. [Текст] учебное пособие / В.И. Бельтюков. - М.: Междунар. пед. академия, 2004
4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада [Текст]: учебное пособие / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2005.
5. Волкова, Г. А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: пособие для логопеда / Г. А. Волкова. СПб.: изд. «Детство - Пресс» , 2008. - 144 с
6. Выгодский, Л. С. Основы дефектологии [Текст]: сбор.соч. Т.5 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика,1983. - С.6-84.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения речи [Текст]: учебное пособие / А.Н. Гвоздев. - Спб.,2007.
8. Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития: [Текст]: афтореферат / Г. Г. Голубева. - СПб., 1996
9. Глухов В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи [Текст]: пособие для логопеда / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова// 2005.
10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод. рек.
СПб., 2002.
11. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / [Текст]: учебное
пособие / Н. И. Жинкин. М.: Педагогика, 2003
12. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст]: учебное пособие / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева . - М.:Эксмо, 2011 .
13. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст]: учебное пособие / Н.С. Жукова. - М.: Педагог, 2004 .
14. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. [Текст]: кн. для логопеда / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин - - М.:Просвещение, 1963.
15. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст]: - М.: Издательский центр «Ai 16. Ковшиков B.A. Исправление нарушений различения звуков. [Текст] Кн. для логопеда: - С. - Пб.: СAТИС, 2005
17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) [Текст]: учебное пособие / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко- М., 1998.
18. Красногорский, Н. И. Peчeвыe рефлексы у детей. Этапы развития речи у детей [Текст]: - М.: Просвещение, 2002.
19. Лалаева P. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: Кн. для логопеда / P.H. Лалаева. - М.: Гуманит. изд. центр BЛAДOС, 2008.
20. Левина P.E Oснoвы теории и практики логопедии [Текст]: / Под ред. P.E. Левиной. - М.: Просвещение, 1997
21. Леонтьев A. A. Основы психолингвистики [Текст]: учебное пособие / A.A. Леонтьев. - М.: Красанд, 2010.
22. Логопедия: Yчeбник для студентов дефектологического фак. пед. высш. учеб.заведений [Текст]: / под ред. Л. С, Волковой, С. Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: BЛAДOС, 2002.
23. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. Вузов [Текст]: труды научной сессии по логопедии / под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАД ОС, 2003
24. Лурия A.P. Внимание и память. [Текст]:—М.: Институт
общегуманитарных исследований, 2002.
25. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи [Текст]:/ Н.В. Нищева. - МПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2009.
26. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. [Текст]: - М.: Учпедгиз, 2006
27. Поваляева М.А. Основоположники отечественной логопедии.
Справочник логопеда [Текст]:/ М.А. Поваляева. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011.
28. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолог. фак. Пед-вузов [Текст]: - М.: «Просвещение», 2009.
29. Рычкова В.Н. Положение о дошкольном логопедическом пункте: региональный опыт разработки // Логопед. 2008. №8. С. 24-36.
30. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы ДОУ. М., 2008. С 2010/11 уч. года - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10. М., 2011.
31. Степанова О.А. Из опыта работы дошкольного логопедического пункта // Дефектология. 1994. №2. С. 74-78.
32. Степанова О.А. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении: Организация и содержание. Учеб. Пособие. М., 2009.
33. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей [Текст]: / Т.А. Ткаченко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
34. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и метод. рек. для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). М., 2007. - 223с.
35. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
Практикум по логопедии. [Текст]: / Учебное пособие для учащихся
педагогических училищ. — М.: Просвещение, 2002
36. Хватцев М. E. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. [Текст]: - М., Учпедгиз. 2007
37. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. [Текст]: - М., 2002
38. Шаброва С.Е., Федорова И.Ю. Модель деятельности учителя-логопеда и педагога - психолога в условиях дошкольного логопедического пункта // Логопед. 2007. № 4. С. 38-43
39. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия [Текст]: учебное пособие / Н.Х. Швачкин. - М.: Лабиринт, 2004
40. Швачкин, Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Н.Х. Швачкин. - СПб., 2004


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ