ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
1.1 Теоретические аспекты изучения проблемы фонетико -
фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Формирование фонетико - фонематической стороны речи в
онтогенезе 10
1.3 Особенности фонематического восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи 16
1.4 Специфика работы учителя - логопеда в условиях дошкольного
логопедического пункта 23
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
2.1 Исследование особенностей формирования фонематического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи 31
2.2 Методические рекомендации по формированию фонематического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
1.1 Теоретические аспекты изучения проблемы фонетико -
фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Формирование фонетико - фонематической стороны речи в
онтогенезе 10
1.3 Особенности фонематического восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи 16
1.4 Специфика работы учителя - логопеда в условиях дошкольного
логопедического пункта 23
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
2.1 Исследование особенностей формирования фонематического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи 31
2.2 Методические рекомендации по формированию фонематического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Фонетико - фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие нарушением фонематических процессов, могут оказаться в числе детей с нарушением письма и чтения. У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими.
Отставание в развитии фонематического слуха создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, постоянно растет. Среди них большую часть составляют дети 5 - 6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный и сохранный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из - за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и др.).
Изучением фонетико - фонематических процессов занимались Р.Е.Левина, В.К. Орфинская, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.А.Ткаченко и другие. Их исследования показали, что основным признаком фонетико-фонематического недоразвития является незаконченный процесс становления и дифференциации звуков. Они считают, что фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи, а впоследствии и для формирования навыков письма.
Н.И Жинкин говорил, что формирование звуковой стороны речи при нормальном её развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения.
Дифференциация звуков речи, как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения сигнальных признаков и отвлечения их от несущественных, не имеющих фонематического значения.
У детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи, как показали специальные исследования М.Ф. Фомичевой, фонематическое восприятие необходимо последовательно развивать, используя логопедические приемы в определенной системе, предполагающей сочетание коррекции произношения и формирования широкой ориентировки детей в языковой действительности.
В силу ряда причин проблема формирования фонематического восприятия у дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи, нуждающихся в коррекционной помощи является актуальной, так как недостаточно глубоко изучена, и количество детей с этим речевым нарушением увеличивается.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта.
Цель исследования: определение содержания логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного
возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи в условиях
логопедического пункта.
Объект исследования: особенности формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта.
Предмет исследования: направления и содержание работы по формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование
фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи будет эффективно при соблюдении следующих условий:
1) проведение систематической работы по формирования фонетико - фонематических процессов у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи;
2) поэтапность в реализации содержания логопедического воздействия;
3) реализация комплексного коррекционно-педагогического
сопровождения дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи;
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Определить научно - теоретические основы изучаемой проблемы по развитию фонетико - фонематической стороны речи, нарушений звуковой культуры речи, развития неречевых функций и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
2. Исследовать уровень развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта.
3. Проанализировать полученные данные об уровне развития
фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим нарушением речи.
4. Составить методические рекомендации по формированию
фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи для педагогов и родителей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по теме исследования; эмпирические: изучение психолого - педагогической
документации, метод индивидуального комплексного обследования; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико - методологической основой исследования работы выступили исследования области логопедии, специальной психологии, коррекционной педагогики следующих авторов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, P.E. Левиной, Г.А. Каше, О.В. Правдиной, Р.И. Лалаевой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка», г. Белгород.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие нарушением фонематических процессов, могут оказаться в числе детей с нарушением письма и чтения. У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими.
Отставание в развитии фонематического слуха создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, постоянно растет. Среди них большую часть составляют дети 5 - 6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный и сохранный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из - за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и др.).
Изучением фонетико - фонематических процессов занимались Р.Е.Левина, В.К. Орфинская, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.А.Ткаченко и другие. Их исследования показали, что основным признаком фонетико-фонематического недоразвития является незаконченный процесс становления и дифференциации звуков. Они считают, что фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи, а впоследствии и для формирования навыков письма.
Н.И Жинкин говорил, что формирование звуковой стороны речи при нормальном её развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения.
Дифференциация звуков речи, как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения сигнальных признаков и отвлечения их от несущественных, не имеющих фонематического значения.
У детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи, как показали специальные исследования М.Ф. Фомичевой, фонематическое восприятие необходимо последовательно развивать, используя логопедические приемы в определенной системе, предполагающей сочетание коррекции произношения и формирования широкой ориентировки детей в языковой действительности.
В силу ряда причин проблема формирования фонематического восприятия у дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи, нуждающихся в коррекционной помощи является актуальной, так как недостаточно глубоко изучена, и количество детей с этим речевым нарушением увеличивается.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта.
Цель исследования: определение содержания логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного
возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи в условиях
логопедического пункта.
Объект исследования: особенности формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта.
Предмет исследования: направления и содержание работы по формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование
фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи будет эффективно при соблюдении следующих условий:
1) проведение систематической работы по формирования фонетико - фонематических процессов у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи;
2) поэтапность в реализации содержания логопедического воздействия;
3) реализация комплексного коррекционно-педагогического
сопровождения дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи;
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Определить научно - теоретические основы изучаемой проблемы по развитию фонетико - фонематической стороны речи, нарушений звуковой культуры речи, развития неречевых функций и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
2. Исследовать уровень развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта.
3. Проанализировать полученные данные об уровне развития
фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим нарушением речи.
4. Составить методические рекомендации по формированию
фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи для педагогов и родителей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по теме исследования; эмпирические: изучение психолого - педагогической
документации, метод индивидуального комплексного обследования; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико - методологической основой исследования работы выступили исследования области логопедии, специальной психологии, коррекционной педагогики следующих авторов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, P.E. Левиной, Г.А. Каше, О.В. Правдиной, Р.И. Лалаевой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка», г. Белгород.
Фонетико - фонематическое недоразвитие речи формирует у детей комплекс проблем, связанных как с речевыми, так и с неречевыми нарушениями. Поэтому для проведения эффективной коррекционно-педагогической логопедической работы с детьми необходимо тщательно и профессионально грамотно проводить обследование всех сторон развития ребенка.
Фонетико - фонематическое недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие), что является базой для развития и формирования фонематических процессов. Поэтому, обучение детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи должно начинаться с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование.
В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели четыре вопроса: теоретические аспекты изучения проблемы фонетико - фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста; формирование фонетико - фонематической стороны речи в онтогенезе; особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико
- фонематическим недоразвитием речи и специфика работы учителя логопеда в условиях дошкольного логопедического пункта.
Изучив литературу по теме, мы пришли к выводу, что необходимо проводить работу по всестороннему развитию детей имеющих нарушения речи, а также его взаимоотношению с окружающими. Эту работу можно проводить, как в специально организованной коррекционно - развивающей деятельности, так и в ходе режимных процессов.
Это было подтверждено и в ходе нашего исследования состояния фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико
- фонематическим недоразвития речи, в котором приняли участие 10 детей.
Диагностическое обследование по выявлению уровня формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи, позволило оценить речевую способность детей с помощью различных методов и приемов. Результаты исследования показали, что высокий уровень отмечается у 50% детей - это 5 человек и средний уровень выявлен у 50% - 5 детей. Низкий уровень фонематического
восприятия не выявлен.
Полученные данные позволили нам утверждать, что учитель - логопед уделяет недостаточное внимание формированию фонематического восприятия, что требует совершенствования организации логопедического занятия в этом направлении. Основной формой организации коррекционно - педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи выступает индивидуальное логопедическое занятие.
Исходя из этого, нами были разработаны методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
При этом важно это делать систематически, циклично, а так же логопеду необходимо руководить процессом, ориентируясь на дифференцированный подход и создание атмосферы сотрудничества.
Изложенные игровые упражнения могут быть широко использованы в логопедической работе, что позволит устранить недостатки в формировании фонематического восприятия и тем самым подготовить детей к успешному овладению в дальнейшем чтением и письмом.
Фонетико - фонематическое недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие), что является базой для развития и формирования фонематических процессов. Поэтому, обучение детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи должно начинаться с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование.
В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели четыре вопроса: теоретические аспекты изучения проблемы фонетико - фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста; формирование фонетико - фонематической стороны речи в онтогенезе; особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико
- фонематическим недоразвитием речи и специфика работы учителя логопеда в условиях дошкольного логопедического пункта.
Изучив литературу по теме, мы пришли к выводу, что необходимо проводить работу по всестороннему развитию детей имеющих нарушения речи, а также его взаимоотношению с окружающими. Эту работу можно проводить, как в специально организованной коррекционно - развивающей деятельности, так и в ходе режимных процессов.
Это было подтверждено и в ходе нашего исследования состояния фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико
- фонематическим недоразвития речи, в котором приняли участие 10 детей.
Диагностическое обследование по выявлению уровня формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи, позволило оценить речевую способность детей с помощью различных методов и приемов. Результаты исследования показали, что высокий уровень отмечается у 50% детей - это 5 человек и средний уровень выявлен у 50% - 5 детей. Низкий уровень фонематического
восприятия не выявлен.
Полученные данные позволили нам утверждать, что учитель - логопед уделяет недостаточное внимание формированию фонематического восприятия, что требует совершенствования организации логопедического занятия в этом направлении. Основной формой организации коррекционно - педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи выступает индивидуальное логопедическое занятие.
Исходя из этого, нами были разработаны методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
При этом важно это делать систематически, циклично, а так же логопеду необходимо руководить процессом, ориентируясь на дифференцированный подход и создание атмосферы сотрудничества.
Изложенные игровые упражнения могут быть широко использованы в логопедической работе, что позволит устранить недостатки в формировании фонематического восприятия и тем самым подготовить детей к успешному овладению в дальнейшем чтением и письмом.
Подобные работы
- Индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в дошкольной организации
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у
обучающихся дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии в
условиях логопедического пункта
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у обучающихся дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии в условиях логопедического пункта
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-
ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция недоразвития фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по коррекции фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция недоразвития фонетико-фонематической системы речи у
детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в
условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование фонетики у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта
Магистерская диссертация, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022



