Введение 3
Глава I. Терминологический аппарат 8
Глава II. Средства лексемообразования глагола в древнеуйгурском языке 13
1. Морфологический способ глаголообразования 13
2. Сложные глаголы 33
Заключение 40
Список сокращений 41
Список источников 42
Список цитируемой литературы 42
Вопрос лексемообразования глаголов в языке древнеуйгурских памятников затрагивался в разных работах по лексике и лексикологии тюркских языков. И интерес к данной теме абсолютно обоснован, ведь лексемы являются тем фундаментом языка, на котором основана речь каждого коммуниканта. А способы их образования, безусловно, представляются одной из интереснейших областей для изучения, поскольку ознакомление с данной областью морфологии позволяет нам лучше понимать языковые процессы и, соответственно, изучаемый язык.
В настоящее время работы по лингвистическим направлениям в основном посвящены словоизменению, поскольку проблема лексемообразования представляется довольно понятной и прозрачной, однако здесь также достаточно спорных вопросов. При описании тех или иных лексемообразовательных приемов у исследователей возникали определенные разногласия.
Целью данной работы представляется описание способов глаголообразования на основании изученного фактического материала и выяснение степени их продуктивности на период создания рассматриваемых памятников.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи: во-первых, составить терминологический аппарат, необходимый для дальнейшей работы; во-вторых, выделить способы лексемообразования глаголов; в-третьих, проанализировать конкретные примеры способов лексемообразования глаголов и выяснить степень их производительности на момент создания рассмотренных памятников, в-четвертых, описать язык памятников изучаемого периода.
Традиционно в трудах, описывающих древнетюркские языки и древнетюркские памятники, выделяют три эпохи их развития.
Наиболее древней эпохой традиционно считается алтайская эпоха, во время которой тюркские языки были слабо разделены с монгольскими языками. Ее временные рамки размыты, памятники данного периода до сих пор не обнаружили.
Второй эпохой признается Хуннская эпоха (III в. до н. э. - IV в. н. э.), на протяжении которой происходит развитие и распад племенного союза Хунну на западных и восточных Хунну. В этот период языки этих двух частей некогда единого племенного союза приобретают свои особые черты.
Памятников данного периода, как и памятников периода алтайской эпохи, обнаружить не удалось. Третьей эпохой Н. А. Баскаков называет Древнетюркскую эпоху, которая, в свою очередь, подразделяется на три периода: тукюйский (V - VIII вв.), древнеуйгурский (VIII - IX вв.) и древнекиргизский (IX - X вв.) В эту эпоху происходит окончательное разделение тюркских (у потомков западных Хунну) и монгольских (у потомков восточных Хунну) языков. Далее западные Хунну продвигаются на запад и ассимилируются с тюркскими и другими народами, а после распада Гуннского государства входят в состав племенных союзов булгар и хазаров. Восточные Хунну попадают под власть жуань-жуаней в IV в., однако в 552 г. во главе с племенем Тукю восстают и создают Тукюйскую кочевую империю, которая уже в 580-584 гг. распадается на государства западных и восточных Тукю. В середине VII в. восточная часть оказывается под властью Китая, южная часть Западнотукюйского государства попадает сперва под власть Китая, затем отходит арабам. Северная часть Западнотукюйского государства сначала переходит к тиргешам, а в VIII в. к карлукам.
Долгое время их дешифровка памятников данного периода была невозможна, но в 1889 году в Сибири были найдены двуязычные надписи. Экспедиция Н.М. Ядринцева летом обнаружила на берегу притока реки Орхон два захоронения, в которых располагались памятники в честь Кюль- Тегина и Могилян-хана. Памятник Тоньюкука был открыт Е. Л. Клеменец в 1897 году. Успеху дешифровки этих находок В.В. Радловым и В. Томсеном в 1893 году послужило наличие на них второго вида письма - китайских иероглифов.
Как неоднократно отмечалось многими тюркологами, древнетюркские рунические письмена могут одновременно служить в качестве литературных и исторических памятников. С.Г. Кляшторный относит их «...к раннему архаическому типу историко-биографического повествования, совмещенного не только с политической декларацией и социальной дидактикой... но и с отзвуками более древней структуры мышления».
Наиболее ранним из тюркских языков традиционно считается язык орхонских и енисейских рунических памятников 7-9 веков, формировавшихся на основе языка огузских племен. «Как языку литературному, ему свойственны обработанность, смешанно-наддиалектный характер». Большинство памятников представлены достаточно хорошо отработанным письменно-литературным языком с некоторыми диалектными особенностями. Однако каждый, в отдельности взятый, памятник представляет собой скорее не слияние языков, а свой диалект языка. Например, нам неизвестно почему в одном случае одного и того же памятника автор использует повелительное наклонение второго лица единственного числа -yyl: jayyl tidi - он сказал: присоединяйся! (Т 5); а в другом случае нет: tabyac baridanjan tag - Табгач, ты нападай с юга! (Т 11) Данная тема требует более глубокого изучения.
Уйгурский союз племен объединял племена, входившие в восточную часть Тукюйской империи с 745 и до 840 гг., то есть до разгрома уйгуров киргизами. После часть уйгуров ушла на запад и основала в Джунгарии новое уйгурское государство тогуз-уйгуров, сохранившееся до монгольского завоевания.
Уйгуры, будучи приемниками тукюйцев оставили множество памятников, которые Н. А. Баскаков разделяет на два периода: древние памятники, высеченные на камне, руническим письмом орхонских тюрков и памятники с заимствованной у согдов письменностью. Наиболее крупными представителями второго периода являются манихейские и буддийские религиозные и религиозно - философские сочинения IX-X вв., «отражающие выработанный к тому времени литературно-письменный язык». Это подтверждает и Тенишев: «Собственный литературный язык выработали после переселения в 9 в. на территорию Турфана (Восточный Туркестан) уйгуры. Основу его составляло руническое койне, которым уйгуры пользовались прежде и к которому были добавлены элементы говора городского центра Турфана, близкого к современному уйгурскому языку. Так возник структурно-смешанный язык, называемый в уйгурских рукописях turk ujyur tili, т.е. тюркско-уйгурский язык».
Таким образом, в данной работе языки орхоно-енисейских и уйгурских памятников рассматриваются как родственные, но все же различные древнетюркские языки.
Для достижения поставленных задач мы проанализировали литературу, непосредственно затрагивающую рассматриваемую тему, а так же материал некоторых древнеуйгурских памятников.
В качестве источников фактического материала были взяты памятники древнеуйгурского (памятники уйгурской письменности - «Покаянная молитва манихейцев», «Поклонение волхвов» и фрагменты из буддийской сутры «Золотой блеск», Suv - Suvamaprabhasa- Altun jaruq) периода.
В результате приведенных исследований и анализа материала древнеуйгурских памятников представляется возможным выделить следующие способы лексемообразования глаголов: морфологический и способ образования сложных глаголов. Других способов обнаружить не удалось.
Поскольку под морфологическим способом понимается аффиксация, то есть прибавление аффикса к исходной основе лексемы, то в древнеуйгурском языке в результате исследования обнаружены следующие средства образования глаголов: производительные, малопроизводительные. К
производительным относятся аффиксы -la/-la- и -a/-a-; к
малопроизводительным -°rqa/ -°rka-, -lat/-lat-, -at/-at-, -sa/-sa-, -s-, -r/-ra/-ra-, -syra/ -sira-, -yyn/-yan-, -yq-, -it-, -yar/-kar/-yur/-kur-.
К лексемообразованию в данной работе отнесено и образование сложных глаголов, то есть синтаксический способ лексемообразования, однако он является малопроизводительным для древнеуйгурского языка. Чаще всего для образования аналитических глаголов используются глаголы «qyl» и «bol».
В ходе работы были выполнены основные задачи: составлен
терминологический аппарат, рассмотрены существующие типы лексемообразования глаголов, проанализирован материал выбранных памятников.
Поскольку на данный момент удалось исследовать ограниченное количество памятников древнетюркских языков, то невозможно составить полную картину глаголообразования. Однако, как представляется, в качестве наиболее производительного способа лексемообразования глаголов все-таки следует выделить морфологический или аффиксальный способ.
1. Баскаков, Н. А. Введение в изучение тюркских языков. — М.:
Издательство «Высшая школа», 1969.
2. Виноградов, В. В. Русский язык. — М.: Высшая школа, 1972.
3. Гузев, В. Г. Из доклада на Кононовских чтениях 2008 года «О разграничении понятий «морфема» и «монема»
4. Гузев, В. Г. Очерки по теории тюркского словоизменения: имя (на материале староанатолийско-тюркского языка). — Л.: Издательство ЛГУ, 1987.
5. Гузев, В. Г. Очерки по теории тюркского словоизменения: глагол. — Л.: Издательство ЛГУ, 1990.
6. Древнетюркский словарь — Л.: Наука, 1969.
7. Кляшторный, С. Г. Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии. — СПб: Наука, 2006.
8. Кононов, Н. А. Грамматика языка тюркских рунических памятников (VII¬IX вв.) — Л.: Наука, 1980.
9. Маслов, Ю. С. Введение в языкознание. — М.: Высшая школа, 1998.
10. Севортян, Э. В. Аффиксы именного словообразования в азербайджанском языке. Опыт сравнительного исследования — М.: Наука, 1966.
11. Серебренников, Б. А. Гаджиева, Н. З. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. — М.: Наука, 1986.
12. Словоизменение существительных в турецком языке // Очерки по теоретической грамматике тюркских языков: существительное и глагол / под ред. В. Г. Гузева. — СПб: Издательский дом СПбГУ, 2011.
13. Тенишев, Э. Р. Древнетюркские языки // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
14. Тенишев, Э. Р. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Морфология. — М.: Наука, 1988.