Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОЗАИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ И.А.БУНИНА

Работа №68232

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
254
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I ГЛАВА. ОБРАЗНЫЕ ДОМИНАНТЫ ПРОЗАИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
И.А. БУНИНА 5
1.1 Теоретическая интерпретация образности 5
1.2 Образная природа художественного текста 15
1.3 Лексико-семантическое поле образности 21
II ГЛАВА. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА И ИХ
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В ТЕКСТАХ И.А. БУНИНА 27
2.1 Метафорические образы 27
2.2 Эпитет как образная синестезия текста 30
2.3 Олицетворение как средство создания образного восприятия 32
2.4 Ассоциативная модель образности 35
III ГЛАВА. АССОЦИАТИВНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛОВ-
СТИМУЛОВ В ТЕКСТАХ И.А. БУНИНА И СОВРЕМЕННОЙ РЕЧИ
УЧАЩИХСЯ 51
Заключение 65
Список использованных источников 67

Мир писателя, его творческая лаборатория постоянно вызывает интерес исследователей: лингвистов, литературоведов, биографов. История создания и зарождения определенного произведения всегда представляет собой тайну и, вероятно, не может быть окончательно разгадана. Однако стремление к постижению этой тайны, к сопричастности с ней, к приоткрытию ее будущим поколениям и современникам не оставляет множество исследователей. Исследование системы образов, манеры письма писателя, ритмических, композиционно-синтаксических, лексико-семантических, изобразительно-выразительных приемов дает возможность постижения самого главного, что есть у художника, - неповторимого, присущего только ему стиля, понимание которого ведет к лингвистическим, литературоведческим, философским и мировоззренческим открытиям.
Творчество признанного мастера слова И. А. Бунина, поэта и прозаика, почетного академика императорской Академии наук, почетного члена общества любителей российской словесности и лауреата Нобелевской премии представляет особый интерес. Строгое мастерство, редкое, практически безошибочное чутье к слову, отточенность фразы, которая доведена до высшей степени и сочетается с новыми необычными приемами построения произведения литературы, своеобразной системой средств изобразительного характера и музыкальностью являются основными чертами, которые выдвинули И. А. Бунина в первый ряд писателей России.
Потребность в изучении языка И.А. Бунина, его стиля и принципов организации художественного текста не вызывает сомнения, данная тема заслуживает всестороннего и систематического внимания. Для всеобъемлющего освещение необходимо привлечение всех относящихся к данной теме сведений и фактов - творческих, биографических, текстовых и внетекстовых.
Актуальность темы. Обращение к проблеме, которая поставлена, определено тем, что изучение образного пространства художественной организации текста И. А. Бунина дает возможность раскрытию отличительных особенностей индивидуального стиля писателя.
Цель данного исследования - рассмотреть образное пространство прозаических текстов И.А. Бунина.
Задачи исследoвания:
- провести теоретическую интерпретацию образности;
- рассмотреть образную природу художественного текста;
- проанализировать лексико-семантическое поле образности;
- изучить функционирование метафоры прозаических текстов И.А. Бунина;
- выявить особенности использования эпитета в прозаических текстах И. А. Бунина;
- изучить олицетворение в прозаических текстах И. А. Бунина;
- создать ассоциативную модель образности.
Объектом данного исследования являются художественные прозаические тексты, наиболее полно характеризующие бунинский стиль.
Предмет исследoвания - образное пространство прозаических текстов И.А. Бунина.
Теoретическoй основой дипломной работы послужили труды специалистов в области русского языка и культуры речи: Н. Н. Локтюхиной, А. В. Мешалкиной, Е. С. Мироновой, Л. В. Серегиной и других ученых.
Научно-практическая значимость результатов исследования заключается в том, что материал, который содержится в дипломной работе, может использоваться в спецкурсах и семинарах, которые посвящены изучению текстов И. А. Бунина.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Образные языковые единицы, которые объединены общим когнитивным процессом аналогии, по собственной природе содержат компонент ассоциативного характера, позволяющий рассматривать всю систему единиц образного характера в качестве поля метафоризации, отражающей принципы систематизации мира, которые свойственны всем носителям языка и, в частности, одной языковой личности. Лингвокультурный, семасиологический и лексико-семантический анализ тропеических номинаций в художественном дискурсе дает возможность выстраивания ассоциативной модели образности посредством призмы концептов образного характера, которые вербализованы образными единицами: образными сравнениями, метафорами, образными идиомами.
Проведя анализ образных единиц, мы выявили лексемы, которые репрезентируют концепты «женщина», «человек», «любовь», можем сделать заключение о связях содержательно-структурного характера в бунинской ассоциативной модели образности: можно наблюдать постоянство переносов ассоциативного характера между разными областями действительности: человек - животное, жизнь/смерть - путешествие, любовь - огонь (эти модели ассоциативного характера являются общепринятыми и базовыми). В категорию индивидуально-авторских моделей, которые значимы для языковой личности писателя, нами будут отнесены «любовь - солнечный удар»/ «женщина - солнце».
Метафоры имеют связь с мифологическими представлениями (анимизм, тотемизм) и архетипичными образами огня, воды, света. Все модели ассоциативного характера имеют связь с онтологическими и аксиологическими личностными взглядами. Мифологизм представляет собой одну из основных категорий его авторского мировидения, которая пронизывает всю художественную систему образов. Наличие в раскрытии образа противоположных номинаций ассоциативного характера (к примеру, любовь - рай и ад) характеризует другую доминанту сознания автора - амбивалентность.
Двойственность и амбивалентность мировосприятия Бунина находит отражение в комплексных образах синтетического характера оксюморонного типа, которые во внутренней форме совмещают семантические оппозиции - небо/земля, радость/грусть, жизнь/смерть, верх/низ, огонь/вода.
Творческим методом И. А. Бунина сочетается традиционная образная система с новыми тенденциями в воссоздании в языке образа мира - опредмечивание, овеществление мира, детализация, описательность. В то же время «внешний» план доминирует в образных номинациях, в этом находит проявление синестетизм и чувственное начало мировосприятия И. А. Бунина, которое пронизывает все его образы.



1. Адамович Г. Бунин // Одиночество и свобода. - Нью-Йорк: изд. им.А.П. Чехова, 1955. - 581 с.
2. Азадовский М. К. Статьи о литературе и фольклоре / М.К. Азадовский. - М. : Гослитиздат, 1960. - 547 с.
3. Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т. Русский язык по- новому. Часть 2: (уроки 16-22) / М.П. Аксенова. - М.: Форум, 2010. - 408 с.
4. Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т. Русский язык по- новому. Часть 1 (уроки 1-15) / М.П. Аксенова. - М.: Форум, 2010. - 648 с.
5. Амелина, Е.В. Русский язык в таблицах и схемах / Е.В. Амелина. Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 с.
6. Анисимова М.С., Захарова В.Т. Мифологема «дом» и ее художественное воплощение в автобиографической прозе русского Зарубежья: монография. - Н. Новгород: НГПУ, 2004. - 594 с.
7. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 320 с.
8. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 с.
9. Аналитико-синтетическая переработка информации // Электронные
документы: содержание и использование в публичных библиотеках:
справочник.- СПб., 2007. - С. 418-467.
10. Антонова, Е.С. Русский язык: Учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 384 с.
11. Афанасьев В., Боголепов П. Тропа к Тургеневу - М: Детская литература, 1983 - 317 с.
12. Афанасьев В.И. А. Бунин. - М.: Просвещение, 1966. - С. 45.
13. Бабайцева, В.В. Русский язык. Рабочая тетрадь для 9 класса. «Русский язык. Теория. 5-9 классы»: углубленное изучение / В.В. Бабайцева.
- М.: Дрофа, 2012. - 142 с.
14. Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений / Л.А. Баландина. - М.: Изд. Моск. ун-та, 2012. - 256 с.
15. Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи: Практикум для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений / Л.А. Баландина. - М.: Изд. Моск. ун-та, 2012. - 96 с.
16. Берггольц О.Ф. Ленинградская поэма. Поэмы. Стихотворения / Вступ. статья А. Дудина. - Л.,1976. - 547 с.
17. Берггольц О.Ф. Избранные произведения в 2-х томах. Том 1. /Пред. А. Яшин. Л., 1967. - 657 с.
18. Бондаренко, Т.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Т.А. Бондаренко, О.Г. Демченко. - М.: Омега-Л, 2013. - 159 с.
19. Болдырева Е.М., Леденев А.В. И.А. Бунин. Рассказы, Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. - М.: Дрофа, 2007. - 155 с.
20. Бронникова, Ю.О. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / А.П. Сдобнова, Ю.О. Бронникова, И.А. Тарасова; Под ред. А.П. Сдобнова. - М.: Флинта, Наука, 2009. - 176 с.
21. Будильцева, М.Б. Культура русской речи: Учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный / М.Б. Будильцева, Н.С. Новикова, И.А. Пугачев, Л.К. Серова. - М.: Рус. яз. Курсы, 2012. - 232 с.
22. Бунин И.А. Ночь // И.А.Бунин. Собр. соч. В 9т. Т.5. - М.: Художественная литература, 1966. - 898 с.
23. Бунин И.А. Инония и Китеж // Окаянные дни: Неизвестный Бунин.
- М.: Молодая гвардия, 1991. - 640 с.
24. Буркхард Г. Возьми жизнь в свои руки. Работа над собственной биографией / перевод Ю.Бушуевой- М.: evidentis - 2001 - 248 с.
25. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. : в 13 т. / В. Г. Белинский. - М. : АН СССР, 1953. - Т. 1. - 643 с.
26. Валгина Н.С.- Теория текста. - Учебное пособие - М.: Логос, 2003. - 280 с.
27. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М., 1959. - 157 с.
28. Виноградов, В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1977. - 312 с.
29. Грузинский А. Е. И. С. Тургенев. (Личность и творчество) / А.Е. Грузинский. - М., 1918. - 215 с.
30. Захарова В. Импрессионизм в русской прозе Серебряного века: монография. - Нижний Новгород: НГПУ, 2013. - 546 с.
31. Ильин И.А. Талант и творческое созерцание // И.А.Ильин. Одинокий художник. - М.,1993. - 853 с.
32. Ильин И.А. О России // И.А. Ильин. Собр. соч. В.10 т. - М.: Русская книга, 1996. Т.6. - Кн.11. - C. 9.
33. Канкава М. В. О влиянии В. И. Даля на стиль писателей этнографической школы / М. В. Канкава // Поэтика и стилистика русской литературы : сб. ст. - Л., 1971. - С. 174-180.
34. Кардин В. «И, кажется, время на век разлучаться...»: Штрихи к литературному портрету Ольги Берггольц // Первое сентября - 1998 - №4. - С. 76.
35. Константин К.В. Жизнь и творчество. Письма, документы, воспоминания. - М., 1963. - 633 с.
36. Кузьмина С. Русская литературная традиция и онтологическая
поэтика в системе реализма и модернизма //
Problemywspolczesnejkomparatystyki. -T.2. - Poznan: UAM, 2004. - 858 с.
37. Краснянский В.В. словарь эпитетов Ивана Бунина. - М.:
Азбуковник, 2008. - 776 с.
38. Крутикова Л. Верность призванию. // В кн.: Бунин И.А. Избранное.
- М.. 1978.
39. Лавров В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции (1920-1953). - М.: Молодая гвардия, 1989.-- 384 с.
40. Латухина А.Л. Путевые поэмы И.А. Бунина «Тень птицы»: проблема циклизации: канд. дис. - Н.Новгород, 2004. - 326 с.
41. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970. - 383 с.
42. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972. - 271 с.
43. Мальцев Ю. Иван Бунин. Франкфурт-на-Майне. - Москва: Посев, 1994. - 785 с.
44. Манн Ю. В. Утверждение критического реализма. Натуральная школа / Ю. В. Манн // Развитие реализма в русской литературе. - М., 1972. - Т. 1. - С. 234-291.
45. Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь, судьба, творчество. - М.: Современник, 1976. - С. 66.
46. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. - М.: Советский писатель, 1989. - 512 с.
47. Мущенко Е.Г. Двуединство эпического и лирического в прозе И.А. Бунина // Мущенко Е.Г. Путь к новому роману на рубеже XIX-XX в. - Воронеж, 1986.- С. 31.
48. Панаев В. А. Из «воспоминаний» / В.А. Панаев // Григорович Д.В. Литературные воспоминания. - М., 1987. - 770 с.
49. Паустовский К. Иван Бунин // И.А. Бунин. Собр. соч. в 4-х т.Т.3. - М., 1988. - 783 с.
50. Панченко, А.М. Топика и культурная дистанция // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. - М.: Наука, 1986. - 536 с.
51. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. - Изд.2-е, испр. - М.: ACADEMIA, 2004. - С.207
52. Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни». Мир Ивана Бунина. - М.: Рос. Гос. гуманитарный ун-т., 2004. - 270 с.
53. Сливицкая О. Сюжетное и описательное в новеллистике И.А. Бунина // Русская литература. - 1999. - № 1. - С. 50.
54. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 /Отв. ред. Самсонов А.М. - М.: «Наука», 1977. - 768 с.
55. Соколова В. Ф. Этнографическая «школа Даля» в русской литературе середины XIX в. / В. Ф. Соколова // Традиции и новаторство русской прозы и поэзии XIX-XX вв. : сб. науч. тр. - Н. Новгород, 1992. - С. 67-75.
56. Степанов, Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики / Ю.С. Степанов. - М.: Наука, 1975. - 313 с.
57. Страда В. Антон Чехов // История русской литературы: ХХ век: Серебряный век / под ред. Жоржа Нива и др. -М.: Изд. Группа «Прогресс» - «Литера», 1995. - 657 с.
58. Филиппов В. Проблемы формирования импрессионизма в русской живописи последних десятилетий XIX в.: канд. дис. - М., 1973. - С. 17.
59. Фокеев А. Л. Этнографическое направление в русском литературном процессе XIX века : истоки, тип творчества, история развития : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. филол. наук : спец. 10.01.01. «Русская литература» / А. Л. Фокеев. - М., 2004. - 47 с.
60. Чернышов, С.И. Поехали!-1. Русский язык для взрослых.
Начальный курс / С.И. Чернышов. - СПб.: Златоуст, 2012. - 280 с.
61. Шарыпина Т. Проблемы мифологизации в зарубежной литературе XIX-XX в.в.. - Нижний Новгород, 1995. - С. 22.
62. Шахбаза С.А.С. «Образ и его языковое воплощение (на материале английской и американской поэзии)» - диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук - М., 2010. - 152 с.
63. Шестинский О. Памяти Ольги Берггольц / О. Шестинский // Огонек. - 1975. - № 49. - С. 30.
64. Штильман, С.Л. Русский язык в старших классах. Орфография: Книга для учеников и родителей: Учебное пособие / С.Л. Штильман. - М.: МГУ, 2012. - 288 с.
65. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов вузов / Н.Ю. Штрекер. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 351 с.
66. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ под ред. Бердникова Г.П. - М.: Педагогика, 1988. - 657 с.
67. Юркина Л. Символ и его художественные функции: канд. диссертация. - М., 1989. - 742 с.
68. Юрченко Л.Н. Диалектика образа Украины в творчестве И.А.
Бунина: историко-культурный и структурно-поэтический аспект:
автореферат канд. дис. - Елец, 2000. - 17 с.
69. Якубовская, Э.В. Русский язык. 5 класс: Рабочая тетрадь: Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова, Я.В. Коршунова. - М.: Просв., 2010. - 80 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ