ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ C РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ,
6
1.1. Подходы к изучению саморегуляции в психологии 6
1.2. Понятие и характеристика стилей саморегуляции поведения
личности 14
1.3. Понятие и классификация мотивов выбора профессии
учащимися 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКУМА C РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 30
2.3. Описание программы тренинга по коррекции стиля саморегуляции
поведения учащихся техникума с разными мотивами выбора профессии 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время проблема саморегуляции поведения личности имеет особую значимость. В широком психологическом контексте, саморегуляция представляет собой использование субъектом психических средств отражения и моделирования реальной жизни, управление поведением и деятельностью, а также целенаправленное самовоздействие. Современному человеку необходимо высокое самообладание, четкий самоконтроль, способность управлять своими эмоциями, принимать оперативные решения. Если человек не умеет управлять своим поведением, то это ведет к снижению способности социально-психологической адаптации личности у условиям среды, а также является серьезной проблемой в реализации жизненного потенциала.
Проблема саморегуляции поведения личности - не только достаточно актуальна и значима, но и мало разработана в традиционной психологической литературе. Наиболее изучены к настоящему времени такие аспекты проблемы, как функциональная структура процессов саморегуляции и общие закономерности ее реализации в произвольной активности человека. В научной литературе различные вопросы саморегуляции поведения личности представлены в работах Е.Р. Алимовой, В.В. Антонова, А.О. Конопкина, В.С. Мерлина, Ю.А. Миславского, В.И. Моросановой, К. Роджерса, Г. Олпорта и др. Учеными рассматривается роль темперамента в регуляции психического состояния (В.С. Мерлин), восприятие личностью собственных эмоций и саморегуляция (Е.В. Левченко), особенности саморегуляции психических состояний в спорте (Е.В. Шевкова) и др.
В рамках данного исследования интерес представляет проблема исследования стиля саморегуляции поведения учащихся c разными мотивами выбора профессии. Мотивы выбора профессии представлены в исследованиях таких ученых, как Е.А. Климов, Е.В. Карпова, С.К. Морозов, Е.М. Никиреев, Н.С. Пряжников, А.А. Реан и др.
Проблема исследования: имеются ли различия в выраженности стилей саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии?
Цель исследования заключается в теоретическом и эмпирическом исследовании стиля саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии, а также в разработке программы тренинга по коррекции стиля саморегуляции поведения учащихся техникума с разными мотивами выбора профессии.
Объект исследования - стиль саморегуляции поведения учащихся. Предмет исследования - стиль саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии.
Гипотеза исследования: существуют различия в выраженности стилей саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии, а именно: для учащихся с внутренней мотивацией выбора профессии характерен структурный компонент стиля саморегуляции «планирование», а для учащихся с внешней мотивацией - «гибкость».
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему исследования в современной научной литературе.
2. Подобрать психодиагностические методики для исследования стиля саморегуляции поведения учащихся и мотивов выбора профессии.
3. Исследовать стиль саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии.
4. Изучить различия в стилях саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии.
5. Разработать программу тренинга по коррекции стиля саморегуляции поведения учащихся техникума с разными мотивами выбора профессии.
Теоретическая основа исследования: труды ученых по проблеме саморегуляции поведения (А.О. Конопкина, В.И. Моросанова и др.), исследования по проблеме мотивов выбора профессии (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.А. Реан и др.).
Методы исследования:
- организационные методы: сравнительный метод;
- эмпирические методы: опрос, тестирование;
- методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистического и математического анализа данных.
Методики исследования:
- опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) (В.И. Моросанова);
- опросник «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова).
База и выборка исследования: ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания», г. Белгород. В исследовании приняло участие 65 учащихся техникума в возрасте от 16 до 17 лет, из них 30 юношей и 35 девушек.
Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты, а также предложенные рекомендации могут быть использованы психологами в работе c учащимися средних специальных учебных заведений.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования были представлены на студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии» в рамках Недели науки НИУ «БелГУ» - 2018.
В данной работе представлен анализ стиля саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии. В ходе теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования были получены следующие выводы. под саморегуляцией будем понимать совокупность приемов и методов коррекции человеком своего психофизиологического состояния, благодаря чему оптимизируются психические и соматические функции организма. Саморегуляция
осуществляется как единый процесс, обеспечивая мобилизацию и интеграцию психологических особенностей человека для достижения целей деятельности и поведения. Процесс саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами.
Индивидуально-типическими (или стилевыми) особенностями
саморегуляции называют такие особенности саморегуляции человека, которые устойчиво проявляются в различных видах произвольной активности, в поведении и практической деятельности. Среди них В.И. Моросанова различает индивидуально-типические особенности
планирования, моделирования, программирования и оценки результатов. Развитость этих процессов, реализующих различные компоненты индивидуальной системы саморегуляции, описывается индивидуальными профилями саморегуляции.
Выбор профессии - сознательное определение человеком области деятельности, которой он намеревается овладеть и длительно заниматься. Выбирая профессию, человек учитывает ее социальную значимость, престижность, взвешивает свои способности, оценивает возможность добиться успехов, оптимально выражать себя. К. Замфир выделяет три компонента мотивации: внутренняя мотивация, внешняя положительная мотивация и внешняя отрицательная мотивация.
Целью исследования являлось теоретическое и эмпирическое исследование стиля саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии. Для ее достижения были подобраны следующие методики: опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) (В.И. Моросанова); опросник «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова).
Эмпирическая часть исследования осуществлялась на базе ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания» г. Белгорода. В ней приняли участие учащиеся первого курса в количестве 65 человек.
Осознанный выбор профессии определяет успешность самореализации, карьерного и профессионального роста, поэтому важно понимать какими мотивами руководствуется учащийся при выборе той или иной профессии, насколько устойчивым будет интерес к избранной профессии.
В ходе анализа данных методики «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) были определены следующие группы испытуемых с преобладающим мотивом выбора профессии: внутренние индивидуально
значимые мотивы (ВИЗМ) - 31 чел. (48%); внутренние социально значимые мотивы (ВСЗМ) - 17 чел. (25%); внешние положительные мотивы - 10 чел. (16%).
Полученные данные по методике «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова) позволили выявить выраженность следующих показателей: планирование, моделирование, программирование, оценка
результатов, гибкость, самостоятельность.
Для подтверждения гипотезы было проведено исследование различий стилевых особенностей в группах испытуемых с различными мотивами выбора профессии. В результате статистической обработки было выявлено:
- по показателю стиля саморегуляции поведения «планирование» (Нэмп =18,556, p<0,01) полученное эмпирическое значение подтверждает различия в группах по данному показателю и показывает, что «планирование» в большей степени присуще учащимся с внутренними индивидуально-значимыми мотивами и учащимся с внешними положительными мотивами;
- по показателю стиля саморегуляции поведения «моделирование» (р > 0,05) полученное эмпирическое значение не подтверждает различий в группах;
- по показателю стиля саморегуляции поведения «программирование» анализ показал следующий результат - (р > 0,05), что также свидетельствует об отсутствии достоверных статистических различий в группах;
- по показателю стиля саморегуляции поведения «оценивание результатов», также не выявлено различий между группами (р> 0,05);
- эмпирическое значение показателя стиля саморегуляции поведения
«гибкость» свидетельствует о различиях в группах по данному показателю (Нэмп=18,668, p<0,01) и характеризует группу учащихся с внешней
положительной мотивацией как группу с высоким уровнем гибкости;
- полученное эмпирическое значение показателя стиля саморегуляции поведения «самостоятельность» не подтверждает различия в группах (р > 0,05).
Таким образом, согласно результатам проведенного анализа мы можем говорить о достоверных статистических различиях в группах с разными мотивами выбора профессии только по следующим показателям: «планирование», «гибкость».
В.И. Моросанова выделила два класса индивидуально-типологического профиля: гармоничный и акцентуированный. Было выявлено, что профиль группы с внешними положительными мотивами выбора профессии мы можем отнести к акцентуированному классу индивидуально¬типологического профиля, так как основное отличие в данной группе в выраженности показателей «моделирование» и «гибкость» составляет 4 балла.
На основе проведенного исследования были разработаны программа и рекомендации по коррекции стиля саморегуляции учащихся с разными мотивами выбора профессии:
- диагностика индивидуальные особенности саморегуляции поведения учащихся;
- проведение индивидуальных психологических консультаций и бесед с учащимися с целью оказания помощи в осознании учащимися своего стиля саморегуляции поведения;
- проведение тренинговых занятий, способствующих изменению стиля саморегуляции поведения, что позволит повысить уровень осознанности при принятии решений, в том числе при выборе профессии.
Таким образом, в ходе исследования были решены все поставленные задачи, гипотеза подтверждена.
1. Абаева И.В. Связь профессиональной идентичности молодежи c мотивами выбора профессии / И.В. Абаева, А. Чехоева // Современные технологии в образовании, 2014. - №14-1. - С. 3-10.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 160 с.
3. Алимова Е.Р. Особенности саморегуляции поведения на разных возрастных этапах / Е.Р. Алимова, Е.А. Филимонова // International Scientific Review, 2017. - №8 (39). - С. 76-79.
4. Бабинцева Л.Н. Особенности взаимосвязи компонентов
социально-психологической саморегуляции и осознанной саморегуляции у студентов-психологов / Л.Н. Бабинцева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика, 2017. - Т. 23. - №1. - С. 31-35.
5. Бабич О.М. Индивидуальный стиль саморегуляции учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза / О.М. Бабич // Вестник научной сессии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. - Вып. 11 / Отв. ред. И.И. Борисов. - Воронеж: ВГУ, 2010. - С. 143-149.
6. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.
7. Бильданова В.Р. Основы психической саморегуляции / В.Р. Бильданова, Г.Р. Шагивалеева. - 2-е изд., доп. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. - 116 с.
8. Величко О.В. Мотивы выбора профессии студентами колледжа физической культуры / О.В. Величко // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма, 2015. - №1-2. - С. 25-29.
9. Гектина Г.А. Формирование профессиональной направленности студентов младших курсов в учебно-воспитательной деятельности: Дисс. ... канд.пед.наук / Г.А. Гектина. - СПб., 1994. - 181 с.
10. Горская Е.А. Взаимосвязь жизнестойкости и стиля саморегуляции поведения у курсантов СПбБУ ГПС МЧС России / Е.А. Горская, И.В. Чернова / Школа молодых ученых и специалистов МЧС России-2013: сб. статей по материалам конференции, 2013. - С. 164-165
11. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики / Л.П. Гримак. М.: Политиздат, 1989. - 319 с.
12. Долженко М.Л. Мотивы выбора будущей профессии старшеклассниками / М.Л. Долженко // Новая наука: Стратегии и векторы развития, 2017. - Т. 1. - №3. - С. 7-8.
13. Дьякова Н.И. Влияние стиля саморегуляции поведения на психологическое поведение студентов-первокурсников / Н.И. Дьякова, А.А. Казадаева, И.А. Казадаева / Педагогика и медицина в служении человеку: мат-лы III-й Всероссийской научно-практической конференции / под ред. С.Ю. Никулина, 2016 - С. 219-225.
14. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога / К. Замфир / Пер. с рум. - М: политиздат, 1983. - 142 с.
15. Зобков А.В. Индивидуально-типологические характеристики студенческой молодежи и психическая саморегуляция поведения в учебно-профессиональной деятельности / А.В. Зобков // Вестник Владимировского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки, 2011. - №30. - С. 353-357.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
17. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов. - М., 1995. - 240 с.
18. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 1995. - № 1.
- С. 5-12.
19. Курашвили В.А. Ментальный тренинг в спорте высших достижений / В.А. Курашвили // Вестник спортивных инноваций. ЦСТиСК Москомспорта, 2011. - №22.
20. Кухтова Н.В. Саморегуляция личности учащихся в период получения среднеспециального образования / Н.В. Кухтова, Ю.Ю. Рябцева // Право. Экономика. Психология, 2015. - №1. - С. 68-73.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н.
Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975.
22. Лисовский В.Т. Личность студента / В.Т. Лисовский, А.В. Дмитриев. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1974. - 184 с.
23. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 446 с.
24. Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2010. - 260 с.
25. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство / В.И. Моросанова. - М.: Когито-Центр, 2004. - 44 с.
26. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. - М.: Наука, 1998.
27. Моросанова В.И. Диагностика саморегуляции поведения учащихся / В.И. Моросанова, В.С. Боргоедова // Школьные технологии, 2012.
- №4. - С. 150-160.
28. Моросанова В.И. Диагностика саморегуляции человека / В.И. Моросанова, И.Н. Бондаренко. - М.: Когито-Центр, 2015. - 304 с.
29. Соколова О.Н. Особенности саморегуляции подростков с разными мотивами учебной деятельности / О.Н. Соколова [Электронный
ресурс] // Психология, социология и педагогика, 2012. - № 11. URL:
http://psychology.snauka.ru/2012/11/1260
30. Олпорт Г.В. Становление личности. Избранные труды под общей редакцией Л. Л. Леонтьева / Г.В. Олпорт. - М.: Смысл, 2002.
31. Полякова И.В. Психологические особенности взаимосвязи точности восприятия и стиля саморегуляции поведения / И.В. Полякова, А.Н. Игнатова // Твороческое наследие Э.В. Ильенкова и современность, 2016. - №2. - С. 70-77
32. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. - Киев, 1980.
33. Пархоменко Е.А. Особенности саморегуляции поведения юных спортсменов в подростковом возрасте / Е.А. Пархоменко // Физическая культура, спорт - наука и практика, 2013. - №1. - С. 43-46.
34. Панкратов А.Е. Индивидуальный стиль волевой активности и саморегуляции как ресурс успешности спортивной деятельности / А.Е. Панкратов // Ярославский педагогический вестник, 2012. - Т. 2. - №4. - С. 241-246.
35. Панкратова Т.М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие / Т. М. Панкратова. - Ярославль: ЯрГУ, 2011. - 112 с.
36. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М. - Воронеж: Изд-во «Ин-т практич.психологии», 1996. - 256 с.
37. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
38. Психическая саморегуляция / Под ред. А. С. Ромена. - Алма-Ата, 2008. - 419 с.
39. Реан А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 288 с.
40. Садым А.М. Формирование когнитивных компонентов саморегуляции поведения / А.М. Садым. - Краснодар, 2009. - 247 с.
41. Синькевич А. А. Взаимосвязь ответственности и саморегуляции
поведения в юношеском возрасте / А.А. Синькевич, Е. П. Ивутина
[Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт», - 2016. - Т. 32. - С. 172-181. - URL: http://e-
koncept.ru/2016/56682.htm.
42. Степанова Н.В. Мотивы выбора профессии психолога студентов медицинского и педагогического вузов / Н.В. Степанова, Т.С. Семенова // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки, 2016. - №2. - С. 47
43. Тысленко В.В. Мотив выбора профессии студентами, обучающимися по направлению «Психология» / В.В. Тысленко // Молодой ученый, 2018. - №15. - С. 201-204.
44. Ухтомский А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский. - СПб.: Питер, 2002. - 234 с.