СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКУМА C РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ C РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ,
6
1.1. Подходы к изучению саморегуляции в психологии 6
1.2. Понятие и характеристика стилей саморегуляции поведения
личности 14
1.3. Понятие и классификация мотивов выбора профессии
учащимися 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКУМА C РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 30
2.3. Описание программы тренинга по коррекции стиля саморегуляции
поведения учащихся техникума с разными мотивами выбора профессии 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ C РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ,
6
1.1. Подходы к изучению саморегуляции в психологии 6
1.2. Понятие и характеристика стилей саморегуляции поведения
личности 14
1.3. Понятие и классификация мотивов выбора профессии
учащимися 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКУМА C РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 30
2.3. Описание программы тренинга по коррекции стиля саморегуляции
поведения учащихся техникума с разными мотивами выбора профессии 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время проблема саморегуляции поведения личности имеет особую значимость. В широком психологическом контексте, саморегуляция представляет собой использование субъектом психических средств отражения и моделирования реальной жизни, управление поведением и деятельностью, а также целенаправленное самовоздействие. Современному человеку необходимо высокое самообладание, четкий самоконтроль, способность управлять своими эмоциями, принимать оперативные решения. Если человек не умеет управлять своим поведением, то это ведет к снижению способности социально-психологической адаптации личности у условиям среды, а также является серьезной проблемой в реализации жизненного потенциала.
Проблема саморегуляции поведения личности - не только достаточно актуальна и значима, но и мало разработана в традиционной психологической литературе. Наиболее изучены к настоящему времени такие аспекты проблемы, как функциональная структура процессов саморегуляции и общие закономерности ее реализации в произвольной активности человека. В научной литературе различные вопросы саморегуляции поведения личности представлены в работах Е.Р. Алимовой, В.В. Антонова, А.О. Конопкина, В.С. Мерлина, Ю.А. Миславского, В.И. Моросановой, К. Роджерса, Г. Олпорта и др. Учеными рассматривается роль темперамента в регуляции психического состояния (В.С. Мерлин), восприятие личностью собственных эмоций и саморегуляция (Е.В. Левченко), особенности саморегуляции психических состояний в спорте (Е.В. Шевкова) и др.
В рамках данного исследования интерес представляет проблема исследования стиля саморегуляции поведения учащихся c разными мотивами выбора профессии. Мотивы выбора профессии представлены в исследованиях таких ученых, как Е.А. Климов, Е.В. Карпова, С.К. Морозов, Е.М. Никиреев, Н.С. Пряжников, А.А. Реан и др.
Проблема исследования: имеются ли различия в выраженности стилей саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии?
Цель исследования заключается в теоретическом и эмпирическом исследовании стиля саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии, а также в разработке программы тренинга по коррекции стиля саморегуляции поведения учащихся техникума с разными мотивами выбора профессии.
Объект исследования - стиль саморегуляции поведения учащихся. Предмет исследования - стиль саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии.
Гипотеза исследования: существуют различия в выраженности стилей саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии, а именно: для учащихся с внутренней мотивацией выбора профессии характерен структурный компонент стиля саморегуляции «планирование», а для учащихся с внешней мотивацией - «гибкость».
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему исследования в современной научной литературе.
2. Подобрать психодиагностические методики для исследования стиля саморегуляции поведения учащихся и мотивов выбора профессии.
3. Исследовать стиль саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии.
4. Изучить различия в стилях саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии.
5. Разработать программу тренинга по коррекции стиля саморегуляции поведения учащихся техникума с разными мотивами выбора профессии.
Теоретическая основа исследования: труды ученых по проблеме саморегуляции поведения (А.О. Конопкина, В.И. Моросанова и др.), исследования по проблеме мотивов выбора профессии (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.А. Реан и др.).
Методы исследования:
- организационные методы: сравнительный метод;
- эмпирические методы: опрос, тестирование;
- методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистического и математического анализа данных.
Методики исследования:
- опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) (В.И. Моросанова);
- опросник «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова).
База и выборка исследования: ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания», г. Белгород. В исследовании приняло участие 65 учащихся техникума в возрасте от 16 до 17 лет, из них 30 юношей и 35 девушек.
Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты, а также предложенные рекомендации могут быть использованы психологами в работе c учащимися средних специальных учебных заведений.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования были представлены на студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии» в рамках Недели науки НИУ «БелГУ» - 2018.
Проблема саморегуляции поведения личности - не только достаточно актуальна и значима, но и мало разработана в традиционной психологической литературе. Наиболее изучены к настоящему времени такие аспекты проблемы, как функциональная структура процессов саморегуляции и общие закономерности ее реализации в произвольной активности человека. В научной литературе различные вопросы саморегуляции поведения личности представлены в работах Е.Р. Алимовой, В.В. Антонова, А.О. Конопкина, В.С. Мерлина, Ю.А. Миславского, В.И. Моросановой, К. Роджерса, Г. Олпорта и др. Учеными рассматривается роль темперамента в регуляции психического состояния (В.С. Мерлин), восприятие личностью собственных эмоций и саморегуляция (Е.В. Левченко), особенности саморегуляции психических состояний в спорте (Е.В. Шевкова) и др.
В рамках данного исследования интерес представляет проблема исследования стиля саморегуляции поведения учащихся c разными мотивами выбора профессии. Мотивы выбора профессии представлены в исследованиях таких ученых, как Е.А. Климов, Е.В. Карпова, С.К. Морозов, Е.М. Никиреев, Н.С. Пряжников, А.А. Реан и др.
Проблема исследования: имеются ли различия в выраженности стилей саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии?
Цель исследования заключается в теоретическом и эмпирическом исследовании стиля саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии, а также в разработке программы тренинга по коррекции стиля саморегуляции поведения учащихся техникума с разными мотивами выбора профессии.
Объект исследования - стиль саморегуляции поведения учащихся. Предмет исследования - стиль саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии.
Гипотеза исследования: существуют различия в выраженности стилей саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии, а именно: для учащихся с внутренней мотивацией выбора профессии характерен структурный компонент стиля саморегуляции «планирование», а для учащихся с внешней мотивацией - «гибкость».
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему исследования в современной научной литературе.
2. Подобрать психодиагностические методики для исследования стиля саморегуляции поведения учащихся и мотивов выбора профессии.
3. Исследовать стиль саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии.
4. Изучить различия в стилях саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии.
5. Разработать программу тренинга по коррекции стиля саморегуляции поведения учащихся техникума с разными мотивами выбора профессии.
Теоретическая основа исследования: труды ученых по проблеме саморегуляции поведения (А.О. Конопкина, В.И. Моросанова и др.), исследования по проблеме мотивов выбора профессии (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.А. Реан и др.).
Методы исследования:
- организационные методы: сравнительный метод;
- эмпирические методы: опрос, тестирование;
- методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистического и математического анализа данных.
Методики исследования:
- опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) (В.И. Моросанова);
- опросник «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова).
База и выборка исследования: ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания», г. Белгород. В исследовании приняло участие 65 учащихся техникума в возрасте от 16 до 17 лет, из них 30 юношей и 35 девушек.
Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты, а также предложенные рекомендации могут быть использованы психологами в работе c учащимися средних специальных учебных заведений.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования были представлены на студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии» в рамках Недели науки НИУ «БелГУ» - 2018.
В данной работе представлен анализ стиля саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии. В ходе теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования были получены следующие выводы. под саморегуляцией будем понимать совокупность приемов и методов коррекции человеком своего психофизиологического состояния, благодаря чему оптимизируются психические и соматические функции организма. Саморегуляция
осуществляется как единый процесс, обеспечивая мобилизацию и интеграцию психологических особенностей человека для достижения целей деятельности и поведения. Процесс саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами.
Индивидуально-типическими (или стилевыми) особенностями
саморегуляции называют такие особенности саморегуляции человека, которые устойчиво проявляются в различных видах произвольной активности, в поведении и практической деятельности. Среди них В.И. Моросанова различает индивидуально-типические особенности
планирования, моделирования, программирования и оценки результатов. Развитость этих процессов, реализующих различные компоненты индивидуальной системы саморегуляции, описывается индивидуальными профилями саморегуляции.
Выбор профессии - сознательное определение человеком области деятельности, которой он намеревается овладеть и длительно заниматься. Выбирая профессию, человек учитывает ее социальную значимость, престижность, взвешивает свои способности, оценивает возможность добиться успехов, оптимально выражать себя. К. Замфир выделяет три компонента мотивации: внутренняя мотивация, внешняя положительная мотивация и внешняя отрицательная мотивация.
Целью исследования являлось теоретическое и эмпирическое исследование стиля саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии. Для ее достижения были подобраны следующие методики: опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) (В.И. Моросанова); опросник «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова).
Эмпирическая часть исследования осуществлялась на базе ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания» г. Белгорода. В ней приняли участие учащиеся первого курса в количестве 65 человек.
Осознанный выбор профессии определяет успешность самореализации, карьерного и профессионального роста, поэтому важно понимать какими мотивами руководствуется учащийся при выборе той или иной профессии, насколько устойчивым будет интерес к избранной профессии.
В ходе анализа данных методики «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) были определены следующие группы испытуемых с преобладающим мотивом выбора профессии: внутренние индивидуально
значимые мотивы (ВИЗМ) - 31 чел. (48%); внутренние социально значимые мотивы (ВСЗМ) - 17 чел. (25%); внешние положительные мотивы - 10 чел. (16%).
Полученные данные по методике «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова) позволили выявить выраженность следующих показателей: планирование, моделирование, программирование, оценка
результатов, гибкость, самостоятельность.
Для подтверждения гипотезы было проведено исследование различий стилевых особенностей в группах испытуемых с различными мотивами выбора профессии. В результате статистической обработки было выявлено:
- по показателю стиля саморегуляции поведения «планирование» (Нэмп =18,556, p<0,01) полученное эмпирическое значение подтверждает различия в группах по данному показателю и показывает, что «планирование» в большей степени присуще учащимся с внутренними индивидуально-значимыми мотивами и учащимся с внешними положительными мотивами;
- по показателю стиля саморегуляции поведения «моделирование» (р > 0,05) полученное эмпирическое значение не подтверждает различий в группах;
- по показателю стиля саморегуляции поведения «программирование» анализ показал следующий результат - (р > 0,05), что также свидетельствует об отсутствии достоверных статистических различий в группах;
- по показателю стиля саморегуляции поведения «оценивание результатов», также не выявлено различий между группами (р> 0,05);
- эмпирическое значение показателя стиля саморегуляции поведения
«гибкость» свидетельствует о различиях в группах по данному показателю (Нэмп=18,668, p<0,01) и характеризует группу учащихся с внешней
положительной мотивацией как группу с высоким уровнем гибкости;
- полученное эмпирическое значение показателя стиля саморегуляции поведения «самостоятельность» не подтверждает различия в группах (р > 0,05).
Таким образом, согласно результатам проведенного анализа мы можем говорить о достоверных статистических различиях в группах с разными мотивами выбора профессии только по следующим показателям: «планирование», «гибкость».
В.И. Моросанова выделила два класса индивидуально-типологического профиля: гармоничный и акцентуированный. Было выявлено, что профиль группы с внешними положительными мотивами выбора профессии мы можем отнести к акцентуированному классу индивидуально¬типологического профиля, так как основное отличие в данной группе в выраженности показателей «моделирование» и «гибкость» составляет 4 балла.
На основе проведенного исследования были разработаны программа и рекомендации по коррекции стиля саморегуляции учащихся с разными мотивами выбора профессии:
- диагностика индивидуальные особенности саморегуляции поведения учащихся;
- проведение индивидуальных психологических консультаций и бесед с учащимися с целью оказания помощи в осознании учащимися своего стиля саморегуляции поведения;
- проведение тренинговых занятий, способствующих изменению стиля саморегуляции поведения, что позволит повысить уровень осознанности при принятии решений, в том числе при выборе профессии.
Таким образом, в ходе исследования были решены все поставленные задачи, гипотеза подтверждена.
осуществляется как единый процесс, обеспечивая мобилизацию и интеграцию психологических особенностей человека для достижения целей деятельности и поведения. Процесс саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами.
Индивидуально-типическими (или стилевыми) особенностями
саморегуляции называют такие особенности саморегуляции человека, которые устойчиво проявляются в различных видах произвольной активности, в поведении и практической деятельности. Среди них В.И. Моросанова различает индивидуально-типические особенности
планирования, моделирования, программирования и оценки результатов. Развитость этих процессов, реализующих различные компоненты индивидуальной системы саморегуляции, описывается индивидуальными профилями саморегуляции.
Выбор профессии - сознательное определение человеком области деятельности, которой он намеревается овладеть и длительно заниматься. Выбирая профессию, человек учитывает ее социальную значимость, престижность, взвешивает свои способности, оценивает возможность добиться успехов, оптимально выражать себя. К. Замфир выделяет три компонента мотивации: внутренняя мотивация, внешняя положительная мотивация и внешняя отрицательная мотивация.
Целью исследования являлось теоретическое и эмпирическое исследование стиля саморегуляции поведения учащихся техникума c разными мотивами выбора профессии. Для ее достижения были подобраны следующие методики: опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) (В.И. Моросанова); опросник «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова).
Эмпирическая часть исследования осуществлялась на базе ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания» г. Белгорода. В ней приняли участие учащиеся первого курса в количестве 65 человек.
Осознанный выбор профессии определяет успешность самореализации, карьерного и профессионального роста, поэтому важно понимать какими мотивами руководствуется учащийся при выборе той или иной профессии, насколько устойчивым будет интерес к избранной профессии.
В ходе анализа данных методики «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) были определены следующие группы испытуемых с преобладающим мотивом выбора профессии: внутренние индивидуально
значимые мотивы (ВИЗМ) - 31 чел. (48%); внутренние социально значимые мотивы (ВСЗМ) - 17 чел. (25%); внешние положительные мотивы - 10 чел. (16%).
Полученные данные по методике «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова) позволили выявить выраженность следующих показателей: планирование, моделирование, программирование, оценка
результатов, гибкость, самостоятельность.
Для подтверждения гипотезы было проведено исследование различий стилевых особенностей в группах испытуемых с различными мотивами выбора профессии. В результате статистической обработки было выявлено:
- по показателю стиля саморегуляции поведения «планирование» (Нэмп =18,556, p<0,01) полученное эмпирическое значение подтверждает различия в группах по данному показателю и показывает, что «планирование» в большей степени присуще учащимся с внутренними индивидуально-значимыми мотивами и учащимся с внешними положительными мотивами;
- по показателю стиля саморегуляции поведения «моделирование» (р > 0,05) полученное эмпирическое значение не подтверждает различий в группах;
- по показателю стиля саморегуляции поведения «программирование» анализ показал следующий результат - (р > 0,05), что также свидетельствует об отсутствии достоверных статистических различий в группах;
- по показателю стиля саморегуляции поведения «оценивание результатов», также не выявлено различий между группами (р> 0,05);
- эмпирическое значение показателя стиля саморегуляции поведения
«гибкость» свидетельствует о различиях в группах по данному показателю (Нэмп=18,668, p<0,01) и характеризует группу учащихся с внешней
положительной мотивацией как группу с высоким уровнем гибкости;
- полученное эмпирическое значение показателя стиля саморегуляции поведения «самостоятельность» не подтверждает различия в группах (р > 0,05).
Таким образом, согласно результатам проведенного анализа мы можем говорить о достоверных статистических различиях в группах с разными мотивами выбора профессии только по следующим показателям: «планирование», «гибкость».
В.И. Моросанова выделила два класса индивидуально-типологического профиля: гармоничный и акцентуированный. Было выявлено, что профиль группы с внешними положительными мотивами выбора профессии мы можем отнести к акцентуированному классу индивидуально¬типологического профиля, так как основное отличие в данной группе в выраженности показателей «моделирование» и «гибкость» составляет 4 балла.
На основе проведенного исследования были разработаны программа и рекомендации по коррекции стиля саморегуляции учащихся с разными мотивами выбора профессии:
- диагностика индивидуальные особенности саморегуляции поведения учащихся;
- проведение индивидуальных психологических консультаций и бесед с учащимися с целью оказания помощи в осознании учащимися своего стиля саморегуляции поведения;
- проведение тренинговых занятий, способствующих изменению стиля саморегуляции поведения, что позволит повысить уровень осознанности при принятии решений, в том числе при выборе профессии.
Таким образом, в ходе исследования были решены все поставленные задачи, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Психология самореализации личности (19.00.01)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЁННЫХ
СИЛАХ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИЗЫВНИКОВ-СРОЧНИКОВ И КУРСАНТОВ-КАДЕТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников и студентов ССУЗов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2019 - ДОВЕРИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998



