РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНО- ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития нравственных качеств у старших дошкольников в совместной музыкально-художественной деятельности 8
1.1. Особенности развития нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста 8
1.2. Влияние совместной музыкально-художественная деятельности на
развитие нравственных качеств у старших дошкольников 22
1.3. Педагогические условия развития нравственных качеств у старших дошкольников в совместной музыкально-художественной деятельности 32
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию нравственных качеств у старших дошкольников в совместной музыкально¬художественной деятельности 45
2.1. Диагностика уровня развития нравственных качеств у старших
дошкольников 45
2.2. Содержание работы по развитию нравственных качеств у старших
дошкольников в совместной музыкально-художественной деятельности 60
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 68
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития нравственных качеств у старших дошкольников в совместной музыкально-художественной деятельности 8
1.1. Особенности развития нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста 8
1.2. Влияние совместной музыкально-художественная деятельности на
развитие нравственных качеств у старших дошкольников 22
1.3. Педагогические условия развития нравственных качеств у старших дошкольников в совместной музыкально-художественной деятельности 32
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию нравственных качеств у старших дошкольников в совместной музыкально¬художественной деятельности 45
2.1. Диагностика уровня развития нравственных качеств у старших
дошкольников 45
2.2. Содержание работы по развитию нравственных качеств у старших
дошкольников в совместной музыкально-художественной деятельности 60
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 68
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Приложение
Актуальность проблемы развития нравственных качеств у старших дошкольников обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных
ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Педагоги дошкольных образовательных организаций отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Этому способствует и раннее приобщение дошкольников к компьютерным играм, развивающим эгоизм и жестокость.
Нравственная личность на современном этапе развития общества представляет собой одну из важнейших ценностей, что обуславливает социальные
запросы, предъявляемые образовательным учреждениям и потребность в
приобщении детей к системе нравственных ценностей. Задача образования в
данном случае состоит в создании новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, развитию нравственных
качеств личности.
Развитие нравственных качеств дошкольника является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации. В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и
действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит
в более старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми дошкольного возраста, в дальнейшем
перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению.
В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств является в настоящее время одной
из главных задач, которые стоят перед педагогами дошкольных образовательных организаций.
Вопросы формирования нравственных качеств личности дошкольника
рассматривали В.В. Абраменкова, Л.И. Божович, Р.С. Буре, А.М. Виноградова,
Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Л.П. Князева, В.И. Логвинова, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, В.Г. Нечаева, Н.И. Непомнящая, Т.А. Репина и другие. Ученые отмечают, что в процессе формирования нравственных качеств дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает большое значение. В связи с этим очевидна необходимость
организации нравственного воспитания дошкольников в детском саду, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость
организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу,
труду, к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого
нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания.
Однако, вопросы, связанные с развитием нравственных качеств у
старших дошкольников в совместной музыкально-художественной деятельности, не находят должного внимания в современных исследованиях. А ведь
в дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со
сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество. В дошкольном возрасте общение
со сверстниками является одним из средств формирования нравственных качеств. Это обусловлено особенностями общения на данном возрастном этапе.
Особенностями общения дошкольников со сверстниками являются большое
разнообразие коммуникативных действия (спор, требования, беседа, обман,
жалость, навязывание воли и пр.), яркая эмоциональная насыщенность (действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью), нестандартность и нерегламентированность, преобладание инициативных действий над ответными
(Е.О. Смирнова).
ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Педагоги дошкольных образовательных организаций отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Этому способствует и раннее приобщение дошкольников к компьютерным играм, развивающим эгоизм и жестокость.
Нравственная личность на современном этапе развития общества представляет собой одну из важнейших ценностей, что обуславливает социальные
запросы, предъявляемые образовательным учреждениям и потребность в
приобщении детей к системе нравственных ценностей. Задача образования в
данном случае состоит в создании новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, развитию нравственных
качеств личности.
Развитие нравственных качеств дошкольника является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации. В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и
действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит
в более старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми дошкольного возраста, в дальнейшем
перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению.
В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств является в настоящее время одной
из главных задач, которые стоят перед педагогами дошкольных образовательных организаций.
Вопросы формирования нравственных качеств личности дошкольника
рассматривали В.В. Абраменкова, Л.И. Божович, Р.С. Буре, А.М. Виноградова,
Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Л.П. Князева, В.И. Логвинова, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, В.Г. Нечаева, Н.И. Непомнящая, Т.А. Репина и другие. Ученые отмечают, что в процессе формирования нравственных качеств дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает большое значение. В связи с этим очевидна необходимость
организации нравственного воспитания дошкольников в детском саду, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость
организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу,
труду, к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого
нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания.
Однако, вопросы, связанные с развитием нравственных качеств у
старших дошкольников в совместной музыкально-художественной деятельности, не находят должного внимания в современных исследованиях. А ведь
в дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со
сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество. В дошкольном возрасте общение
со сверстниками является одним из средств формирования нравственных качеств. Это обусловлено особенностями общения на данном возрастном этапе.
Особенностями общения дошкольников со сверстниками являются большое
разнообразие коммуникативных действия (спор, требования, беседа, обман,
жалость, навязывание воли и пр.), яркая эмоциональная насыщенность (действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью), нестандартность и нерегламентированность, преобладание инициативных действий над ответными
(Е.О. Смирнова).
Исходя из исследования теоретического аспекта проблемы развития
нравственных качеств у старших дошкольников в совместной музыкальнохудожественной деятельности, а также проведения экспериментальной работы с детьми, можно сделать следующие выводы.
Анализ психологической и педагогической литературы показывает, что
нравственные качества рассматриваются как психологические образования
личности. Они выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые в этом процессе происходят во
внутренней нравственно-психологической сфере личности, являются главными показателями его нравственности, определяют характер его нравственных отношений, направленность поведения и деятельности. В структуре
нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста выделяют три
взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Рассматриваются этапы развития нравственных качеств: формирование
устойчивых потребностей в той или иной деятельности или сфере поведения;
понимание нравственного значения той или иной деятельности или поведения (сознание, мотивы, убеждения); закрепление навыков, умений и привычек поведения.
Музыкально-художественная деятельность представляет собой процесс
выработки, хранения и передачи некой специфической информации и состоит из трех звеньев: сочинение музыки, еѐ исполнение и восприятие. В дошкольном возрасте начальной ступенью является восприятие (слушание) музыкального произведения и накопление познавательного и чувственного
опыта, затем формирование исполнительских умений (пение, танцы, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные
игры) и на их основе появление первых опытов сочинительства.
К основным условиям развития нравственных качеств старших дошкольников в музыкально-художественной деятельности мы относим: инте75
грацию разных видов деятельности дошкольников в музыкальнохудожественную деятельность, применение проблемных нравственных ситуаций, использование музыкально-театрализованных игр и музыкальных сказок.
По результатам констатирующего этапа экспериментальной работы
можно сделать вывод, что развитие нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста находится на среднем уровне, который показали 40,9%
детей, высокий уровень мы выявили у 27,3% дошкольников, низкий – у
31,8% детей. Дошкольники имеют сложности в оперировании определенными нравственными понятиями (искренность, содействие, чуткость, великодушие). Эмоциональные реакции на нравственные и безнравственные поступки адекватны, однако, степень их выраженности не столь яркая. В ситуации выбора поступают по-разному, чаще оказывают действенную помощь по
просьбе или из-за желания получить одобрение
С целью повышения уровня развития нравственных качеств старших
дошкольников, мы апробировали заявленные в гипотезе исследования педагогические условия.
Разработали и реализовали содержание интегрированной непосредственной образовательной деятельности (НОД), которое наполнено нравственными категориями и ценностями. Каждая НОД включала в себя ряд
этапов: музыкально-художественная деятельность (слушание, пение); рассматривание иллюстраций и обсуждение музыкального произведения, выяснение основной идеи; музыкально-художественная деятельность (музыкально-ритмические движения, музыкально-игровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах); организация художественнопродуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.
Для решения проблемных нравственных ситуаций мы использовали
режиссерские игры, что позволило приобщать детей к анализу ситуаций,76
комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогают ребенку установить причины и их последствия
Использование в совместной музыкально-художественной деятельности музыкально-театрализованных игр и музыкальных сказок, наполненных
нравственным содержанием позволили повысить уровень развития нравственных качеств у старших дошкольников.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного
этапов экспериментальной работы показал эффективность реализованных
нами педагогических условий по развитию нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста. У детей значительно повысился уровень
развития нравственных качеств: 50% детей имеют высокий уровень, 31,8% -
средний уровень и 18,2% - низкий уровень.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по развитию
нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в совместной
музыкально-художественной деятельности будет проходит успешно, если
обеспечить: интеграцию разных видов деятельности дошкольников в музыкально-художественную деятельность; применение проблемных нравственных ситуаций; использование музыкально-театрализованных игр и музыкальных сказок.
нравственных качеств у старших дошкольников в совместной музыкальнохудожественной деятельности, а также проведения экспериментальной работы с детьми, можно сделать следующие выводы.
Анализ психологической и педагогической литературы показывает, что
нравственные качества рассматриваются как психологические образования
личности. Они выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые в этом процессе происходят во
внутренней нравственно-психологической сфере личности, являются главными показателями его нравственности, определяют характер его нравственных отношений, направленность поведения и деятельности. В структуре
нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста выделяют три
взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Рассматриваются этапы развития нравственных качеств: формирование
устойчивых потребностей в той или иной деятельности или сфере поведения;
понимание нравственного значения той или иной деятельности или поведения (сознание, мотивы, убеждения); закрепление навыков, умений и привычек поведения.
Музыкально-художественная деятельность представляет собой процесс
выработки, хранения и передачи некой специфической информации и состоит из трех звеньев: сочинение музыки, еѐ исполнение и восприятие. В дошкольном возрасте начальной ступенью является восприятие (слушание) музыкального произведения и накопление познавательного и чувственного
опыта, затем формирование исполнительских умений (пение, танцы, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные
игры) и на их основе появление первых опытов сочинительства.
К основным условиям развития нравственных качеств старших дошкольников в музыкально-художественной деятельности мы относим: инте75
грацию разных видов деятельности дошкольников в музыкальнохудожественную деятельность, применение проблемных нравственных ситуаций, использование музыкально-театрализованных игр и музыкальных сказок.
По результатам констатирующего этапа экспериментальной работы
можно сделать вывод, что развитие нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста находится на среднем уровне, который показали 40,9%
детей, высокий уровень мы выявили у 27,3% дошкольников, низкий – у
31,8% детей. Дошкольники имеют сложности в оперировании определенными нравственными понятиями (искренность, содействие, чуткость, великодушие). Эмоциональные реакции на нравственные и безнравственные поступки адекватны, однако, степень их выраженности не столь яркая. В ситуации выбора поступают по-разному, чаще оказывают действенную помощь по
просьбе или из-за желания получить одобрение
С целью повышения уровня развития нравственных качеств старших
дошкольников, мы апробировали заявленные в гипотезе исследования педагогические условия.
Разработали и реализовали содержание интегрированной непосредственной образовательной деятельности (НОД), которое наполнено нравственными категориями и ценностями. Каждая НОД включала в себя ряд
этапов: музыкально-художественная деятельность (слушание, пение); рассматривание иллюстраций и обсуждение музыкального произведения, выяснение основной идеи; музыкально-художественная деятельность (музыкально-ритмические движения, музыкально-игровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах); организация художественнопродуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.
Для решения проблемных нравственных ситуаций мы использовали
режиссерские игры, что позволило приобщать детей к анализу ситуаций,76
комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогают ребенку установить причины и их последствия
Использование в совместной музыкально-художественной деятельности музыкально-театрализованных игр и музыкальных сказок, наполненных
нравственным содержанием позволили повысить уровень развития нравственных качеств у старших дошкольников.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного
этапов экспериментальной работы показал эффективность реализованных
нами педагогических условий по развитию нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста. У детей значительно повысился уровень
развития нравственных качеств: 50% детей имеют высокий уровень, 31,8% -
средний уровень и 18,2% - низкий уровень.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по развитию
нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в совместной
музыкально-художественной деятельности будет проходит успешно, если
обеспечить: интеграцию разных видов деятельности дошкольников в музыкально-художественную деятельность; применение проблемных нравственных ситуаций; использование музыкально-театрализованных игр и музыкальных сказок.
Подобные работы
- Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных характеристик и лидерских качеств дошкольников через театрализованные сказки
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Организационно педагогические условия развития у дошкольников творческого воображения в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по развитию эмоциональной отзывчивости у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации требований ФГОС ДО
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



