Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНО- ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №68213

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
296
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития нравственных качеств у старших дошкольников в совместной музыкально-художественной деятельности 8
1.1. Особенности развития нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста 8
1.2. Влияние совместной музыкально-художественная деятельности на
развитие нравственных качеств у старших дошкольников 22
1.3. Педагогические условия развития нравственных качеств у старших дошкольников в совместной музыкально-художественной деятельности 32
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию нравственных качеств у старших дошкольников в совместной музыкально¬художественной деятельности 45
2.1. Диагностика уровня развития нравственных качеств у старших
дошкольников 45
2.2. Содержание работы по развитию нравственных качеств у старших
дошкольников в совместной музыкально-художественной деятельности 60
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 68
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Приложение


Актуальность проблемы развития нравственных качеств у старших дошкольников обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных
ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Педагоги дошкольных образовательных организаций отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Этому способствует и раннее приобщение дошкольников к компьютерным играм, развивающим эгоизм и жестокость.
Нравственная личность на современном этапе развития общества представляет собой одну из важнейших ценностей, что обуславливает социальные
запросы, предъявляемые образовательным учреждениям и потребность в
приобщении детей к системе нравственных ценностей. Задача образования в
данном случае состоит в создании новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, развитию нравственных
качеств личности.
Развитие нравственных качеств дошкольника является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации. В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и
действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит
в более старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми дошкольного возраста, в дальнейшем
перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению.
В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств является в настоящее время одной
из главных задач, которые стоят перед педагогами дошкольных образовательных организаций.
Вопросы формирования нравственных качеств личности дошкольника
рассматривали В.В. Абраменкова, Л.И. Божович, Р.С. Буре, А.М. Виноградова,
Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Л.П. Князева, В.И. Логвинова, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, В.Г. Нечаева, Н.И. Непомнящая, Т.А. Репина и другие. Ученые отмечают, что в процессе формирования нравственных качеств дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает большое значение. В связи с этим очевидна необходимость
организации нравственного воспитания дошкольников в детском саду, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость
организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу,
труду, к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого
нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания.
Однако, вопросы, связанные с развитием нравственных качеств у
старших дошкольников в совместной музыкально-художественной деятельности, не находят должного внимания в современных исследованиях. А ведь
в дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со
сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество. В дошкольном возрасте общение
со сверстниками является одним из средств формирования нравственных качеств. Это обусловлено особенностями общения на данном возрастном этапе.
Особенностями общения дошкольников со сверстниками являются большое
разнообразие коммуникативных действия (спор, требования, беседа, обман,
жалость, навязывание воли и пр.), яркая эмоциональная насыщенность (действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью), нестандартность и нерегламентированность, преобладание инициативных действий над ответными
(Е.О. Смирнова).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исходя из исследования теоретического аспекта проблемы развития
нравственных качеств у старших дошкольников в совместной музыкальнохудожественной деятельности, а также проведения экспериментальной работы с детьми, можно сделать следующие выводы.
Анализ психологической и педагогической литературы показывает, что
нравственные качества рассматриваются как психологические образования
личности. Они выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые в этом процессе происходят во
внутренней нравственно-психологической сфере личности, являются главными показателями его нравственности, определяют характер его нравственных отношений, направленность поведения и деятельности. В структуре
нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста выделяют три
взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Рассматриваются этапы развития нравственных качеств: формирование
устойчивых потребностей в той или иной деятельности или сфере поведения;
понимание нравственного значения той или иной деятельности или поведения (сознание, мотивы, убеждения); закрепление навыков, умений и привычек поведения.
Музыкально-художественная деятельность представляет собой процесс
выработки, хранения и передачи некой специфической информации и состоит из трех звеньев: сочинение музыки, еѐ исполнение и восприятие. В дошкольном возрасте начальной ступенью является восприятие (слушание) музыкального произведения и накопление познавательного и чувственного
опыта, затем формирование исполнительских умений (пение, танцы, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные
игры) и на их основе появление первых опытов сочинительства.
К основным условиям развития нравственных качеств старших дошкольников в музыкально-художественной деятельности мы относим: инте75
грацию разных видов деятельности дошкольников в музыкальнохудожественную деятельность, применение проблемных нравственных ситуаций, использование музыкально-театрализованных игр и музыкальных сказок.
По результатам констатирующего этапа экспериментальной работы
можно сделать вывод, что развитие нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста находится на среднем уровне, который показали 40,9%
детей, высокий уровень мы выявили у 27,3% дошкольников, низкий – у
31,8% детей. Дошкольники имеют сложности в оперировании определенными нравственными понятиями (искренность, содействие, чуткость, великодушие). Эмоциональные реакции на нравственные и безнравственные поступки адекватны, однако, степень их выраженности не столь яркая. В ситуации выбора поступают по-разному, чаще оказывают действенную помощь по
просьбе или из-за желания получить одобрение
С целью повышения уровня развития нравственных качеств старших
дошкольников, мы апробировали заявленные в гипотезе исследования педагогические условия.
Разработали и реализовали содержание интегрированной непосредственной образовательной деятельности (НОД), которое наполнено нравственными категориями и ценностями. Каждая НОД включала в себя ряд
этапов: музыкально-художественная деятельность (слушание, пение); рассматривание иллюстраций и обсуждение музыкального произведения, выяснение основной идеи; музыкально-художественная деятельность (музыкально-ритмические движения, музыкально-игровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах); организация художественнопродуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.
Для решения проблемных нравственных ситуаций мы использовали
режиссерские игры, что позволило приобщать детей к анализу ситуаций,76
комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогают ребенку установить причины и их последствия
Использование в совместной музыкально-художественной деятельности музыкально-театрализованных игр и музыкальных сказок, наполненных
нравственным содержанием позволили повысить уровень развития нравственных качеств у старших дошкольников.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного
этапов экспериментальной работы показал эффективность реализованных
нами педагогических условий по развитию нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста. У детей значительно повысился уровень
развития нравственных качеств: 50% детей имеют высокий уровень, 31,8% -
средний уровень и 18,2% - низкий уровень.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по развитию
нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в совместной
музыкально-художественной деятельности будет проходит успешно, если
обеспечить: интеграцию разных видов деятельности дошкольников в музыкально-художественную деятельность; применение проблемных нравственных ситуаций; использование музыкально-театрализованных игр и музыкальных сказок.


1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5- 7 лет. - М., 2009.
2. Алябьева Е. А. Нравственно - этические беседы и игры с дошкольниками.
- М., 2003.
3. Аникин В.П. Детский фольклор: Русское народное творчество. - М.: Про¬свещение, 2013. - 184с.
4. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. - М.:ТЦ Сфера, 2006. - 128с.
5. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника.
- М.: Сфера, 2012, - 80 с
6. Архангельский Л.М. Нравственные нормы, их структура и особенности формирования. - Пермь: Просвещение, 2012.-274 с.
7. Бабаджан Т.С. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. - М.: Перспектива, 2005. - 287с
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1998. - 464 с.
9. Бондырева С. К. Нравственность. - М.: Проспект, 2008.-316 с.
10. Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников: посо¬бие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. - МН.: Юнипресс, 2006. - 176с.
11. Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. - Екатеринбург, 2011. - 145 с.
12. Буре Р.С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств на занятиях в детском саду. — М., 1986.— 34 с.
13. Буре Р.С., Година Г.Н. и др. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. Кн. для воспитателя дет. сада.
- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
14. Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Пе¬дагогика, 2005. - 179с.
15. Виноградова Н. Д. Привычка основа нравственности детей // Педагогика.
- 2007. - № 5. - С. 91-96.
16. Вопросы музыкальной педагогики // Под ред. В.И.Руденко. - М.: Педаго¬гика, 2003. - 112с.
17. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М.: Просве¬щение, 2004. 89 с.
18. Восприятие музыки // Под ред. В.Н.Максимова. - М.: Аспект, 2005. - 91с.
19. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2006. - 220с.
20. Гаврилова Т. П. Использование эмоционального стимулирования в нрав¬ственной воспитанности старших дошкольников: методич. пособие. - Пермь, 2005. - 53 с.
21. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших до-школьников в театрализованной деятельности. Методическое пособие - М., 2007. - 144с.
22. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей до¬школьного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская - М.: ИЦ «Академия», 2005. — 320 с.
23. Громова Е.Б. Формирование навыков общения со сверстниками у стар-ших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учрежде¬ния. - 2010. - №5
24. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников - М., 1985. - С.8-29.
25. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и ме¬тодические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
26. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младше¬го возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
27. Золотарёва Е. К. Педагогические условия осознания ребёнком нравствен¬ной ценности поступка. - М., 2014. - 20 с
28. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. - М.: Смысл, 2011.
29. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаи¬модействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. - Л., 1989.
30. Казакина М.Г. Изучение нравственной воспитанности дошкольников // Вопросы психологии. 2012. - № 5. - С. 151-154.
31. Калишенко В. Д. Педагогическая оценка как средство формирования кол¬лективной направленности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. - М., 2013. — 22 с.
32. Картушина М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания до¬школьников // Управление ДОУ. - 2005. - №5. - С. 42-46.
33. Картушина М.Ю. Развитие коммуникативных способностей у дошколь¬ников в музыкальной деятельности // Воспитатель дошкольного образова¬тельного учреждения. -2009 - №4.
34. Коваль А.Н., Малыгина А.Н., Жесткова Е.А. Изучение уровня развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами театрализо¬ванной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2015.
- № 2-2. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.science-
education.ru/ru/article/view?id=21974
35. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 416с.
36. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольно¬го и младшего школьного возраста: В 2 ч. - Учеб.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2009.
37. Костелова Л.Д. Деятельностный подход как основа нравственного ста-новления личности // Материалы научно-практической конференции (21 - 23 декабря 2014 года). - Новокузнецк, 2015 - С. 41 - 45
38. Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ре¬бенка //Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - с. 37.
39. Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации. // Воспитатель дошкольно¬го образовательного учреждения. - 2010. - № 5.
40. Куприна Н.Г.Диагностика и развитие личностных качеств ребенка до-школьного возраста в музыкально-игровой деятельности: Учебно¬
методическое пособие /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011.
41. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
42. Максимова Е. А. Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях: автореф. дис. канд. пед. Наук. - Бийск. гос. пед. ун-т. - Барнаул, 2008.-22 с.
43. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - С. 170—186. [Электронный ресурс] - Режим доступа: psychlib.ru/mgppu/hre/hre-312.htm
44. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника Автореферат дис.на соиск.учен.степ.д-ра.психол.наук. Казань, 2009. - 41с.
45. Назайкинский Е. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. Восприятие музыки. - М., 1980. - С. 91
46. На крыльях детства: примерная общеобразовательная программа до¬
школьного образования / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ИД Карапуз, 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.firo.ru/wp-
content/uploads/2014/02/Na kryliah detstva.pdf
47. Нестеренко Т.В., Тарасова К.В. Гармония: программа развития музыкаль¬ности у детей 7-го года жизни. - М.: Центр Гармония, 2004.
48. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики / сост. В. М. Зи¬мина. - М.: Просвещение, 1999. - 217 с.
49. Первоцветы: основная примерная общеобразовательная программа до¬школьного образования / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: «АРКТИ», 2014.
[Электронный ресурс] - Режим доступа: www.firo.ru/wp-
content/uploads/2014/02/Pervocvety.pdf
50. Петрушин В. И. Музыкальная психология. - М.: Академия, 2006. - 351 с.
51. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей до¬школьного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учеб¬ных заведений. - СПб., 2005. - 384с.
52. Радынова О.П., Комиссарова Л. Теория и методика музыкального воспи¬тания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений. - Дубна: Феникс+, 2011. - 352 с
53. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Питер,2000.- 712 с.
54. Свадовский И.Ф. Нравственное воспитание детей. - М.: Просвещение,
1998. - 116 с.
55. Солнцева О. В. Освоение старшими дошкольниками субъектной позиции в режиссерских играх // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего до¬школьного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под. ред. Т. И. Бабае¬вой, З. А. Михайловой. - СПб., 2004. - С. 16-42.
56. Толкачёва Г. Н. Самоутверждение как ведущая потребность ребёнка до¬школьного возраста - М.: МГЛУ, 2010. - С. 117 - 121.
57. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. Программа. - М., 2003.
58. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. - М., 1988.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.firo.ru.
60. Харламов И.Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
61. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987
62. Чепиков В.Т. Нравственное развитие подростков в учреждениях дополни¬тельного образования. - М.: Новое знание, 2003. - 173 с.
63. Шорыгина Т. А Беседы о хорошем и плохом поведении. - М., 2011
64. Штиммер Э.В., Рыжикова С.Е. Формирование нравственной сферы детей 6-летнего возраста // Начальная школа. 2014. - № 4. - С. 17-19.
65. Шульверк. Система музыкального воспитания Карла Орфа. [Электрон-ный ресурс] - Режим доступа: orff.ru/
66. Якобсон С. Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспи¬тателей детских садов. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. - 112 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ