Введение 3
1. Теоретические основы применения информационных технологий на региональном уровне 7
1.1. Понятие информационных технологий, их виды и функции 7
1.2. Роль информационных технологий в туристской отрасли 15
1.3. Туристская привлекательность региона и определяющие её факторы....25
2. Анализ применения информационных технологий в развитии туристской привлекательности региона 33
2.1. Международный и российский опыт применения информационных
технологий в туризме 33
2.2. Влияние существующих информационных ресурсов на туристскую
привлекательность Белгородской области 41
2.3. Маркетинговое исследование, направленное на создание нового туристско-
информационного портала региона 48
3. Повышение эффективности применения информационных технологий в Белгородской области 56
3.1. Система управления механизмом продвижения туризма в регионе с помощью информационных технологий 56
3.2. Разработка рекомендаций по созданию нового туристско- информационного портала Белгородской области и его продвижению в сети Интернет 63
3.3. Оценка влияния нового туристско-информационного портала на
туристскую привлекательность Белгородской области 73
Заключение 77
Список использованных источников 81
Приложения
В современном мире туризм является одной из самых высокодоходных и стремительно развивающихся отраслей. Поэтому повышение туристской привлекательности региона и, как следствие, увеличение туристского потока в регион является одной из приоритетных задач предприятий туризма и административного управления.
Индустрия туризма является одним из крупнейших потребителей информационных технологий, и располагает одним из наиболее высоких уровней компьютерной оснащенности.
Повышение привлекательности туристской индустрии Белгородской области с учетом потенциала туризма и возможностей, которые обусловлены такими ресурсами, как природно-климатические, историко-культурные и экономические, обеспечит повышение уровня и качества жизни населения в регионе. В данном отношении формирование и продвижение туристских дестинаций, повышение популярности туристских продуктов с использованием современных информационных технологий является весьма важным и перспективным направлением развития сферы туризма.
Проблема исследования состоит- в том,чтовБелгородскойобластиневполноймереиспользуютсясредствапродви жениятуризмаспомощьюинформационныхтехнологий,вчастностиинтернет- ресурсов.
Объектом исследования является изучение информационных технологий в туристской отрасли в регионе.
Целью исследования является повышение туристской привлекательности Белгородской области посредством использования информационных технологий.
-разработать рекомендации по созданию нового туристско- информационного портала Белгородской области и его продвижению;
-оценить влияние нового туристско-информационного портала на туристскую привлекательность Белгородской области.
Гипотеза данного научного исследования заключается в следующем: в современном мире информационные технологии приобретают большое значение, поэтому использование таких технологий просто необходимо для повышения туристской привлекательности региона.
Теоретической основной выпускной квалификационной работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученных, таких как Лихачева Г.Н., Айламазян А.К., Брановский Ю.С.,Минькович Т.В., Кузик С.П., Эмерсон Г, Амблер Т, Ушакова Е.О., Фролова Е.В., Кабанова Е.Е. и Агаларова Е.Г. и т.д.
Методологической основой исследования являются системный подход, теоретико-методологический метод, сравнение, аналогия, классификация, прогнозирование, статистический метод, социологические опросы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- уточнено понятие информационных технологий;
- выявлены особенности информационных технологий в туристской отрасли;
- определены факторы, влияющие на туристскую привлекательность региона;
-проведён анализ международного и российского опыта использования информационных технологий;
-исследовано влияние существующих информационных ресурсов на туристскую привлекательность Белгородской области;
-проведено маркетинговое исследование, направленное на создание туристского интернет-портала региона;
-предложена система управления механизмами продвижения региона;
-разработаны рекомендации по созданию нового туристско- информационного портала Белгородской области и его продвижению в сети Интернет;
-проведена оценка влияния нового туристско-информационного портала на туристскую привлекательность Белгородской области.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для создания туристской информационной системы, а так же для создания нового туристско- информационного портала с целью продвижения туристских продуктов Белгородской области на российский и международные рынки.
В данном исследовании были раскрытии и изучены такие понятия как информационные технологии, интернет, туристская привлекательность, сайт, а также их виды и функции. Кроме того, был проведён анализ международного и российского опыта применения информационных технологий в региональном туризме, а также были изучены имеющие веб ресурсы о Белгородской области. Далее нами было проведено маркетинговое исследование, по результатам которого стало очевидно, что для повышения туристской привлекательности региона необходим новый туристский интернет-портал.
Необходимость, экономии времени ориентирует наше внимание, в первую очередь, на технологии, связанные с наиболее массовыми информационными процессами, оптимизация которых, вероятно, и должна дать наибольшую экономию времени именно благодаря их широкому и многократному использованию. Анализируя роль и значение информационных технологий для современного этапа развития общества, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что эта роль является стратегически важной, а значение этих технологий в ближайшем будущем будет быстро возрастать.
В ходе работы было выявлено, что в странах, регионах и городах развитого туристического бизнеса практически вся туристическая, справочная и рекламная информация представлена на сайтах-порталах в сети Интернет с реализацией возможностей контекстного и вариантного поиска, бронирования и покупки.
Результат показал, что подавляющее большинство респондентов считает наличие туристского портала необходимым, ведь интернет в современном мире становится главным информационным ресурсом для путешественников. Создание портала, несомненно, позволить повысить привлекательность региона за счёт красочно представленных достопримечательностей и прочего интересующего туристов контента.
Кроме того, исследование показало, что для гостей Белгородской области наиболее важно обзор достопримечательностей, гостиниц, новости региона, погода и различные информационные статьи о Белгородской области
Как известно, туроператоры по внутреннему туризму, создающие туры по Белгородской области, популяризируют её как никто другой, поэтому раздел посвящённый данной тематике имеет место- быть. Большинство респондентов согласились с этим утверждением.
Таким образом, можно сказать, что для развития туризма в Белгородской области, реализации всех его социальных и экономических функций, необходимо значительное увеличение эффективности деятельности и взаимодействия всех звеньев в цепи производства и реализации туристского продукта.
Одним из средств достижения этой цели является информатизация туристского рынка на базе компьютерных информационных систем. Настоящая сила информационных технологий заключается не в том, что они позволяют старым бизнес- процессам функционировать лучше, а в том, что они дают возможность предприятиям создавать новые способы работы, и играют существенную роль в повышении эффективности и конкурентоспособности любого туристского предложения.
С каждым годом в Белгородской области появляется множество новых событийных мероприятий и интересных туров по достопримечательностям, поэтому возникает потребность в создании единого интернет- ресурса, который будет являться площадкой для знакомства с основными туристскими ресурсами региона, его рекреационными возможностями и инфраструктурой, станет местом обмена информацией и мнения- ми. Кроме того, подобный сайт позволит продвигать Белгородскую область в информационном пространстве, будет способствовать решению важнейшей задачи по повышению конкурентоспособности регионального туристского продукта и привлечению туристов в область.
Рекомендации по созданию нового туристско- информационного портала Белгородской области, описанные нами в данной работе, позволят создать сайт, отвечающий всем требованиям современных туристов. Данный интернет-ресурс сможет конкурировать с лучшими порталами страны, находящимися на вершинах различных рейтингов, тем самым способствуя повышению туристской привлекательности региона.
Таким образом, можно сказать, что создание туристско-информационного портала Белгородской области является неотъемлемой частью мероприятий по повышению туристской привлекательности Белгородской области. Кроме того, туристский портал необходимо продвигать в Интернете, чтобы о нём узнали как можно больше туристов. Для этого целесообразно организовать обмен ссылками с предприятиями индустрии гостеприимства регион, за счёт чего будет достигнут всесторонний эффект повышения туристской привлекательность Белгородской области.
1. Российская Федерация. Государственная Дума. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 №132-ФЗ // Российская газета - 1996.
2. Российская Федерация. Государственная Дума. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. - 2006.
3. Постановление Правительства Белгородской области. Подпрограмма
4 «Развитие туризма, ремесленничества и придорожного сервиса» от 16.12.2013 г. № 522-ПП. - 2013.
4. Азар, В. И. Методологическое введение к программам регионального туристского развития [Текст] / В. И. Азар // Труды Академии Туризма. - СПб. : Олбис, 2015. - №1 - С. 21-30.
5. Азоев, А. Г. Конкуренция: анализ, стратегия и практика [Текст] /А. Г. Азоев. - М. : Центр экономики и маркетинга, 2014. - 208 с.
6. Айламазян, А. К. Информация и информационные системы [Текст]: учебное пособие/ А. К. Айламазян. - М. : Радио и связь, 2014. - 161 с.
7. Александрова, А. Ю. Структура туристского рынка [Текст]: учебник/ А. Ю. Александрова. - М. : Пресс-Соло, 2014. - 150 с.
8. Амблер, Т. Практический маркетинг [Текст] / пер. с англ. Ю. Н. Каптуревского. - СПб.: Пресс-Соло, 2014. - 200 с.
9. Анимица, Е.Г. Маркетинг территории: теория, методика и практика
[Текст] / Е.Г. Анимица, В. П. Иваницкий // Материалы международного научно-практического семинара. Екатеринбург : Издательство УрГЭУ, 2014.-С. 110-115.
10. Ашманов, И. В. Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах [Текст]: учебное пособие/ И. В. Ашманов, Иванов А. К. - Спб. : Издательство: Питер, 2015. - 400 с.
11. Багиев, Г. Л. Интерактивные модели маркетинговых решений на виртуальных рынках [Текст] : учебное пособие / Г. Л. Багиев, И. В. Успенский, В. И. Ченцов. - СПб. : СПГУЭиФ, 2016. - 152 с.
12. Багрин, Ю. Н. Интернет как новый маркетинговый канал [Текст] / Ю. Н. Багрин // Маркетинг и реклама. - 2016. - № 1. - С. 27-35.
13. Биржаков, М. Б. Введение в туризм [Текст]: учебное пособие/ М. Б. Биржаков. - М. : Издательский дом Герда, 2014. - 320 с.
14. Блохин, Ю. И. Разработка методических основ и создание методики оценки социально-экономической целесообразности развития туризма в РФ и ее регионах [Текст] / Ю. И. Блохин // Труды Академии Туризма. - СПб. : Олбис, 2014. - С. 142-147.
15. Бокарев, Т. А. Способы продвижения компании в сети Интернет [Текст] /Т. А. Бокарев // Маркетинг и маркетинговые исследования, - 2014. - № 4. - С. 125-130.
16. Боткина, JI. B. Особенности маркетинга в туризме [Текст] / Л. В.
Боткина, А. Т. Кириллов // Труды Академии Туризма. - СПб. : Олбис, 2015. - С. 115-120.
17. Бурдинский, А. А. Интернет-маркетинг как новый инструмент раз-вития бизнеса [Текст] / А. А. Буринский // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2015. - № 2. - С. 205-215.
18. Важенина, И. С. Интернет-маркетинг имиджа и репутации территории[Текст]: учебное пособие/ И. С. Важенина. - Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН, 2017. - 121 с.
19. Важенина, И.С. Имидж, бренд и репутация региона[Текст]/ И.С. Важенина // Сборник статей участников IV Международной научно-практической конференции «Проблемы устойчивого развития городов». - Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН , 2017. - С. 52-55.
20. Васильева, Л. В. Организационно-экономический механизм обеспечения устойчивого развития туризма в регионе [Текст]:автореф. дис. / Л. В.
Васильева. - СПб., 2016. - 18 с.
21. Ващекин, Н. П. Информатизация общества как феномен культуры [Текст]/ Н. П. Ващекин. - Новосибирск: Наука. 2016. - 170 с.
22. Ветитнев, А. М. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме [Текст]: учебное пособие / А. М. Ветитнев. - М. : Форум, 2015. - 400 с.
23. Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии [Текст]: учебник / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. - М. :Юрайт, 2017. - 378 с.
24. Галкин, С. Е. Бизнес в Интернет [Текст]: учебное пособие / С. Е. Галкин - М. : Центр, 2017. - 254 с.
25. Гаранин, Н. И. Информационные технологии в туризме[Текст]: учебное пособие / Н. И. Гаранин. - М. : РМАТ, 2014. - 116 с.
26. Гвозденко, А. Н. Использование методики многофакторного SWOT- анализа для разработки стратегических направлений деятельности[Текст] / А. Н. Гвозденко // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2016 - №4. - С. 13-17.
21. Глебова, И. С. Анализ туристической привлекательности города и возможности ее повышения[Текст] / И. С. Глебова // Ученые записки казанского государственного университета. -2017 - №5 - С. 123-130.
28. Гольман, И. А. Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация [Текст]/ И. А. Гольман. - М. :Гелла-принт, 2014. - 245 с.
29. Гохберг, Г.С. Информационные технологии [Текст]: учебник / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский. - М. :Академия, 2015. - 208 с.
30. Гуляев, В. Г. Новые информационные технологии в туризме[Текст]: учебное пособие / В. Г. Гуляев. - М.: ПРИОР, 2014. - 351 с.
31. Гуляев, В. Г. Организация туристской деятельности [Текст]: учебное пособие / В. Г. Гуляев. - М. :Нолидж, 2011. - 253с.
32. Гуров, Ф. П. Продвижение бизнеса в Интернет. Все о PR и рекламе в Сети [Текст] / Ф. П. Гуров. М. :Вершина, 2015. - 152 с.
33. Гущин, А. К. Оценка социально-экономической эффективности развития туризма в Белгородской области [Текст] / А. К. Гущин, А. Б. Соловьев // Научные ведомости. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика, - 2014. - С. 13-19.
34. Данилов, И. П. Конкурентоспособность регионов России. Теоретические основы и методология [Текст] /И. П. Данилов. - М. : Канон, 2011. - 368 с.
35. Долженко, Г. П. О туристских ресурсах России [Текст] / Г. П. Долженко // Труды Академии Туризма. - СПб.: Олбис, 2014. - С. 29-37.
36. Елочкин, М. Е. Информационные технологии [Текст] / М. Е. Елочкин, Ю. С. Брановский, И. Д. Николаенко. - М. : Оникс, 2014. - 218 с.
37. Есаулова, С. П. Информационные технологии в туристической индустрии [Текст]/ С.П. Есаулова. - М. : Дашков и К, 2011. - 152 с.
38. Жукова, М. А. Менеджмент в туристском бизнесе [Текст]: учебное пособие / М. А. Жукова. - М. :КНОРУС, 2015. - 205 с.
39. Закарян, И. В. Интернет как инструмент для финансовых инвестиций [Текст] : учебное пособие / И. В. Закарян, Филатов И. С. - СПб. : БХВ- Санкт-Петербург, 2017. - 158 с.
40. Зонин, Н. А. Современные информационные технологии в международном туристском бизнесе: преимущества использования сети [Текст] / Н. А. Зонин // Проблемы современной экономики. - 2015. - №4. - С. 12-25.
41. Исаев, Г. Н. Информационные технологии [Текст]: учебное пособие / Г. Н. Исаев. - М. : Омега-Л, 2017. - 464 с.
42. Карлова, Л. В. Инновации в туризме [Текст]: учебное пособие / Л. В. Карлова, И. В. Кондратьева. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. -160 с.
43. Касьянов, Ю. Н. PR-кампания своими силами. Готовые маркетинговые решения [Текст]: учебное пособие /Ю. Н. Касьянов. - Спб. : Питер, 2014, 192 с.
44. Алешин, Л. И. Информационные технологии [Текст]: учебное пособие / Л. И. Алешин. - М. :МаркетДС, 2016. - 384 с.
45. Кириллов, А. Т. Туризм как фактор экономического развития региона [Текст]: учебное пособие / А. Т. Кириллов. - СПб. : СПбГУ, 2014. - 121 с.
46. Кирьянова, Л. Г. Маркетинг дестинаций как современный подход к управлению туристским регионом [Текст] / Л. Г. Кирьянова // Известия Томского политехнического университета. - 2016. - №6. - С. 35-40.
47. Котлер, Ф. Маркетинг мест: привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы [Текст]: учебное пособие / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер. - Спб. : Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2015. - 376 с.
48. Кошик, А. Веб-аналитика. Анализ информации о посетителях веб-сайтов [Текст] : учебное пособие / АКошик. - М. : Диалектика, 2015. - 464 с.
49. Кузик, С. П. География туризма [Текст]: учебник / С. П. Кузик. - М. : Оникс, 2014. - 278 с.
50. Ладонина, Л. А. Книга руководителя интернет-проекта. Готовые маркетинговые решения [Текст]: учебное пособие / Л. А. Ладонина. - Спб: Питер, 2017. - 256 с.
51. Лихачева, Г. Н. Информационные технологии в экономике и управлении[Текст]: учебное пособие / Г. Н. Лихачева. - М. :Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2015. - 118 с.
52. Мазилкина, Е. И. Управление конкурентоспособностью [Текст]: учебное пособие / Е. И. Мазилкина. - М. : Омега Л, 2016. - 187 с.
53. МакКоннелл, Б. Эпидемия контента. Маркетинг в социальных сетях и блогосфере [Текст]: учебное пособие / Б. МакКоннелл, Д. Хуба. - М. : Вершина, 2017. - 192 с.
54. Минькович, Т. В. Информационные технологии: понятийно-терминологический аспект[Текст]/ Т. В. Минькович // Образовательные технологии и общество. - 2016. - С. 123-129.
55. Михайлова, Е. А. Проблемы и перспективы взаиморазвития Интернета и международного маркетинга [Текст] / Е. А. Михайлова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 6 - С. 156-158.
56. Морозов, М.А. Информационные технологии в социально - культурном сервисе и туризме [Текст] / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. - М. : Академия, 2015. - 240 с.
57. Никифоров, В. И. Изменение общественно-экономических условий в стране и их влияние на состояние и развитие туризма [Текст] / В. И. Никифоров // Труды Академии Туризма. - СПб. : Олбис, 2014. - С. 31-36.
58. Остроумов, О. В. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность [Текст] / О. В. Остроумов. - М. : Финансы и статистика,2017. -128 с.
59. Панкрухин, А.П. Маркетинг в компьютерных сетях [Текст] / А. П. Панкрухин // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - №4. - С. 95-105.
60. Парамонова, Т. К. Методический подход к оптимизации выбора наиболее эффективного средства интернет-рекламы [Текст] / Т. К. Парамонова, М.В. Комаров // Практический маркетинг. - 2015. - №9. - С. 128-138.
61. Пименов, Ю. С. Использование Интернет в системе маркетинга [Текст] / Ю. С. Пименов // Маркетинг в России и за рубежом. - 20116. - № 1 - С. 128-138.
62. Подлипалина, Н. В. Онлайн-общение на службе вашей компании. Чат как инструмент маркетинга, рекламы и PR [Текст] / Н. В. Подлипалина // Интернет-маркетинг. - 2016. - №4. - С. 11-21.
63. Пэтл, К. Секреты успеха в электронном бизнесе [Текст] : учебник / Пер. с англ. под ред. Осипова Г. С. - СПб. : Питер, 2017. - 235 с.
64. Рубанова, И. Н. Управление рынком туристских услуг [Текст]: учебное пособие / И. Н. Рубанова. - М.: Академия, 2014. - 180 с.
65. Саак, А. Э. Информационные технологии управления [Текст]: учебное пособие / А. Э. Саак. - СПб. : Питер, 2015. - 158 с.
66. Светуньков, С. Г. Информационное обеспечение управлением конкурентоспособностью [Текст] / С. Г. Светуньков. - М. : Дело, 2017. - 205 с.
67. Симаков, В. В. Программное обеспечение систем передачи и обработки информации и проблемы их разработки [Текст] / В. В. Симаков, Э. Г. Назаренко // Средства связи. - СПб. : Питер, 2015. - С. 58-65.
68. Сирович, Д. Поисковая оптимизация на РНР для профессионалов. Руководство разработчика по SEO [Текст] / Д. Сирович, К. Дари. - М. : Диалектика, 2015. - 352 с.
69. Солнцев, А. А. Информационные сайты Рунета [Текст] / А. А. Солнцев // Турбизнес. - 2016. - С. 45-51.
70. Спирченко, М. А. Образ, имидж и бренд туристского города[Текст] / М. А. Спирченко. - М. : Академия, -2017. -125 с.
71. Стоун, Б. Директ-маркетинг: эффективные приемы [Текст] / Б. Сто¬ун, Р. Джейкобе. - М. : издательский дом Гребенникова, 2015. - 152 с.
12. Тапскотт, Д. Электронно-цифровое общество [Текст] / Д. Тапскотт.
- М. :Рефл-бук, -2015. - 432 с.
73. Успенский, И. В. Интернет как инструмент маркетинга [Текст] / И. В. Успенский. - СПб. : БХВ-Петербург, 2015. - 256 с.
74. Успенский, И. В. Энциклопедия интернет-бизнеса [Текст] / И. В. Успенский. - СПб. : Питер, 2014. - 178 с.
75. Ушакова, Е. О. Определение туристкой привлекательности региона по величине потенциала ресурсов развития туризма [Текст] / Е. О. Ушакова // Современные проблемы науки и образования. -2015. - №1. - С. 87-92.
76. Фатхутдинов, Р.А. Стратегическая конкурентоспособность [Текст]: учебник. / Р. А. Фатхутдинов. - М. : Экономика, 2015. - 504 с.
77. Федотова, Е. Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие / Е. Л. Федотова. - М. : ИД Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 368 с.
78. Холмогоров, В. Н. Интернет-маркетинг. Краткий курс [Текст] / В. Н. Холмогоров. - СПб. : Питер, 2017 - 251 с.
79. Цапук, Д. А. Планирование развития туризма в регионе: методологические вопросы [Текст] / Д. А. Цапук // Труды Академии Туризма. - СПб. : Олбис, - 2014. - С. 39-46.
80. Черенков, А. А. Интернет и маркетинговые исследования [Текст] / А. А. Черенков // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - №2 - С. 123-131.
81. Чудновский, А. Д. Информационные технологии управления в туризме [Текст]: учебное пособие / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. - М. : КНОРУС, 2016. - 345 с.
82. Чудновский, А. Д. Социально-экономическое развитие регионов России как фактор формирования спроса на туристские услуги [Текст]: учебное пособие / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. - М. : КНОРУС, 2015. - 432 с.
83. Шаховалов, Н. Н. Интернет-технологии в туризме [Текст] / Н. Н. Шаховалов. - Барнаул: АлтГАКИ, 2015. - 296 с.
84. Шенгелия, И. О. Общие тенденции развития туризма в малых и средних исторических городах на основе международного опыта в этой сфере [Текст] / И. О. Шенгелия // Труды Академии Туризма. - СПб. : Олбис,2014.- С. 37-41.
85. Шичкова, Е. В. Продвижение территорий и международный туризм: проектно-ориентированный подход[Текст] : учебное пособие / Е. В. Шичкова. -Нижний Новгород: ННГУ, 2015. - 230 с.
86. Шматченко, В. Ф. Концепция применения информационных технологий в туристской отрасли [Текст] / В. Ф. Шматченко, В. В. Шматченко. // Труды Академии Туризма. - СПб. : Олбис, 2016. - С. 202-207.
87. Шторгин, А. Б. Основы управления туристическими ресурсами[Текст] / А. Б. Шторгин // Вестник Московского университета.Социология и политология. - 2015. - №4. -C. 133-135.
88. Яковлев, А. А. Контекстная реклама. Основы, секреты, трюки [Текст] / А.А. Яковлев, А. Н. Чупрун. - СПб. : БХВ-Петербург, 2015. - 304 с.
89. Яковлев, А. А. Раскрутка и продвижение сайтов. Основы, секреты, трюки [Текст] / А. А. Яковлев. - СПб. : БХВ-Петербург, 2017. - 328 с.
90. Достопримечательности Белгорода и Белгородской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.dostoprim.com/belgorod-dostoprim.html(дата обращения 17.03.2018).
91. Журнал «Отдых в России» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rustur.ru/(дата обращения 17.02.2018).
92. Национальный туристичеcкий портал «RussiaTravel» [Электронный ресурс]. URL: https://www.russia.travel/(дата обращения 18.02.2018).
93. Официальный сайт конкурса «Лучший туристский портал» [Электронный ресурс]. URL:http://www.tour-portal-rf.ru/ (дата обращения
15.02.2018).
94. Путеводитель по городу Белгород[Электронный ресурс]. URL: http://www.go-on-travels.ru/city.php?ncity=51(дата обращения 17.03.2018).
95. Путеводитель по России «Strana.ru» [Электронный ресурс]. URL: http://www.strana.ru/(дата обращения 11.02.2018).
96. Сервис о туризме «Travel.ru» [Электронный ресурс].
URL:http://www.travel.ru/(дата обращения 18.01.2018).
97. Туристско-информационный сайт Белгородской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.beltourism31.ru/(дата обращения 15.02.2018).
98. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/(дата обращения 17.02.2018).
99. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru(дата обращения 19.02.2018).
100. Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» [Электронный ресурс]. URL: http://www.russia-rating.ru/info/9857.html(дата обращения 21.03.2018).