ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И РЕКОНСТРУКЦИЯ ЮГА В ЛИТЕРАТУРЕ США XX ВЕКА (ПО РОМАНАМ МАРГАРЕТ МИТЧЕЛЛ И ГОВАРДА ФАСТА)
|
Введение 3-7
Глава I. Маргарет Митчелл (1900-1949) и точка зрения Юга на события Гражданской войны и Реконструкции Юга в романе «Унесенные ветром» (1936) 8-31
§1. Формирование основ мировоззрения Маргарет Митчелл 8-18
§2. Критика романа «Унесенные ветром» (1936 г.) и его место в мировой литературе
§3. Причины популярности романа «Унесенные ветром»
§ 4. Особенности интерпретации «Южного мифа» в романе «Унесенные
ветром» 27-31
Глава II. Гражданская война и Реконструкции Юга по роману «Дорога свободы» (1944 г.) 32-50
§1. Говард Фаст (1914-2003 гг.) как политик и писатель 32-42
§2. Мотивы обращения Говарда Фаста к истории Реконструкции Юга.... 42-45
§3. Идейно-тематическое содержание романа «Дорога свободы» 45-50
Глава III. Специфика изображения антитезы Север-Юг в произведениях Говарда Фаста и Маргарет Митчелл 51-57
Заключение 58-61
Список использованных источников и литературы 62-68
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава I. Маргарет Митчелл (1900-1949) и точка зрения Юга на события Гражданской войны и Реконструкции Юга в романе «Унесенные ветром» (1936) 8-31
§1. Формирование основ мировоззрения Маргарет Митчелл 8-18
§2. Критика романа «Унесенные ветром» (1936 г.) и его место в мировой литературе
§3. Причины популярности романа «Унесенные ветром»
§ 4. Особенности интерпретации «Южного мифа» в романе «Унесенные
ветром» 27-31
Глава II. Гражданская война и Реконструкции Юга по роману «Дорога свободы» (1944 г.) 32-50
§1. Говард Фаст (1914-2003 гг.) как политик и писатель 32-42
§2. Мотивы обращения Говарда Фаста к истории Реконструкции Юга.... 42-45
§3. Идейно-тематическое содержание романа «Дорога свободы» 45-50
Глава III. Специфика изображения антитезы Север-Юг в произведениях Говарда Фаста и Маргарет Митчелл 51-57
Заключение 58-61
Список использованных источников и литературы 62-68
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность избранной темы исследования определяется целым рядом факторов. Формирование представлений о Гражданской войне в США (1861-1865 гг.) и Реконструкции Юга (1865-1877 гг.) в общественном сознании достигалось посредством влияния работ и историков, и литераторов. На восприятие данных событий оказывали воздействие политическая конъюнктура и происходившие в обществе изменения.
Апология Севера и революционных событий была присуща историкам советского периода. В этом они продолжали как общую для сознания XIX в. демократическую традицию, так и вполне отчетливо выраженные взгляды основоположников марксизма. Показательными для довоенной советской историографии являются работы Д.О. Заславского «Гражданская война в Соединенных Штатах Северной Америки (1861-1865)» (1926 г.) и «Очерки истории Североамериканских Соединенных Штатов. XVIII и XIX вв.» (1931 г.), книги В.И. Лана «Классы и партии в США. Очерки по экономической и политической истории США» (1937 г.), а также А.В. Ефимова «К истории капитализма в США» (1934 г.) и более поздней работой «США: пути развития капитализма» (1969).
Историки Р.Ф. Иванов и Г.П. Куропятник, подводя итог предшествующим исследованиям, наметили новые пути изучения Гражданской войны. Не ограничиваясь проработкой социально-классовых проблем, как в вышеназванных трудах, они выдвигали на первый план аграрный вопрос, при этом сохраняя позитивный образ Севера и войны в целом. Заметный вклад в изучение проблемы, как отмечает Т.В. Алентьева, внесли также историки А.И. Блинов, Ш.А. Богина, И.П. Дементьев и другие.
Однако для рядового читателя более доступным источником по Гражданской войне и Реконструкции являлась художественная литература, соответственно, она оказывала большее эмоциональное воздействие на восприятие данного периода в истории США. С проблемой рабства советский читатель знакомился преимущественно по переводным изданиям авторов XIX века: романам «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу (1852), «Белый раб, или Записки беглеца» Ричарда Хилдрета (1852), сочинениям Фрэнсиса Брэта Гарта, «Алый знак доблести» Стивена Крейна (1895) и др. Для читателя до конца 80-х годов XX века не существовало полемики южной и северной точек зрения, так как в вышеперечисленных произведениях культивировался героический образ янки. Юг воспринимался как место засилья буржуазии, эксплуатирующей несчастного раба. Итак, для советского читателя до определенного времени все было просто и ясно.
С 80-х годов происходит коренной перелом в понимании данного этапа истории США, что во многом связано с появлением исторических трудов В.В. Согрина и других авторов, ставящих под сомнение незыблемый авторитет лидеров Севера и саму необходимость войны и последующей Реконструкции. Появляются исследования, позитивно оценивающие Юг и порицающие Север. К таковым можно отнести, например, монографию «Антиномия американского Юга: свобода и рабство» И.М. Супоницкой, научно-популярный труд «Америка в огне гражданской войны: «серые» против «синих» С.Н. Бурина. Однако, несмотря на возникновение в известной степени «про-южных» работ, по мнению Т.В. Алентьевой, диспропорция в изучении противоборствующих сторон очевидна и на сегодняшний день .
После 80-х годов происходит стихийное загромождение книжных полок переводными художественными произведениями, в бесчисленном множестве которых можно было обнаружить и американскую литературу, посвященную Гражданской войне и Реконструкции. Среди них «Бессмертная жена, или Джесси и Джон Фремонт» Ирвинга Стоуна (1944), «Воинство ангелов» Роберта Пенна Уорена и другие.
Однако пик интереса к данным событиям связан с публикацией в России романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» (1936) в 1982 году и появлением одноименного фильма (1939) на советских экранах в 1990 году. Точка зрения Юга с этого момента определенным образом стремится занять господствующее положение в отечественном сознании. Коренным образом трансформировалось и восприятие проблемы рабства. Произведение Маргарет Митчелл стало историко-культурным феноменом, вовлекшим общественность в конфликт Севера и Юга, актуализировавшим данный исторический период и установивший связь поколений разных эпох и государств.
Одним из немногих произведений о Гражданской войне, до сих пор оставшихся в тени интереса отечественного читателя, является роман Говарда Фаста «Дорога свободы» 1944 года. Писательская судьба Фаста во многом противоположна судьбе Митчелл не только своими про-северными взглядами, но и по истории популярности в России и Америке в связи со сменой политических ориентиров автора. Произведение появилось на советских книжных полках еще в 1949, но было изъято и забыто читателем навсегда в 1957 году (тогда как в США, наоборот, стали издаваться). Следственно, эти написанные с разницей в менее чем 10 лет романы с одной тематикой никогда еще не вступали в диалог в отечественной культуре.
Таким образом, объектом данной работы являются произведения американской художественной литературы второй четверти XX века («Унесенные ветром» М. Митчелл и «Дорога свободы» Г. Фаста), посвященные историческим событиям 1861-1877 годов.
Задачи работы: произвести анализ жизни, творчества Маргарет Митчелл и Говарда Фаста; определить степень непримиримости северной и южной точек зрения в пределах художественных пространств избранных произведений; проследить судьбу романов и их воздействие на публику, используя при этом исследования отечественных историков и литераторов, а также издания зарубежных авторов. Следует отметить большее внимание исследователей к личности Митчелл и ее книге, ставшей достойным представителем американской массовой литературы, нежели к творчеству Фаста, что объясняется его отношениями с властями США и СССР и попыткам соответствовать жанру «социалистического реализма» в период 1943-1957 годов.
Основным источником являются сами романы «Унесенные ветром» и «Дорога свободы», а также мемуары Говарда Фаста и эпистолярное наследие Маргарет Митчелл.
Степень изученности вопроса. В интересующем нас сравнительном плане творчество Митчелл и Фаста не рассматривалось. Обоим писателям посвящена, по понятным причинам не слишком обширная, но остро дискуссионная литература. Обзор ее в виде отдельных экскурсов мы поместили в соответствующих разделах в главах.
Методологическим подходом к исследованию данной темы являются теория отражения действительности в художественном произведении и историческая концепция Гражданской войны в США и Реконструкции Юга, разработанная в отечественной историографии.
Тема работы актуальна и может представлять интерес для историков и словесников, так как в ней происходит историко-культурный диалог российского и американского обществ.
Структура работы. Работа состоит из введения, заключения и трех глав, две из которых подразделены в свою очередь на параграфы. Во введении очерчиваются основные представления в отечественном сознании периода 1861-1877 гг. на момент появления произведений Фаста и Митчелл, а также обозначаются актуальность, объект, задачи, степень изученности, методология и источники для данной работы. В первых параграфах главы I и II приводится жизнеописание исследуемых личностей, устанавливаются мотивы обращения Маргарет Митчелл и Говарда Фаста к тематике Гражданской войны и Реконструкции. Последующие параграфы обеих глав раскрывают идейную и сюжетную составляющие избранных произведений, а также судьбы романов в России и США. Глава III непосредственно посвящена сравнению романов с привлечением цитат. В заключении выносятся выводы и основные тезисы работы.
Апология Севера и революционных событий была присуща историкам советского периода. В этом они продолжали как общую для сознания XIX в. демократическую традицию, так и вполне отчетливо выраженные взгляды основоположников марксизма. Показательными для довоенной советской историографии являются работы Д.О. Заславского «Гражданская война в Соединенных Штатах Северной Америки (1861-1865)» (1926 г.) и «Очерки истории Североамериканских Соединенных Штатов. XVIII и XIX вв.» (1931 г.), книги В.И. Лана «Классы и партии в США. Очерки по экономической и политической истории США» (1937 г.), а также А.В. Ефимова «К истории капитализма в США» (1934 г.) и более поздней работой «США: пути развития капитализма» (1969).
Историки Р.Ф. Иванов и Г.П. Куропятник, подводя итог предшествующим исследованиям, наметили новые пути изучения Гражданской войны. Не ограничиваясь проработкой социально-классовых проблем, как в вышеназванных трудах, они выдвигали на первый план аграрный вопрос, при этом сохраняя позитивный образ Севера и войны в целом. Заметный вклад в изучение проблемы, как отмечает Т.В. Алентьева, внесли также историки А.И. Блинов, Ш.А. Богина, И.П. Дементьев и другие.
Однако для рядового читателя более доступным источником по Гражданской войне и Реконструкции являлась художественная литература, соответственно, она оказывала большее эмоциональное воздействие на восприятие данного периода в истории США. С проблемой рабства советский читатель знакомился преимущественно по переводным изданиям авторов XIX века: романам «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу (1852), «Белый раб, или Записки беглеца» Ричарда Хилдрета (1852), сочинениям Фрэнсиса Брэта Гарта, «Алый знак доблести» Стивена Крейна (1895) и др. Для читателя до конца 80-х годов XX века не существовало полемики южной и северной точек зрения, так как в вышеперечисленных произведениях культивировался героический образ янки. Юг воспринимался как место засилья буржуазии, эксплуатирующей несчастного раба. Итак, для советского читателя до определенного времени все было просто и ясно.
С 80-х годов происходит коренной перелом в понимании данного этапа истории США, что во многом связано с появлением исторических трудов В.В. Согрина и других авторов, ставящих под сомнение незыблемый авторитет лидеров Севера и саму необходимость войны и последующей Реконструкции. Появляются исследования, позитивно оценивающие Юг и порицающие Север. К таковым можно отнести, например, монографию «Антиномия американского Юга: свобода и рабство» И.М. Супоницкой, научно-популярный труд «Америка в огне гражданской войны: «серые» против «синих» С.Н. Бурина. Однако, несмотря на возникновение в известной степени «про-южных» работ, по мнению Т.В. Алентьевой, диспропорция в изучении противоборствующих сторон очевидна и на сегодняшний день .
После 80-х годов происходит стихийное загромождение книжных полок переводными художественными произведениями, в бесчисленном множестве которых можно было обнаружить и американскую литературу, посвященную Гражданской войне и Реконструкции. Среди них «Бессмертная жена, или Джесси и Джон Фремонт» Ирвинга Стоуна (1944), «Воинство ангелов» Роберта Пенна Уорена и другие.
Однако пик интереса к данным событиям связан с публикацией в России романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» (1936) в 1982 году и появлением одноименного фильма (1939) на советских экранах в 1990 году. Точка зрения Юга с этого момента определенным образом стремится занять господствующее положение в отечественном сознании. Коренным образом трансформировалось и восприятие проблемы рабства. Произведение Маргарет Митчелл стало историко-культурным феноменом, вовлекшим общественность в конфликт Севера и Юга, актуализировавшим данный исторический период и установивший связь поколений разных эпох и государств.
Одним из немногих произведений о Гражданской войне, до сих пор оставшихся в тени интереса отечественного читателя, является роман Говарда Фаста «Дорога свободы» 1944 года. Писательская судьба Фаста во многом противоположна судьбе Митчелл не только своими про-северными взглядами, но и по истории популярности в России и Америке в связи со сменой политических ориентиров автора. Произведение появилось на советских книжных полках еще в 1949, но было изъято и забыто читателем навсегда в 1957 году (тогда как в США, наоборот, стали издаваться). Следственно, эти написанные с разницей в менее чем 10 лет романы с одной тематикой никогда еще не вступали в диалог в отечественной культуре.
Таким образом, объектом данной работы являются произведения американской художественной литературы второй четверти XX века («Унесенные ветром» М. Митчелл и «Дорога свободы» Г. Фаста), посвященные историческим событиям 1861-1877 годов.
Задачи работы: произвести анализ жизни, творчества Маргарет Митчелл и Говарда Фаста; определить степень непримиримости северной и южной точек зрения в пределах художественных пространств избранных произведений; проследить судьбу романов и их воздействие на публику, используя при этом исследования отечественных историков и литераторов, а также издания зарубежных авторов. Следует отметить большее внимание исследователей к личности Митчелл и ее книге, ставшей достойным представителем американской массовой литературы, нежели к творчеству Фаста, что объясняется его отношениями с властями США и СССР и попыткам соответствовать жанру «социалистического реализма» в период 1943-1957 годов.
Основным источником являются сами романы «Унесенные ветром» и «Дорога свободы», а также мемуары Говарда Фаста и эпистолярное наследие Маргарет Митчелл.
Степень изученности вопроса. В интересующем нас сравнительном плане творчество Митчелл и Фаста не рассматривалось. Обоим писателям посвящена, по понятным причинам не слишком обширная, но остро дискуссионная литература. Обзор ее в виде отдельных экскурсов мы поместили в соответствующих разделах в главах.
Методологическим подходом к исследованию данной темы являются теория отражения действительности в художественном произведении и историческая концепция Гражданской войны в США и Реконструкции Юга, разработанная в отечественной историографии.
Тема работы актуальна и может представлять интерес для историков и словесников, так как в ней происходит историко-культурный диалог российского и американского обществ.
Структура работы. Работа состоит из введения, заключения и трех глав, две из которых подразделены в свою очередь на параграфы. Во введении очерчиваются основные представления в отечественном сознании периода 1861-1877 гг. на момент появления произведений Фаста и Митчелл, а также обозначаются актуальность, объект, задачи, степень изученности, методология и источники для данной работы. В первых параграфах главы I и II приводится жизнеописание исследуемых личностей, устанавливаются мотивы обращения Маргарет Митчелл и Говарда Фаста к тематике Гражданской войны и Реконструкции. Последующие параграфы обеих глав раскрывают идейную и сюжетную составляющие избранных произведений, а также судьбы романов в России и США. Глава III непосредственно посвящена сравнению романов с привлечением цитат. В заключении выносятся выводы и основные тезисы работы.
Маргарет Митчелл (1900-1949), воспитанная в среде ветеранов- конфедератов, в атмосфере, где каждый уголок напоминал о минувших военных событиях, установила ментальную связь с предыдущим поколением и стала панегиристом Старого Южного Мифа, и, обладая уникальной способностью к творчеству, воссоздала свое видение периода Гражданской войны и Реконструкции в прославившем ее на весь мир культовом романе «Унесенные ветром» (1936), на основе которого в 1939 году была снята одноименная кинолента, еще более превознесшая книгу на недосягаемый уровень популярности, секрет которой. В России, однако, реакция на нашумевшую книгу выразилась в сухой заметке критического характера 1937 года. Оценить же самостоятельно «Унесенных ветром» российская публика смогла только в 1982 году, когда был запущен первый крупный тираж книги. Пропустив связанную с ней «мировую истерию» в первой половине XX века, апогеем которой стали в том числе продажа атрибутики и создание многочисленных «продолжений истории», книга все же была оценена советскими и российскими читателями по достоинству. Более того, она до сих пор остается одной из самых любимых книг и, примечательно, главным транслятором представлений о событиях Гражданской войны и Реконструкции Юга в США.
Говард Фаст (1914-2003) родился в бедной еврейской семье в северном штате, где ничто не предвещало блистательную карьеру писателя. Но он, подобно своему герою Гидеону Джексону, воспротивился устоявшемуся общественному порядку, ворвался в мир литераторов и являлся успешным их представителем до конца своих лет. Тяжелые жизненные испытания, связанные как с его пролетарским происхождением, так и с национальной принадлежностью, стали следствием обращения к коммунистической идеологии, а позднее, в 1943, - к партии. «Дорога свободы» (1944) - роман, который, несмотря на некоторую критику членов Компартии в несоответствии с жанром «социалистического реализма», гармонирует со всеми идеологическим догмами. Однако действительным поводом к обращению к теме Реконструкции (помимо увлеченности трудом историка пан-африканиста Дюбуа «Black Reconstruction in America»,1935) стал протест против нацистской идеологии, призыв общества к консолидации в годы Второй Мировой войны. Роман стал известен всему миру, особенно в социалистических странах, где до 1957 года входил в список обязательной к прочтению литературы. Однако все переменилось после события, которое можно по праву признать одним из самых спорных во всей биографии Фаста - его выхода из партии, после чего его имя навсегда было забыто в советском и уже постсоветском пространстве, тогда как в США, где его ранее игнорировали в связи с его политической ориентацией, вновь приняли и полюбили.
Сравнение данных произведений - попытка осмысления двух эпох, Гражданской войны и Реконструкции и мировых войн первой половины XX века. Человеку, предметно не занимающемуся этим вопросом, может показаться, что события в романах происходят в отрыве от реалий современности, однако перевернувшее сознания всего мира войны с необычайной силой воздействовали на людей творчества и нашли отражение в созданных произведениях. Особое значение в этом контексте имеет описание Реконструкции как истории разрушенного мира после войн, это предупреждение читателей о наступающих еще более тяжелых временах.
Произведения Говарда Фаста и Маргарет Митчелл традиционно критики не относят к так называемой «элитарной» литературе, предназначенной для узкого избранного круга читателей, поднимающей сверхпроблемы философского или другого характера. Несмотря на равную степень доступности языка и повествования, они имели различную аудиторию: приверженцу левых взглядов роман Митчелл мог показаться правореакционным, тогда как поклонники «Унесенных ветром» обвинили бы Фаста в конъюнктурности, желании услужить коммунистам. Кроме того, романы показывают себя с противоположных сторон и с художественной точки зрения. Книгу Митчелл отличает эпичность повествования, глубокий психологизм, многогранность персонажей, а лейтмотивом ее романа стала знакомая каждому истина, выразившаяся в простой фразе - «Я обо всем этом подумаю завтра» , то есть все жизненные перипетии разрешимы. У Фаста книга скорее кинематографична: большое количество диалогов и локаций, сведены до минимума описания природы, персонажи максимально упрощены и строго поделены на положительных и отрицательных, благодаря чему без труда считывается главный посыл автора - продолжение борьбы во имя свободы и мира.
Однако, несмотря на то что Митчелл и Фаст - адепты противоборствующих концепций, находясь в едином временном и культурном пространстве, они делают акцент на одних проблемах, дают похожие оценки (например, о состоянии послевоенного Юга, об отношении к Клану, «саквояжникам», ложности «negro incapacity»). Таким образом, говорить о пролонгации конфронтации Севера и Юга в данных произведениях можно лишь при поверхностном взгляде на вещи, или при выборе конкретных специфических моментов при сравнении. Как уже говорилось, в романах можно обнаружить большое количество неслучайных стыковок. Используя разные источники, персонажей разных социальных групп, находясь на противоположных сторонах, писатели с непохожими творческими судьбами приходят по итогу к близким выводам, исходя из чего, можно судить о том, что писатели стремились объективно оценить исторические факты и интерпретировать мировоззрение участников событий Гражданской войны и Реконструкции. Однако о полном согласии между Севером и Югом даже в пределах художественного пространства двух произведений говорить нельзя: аристократический индивидуализм Юга в массовой литературе никогда не смирится с коллективным сознанием в идеологическом романе про-северной ориентации.
Романы Говарда Фаста и Маргарет Митчелл не только ценны с художественной точки зрения, но и интересны с позиции исследования истории Гражданской войны и Реконструкции, а также мировоззрения участников событий и современников авторов, следовательно, данная тематика заслуживает внимания.
Говард Фаст (1914-2003) родился в бедной еврейской семье в северном штате, где ничто не предвещало блистательную карьеру писателя. Но он, подобно своему герою Гидеону Джексону, воспротивился устоявшемуся общественному порядку, ворвался в мир литераторов и являлся успешным их представителем до конца своих лет. Тяжелые жизненные испытания, связанные как с его пролетарским происхождением, так и с национальной принадлежностью, стали следствием обращения к коммунистической идеологии, а позднее, в 1943, - к партии. «Дорога свободы» (1944) - роман, который, несмотря на некоторую критику членов Компартии в несоответствии с жанром «социалистического реализма», гармонирует со всеми идеологическим догмами. Однако действительным поводом к обращению к теме Реконструкции (помимо увлеченности трудом историка пан-африканиста Дюбуа «Black Reconstruction in America»,1935) стал протест против нацистской идеологии, призыв общества к консолидации в годы Второй Мировой войны. Роман стал известен всему миру, особенно в социалистических странах, где до 1957 года входил в список обязательной к прочтению литературы. Однако все переменилось после события, которое можно по праву признать одним из самых спорных во всей биографии Фаста - его выхода из партии, после чего его имя навсегда было забыто в советском и уже постсоветском пространстве, тогда как в США, где его ранее игнорировали в связи с его политической ориентацией, вновь приняли и полюбили.
Сравнение данных произведений - попытка осмысления двух эпох, Гражданской войны и Реконструкции и мировых войн первой половины XX века. Человеку, предметно не занимающемуся этим вопросом, может показаться, что события в романах происходят в отрыве от реалий современности, однако перевернувшее сознания всего мира войны с необычайной силой воздействовали на людей творчества и нашли отражение в созданных произведениях. Особое значение в этом контексте имеет описание Реконструкции как истории разрушенного мира после войн, это предупреждение читателей о наступающих еще более тяжелых временах.
Произведения Говарда Фаста и Маргарет Митчелл традиционно критики не относят к так называемой «элитарной» литературе, предназначенной для узкого избранного круга читателей, поднимающей сверхпроблемы философского или другого характера. Несмотря на равную степень доступности языка и повествования, они имели различную аудиторию: приверженцу левых взглядов роман Митчелл мог показаться правореакционным, тогда как поклонники «Унесенных ветром» обвинили бы Фаста в конъюнктурности, желании услужить коммунистам. Кроме того, романы показывают себя с противоположных сторон и с художественной точки зрения. Книгу Митчелл отличает эпичность повествования, глубокий психологизм, многогранность персонажей, а лейтмотивом ее романа стала знакомая каждому истина, выразившаяся в простой фразе - «Я обо всем этом подумаю завтра» , то есть все жизненные перипетии разрешимы. У Фаста книга скорее кинематографична: большое количество диалогов и локаций, сведены до минимума описания природы, персонажи максимально упрощены и строго поделены на положительных и отрицательных, благодаря чему без труда считывается главный посыл автора - продолжение борьбы во имя свободы и мира.
Однако, несмотря на то что Митчелл и Фаст - адепты противоборствующих концепций, находясь в едином временном и культурном пространстве, они делают акцент на одних проблемах, дают похожие оценки (например, о состоянии послевоенного Юга, об отношении к Клану, «саквояжникам», ложности «negro incapacity»). Таким образом, говорить о пролонгации конфронтации Севера и Юга в данных произведениях можно лишь при поверхностном взгляде на вещи, или при выборе конкретных специфических моментов при сравнении. Как уже говорилось, в романах можно обнаружить большое количество неслучайных стыковок. Используя разные источники, персонажей разных социальных групп, находясь на противоположных сторонах, писатели с непохожими творческими судьбами приходят по итогу к близким выводам, исходя из чего, можно судить о том, что писатели стремились объективно оценить исторические факты и интерпретировать мировоззрение участников событий Гражданской войны и Реконструкции. Однако о полном согласии между Севером и Югом даже в пределах художественного пространства двух произведений говорить нельзя: аристократический индивидуализм Юга в массовой литературе никогда не смирится с коллективным сознанием в идеологическом романе про-северной ориентации.
Романы Говарда Фаста и Маргарет Митчелл не только ценны с художественной точки зрения, но и интересны с позиции исследования истории Гражданской войны и Реконструкции, а также мировоззрения участников событий и современников авторов, следовательно, данная тематика заслуживает внимания.



