Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политический PR как фактор формирования электоральных предпочтений (на примере избирательной кампании по выборам в Государственную Думу)

Работа №68186

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы130
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
323
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основания политического PR 9
1.1 Сущность PR технологий в политическом процессе 9
1.2 Механизмы воздействия PR на общественное мнение и основные
технологии электорального PR 21
1.3 Специфика применения технологий электорального PR в Российской
Федерации 35
Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования технологий политического и электорального PR в России на примере избирательной кампании по выборам в Государственную Думу 51
2.1 Программа исследования технологий политического и электорального
PR в России 51
2.2 Анализ материалов по прошедшим выборам в Государственную Думу
Российской федерации 2016 года 61
2.3 Анализ экспертных оценок технологий политического PR в России .. 75
Заключение 86
Нормативно-правовая база 88
Литература 89
Приложения

Выборы в органы государственной власти, несомненно, являются важнейшим элементом современной политической системы нашего общества. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, наша страна является демократическим государством.1 Выборы в современной России сопровождаются значительным ростом внимания граждан к политике, а также особой конкурентной борьбой кандидатов. Такая борьба за голоса граждан происходит на самых различных уровнях: начиная от уличной агитации (распространение листовок, рекламные плакаты, встречи с населением), и заканчивая вовлечением крупнейших средств массовой информации. Можно сказ ать , что борьба между политическими конкурентами в условиях избирательного процесса является неотъемлемой частью легитимных выборов. При этом, радикальные изменения, произошедшие в политической системе России в последние десятилетия, породили массу новых явлений. Вместе с институтом всеобщих выборов, появились такие феномены, как предвыборная агитация и работа в сфере public relations. Данное явление на сегодняшний день остаётся недостаточно изученным, а трансформации и социальное значение такого феномена, как политический PR, носят неоднозначный характер.
PR (public relations) - это, в широком смысле, взаимодействие с общественным мнением. В условиях политической конкуренции технологии PR направлены на создание определённого образа субъекта деятельности PR и закрепление этого образа как необходимого и наиболее вписывающегося в ценностный ряд определённой социальной группы. Особенно активно в политической сфере нашей страны PR используется в период электорального процесса, выступая инструментом управления общественным мнением и установками избирателей. На сегодняшний день существует несколько основных целей использования технологий PR в электоральном процессе. Прежде всего, это создание позитивного образа кандидата или партии, а также их правильное, с точки зрения необходимого субъекту результата, позиционирование. Помимо этого, позитивный образ кандидата может быть встроен в матрицу негативного общественного восприятия конкурентов. Также, PR призван привлекать ресурсы, в частности, призывая сторонников активно участвовать в кампании, или для сбора материальных средств. Отдельно стоит упомянуть об использовании так называемых “чёрных технологий PR”. Существует целая масса практик, которые можно отнести к запрещённым технологиям: распространение клеветнических материалов, направленных против конкурентов, сбор компрометирующих материалов и другие. Данные практики представляют собой специфический вид технологий PR и требуют отдельного рассмотрения в рамках данной работы в качестве отдельного феномена.
Изучение фактов, характера, а также тенденций использования определённых технологий PR в электоральном процессе имеет высокое значение для всеобъемлющего понимания сути политического процесса. PR технологии, применённые эффективным образом, оказывают непосредственное влияние на итоги электорального процесса, а значит - и на всю политическую жизнь общества. При этом, данные технологии не только служат средством борьбы для отдельных политических акторов, но и неосознанно применяются для активного конструирования контуров политической реальности, представляя собой эссенцию института политической коммуникации . Трансформации технологий public relations непосредственно отражают суть процессов, происходящих автономно в политической системе. В связи с этим, представляется актуальным изучение различных технологий PR, применяемых на сегодняшний день в электоральных процессах, трансформации данных технологий, а также проведение анализа механизмов этих методов и достигаемых результатов. Особую актуальность данная тема приобретает в свете недавно прошедших выборов в Государственную Думу Российской Федерации VII созыва: материалы прошедших избирательных кампаний были использованы в эмпирической части данной работы.
Отдельно стоит упомянуть факт усложнения коммуникационных процессов во всех сторонах жизни общества. Представляется, что исследование коммуникационных процессов, их динамика и тенденции являют собой предмет интереса социологической науки. Коммуникационные процессы в политической сфере жизни общества представляют собой отдельное предметное поле, интересное для изучения, в силу охвата широкой аудитории и высокой степени влияния на общественный процесс, а также ввиду усложнения социальных коммуникаций.
Представляется, что при комплексном рассмотрении политического PR, следует обратить особое внимание на взаимосвязь электоральных технологий и общественных процессов. В частности, феномен целенаправленного воздействия на ценностные установки избирателей в специфических формах может быть рассмотрен как инструмент конструирования социальной реальности.
Исследование электорального поведения и применения различных политических технологий для управления им, активно развивалось с начала двадцатых годов прошлого столетия в западных странах. Способам воздействия на электоральное поведение посвятили свои работы такие американские исследователи в области социологии и политологии, как У. Липпман, П. Лазарсфельд, а также И. Шумпетер . Позднее, данная проблематика освещается в работах европейских социологов, прежде всего, П. Бурдьё, Н. Лумана, Э. Ноэль-Нойман , Ю. Хабермаса , И. Блаттера, П. Шампань, Д. Клаппера. Так, Н. Луман предложил системную модель политической коммуникации , а Э. Ноэль-Нойман предложила ряд концепций, объясняющих механизмы воздействия на общественное мнение в разрезе политического и электорального процессов. При этом, в связи с особенностями развития политического процесса, отечественные исследования в данной области появились гораздо позднее - во второй половине восьмидесятых годов прошлого столетия. Ряд исследователей, среди которых стоит отметить С. Тучкова, непосредственно связывают трансформацию российской избирательной системы и становления PR в нашей стране. Радикальные изменения политической системы в нашей стране дали почву для роста количества исследований, посвящённых управлению электоральным поведением. В первую очередь, стоит отметить таких отечественных исследователей, как Д. Гавра, В. Виноградов, Г. Артёмов, Ю. Левада, С. Елисеев, Л. Сморгунов.
Объектом данной работы являются технологии public relations в политической сфере жизни общества.
В качестве предмета рассматривается применение технологий политического PR в ходе электорального процесса и их воздействие на электоральное поведение, в частности, в ходе избирательной кампании 2016 года по выборам в Государственную Думу VII созыва.
Целью данной работы является исследование технологий политического PR как фактора, оказывающего влияние на ход электорального процесса посредством воздействия на общественное мнение.
На основании цели работы были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать сущностную характеристику политического PR;
2. Рассмотреть трансформационные процессы политического PR как фактора, определяющего общественное мнение;
3. Рассмотреть технологии политического PR, применяемые в ходе избирательной кампании для воздействия на электоральное поведение;
4. Выделить отличительные черты политического и электорального PR в России и специфику взаимодействия с общественным мнением;
5. Рассмотреть трансформационный путь политического и электорального PR в России;
6. Исследовать материалы избирательных кампаний по выборам в Государственную Думу VII созыва в 2016 году с точки зрения применения политического PR;
7. Исследовать экспертные оценки специфики политического PR в современной России, а также взаимодействия технологий политического PR и общественного мнения;
Выдвинута следующая гипотеза: при эффективном применении, технологии политического PR, среди прочих факторов, способны оказать существенное воздействие на общественное мнение в ходе избирательной кампании и электоральные настроения, однако данная модель способна успешно функционировать только в рамках устойчивой демократической системы.
В данной работе деятельность public relations в политическом процессе рассматривается с точки зрения конструктивистского подхода, в рамках которого действия участников в сфере public relations понимаются как сознательная деятельность, направленная на конструирование социальной реальности, что является конечным результатом данной деятельности. Политический процесс рассматривается с позиций структурно- функционального анализа. Структурно-функциональный анализ предполагает рассмотрение социального объекта в качестве структурной целостности, в которой каждый элемент имеет функциональное значение, и является базовой детерминантой исследования.
По итогам работы были получены комплексные данные о применении технологий политического PR в ходе подготовки к выборам 2016 года в России, так как представляется, что данная кампания является ярким примером ожесточенной конкурентной борьбы с вовлечением широкого спектра технологий PR. В частности, распространение получили так называемые “запрещённые” технологии или же “чёрный PR”. Другим отличительным качеством прошедших выборов стал высокий уровень использования административного ресурса в целях контроля общественным мнением. Таким образом, в свете этой кампании, изучение технологий PR в электоральном процессе представляется чрезвычайно актуальным.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой были использованы следующие методы: изучение монографий, научных публикаций в периодических изданиях, сборниках, электронных ресурсов; анализ нормативно-правовой базы по проблематике исследования; методы системного анализа; методы описания и классификации. В ходе работы над эмпирической частью данного исследования были использованы методы экспертного опроса и контент-анализа. Обработка результатов исследования проводилась при помощи анализа, синтеза и обобщения данных, полученных в ходе исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, основная гипотеза работы нашла своё подтверждение. На основании работы могут быть сделаны следующие выводы. Политический PR представляется широким понятием, охватывающим всю сферу взаимодействия различных объектов политического процесса в публичном коммуникационном пространстве. Электоральный PR, при этом, является частью политического PR, и характеризуется деятельностью в рамках электорального процесса. Сегодня PR является эффективным инструментом для достижения политических целей, в узком плане, и для налаживания связей между обществом и отдельными политическими акторами - в широком. Однако, при этом, полноценная эффективная деятельность в рамках сферы электорального PR возможна в условиях устойчивой демократической системы. Технологии политического PR обширны и многообразны, в частности, в условиях избирательной кампании, PR отвечает за формирование имиджа политического деятеля, налаживание контакта с целевой аудиторией, выстраивание принципов предвыборной агитации, политическую рекламу и многие другие аспекты.
Для России характерен ряд отличительных особенностей в сфере применения технологий политического PR в ходе избирательной кампании, что обусловлено, во-первых, коротким промежутком времени, за который в нашей стране установилась система действия политического и, в частности, электорального PR. Во-вторых, данная специфика детерминирована особенностями политического процесса в России: речь идёт, прежде всего, о переходной модели демократии в нашей стране, недавнем установлении института выборов, влиянии российского менталитета на политическую сферу жизни общества, наличии специфических представлений об институте власти у населения в связи с процессами, происходящими в стране на протяжении длительного периода истории.
Особенности применения технологий политического PR в России определяются следующими факторами: широкое применение административного ресурса, подразумевающее чрезмерное применение политической власти для поддержки отдельных политических акторов в ходе 91
электорального процесса; монополизация власти вкупе с высоким уровнем поддержки обществом правящих сил, снижающие уровень политической конкуренции; политическая апатия населения, обусловленная существующим мнением о предрешенности результатов выборов любого уровня и невозможности реального влияния на политический процесс; неравномерное распределение ресурсов между различными политическими силами и фактическая невозможность для оппозиционных структур получения доступа к ресурсам, достаточным для полноценного участия в политическом процессе и существенного влияния на него.
Выборы в Государственную Думу VII созыва, прошедшие в 2016 году, отражают перечисленные явления. В частности, низкая явка демонстрирует политическую апатию населения, а материалы кампаний различных партий свидетельствуют об отсутствии напряжённой борьбы между ними, что формирует слабый запрос на применение всего спектра технологий политического PR. Также, наблюдаются свидетельства широкого использования административного ресурса в качестве функциональной альтернативы PR технологиям. Результаты выборов представляются предсказуемыми, что подтверждает выводы о специфике работы в сфере политических public relations в Российской Федерации.
Таким образом, технологии политического PR представляются мощным инструментом для формирования общественного мнения и политических предпочтений граждан страны в рамках электорального процесса, способным воздействовать на весь политический процесс, и даже определять его. Однако, данная практика возможна только в условиях наличия здоровой конкурентной демократии. В России мы можем наблюдать отдельные примеры успешных PR кампаний в электоральном процессе, но их влияние ограничено воздействием сторонних факторов



1. Конституция Российской Федерации. Официальный Интернет-портал Администрации Президента РФ. [Электронный ресурс] - URL: http:// constitution.kremlin.ru
2. Федеральный закон Российской Федерации “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 14.02.2014. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102171479.
3. Федеральный закон Российской Федерации “О выборах Президента Российской Федерации” от 03.06.2009. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102079674&rdk=11.
4. Федеральный закон Российской Федерации “О рекламе” от 03.03.2006. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102105292.
5. Федеральный Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации” от 27.12.1991. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/? docbody=&nd=102013812.
6. Федеральный закон Российской Федерации “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 22.05.2002. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102076507.
7. Федеральный закон Российской Федерации «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 02.02.2006. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102044401&rdk=3.
Литература
8. Bernard R. Berelson, Paul F. Lazarsfeld, William N. Mcphee. Voting: a study of opinion formation in a presidential campaign. N.Y.: Midway Reprint, 1954.
9. Blatter J. Beyond Hierarchies and Networks: Institutional Logics and Change in Transboundary Spaces-Governance: An International journal of Policy, Administration and Institutions, 2003, vol.16, No 4.
10. Gamson W. A Constructionist Approach to Mass Media and Public Opinion. Symbolic Interaction 1988, 11 (2)
11. Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. B.I. Suhrkamp, Fr.: M,
1987.
12. Klapper J.T. The Effects of Mass Communication. N.Y.: Free Press, 1960.
13. Lancelot A. Elections // Dictionnaire de la sociologie. Encyclopedia Universalis. - P., 1998.
14. Lazarsfeld P., Berelson B. & Gaudet H. The People’s Choice. N.Y.: Columbia University Press, 1948.
15. Lazarsfeld P., Katz E. Personal Influence: The Part played by People in the Flow of Mass Communication. N.Y.: Free Press, 1955.
16. Lippmann, Walter. Public Opinion. New York: Harcourt, Brace and Company, 1922.
17. Patterson T.E. & MacClure R.D. The Unseeing Eye. The Myth of Television Power in National Politics. N.Y.: G.P. Purnams' Sons, 1976.
18. А.В. Макарин, А.И. Стребков. Теория и история политических институтов. — Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2008.
19. Аверин Ю. П., Слепенков И. М. и др. Избирательная кампания: стратегия, тактика, психологические аспекты. - М., 1995.
20. Акимов Д.И. Социальный маркетинг и социальная сфера общества. Харьков, 2010.
21. Акимов Д.И. Социальный маркетинг. Киев, 2008.
22. Аналитик телеканала НТВ Вильчек о манипуляционных технологиях телекомпании на выборах 1996 года // Независимая газета, №198 (1769), 23 октября 1998. С. 8.
23. Анохина Н. В., Малаканова О. А. Политическая коммуникация //
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: сб. учеб.
материалов / под ред. Е. Ю. Мелешкиной. М.: Инфра-М, 2001.
24. Артемов Г. П. Социокультурные факторы электорального поведения./ Политическая социология. Теоретические и прикладные проблемы./Г.П. Артемов. СПб., изд. дом СПбГУ, 2007.
25. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. - М.: Аспект-пресс, 2005.
26. Блажнов Е.А. Паблик Рилейшнз. Учебное пособие. - М.: ИМА-пресс,
2004.
27. Бурдье П. О телевидении и журналистике: Пер. с фр. - М.: Фонд научных исследований “Прагматика культуры”, 2002.
28. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье; пер. с фр.; сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. - М.:Socio-Logos, 1993.
29. Бурова Ю.Е. Информационные ресурсы власти как инструменты транслирования её образа // Гуманитарный вектор - 2013. - №3. С. 137.
30. Быкова О. В. Языковое манипулирование // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 1 (8). Красноярск, 1999.
31. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990.
32. Виноградов В. Д., Головин Н. А. Политическая социология./
В. Д.Виноградов, Н.А.Головин - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997.
33. Виноградов В.Д., Петров А.В. Российская демократия и неолиберальные реформы: структурно-исторический контекст развития гражданского общества // Общество. Среда. Развитие. (Terra Humana) 2007.
34. Виноградов В.Д., Савин С.Д. Демократизация в аспекте современных цивилизационных процессов // Вестник Санкт - Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2010.
35. Виноградов В.Д., Чекмарева А.В. Политические ценности в восприятии студенческой молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2012.
36. Власов А.И. Политические манипуляции (история и практика средств массовой информации США). -М., 1982.
37. Володенков С.В. Информационно-психологические войны и массовое сознание // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. -
2005. - №1. - С. 132.
38. Володенков С.В. Управление современными политическими кампаниями.-М.:МГУ, 2012.
39. ВЦИОМ. Социологический опрос: Влияние средств массовой информации на политические взгляды россиян - 2007. [Интернет-ресурс] URL:http://www.wciom.ru/index.php?id=268&uid=8971.
40. Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации четвертого созыва 7 декабря 2003 года: итоги. ЦИК РФ, М.: Весь Мир, 2004.
41. Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт./ Д.П.Гавра - СПб.: ИСЭП, 1995.
42. Гавра Д. П. Формирование общественного мнения. Ценностный аспект./ Д.П.Гавра - СПб.: Петербургкомстат, 1995.
43. Гавра Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы воздействия // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т.1, №4.
44. Гриняев С.Н., Фомин А.Н. Некоторые оценки и выводы по результатам выборов Президента 2 марта 2008 года. Аналитический доклад - М.: Центр стратегических оценок и прогнозов, 2008.
45. Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998.
46. Дмитриев А.В. Социологический опрос и политика // Социс. 1994. №5. С.
42.
47. Егорова-Гартман Е. Политическая реклама. М., 1999.
48. Елисеев С. М. Политические отношения и современный политический процесс в России./ С.М. Елисеев - СПб.: Издательство Михайлова В.А.,
2000.
49. Елисеев С.М. Эволюция парадигм современной политической социологии./Политическая социология. Теоретические и прикладные проблемы. СПб., 2007.
50. Емельянова Н.В. Проблемы и перспективы развития демократии в современной Ро ссии // Известия Саратовского университета. Сер. Социология. Политология. 2010, вып. 2. С. 40-45.
51. Зарубежная политическая мысль, ХХ в. / Под ред. Т. А. Алексеевой. - Москва: Мысль, 1997. - (Антология мировой политической мысли : в 5 т.; Т
2) . 831 с.
52. Зырянов С.Г. Современные электоральные процессы: взаимосвязь поведенческого и институционального аспектов: Автореф. Дисс.Канд. Полит. Наук. - М., 2006.
53. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг или как “продать” вождя // Политические исследования. - 1997. - №5. С. 88.
54. Катлиб С.М., Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2001.
55. Кириченко В.В. , Парамонов Д.О. Методы фальсификации выборов. - Ростов Н/Д., 2003.
56. Козлова Е.Г. Интернет и выборы // Выборы в Российской Федерации. СПб.: Норма, 2002. С. 194-195. [Электронный ресурс. Режим доступа]: http://law.edu.ru/article/article.asp7articleIDM436660;
57. Корытникова Н.В. Социальные последствия развития Интернет как средства производства сетевых коммуникаций // Социологические Исследования, 2007. №2. С. 85-93.
58. Кривоносов А.Д., Шишкина М.А., Филатова О.Г. Основы теорий связи с общественностью. СПб.: Питер, 2010.
59. Кузнецов И.И. Рунет как часть российского электорального пространства // Общественные науки и современность , 2003. №1. С. 68-87.
60. Левада Ю. А. Есть мнение!: Итоги социологического опроса./ Ю.А.Левада- М.: Прогресс, 1990.
61. Левада Ю. А. От мнений к пониманию: социологические очерки: 1993-2000. Левада (ВЦИОМ)./ Ю.А.Левада - М.: Издатель Карпов Е.В.,
2011.
62. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
63. Луман Н. Власть. М., Праксис, 2001.
64. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии / Под. ред. А.О. Бороноева. СПб.: ТОО ТК “Петрополис”, 1994.
65. Луман Н. Рельность массмедиа. М.: Праксис, 2005.
66. Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал. — 1995, №3.
67. Лупанов В.Н. Интернет как объект социологического исследования // Информ. общество, 2001. Вып. 1. С. 40-43.
68. Мальцева Н.М. Грязные избирательные технологии: мифы и реальность. - М., 2003.
69. Марченко Г.И., Носков И.А. Имидж в политике. - М.: ВЛАДОС, 1997.
70. Матвейчев О.А. Уши машут ослом. Сумма политтехнологий. - М.: Эксмо,
2010.
71. Мерфин Р Технологии избирательных кампаний в США. М.: Полис, 1991.
72. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире : методология анализа и практика исследований. - М.: УРСС, 2002.
73. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем./Общ. Ред.и предисл. Мансурова Н. С .- М. : Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996.
74. Нурутдинова А.Н., Русь А.А. Мнение россиян о возможностях публичного выражения мнения и технологиях “черного пиара” // Наука и современность. Выпуск 45. - 2016. С. 100-104.
75. Основы теории политической системы. Под ред. Тихомиров Ю.А., Чиркин В.А. М., 1985.
76. Пугачев В.П. Технологии скрытого управления в современной российской политике // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. - 2003. - №3. - С. 68.
77. Пушкарева Г.В. Политические коммуникации. Политология: Лексикон / Под ред. А.И.Соловьева. - М.: РОССПЭН, 2007.
78. Римский В.Л. Административный ресурс на выборах. - М., 2008.
79. Романович Н.А. Централизация и иерархичность как базовые аспекты образа власти в России // Научный эксперт. 2010. №7-8. С. 36.
80. Россия: Власть и выборы. Под ред. Г.В. Осипова. М.: Авиаиздат, 1996.
81. Савин С.Д. Демократизация как процесс социального и культурного развития общества // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013.
82. Савин С.Д., Негрова М.С. О понятии политических факторов стабильности изменяющегося общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2012.
83. Саетов И.Г. Технологии избирательного маркетинга в России: Дис. канд. полит. наук. -Казань, 2006.
84. Саломатин А.Ю. Политический маркетинг как основа политических технологий и PR-кампаний в постмодернизирующемся обществе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. №2. - 2009. С. 26-35.
85. Санников С.В. Образ власти как продукт социальной коммуникации: семасиологический анализ // Научно-Издательский центр “Социосфера”. [Электронный ресурс] URL: http://sociosphera.com/publication/conference/
2 0 1 1 / 1 0 5 /
obraz_vlasti_kak_produkt_socialnoj_kommunikacii_semiologicheskij_analiz.
86. Силаева В.Л. Интернет как социальный феномен // Социологические исследования. 2008. №11. С. 101-107.
87. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология в поисках новых методологических ориентаций: значат ли что- либо идеи для объяснения политики? / Полис. 2009. №1.
88. Соленикова Н.В. Политический Интернет в российских ихбирательных кампаниях // Общественные науки и современность, 2007. №5.
89. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии. - М.: Аспект Пресс, 2006.
90. Степаненкова В.М. Интернет и выборы // Экономическое и политическое развитие России на современном этапе. Вязьма, 2004.
91. Сысоева Н.А., Новокрещенов А.В., Фахрутдинова А.З. Электоральное поведение: американские теории и российская практика. Красноярск: [Б.и.],2001.
92. Тавадов Г.Т. Сущность и структура политического процесса // Политология: учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС - 2000.
93. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: АСТ, 2009.
94. Тульчинский Г.Л. PR-фирмы: технологии и эффективность. СПб.: Алтейя, 2000.
95. Федорченко С.Н. Современные технологии политического менеджмента. М.:МГОУ, 2012.
96. Филиппова Т.В. Социология в интернете // Социологические исследования. 2000. №5. С. 131-137.
97. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2000.
98. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000.
99. Хабермас Ю. Политическое пространство и политическая публичность. Биографические корни двух мыслительных мотивов // Между натурализмом и религией. Философские статьи. Пер. с нем. М.Б. Скуратова. М.: Весь Мир,2011.
100. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры. М.: ИНФРА- М., 2009.
101. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра / П. Шампань. - М.: Socio-Logos, 1997.
102. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. М., 1992.
103. Шевцов А.В. Интернет и российская электоральная социлогия // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2013. №156. С. 149-150.
104. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.
105. Шутов А.Ю. Политический процесс. М., 1994.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ